Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования icon

Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования



НазваниеОбщественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования
страница1/4
Дата конвертации07.10.2012
Размер0.54 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4


МЕЖДУНАРОДНАЯ ГОРОДСКАЯ/ОКРУЖНАЯ АССОЦИАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ICMA


УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ УСЛУГАМИ

ОТЧЕТ

Том 26/номер 3, марта 1994 года


ОБЩЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


Темой представленного отчета является привлечение широких слоев граждан к перспективному планированию в рамках территории их проживания. В этом отчете описан процесс создания общественного представления, или видения, планирования для города/округа, и дается объяснение нескольких методов по привлечению жителей к указанному процессу.

Исследования по данному предмету, проводившиеся органами местного самоуправления в шести городах и округах США, характеризуют различные подходы к общественному видению планирования. Эти исследования предлагают проводить обучение с целью структурировать процесс планирования, обеспечить разнообразие мнений участников, помочь гражданам и местным властям путем разработки рекомендаций по поводу деятельности местных органов управления и исследований общественного мнения. Территории, которые были исследованы: Санта Кларита, штат Калифорния; Винчестер-Фредерик Каунти, штат Вирджиния, г. Юджин, штат Орегон, г. Сиу Сити, штат Айова; г. Ред Уинг, штат Миннесота и округ Лексингтон-Файетт, штат Кентукки.


^ ОБЩЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ: УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ


Отчет за текущий месяц был подготовлен Джейсоном Вудменси. Господин Вудменсии - партнер по вопросам исследований компании ICMA’s Inquiry Service. Camiros, Ltd., которая оказывает консультационные услуги и услуги в области планирования, расположена в Чикаго. Эта компания оказала содействие при подготовке раздела “Введение в процесс создания видения”.


Большинство публикаций по вопросам стратегического планирования для местных органов управления предлагают широкой общественности, включая всех акционеров, представителей различных организаций, а также лиц, получающих общественную поддержку, принимать участие в процессе долгосрочного планирования. Широкое участие граждан является очень важным условием для установления и уточнения целей планирования, для поиска возможностей и негативных факторов, внутренних слабых и сильных сторон этого процесса1 . Главной задачей для сотрудников местных органов управления является поиск методов привлечения общественности к планированию. Конкретно обозначенная проблема может выглядеть так: каким образом местные органы управления могут привлечь к указанному процессу граждан, представляющих все уровни экономики и разные этнические группы, для оказания ими содействия в разработке планов, для реальной поддержки местного самоуправления со стороны общественности.



^ Широкое участие граждан является важным условием при разработке и уточнении целей планирования и определении его оптимальных направлений.


Данный отчет был подготовлен для того, чтобы предоставить некоторые ответы на вышеупомянутые вопросы. В нем описывается процесс создания общественного видения - эффективного средства участия граждан, а также обсуждаются практические проблемы, возникающие при привлечении граждан к участию в планировании. Шесть предметных исследований дают ответы на ряд вопросов - как наиболее эффективно организовать рекламную кампанию участия населения в планировании, кто должен возглавить этот процесс, как сделать общественное участие неотъемлемой частью процесса планирования.


^ ВВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ


Каждый человек имеет свое личное видение финансовых, служебных и семейных задач. Эти задачи пересекаются с задачами множества других людей и формируют структуру целых сообществ. Однако личные цели не являются основным фактором для сообщества. Осознанно или неосознано, но в каждом городе формируется представление о совместном будущем. Это представление может сильно различаться внутри сообщества, вплоть до неприятия отдельными его членами, но так или иначе оно будет способствовать выработке направления, которому следует город.

Большинство городов в настоящее время стремится сформулировать эти представления, понимая, что постановка задач и выработка позитивного отношения к изменяющейся ситуации создают условия для успеха. Цель видения определяется тремя факторами: определить задачи и проблемы, установить возможности стратегического характера для позитивных изменений и разработать общую основу деятельности.

В процессе качественной разработки общественного видения должны быть обеспечены, как минимум, следующие условия:

  • Широкое участие граждан для отражения всего многообразия городского сообщества.

  • Предоставление возможности для разрешения существующих и потенциальных проблем в атмосфере открытости.

  • Выработка комплекса задач, решение которых будет направлено на перспективное развитие и процветание общности.

  • Договоренность о нацеленности на достижение единого видения.

  • Непрерывность процесса оценки ситуации в городе и изменений внутри сообщества.

Результатами указанного процесса могут являться планы экономического развития, использования земель и их развития, транспортных систем, оказания услуг, а также планы для пригородных и смежных территорий. Эффективные результаты будут способствовать созданию представления о ситуации в городе среди его жителей на постоянной и унифицированной основе.


^ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН


Общественное видение может быть создано различными методами, и сообщество должно выбрать наиболее подходящий из них применительно к тем конкретным проблемам, над которыми должны работать местные органы управления.

^ Проведение всестороннего интервьюирования наиболее заметных лиц использовалось в Сиу Сити, штат Айова для выявления конкретных проблем и создания базиса для выработки дальнейшего соглашения. В округе Винчестер-Фредерик, штат Вирджиния был сформирован руководящий комитет с участием ведущих лиц города для аналогичных целей при подготовке обширного исследования и разработке процесса городского планирования.

^ Опрос мнений может применяться для постановки или уточнения проблем и достижения решений. Опросы также могут применяться для проверки принятия решений, исключая широкую дискуссию. Например, в г. Юджин, штат Орегон применялось несколько выборочных опросов граждан и один опрос всех членов семей для получения представления о том, что думают граждане по поводу сокращения объемов обслуживания и увеличения налогов или использования комиссионных сборов.

Проведение собраний городской администрации часто используется для сбора предложений граждан и оказания содействия по достижению соглашения. Примеры, включенные в настоящий отчет, взяты из практики городов Санта Кларита, Калифорния и Ред Уинг, Минессота.

Фокус-группы могут уточнить и расширить общественное видение, как, например, в случае с г. Ред Уинг, штат Минессота. Они также могут использоваться для расширения возможностей охвата граждан и получения информации, как в случае с округом Лексингтон-Файетт, Кентукки.

Наконец, комитеты по вопросам исследований могут рассматривать проблемы более глубоко, в течение нескольких месяцев. В округе Винчестер-Фредерик обеспечивалась продолжительная поддержка сотрудников и оказывалось содействие 15 гражданским комитетам, работавшим в два этапа, для выработки рекомендаций по широкому спектру вопросов, касающихся деятельности города.

Помимо обсуждения метода выработки общественного видения, наиболее подходящего для конкретной ситуации, каждый город должен рассмотреть сроки этого процесса, а также необходимость привлечения помощи со стороны.


Сроки


Процесс создания видения занимает продолжительное время. Должен быть выработан интерес населения к данному вопросу, и жители должны быть информированы о стоящих проблемах. Необходимо обеспечить возможность для их участия в процессе обсуждения проблем, их повторного рассмотрения и обратной связи. Необходимо допускать и поощрять высказывание жителями своих мнений по поводу предполагаемых изменений. Однако следует учитывать,что если процесс слишком затягивается, или если формулировка видения становится слишком сложной, участники могут потерять свой интерес и энтузиазм.

Разным группам требуется неодинаковое время для завершения процесса обсуждения и принятия решения. Как правило, требуется по меньшей мере один год от начала проекта и до одобрения плана. Некоторым группам может потребоваться два года. Проблема сохранения заинтересованности на период более двух лет представляется особенно сложной. Граждане должны быть уверены, что “конец” процесса все-таки будет, даже если на самом деле это только первый шаг в процессе, который в действительности никогда не закончится.


Консультанты


Консультанты могут выполнять три функции при оказании содействия в процессе создания общественного видения. Управляющий процессом организует среду, в которой может происходить эффективное участие и принятие решений, ассистент руководит событиями, которые составляют сам процесс, а технический эксперт предлагает анализ, содействие, исследование или техническую информацию.

Указанные роли не являются взаимоисключающими. Управляющие процессом, ассистенты и эксперты могут оказаться полезными в разное время и при различных обстоятельствах.


^ Избранные руководители


Участие граждан является особенно полезным для придания процессу стратегического планирования энергичного характера и направленности. Широкое привлечение граждан также придает разработанным стратегиям законную силу. Несмотря на это, поддержка и участие избранных руководителей будут являться определяющими факторами успеха или неудачи процесса планирования. По этой причине важно точно определить роль избранных руководителей: в некоторых общественных объединениях мэр и городской совет выступают в качестве руководителей процесса.

Если создание общественного видения или разработка проекта участия граждан становится обязанностью одного или двух членов совета, то по крайней мере городской управляющий должен вынести против этого свое предупреждение. Если некоторые избранные руководители не удовлетворены той информацией, которую они получают от граждан, они могут более легко проигнорировать ее под предлогом политической мотивации. Сотрудники местных органов управления должны быть уверены, что избранные руководители должны ознакомиться с общественной информацией перед тем, как приступить к разработке проекта общественного видения. Избранные и назначенные руководители могут даже выразить желание по вопросу разделения полномочий. В этом случае граждане, участвующие в этом процессе, принимают на себя более ответственную роль при выявлении проблем, разработке стратегий и выражении общественных требований.


Заключение


Информация, отражающая озабоченность или предпочтения граждан, является руководством по проведению местной политики. Она ограничена двумя присущими ей чертами. Во-первых, эти сведения выражают только общественное мнение; существуют другие важные источники, на основе которых делается выбор в отношении политики доходов и услуг, например, государственные мандаты, действующие контрактные соглашения, документы, касающиеся общественного здоровья и безопасности. Другое ограничение - информация (особенно информация, полученная посредством выборочных опросов) предлагает только моментальный “снимок”, общественное же мнение не является статичным, оно меняется по мере того, как члены общественного объединения приобретают больший объем информации и получают возможность выслушать противоположные аргументы.

По указанным причинам проекты участия граждан, которые связывают вместе многих людей с целью проведения обучения и обсуждения, а также подготовки информации, являются особенно полезными для достижения согласованного мнения, которое может служить действительным руководством для принятия административных мер.


^ Предметные исследования


Нижеприведенные исследования описывают методы, использовавшиеся в шести городах и округах с целью поощрения участия граждан в стратегическом планировании. В каждой группе применялся несколько отличный подход, с различными задачами, но общая цель была одна - увеличение уровня участия граждан при сотрудничестве с органами местного управления.

В первом исследовании описывается процесс планирования “Раздели мнение” в г. Санта Кларита, штат Калифорния, который свел вместе руководителей города и простых граждан на сессию по стратегическому планированию, проводившуюся в масштабе города. В следующей группе, округ Винчестер-Фредерик были привлечены руководящий комитет из 12 членов и целевая группа граждан из 150 человек для разработки направлений и рекомендаций в отношении действий, которые необходимо предпринять для улучшения возможностей города по управлению изменениями.

Город Юджин, Орегон столкнулся с проблемой дефицита бюджета и приложил усилия, чтобы привлечь граждан к процессу планирования перспективных финансовых показателей города. Используя четыре различных вида опроса граждан, городские руководители смогли определить, какие услуги являются наиболее важными для их города, а какие должны финансироваться из других источников или не финансироваться совсем.

Сиу Сити, Айова использовал опрос граждан и групповые задания при разработке проекта общественного видения. Сопоставляя информацию, полученную при работе с группами по заданиям, на общественном форуме, а также из уличных и углубленных интервью, органы местного управления пришли к пониманию необходимости улучшений в городе.

Ред Уинг, Минессота провел серию семинаров для улучшения планирования использования земель на своей территории. И наконец, Лексингтон-Файет, Кентукки привлек добровольных лиц из своей местности для осуществления руководства рабочими группами в программе стратегического планирования “Говорит Лексингтон”, нацеленной на достижение “современного видения городского собрания”.


^ Многозначительный хаос


Отчет, подготовленный Харвуд Групп для Кеттеринг Фаундейшн, указывает на девять факторов, являющихся ключевыми при определении гражданами общественных проблем. В указанном отчете выражается мнение, что использование механического подхода, рассматривающего граждан в качестве пассивных потребителей информации, может отвлечь общественность от публичных дебатов. Напротив, отчет Харвуд Групп, озаглавленный “Многозначительный хаос” делает акцент на комбинацию мер, предпринимаемых с течением времени и в разные периоды, а также устанавливает способы, активно влияющие друг на друга. Термин “многозначительный хаос” предполагает случайность, характеризующую процесс, посредством которого общественность выражает свою озабоченность: в любое время один из факторов может являться доминирующим, но фактически, все они присутствуют одновременно на протяжении времени.

Ниже представлены рекомендации из отчета о том, как привлечь этот потенциал:

О связях: Слушайте слова или фразы, которые используются людьми для описания своих проблем. Какие ассоциации проводятся внутри самих проблем и между общественными проблемами, и почему? Запоминайте язык, используемый гражданами для выражения своей озабоченности, и употребляйте их термины и фразы в Вашей дискуссии.

^ Об индивидуальной ситуации: Старайтесь понять область распространения опыта, который выносится гражданами на суд общественности, а также общие проблемы, вытекающие из него.

^ О согласованности: Окажите людям помощь в понимании “общей истории” - каким образом согласуются разные части. Объясните, почему существуют конкретные ситуации, как и почему сложились такие ситуации. Помогите увидеть другие точки зрения и усилия, направленные на реализацию различных мер.

^ О возможности противоречий: Постарайтесь активно вовлечь присутствующих в процесс преодоления своих противоречий - поощряйте и помогайте им задавать вопросы, слушать, проверять идеи и учиться.

^ Об эмоциях: Объедините эмоции в отношении того, как мы говорим и как представляем общественные проблемы, отражая круг эмоций, которые выражаются людьми в ходе общественных дебатов.

^ О достоверности: Избегайте предлагать людям “несуществующий выбор” на общественных дебатах. Предоставьте им “конкретную историю”. Признайте тот факт, что граждане ищут совета у своей семьи, кого-то, живущего по-близости, районных руководителей, сотрудников по работе и других, близких к ним людей.


^ Об осознании возможностей: Помогите людям раскрыть их роль в процессе изменений. Затем держите их в курсе происходящей работы над общественной проблемой.

^ О катализаторах: Регулярно напоминайте людям, что каждый человек является потенциальным катализатором; у людей должно появиться чувство осознания того, что они действительно могут что-то предложить.

^ О посреднических учреждениях: Уделите большое внимание созданию общественных мест, а именно, учреждений, действующих в качестве посредника, в которые граждане могут прийти и принять участие в общественной жизни. Поощряйте их к участию в работе таких учреждений, главным образом на долгосрочной основе, а не временно или в течение небольшого периода.


^ Что необходимо гражданам, чтобы принять участие в разрешении общественных проблем


Факторы

Практика, негативно влияющая на участие граждан

Как граждане реагируют на общественные проблемы

Связи

Вопросы и проблемы представлены фрагментарно

Устанавливают связи между проблемами, а не изолируют один предмет от другого

Личный контекст

Обращения, касающиеся личной заинтересованности людей

Используют свой жизненный опыт и воображение для установления связи с общественными проблемами

Согласованность

Проблемы, описанные посредством множества фрагментарных фактов

Хотят узнать все “почему” и “как”, историю и все аспекты дебатов, стоящих за общественной проблемой

Возможность противоречий

Поляризация и приверженность своему мнению являются главенствующими факторами в ходе дебатов

Необходима противоречивая ситуация - для постановки вопросов, проверки идей и установления связей




Эмоции

“Рациональный” ход дебатов, лишенный эмоционального фактора

Используют чувства в качестве важного аргумента при формировании отношений с общественными проблемами. Эмоции должны являться частью общественных дебатов.

Достоверность

Факты и цифры, приведенные экспертами, для установления достоверности

Ищут людей и ситуации для “удостоверения подлинности”, для отражения чувства реальности




Осознание возможностей

Общественные проблемы, отягощенные инертностью, стагнацией, отсутствием надежды

Хотят получить чувство уверенности в возможности прогресса в отношении общественной проблемы, а также уверенность в том, что они сами могут играть существенную роль в создании такого прогресса.

Катализаторы

Эксперты представляются основными катализаторами при привлечении общественности

Побуждаются к обсуждению проблем и реагированию на проблемы через примеры из своей ежедневной жизни - соседей, членов семьи, друзей.

Посреднические учреждения

Обращения, в которых граждане рассматриваются в качестве пассивных потребителей информации, изолированных в своих домах.

Собираются для совместного обсуждения, обучения, мероприятий в разных местах - школах, церкви, территориальных советах.

Источник: отрывок из статьи Ричарда С.Харвуда “Многозначительный способ привлечения граждан к разрешению общественных проблем”, Муниципалитет Колорадо, январь/февраль 1994г. Таблица взята из статьи “Многозначительный хаос: Формирование взаимоотношений граждан с общественными проблемами”, подготовленной Харвуд Груп (Бесезда, Мэрилэнд). Дейтон, Охайо: Кетеринг Фаундейшн, 1993г.


^ САНТА КЛАРИТА, КАЛИФОРНИЯ - ПОДЕЛИСЬ МНЕНИЕМ


Санта Кларита, штат Калифорния - это город с населением 147000 жителей, расположенный в округе Лос Анджелеса на расстоянии 35 миль севернее города. В начале 1991 года мэр и городской совет одобрили запрос городского управляющего о проведении процесса стратегического планирования в масштабе города. Совет выразил согласие выступить в качестве организатора и участника процесса, а также принять на себя обязательство по выработке плана мероприятий с целью определения наиболее важных вопросов и направлений.

Основной задачей процесса, по утверждению совета, являлось вовлечение населения в процедуру идентификации и определения вопросов, касающихся проблем развития, окружающей среды, социальных бедствий и, в целом, создание представления об идеальном городе, на реализацию которого должны быть направлены творческие усилия городских руководителей и сотрудников, определяющих политику.

  1   2   3   4



Похожие:

Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconВведение
Теоретические основы стратегического планирования развития предприятия
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconСодержание
Концептуальные основы стратегического планирования муниципальных образований в России
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconПримерные вопросы к зачету: по дисциплине «Стратегическое планирование»
Воздействие государственного регулирования на процесс стратегического планирования
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconПолный список экзаменационных вопросов 1 курс бц «Консул», дисциплина "Стратегический менеджмент"
Общие и отличительные характеристики долгосрочного и стратегического планирования
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Стратегический менеджмент» Сущность и и задачи стратегического менеджмента
Становление стратегического менеджмента и характеристика основных этапов его развития
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconРазработка «стратегического пакета» документов организации
Организацию, ведущую бизнес, как открытую социальную систему, которая борется за обладание ресурсами в экономической, социальной...
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconВ процессе обсуждения были заданы следующие вопросы
В обсуждении приняли участие не только работники сферы образования, но и работники других отраслей социальной сферы, родители. Среди...
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconАгитация агитационный период
Фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconСм графическую копию официальной публикации
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Общественное видение: участие граждан в процессе стратегического планирования iconФедеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-фз
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов