Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений icon

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений



НазваниеБрянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений
Дата конвертации18.09.2012
Размер316.15 Kb.
ТипРеферат

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика И.Г. Петровского


Факультет истории и международных отношений


Отделение регионоведения и международных отношений


Кафедра международных отношений


ТРЕБОВАНИЯ


к выпускным квалификационным работам (ВКР)


Утверждена на заседании кафедры от……… апреля 2009 г.


Брянск - 2009

Вопросы, связанные с подготовкой и защитой ВКР, подробно регламентируются Положением о Выпускной квалификационной работе (ВКР) для выпускников Брянского государственного университета, утвержденном Ученым советом университета 05.02. 2004 г.


^ Общие требования к выпускным квалификационным работам (ВКР).


ВКР является заключительной учебно-исследовательской работой выпускника ВУЗа. Каждый студент, своевременно выполняющий учебный план, обязан завершить свое обучение написанием ВКР, которая защищается после сдачи всех других форм отчетности.

В ВКР обычно выделяются следующие структурные элементы:

-титульный лист;

-оглавление;

-введение;

-основное содержание работы, состоящее из двух или трех глав;

-заключение;

-список использованных источников и литературы

ВКР должна носить самостоятельный характер и содержать элементы научного исследования. Её выполнение осуществляется на кафедре под руководством высококвалифицированного преподавателя - профессора или доцента. В отдельных случаях ее руководство может быть поручено старшему преподавателю, кандидату наук. При необходимости в качестве руководителей или консультантов по отдельным разделам ВКР могут прив -

лекаться специалисты из других вузов и научно-исследовательских институтов.

Руководитель выдает задание по теме, оказывает помощь в разработке плана и календарного графика выполнения на весь период работы над ВКР, рекомендует необходимые источники и литературу справочные материалы и т.п., проводит систематические консультации, контролирует написание отдельных разделов работы.

Тема ВКР должна быть актуальной, соответствующей современному состоянию и перспективам развития научного знания. Она является, как правило, продолжением курсовой работы, тесно связана с научной тематикой кафедры.

Темы и руководители ВКР утверждаются Советом факультета по представлению кафедры и утверждаются распоряжением декана.

Главным требованием к выбору темы является обеспеченность ее источниковой базой. Источники по своему характеру различны.
Перво­степенное значение приобретают архивные источники. Документы и ма­териалы, хранящиеся в центральных и местных архивах, группируются по фондам. Фонды, в свою очередь, подразделяются на описи, дела, единицы хранения или листы.

Вторую группу источников по своей значимости составляют пуб­ликации официальных документов - стенограммы заседаний парламен­тов и правительств, органов местной власти, съездов и конференций политических партий, сборники законодательных актов, постановлений и распоряжений официальных властей; программы, уставы, резолюции и решения, принятые политическими партиями, профсоюзами, культур­но-просветительскими организациями.

К числу источников относятся мемуары, переписка, дневники, речи и выступления, путевые заметки, публицистика. Безусловно, ме­муарная литература, дневники, переписка, путевые заметки и записки носят отпечаток субъективизма их авторов и требуют критического подхода. Но это тоже незаменимый источник, помогающий воссоздать колорит эпохи, нравов, быта и прочее, чего нельзя сделать на ос­нове строгого, протокольного языка документов. К тому же авторы мемуаров иногда оперируют документами, которых вообще нет в дру­гих источниках.

Ценным источником является пресса. Иногда на ее страницах мож­но встретить публикацию документов, которые по тем или иным при­чинам оказались безвозвратно утраченными архивами и другими хра­нилищами. Вместе с тем работа над прессой - весьма трудоемкий и длите­льный процесс.

Источниками считаются также различные статистические издания.

Работа над дипломом требует глубокого и всестороннего изуче­ния имеющейся литературы, как общего, так и специального характе­ра, связанной с его проблематикой - монографий, статей, рецензий, аннотаций. Это позволит, прежде всего, высветить степень изучен­ности темы и определить конкретную направленность ВКР. Кроме того, без анализа литературы студент не сможет написать важный раздел по историографии вопроса. В данном случае особенно важно отметить, что нового внес тот или иной исследователь в изучение проблемы. Необходимо учитывать историческую обстановку, в которой писался конкретный труд. Если материалы исследований других авторов ис­пользуется в тексте ВКР, то ее автору необходимо указать их адрес постраничными сносками, чтобы избежать обвинений в научной недобросовестности и плагиате.


^ НАПИСАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Написание ВКР начинается с библиографического по­иска. Важно выявить как можно полнее имеющиеся источники и литера­туру с тем, чтобы впоследствии составить их список, внимательно изучить, произвести по ним сбор материалов и правильно поставить задачи работы. Работая в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, в государственных архивах нужно пользоваться имею­щимися там библиографическими указателями и каталогами. В Российской Государственной библиотеке им. В.И.Ленина, библиотеке ИНИОН, Российской Государственной публичной исторической библиотеке и Государственной библиотеке иностранной литературы хранятся сводные каталоги литературы, изданной в США, Франции и других зарубежных странах.


При библиографическом оформлении работ в начале пишется фамилия и инициалы автора (обратите внимание - вначале фамилия, затем инициалы), название работы и - подзаголовок, если он имеется. Затем ставится точка, и обозначают­ся выходные данные: место, издательство и год издания. Место изда­ния: Москва, Санкт-Петербург, Paris, London, New York обозначаются начальными буквами - М., СПб., P., L., N.Y. Остальные города пишутся полностью. После обозначения места изда­ния перед издательством ставится двоеточие. Год издания обозначается только цифрой, буква "г» не проставляется. Затем обозначает­ся страница, содержащаяся в работе. Аналогичные требования относят­ся и к оформлению документальных источников (см. приложение 2). Образец:

Борисов СВ. Шарль Морис Талейран. М.: Международные отноше­ния, 1989. -328с.

Good T. Above Top Secret. N.Y.: Howard University Press, 1988. – 560 p. Работа или статья из собрания сочинений, сборника трудов или журнала описывается аналогично авторскому описанию с указанием, откуда взята работа - из собрания сочинений, сборника или журна­ла, а также с указанием года выпуска, номера и страниц, на кото­рых помещена статья. При этом следует обратить внимание на то об­стоятельство, что после названия статьи точки ставить не следует, а нужно поставить две наклонные скобки, которые образуют знак "//" Название сборника или журнала отделяется от года издания точкой. Такие же знаки ставятся после года издания или выпуска журнала, тома собрания сочинений. Поэтому том и страница обозначаются заглавными буквами "Т" и "С". Образец:

Ильин И.А. 0 монархии и республике // Вопросы философии. 1991.-№4.-C.I07-I5I.

Hidings R. United nations peacekeeping. 1946-1967 // The Middle Fast. 1969. Vol. X. – P.17-32.

Если материал взят из газетной статьи или заметки, то их названия указывать не принято. Указывается лишь название газеты, год из­дания, дата и номер, например: The New York Times. 1991- October, 19-Th.

Следует отметить, что не существует какой-либо единой, при­нятой раз и навсегда структуры библиографии. Разделение литера­туры и источников на разделы является процессом творческим и за­висит в значительной степени от темы исследования. Это значит, что определенные разделы библиографии могут отсутствовать в ВКР по той простой причине, что многие источники (нап­ример, архивные или мемуары и дневники) вообще не существуют в природе или же они оказались недоступными автору ВКР.

Приводим наиболее распространенную схему раздела «Источники и литература»:

  1. Архивные материалы;

  2. Публикации официальных документов;

  3. Мемуары, дневники, переписка, путевые заметки, речи и выступ­ления, публицистика;

  4. Пресса;

  5. Статистические сборники, справочники, указатели;

  6. Исследования,

Следующим этапом в написании ВКР является сос­тавление плана.

Наиболее распространенным является разделение ВКР на главы и параграфы. Главы следует нумеровать римскими цифрами, параграфы - арабскими. В ходе работы по выбору и обоснованию темы, составлению и оз­накомлению с библиографией происходит обдумывание содержания ра­боты, которое завершается составлением плана ВКР. Составление плана - это процесс, который имеет свое развитие. Поэтому первый вариант плана обычно является предварительным. Он будет уточняться и совершенствоваться в ходе изучения и познания материала по теме. Мы наблюдаем диалектическую зависимость между планом и изучением литературы и источников: если вначале план по­могает целенаправленно собирать материал - отбирать литературу и источники, то затем уже собранный материал диктует необходимость исправления плана, содействует разработке четкого, логического, обеспеченного источниками плана. Итак, план является логической основой построения ВКР. В нем дается наименование глав и параграфов таким образом, чтобы проблема получила свое пол­ное и последовательное развитие. Правильно разработанный план отве­чает определенным методическим требованиям. По отношению к теме в целом каждая глава должна освещать части одного целого. Может быть избран хронологический принцип построения работы. Тогда каждая из глав будет отражать определенный исторический период. Если за основу построения работы взят тематический или проблемный принцип, тогда главы будут посвящены отдельным вопросам темы.

К формулировкам заголовков глав предъявляются следующие требования:

- краткость, четкость и разнообразие:

-последовательное и четкое отражение внутренней логики

содержания ВКР.

По усмотрению автора оглавление может быть помещено не в начале, а в конце работы.


Внутри главы параграфы должны продолжить раскрытие целого в частном. Параграфы расчленяют на составные части конкретный воп­рос, освещаемый в главе. Они так же, как и главы, могут быть вы­делены по хронологическому и проблемному признаку. Важно, чтобы в целом план исчерпывающе раскрывал тему.

Естественно, что в каждом плане, помимо глав, должны быть предусмотрены введение и заключение.

Во введении в качестве самостоятельного раздела включается обзор источников и литературы.

Важным этапом в работе над дипломом является изучение соб­ранного материала.

В процессе составления библиографии и после того, как она сос­тавлена, проводится изучение литературы, в ходе которого проис­ходит накопление научной информации по теме, дополняемое затем источниковой базой. Литература делится на две группы: общая и кон­кретно-историческая, иди специальная, по отдельным вопросам. На­чинается изучение с общей литературы с тем, чтобы получить пред­ставление об историческом периоде, о месте и значении событий и явлений, которые избраны для изучения. Знание эпохи, экономичес­кого уровня развития, расстановки социальных сил необходимо для изучения специальных вопросов. После работы над общей литературой начинается изучение специальной литературы. Ее изучение позволяет выяснить уровень разработанности темы и дает возможность правильно определить собственные задачи ВКР. Эти задачи нахо­дят отражение в плане ВКР.

Изучение литературы подготавливает студента к работе над источниками: опубликованными и архивными. Каждый выявленный по теме документ заносится на специальную карточку выявления, как это делается при подготовке публикации документов. На карточке указыва­ется конкретный вопрос или шифр его в соответствии с планом пол­ный заголовок документа - разновидность, автор, адресат, содержа­ние и дата; контрольно-справочные сведения - откуда этот документ взят, точные указания или на издание и страницу, или на архив, фонды, опись или на подлинность документа.

На карточке делается выписки, цитаты с указанием местонахождения дела, страницы издания. После этой большой и трудоемкой работы студент как подлинный исследователь темы анализирует собранный материал и систематизирует его. Только после тщательного изучения собранного материала студент может приступить к написанию самой работы.

Основу ВКР должен составлять надежный фундамент

исторических фактов. При этом задача состоит не в том, чтобы набрать

побольше фактов, а в том, чтобы это были взаимосвязанные факты, позволяющие правильно, объективно воссоздать прошлое. Подлинность полученных данных проверяется в процессе исследования вопроса, сопоставления пока­заний различных источников. Получение научных фактов дает возмож­ность исследовать исторические явления. При этом важно руководство­ваться главными принципами исторических исследований, и знать ме­тоды изучения истории.

Одним из важнейших принципов исторического исследования» име­ющих мировоззренческий характер, является принцип историзма. При­менение этого принципа требует рассмотрения общественных явлений в их развитии, взаимосвязи каждого из явлений с другими, проверки выводов и оценок.

Принцип историзма определяет выявление и отбор документов, критику источников. Руководствуясь им, автор работы выбирает мето­дологию исследования темы. Конкретные методики работы над соб­ранным материалом являются составной частью научной методологии истории.

При разработке исторических проблем историки используют ис­следовательские методы, о которых хотя бы кратко, следует ска­зать. Эти методы классифицированы наукой. Выделяют общенаучные методы, которые находят применение не только в истории, но и во всех естественных и общественных науках. К ним относятся: истори­ческий метод, логический и метод классификации. Каждый из них содействует оптимальному решению задач исторического исследования. Если исторический метод позволяет показать процесс развития явления и установить историческую последовательность изучаемого процесса, то логический метод содействует раскрытию внутренней логики движения, закономерностей изучаемого явления, он дает те­оретическое осмысление описываемых фактов. Эти методы находятся в диалектическом единстве, они тесно между собой связаны.

Метод классификации позволяет правильно группировать, объеди­нять, разделять предметы и явления. Он необходим, чтобы привести собранный материал в систему, упорядочить его, выявить сходство или различие изучаемых событий и явлений. Непреложным условием научной классификации является единство основания деления. Метод классификации может помочь сделать теоретические обобщения.

Кроме общенаучных существуют специально-исторические методы, специфика которых связана с тем, что объектом исследования являет­ся история. Эти методы, в свою очередь, подразделяются на две группы -

первая из которых сопряжена с историческим методом, вторая - с логическим. В числе первой: синхронный (изучение явлений, проис­ходивших одновременно), хронологический (изучение событий в их по­следовательности в соответствии с течением времени), диахронный, или метод периодизации (выделение отдельных этапов в развитии явлений или процессов). В числе второй: сравнительно-исторический (установление сходства или различия между явлениями), ретроспективный, или исторического моделирования, структурно-системный и ме­тод актуализации. В ходе исследо­вания методы применяются нередко в сочетании.

В основе изучения лежит хронологический метод и его разно­видность - проблемно-хронологический. В наименовании этих методов, как и в диахронном, присутствует корень "хронос" (время, по-гречески). Они родственны и имеют целью изучение исторических событий и явлений в последовательности, движении согласно течению историчес­кого времени. Благодаря ним воссоздается цепь событий, которые ге­нетически связаны между собой. Но чем сложнее проблема, тем неиз­бежнее в этой цепи событий повторы, иногда нарушающие логику раз­вития конкретных явлений и аналитическое освещение. Тогда на по­мощь приходит проблемно-хронологический метод» Широкая тема расчленяется на ряд составных вопросов, каждый из которых подверга­ется хронологическому рассмотрению.

Метод исторических параллелей, или сравнительно-исторический,
позволяет сопоставить изучаемое явление с уже изученным, чтобы понять сущность первого. Этот метод дает возможность установить повторяемость и закономерность происходящих в жизни процессов. Он является средством раскрытия существенных черт современного развития его на основе использования исторического опыта.

Кроме перечисленных выше двух групп методов (общенаучных и специально-исторических) историки используют еще и методы, заим­ствованные из других наук. Здесь, прежде всего, следует назвать ста­тистический метод (или математический). Этот метод позволяет на основе количественных данных получить качественные характеристики.

Статистический метод применяется при условии соблюдения ряда требований: сведения должны быть полными и репрезентативными, сравнимыми, однопорядковыми. За цифрами необходимо увидеть природу явлений. В результате статистического метода можно получить обобщающие по­казатели, которые раскрывают качественные особенности изучаемых явлений.

Напряду с этими традиционными методами в историческую науку внедряются и чисто математические методы обработки с использованием чаще всего для массовых источников. Их преимущества состоят в том, что они позволяют выявить количественную меру изучаемых черт и свойств, что помогает выяснить и меру качества, присущего соответствующему явлению или процессу.

Методы исторического исследования неразрывно связаны с методикой источниковедческого анализа. Добытые в ходе источниковедческого анализа факты, составляют материал для обработки с помощью

научных методов. Систематизация материала, четкая группировка со­действует решению задачи ВКР. Во время написания ра­боты главным является осмысление, фактов, выяснение тенденции раз­вития процессов. Написание текста ВКР студенты, как правило, должны начинать не с введения, а с основных глав. Изло­жение материала должно быть четким, аргументированным. Выдвинутые положения должны подкрепляться веской аргументацией. Выводы должны быть вполне обоснованными. Умело следует применять цитаты. Цитата - это дословное, абсолютно точное изложение отрывка из источника. Она применяется в подтверждение своего соображения для усиления приведенных аргументов, но не вместо своего положения. Текст цита­ты обязательно подтверждается точкой ссылкой на источник. Ссылаться на источник необходимо и тогда, когда приводятся конкретные фак­ты, цифры. Нельзя забывать и об этике по отношению к авторам, чьи работы используются при написании диплома. Использование определенно­го описания или высказывания из других работ предполагает обяза­тельное упоминание этих трудов в тексте или в косвенной ссылке в подстрочнике.

Методически правильно начинать главу с постановочной части, в которой характеризуются конкретные задачи и цели главы, ее структу­ра. Завершать каждую главу должны выводы, в которых сообщаются основные результаты исследования с учетом всех параграфов главы. Вы­воды по главам содержат результаты достижений автора в исследовании конкретных вопросов, поставленных в начале главы. По отношению ко всей ВКР они имеют локальное значение.

В отличие от них заключение ВКР дает обобщеннее представление о достигнутых автором результатах в исследовании те­мы в целом. В нем синтезируется, все наблюдения и выводы автора и на их основе делаются обобщения теоретического и практического характера. Заключение дает представление о ценности приведенной ра­боты, показывает, как разрешены автором задачи и реализованы цели, о которых он заявил во введении. Оно позволяет судить о всей ВКР работе. В заключении, как правило, не приводится новых фа­ктических данных, которые ранее приводились бы в работе. Но за­то именно здесь уместны научные прогнозы и практические рекомен­дации. В заключении может указываться развитие изучавшихся явле­ний за пределами хронологических рамок ВКР.

Введение к ВКР – завершающий этап написания текста сочинения. В его структуру входят: 1) постановка проблемы исследования; 2) анализ источников; 3) историографический обзор; 4) определяются цели и задачи работы.

Постановка проблемы – необходимость ее изучения и актуальность в связи с современными задачами науки. Затем раскрывается сущность темы, ее реальная значимость и перспектива дальнейшей разработки в исторических исследованиях, а также хронологические и географические рамки.

Научное обоснование темы подкрепляет истори­ографический обзор, являющийся обязательной частью ВКР. Желательно, чтобы в нем не просто давались в хронологичес­кой последовательности аннотации имеющихся по теме работ, но чтобы анализировалось современное состояние разработки проблемы. Для этого имеющуюся литературу следует сгруппировать (т.е. применить метод классификации) по признакам сходства и различия, Могут быть выделены работы общеисторического и конкретно-исторического плана, внутри которых, в свою очередь, может быть дана еще более уз­кая группировка по отдаленным вопросам. Выяснить уровень изуче­ния проблемы возможно при условии ознакомления с вкладом пред­шественников. Их работы следует рассматривать в порядке хроноло­гии и в связи с исторической обстановкой, в которой была написана работа. Рассматривая взгляды, положения и концепции авторов, нуж­но помнить о важности диалектического подхода: учитывать условия написания, главенствующую общепринятую на момент создания работы точку зрения на объект исследования, мнения тех, кто рабо­тал над данной темой до изучаемого автора. Немаловажно также ори­ентироваться на задачи, которые ставил перед собой автор и, по воз­можности, объективно оценивать степень их разрешения и соответст­вия раскрытию темы. Отыскать новое, оценить значение конкретного труда, прежде всего по сравнению с предыдущими работами (а не с позиции современного, как правило, более высокого уровня знаний) одна из задач исследования.

Характеристика трудов и определение их значения проводится с уче­том типа издания (научного или научно-популярного) и их источниковой базы. Нельзя не увидеть связь между привлечением авторами но­вых источников и более широкой или углубленной разработкой вопро­сов. Не менее важным является совершенствование методики историчес­кого исследования, позволяющей извлекать из ранее известных источников новую информацию, обогащающую, а иногда исправляющую наши представления о событиях и явлениях.

В конце историографического обзора делаются выводы об уровне
разработки темы, о том, какие ее стороны изучены и насколько пол -
но, а какие еще ждут своего исследования. Эта часть введения непосредственно подводит автора ВКР
к постановке целей и задач своей работы. Как правило, выделяется одна, главная цель работы. Задачи должны быть изложены вполне определенно, по возможности, по пунктам. Уместно отметить непосредственную

связь между этой частью введения и заключением» где дается ответ, и приводятся результаты, достигнутые в ходе решения поставленных задач. Поскольку речь зашла о взаимосвязи отдельных частей работы, напомним, что в данной части оформляется то, что было задумано в плане ВКР. После формулировки задач, раскрывается источниковая база работы.

^ Анализ источников - весьма ответственная работа. По нему мож­но судить не только, о том, насколько обеспечена источниковым мате­риалом тема, но и насколько глубоко, и детально она разработана и

сколь квалифицированно судит о ней автор. Источники в обзоре должны быть сгруппированы по происхождению, видам, содержанию. Принципы группировки могут быть различными, и они должны быть ука­заны автором работы. Следует сообщить о том, откуда взяты докумен­ты, как они выявлялись. Характеристика групп источников должна создать представление о значении, месте и роли конкретных групп ма­териалов в освещении темы, их специфике. Показывая сильные сто­роны источника, не следует забывать и его слабых сторонах, если они имеют место. Анализ источников должен быть критическим и объектив­ным. Весьма важно раскрыть методику работы с источниками, ее осо­бенности. Источниковедческий обзор завершается выводом о том, нас­колько представительна собранная совокупность источников с точки зрения решения поставленных задач. Здесь же отмечаются пробелы в источниковой базе и намечаются пути их восполнения (иногда за счет имеющейся литературы).

Написанная ВКР должна быть правильно оформлена. К оформлению ВКР предъявляются такие же высокие требования, как и к научной публикации, поскольку работая над ней, студент приобретает все навыки исследовательского труда, в том числе, и методики оформления работы.

ВКР должна быть набрана на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А 4 и представлена в сброшюрованном виде. Оптимальный объем ВКР - 2-2.5 пл. (80-100 стр. машинописного или компьютерного текста) через два интервала (28-30 строк на странице). Рекомендуемый шрифт - Times New Roman. Страницы, начиная с оглавления, должны быть пронумерованы.

Перед сдачей ВКР ее проверяет научный руководитель (до этого он читает от­дельные главы и приложения).

Обязательными частями приложений любой ВКР являются: список источников и литературы и оглавление. Список источников и литературы составля­ется по основным разделам, о которых выше говорилось.

Данный раздел должен включать те источники и литера­туру, которые непосредственно использовались студентом в ходе ра­боты над ВКР.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания (ГОСТ 7.0.5 -2008) в алфавитном порядке, о каждом источнике указывается:

- фамилия, инициалы автора;

- полное и точное название книги, которое не берется в кавычки;

- место издания;

- название издательства (без кавычек);

- год издания (без слова "год" или сокращенного "г.");

- том или часть, выпуск (в случае необходимости);

- число страниц.

Оглавление ВКР должно содержать перечень названий: вве­дения, глав и параграфов, заключения и приложений с указанием страниц.

В приложениях могут даваться дополнительные материалы, подтверждающие позиции и выводы автора. К их числу могут относиться тексты особо важных документов, таблицы, составленные студентом, карты и диаграммы, хроника событий, алфавитный, именной или географичес­кий указатели, терминологический словарь и т.д. Документы, иллю­стративные материалы (схемы, карты, фотографии) и таблицы должны сопровождаться ссылкой на их местонахождение. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись "Приложение" с указанием его порядкового номера. Все иллюстрации, помещенные в тексте работы, должны иметь общую нумерацию (арабскими цифрами) и обозначение словом "Рис....". Аналогичные обозначения употреб­ляются и для имеющихся в ВКР таблиц. При этом обязательно указывают "Таблица №...".

Важно унифицировать встречающиеся в тексте наименования учреждений, городов, областей и фамилий. Каждая дата, цифра, факт должны соп­ровождаться указанием в подстрочнике на источник или литературу.

Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ ^ Р 7.0.5 – 2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Рекомендуется оформлять ссылки постранично со сплошной нумерацией. При неоднократном повторении ссылок на одно издание, если они идут подряд, полное наименование дается только первый раз, а далее указывается «Там же. С. такая-то»; или «Ibid. Р.», если используется работа на иностранном язы­ке. Если в работе дается ссылка на издание, уже упоминавшееся ра­нее, то она имеет неполную форму: фамилия и инициалы автора и да­лее: «Указ. соч.» (указанное сочинение) иди «Op. cit". если текст на иностранном языке. Косвенные ссылки, когда текст не цитирует­ся, а пересказывается, сопровождаются словом "См.:" ("смотри"). В случае сравнения данных из различных мест в подстрочнике указы­вается - "Ср.:" ("сравни"). Выше уже говорилось о применении цитат. Цитата заключается в кавычки, пропуски текста отмечаются многото­чием (...) Сокращения в цитатах нежелательны, но если уж они де­лаются, то не должны нарушать или искажать мысль автора.

Подготовленная к печати рукопись нумеруется и сопровождает­ся титульным листом. На титульный лист выносятся: наименование университета, факультета и кафедры, на которой выполнена работа. По центру листа проставляется фамилия, имя и отчество автора, полное название работы. Ниже указывается научный руководитель и выходные данные: город и год.

После перепечатки требуется тщательно вычитать работу, акку­ратно исправить ошибки.

Подготовленная работа перед сдачей в ГАК переплетается, прой­дя перед этим предзащиту на кафедре.

^ Предзащита на кафедре является апробацией работы. Она готовит студента к защите работы на ГАК. Здесь впервые заслушивается всту­пительное слово студента, с которым он выступает затем на ГАК. Текст работы просматривается членами кафедры, которые задают воп­росы автору ВКР. Нередко выявляется весьма распространенное свой­ство студента: при хорошем знании материала, неумение вести поле­мику, найти нужную аргументацию, чтобы отстоять и доказать правомерность постановки той иди иной задачи, увидеть значение изучаемых событий и их актуальность с точки зрения сегодняшнего дня. Большое внимание на кафедре уделяется уровню научно-справочного аппарата, оформлению работы. Нередки случаи, когда отмечаются не­четкость формулировок и наименований глав, параграфов, небрежность в сносках, библиографии, опечатки. Студент получает замечания и вносит исправления в текст работы. Кафедра дает рекомендацию к за­щите и назначает рецензента работы.

^ ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ К ЗАЩИТЕ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВКР.

После рекомендации кафедры к защите, студент готовит доку­ментацию для предъявления ее секретарю ГАК за неделю до защиты. Студент должен сдать в ГАК: ВКР в напечатанном и пе­реплетенном виде, отзыв научного руководителя, заключение кафедры, заверенную рецензию.

В отзыве научного руководителя дается анализ проведенной сту­дентом работы, отмечается ее научное значение, степень новизны, оригинальность, характеризуется источниковая база, степень аргу­ментированности выводов, возможность использования в учебном процессе или другие пути практической реализации достигнутых сту­дентом результатов.

^ В заключении кафедры кратко излагаются основные положения, позволяющие рекомендовать ВКР на ГАК (актуальность, соответствие требованиям).

Рецензию на ВКР пишет сотрудник или преподава­тель вуза, который был утвержден кафедрой в качестве рецензента. Как правило, это специалист по той проблематике, которая разраба­тывается автором работы.

Рецензент отмечает основные достоинства работы, останавливается на таких оценочных позициях, как новизна, актуальность, самостоятельность работы, полезность ее для науки и практики. Вместе с тем он выясняет недостатки в раскрытии темы. Рецензия додана помочь правильной оценке работы членами ГЭК.

Следует отметить, что ни в отзыве научного руководителя, ни в рецензии не рекомендуется давать конкретную оценку ВКР, поскольку ГАК оценивает ее, учитывая содержание работы, и ход ее защиты.

Рецензия должна быть получена студентом за один-два дня до защиты, чтобы он сумел подготовиться к ответу на замечания ре­цензента.

^ ЗАЩИТА НА ГАК И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРАКТИКУ.

Студент должен хорошо знать процедуру защиты, чтобы подготовить себя к ней, суметь четко изложить основные положения ВКР, ответить на вопросы, провести аргументированную по­лемику, защитить выдвинутые тезисы и свои взгляды, а если потре­буется, признать, что отдельные вопросы разработаны им недостаточ­но полно или освещены неглубоко, т.е. постараться понять замечания и правильно их воспринять.

Ко дню защиты должно быть написано вступительное слово. И хотя на заседании ГАК лучше не читать, a сообщать о своей ВКР устно, текст вступительного слова, нужно иметь. Он дис­циплинирует, нацеливает на освещение основного, а в минуту волнения и выручает защищающегося. Вступительное слово рассчитывается не более чем на 10-15 мин. В нем раскрывается актуальность и но­визна темы, задачи и структура работы, делаются выводы из изучен­ной историографии, кратко сообщается об источниковой базе и док­ладываются основные результаты, полученные в ходе работы.

^ Процедура защиты происходит следующим образом: председатель­ствующий на заседании ГАК объявляет защиту ВКР, тему и научного руководителя;

  • затем секретарь ГЭК сообщает данные о студенте;

  • вступительное слово студента;

- вопросы членов ГЭК и присутствующих на защите к студента и его ответы на них;

  • выступление научного руководителя;

  • выступление рецензента;

  • ответ студента рецензенту;

- выступление членов ГЭК и присутствующих на защите, жела­ющих принять участие в дискуссии;

  • заключительное слово студента;

  • сообщение оценки.

в ходе защиты, особенно в своих ответах членам ГАК, рецензен­ту и присутствующим на защите студент демонстрирует знание темы, владение материалом, умение вести полемику. Это очень ответствен­ная часть защиты, которая нередко определяет окончательную оценку. Не секрет, что порой безукоризненно выполненная работа не получает высшей оценки именно потому, что студент в ходе защиты показывает свою беспомощность или слабое владение материалом, не умеет соб­раться и дать вескую аргументацию в защиту своих положений. Бывает и наоборот: блестящая защита побуждает членов ГАК повысить оценку работы, которая в чем-то была не доведена до совершен­стве. Задача руководителя и студента - подготовить защиту ра­боты на высоком уровне.


Приложение I.^ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство высшего и профессионального образования

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Брянского государственного университета

имени академика И. Г. Петровского


Факультет истории и международных отношений


Кафедра международных отношений


выпускная

квалификационная

работа

на тему:


Выполнил(а):

Студент(ка) 5 курса специальности «регионоведение»


^ Научный руководитель:


Брянск 2009

Приложение 2


ОБРАЗЕЦ


Список источников и литературы

I. Архивные материалы.

1. Архив внешней политики СССР.- Фонд 0129.-опись 16.-Дело
2.-Лист 32-35.

^ II. Публикация официальных документов.

1. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы. М,: Изда­тельство политической литературы. 1990.-Т I. - 585с. -Т.2.-439с.

III. Мемуары, переписка, дневники, путевые заметки, речи и выс­тупления, публицистика.

  1. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Второе дополненное издание. М.: Издательство Агенства печати Новости. 1974.-T.I.- 431с.- Т.2.- 448с.

  2. Эррио Эдуард. Из прошлого. Между двумя войнами. I9I4-I936. Перевод с франц. М.: Издательство иностранной литературы. I958-770 с.

IV. Пресса.

  1. Правда. 1935-1938.

  2. Известия. 1936-1937.

  3. Мировая экономика и международные отношения. 1955.

^ V. Статистические сборники, справочники, указатели,

  1. Народное хозяйство СССР за 1938 год. М. 1940- 425с.

VI. Исследования.

I Иваницкий Г,М. Советско-германские торговые отношения в 1939-1940гг. // Новая и новейшая история; 1989. -№5.-С.28-44.

  1. 1939 год. Уроки истории. Отв. редактор О.А. Ржешевский. М.: Мысль. 1990.-509 с.

  2. Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. Второе издание (доработанное и дополненное). М.: Меж­дународные отношения. 1989. - 436c.



Приложение 3


^ .ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА - СНОСОК В ТЕКСТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

  1. От текста сноски отделяются чертой. Оформление скосок при первом обращении к источнику:

Год кризиса, 1938-1939, Документы и материалы, М.: Издательство политической литературы, 1999. -Т,2 - С.325.

Сиполс З.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой вой­ны. Второе издание (доработанное и дополненное). М.: Международ­ные отношения, I989.- C.235.

1939 год. Уроки истории. / Отв.редактор О.А.Ржешевский. М.: Мысль, 1990.- С. 81.

Орлов А.С. Странности "странной войны" // Новая и новейшая ис­тория. 1989- №15.-С.75.

Правда. 1938.-15 октября.


^ II. Оформление сносок при повторном обращении к источникам:


Год кризиса. 1938-1939... -С.280.

Сиполс В.Я. Указ. соч. – С.18.

1939 год. Уроки истории. – С.25.

Орлов А.С. Указ. статья.

Правда. 1939.-19 декабря.


III. Оформление сносок при последовательном неоднократном обраще­нии к одному и тому же источнику.

Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск. Издательство Уральского Университета. 1999.- С.243.

Там же.- С320.

Там же.- С.440.

Год кризиса. 1938-1939.- С.З6.

Там же. - С41

Там же. - С.78.

Сиполс В.Я. Указ.соч. -С.119. 2.

Там же. - С.201. 3. Там же. - С.312.

Медведев Р.А. Дипломатические и военные просчеты Сталина в 1939-1941 гг. // Новая и новейшая история. 1989 - №4.- С. 150.





Похожие:

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconПрограмма для студентов факультета истории и международных отношений по специальности
Программа предназначена для студентов факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени...
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconПрограмма для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
Программа предназначена для студентов дневного отделения факультета истории и международных отношений Брянского государственного...
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconПрограмма для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: 030401 «История»
Учебная программа для студентов IV курса факультета истории и международных отношений
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconДиссертация магистрант кафедры истории международных отношений и внешней политики Беларуси
Магистрант кафедры истории международных отношений и внешней политики Беларуси
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных отношений по специальности
Охватывается: 1 причинение легкого вреда здоровью
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений icon«Основам информационных технологий» Магистрант кафедры истории международных отношений Шатков Александр Сергеевич ст преподаватель Громко Николай Иванович Минск – 2010 г

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconСодержание: Вступление
Значение международной защиты прав человека для современных международных отношений
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconДокументы
1. /Галкин А П Социология международных отношений.pdf
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconМеждународные отношения в первой половине 1990-х гг. Основные процессы и тенденции развития современных международных отношений

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Отделение регионоведения и международных отношений Кафедра международных отношений iconДокументы
1. /Политиеская социология международных отношений (Цыганков).txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов