Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований icon

Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований



НазваниеЛокализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований
Дата конвертации18.09.2012
Размер46.61 Kb.
ТипДокументы



Е.А. Шинаков, С.В. Чернышов


Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований.


На рубеже XXI века все больше внимания уделяется народной культуре и ее художественным традициям. Одним из элементом народной художественной культуры является декор традиционного жилища. При рассмотрении декора жилища Брянской области, можно отметить, что народное зодчество, в целом, развивается без контакта с профессиональными художниками и архитекторами. Народное искусство развивалось как способ выражения мировоззрения его творцов. В основе творчества лежат традиции, накопленные веками. Основное назначение декора - преобразовывать окружающую среду, повышая ее эстетическую ценность. В основе народного искусства лежит повтор элементов, характерных для народной традиции той или иной местности. Часто, при многократных повторах, воспроизведении терялся первоначальный смысл знака, символа в орнаменте. Оставалась только эстетическая ценность композиции.

Благодаря традиционности декора, мы можем обнаружить в современных образцах домовой резьбы архаичные элементы, говорящие в частности и о древнейших представлениях наших предков, касающихся мироустройства.

На территории Среднего Подесенья в последней четверти ХХ в. и начале XXI века были проведены исследования традиционного декора В.Н.Городковым, А.М.Дубровским, Г.В.Мароховским, А.М.Проскаченко и С.В.Чернышовым. На основе собранного материала можно локализовать ряд мотивов орнамента.

Рассматривая декор Подесенья мы можем отметить присутствие антропоморфных орнаментов наличников. Характерно, что данные мотивы распространены только в районах близких к городам Брянску, Трубчевску.

Мотивы с изображением женщины можно условно разделить на несколько типов:

  • изображение женской фигуры в окружении мифических животных, которые тянутся мордами к ней.

  • изображение русалок - женоподобных существ с рыбьими хвостами. Изображения парные. Часто присутствует изображение воды в виде волнистых линий либо на самом изображении, либо под ним (рис.5.)

  • изображений женщин-полуптиц.

  • изображение женщины в характерной позе роженицы;

  • изображение нескольких фигур, водящих хоровод.(рис.3.)

Среди мотивов, распространенных в г.Брянске, помимо геометрического орнамента, широко используются антропоморфные мотивы. Наиболее часто встречающийся из них - мотив с изображением женщины. Изображение стилизованно и всегда находится в центре навершие наличника. Особо следует отметить наличники строений, расположенных на улицах Станке Димитрова и Александра Пересвета, где изображена композиция с антропоморфной фигурой в центре в характерной позе роженицы. Изображение окружено растительными побегами, направленными к фигуре.
Подобный орнамент имеет варианты: вместо антропоморфной фигуры появляется дерево или кустообразный растительный побег. Несмотря на это, хозяева домов отмечают, что на наличнике изображена "баба" просто для красоты.

Антропоморфные изображение можно видеть на наличниках, изготовленных техникой пропильной резьбы в жилищах, построенных в послевоенный период. Антропоморфные изображения иногда являются частью композиции с использованием зооморфных мотивов. На одном из наличников изображен всадник. Передними ногами лошадь поддерживает вензель, окруженный растительными побегами, внутри которого изображение креста. Возможно, крест заменил ранее существовавшее изображение женщины. Мотив имеет подражательные аналоги в г.Брянске, Карачеве Сельцо , Жуковке и Ржанице.

В настоящий момент трудно восстановить первоначальный смысл использование мотива. Несомненно утилитарное значение изображения как оберега. Массовое украшение крестьянских изб относится к XVIII веку, когда в селах стали стеклить окна. Но появление большого окна привело и к необходимости защитить открытое пространство. Мотивы с предметов быта, выполнявших не только хозяйственное, но и религиозное значение, переносятся на очелье наличника, призванного защитить окно от сырости, а строение от нечисти. К ХХ веку первоначальный смысл был утерян и заменен эстетическим значением.

Появление мотива русалки на территории края не случайность. Поверия о существовании русалок очень распространены, особенно в северных районах области. Они отличаются большим разнообразием. По народным поверьям, русалки - это молодые и красивые женщины, часто с распущенными волосами. Иногда это полуженщины - полурыбы, с рыбьими хвостами вместо ног. Русалки часто появлялись одетыми в белые одежды. Разнообразны и места их обитания. Это различные водоемы: реки, озера, пруды, болота, колодцы, а также леса, рощи, сады, луга, огороды. Русалки подходят к домам, нередко поселяются в них, могут жить и на кладбище (1,С.108-129). При этом все разнообразие мест обитания характерно для одного района - северо-востока Брянской области и граничащих с ним районов Орловской области.

Кроме ярко выраженного женского орнамента мы можем отметить и присутствие стилизованных изображений человека (рис.1-4). Их можно признать наиболее архаичным изображением. Данные изображения, называ6мые «шишками» привлекали исследователей сходностью с мотивами славянского искусства. С.Б.Рождественская (4, с.64,65.) указывает на возможность интерпретации появления данного мотива сохранением славянской традиции. В качестве примера рассматриваются космогоническая символика, выделенная Б.А.Рыбаковым (5, с.7-35).

Интересен мотив орнамента наличника в с.Кветунь Трубчевского района (рис.6.). На очелье изображен антропоморфный орнамент. Изображение стилизовано. Выделяется украшение головы в виде закрученных вверх рогов. Рогатый головной убор не редкость на навершие наличника. В данном случае можно предположить, что мотив восходит к древнему изображению тотема. Возможно это изображение кички-головного убора, характерного для северных районов Брянской области. Исследователи XIX века отмечали, что"... в крестьянском быту сохранилось, особенно в женских головных уборах, различие особливо; здесь не встретишь русских кокошников и повойников, но какие-то высокие шишаки, в некоторых уездах однорогие, в других - двурогие..."(2,С.50). Данный головной убор -кичка - до сих пор сохранился у пожилых женщин в дд.Дорожево, Дягтеревка. Неудивительно появление его в декоре жилища.


Литература.

  1. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор (духовная культура Полесья на общеславянском фоне.) – М., 1986.

  2. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Орловская губерния. Т.6, часть 5, - СПб., 1835.

  3. Дынин В.И. Некоторые особенности мифологического образа русалки у восточных славян.// ЭО.1994.№6.С.113.

  4. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе – М., 1981.

  5. Рыбаков Б.А. космогоническая символика «чудских» шаманских бляшек и русских вышивок // Финно-угры и славяне: Доклады первого советско-финского симпозиума по вопросам археологии. 15-17 ноября 1976 г. – Л., 1979.

  6. Чернышов С.В. Декор традиционного жилища Брянской области. – Брянск, - 2006.












Похожие:

Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconКраткая хронология археологических исследований эски-кермена
В 1920-х гг археологические исследования Эс­ки-Кермена проведены сотрудниками Центрального му­зея Тавриды [Симферополь] (Эрнст, 1929)....
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconПрограмма краеведческого музея ко дню города челябинска
Занятие посвящено истории Челябинской крепости – первым десятилетиям её существования. Материалы новейших археологических исследований...
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconОчерк истории эски-кермена, основанный на материалах археологических исследований
Не только простой прогулки по окрестностям Эски-Кермена, но даже одного взгляда на карту горного Крыма до­статочно, чтобы убедиться,...
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconПлан-конспект открытого занятия по теме: «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» Занятие подготовлено и проведено
Цель занятия: «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников посредством совершенствования навыков и умений, необходимых...
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconБугаев К. В
Современные возможности исследований потожировых следов человека и место таких исследований в системе судебных экспертиз
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconЗаписка комиссии ЦК кпсс под председательством в. М. Молотова в ЦК кпсс о представлении выводов по рассмотренным материалам
В соответствии с поручением Президиума ЦК кпсс от 13 апреля 1956 года «Об изучении материалов открытых судебных процессов по делу...
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconПсихологии
Во второй том серии включены труды В. М. Бехтерева, в которых рассматриваются предмет, задачи и методы социально-психологических...
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconТенденции диссертационных исследований по криминалистике, посвященных вопросам расследования преступлений в сфере экономики
Опубликовано: Проблемы системных исследований в криминалистике и судебной экспертизе: Конф. 4-5 декабря 2006 г., Москва мгу им. М....
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconВладимир Тютюнник Основы психологических исследований
Т 986 Тютюнник В. И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений...
Локализация мотивов в декоре по материалам этнографических и археологических исследований iconГрафик проведения мониторинговых исследований в 2011-2012
График проведения мониторинговых исследований в 2011-2012 учебном году в моу «сош пос. Бурный»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов