Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях icon

Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях



НазваниеКнягиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях
Дата конвертации18.09.2012
Размер98.79 Kb.
ТипДокументы



Полякова С.Г.


Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях

Проблемы славяноведения. Вып. 7. - Брянск, 2005


Исландский народ называют народом поэтов. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении - исландская национальная черта, а древнеисландская литература - самая своеобразная и самая богатая из средневековых литератур Европы, и основная масса этой литературы - саги. Исландское слово «сага» происходит от глагола, который значит «сказать» или «рассказывать», и, следовательно, первоначальное значение этого слова - «рассказанное». Целью «саг об исландцах» было описание событий, и притом событий определенною рода. События эти - не факты личной жизни персонажей саг: личная жизнь никогда не описывается в «сагах об исландцах». События эти - распри на севере Европы в так называемый «век саг», то есть X - XI века. Вот что сообщают нам саги в совокупности с древнерусскими летописями о представительнице данной эпохи и региона принцессе Ингигерд – княгине Ирине.

Ингигерд была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем», и бодрической королевы Эстред. В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерд получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1017 г. Ингигерд вышла замуж за великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). Со стороны невесты этот вопрос решал отец. Нередко невесты могли увидеть своего жениха в последний момент перед свадьбой. Однако случалось, что дочь могла повлиять на решение отца. В «Круге земном» исландского поэта и историка Снорри Стурлуссона говорится: «Конунг Олаф повёл этот разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва (Ярослава). Она отвечает: «Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я в свадебный дар себе Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится» - здесь имеется в виду Старая Ладога и южные невские берега, где тогда жила русь-ижора. Имя "ижора" впервые встречается в русских летописях только в 1228 году, хотя еще за полвека до того "Ингрию" упомянул в своей булле папа Александр III, - «и гардские (русские) послы согласились на это от имени своего конунга»1. При выборе невесты или жениха большое значение придавалось тому, из какого рода был человек: хорошего, знатного, богатого.
Важным было также, был ли человек, который претендовал на "звание" жениха человеком достойным, был ли достойным его отец. В сагах часто можно встретить фразу "… нам известно, что ты хорошего рода и богат, да и сам удалец, каких мало. Я не стану тебе отказывать..." или " известны его род и богатство, его хорошее воспитание, а также его родственные и дружеские связи...". Сватовство состояло из нескольких этапов. Первый этап называется сговор, обещание. На этом этапе происходит встреча родственников и обсуждение размеров выкупа, подарка за будущую невесту, назначается день обручения и свадьбы, обсуждается, где будет происходить свадьба. Второй этап - это обручение. Жених должен был назвать свидетелей. Затем в присутствии свидетелей подать руку невесте и сообщить об обручении с нею. Невеста могла быть обещана будущему жениху, но не обручена с ним. («Следующей весной приехали в Свейод послы конунга Ярицлейва из Хольмгарда (Новгорода), чтобы проверить то обещание, которое конунг Олаф дал предыдущим летом отдать Ингигерд за Ярицлейва»2). По решению родителей невесты в ответ на сватовство могло быть принято решение об "обещании". При этом по решению отца невесты, мог быть указан срок обещания, а также возможность невыполнения этого обещания в случае нарушения оговоренных требований. Интересно, что таким примером может служить невыполнение обещания данного отцом Ингигерд конунгу норвежскому Олафу Харальдсону выдать замуж за него свою дочь: «Олаф шведский говорит своей дочери Ингигерд, что ей не бывать женой Олафа Харальдсона. Вскоре полетели послания между ними, конунгом Гардов и конунгом Свеев, что Олаф отдаёт ему в жёны свою дочь Ингигерд с большим богатством. Его звали Ярицлейв»3. Это обещание не было исполнено, так как конунг норвежский не прекратил совершать набеги на земли конунга шведского. Третий этап - свадьба. Брачная церемония происходила в присутствии большого количества родственников с обеих сторон с долгими пирами и празднествами.

Ещё одним условием замужества Ингигерд было следующее: «Если я поеду на восток в Гардарики, то я хочу выбрать в Свиявельди того человека, который… всего больше подходит для того, чтобы поехать со мной … и чтобы он там имел не ниже титул, чем здесь и ничуть не меньше прав и почёта, чем он имеет здесь». И согласился конунг и послы его поклялись своей верой»4. Этим ярлом становился её родственник Регнвальд, внук Игоря Младшего. Были попытки обосновать родство ладожских ярлов с Ингигерд. Олаф Далин называет Ульва (отца Регнвальда) сыном Скеглар Тости - деда Ингигерд по матери5. "Сага об Эймунде" указывает на родство Регнвальда Ульвсона с Ингигерд, сообщая, что их матери были сестрами6. Последнее вряд ли возможно, так как Ингигерд родилась около 1000 г., а Регнвальд не позднее 970 г., когда погиб его отец. В 1032 г. сын Регнвальда - Улеб был достаточно многоопытным чтобы возглавлять новгородскую дружину7. Но отрицать родство Ингигерд с Регнвальдом нельзя, особенно если принять во внимание участие Ингигерд в судьбе Регнвальда. Регнвальд правил в Вестерготланде. Вестерготландкой была и бабушка Ингигерд - королева Сигрид Гордая (дочь Скеглара Тости). Это следует из того, что именно там выделил ей удел ее муж - шведский конунг Эйрик. Скорее всего, именно Сигрид была какой-то близкой родственницей (сестрой?) матери Регнвальда. Но Снорри Стурлуссон подчеркивает, что Скеглар Тости не был ни конунгом, ни ярлом, т. е. не был знатным человеком8 и, следовательно, не мог быть родоначальником ни ладожских ярлов, ни шведских королей. Да и скорее всего, Ингигерд не получала в вено Ладогу. Регнвальд сел там как потомок местной династии, хотя, по-видимому, передача ему Ладоги было, одним из условий брака Ярослава Мудрого и Ингигерд, что и позволило скандинавским историкам обьявить Ладогу брачным даром шведской принцессе, а Регнвальда - ее наместником. После убийства его отца малолетнему Регнвальду удалось скрыться именно в Швецию – за ближайшую к Ладоге границу. После этого Швеция становится притягательным местом для претендентов на русские княжения, находящихся в проигрышной ситуации. Ещё в 977 г. Владимир Святославич, в 995 г. - его сын Всеволод бегут в Швецию, в 1018 г. туда же собирается и Ярослав, рассчитывая получить помощь. Основанием для таких расчетов было наличие родственника - Регнвальда, сумевшего занять в Швеции видное положение, приведшее в конце концов одного из его сыновей на шведский трон. Платой же Регнвальду предполагался бывший удел его отца – Ладога.

Православие Ингигерд приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская дружина и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату9. Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать10. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини.

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима. Центром Киева стал храм Софии — Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворота, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. В Софии Киевской на одной из фресок изображена Ирина с дочерьми. По сей день о ней напоминает и улица Ирининская, где стояла церковь ее имени. Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», появилась «Кормчая» — перевод византийского Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище. В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства — архитектуры, живописи. Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский, в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!»11

Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Анастасия — венгерской, Елизавета — норвежской. Она выучила своих дочерей родному языку, и они отлично понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе отца варяжские войны. Пели в этих сагах и об Ингигерд, о её смелости, отваге и красоте. А когда в Киев приехал дорогой её сердцу гость – сводный брат норвежского короля, возлюбленного её юности, - Гаральд Смелый, красота Елизаветы, дочери княгини Ирины, покорила воинственное сердце северного искателя приключений12.

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, по-видимому, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1050/51 года и была погребена в Софийском соборе. Впрочем, существует и другое мнение, принадлежащее В.Л. Янину. Так как летописи, сообщая о смерти жены Ярослава 10. 02 1050 г. не называют её по имени (“и преставися жена Ярославля княгыни”13) и не указывают места её погребения, то логично полагать, что она скончалась и была похоронена отнюдь не в Новгороде, а в Киеве (если только она не была отвергнута Ярославом ради другого брака, о котором источники ничего не знают). В.Л. Янин опирается на археологическое подтверждение: в 1939 г. при вскрытии могилы Ярослава Мудрого в Киевском Софийском соборе в его гробнице был обнаружен не только скелет самого Ярослава, но и женщины северного типа очень пожилого возраста14. Однако, в описании новгородских святынь 1634 г. говорится: «В соборной же церкви, в Корсунской паперти, на западной стране, лежат мощи создателей соборныя церкви святые Софеи князь великий Владимир Ярославич, внук великого князя Владимира Киевскаго, крестившаго Рускую землю, да мати его, благоверная княгиня Анна, почтены от бога нетлением, лежат в каменных гробех..."15 Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красоты. Женщина — мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. Такой матерью была великая княгиня Ирина. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве — главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительстве Храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига. Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, житий святых, хождении в храм. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение небесному жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни княгини-вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Таким образом, особенность пути Ингигерд-Ирины раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Руси, встает вместе со святой Ольгой в основании русской женской святости. «Святой царицей Ириной» ее называли в северных странах и уважали за помощь в установлении дружеских отношений с северными соседями и родственниками мужа, управлении государством во время отъездов Ярослава, а также в содействии культурному процветанию Руси. Так, имя Ирина (мир), полученное Ингигерд в православии, оказывается глубоким выражением ее духовного дела. Другое имя, данное ей при постриге — Анна (благодать) — указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости — благодать Божию.

Примечания:

  1. Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 74

  2. Там же.

  3. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в. Тезисы, перевод, комментарии. М., 1994. С. 43

  4. Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 74

  5. Коновалов Ю.В. Русский княжеский дом в сер. X в. // Историческая генеалогия. 1994. №4. С.86-97; Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времён. Т.1. М.-Л. 1962. С.216.

  6. Сага об Эймунде // Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв.: Материалы и исследования. М., 1978. С. 104

  7. ПСРЛ. Т.1. С.20.

  8. Снорри Стурлусон. Указ. соч. С.94.

  9. Трофимов А. Святые жёны Руси. М., 1995. С. 31

  10. Там же.

  11. Слово “О законе и благодати” митрополита Илариона // Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1974. С. 32

  12. Кайдаш С. Сила слабых. Женщины в истории России (XI-XIX).М.,1989. С.5

  13. НПЛ. М.-Л. 1950. С.181

  14. Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 138

  15. Там же. С. 128










Похожие:

Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconВ. П. Астафьева образ коренных жителей сибири в есиповской и строгановской летописях
С первых дней освоения территории Сибири начинается взаимодействие русских людей и коренного населения. Именно с этого момента в...
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconДокументы
1. /ИНИЦИАЦИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ДРУЖИННИКОВ.doc
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconУченика
Сегодня мы узнали о разных видах Древнерусских городов. Используя свои записи на экскурсии, заполните следующую таблицу
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconВивчарь Родион Грищенко Руслан Тараненко Антон Чекаев Антон Кустов Егор Цаповян Ирина Легкоконец Татьяна Рыженко Анастасия Кулик Нина Григоренко Лидия Шеремет Ирина Григорян Андрей Полторацкая Дарья Билетинский Давыд

Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconДокументы
1. /Бурлуцкая Ирина Ивановна/Приложение 3.doc
2. /Бурлуцкая...

Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconУкраина Киев
Скульптурная композиция: Андрей Первозваный, княгиня Ольга, просветители Кирилл и Мефодий. Михайловская площадь
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconОльга-княжна Брянская, княгиня Волынская и её генеалогия
Деснинские древности. Материалы межгосударственной научной конференции. Вып. Брянск, 2004
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconАн империя, Телефоны (8452) 24-88-85, 8-906-307-88-85 Ирина
Продам комнату в общежитии, Чернышевского/2 Садовая, 20 кв м., 2/3 к., 3 года назад делали ремонт, пол – ковровое покрытие, хорошее...
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconСпас – Трансовая культура украинцев
На заре становления славянского этноса, его древнерусских корней (касательно русских, белорусов, украинцев), в нем зародились определенные...
Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях iconБиографические заметки
Предлагаем Вашему вниманию выдержки из главы книги Луи Броуэра «Фармацевтическая и продовольственная мафия» в переводе Н. Н. Сенченко,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов