В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь icon

В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь



НазваниеВ. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь
Дата конвертации18.09.2012
Размер86.71 Kb.
ТипДокументы



В.Н.Гурьянов

Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь


Процесс возрождения православных монастырей России, активно развернувшийся в 90-ые гг. прошлого века, не мог не отразиться на росте интереса к истории монастырей. Немаловажную роль в изучении начальных этапов монастырской истории играют данные археологии. Объектами археологического изучения стали столичные монастыри (Беляев, 1994), появились публикации по монастырским древностям Курского края (Чубур, 2003, с.113-133). В Верхнем Поочье монастыри стали объектами археологического изучения еще в начале XX в., исследования монастырей продолжались в 1960-70-е гг. (Прошкин, 1999, с.32, 40). Знаменитые на всю Россию Пафнутьев-Боровский монастырь и Оптина Пустынь изучались и в 90-ые гг. (Болдин, 1995, с.70; 1996, с.103; 1997, с.218-220; 1999, с.73).

В отличие от соседних областей монастырям Брянщины в плане археологического изучения повезло гораздо меньше. Достаточно сказать, что культурные слои монастырей Брянской области (даже такого известного и древнего, как Свято-Успенский Свенский, основанный в 1288 г.) практически не исследованы, ни один из монастырей не взят под охрану как памятник археологии. Изучение того же Свенского монастыря ограничилось лишь работами первого директора Брянского музея С.С.Деева в 1925 г. по поиску сокровищ, якобы зарытых монахами (при этом сам Деев писал, что на проведение археологического обследования у него не было полномочий (Коваленко, 1991, с.13) и публикациями С.А.Никулиной о случайных находках средневековых надгробий на территории монастыря (Никулина, 1995, с.19-22; 1997, с.129-134; 1997а, с.74-76). В Брянске на территории Петропавловского монастыря, расположенного на посаде средневекового города, в 1980-90-е гг. Г.П.Поляковым и автором проводились наблюдения за новым строительством и сбор подъемного материала (Гурьянов, 1995, с.53). В Трубчевском районе обследовалась территория Чолнского монастыря в ходе исследований знаменитого Кветунского археологического комплекса В.А.Падиным (Падин, 1968, с.50). Этим, пожалуй, и ограничиваются сведения об археологическом изучении монастырей Брянщины.

В связи с вышеизложенным определенный интерес представляют результаты работ (хоть и весьма незначительных по объему) в Николо-Одринском монастыре. Монастырь расположен в с. Одрино, в 7 км к северо-востоку от г. Карачева, неподалеку от места, где сходятся границы Брянской, Орловской и Калужской областей. Монастырь занимает участок правого коренного берега р. Песочня, правого притока р. Снежеть. В краеведческой литературе основание монастыря относят к XIV в., ссылаясь на народные предания и грамоту 1452 г. инокини Евпраксии, в миру Елены, дочери литовского великого князя Ольгерда. Первоначально возникший как женский, монастырь прекратил свое существование еще до Смутного времени (Кизимова, Зубова, 1999, с.
119,120). Эти сведения вызывают сомнения, поскольку дочь Ольгерда Елена, бывшая замужем за князем Владимиром Андреевичем Боровским и Серпуховским, умерла в 1437 г. (ПСРЛ. Т.12, с.24). Другая легенда связывает основание монастыря с явлением чудотворной иконы святого Николая на р. Одринке, где и был основан мужской монастырь, перенесенный затем на свое нынешнее место на р. Песочне, и относит это событие к концу XVI в. (Кизимова, Зубова, 1999, с.120-121). В 1703-1710 гг. в монастыре строится каменный собор Николая Чудотворца, перестроенный в 1868 г., в 1707 г. освящается церковь Знамения, активное строительство ведется в монастыре в XIX в.: строится дом игумена, трапезный корпус и кухня, гостиница для паломников (Карачевский..., 1910, с.11; Зубова, 2002, с.272-277). До наших дней сохранились дом игумена и трапезный корпус. Как и многие другие монастыри России, Николо-Одринский монастырь был в 1924 г. закрыт, и лишь в 1995 г. с благословления Патриарха всея Руси Алексия II возобновлен как действующий женский монастырь.

В 1998 г. по инициативе Брянской областной дирекции по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры в монастыре были начаты работы по расчистке фундамента собора Николая Чудотворца. В ходе работ В.В.Миненко зафиксировал остатки культурного слоя, содержавшего фрагменты лепной неорнаментированной керамики с примесью дресвы и шамота в тесте, а также материалы более позднего времени: фрагменты изразцов и плинфы (Миненко, 1999, с.14,15, Рис. 19,20; 2000, с.129). В 2002 г. работы по расчистке фундамента собора были продолжены автором при участии студентов исторических факультетов БГУ и КГПУ (Гурьянов, 2003, с.115). В шурфах, заложенных с целью определения глубины залегания и конструкции фундамента, также зафиксировано наличие культурного слоя с лепной керамикой. Найдены фрагменты венчиков, в том числе отклоненный наружу приостренный, украшенный по краю оттисками веревочного штампа (Рис.1:1). По поводу датировки лепной керамики из монастыря высказаны различные мнения: В.В.Миненко относит ее к древностям типа Почепа (Миненко, 2000, с.129), автор - к колочинской культуре (Гурьянов, 2003, с.115). Вероятно, попытки датировать эту керамику пока преждевременны, поскольку для окончательного определения культурно-хронологической принадлежности данной группы древностей недостаточно материала. Более важным представляется сам факт наличия поселения начала или третьей четверти I тыс. н.э. на территории монастыря.

Помимо лепной, в шурфе у алтарной части фундамента были найдены фрагменты круговой керамики. Она изготовлена из ожелезненных глин с примесью некалиброванного песка в тесте. Единственный венчик слегка наклонен вовнутрь, его округлый край отогнут наружу, образуя валик с внешней стороны (Рис.1:6). Венчики такого типа в Южной Руси датируются второй половиной XIII-XIV вв. (Беляева, 1982, с.67), в Верхнем Поочье XIV-XV вв. (Болдин, 2002, с.21,тип 3). Среди стенок одна орнаментирована сочетанием прямой и волнистой линии. Донца изготовлены на песчаной подсыпке, угол отгиба придонной части стенки от линии дна около 110°, что характерно для древнерусских горшков до XV в. (Зацаринный, 2004, с.213, 216). Таким образом, эту группу керамики, на наш взгляд, можно датировать XIV в. Возможно она соотносится с легендарными преданиями о существовании монастыря в указанное время, о которых упоминалось выше.

В выбросе из котлована строящегося канализационного коллектора была встречена керамика более позднего времени. Это венчики с вертикальной шеей, край венчика загнут внутрь и оформлен в виде слабо выраженного валика с внутренней стороны. В одном случае горшок украшен по плечику волнистой линией (Рис.1:4,5). Венчики подобного типа известны в Москве среди красноглиняной керамики XV-XVI вв. (Бойцов, 1991, рис.1г). На наш взгляд, венчики из Николо-Одринского монастыря относятся к поздним вариантам этого типа, которые, к примеру, в Пафнутьев-Боровском монастыре датируются XVI - первой половиной XVII вв. (Болдин, 2004, с.11-17, тип 6). В котловане встречены также фрагменты чернолощеных сосудов, в том числе с прочерченым орнаментом (Рис.1:9,10). В Москве чернолощеная керамика впервые отмечается в конце XV в. (Чернов, 1991, с.50,51), куда она попадает из Смоленска, где фиксируется во второй половине XIV в. (Сергина, 1994, с.19-22). В Верхнем Поочье черненые сосуды с лощеным орнаментом в сочетании с прочерченным получили широкое распространение в XVII - первой половине XVIII в. (Болдин, 2002, с.19,20). По-видимому, керамику из котлована можно датировать концом XVI-XVII вв. Вероятно к этому же времени следует отнести фрагмент плинфы и фрагмент гладкого терракотового изразца из сборов 1998 г. (Миненко, 1999. Рис.20:10,11). К более позднему времени относится находка белоглиняного изразца с рельефным растительным орнаментом, покрытого зеленой поливой (Рис.1:11). Изразцы с растительным орнаментом были широко распространены в малороссийской части Брянщины со второй половины XVII до середины XVIII в. (Пусь, 1995, с.180). Еще один фрагмент изразца с сюжетом "колокольчик" датируется 30-40-ми гг. XIX в., производство таких изразцов было хорошо налажено в Калуге (Федоров, 1997, с.216, 258. Илл. 41; Миненко, 1999, с.15, рис.19). Концом XIX - началом XX вв. можно датировать фрагмент гладкого изразца, лицевая сторона которого покрыта гладкой поливой, на внутренней стороне заводское клеймо овальной формы с выпуклой надписью "завода П.А. БУДНИКОВА смоленскъ" (Рис.1:12). Изразец с идентичным клеймом был найден при шурфовке В.В.Миненко на Покровской Горе в Брянске. XIX веком можно датировать также найденные фрагменты стеклянных сосудов, судя по качеству стекла - заводского изготовления.

Шурфами было также вскрыто значительное количество погребений XVIII-XIX вв., совершенных по христианскому обряду без какого-либо сопровождающего материала. Часть погребений заходила под фундамент, что позволяет датировать их временем до 1868 г., когда собор был значительно перестроен и его размеры превысили размеры собора 1710 г. постройки. Кроме того, в ходе работ обнаружены погребения в склепах, совершенные у стен первоначального собора. Следует отметить, что, судя по сохранившимся участкам стен, ориентация собора 1710 г. несколько отличалась от более позднего.

Таким образом, даже незначительные по объему исследования позволили выявить наличие на территории Николо-Одринского монастыря поселения раннего железного века и получить некоторые материалы, характеризующие различные этапы развития самого монастыря и направление его экономических связей. Все это делает актуальной проблему археологических исследований средневековых монастырей Брянского края, особенно с учетом того, что многие из них в настоящее время возобновлены и в них ведется новое строительство, причем практически без всякого контроля со стороны органов охраны памятников. Результатом этого является утрата значительной части информации, которая могла бы существенно дополнить скудные сведения письменных источников по ранней истории монастырей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беляев Л.А. Древнейшие монастыри Москвы по данным археологии. - М., 1994.

2. Беляева С.А. Южнорусские земли во второй половине XIII - XIV в. (По материалам археологических исследований). - Киев, 1982.

3. Бойцов И.А. Московская красноглиняная керамика XIV - начала XVI вв. и возникновение Гончарной слободы в Москве // Московская керамика: Новые данные по хронологии. - М., 1991.

4. Болдин И.В. Работы Боровского и разведывательного отрядов Калужской экспедиции //АО 1994г. -М., 1995.

5. Болдин И.В. Археологические работы в монастыре Оптина Пустынь и на Любутском городище // АО 1995 г. - М., 1996.

6. Болдин И.В. Археологические раскопки в Пафнутьев-Боровском монастыре (1993 г.) // Монастыри в жизни России. Материалы науч. конф., посв. 600-летию преп. Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19-20 апреля 1994 г.). - Калуга-Боровск, 1997.

7. Болдин И.В. Раскопки в Калужской области // АО 1997 г. - М., 1999.

8. Болдин И.В. Круговая керамика бассейна Верхней Оки во II тыс. н.э. (проблемы хронологии и периодизации). Автореф. дисс.... канд. ист. наук. - М., 2002.

9. Болдин И.В. Круговая керамика из археологических раскопок в Пафнутьев-Боровском монастыре в 1993-94 гг. // Вопросы археологии, истории и культуры Верхнего Поочья: Материалы VI научной конференции 28 февраля - 3 марта 1995 года. - Калуга, 2004.

10. Гурьянов В.Н. Новые данные о древнерусском Брянске // Из истории Брянского края. Материалы юбил. ист.-краевед. конф., посв. 50-летию образования Брянской обл. и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Брянск, 1995.

11. Гурьянов В.Н. Разведочные работы на Брянщине // АО 2002 г. - М., 2003.

12. Зацаринный СВ. К вопросу об информационных возможностях придонных частей позднесредневековых круговых горшков (морфологический аспект) // Верхнее Подонье: Природа. Археология. История: Сб. статей в 2-х т. Т.1. - Тула, 2004.

13. Зубова Е.М. Игумены Николо-Одринского монастыря и их вклад в создание архитек турного ансамбля // Деснинские древности (вып. II). Сб. материалов межгос. научн. конф., посв. памяти Ф.М.Заверняева. - Брянск, 2002.

14. Карачевский Николаевский Одрин монастырь. - Орел, 1910.

15. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. - Брянск, 1999.

16. Коваленко З.П. Докладная записка заведующего Брянским губернским музеем С.С. Деева Брянскому губисполкому об обследовании подвалов Свенского монастыря // 70 лет Брянскому историко-революционному музею. - Брянск, 1991.

17. Миненко В.В. Отчет об археологических работах в Брянской области в 1998 году. Брянск, 1999 // Архив ИА РАН.

18. Миненко В.В. Работы в Брянской области // АО 1998 г. - М., 2000.

19. Никулина СА. К вопросу о некрополе Свенского монастыря в XVI-XVII вв. // Песо- ченский историко-археологический сборник. Вып. 2, ч. 2. Археология. - Киров, 1995.

20. Никулина С.А. К вопросу о некрополе Свенского монастыря в XVI - XVII вв. // Монастыри в жизни России. Материалы науч. конф., посв. 600-летию преп. Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19-20 апреля 1994 года). - Калуга-Боровск, 1997.

21. Никулина СА. Надгробие инока Петра (Павла Дербышева) из Брянского Свенского монастыря // Песоченский историко-археологический сборник. Вып.3, ч.1. Археология. История промышленности и ремесел. - Киров, 1997.

22. Падин В.А. Памятные места Трубчевского района. - Брянск, 1968.

23. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), Т.12 (Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью), СПб., 1901.

24. Прошкин О.Л. История археологического изучения территории Калужской области // Археология Калужской области. - Калуга, 1999.

25. Пусь В.М. Изразцы малороссийской части Брянщины // Деснинские древности. Сб. материалов межгос. науч. конф., посв. памяти Ф.М. Заверняева. - Брянск, 1995.

26. Сергина Т.В. Керамика Смоленска второй половины XIII - XVII веков. Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 1994.

27. Федоров В.В. Калужские изразцы (метрические и структурные аспекты изучения)// Песоченский историко-археологический сборник. Вып.3, ч.1. Археология. История промышленности и ремесел. - Киров, 1997.

28. Чернов С.З. К хронологии московской керамики конца XV-XVI вв. // Московская керамика: Новые данные по хронологии.- М., 1991.

29. Чубур А.А. Монастырь Троицкая Льпинова пустынь по археологическим данным // Куликово Поле: Исторический ландшафт. Природа. Археология. История: Сб. статей в 2-х т. Т.2. Археология. История, этнография, искусствоведение. - Тула, 2003.







Похожие:

В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconСеминар «Эволюционное проектирование: современное состояние и проблемы» Семинар «Эволюционное проектирование: современное состояние и проблемы» Состав рабочей группы
В. М. Курейчик (Таганрог) Генетические алгоритмы в проектировании. Задачи, проблемы, перспективы
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа
П 576 Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный...
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconУрок-презентация по теме «История развития компьютерной техники» Раздел программы : «История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники»
Программы: «История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники»
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconВ. В. Крашенинников Население среднего Подесенья в период формирования и укрепления Киевской Руси
Брянщины и взаимоотношения их с Киевской Русью. Со множеством других интересных и малоизвестных фактов об истории Брянщины от древнейших...
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconПримерные темы рефератов
Современное состояние науки об организации производства и перспективы ее развития
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconВ. Е. Раинин, инж., И. С. Ходячих, инж Мытищинский электротехнический завод
Современное состояние и перспективы развития электронных счетчиков электроэнергии
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconДокументы
1. /СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ - A. Л. Горелик, И. Б....
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconОбзор. Современное состояние и перспективы применения сканирующей зондовой микроскопии
Применение оптической микроскопии ближнего поля для сверхплотной записи информации 3
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconПрограмма " Здоровый образ жизни"
...
В. Н. Гурьянов Современное состояние археологического изучения средневековых монастырей Брянщины: Николо-Одринский монастырь iconПрограмма «Здоровый образ жизни»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов