Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках icon

Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках



НазваниеРуководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках
Дата конвертации18.09.2012
Размер134.97 Kb.
ТипРуководство



Кандауров О.Г.


Об участии студентов Брянского государственного университета в раскопках в Великом Новгороде

Русский сборник. Ввып.2-3. Брянск – РИО БГУ: 2006.


Новгород Великий - древнейшая российская столица, первый центр государства. В городе в течение более чем 50 лет работает крупнейшая в Европе археологическая экспедиция, ежегодно пополняющая источниковые фонды, недостаток которых ощущается особенно сильно при исследовании Древней Руси. Большое количество берестяных грамот, печатей и других источниковых находок сделало Новгородскую археологическую экспедицию МГУ им. М.В. Ломоносова и ИА РАН всемирно известной. Находки экспедиции, руководство ею академиком В.Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках.

Для брянских студентов «Новгород» начался в лето 1978 года, когда впервые 25 студентов исторического отделения педагогического института приняли участие в раскопках, производимых Новгородской археологической экспедицией. Это был один из этапов становления отделения в полноценный факультет, событие, ставшее началом хорошей традиции. Отряд «Садко» состоял из студентов второго и третьего курсов, уже про¬шедших ранее программную практику и поехавших исключительно из желания расширить свои знания и навыки в археологии, познакомиться с Новгородскими древностями. Выезд состоялся в июле, о чем была достигнута договоренность преподавателя института, а тогда аспиранта МГУ Ю.М. Шашкова с ка¬федрой археологии Московского университета. Работали ребята на раскопе Троицкий-5, которым руководил А.С. Хорошев. Отряд был построен по принятому тогда стандарту, с наличием командира - студента В.А.Гикова и комиссара - Л.Г. Исаковой. По воспоминаниям участников первой экспедиции, всеми руководило желание познакомиться с городом, поработать в составе известной экспедиции. За время работы на раскопе брянцами был собран ценный вещественный материал - ножи, наконечники стрел, браслеты, перстни, свинцовая печать архиепископа. Первая берестяная грамота оказалась на счету Сергея Кокотова, который ныне является кандидатом исторических наук, доцентом, работает на юридическом факультете БГУ. Кроме него грамоты нашли Е.Филина, М. Гонсовская, С. Ермошенко. Одна из найденных грамот, по оценке руководителя раскопа А.С. Хорошева, существенно меняла представление о времени введения соляного налога в Новгородской республике. В процессе работы студенты «углубились в историю» на восемь ярусов деревянных новго¬родских мостовых Людина конца. Огромное впечатление у всех оставило участие в «Янинских пятницах». Руководитель экспедиции знакомил всех студентов с ходом раскопок, находка¬ми, интерпретировал вопросы истории Новгорода и страны, отвечал на вопросы студентов.

Отработав более месяца, студенты оставили о себе благоприятное впе¬чатление.
8 августа 1978 года руководством института было получено письмо от начальника Новгородской экспедиции В.Л. Янина, в котором он кроме благодарности коллективу отряда и его студенческим руководителям, констатировал наличие добросовестности, трудолюбия и дисциплинированности у брян¬ских студентов, отмечал проявленный ими интерес к археологическим и архи¬тектурным памятникам. Письмо заканчивалось выражением надежды на то, что «участие брянских студентов станет взаимно полезной традицией, достойной памяти И.Г. Петровского».

В ноябре 1978 года состоялась студенческая археологическая научная конференция, посвященная участию истфака в новгородских раскопках. Прочитанные доклады охватывали многие стороны работы студентов и экспедиции. М. Гонсовская посвятила выступление истории Новгородской экспедиции МГУ, А.Тимко остановился на трактовке археологического материала текуще¬го сезона экспедиции, В. Гиков и Г. Федин - подвели итоги участия в раскопках брянских студентов летом 1978 года. Все это вместе взятое свидетельствовало об активном отношении к профессиональной подготовке участников отряда.

Популярность работы в Новгородской экспедиции осталась приоритетной среди студентов факультета. В состав отряда входило постоянно около 30 человек. По настоянию студентов он приобрел статус строительного. С 1980 года в раскопках, наряду со старшекурсниками, стали принимать участие студенты, окончившие первый курс, и проходившие на Троицком раскопе свою первую практику. Так, в августе 1980 года В.Л. Янин удостоверил от имени новгородской археологической экспедиции (НАЭ), что ряд студентов выполнил программу археологической практики, и выставил студентам зачет. Руководитель экспедиции и заведующий кафедрой археологии МГУ регулярно благодарили за хорошую работу, добросовестность и порядочность брянских студентов.

Апогеем стал сезон 1982 года, когда в письме декана исторического факультета МГУ, члена корреспондента АН СССР, профессора Ю.С. Кукушкина и заведующего кафедрой археологии МГУ, члена корреспондента АН СССР, профессора В.Л. Янина отмечалось: «В последние годы сложилась хорошая традиция участия студентов истфака БГПИ в археологических экспедициях МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта работа послужит дальнейшему укреплению сотрудничества между историками Московского университета и Брянского пединститута, носящего имя выдающегося советского ученого, бывшего ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика И.Г. Петровского».

Новгородские раскопки стали предметом студенческого научного исследования. Так, берестяными грамотами, их историей заинтересовался студент И. Глявин, опубликовавший в областной газете статью научно-популярного содержания «Письма наших предков». Позднее он выступил с докладом на студенческой научной конференции в МГУ в ноябре 1983 года. Он был в течение нескольких лет главой Центра культурных инициатив (Брянск), организовывал поездки на раскопки в Новгород немецких студентов. Пребывание в Великом Новгороде оказывало влияние и на личные судьбы студентов. Так, студентка М. Митина вышла замуж за новгородца, секретаря райкома комсомола, и перевелась для продолжения учебы в Новгородский пединститут.

С 1983 года наступает новый этап в истории участия истфака БГПИ в новгородских раскопках. Популярность экспедиции падает, что выразилось в резком сокращении числа участников, большинством из которых стали представительницы «слабого пола». Руководитель археологической практики на факультете Е.А. Шинаков отмечал, что «это один из интереснейших городов не только на территории СССР, но и всего мира! Вероятно, следует активизировать пропаганду именно этой экспедиции, обратиться за помощью к студентам других факультетов - ведь Новгородская экспедиция обладает, кроме всего прочего, и статусом стройотряда».

Почему это произошло. Причин несколько. Во-первых, значительно расширился выбор мест возможного приложения сил, это: Киев, Козельск, Чернигов, Новгород Северский, опять же Смоленск (Гнездово), Крым. Во-вторых, в институте появился профессиональный археолог Е.А. Шинаков, создавший свою собственную экспедицию на территории области. В-третьих, окончила институт «старая гвардия» - те, кто ездил в Новгород предшествующие пять лет. В-четвертых, существенными стали затраты на поездку.

В последующие годы положение существенно не изменилось. Так, в 1984 году работало в экспедиции 10 девушек. Среди участниц Г. Рашина, поэтически описавшая поездку в областной молодежной газете «Брянский комсомолец» опубликовав под рубрикой «Репортаж из глубины веков» две статьи: «Любовь наша археология» и «Республика Новгород». Статьи полны восхищения городом, его памятниками, традициями экспедиции.

Летом 1986 года, в Крыму со студентом первого курса произошел несчастный случай. Это заставило руководство института задуматься об организации практик, где студенты были предоставлены сами себе, без руководителя. Перед сезоном 1987 года в МГУ было направлено письмо, в котором ректор БГПИ интересовался состоянием техники безопасности и ответственными за безопасность студентов. Сообщение, что в Новгороде за безопасность отвечает академик В.Л. Янин, видимо успокоил руководство. Но, не смотря на это, уже 1988 году поездки студентов в Новгород были временно прекращены.

Традиция участия в новгородских археологических исследованиях была восстановлена в 1993 г., но уже на другой организационной основе. На практику направлялась группа студентов во главе с руководителем, которым с 1993 г. стал О.Г. Кандауров. Прием и устройство на работу в экспедиции осуществлял Центр организации археологических исследований при Новгородском объединенном музее-заповеднике, который оплачивал не только труд брянцев, но и их проживание, частично питание, экскурсии. Работали на раскопе Троицкий-9 под научным руководством сотрудника Центра по организации и обеспечению археологических исследований при Новгородском государствен¬ном объединенном музее-заповеднике Сорокина А.Н. Студентам запомнилась экскурсия по Новгородскому Кремлю, проведенная А.С. Хорошевым, доктором исторических наук, руководителем Центра. В 1994 г. Центр не смог оплачивать ничего, кроме труда студентов на раскопе Троицкий-10, но не смотря на это, руководство экспедиции сделало все возможное для отличной организации работы.

С 1995 года, в Новгороде, наряду с археологической, по решению кафедры отечественной истории БГПУ, проходит и музейная практика. В ее рамках студенты обязательно знакомятся с историческими памятниками - Кремлем, Софийским собором, церквями Спаса на Нередице, Рождества Богородицы, Спаса на Ильине улице, Спаса на Ковалевом поле, Федора Стратилата, Юрьевым монастырем, Перынью и др. Новгородский музей-заповедник, обладающий уникальными фондами в части археологии, иконописи, берестологии, знакомит студентов с подлинными историческими ценностями. Все это позволяет студентам глубже и осознаннее изучать историю России, способствует их ста¬новлению как граждан. В 1995 году студентов из Брянска принимала археологическая экспедиция Новгородского государственного университета под рук. Б.Д. Ершевского (умер в марте 2005 г.), работавшая на раскопе по улице Мстинской. Руководитель экспедиции, не смотря на трудности, отлично организовал работу брянцев на раскопе; специально для них провел экскурсию по Плотницкому концу. Дни работы и находки (среди них - свинцовая печать с изображением Ярослава Мудрого) запомнились студентам. В целом, у брянцев сложились деловые отношения с коллегами - новгородцами.

С 1996 г. значительно возрос интерес студентов к прохождению практики в Новгороде, Так, на 15 мест было первоначально 48 претендентов. Более же всего положение осложняет то, что студентам, из-за финансовых трудностей университета, приходилось самим себя финансировать. Ко всему, непродолжительные сроки практики не давали возможности полностью включиться в жизнь экспедиции. И хотя в те годы значительных находок студентами не сделано, на их счету большое количество массового археологического материала.

Наиболее значительным сезоном стал 1998 год. Археологическая часть практики брянских студентов проходила на раскопе Троицкий-12, которым руководил к.и.н. Сорокин А.Н. Данный раскоп являлся в течение пяти лет главным раскопом Новгородской археологической экспедиции. Студентам нашего университета пришлось работать в стратиграфических напластованиях середины XII века, которые были чрезвычайно насыщены вещественными находками. От них требовалась чрезвычайная тщательность и добросовестность в обработке культурного слоя.



^ Рис.1. Грамота № 842. Автограф академика А.А. Зализняка.

По мнению руководителей раскопа Сорокина А.Н. и Хорошева А.С. они успешно справились. Па память о найденных берестяных грамотах брянцы получили в подарок монографию Сорокина А.Н. «Благоустройство Древнего Новгорода». Главными находками студентов стали четыре берестяные грамоты (№ 826, 836, 837, 842). Из них наиболее ценной оказалась грамота № 842, найденная студентами Д. Шаповым и Д. Смольским (рис.1). По мнению академика Зализняка А.А., в ней особое значение имеет грамматическая форма двойного множественного числа во фразе "сэ послаховэ», которая свидетельствует о распространении сложных грамматических форм в древненовгородском диалекте. По итогам пребывания брянской группы в Новгороде и итогам их работы, академик А.А. Зализняк провел лекцию по итогам расшифровки найденных берестяных грамот.

За одно лето 1998 года на раскопе Троицкий-12 было найдено 96 берестяных грамот. Предыдущий рекорд держался с 1952 года, когда на Неревском раскопе было найдено 73 бересты.

В следующем сезоне 1999 года студенты продолжили работу на раскопе Троицкий-12. За один летний месяц 1999 года в слоях X-XI веков было найдено 34 так называемых цилиндра (своеобразных древнерусских пломб). Начиная с 1951 года такие цилиндры встречались весьма редко, и к 1999 году их насчитывалось всего 11 экземпляров. Большинство этих находок относится к 30-70-м гг. XII в., то есть к начальному периоду новгородской независимости. Они были найдены на месте знаменитого новгородского суда, который получил название усадьба Е - один из бывших центров экономической жизни государства. Сам суд являл собой усадьбу, общей площадью 1300 кв.м. (обычная новгородская усадьба меньше в 2-3 раза). На ее территории археологи не встретили следов ремесленного производства, хозяйственных построек, помещений для скота, практически не встречались бытовые вещи и женские украшения. Были лишь здания нетрадиционной планировки и громадный настил в 130 кв. м. с отверстиями для столбов. Видимо над настилом существовал навес, чтобы там можно было собраться в любую погоду. Еще одна странная деталь, поразившая археологов - изобилие берестяных грамот. Причем, только 9 грамот были целыми, остальные же были порваны. Это объяснялось тем, что как только адресат выполнял обязательство, указанное в грамоте, он должен был ее «пощепать», т. е. разорвать и выбросить по¬дальше от любопытных глаз. Большинство грамот повествует о разрешении судебных конфликтов и адресованы всего двум лицам - Петроку (княжескому представителю) и Якше (новгородскому посаднику). В исследуемое время (около 30-70-х г.г. XII века) должность посадника в Новгороде занимал Якун Мирославич, а Петроку - это отец знаменитого Олисея Гречина - богослова, художника-иконописца.

Цилиндры были чем-то вроде современной пломбы: обрубок дерева с продольными и поперечными каналами. Собранная на погостах дань складывалась в кожаные мехи и запечатывалась с помощью таких цилиндров. Мехи завязывали подобно современному рюкзаку, а концы веревок пропускали через цилиндр. Для вскрытия содержимого нужно было либо расколоть цилиндр, либо разрезать мешок. Надписи на цилиндрах объясняли, откуда и в каком количестве был собран налог, а иногда указывали, кому он предназначался. На одном из цилиндров имелась надпись: «Нежятинь мех 10 гривен», что в переводе означало, что мешок принадлежал Нежате с ценностями на 10 гривен. Нежата известен как адресат нескольких берестяных грамот на рубеже XI-XII веков. Полученные сведения позволяют заключить, что дань в древнем Новгороде делилась вдалеке от княжеской резиденции, на усадьбах родоплеменной знати. Это еще раз подчеркивает второстепенность фигуры новгородского князя и большую роль аристократии в социально- политической жизни того времени. Таким образом, соединение сведений о грамотах и цилиндрах дает возможность проследить социально- экономическую историю Древнего Новгорода, в раскрытии которой приняли участие брянские студенты.

С 1997 года комитетом по делам молодежи администрации Брянской области финансируется деятельность молодежного лагеря археологической направленности «Великий Новгород». В рамках лагеря оптимально сочетаются возможности решения нескольких социально-значимых задач и целей при минимальной затрате денежных средств на них. Это не только обеспечивает занятость и полноценный отдых молодежи в летний период, но одновременно позволяет решать задачи по сохранению и изучению историко-культурного наследия страны на примере древнейшей столицы Руси – Великого Новгорода. Особое значение имело то, что в процессе пребывания в молодежном лагере «Великий Новгород» студенты ежегодно знакомятся с шедеврами древнерусского искусства XI-XY вв., что кроме образовательных задач решает и воспитательные - т.е. патриотическое воспитание, развитие познавательного интереса студентов к истории своей страны. Эти факторы обеспечивают, и, безусловно, способствуют социально- профессиональной ориентации студентов. Так, хорошо известно, что подлинно образованный человек невозможен без знания истории своей страны. Студенты исторического факультета БГУ им. академика И.Г.Петровского принимали участие в работе крупнейшей в Европе Новгородской археологической экспедиции уже в 23 раз (с 1978 г.). Работа в Великом Новгороде была тем более актуальной для будущих специалистов по истории России, что Новгород является колыбелью русской государственности. Научными задачами проекта «Великий Новгород», реализованными в процессе деятельности молодежного лагеря, явились более глубокое исследование новго¬родских древностей на раскопах Троицкий, Никитинский, Кремлевский где хронологически обследовался период русского средневековья до слоев XII века. Раскопками каждый сезон руководит академик РАН В.Л. Янин - начальник Новгородской археологической экспедиции. Организацией работ на раскопе занимался Центр по организации и обеспечению археологических исследований, которым руководит профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.С. Хорошев. В целом, работа в Новгороде не только удовлетворяла познавательный интерес студентов (знакомство с памятниками архитектуры, культовыми объектами русской пра¬вославной церкви, музеями, работа на археологическом раскопе и др.), но и способствовала профессиональному становлению студентов, развитию их научного интереса, оздоровлению молодежи.

Студентам БГУ пришлось работать в слоях XI-ХIII вв. Эта работа, конечно, не носила сенсационного характера, однако, ими было сделано множество находок массового характера - большое количество костного материала и поделок из него, осколки керамики, фрагменты обуви и одежды из кожи, ключи, подсвечники и многое другое. Студенты принимали участие и в фикса¬ции разветвленной системы дренажных колодцев и стоков, специальных кана¬лов для хозяйственных нужд. Данные работы сопровождались множеством на¬ходок, как индивидуальных, так и массового характера.

Брянские студенты и участники молодежного лагеря хорошо проявили себя на раскопках, о чем говорится в письме профессора МГУ, руководителя Центра по организации и проведению археологических раскопок А.С. Хорошева. В частности, он пишет, что брянские студенты достойно справились с работой, результатом которой явилось пополнение новгородской средневековой коллекции бытовыми предметами, образцами оружия и прикладного искусства.

Одним из самых важных и знаменательных событий на раскопе в 2004 году был приезд на него Президента РФ В.В.Путина. Его приезд в Великий Новгород и посещение раскопа высоко оценивает деятельность Новгородской археологической экспедиции, подчеркивает ее важность и значимость. Экскурсию В.В. Путину вел начальник Новгородской экспедиции В.Л.Янин.

В научном и гуманитарном аспектах, пребывание в Великом Новгороде дало студентам неоценимый и уникальный опыт в изучении исторических памятников, овладении методикой работы на археологическом раскопе. Это во многом облегчит изучение курса истории России, особенно в отношении культуры Древней Руси. С её образцами они соприкоснулись непосредственно во время пребывания в Новгороде.

Таким образом, несмотря на продолжительность археологических изысканий в Новгороде Великом, материалы, добываемые учеными, абсолютно не утратили своей важности и актуальности. Каждый сезон раскопок, каждая най¬денная вещь является определенным открытием для историков. В свое время находки 50-60-х гг. XX века открыли новый, доселе абсолютно не изученный мир восточных славян. До этого многие видные ученые считали, например, что Древняя Русь не знала ремесла, население ее было сплошь неграмотным и т. д. Во многом именно раскопки в Новгороде и прилегающих к нему районах по¬зволили полностью опровергнуть эти взгляды. Немалый свет пролили они на вопрос о заселении этих краев первыми славянами, о присутствии скандинавов на Руси. Череда великих новгородских открытий продолжается до сих пор.

Для студента-историка трудно переоценить значение археологической работы. Можно сказать, что именно она делает историка историком: помогает соединить абстрактное и конкретное, связать теорию с практикой. Знания, которые даны в вузовских учебниках как абстракции, «оживают» во время раско¬пок. Века вдруг становятся зримыми, близкими, более понятными. И это происходит ежедневно, в моменты нахождения даже банальных, с точки зрения археологии, продуктов жизнедеятельности наших предков. Таким образом, архео¬логическая работа является важнейшим и незаменимым элементом научной ра¬боты историка. Без этого элемента невозможно говорить о грамотности, полной квалификации и компетентности специалиста. В виду того, что Брянский госу¬дарственный университет перешел к классической модели образования, хочется надеяться, что значение и роль археологической практики в вузе возрастет, а студенты из Брянска и в будущем смогут участвовать в важнейших археологических экспедициях.

За двадцать семь лет в экспедициях в Великий Новгород побывало более 400 брянских студентов. По опросам, проведенным после археологических экспедиций, приоритетом является возможность познакомиться с Великим Новгородом, пообщаться со сверстниками из Московского, Новгородского, Екатеринбургского, Воронежского и других университетов страны. Нынешние же студенты по результатам участия в новгородских раскопках регулярно выступают с докладами на организуемой Брянском университетом Международной археологической студенческой конференции (К. Ядвиршис, Е. Копоть и др.). Таким образом, знакомство с Новгородом, работа в экспедиции, способствуют профессиональному становлению студентов, развитию их научного интереса, и поэтому, среди прошедших практику в Новгороде Великом – доктора исторических наук С.И. Михальченко, Е.В. Петров, кандидаты наук С.А. Кокотов, О.В. Горбачев, В.Н. Лупоядов и др.

Примечание. Статья написана на основе личного архива О.Г. Кандаурова.







Похожие:

Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconВопросы и надежды
Будущее очевидно, если не будет кардинального изменения в работе партии, то через 4-5 лет она тихо сойдёт со сцены страны. Почему...
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconМетодические рекомендации по аналитическому чтению для студентов III-V курсов отделения «История и английский язык»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ш-v курсов отделения «история и английский язык». Пособие ставит своей задачей...
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconСеминар для учителей физики и руководителей оу области «Оборудование современного кабинета физики». В работе семинара приняли участие 36 педагогов. Н
Липецком областном институте развития образования состоялся семинар для учителей физики и руководителей оу области «Оборудование...
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconРуководство по охране труда. Методическое пособие предназначено для руководителей местных органов по труду, руководителей и организаций, профсоюзных лидеров, а также преподавателей и студентов учебных заведений
Охватывает деятельность субъекта
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconПрактикум на тему «Эмоциональное выгорание педагога», в котором приняла участие Г. П. Гребенюк
Руководитель мо г. П. Гребенюк приняла участие в работе краевого зонального семинара по профориентации и провела мастер-класс на...
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconОрганизация практики студентов (часто задаваемые вопросы)
Практика, коротко говоря, участие в работе психолога на каком-то конкретном предприятии. Практика бывает ознакомительная, производственная,...
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconУчебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, Academ a 2003
«Сборник заданий для проверки профессиональной готовности студентов к использованию тонком в учебном процессе школы»
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconМетодические рекомендации для подготовки студентов педагогических вузов к работе с детьми разных национальностей в школе и вне ее. Москва
Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconИнформация о работе по социокультурной реабилитации
«Два крыла»( приняло участие 8 пар), женский поэтический клуб «Свеча»(приняло участие 11 поэтов), Конкурс председателей мо «Наша...
Руководство ею академиком В. Л. Яниным делает привлекательным для студентов участие, в работе экспедиции в раскопках iconКафедра всеобщей истории Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Министерство образования Омской области Институт всеобщей истории ран
Приглашаем Вас принять участие в работе I всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Древность и Средневековье:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов