С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области icon

С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области



НазваниеС. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области
Дата конвертации18.09.2012
Размер154.12 Kb.
ТипДокументы



С.В. Чернышов

Декор традиционного жилища Тульской области


Деревянная резьба, украшающая жилища Тульской области, не столь ярка и разнообразна, как, например, резьба Русского Севера или Поволжья. Практически отсутствует глухая резьба. Декорировались, в основном, наличники. В западных районах области декорировались ворота и веранды. Декорирование наличника представлено образцами пропильной накладной резьбы, встречаются единичные экземпляры трехгранно-выемчатой резьбы. Украшения просты в исполнении и часто изготавливались хозяевами строений, а не специально приглашенными мастерами. Это объясняется рядом причин. Причины были довольно хорошо объяснены в работе Л.Н.Чижиковой (1) .Это: - ограниченное количество леса, используемого при строительстве; особенности климата: климат более мягкий, по сравнению с северными регионами России, соответственно не требуется строительство сложного жилищного комплекса; слабое развитие отхожих промыслов тяжелые формы крепостной зависимости.

Наличие в районах области строений с пышным декором объясняется рядом субъективных причин: особый социальный статус поселений, принадлежность строений купцам и промышленникам, имеющим средства на богатые украшения жилых и хозяйственных помещений.

Заметно отличается домовой декор сельских и городских строений. Если сельские жилища украшены скупо, то в украшениях городских строений применяются элементы, изготовленные на токарном станке, вырубленные полубалясины и т.п. Городская архитектура оказывала влияние на формирование декора сельских поселений, расположенных недалеко от городов. При возникновении поселений, основная часть населения которого занималась торговлей, декор строений часто копировался с городских образцов.

Современные жилища отличаются разнообразием форм. В последнее время получило распространение строительство домов по индивидуальным проектам. Сохраняются и строения конца XIX - начала XX века. Но самую массовую категорию составляют строения, построенные в послевоенный период. Кроме этого, все строения, в настоящее время, можно также разделить на три группы. Возьмем за основу классификацию жилищ, данную С.Б. Рождественской [ (2) , c.93]. Первую группу составляют одноэтажные строения, принадлежащие крестьянам, рабочим, ремесленникам - самой многочисленной категории населения. Такие дома сохраняют традиционную планировку, конструктивные особенности. Вторую группу представляют одноэтажные с полуподвальным этажом и двухэтажные строения. Данная группа характерна для посадов, крупных сел, жители которых занимались торговлей и ремеслами, и городов. Третью группу составляют двух и трехэтажные строения конца XIX - начала XX веков, в которых жили купцы, помещики, государственные служащие. Декорировались строения всех трех групп. 1-я группа - украшения традиционные, изготавливаются местными плотниками, часто хозяевами домов.
2 - я группа украшения более сложные в исполнении, сохраняют традиционные мотивы. Резьбой покрывается не только наличник, но и крыльцо, ворота. Для 3-й группы характерны самые сложные в исполнении и композиционном построении украшения. Декорируется практически все строение. Композиция и орнамент зависит от заказчика. Для украшения строения нанимаются пришлые резчики.

В последнее время получило распространение строительство дач. Для постройки используется кирпич и дерево. Некоторые строения, несмотря на временный характер, также декорируются. Украшается наличник, что свидетельствует о силе традиции.

Самый массовый материал дают жилища 1-й группы, декор которых отличает лаконичность декоративных форм и приемов. Декорируется наличник, остальная часть жилища практически не украшается. Как показали полевые исследования, проведенные в Брянской области, наличник прошел в своем развитии несколько этапов. Первоначально он представлял собой очелье или сливную доску, защищавшую от осадков верхнюю часть оконного проема, которую затем стали обрамлять целиком, покрывая резьбой. Первое упоминание о резных раскрашенных наличниках на территории края относится к началу XIX века. Описание наличников мы можем обнаружить в анкетах, заполненных по программам Русского географического общества и Этнографического бюро В.Н.Тенешева. Отмечалось бедность декора и использования красок при раскраске деревянных деталей. Дальнейшее развитие представлено двумя основными формами: 1-я - в виде рамы, 2-я - в виде ордерной композиции, возникшей под влиянием профессиональной архитектуры. К каждой из них нередко пристраивали ставни. Ставни служили защитой от солнечного света, могли имитироваться (две доски, прикрепляемые к оконной раме). В западных районах области ставни также украшаются резьбой. Каждый из двух типов наличника различается в свою очередь по соотношению размеров составляющих элементов. Входящие в состав наличников навершия, несущие основную часть декора, по форме разделяются на ряд вариантов: прямоугольные, полукруглые, треугольные, с двойным подзором, каркасные. В комплекс наличника входят ставни, которые различаются на подтипы: с одним ставнем; с двумя ставнями (цельные, складные), без ставней (имитация с сохранением рудиментов ставней, имитация с помощью накладных планок на косяках).

Боковины наличника также разнообразны. На основе собранного материала можно выделить:

· прямоугольные,

· пикообразные,

· двух - трехзубчатые,

· овальные,

· в виде кистей.


Нижняя часть наличников также может быть украшена резной доской:

· с одним, рассеченным зубчиком внизу, полукругом,

· с двумя полукружьями,

· прямоугольной формы,

· покрытые городчатой резьбой.

Конструкция рам также не отличается однообразием.

Домовая резьба Тулы в своем развитии прошла тот же путь, что и домовая резьба других областей России. Массовое применение резьбы относят к XVII веку [ (3) , c.7] . Есть мнения, что деревянная резьба в своем развитии прошла несколько этапов. Архитектурная сквозная резьба была известна русским мастерам еще в XI веке [ (4) , c.24-34]. Данные археологии могут подтвердить высокий уровень деревообработки [ (5) , c.460]. Первоначально украшались резьбой только храмы. Деревянная резьба храмов долгие столетия формировала и сохраняла традиции резьбы и оказала влияние на декор народного жилища. Первоначально резьба слабо присутствовала в декоре жилища. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, изготовление образцов деревянной резьбы было очень дорогостоящим ремеслом, во-вторых, так как орнамент выполнял охранительную роль, его было ровно столько, сколько необходимо для нанесения всех необходимых символов. Одной из ранних форм резьбы была глухая резьба. Образцы ее встречаются на территории области крайне редко, чаще представлена трехгранно-выемчатой резьбой. Основным мотивом данной резьбы было изображение солнца в центре очелья и изображение вееров по краям. Данный мотив встречается практически по всей территории области. Наибольшее распространение он получил в городах и бывших посадах. Сочетаясь с бревенчатым срубом данная резьба усиливала эффект игры теней. В XVIII - XIX веке наблюдается расцвет деревянной резьбы, связанный с появлением более доступной в техническом исполнении пропильной резьбы. В настоящий момент на территории области декор представлен, в основном, украшением наличника в технике пропильной резьбы.

Рассматривая распространение основных мотивов орнамента наличников, можно обнаружить как архаичные элементы древней символики, так и элементы, характеризующие современность. К последним относятся пятиконечная звезда, серп и молот в круге. Эти элементы занимают место символа плодородия ромба или розетки солярного знака. В центре Тулы по ул. Некрасова центральная часть наличника украшена изображением "звезды Давида".

Рассмотрим основные мотивы орнамента наличника, получивших распространение на территории области. Наибольшее распространение получило изображение ромба. Изображение ромба является наиболее древнейшим из существующих сегодня. Ромб известен еще с палеолита. Древнейшее изображение ромба обнаружено на стенке сосуда, найденного во время раскопок раннеземледельческого поселения под г. Почепом Брянской области [ (6) , c.54-68]. Изображение ромба широко распространено на вышивке. Ромбический орнамент, являясь изображением растительного плодородия, сохранился в течении тысячелетий. Он присутствует в одежде, предметах быта, украшает жилище. Распространено изображение ромба разделенного по диагонали двумя линиями на четыре равных квадрата. Часто внутри квадратов изображались точки. На территории области данный вид ромба присутствует в украшении одежды и росписи рушников. Сохранился обряд, связанный со строительством дома. После закладки первого венца, хозяин очерчивал квадрат, делил его по диагонали на четыре части и клал в каждую часть по камню с четырех различных полей. Иногда вместо камней засеваются зерна пшеницы. Следовательно, изображение ромба может рассматриваться как символ плодородия и нанесение его на наличник служит обеспечением достатка и богатства в доме.


Наличник мог украшаться сложным геометрическим орнаментом в виде карниза. Карниз украшался цепью полукружий, городков, дуг. Академик Б.А.Рыбаков считал, что данный вид наличника и орнамент из цепи полукружий может представлять собой изображение мира по представлениям славян [ (7) ,С.168-170,194-197]. Разделенный на несколько сфер, мир имел одну - высшую, наполненную водой, из которой периодически проливались дожди. Данная сфера, получившая название "хляби небесные", и изображалась на наличники или причелинах. При изображении солярных знаков, мастера наносили их ниже расположения " хлябей ", что соответствует архаичным представлениям о верхнем небе, наполненном водой и среднем , по которому движутся светила [ (8) , c.194-195].

Среди мотивов, наиболее распространенных при украшении наличника, помимо распространения геометрического орнамента, широко используются антропоморфные мотивы. Наиболее распространенный из них - мотив с изображением женщины. Изображение стилизовано, всегда находится в центре навершия наличника.

Мотивы с изображением женщины можно условно разделить на несколько типов:

· изображение женской фигуры в окружении мифических животных, которые тянутся мордами к ней.

· изображение русалок - женоподобных существ с рыбьими хвостами. Изображения парные. Часто присутствует изображение воды в виде волнистых линий либо на самом изображении, либо под ним.

· изображений женщин-полуптиц.

· изображение женщины в характерной позе рожаницы.

· изображение нескольких женщин, водящих хоровод.


Рассмотрим некоторые мотивы орнамента наличника. Женщина может изображаться в головном уборе, в окружении S-образных растительных побегов, иногда растительные побеги могут напоминать мифических животных. Данное изображение напоминает сходные мотивы, распространенные в вышивке области. На рушниках часто присутствует стилизованное изображение женщины в окружении всадников, коней или лосей. Изображение окружено символами плодородия.

Изображение женщины может изменять свои очертания. Часто внутри фигуры просматривается 3-х лепестковый цветок или имитация цветка, что могло быть символом рождения.

Появление мотива русалки на территории края не случаен. Поверия о существовании русалок очень распространены, особенно в северных районах области. Они отличаются большим разнообразием. По народным повериям, русалки - это молодые и красивые женщины, часто с распущенными волосами. Иногда это полуженщины - полурыбы, с рыбьими хвостами вместо ног. Русалки часто появлялись одетыми в белые одежды [ (9) , c.113]. Разнообразны и места их обитания. Это различные водоемы: реки, озера, пруды, болота, колодцы, а также леса, рощи, сады, луга, огороды. Русалки подходят к домам, нередко поселяются в них, могут жить и на кладбище [ (10) , С.108-129]. Л.Нидерле сопоставлял русалок с берегинями [ (11) , c.272]. Данное сравнение основывалось на том, что берегини и русалки жили в воде. Жителями поселений им приносились дары на берега, осуществлялись молитвы об урожае и т.п. Основываясь на легендах и сказаниях Д.К.Зеленин отождествляет русалок с сестрами-лихорадками, которым больные приносили на берег различные дары [ (12) , c.295-296]. В русском деревянном зодчестве изображение полуженщин - полурыб получило название "фараонки". Данное название является переработанным в народном сознании библейского сказания о гибели египетского войска. Согласно русской легенде XVI века египетское войско преследовало уходивших из Египта евреев и было потоплено водами Чермного (Красного) моря. Египетское войско в воде превратилось в полулюдей - полурыб. В деревянной резьбе Поволжья помимо полуженщин - полурыб, широко распространено изображение полумужчин - полурыб. На территории области данные изображения отсутствуют.

Б.А.Рыбаков отождествлял русалок с вилами [ (13) С.435-436]. Вилы представлялись в виде крылатых дев-птиц. Часто они назывались сиринами. Изображения дев-птиц получило распространение и в украшении наличника.Сирины с девичьими лицами и крыльями хорошо известны в древнерусском искусстве. По народным повериям, это очень красивые девушки с длинными косами крыльями. Они излечивают болезни, предсказывают судьбу, а также способствуют плодородию, раз в год прилетают и орошают хлеб водой. Изображение полудев-полуптиц могло принадлежать и "навьи" - птицеобразной душе умерших не своей смертью людей. Навьи летали по ночам и насылали смерть и болезни. В данном случае орнамент мог иметь значение оберега от действия злых сил. Вера в навий на территории края была очень сильна. В конце XIX века был зафиксирован следующий обычай: "в сумерки, хозяева домов, но не сами, а большей частью через детей, означают мелом кресты двумя чертами - отвесною и горизонтальною: на киотах образов, на притолоках окон, дверей ворот и, вообще, на входах в обиталище людей или скота. Кресты эти ставят для того, что по местному поверью духи , имея беспрепятственную свободу в продолжении двух недель от праздника Рождества до недели просвещения, сим знамением смиряются и силы не имеют" [ (14) , c.51-52]. Среди антропоморфных мотивов распространено изображение хоровода. Это изображение трех (на некоторых наличниках пять и более) женских фигур, взявшихся за руки. На головы фигур надеты головные уборы, которые чаще выглядят как рога. Это изображение кички-головного убора, характерного для северных районов области. Исследователи XIX века отмечали, что"... в крестьянском быту сохранилось, особенно в женских головных уборах, различие особливо; здесь не встретишь русских кокошников и повойников, но какие-то высокие шишаки, в некоторых уездах однорогие, в других - двурогие..." [ (15) , c.50]. Данный головной убор -кичка - до сих пор сохраняется у пожилых женщин в некоторых населенных пунктах. Неудивительно появление его в декоре жилища. Появление и широкое распространение антропоморфного мотива хоровода на наличнике на территории области не случайно. Хороводы на праздники водили в крае вплоть до Великой Отечественной войны, а хороводные песни и поныне исполняют женщины старшего возраста.

В сельской местности можно наблюдать сохранение старинных обрядов, среди которых можно выделить поклонение рожаницы, купальская обрядность, распространены хороводы на Духов день, Ильи Пророка и др. Особенностью обрядов является участие в них только женщин. Мужчины к обрядам не допускаются, или выступают в роли силы, мешающей исполнению обрядов (похороны костромы). Поклонение рожаницы отразилось в следующем обряде: по окончании жатвы ржи, оставляют на последнем загоне несколько несжатых колосьев и завивают их верхи, и под них кладут на землю ломоть хлеба с солью [ (16) , c.54-56].

Таким образом, мотив женщины можно рассматривать как изображение берегинь, выполнявших функцию оберега жилища от действия злых сил и изображением женского божества плодородия, призванного способствовать достатку хозяев строения.

Растительные мотивы орнамента наличника представлены переплетением S - образных растительных побегов. Из данных побегов создаются композиции с цветком в центре. Растительный мотив представлен также завитками, мотивом "ягодка", кустообразными побегами и т.п. Растительный мотив выступает как часть композиции с включением в нее антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных мотивов. Наблюдается переход одних мотивов в другие, например, антропоморфный орнамент плавно переходит в растительный и т.п.

Мотив вьющегося растительного побега является одним из древнейших в изобразительном искусстве народов мира. Он встречается в предметах материальной культуры еще в I тысячелетии до нашей эры [ (17) , c.82-84]. Прообразом мотива может считаться орнамент на сосудах, оставленный переплетенной веревкой. "Нить " всегда изображалась не спутанной, а расположенной в определенной ритмической последовательности. Образ побега часто переходит в изображение змеи. Змея считалась оберегом жилища и ее часто изображали на наличнике. По сообщениям опрашиваемого населения роль змеи - ужа была значительна в домашнем хозяйстве. Еще в довоенное время хозяева часто подкармливали ужей молоком, чтобы они уничтожали грызунов, полевок, отгоняли ласок. Часто змея в орнаменте могла принимать образ дракона и помещаться на навершии наличника. Но, данное изображение, характерное для других областей России [ (18) , c.132], на территории области не встречается. Распространен мотив "змеи" только в северных районах области.

Среди зооморфных мотивов наиболее распространено изображение ласки. Ласка - маленький юркий зверек, - приносил домашнему хозяйству много проблем. В старину ей приписывали сверхъестественные способности. Считалась, что она может напасть на человека, извести всех животных в доме, испортить весь собранный урожай. Как средство спасение от ласки использовали магию или отпугивающие изображения на окнах жилища. Образ ласки встречается только в декоре жилища [ (19) , c.52-54]. Изображение должно было если не отпугнуть, то умилостивить зверька.

В послевоенное время, особенно в 70-е годы отмечается некоторый упадок народного творчества. К.В.Чистов выделяет ряд причин, характерный для центральных регионов России, объясняющих данную тенденцию. "Процесс смены стереотипов, - как указывает К.В.Чистов, - приобрел невиданную прежде интенсивность с развитием технических средств массовой коммуникации, школьного образования и быстрым расширением индустриального производства, охватывающего все новые и новые участки быта - жилище, одежду, пищу, средства транспорта." [ (20) , c.20] Отдельные элементы традиционной народной культуры изменяют свои функции, меняя ритуальный характер на игровой, эстетический. Выделяется несколько причин упадка народного искусства:

а) ликвидация экономической и культурной замкнутости, характерной для поселений докапиталистического периода;

б) отчуждение производимого продукта , потребление вещей и духовных ценностей, создаваемых за пределами поселений;

в) смена системы ценностной ориентации , направленность ее в сторону города;

г) смена контактного типа культуры надконтактным (кино, телевидение, радио, школа, пресса, книги и др.);

д) массовое промышленное производство предметов материальной культуры [ (21) ] .

На рубеже XXI века все больше внимания уделяется народной культуре и ее художественным традициям. Одним из элементом народной художественной культуры является декор традиционного жилища. При рассмотрении декора жилища Тульской области, можно отметить, что народное зодчество, в целом, развивается без контакта с профессиональными художниками и архитекторами. Народное искусство развивалось как способ выражения мировоззрения его творцов. В основе творчества лежат традиции, накопленные веками. Основное назначение декора - преобразовывать окружающую среду, повышая ее эстетическую ценность. В основе народного искусства лежит повтор элементов, характерных для народной традиции той или иной местности. Часто, при многократных повторах, воспроизведении терялся первоначальный смысл знака, символа в орнаменте. Оставалась только эстетическая ценность композиции. Благодаря традиционности декора, мы можем обнаружить в современных образцах домовой резьбы архаичные элементы, говорящие в частности и о древнейших представлениях наших предков, касающихся мироустройства.

До XVIII века декор не отличался разнообразием форм и мотивов. Развитие декора связано с появлением стекла и широким его распространением в народной среде. В XVIII - XIX вв. происходит развитие городской архитектуры и архитектурных украшений. Декор развивается по двум направлениям: во-первых, это украшение строений привилегированных слоев населения, где допускалось отступление от народных традиций, использование элементов различных стилей (барокко, ампир), введение новшеств, использование сложных технических приемов (детали, изготовленные на токарном станке, сложные карнизы с многослойной пропильной резьбой и т.п.). Вторым направлением было украшение строений принадлежащих крестьянам и мелким служащим. Декор был достаточно прост в техническом исполнении и немногочисленен и не богат. Обычно украшалось очелье наличника и в редких случаях ворота. Использовалась накладная резьба.

Массовое развитие домовой декор получил после возникновения пропильной резьбы. Технически более доступная, она широко проникла в народную среду. Новыми техническими приемами изготавливаются украшения наличника в орнаменте которого используются мотивы, ставшие традиционными. Наиболее разнообразны мотивы в северной части области.

В декоре нашли отражения верования, местные традиции устного народного поэтического творчества, обряды населения, и, в частности, обрядовый фольклор. Среди мотивов орнамента наличника распространены изображения человека, зверей, водоплавающих птиц в окружении растительного орнамента. Изменилось отношение к элементам природы в архитектурном декоре. Если раньше любое изображение являлось сложной системой символов, то теперь на первое место выходит художественная ценность декора. Отсюда и более реалистичные образы при концентрации внимания на большем сходстве изображения с оригиналом.

Перспективы изучения темы лежат в работе с мастерами пропильного декора; выяснении их творческой биографии, стимулов работы в области декора жилища для каждого из них. Необходимо, по возможности, выявлять не только региональных, но и узколокальных отличий мотивов декора и школ архитектурной пропильной резьбы, отражающих индивидуальный подчерк отдельных мастеров и их учеников. Эта одна из тем самостоятельных исследований, для которых материалы могут быть собраны в процессе работы постоянных краеведческих и фольклорных экспедициях на территории Тульской области.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] - Чижикова Л.Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища// Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1970.

[2] - Рождественская С.Б. Русская народная художественная резьба. М., 1981 С.93.

[3] - Рождественская С.Б. Указ. соч. С.7.

[4] - Колчин Б.А. Новгородские древности. Книга II. Резное дерево. М., 1971, С.24-34.

[5] - Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.С.460.

[6] - Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючками)// СА. 1965,№3.С.54-68. Он же К исследованию Верхнего Подесенья в I тысячелетии н. э. // СА. 1964.№1.С.62-70.

[7] - Рыбаков Б.А. Указ. соч. С.471-472. Он же. Язычество древних славян. М.,1981.С.168-170,194-197.

[8] - Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,1981.С.194-195.

[9] - Дынин В.И. Некоторые особенности мифологического образа русалки у восточных славян.// ЭО.1994.№6.С.113.

[10] - Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской " русальной "традиции.// Славянский и балканский фольклор. (Духовная культура Полесья на общеславянском фоне). М., 1986. С.108-129.

[11] - Нидерле Л. Славянские древности. М.,1956. С.272.

[12] - Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916. Вып.1. С.295-296. Он же. Восточнославянская этнография. М., 1991. С.420.

[13] - Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. С.435-436. Он же. Язычество Древней Руси. С.572.

[14] - Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.VI, часть V, СПб., 1853. С.51-52.

[15] - Военно-статистическое обозрение. С.50.

[16] - Военно-статистическое обозрение. С.54-56.

[17] - Кинжалов В. Символика " плаксиса " в мифе, обряде, изобразительном искусстве древности и в современном фольклоре // Фольклор и этнография, проблема реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990, С.82-84.

[18] - Скворцов А.И. Русская народная пропильная резьба. Л.,1984, С.132.

[19] - Рождественская С.Б. Указ. соч. С.52-54.

[20] - Чистов К.В. Традиции и вариативность.// СЭ.1982.№2.с.20

[21] - Там же.







Похожие:

С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconАдминистрация тульской области
Об утверждении положения о комитете тульской области по печати и телерадиовещанию
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconКалендарный план Мероприятий и соревнований Тульской федерации Каратедо (wkf) на 2006-2007 год
Отборочный чемпионат Тульской области по каратэдо (wkf) перед первенством цфэо по каратэдо (wkf)/ Ката, Кумитэ/ среди кадетов
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconПостановление от 23 июня 2003 г. N 377 об утверждении положения о комитете тульской области по печати и телерадиовещанию
Об утверждении положения о комитете тульской области по печати и телерадиовещанию
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconXxiv открытого традиционного первенства клубов любителей бега Иркутской области

С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconС. А. Виноградова В. П. Гриценко Т. Н. Маталина
Тульской области музея-заповедника дирекция фестивально- «Куликово поле» концертных проектов
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconС. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области
Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. Брянск. 2003. С. 51-61
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconЧернышов владимир Иванович
Чернышов владимир Иванович, капитан на судах Северного бассейна. Возглавлял экипаж пст «Зеленокумск» в 1982 году. Капитан-директор...
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconМинистерство внутренних дел российской федерации федеральное государственное учреждение научно-исследовательский центр «охрана» рекомендации о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны рд 78.
Кемеровской области, уво при гувд нижегородской области, уво при гувд новосибирской области, уво при увд тульской области, уво при...
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconМинистерство внутренних дел российской федерации главное управление вневедомственной охраны утверждаю министр внутренних дел Российской Федерации
Ленинградской области, уво при мвд республики Карелия, уво при гувд ставропольского края, уво при гувд красноярского края, уво при...
С. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области iconКому: poiskfebs@mail ru
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов