С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области icon

С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области



НазваниеС. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области
Дата конвертации18.09.2012
Размер177.97 Kb.
ТипДокументы



С.В. Чернышов

Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области

Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. Брянск. 2003. С.51-61.


Уникальность этнической истории Брянской земли заключается в том, что фактиче-ски во все исторические периоды на ее территории проходили различные этнические про-цессы, население подвергалось этническим воздействиям, ассимилируясь одно другим и создавая свою местную самобытную культуру. Данная территория является местом, где во все времена соприкасались племена и народы - носители разных культур, что освящается в изданных в последнее время научных трудах по истории заселения края (1). Результатом различных влияний и было формирование местных традиций, которые отражали различ-ные этапы развития тех или иных элементов культуры населения на протяжении веков. Изучая современную народную культуру, мы можем наблюдать, например, элементы де-кора жилища, воплотившие некоторые мифологические представления славянских пле-мен, заселявших Брянщину еще в глубокой древности; мотивы вышивки, восходящие к языческим временам и др.

Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счет новых территорий, но и внешними причинами.

Двигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II - IX вв. мощ-ные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вы-нуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II - первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в се-веро-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами - теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена бы-ла передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра - та-ков вероятный путь кривичей, которые в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.(2)

Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Сно-поти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья рр. Сещи и Бе-лизны (правые притоки Десны) - левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны).

Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV - начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия ава-ров в конце VI - начале VII вв.
явилось причиной нового переселения славянских племен из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько юж-нее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлы-нула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне - с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада. Район первоначального расселения радимичей (Верхнее Приднестровье) на основании гидронимов был очерчен В.В.Седовым.(3)

В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков) (4), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи террито-рии, где позднее возникло Польское государство.

Весьма вероятны родственные связи радимичей и вятичей. Вятичи ассимилировали проживающие на территории среднего Подесенья балтские племена, а в междуречье рр. Десны и Оки частью и финно-язычные племена, что привело к появлению в их физиче-ском облике черт, свойственных облику финно-угров Северного Поволжья. Характер взаимоотношений славян и коренного населения определяется по П.Н.Третьякову: " При расселении славян.....местное население в массе оставалось на своих старых землях, века-ми жило чересполосно с пришельцами-славянами и мало-помалу смешалось с ними." (5) Русские летописи упоминают о существовании в течение долгого времени на территории Брянщины балтского племени голядь. С помощью топонимов, происходящих от названия " голядь " можно выделить 2 района расселения этого племени: междуречье Десны и Бол-вы (деревни Взголяжье , Гляднево , Глаженка, с.Голяжье - все на территории Рогнедин-ского, Дубровского, Дятьковского, Брянского районов) и территория, ограниченная с се-вера р. Навля, с юга - нижним течением р. Нерусса и р. Усож (деревни Глашево, Глад-ское, Глоднево, Глядино, Голынь - на территории Навлинского, Брасовского , Комарич-ского и Севского районов). Историки и лингвисты отмечают у населения этой части края сохранение диалектов русского языка в сочетании с элементами, близкими языку племе-ни голядь (6). Племена балтов-голяди могли составлять часть древнерусского полона, вы-веденного русскими князьями с западных земель и расселенных на территории края, как, например, балтийские племена, расселенные на реке Москве(7). При определении в Подесенье границ расселения радимичей, вятичей, северян и кривичей следует иметь в виду, что они не были очень устойчивыми в силу того, что славяне еще продолжали ос-ваивать эту территорию. Не были племенные границы и долговечными, поскольку все еще шел процесс образования единой древнерусской народности.

Таким образом, в X-середине XII веков край был заселен представителями шести эт-нокультурных групп, причем для северян Подесенье являлось главным центром рассе-ления. Наиболее пестрым в этнокультурном плане являлась северная часть края(8), где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов - голядь и частично финно-угорские племена.

В природно-хозяйственном плане край сочетает в себе разные типы полесий, степь, лесостепи, полосу ополий и леса левого берега р. Десны между лесостепью и полосой ополий, а также ряд переходных ландшафтов и пойменные земли. Наиболее специфичным типом ландшафта являются ополья - островки лесостепной растительности и почв внутри лесной зоны. Ландшафтная пестрота породила разные способы обработки земли и разно-образие пахотных орудий, применяемых в местном земледелии. Через Подесенье прохо-дила граница распространения плуга, разных типов рала (полозного, бесполозного, кри-вогрядильного) и сохи. Именно в районах наиболее плодородных почв и наибольшей концентрации сельскохозяйственного населения - опольев - и возникли древние средне-вековые города.

XI-XII века отмечены созданием на территории края удельных княжеств. Наиболее крупные из них - Вщижское, Брянское, Трубчевское. Долгое время княжества находились на окраине славянских земель, соприкасаясь с землями кочевых народов, воспринимая элементы культуры степных районов. Оседали на территории края и половецкие племена. Одним из мест возможного расселения половецкого племени являлась территория г. Ка-рачева и близлежащих поселений, расположенных в пойме р. Снежеть. Что косвенно под-тверждается анализом антропологических черт населения района. Жизнь княжеств была прервана монгольским завоеванием. Многие города были разорены или разрушены. Од-нако сам край не особо пострадали, так как, болота и леса не позволили пройти татарской коннице. Более того, численность населения среднего Подесенья даже увеличилась за счет людей, бежавших от монгольского нашествия из районов верхнего течения Оки, Посемья и нижнего Подесенья, что способствовало заметному возвышению образовавшегося в се-редине XIII в. Брянского княжества (9).

В 1-й половине XIV в. Брянский край являлся ареной острого политического и во-енного соперничества между различными князьями. В этой борьбе князья часто обраща-лись за помощью к татарам, что приводило к разорению края.

Политическая нестабильность в Брянском княжестве завершилась установлением чужеземного господства: утвердилась власть литовских князей. В XIV в. Великое княже-ство Литовское объединяло литовские и русские земли. Но жизнь людей под властью ли-товских феодалов не оказала существенного влияния на формирование культуры края. Русский язык был государственным наравне с литовским, при этом все делопроизводство и законодательство велось только на русском языке. Не было ущемления прав русского населения по этническим или религиозным мотивам.

История Брянщины во 2-й половине XIV в. не богата внутренними или внешними политическими событиями. Развитие шло сравнительно спокойно, что способствовало хо-зяйственному освоению населением земель края, появлению новых городов и селений.

В XVI в. Брянщина была возвращена в состав Русского государства.

В начале XVII в. Брянский край входит в состав Северской земли, занимавшей в Русском государстве пограничное юго-западное положение. Смута XVIIв. затронула Брянщину напрямую. Массовые выступления крестьян прошли в Комарицкой волости. Особенность данной волости состояла в том, что крестьяне, проживавшие в ней, никогда не знали крепостного права. Само название волости указывает на ее особое положение. С середины XIV в. волость находилась под властью Великого княжества Литовского. Ли-товские князья получали с этой территории доходы, которые шли в их собственную казну - камору. После присоединения к России московские князья содержали эту волость в сво-ем дворцовом владении.(10)

Во второй половине XVII в. Комарицкая волость включала в свой состав 68 сел и 160 деревень, слобод и починков, в которых проживало около 22 тыс. человек мужского пола. (11) В 1640 г. правительство создало в Комарицкой волости укрепленный район с центром в г.Севске. Местные крестьяне были превращены в военнослужащих драгун, ис-полнявших государственные обязанности по обороне страны. За ними были оставлены их прежние наделы. Они освобождались от налогов и повинностей, обучались драгунскому строю и несли службу. От каждого двора выставлялся один драгун со всем необходимым снаряжением. Число таких служилых достигало пяти с половиной тысяч. Эта повинность сохранялась до конца XVII в.

В 1630-1640 г. в Северский край из Украины, находившейся под властью Польши, из-за обострения этнических, а также религиозных противоречий пошел поток переселен-цев. Порой группы выходцев с Украины достигали нескольких тысяч человек. Миграци-онный поток усиливался в годы неурожаев в Польше. Большинство мигрантов оседало в окрестностях г.Севска. Кроме этого, в окрестностях Севска правительство проводило раз-дачу земель случайным людям " по прибору " (по набору). Это были рядовые русской ар-мии, которые за свою службу получали земельные наделы, но не в личную собственность, как помещики, а в коллективную. Например, своя земля была у слобод, где жили пушка-ри, своя у солдат и т.п. Все они обрабатывали полученные участки земли и не пользова-лись наемным трудом.

Особое положение занимала территория запада края. Эта часть его в XVII в. входила в состав Украины. Здесь сочеталась полковосотенная система административного управ-ления с органами государственной власти - магистратов и ратуш. Территория входила в состав Стародубского полка, разделенного на 10 сотен. Структура населения края была сложной в сословном отношении. Городскую верхушку составляла казацкая старшина, предпочитавшая жить в городах и занимавшая должности в полковых и сотенных канце-ляриях, затем следовали члены магистратов и ратуш, купцы, которые вели русско-украинскую и зарубежную торговлю, а также высшее духовенство, имевшее недвижимую собственность в городах. Вторую социальную группу составляли посадские люди средне-го достатка (цеховые мастера, торговцы мелким товаром, пашенные люди, разночинцы) основная масса казаков, имевших в городах и местечках земельные участки и занимав-шихся ремеслом, промыслами и торговлей: третью группу составляли городские низы - работные люди промыслов (казацких и посадских), поденщики, наймиты, подмастерья, ученики, безземельные крестьяне и бобыли.

Особый статус получали города, имевшие грамоты по магдебургскому праву. Ма-гдебургское право давало определенные налоговые льготы и распространялось в основ-ном на посадских людей, составлявших примерно половину населения города. Оно не да-валось казакам, которые тоже занимались ремеслами, промыслами и торговлей, т.е. вида-ми производственной деятельности, бывшими привилегиями мещан и находившимися в ведомстве магистрата. Это часто создавало острые конфликтные ситуации в городах.

Особое внимание следует обратить на старообрядцев, проживающих и в настоящее время на территории края. Сведения о появлении первых раскольников здесь относятся к концу XVII века. Во время правления царевны Софьи, а потом и Петра 1 происходило массовое бегство старообрядцев на окраинные земли Российского государства, в том чис-ле на территорию Стародубья. Начальство Стародубского полка поощряло заселение края. Раскольники селились на землях, получая определенные льготы (освобождение от нало-гов на несколько лет). Так на Брянщине появилось около 30 старообрядческих поселе-ний, 13 из которых к началу XVIII века получили статус посадов, а три (Зыбкое, Клин-цы, Злынка) стали городами. Старообрядцы развивали кустарные промыслы, что объяс-няется рядом объективных предпосылок. Особенно важным было то, что старообрядцы на новом месте проживания не знали форм крепостной зависимости. Это облегчало решение задач предпринимательства и обеспечение купеческих предприятий вольнонаемными ра-бочими. Кроме того, необходимо учитывать, что места для поселений отводились на ма-лопригодных для земледелия участках (малоплодородные почвы, леса, болота).

Большую роль оказывало и наличие в крае сырьевых ресурсов для промышленной деятельности (железные руды, стекольные пески, глина, древесина), близость к слабо ох-ранявшейся границе государства, что способствовало налаживанию хозяйственных и тор-говых связей с соседними и другими зарубежными странами.

Как показали исследования этнографов, в результате обособленности быта старооб-рядцев, они сохранили подлинно народные формы традиционной культуры.

В XVIII в. началась промышленная разработка полезных ископаемых края. Строи-лись рудни - шахты, вокруг которых образовывались новые поселения. Основным заняти-ем поселян была работа на этих разработках. Так, в 1672 г. была построена рудня Унеча, положившая начало поселку (ныне районный центр).

На формирование материальной и духовной культуры населения влияло и то, где, в каком населенном пункте они проживали. В зависимости от социально - экономической разновидности того или иного поселения формировались локальные черты культуры, ха-рактерные для определенной местности. Здесь необходимо учитывать и величину посе-ления (количество дворов), его социальный статус, форму землевладения.

Сельские поселения были разнообразны. Во второй половине XVIII в. самым рас-пространенным типом сельского поселения в крае, как и вообще в русских землях, была деревня. Это слово как обозначение крестьянского поселения появилось в XIV в. и озна-чало совокупность дворов, усадеб, полевой пашни и прочих угодий. До XVI в. деревни на Брянщине были малодворными. В XVIII веке укрупнению деревень способствовал пере-ход от подворного обложения государственными налогами к подушному. В этих условиях вновь образованные молодые семьи уходили из родительской семьи и строили свой дом. При этом не нарушались общинные связи. Крестьянская община регулировала земельные владения между дворами, пользование лесом, выгонами для скота, которые оставались общими. Община строго следила и за соблюдением принятых норм: и в этике, поведении, в пользовании землями, в строительстве жилища, его расположении, украшении, в со-блюдении обрядов, обычаев и во многом другом.

Разновидностями деревни были починки. Это были новые поселения, которые пер-воначально освобождались от налогов. Причиной появления починков была нехватка земли вокруг старых поселений. Прежде, чем стать постоянным поселением, починок был местом, куда переселялись только на время сезонных работ.

Сравнительно крупными населенными пунктами были села. Уже к X веку это были крупные поселения. Еще с XV-XVI вв. на Руси название "село" закрепилось за теми посе-лениями, которые были центрами поместий, в отличие от деревни, не имевшей внутри себя господских дворов. В зоне государственного землевладения село стало администра-тивным центром волости. На Брянщине в XVIII в. села были значительно больше деревень по количеству дворов. В селе обычно строилась церковь, если село становилось приходом. В селах размещались различные общественные заведения: мирские избы, вотчинные правления (если село - центр волости), больницы, богодельни, школы. Там же заводили предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, продукты которых продава-лись на рынках. Села были центрами рыночных связей. Сельский торг привлекал к себе жителей близлежащих деревень.

В XVIII в. продолжали существовать слободы, имевшие ранее разные функции. К этому времени они стали земледельческими и промысловыми поселениями.

На жизнь того или иного поселения, на его внешний облик, хозяйственную направ-ленность занятий его жителей и их благополучие накладывало отпечаток его юридиче-ское положение. Поселения могли быть дворцовыми (владение царского двора - до XVIII в.), монастырскими, частновладельческими (княжеские, боярские вотчины, имения поме-щиков).

Дворцовые поселения находились на востоке Брянщины и входили в состав Кома-рицкой волости. Эти поселения принадлежали царскому дому и население их продолжало нести воинскую повинность. Но уже в XVIII в. край перестал быть пограничным и необ-ходимость в воинской службе отпала. Поэтому большая часть дворцовых поселений была пожалована Павлом 1 частным лицам; а сами дворцовые селения в XIX в. были подчине-ны Удельному ведомству.

В 60-х гг. XVIII века появилась новая категория земель, получившая название эко-номических. Они образовывались в результате секуляризации церковного и монастырско-го имущества и превращения их владений в государственные. Такая реформа была про-ведена в правление Екатерины II в 1764 г. По этой реформе в государственный земельный фонд вошли владения Севского Спасо-Преображенского, Брянского Свенского Успен-ского, Борщевского Николаевского монастырей и т.д. Эти земли поступали под управле-ние специально организованной Комиссии Экономии. Поэтому и земли, и живущих на них крестьян стали называть экономическими; в XIX в. они слились с категорией государ-ственных крестьян.

Следующую самую малочисленную категорию населения составляли бывшие слу-жилые люди " по прибору " (по набору), из которых в XVIII в. был образован особый слой жителей под названием однодворцы, занимавший промежуточное положение меж-ду мелкими помещиками и государственными крестьянами. К ним примыкали и ямщики.

Однодворцы в начале XVIII века были причислены к государственным крестьянам. Д.К.Зеленин считал, что долгое время однодворцы сохраняли свою обособленность от крестьян и составляли особую этнографическую группу населения (12). Л.Н.Чижикова, напротив, считает, что особенности в духовной и материальной культуре однодворцев не могут являться свидетельством наличия специфического этнографического типа, так как среди самих однодворцев не наблюдается единства, а выделяемые особенности их культу-ры свойственны культуре многих категорий южнорусского крестьянства (13).

Таким образом, в течении XVI-XIX вв. население Брянщины было не однородно в сословном, конфессиональном и социальном отношениях. Такая диффиренцация не мог-ла на сказаться на многих сторонах культуры ее населения.

Этнографы в составе населения южнорусского региона выделяют отдельные этно-графические группы. Одной из них является полехи - жители Полесья. Состав населения Полесья очень сложный. По мнению историков, на данной территории могли сохраниться и потомки древнего населения домонгольского периода, сохраняя свою культуру, язык и обычаи (14).

История заселения края и его пограничное положение способствовало сохранению в культуре полехов как основных южнорусских особенностей, так и белорусско-украинских компонентов.

C XIX в. и особенно к началу XX в. в крае усилились ассимиляционные процессы. В 60-90-гг. XIX в. на территории России "обрусели" 1 млн.400 тысяч украинцев, около 1 млн. белорусов (15). Подобные процессы наблюдались и на территории Брянщины. Мно-гие украинцы, белорусы стали считать русский язык родным языком. Ассимиляционные процессы способствовали повышению удельного веса русских среди жителей края, хотя темпы их естественного прироста были ниже, чем у других народов. По данным переписи 1920 г. (16) процент русских среди населения будущей Брянской области был самым вы-соким в сельской местности , нежели в городской: сельского - 70-99%, городского - 41-94%. Среди городов низкий процент их в г.Стародубе ( 41,6% ) , г.Новозыбкове (61,2%), г.Клинцы (68,8%) , г.Почепе (65,54%), - эти города находились на границе с Украиной; самый высокий - в гг.Трубчевске (95,21%), Севске (93,96%), Карачеве (94,27%). По этой же переписи , самый высокий процент украинцев в г.Стародубе ( 19%), а среди сельских жителей уезда около 40%, в Новозыбковском уезде (в городе - 0.8%, сельское население - ок.52%). В западных районах, таким образом, доля украинского населения значительно выше, чем в восточных, где он не превышает 1%.

По данным переписи 1959г., русские на территории Брянской области составляли - 97% , украинцы - 1.1% , белорусы - 0.5%. Миграционные процессы, проходившие на про-тяжении 30-50-х гг., нашли отражение и в национальном составе населения Брянщины: появляются представители народов, ранее не упоминаемых в статистических материалах - грузины, курды, цыгане, латыши и другие. Многие из них считают русский язык родным (17). В эти годы проходила значительная миграция населения, особенно из деревень в го-рода.

С 20-х годов XX века начал изменяться внешний облик поселений. В соответствии с проектными планами советских архитекторов в них стал выделяться технический и куль-турный центр, менялась планировка, уничтожались культовые сооружения, старинные здания, а вместе с ними часто погибал и домовой декор.

Большой урон нанесла и Великая Отечественная война. Боевые действия дважды проходили на территории края: в 1941 г. и при освобождении Брянщины в 1943 г. Дере-вянный жилищный фонд сильно пострадал. Многие поселения после окончания военных действий так и не смогли восстановить своего прежнего значения. Так, бывший волост-ной центр с. Фошня (до 1920г.), насчитывавший к 1941 г. более тысячи дворов, ныне име-ет не более десятка хозяйств. Кроме того нельзя не учитывать и два миграционных пото-ка: эвакуация в начале войны и возвращение после освобождения.

Уменьшению числа населенных пунктов способствовала и политика укрупнения на-селенных пунктов и сокращения числа " неперспективных " деревень в 1960 - 70-х гг. Так на территории Брянской области только с 1964 по 1970 гг. прекратили существование 562 населенных пункта из более трех с половиной тысяч (18).

Рассмотренные статистические данные показывают, что этническая картина края очень сложна, постоянно развивается, усложняется - что накладывает определенный отпе-чаток на формирование традиционной культуры.

В настоящей работе при определении причин, оказавших влияния на формирование населения Брянской области, не привлекаются данные переписи населения 1989 года, так как эти данные отражают последствия изменений в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Юго-западные районы области попали в зону заражения радиацией. Многие насе-ленные пункты прекратили свое существование, население переселено в северные и вос-точные районы области. В этой зоне произошли и потери людских ресурсов и утрата культурного достояния.


Исходя из истории Брянщины и путей развития ее населения, рассматривая мест-ную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:

1. Этнический фактор: Край находится на границе трех славянских народов и его на-селение всегда испытывало влияние народной украинской и белорусской культуры. На протяжении веков проходили ассимиляционные процессы. Русское население ассимилировало группы украинцев и белорусов, а в древности, в славянской массе растворились балтские и, частично, финно-язычные племена. В результате этих процессов была создана народная культура, включающая элементы не только рус-ской, но и украинской, и белорусской культуры. Возможно также и сохранение бо-лее древних культурных традиций, отразивших мировоззрение славянских племен, населявших край в далеком прошлом.

2. Конфессиональный фактор: Основная религия на территории края - православие. Особо выделяется вклад в формирование культуры края, сделанный старообрядца-ми, принадлежащим к одной из ветвей православной религии. Замкнутость общин позволила сохранить особенности быта, характерные для XVII - XVIII вв. Среди жителей Брянщины присутствуют и представители других конфессий: католики, протестанты, иудеи. Однако, их численность очень незначительна. В религиозных представлениях любого народа сохраняются архаичные формы еще языческих ве-рований. Жители Брянщины не составляют исключения в этом отношении.

3. Социальный фактор: Территория края исторически складывалась сложными путя-ми. Можно выделить три района, развитие которых заметно отличается друг от друга: юго-восточный - с XVII в. входил в состав Северской земли, находившейся на границе Русского государства, затем регион вошел в состав Комарицкой волости. Его территорию с XIX в. составляли преимущественно государственные и двор-цовые земли. В северной части края можно отметить преобладание в XVIII-XIX вв. владельческих хозяйств. В западной части еще в XVI-XVII вв. - сочетание пол-ково - сотенной системы административного управления с органами государствен-ной власти - магистратов и ратуш. В крае существовала сложная сословная струк-тура населения. Разнообразны были и типы сельских поселений: села, деревни, сло-боды, починки и др. На жизнь поселения оказывало влияние его социально-экономический статус. В более раннее время в XVII - XVIII вв. здесь были и двор-цовые поселения (с XIX в. - удельные), церковные и монастырские (с XVIII в. - экономическими), владельческие (помещичьи и с конца XVIII в. владения различ-ных ведомств). Особую категорию в XVIII в. составляли земли, принадлежащие людям " по прибору ", из которых был образован особый слой - однодворцы.

Приведенные выше исторические материалы свидетельствуют о сложной истории формирования населения края. Здесь развивались культурные традиции, сохранявшие элементы возникшие в разные эпохи. Наряду с общерусскими чертами, в этой культуре появились локальные варианты, характерные для Украины и Белоруссии и отличающиеся друг от друга некоторым своеобразием.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Например: Деснинские древности. Брянск. 1995. Падин В.А. Роль Брянского края в происхожде-нии славян Подесенья.// Брянский краевед. Вып.5. Брянск, 1973; Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, 1990; Седов В.В. Восточные славяне в 6 - 13 вв. М., 1982; Археологическая кар-та России. Брянская область. М., 1993.

2. Крашенинников В.В. Указ.соч. Тула. 1990. C.12.

3. Седов В.В. Указ. соч.C.143-182; Седов В.В. Начальный этап славянского расселения в области днепровских балтов. // Балто-славянские исследования 1980. М.,1981. C. 45-52; Седов В.В. Сла-вяне в древности. М., 1994. C.303,306-309.

4. Крашенинников В.В. Указ соч. C.9-23.

5. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л.,1982.

6. Лакомцева М.Н. К реконструкции фонологических систем языков голяди и днепро-двинских бал-тов.// Балто-славянские исследования 1980. М., 1981. C. 52-61; Балто-славянские исследования 1981. М., 1982. C.88-97.

7. Попов А.И. Название народов СССР. Л.1973.С.94-95.

8. Шинаков Е.А. От пращи до срамасакса: на пути к державе Рюриковичей. Брянск. 1995. C.27-58.

9. Тихомиров М.Н. Россия в 16 столетии. М., 1962. C.407-412.

10. Дубровский А.М., Иванин А.А. Севский уезд во второй половине 18 века: поселения, землевладе-ние, крестьяне и землепашцы. Локоть. 1994. C.3-7.; Ефремов Г.В. Край родной Комаричский. Брянск. 2001. С.18-21.

11. Новосельский Л.В. Дворцовые крестьяне Комарицкой волости во второй половине 17 в. // Во-просы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России. М., 1961. C.65.

12. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913. C.42-52.

13. Чижикова Л.Н. Этнокультурная история южнорусского населения. // ЭО. 1998. N5. C.40.

14. Чижикова Л.Н. Указ. соч. C.36.

15. Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности и расселения русского этноса (1678 - 1917). // СЭ. 1982. N4. C.9-12.

16. Брянская губерния в цифрах. Краткий статистический справочник. Орел. 1924. C.32-35. Госу-дарственный Архив Брянской Области (далее ГАБО). Ф.102., Оп.1,Д.56.

17. ГАБО. Ф. 2419. Оп. 2, Д. 805. ГАБО. Ф.2419.Оп.1,Д.1438.

18. ГАБО. Ф.1620.Оп.2,Д.52; Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1970 гг. т.2, Брянск.1972. C.290-320.







Похожие:

С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconА. М. Дубровский Задачи этнографического исследования Брянской области статья
Брянской области как бы законсервировались древние, архаические черты в языке, быту. Все это делает Брянскую область интересным объектом...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Гришино – Слободская средняя общеобразовательная школа Жуковского района Брянской области Публичный доклад
Серия А, №191391, выдана 28. 08. 2008г., Департаментом общего и профессионального образования Брянской области
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconЕ. А. Шинаков Проект герба Брянской области
Брянской области разделен на три части. Верхняя часть щита представляет собой красное (червленое) поле, рассеченное серебряной полосой;...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения Соколовская средняя общеобразовательная школа Мглинского района Брянской области
Программа развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы образования...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconТемы контрольных работ по уголовно-исполнительному праву
Правовые и социальные факторы формирования уголовно-исполнительной политики в рф: субъекты её формирования и основные формы
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconС. В. Чернышов Декор традиционного жилища Тульской области
Это: ограниченное количество леса, используемого при строительстве; особенности климата: климат более мягкий, по сравнению с северными...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconС. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект
Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне. Проблемы и перспективы Материалы международной научно-практической...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconЕ. А. Шинаков Археологические работы в Брянской области в 1988-1989гг. (древнерусская эпоха) cтатья из сборника доклад
Брянской обл в конце Х середине ХII вв и разведки с целью уточнения маршрутов тех или иных путей древнерусского времени и границ...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconМоу «гимназия» Г. Александровск отчёт о проведении месячника гражданской защиты
В целях дальнейшего развития и совершенствования форм организационной работы, обучения населения в области Гражданской обороны и...
С. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области iconВ. Н. Гурьянов Раскопки селища Хизовка-3 на р. Болве и разведки в Брянской области (Открытые листы №16 и 56)
Раскопки селища Хизовка-3 на р. Болве и разведки в Брянской области (Открытые листы №16 и 56)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов