С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект icon

С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект



НазваниеС. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект
Дата конвертации18.09.2012
Размер106.03 Kb.
ТипДокументы



С.В. Чернышов

Социальные истоки благотворительности - исторический аспект

"Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне. Проблемы и перспективы" Материалы международной научно-практической конференции., Брянск, МИБП., 2005


Развитию экономики соответствует развитие конкурентной борьбы. Большую роль играет стремление сформировать своего потребителя. Одним из компонентов экономической политики является формирова6ние имиджа.

В данной статье речь пойдет о социальном факторе управленческого решения. В настоящее время все чаще говорят о социальной ответственности бизнеса. Реализуется данная ответственность через институт спонсорства и благотворительности. Рассмотрим истоки формирования социальной ответственности на примере конкретных факторов благотворительной деятельности.

Тема социальной благотворительности в России затрагивала работы и видных философов, историков, культурологов и экономистов. С выделением социальной работы в особую сферу профессиональной деятельности вопрос благотворительности рассматривается не только с точки зрения понятийного аппарата, но и с точки зрения мотивационности.

Современная Россия переживает период экономических преобразований, переход от режима уравниловки и тотального распределения к периоду первоначального накопления и перераспределения рынка. Сейчас много говорится о новых "спонсорах", "благотворителях", "меценатах". Часто звучит мысль о преемственности идей социальной направленности купечества и промышленников прошлого и олигархов XXI века. Рассмотрим насколько это справедливо.

Наиболее интересен пример благотворительности в России в XIX-начале XX веков как основы формировании института социальной помощи и движения по созданию социально значимых объектов.

Для объяснения феномена социальной помощи XIX века нам необходимо рассмотреть особенности ментальности русского купечества и промышленников. Для начала стоит объединить в одно понятие "купцы" и "промышленники", так как социальная база для обеих категорий одна. Главенствующая идеология Российского общества было Православие. Христианство являлось духовным стержнем населения России.

Менталитет российского купечества формировался вместе с русским национальным характером. Наряду с общими чертами, присущими русскому национальному типу, постепенно складывались и специфические, профессиональные черты купеческого менталитета.

Национальный менталитет имеет стержень, ядро, вокруг которого концентрируется обобщенный национальный тип человека. В конце XIX - начале ХХ веков в русской общественной мысли был поставлен вопрос об определяющем значении православных ценностей в формировании русского национального характера.
Тысячелетняя история православия на Руси, в Московии, в России, система православных ценностей, приоритет духовно-нравственного начала над материальным вошли в сознание поколений русских людей независимо от отношения их к вопросу веры.

Русские предприниматели (и потомственные купцы, и выходящие из крестьянства) были православными по своему воспитанию и традициях. Одной из отличительных черт предпринимательской практики купечества, напрямую связанной с православием, была благотворительность и храмосозидание. В этой деятельности проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души, желание смягчить "греховный" характер торгово-промышленной деятельности. Тема "греховности капитала" очень характерна для настроения многих российских предпринимателей. Это тесно связано с такой отличительной чертой российского национального менталитета, как отсутствие культа богатства. "Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно и духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь", - заявлял Т.В.Прохоров, - основатель прохоровской мануфактуры. 1

Понимание труда в христианской традиции католицизма существенно отличается от православной традиции. Восприятие труда как "физического следствия грехопадения", результата "падения, нравственного разобщения с Богом, отхода людей от Бога" 2,естественно для средних веков с их несвободной трудовой деятельностью. Но и в XIX веке православие одобряло лишь умеренный труд, осуждая упорство и интенсивность, направленную на расширение воспроизводства. Труд не должен был "отвращать от исполнения того, чем вы обязаны Богу" труд неумеренный, "до забвения велику дело" объявлялся официозным "Христианским учением" ущербным. Идеологические установки и определяли смысловую нагрузки трудовой деятельности, неразрывно связанной с нравственностью.

Таким образом, русское купечество в повседневной деятельности сталкивалось с постоянным выбором между экономической целесообразностью и морально-этическими установками. Постоянное противоречие между Делом и духовностью частично разрешалось посредством замаливания грехов, благотворительной деятельностью. Формирующийся дух капитализма не мог вытеснить сущность христианина. 3

Рассмотрим внутреннюю модель поведения, характерную для христианина.

Каждый человек, поскольку он принадлежит к обществу, соединяет два мира. С одной стороны, он подчинен закону причинности, с другой, - он свободен и в этом смысле не подчиняется закону причинности.

Реалистическая модель относит бытие социального не к миру необходимости, а к миру свободы. Социальное бытие поэтому не совпадает ни с материальным, ни с психическим бытием. 4 Будучи нематериальной, эта реальность все же надиндивидуальна, сверхлична. С.Л. Франк называет ее идеей: "существо общественного отношения, как такового, состоит в том, что оно есть объективная сущая идея". 5 Природу социальной реальности мы должны мыслить по типу идей чистой этики и даже - математических и логических идей. Франк апеллирует к неокантианцам (Когену, Штаммлеру, Кельзену), которые выделяют право как сущность общества.

Реалистическая модель социального поведения в его русском варианте содержит по крайней мере три взаимосвязанных тезиса:

1. Высшая опосредствованность отношения Я и Ты; сочетание норм поведение с вариантами рефлексии.

2. Идея соборности;

3. Идея Церкви.

Рассмотрим все их по порядку.

1.То, что для меня Другой, т.е. - Ты, должно не извне быть мне дано. Оно не есть объект, на который наталкивается и который извне воспринимает мое сознание. Это "другое Я" присуще мне изнутри, присуще мне исконным и первичным образом.

"Не два независимых и самодовлеющих существа здесь извне встречаются и становятся друг для друга "я" и "ты", их встреча есть, напротив, лишь пробуждение в них обоих некоего исходного первичного единства, и лишь в силу пробуждения этого единства они могут стать друг для друга "я" и "ты". Речь идет о том, что в нашей литературе называют "субъект - субъектным отношением": Я отношусь к Другому не только как к средству, но и как к самоцели, как к самому себе. Вот именно такое отношение как исходное первичное единство в реалистической модели обосновано высшим. Основой для формирования данной цели стало религиозное самосознание. Вся жизнь христианина находится на грани борьбы божественного сознания воплощенном в части божественной сущности данной при рождении и плотью, подверженной дьявольским соблазнам.

2. Идея соборности. Это исходное первичное единство и представляет собой по существу понятие "соборность". 6 Понятие соборности как философской категории впервые определил А.С. Хомяков. Соборность предстает как внутренняя духовная связь между людьми, как внутреннее органическое единство, которое лежит в основе всякого человеческого социума. Соборность при своем обобщении дает понятие В.С. Соловьева - всеединство 7.

Статус важнейшей черты отечественной духовной традиции дала соборности русская православная церковь. 8 Вопрос о соборности оказался весьма актуальным в постсоветской России. Возникает проблема: существует ли начало соборности в современном российском обществе. 9 В логике русской идеалистической традиции соборность имплицитно существовала даже в таком обществе как советское, постоянно прокламирующем свой атеизм. Без соборного начала нельзя понять историю советского периода с его цивилизационными и культурными достижениями, с победой в Великой Отечественной войне, и т.д. На идеи соборности и основывались понятия "социальная защита", "социальное равенство", "социальное распределение" в Советском Союзе.

Для XIX века характерно распространение идеи соборности за пределы Российской империи. Широкое распространение получили идеи славянского единства. С 1858 по 1878 годы работал Московский славянский благотворительный комитет Образованный в 1858 г.имел первоначальную цель - помощь студентам-болгарам, учившимся в Москве. Затем функции комитета расширились и включали в себя оказание помощи славянским народам Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины в их борьбе с турецким владычеством, организацию добровольческих и санитарных отрядов, снабжение их продовольствием, одеждой и т.п., обучение славян из турецких областей в русских учебных заведениях; поддержку православных церквей и школ в турецких областях, сбор пожертвований для славянского населения, развитие культурных связей с балканскими народами, публикацию статей по истории славянских народов. В 1908 году был образован Комитет славянской взаимопомощи для содействия культурному объединению славянских народов, развития духовного общения и экономических связей между ними.

Славянское культурное движение регулировалось Славянскими съездами, где как основная выдвигалась идея этнического и культурного единства. Для России было характерно поддержка идеи конфессиональной идентификации Балканских народов. 10

3. Идея Церкви. Высшая форма соборности - Церковь. "Всегда и везде - сознательно или бессознательно, в согласии ли с умышленной волей людей или вопреки ей - общество в своей основе носит сакральный … характер, социальное единство в его живой глубине ощущается как святыня." 11 В Церковь в широком смысле входит непосредственным образом семья, государство, и Мир Божий в целом, т.е. - мироздание.

В связи с дальнейшим изложением обратим внимание еще на одну особенность реалистической модели, которая особенно хорошо видна у С.Л. Франка. После того как Франк утверждает принципиальное подобие математических и логических идей, с одной стороны, и социального - с другой, он - вдруг! - спохватывается и заявляет, что "при всем сходстве общественного бытия с идеальным бытием математических, логических (а также этических) содержаний между ними есть и существенное различие …Общественное бытие… есть бытие конкретное". 12 Причем конкретность явно понимается не в гегелевском, а в обыденном смысле. Представляется на первый взгляд, что самому принципу реалистической модели противоречит следующее утверждение Франка: "какой-нибудь закон, социальное отношение, форма правления … не имеют вневременного бытия; …они возникают, длятся и исчезают во времени, …имеют какую-то конкретную жизнь". 13

Так существуют или нет вневременные и внепространственные идеи социального поведения в реалистическом дискурсе? Существуют, но существует также и иерархия этих идей. Для обеспеченной категории русского купечества социальное поведение становится прямо пропорционально степени экономического благосостояния.

Анализируя социальное бытие в реалистическом ключе, Франк, таким образом, обнаруживает конституированность этого бытия на его определенном "конкретном" уровне человеческими действиями и оценками. Акцент на этой стороне социальной реальности делает, как мы увидим дальше, феноменологическая модель. 14

Верующего человека отличало осознание своей жизни на рубеже двух социальных институтов - общины и общества, т.е. равное владение двумя культурными кодами, двумя системами воззрений и исторического опыта. Для человека XIX века эти две среды взаимосвязаны. Персонализм как взаимоотношение человеческой личности с Богом и церковно-общинные принципы христианства выработали такие качества как понимание личной ответственности не только за судьбы собственной души, но и судьбы всего христианского мира. Наиболее важно такое понимание в преддверии Второго пришествия. Максимальное проявление данного отношения прослеживается у старообрядцев. 15 Достаточно вспомнить купцов Рахмановых, Морозовых, Шелапутиных, Рябушинских, Хлудовых, Гучковых и др.

Известны примеры благотворительности и среди Брянского купечества. Добрым словом следует вспомнить М.И.Баженова, П.С. и С.С. Могилевцевых, А.И.Вязьмитина, Ф.Н. и М.Д.Комарёва, В.М.Авраамова, В.И.Сафонова.

Изложенный материал затрагивает лишь одну сторону социальной ответственности бизнеса. Этой стороной стала историческая справка о смысловом значении благотворительности на рубеже ХХ века. В качестве социальной группы рассматривалось купечество. Представители Российского купечества на собственные средства открывали храмы, строили учебные заведения, оказывали помощь страждущим. Идеологические установки деятельности существенно отличались от европейского. Внутренним направлением деятельности продолжает оставаться религиозная нравственность.

Изначально причины социального поведения купечества существенно отличается от мотивации "спонсорства" современной России. В постреформенном государстве на первый план выходят юридические и экономические причины. Появляется мотив "тщеславия" и "обязательности".

Соответственно и вопрос о социальной ответственности бизнеса выходит из рамок морально-этических установок, основанных на религиозном сознании. Он все больше переходит на позиции рационализма. "Благотворительность" имеет свою цену и значимость в обществе.

Мониторинг конкурентоспособности для потребителя напрямую зависит от имиджа компании или агентства. Причем значение имеет степень искренности. Для населения эта искренность обратно пропорциональна информированию СМИ. Такая негативная реакция является традиционным отношениям духовных основ богоугодной деятельности характерной для России рубежа ХХ века.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Цит. по Семенов А.В. Национально-православные традиции в менталитете купечества в период становления российского предпринимательства// Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы научной конференции. Москва. 1997.C.54.

2. Помазанский М.(Протопресвитер). Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Новосибирск - Рига, 1993. С.99.

3. Брянцев М.В. Культура русского купечества// Отечественная культура и историческая мысль XVIII-XX вв: Сборник статей и материалов. Вып.3 / Под ред. А.М.Дубровского. - Брянск: Изд-во БГУ, 2004, С.17-19.

4. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л.,1991;, с.323.

5. там же, с.324

6. Мы не рассматриваем здесь оппозицию "соборность-общественность", см. об этом цитированную книгу С.Л. Франка; основные этапы становления учения о соборности в русской духовной традиции см.: Шапошников Л.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб, 1996.

7. "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всем. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия". Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике. // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т.2.М.,1988.с.552, примеч.

8. См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва 13-16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов. СПб, 2000 с.150-211. анализ понятия "Соборность": Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб, 1996.

9. См., напр.: Вишневский А.Г. Кризис русской соборности и консервативная модернизация в СССР.// Рубежи, 1997, №1.

10. Чернышов С.В. Славянские съезды ХIX - ХХ веков: реализация идеи единства культур // Межславянские связи и взаимодействия в Восточной Европе: история, проблемы, перспективы. Брянск. Издательство БГУ, 2003, С.62-68.

11. Франк С.Л. Духовные основы общества, с.352.

12. там же, с.324

13. там же, с.325

14. См. также: Рассел, Джефри Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. Пер. с англ. Санина А.П. СПб, Евразия, 2001.

15. Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества// Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы научной конференции. Москва. 1997, С.24-26.







Похожие:

С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconС. В. Чернышов Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области
Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. Брянск. 2003. С. 51-61
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconЧернышов владимир Иванович
Чернышов владимир Иванович, капитан на судах Северного бассейна. Возглавлял экипаж пст «Зеленокумск» в 1982 году. Капитан-директор...
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconИтоги 4-й Международной конференции «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» Конференция «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы»
Конференция «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» явилась продолжением цикла профессиональных мероприятий, начатого в...
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconУрок по теме: «Права человека» (Основы правовых знаний. 8 класс) Ход урока I. Стадия вызова. Вступительное слово учителя
Современная концепция прав человека – итог долгого развития и самого общества, и человеческих представлений о своем месте в обществе....
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconРефератов социальные услуги в условиях ограниченного бюджетного финансирования
Рассматриваются проблемы финансирования социальной сферы, установления платы за социальные услуги, передачи контрактов на предоставление...
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconБоги Горы "Five Plays"
Они не находят больше никакого удовольствия в благотворительности, ожесточаются и оскудевают сердцами. Увы им! Я иногда
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект icon2 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культуры. 9
Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из при­родной реальности,...
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconКруг Сибирского войскового казачьего общества
Чернышов Н. П. начальник отдела Министерства регионального развития Российской Федерации
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconКруг Сибирского войскового казачьего общества
Чернышов Н. П. начальник отдела Министерства регионального развития Российской Федерации
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект iconМуниципальное учреждение Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи «истоки» Социально-досуговый центр детей и молодежи «Мечтатель» Открытое Первенство сдцдм "Мечтатель" по спортивному ориентированию
Муниципальное учреждение Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи «истоки»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов