Н. В. Ивако icon

Н. В. Ивако



НазваниеН. В. Ивако
Дата конвертации07.10.2012
Размер63.1 Kb.
ТипТезисы


Н.В.Ивако


Домашнее задание по истории: содержание и методика организации

"Современные методы в современном преподавании". Тезисы докладов. - Москва: Издательство ГПИБ, 2005.


Одним из важнейших дискуссионных вопросов совре­менного урока остается вопрос домашнего задания. Как бы увлекательно ни был раскрыт учителем новый исторический материал, как бы активно ни работали учащиеся в классе, внимание их по тем или иным причинам может быть отвле­чено в ущерб восприятию содержания урока. Не всегда учи­тель и сам раскрывает на уроке новый материал во всем его объеме. Иногда по разным причинам он вынужден остано­виться более подробно лишь на ведущих, основных, наибо­лее трудных вопросах, а остальное излагает кратко, или предлагает учащимся самостоятельно освоить материал, не требующий разъяснения учителя. Некоторые учителя ис­пользуют вредный прием — наказание домашним заданием повышенного объема и сложности. Психологическое осно­вание этого в том, что иные взрослые подсознательно или сознательно убеждены: школьное образование - необходи­мый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому до сих пор идут дискуссии: задавать на дом или нет? Каковы допусти­мые объемы и время на выполнение домашнего задания? Как оно влияет на успеваемость?

На наш взгляд, без домашних заданий не обойтись. Что призвано давать домашнее задание, и не может дать урок? Возможность трудиться спокойно, без спешки, не ожидая оценок учителя и товарищей; работать не с максимальным, но оптимальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельно­сти, ход предпринятой работы; привлекать по своему жела­нию дополнительную литературу; привести все знания в систему.

В процессе выполнения домашнего задания решаются такие дидактические задачи:

• вторичное повторение учебного материала урочной темы;

• повторение и осмысление учебного материала на уровне учебной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы;

• дальнейшее осмысление новой информации, приобре­тенной в результате изучения темы урока;

• содействие развитию у учащихся навыков самостоя­тельной работы. Подготовить хорошее домашнее задание для учащихся, которое бы отвечало всем дидактическим требованиям, непросто. Вот почему при подготовке к буду­щим занятиям учитель должен этому вопросу уделить столь­ко же внимания, сколько и подаче нового материала. Не раз приходилось убеждаться в том, что некоторые ученики не выполняют домашнее задание не потому, что ленятся, а по­тому, что не знают, как к нему приступить, или не знают теоретического материала, который необходим. В этом слу­чае мы сами создаем тенденцию формирования безответст­венности, нечестности и других отрицательных качеств.


Поэтому подробная, но сжатая инструкция по выполне­нию домашнего задания обязательна. В инструкции необхо­димо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, читать и попутно рассматривать карту, схему, рисунок и т.д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее вы­полнения.

Особого внимания заслуживает такой аспект организа­ции домашнего задания, как мотивация (пробуждение любо­знательности, усовершенствование навыков, апеллирование к оценке их труда, учет индивидуальных склонностей уче­ников).

Желательно, чтобы домашнее задание охватывало все стороны учебного процесса: усвоение содержания, обучение умениям и формирование мировоззренческих и нравствен­ных убеждений. Целесообразно предложить учащимся задания различного уровня познавательной самостоятельности (от репродуктивного до творческого).

Домашнее задание по истории необходимо строить, прежде всего, на основе пройденного на уроке материала, органически с ним связанного и непосредственно из него вытекающего. Поэтому в большинстве случаев домашнее задание дается в конце урока. Однако при выполнении уча­щимися домашнего задания иногда предлагается повторить и ранее пройденный материал, тесно связанный с содержа­нием последующего урока. Так, например, учащиеся 6-го класса более осмысленно изучают вопрос о свержении тата­ро-монгольского ига при условии, если на предыдущем уро­ке им будет предложено повторить дома материал о борьбе народов нашей страны с монголо-татарским нашествием.

Вместе с тем при объявлении учащимся домашнего за­дания учителю- следует учитывать реальные результаты за­крепления. И в соответствии с ними скорректировать объем и содержание предлагаемых заданий.

Домашняя работа учащихся по истории должна быть построена не только на основе программного, но и раскры­вающего его дополнительного материала, например, истори­ческого документа.

Домашнее задание строится в порядке постепенного ус­ложнения. Например, после того как учащиеся овладеют умениями и навыками составления хронологических таблиц (дата — событие; дата — событие — итоги, значение; да­та — событие — содержание — значение), можно перехо­дить к составлению более сложных видов таблиц: синхрони­стическим (например, «Россия и её соседи в XIII в.»: год — западные страны — русские земли — Монголия) и генеало­гическим (например, «Правление династии Рюриковичей»). Аналогично организуется работа с другими средствами обу­чения: картами, схемами, изобразительной наглядностью и т.д.

Задания, которые получает ученик на дом, не должны быть тягостными, а, наоборот, вызывать радость и удовле­творение от выполненного, сделанного. Вот почему оно должно быть необычным (элемент интереса), посильным и обязательно оцененным. В связи с этим следует выделить некоторые приемы при организации домашнего задания по истории.

^ Прием «Три уровня домашнего задания».

Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень — обязательный мини­мум. Главное свойство этого задания: оно должно быть аб­солютно понятно и посильно любому ученику. Второй уро­вень задания — тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудно­стей осваивают программу. По усмотрению учителя эти уче­ники могут освобождаться от задания первого уровня. Тре­тий уровень используется учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — творческое задание. Обычно оно выполняется, но желанию и стимулируется учи­телем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разрабо­тать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

^ Прием «Задание массивом».

Любой из трех уровней домашнего задания учитель мо­жет задавать массивом, т. е. предлагает большое количество вопросов, заданий, задач, из которых ученик может выпол­нить столько, сколько посчитает нужным, или не менее оп­ределенного количества. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную воз­можность самореализации. Из массива заданий ученик вы­бирает тот уровень сложности, который „по силам". Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности. Преимущества задания массивом:

1) происходит самосогла­сование ребенка и уровня задания, которое он выполняет, он учится с первого взгляда оценивать сложность задания;

2) дети выполняют разные задания, у них появляется допол­нительная возможность обменяться решениями;

3) выбирая свои вопросы, задания, ученик читает остальные, его учеб­ный кругозор становится шире, он знает гораздо больше за­даний, чем ему предлагают.

^ Прием «Особое задание».

В классе всегда есть ребята, которым учитель уделяет особое внимание, „олимпийский резерв". Раз особое внима­ние — то и особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

^ Прием «Необычная обычность».

Способ формулировки и выбора домашнего задания также может быть необычным. Например, номера заданий, вопросов дети могут узнать через «лотерею», кидая кубик (для 5-го класса) и т.д.

Домашняя работа по истории выполняется как в устной, так и в письменной форме. Проверяя письменные домашние работы учащихся, следует использовать не только красную пасту. Успех ребенка, все, с чем ему удалось справиться, можно отмечать зеленой пастой. Доминирование зеленого цвета стимулирует учащегося к росту, к занятиям данным предметом.

Многие учителя практикуют сегодня опережающее до­машнее задание. Предварительное чтение параграфов учеб­ника или других материалов является наиболее распростра­ненным видом опережающих заданий. Предварительное чтение будет эффективнее, если использовать приемы т.н. „активного чтения": инсерт (маркировка текста с помощью условных обозначений), ведение различных записей (борто­вые журналы, двойные дневники) и др.

В заключение отметим, что мы затронули лишь некото­рые аспекты такой актуальной проблемы, как методика ор­ганизации домашнего задания по истории. Отдельного рас­смотрения заслуживают вопросы обучения способам выпол­нения домашнего задания, особенности использования со­временного УМК для домашней работы. Важность и пер­спективность разговора очевидна, поскольку организация домашнего задания является одним из ключевых звеньев в процессе постижения учащимися истории.







Похожие:

Н. В. Ивако iconН. В. Ивако
Процесс гуманизации исторического образования настоятельно требует «очеловечивания» школьных курсов истории, когда изучение феноменов...
Н. В. Ивако iconС. П. Яковлева Практические занятия по методике преподавания общеcтвознания Брянск 2004
Практические занятия по методике преподавания обществознания. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. Брянск...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы