С. П. Яковлева icon

С. П. Яковлева



НазваниеС. П. Яковлева
Дата конвертации07.10.2012
Размер34.3 Kb.
ТипДиссертация


С.П.Яковлева


Отзыв на диссертацию С.П.Яковлевой

Преподавание истории в школе, 1988. №1. С. 91-92


На заседании специализированного Совета по присуждению учёной степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина состоялась защита диссертации С.П. Яковлевой «Применение теоретических знаний в процессе формирования понятия «буржуазная революция» (на материале ранних буржуазных революций курса всеобщей истории)». Научный руководитель – канд. педагогических наук, проф. П.В. Гора.

Целью исследования являлись теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методической системы обучения учащихся приёмам учебной работы, которые наилучшим образом способствуют формированию умений усваивать и применять теоретические знания о буржуазной революции, а также выделение понятий, выводов, идей, их глубины и логики изучения, методические условия их успешного применения.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений. Во введении обоснован выбор темы, объект и предмет исследования, его цели, задачи и методы.

Первая глава представляет собой теоретическое исследование, целью которого является определение методологических и психолого-педагогических основ обучения учащихся умению усваивать и применять теоретические знания для формирования у них сложных понятий.

Во второй главе анализируется состояние изучения истории ранних буржуазных революций в современной средней школе. Раскрываются содержание и способы изучения истории буржуазных революций в учебной программе, учебнике и методическом пособии по новой истории. Автор анализирует состояние знаний школьников, определяет уровень их умения применять знания о составных частях понятия «буржуазная революция».

В третьей главе диссертации «Формирование у школьников умения усваивать и применять теоретические знания при усвоении понятия «буржуазная революция»» определены пути повышения эффективности изучения истории ранних буржуазных революций, дано описание методической организации процесса обучения учащихся умению применять теоретические знания о составных частях понятия. Глава состоит из четырёх параграфов. В ней освещается организация экспериментального исследования. Подробно описывается сравнительная методика изучения в экспериментальных и контрольных классах предпосылок и задач ранних буржуазных революций, формирования мировоззренческих идей. В главе рассматривается и организация изучения результатов и значения ранних буржуазных революций.

Научная новизна диссертации: впервые предметом исследования стал процесс формирования понятия «буржуазная революция» на основе овладения учениками приёмами по усвоению и применению теоретических знаний.
Произведён отбор методических приёмов и средств применения теоретического знания на основе структурно-функционального анализа содержания учебного исторического материала о ранних буржуазных революциях. Автором разработана система познавательных заданий, побуждающих учащихся использовать тот или иной приём учебной работы в ходе оперирования теоретическим знанием.

В диссертации проведено теоретическое исследование проблемы применения обобщённых знаний при обучении истории, выявлены большое познавательное значение и особенности использования теоретических знаний в функции предвидения в учебном познании; поставлен вопрос о необходимости учёта специфики оперирования отдельными элементами теоретического знания и намечены пути решения этого вопроса; исследована проблема обучения учащихся умению оценивать исторические события и явления; экспериментально апробировались приёмы и средства, обеспечивающие использование в оценочных суждениях учащихся рационального и эмоционального компонентов знания.

Практическая значимость диссертации: исследование даёт знание особенностей формирования сложного понятия «буржуазная революция». Оно вооружает учителя специальными приёмами деятельности по оперированию теоретическими знаниями при объяснении, анализе и оценке исторических событий.

Материалы диссертации использовались при разработке и чтении спецкурсов по методике формирования сложных понятий и организации познавательной деятельности школьников на курсах повышения квалификации учителей истории при Брянском ИУУ, для студентов МГПИ им. В.И. Ленина и Брянского педагогического института.

Рекомендации по проведению уроков использовались на педпрактике, практических и лабораторных занятиях со студентами.

Официальные оппоненты д-р исторических наук, профессор Э.А. Кургинян и канд. педагогических наук М.П. Овчинникова дали высокую оценку диссертации С.П. Яковлевой.

Специализированный Совет института единогласно присудил С.П. Яковлевой степень кандидата педагогических наук. ВАК при Совете Министров СССР решение специализированного Совета утвердил.







Похожие:

С. П. Яковлева iconИ. Я. Яковлева приглашает вас принять участие в заочной Всероссийской научно-практической конференции Язык, литература
Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева приглашает вас принять участие в заочной Всероссийской...
С. П. Яковлева iconС. П. Яковлева Практические занятия по методике преподавания общеcтвознания Брянск 2004
Практические занятия по методике преподавания обществознания. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. Брянск...
С. П. Яковлева iconЯковлева Валентина Гавриловна По дорожке в детство

С. П. Яковлева iconС. П. Яковлева
Роль оценочных суждений в формировании идейных убеждений школьников при изучении истории ранних буржуазных революций
С. П. Яковлева iconС. П. Яковлева
В статье описывается опыт работы по новому учебнику IX класса (Новая история. 1640-1870), созданному авторским коллективом под руководством...
С. П. Яковлева iconСправка работников прокуратуры СССР и следственного отдела кгб СССР по поводу записки а. Н. Яковлева некоторые соображения по итогам изучения обстоятельств убийства

С. П. Яковлева iconС. П. Яковлева
Целью данной статьи является показ роли местного материала при изучении общеисторической темы. Такой темой выбрана история гражданской...
С. П. Яковлева iconЗаписка а. Н. Яковлева в комиссию политбюро ЦК кпсс по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг. «Некоторые соображения по итогам изучения обстоятельств убийства с. М. Кирова»

С. П. Яковлева iconС. П. Яковлева
Работа была организована таким образом, чтобы познавательная самостоятельность учеников постепенно возрастала от уровня воспроизведения...
С. П. Яковлева iconЯ, Яковлева Марина Васильевна, 1967 года рождения, по знаку Зодиака Стрелец
В этой школе, родной для меня, я работаю 22 года, из них классным руководителем 12 лет
С. П. Яковлева iconА. И. на тему: «Системы управления и принятия решений в условиях конфликта» Предлагаемые лекции
Лекции д т н., профессора, академика Российской и Международной инженерных академий Яковлева А. И. на тему
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов