Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 icon

Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24



НазваниеСтатья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24
страница1/7
Дата конвертации08.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7

Мейер Шапиро

Стиль

(статья к экзамену по курсу «Эстетика»)

в кн. Сов. искусствознание, 1988 г., № 24


Перевод А.Л.Расторгуева

OCR: А.Д.

I


Под стилем понимается устойчивая форма, иногда постоянные элементы качества и выразительные свойства в искусстве одного или многих художников. Термин «стиль» применяется также ко всей деятельности личности или общества, если говорят о «стиле жизни» или «стиле цивилизации».

Для археолога стиль выражается в некоем узоре или мотиве, то есть в каком-то ясно узнаваемом качестве определённого изделия, которое помогает установить место и время его создания и найти связи между группами подобных изделий или между культурами. Стиль здесь является ха­рактерным признаком, подобно другим, внеэстетическим свойствам изучаемой работы, а он обычно исследуется как способ точного суждения о ней, а не в самоценной роли особого слагаемого культуры. Чтобы иметь дело с пониманием стиля, археолог использует сравнительно мало терминов эстетического или физиогномического плана.

Для историка искусства стиль представляет собою сущностно важный предмет исследования. Он изучает внутреннее строение стиля, историю его жизни и проблемы его сло­жения и изменения. Подобно археологу, историк искусства по стилю судит о времени и месте создания памятника и о возможном существовании связей между отдельными школами. Но его стиль — это прежде всего система форм, наделённых неким качеством и смысловой выразительностью, в которой различима индивидуальность художника и общее мировосприятие некоего круга. Кроме того, стиль – это средство выражения внутри такого круга, он запечатлевает и передаёт определенные религиозные, общественные и нравственные ценности силой эмоционального воздействия форм. Наконец, стиль является общим полем, на фоне которого можно оценить новые явления в индивидуальности отдельных памятников. Взяв ряд произведений в их пространственной и временной последовательности и сопоставив изменчивость стиля с историческими событиями и меняющимися чертами других областей культуры, историк искусства пытается с помощью здравой психологии и социальной теории понять изменения стиля или его отдельных свойств. Историческое изучение индивидуальных общих стилей обнаруживает также типологически важные стадии и процессы генезиса художественных форм.

Для историка культуры или для философа истории в стиле заявляет о себе культура как целое, и он является видимым знаком ее единства. Стиль отражает или выражает "внутреннюю форму" мышления и чувства людей. Здесь важен не авторский стиль или стиль одного вида искусства, но формы и качества, разделяемые всеми искусствами данной культуры на протяжении значительного времени.
В этом смысле можно говорить о человеке греческой классики, средневековья или Возрождения, обращаясь к общим чертам художественных стилей этих эпох, находящим свое подтверждение и в религиозных или философских текстах.

Критик, подобно художнике, склонен воспринимать стиль как оценочный термин: стиль в таком случае означает некое качество, и критик может сказать о живописце, что у него есть «стиль», или о писателе, что он — «стилист». Хотя такое нормативное понимание стеля, применяемое в основном к отдельным художникам, стоит как будто за пределами исторического и этнологического изменения искусства, оно, однако, встречается здесь и должно восприниматься вполне серьёзно: ведь оно оказывается мерой совершенства произведения и, следовательно, имеет отношение к пониманию искусства и культуры как целого. Даже стиль эпохи, который для большинства историков есть некое общее начало, равно очевидное в хороших и плохих [], большое достижение; так, стиль греческой классики был для Винкельмана и Гёте не просто сочетанием форм, но осуществлением высшей идеи с ценностными свойствами, невозможными в других стилях и проступающими даже в римских копиях греческих оригиналов. Стили некоторых эпох поражают нас особой глубиной выражения и завершённостью, особым соответствием явленному в них содержанию; создание такого общего стиля, подобно осознанному утверждению новой языковой нормы, в самом деле является достижением. В свою очередь, наличие одного и того же стиля в самых разных видах искусства часто считается признаком целостности культуры и высокой творческой активности времени. Искусства, лишенные явной выраженности или благородства стиля, часто называют бесстилевыми, и соответствующая культура считается слабой и упадочной. Подобный взгляд разделяется философами истории и культуры и некоторыми историками искусства. Для всех этих подходов к понятию стиля общими оказы­ваются следующие предположения: каждый стиль присущ определенному периоду культуры и в данной культуре или культурной эпохе существует только один стиль или огра­ниченный их ряд; произведения в стиле одного времени не могут быть созданы в другом. Все это доказывается тем, что стиль между стилем и временем, установленная на немногочисленных примерах, подтверждается памятни­ками, найденными впоследствии. И если только удается дать атрибуцию памятника по внестилистическим данным, то эти сведения указывают на то же место и время создания, что и особенности его формы, или же на родственную культуру. Неожиданное появление стиля в другом месте объясняется миграцией или торговыми связями. Стиль, как можно заключить, используется в качестве самоценного и надежного критерия времени и места создания художественного произ­ведения. Исходя из этих общих постулатов, ученые построили систематическую, хотя и не завершенную, картину пространственного и временного расположения стилей во всех основных регионах земного шара. Если представить исследуемые работы в порядке, соответствующем их первоначальному месту во времени и пространстве, то стили их обнаружат примечательные взаимосвязи, которые затем можно сопоставить с отношениями памятников искусства к иным проявлениям соответствующих феноменов культуры.

  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconВопросы к экзамену по курсу «эстетика» (2009-2010)
Классицизм и барокко как противоборствующие типы эстетического и художественного сознания
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconДокументы
1. /001-023 Эстетика - Средние века - Отцы.doc
2. /024-074...

Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconЭкзаменационные билеты по курсу «эстетика» (2007-2008)
Предмет и методы эстетики. Метод макроанализа. Метод исторической типологии художественного сознания. Самоценность и/или культурная...
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconВопросы к экзамену по курсу «Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски»

Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconВопросы к экзамену по курсу «экономическая теория»
Утопический социализм в России (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский)
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconДокументы
1. /Вопросы к экзамену по курсу.doc
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconДокументы
1. /Вопросы к экзамену по курсу ЦУиМП.doc
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconДокументы
1. /Вопросы к экзамену по курсу РТЦиС.doc
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconДокументы
1. /Вопросы к экзамену по курсу Периферийные устройства.DOC
Статья к экзамену по курсу «Эстетика» в кн. Сов искусствознание, 1988 г., №24 iconДокументы
1. /Программа к экзамену по курсу Дискретная математика.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов