Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» icon

Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада»



НазваниеЗамечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада»
Дата конвертации16.09.2012
Размер53.31 Kb.
ТипДокументы

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ УПОМИНАНИЯ О СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ РОССИИ «ГРЕНАДА»

(http://www.grenada.al.ru/enciklopedia/sg.htm)

Как это не странно, но относительно семиструнной гитары можно видеть столько различных ложных мнений и суждений, что остается только диву даваться. И это еще при - том, что семиструнная гитара – русский национальный инструмент, который уже только по одному этому определению надо холить и лелеять. Но куда уж там. По-видимому, русский человек XXI века может только разбазаривать все то, что веками создавалось ранее.

Вот такие мысли периодически посещают меня при наблюдении состояния современного общества и особенно отношения этого общества к своему национальному достоянию – семиструнной гитаре. Кто же сегодня заботится о семиструнной гитаре? Учитывая состояние современного русского общества, занятого только одной проблемой, проблемой выживания, требовать этого от простых русских людей вряд ли стоит. Но хотя бы бережно сохранить, не портить, проявить элементарную культуру, может любой простой нормальный человек. Но даже этого сейчас нет!

Ни в одном музыкальном учебном заведении (школа, училище, консерватория) нет класса семиструнной гитары, а если где-то и есть, так лучше бы такого класса не было, т.к. скорее всего на таком месте окажется какой-нибудь бездельник или алкоголик. Как известно, в нашей азиатской стране «отбора умов» нет.

Казалось бы, уж куда проще, если сам ничего не соображаешь, бери старый материал о семиструнной гитаре и переписывай его. Но даже этого нет!

Вот, например, выходим на сайт народного ансамбля «Гренада» http:/www.grenada.al.ru/enciklopedia/sg.htm. Тут мы видим энциклопедию о музыкальных инструментах. Представлено 98 инструментов и, ура!, есть раздел и о семиструнной гитаре. Читаю, и радость переходит в недоумение и разочарование. Как можно писать в энциклопедии (?!) такую дурь? В трех абзацах маленькой статьи, как минимум две вопиющих ошибки! И это энциклопедия НАРОДНОГО ансамбля РОССИИ о РУССКОЙ семиструнной НАРОДНОЙ гитаре! Приведем полностью эту статью:


С^ ЕМИСТРУННАЯ ГИТАРА - гитара с 7-ю металлическими струнами. В своем четырех - пятиструнном варианте гитара была известна в Москве и Петербурге с 1769 года.
В 1790 году, по утверждению историков, русский придворный арфист Андрей Осипович Сихра создает первый семиструнный вариант гитары, которая завоевывает огромную популярность в музыкальных кругах и среди музыкантов-любителей

Подлинную славу семиструнной гитаре, которую называют еще русской, принесли такие выдающиеся исполнители, как Михаил Тимофеевич Высоцкий (чьей игрой восторгался сам Михаил Юрьевич Лермонтов), Петр Спиридонович Агафошин и другие.

Семиструнная гитара оказала неоценимое влияние и на формирование замечательного музыкального жанра - русского романса. В наши дни, к сожалению, семиструнная гитара переживает не лучшие свои времена, используется крайне редко и является поистине реликтовым инструментом.

28K




Итак, почему на семиструнной гитаре надо применять только металлические струны, а на шестиструнной нейлоновые и металлические (так написано в другой статье о шестиструнной гитаре). На любой гитаре, и шестиструнной и семиструнной, нужно применять только нейлоновые струны. Применение металлических струн на обоих видах гитар – это извращение. Металлические струны применяются только на эстрадной электрогитаре, да и то вынужденно, т.к. раньше снимать звук можно было только с металлических струн. Сейчас эта проблема решена, но по инерции еще многие гитаристы-эстрадники играют на металлических струнах. Семиструнная гитара никогда не была эстрадной электрогитарой, и металлические струны на ней никто и никогда не применял. По крайней мере, в XVIII и XIX веке. В советский период семиструнники вынуждены были применять для игры металлические струны, т.к. других не было. Но это исключение только подтверждает правило. Энциклопедия потому и энциклопедия. Она должна давать точные и четкие знания, а не отсебятину, которая дезориентирует читателей, слепо доверяющих печатному слову. Более детальную статью о том, какие струны надо применять, нейлоновые или металлические на гитаре и какие из них лучше и почему, я напишу позднее и помещу на своем сайте.

Следующий большой ляпус – это утверждение, что Агафошин был выдающимся исполнителем на семиструнной гитаре и принес большую славу этому инструменту. На самом деле П.С.Агафошин, достаточно видный деятель в гитарной жизни начала XX века, был ярым противником игры на семиструнной гитаре. В частности, им была написана статья в газете «За пролетарскую музыку» (М., 1931, № 11, с. 18-21) о вреде игры на, как он пишет, «семиструнке» и советует вем семиструнникам немедленно переходить играть на шестиструнную классическую гитару. Как гитарист-шестиструнник, Агафошин был достаточно сильным исполнителем и педагогом. Например, одним из его учеников был А.М.Иванов-Крамской. Но выдающимся исполнителем и тем более на семиструнной гитаре, конечно, он не был. (Позже я помещу достаточно интересную статью Агафошина о строе гитар на своем сайте.)

Статья в энциклопедии состоит всего из трех абзацев, а я уже отметил две и весьма-весьма существенные ошибки недопустимые в такого рода работах. Можно отметить еще и неправильное написание фамилии М.Т.Высотского. По крайней мере, уважающий себя гитарист будет писать только ВысоТский. Неверно и утверждение о создании в 1790 году семиструнной гитары А.О.Сихрой. Сихре тогда было только 17 лет, и создать семиструнную гитару он, безусловно, не мог. Современник Сихры, автор первой печатной работы по истории русской семиструнной гитары М. А. Стахович писал о нем, как об «изобретателе» такой гитары. При этом он указывал, например, на такие подробности, написанные им в 1840 году (М, А. Стахович. Очерк истории семиструнной гитары. СПб., 1864, стр. 30.), что «Сихра в первый раз сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильно в конце 1790 годов (выделено мной - В.А.), а усовершенствовал ее в Москве». Вероятно, небрежное прочтение этого текста и послужило для категоричного утверждения о создании семиструнной гитары именно в 1790 году.

Вообще писать конкретные даты «с потолка» это очень несерьезно даже в простом письме. Зачем обманывать людей, зачем пыжиться и изображать из себя умного знающего человека. Эффект получается с точностью до наоборот. Если говорить о датах, то точно известно, что И.Каменский написал сонату для скрипки и семиструнной гитары в 1799 году. И то, здесь надо отметить, что гитара семиструнная здесь только подразумевается, учитывая характер нотного изложения и рисунок с семью струнами на обложке нотного журнала.

Утверждение, что гитара появилась в России точно в 1769 году, у нормальных людей может вызвать только смех. Точной даты никто сказать не может. Иногда высказывается предположение, что шестиструнная гитара была изобретена в 1799 году, но вряд ли и это утверждение достаточно серьезно. Получается, что играли на четырех- пяти- и семиструнных гитарах, а вот до шестиструнной додуматься никак не могли. Известно, что первым человеком, давшим описание музыкальной жизни в России, был учитель будущего императора Петра III (Петр III был убит летом 1762 года) Якоб Штелин. Выходит, что гитара в России в разных струнных вариантах и с разными строями к 1762 году уже давно была. Думаю, в это время была уже и семиструнная гитара, которая быстро вытеснила другие виды гитар, т.к. благодаря своему строю давала наиболее полное сочетание со скрипкой. Напомню, фортепиано тогда еще было только в стадии формирования и широкого распространения еще не получило.

Итак, подводя итог, хочется спросить авторов статьи о семиструнной гитаре, не слишком ли много неточностей, а, скорее всего галиматьи в этой статье. Зачем вводить незнающих людей в заблуждение, зачем искажать историю и строение русской семиструнной гитары, ради какой цели? Это можно было бы понять, если б так о семиструнной гитаре написали какие-нибудь аборигены-австралийцы, которым, в общем-то, наплевать на этот инструмент, но русские люди да еще участники НАРОДНОГО ансамбля РОССИИ! Впрочем, у народного ансамбля весьма подозрительное испанское название. Но я убежден, что испанцы, хотя у них и есть свой замечательный инструмент с прекрасным строем, так никогда не написали бы. Культура и уважение к другим нациям им этого не позволили бы сделать.

Желаю участникам народного ансамбля «Гренада» больших творческих успехов и добросовестного и тщательного подбора материалов при переделывании энциклопедии!

12 ноября 2004 года В.АГАПОВ.




Похожие:

Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconКнига о двух гитарных строях
Эта книга не только для профессионалов и любителей игры на гитаре, а, пожалуй, даже в большей степени для тех, кто только начинает...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconЖирным отмечены термины и понятия, которые можно найти в Энциклопедии
Курсивом идут комментарии Геннадия Маркова. В энциклопедии это примечания и примеры
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» icon«Ur» перед, "ban"- дорога(путь, лента)
Урбан трудно, но первые упоминания о фамилии Урбан имеются в летописях Великого княжетсва литовского – в реестре Мемижских бояр Виленского...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconВокалистка ансамбля Галина карамолдаева: «Я никогда не стремилась решить свои личные проблемы, используя имя ансамбля»

Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconРудольф рудольфович лейцингер – основатель школьного туризма в россии
России, то есть, вольно или невольно была предпринята попытка зачеркнуть раздел дореволюционной истории, связанный с развитием народного...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconПоложение о х-ом Международном фестивале-конкурсе исполнителей на классической гитаре Нижний Новгород 2009 г
Нижнем Новгороде. Фестиваль-конкурс призван всемерно способствовать развитию мастерства, выявлению наиболее одарённых и профессионально...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconКак я учился играть на гитаре
Я учился тогда в восьмом классе. Однажды мой старший брат показал мне несколько аккордов на гитаре, и я сказал себе, что научусь...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconПо поводу “Правил русской орфографии и пунктуации”
Правилах” указано, но явно нигде почти не сказано конкретно, что такое обращение необходимо именно по поводу, излагаемому в правиле,...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» icon29. 11(12. 12). 1927. 1-й вариант записи беседы "исторической делегации" из Петрограда с митрополитом Сергием (Страгородским)
Димитрием были даны митрополиту Сергию разные письма и бумаги (письмо И. Н., владыки И. и другие). Митрополит Сергий читал все это...
Замечания по поводу упоминания о семиструнной гитаре в энциклопедии народного ансамбля россии «гренада» iconПисьмо Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15 августа 2000 г. Nn 297/19-10, 117
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов