Запись тридцать седьмая марафон как марафон icon

Запись тридцать седьмая марафон как марафон



НазваниеЗапись тридцать седьмая марафон как марафон
страница1/3
Дата конвертации19.09.2012
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

Запись

тридцать

седьмая

МАРАФОН КАК МАРАФОН

Эрбах. 9 октября 1971 года.


Итак, мы стартуем. И именно сегодня, через не-

сколько часов. Машины уже, после технического ос-

мотра, находятся в закрытом парке, подойти к ним

можно будет только за 10 минут до отправления на

трассу. Так что есть у меня достаточно времени, что-

бы поделиться первыми впечатлениями.

Собственно, впечатлений пока немного. Хотя

кое-что нам здесь в новинку—подвижные пункты

контроля времени (наряду с обычными), пенализа-

ция не только за опоздания, но и за раннее (больше

чем на 20 процентов от заданного норматива) при-

бытие на КВ, разрешение проходить участки в слу-

чае нужды на буксире, усложнение штурманской ра-

боты—ничего особенно устрашающего я лично во

всем этом пока не усмотрел. Марафон как марафон.

С типичной рекламной шумихой, парадом вылизан-

ных и напомаженных автомобилей (посмотрим, как

они будут выглядеть в пути), половодьем репорте-

ров и корреспондентов, неумолчным стрекотом кино-

камер. .

А что касается названных выше особенностей в

правилах, то опасны, по-моему, для нас, советских

гонщиков, лишь «летучие» (подвижные) пункты кон-

троля времени, засекающие чересчур быстрое про-

хождение того или иного участка, на который задан

норматив. Вообще-то в последнее время подобный

контроль вводится все меньше, поскольку скорости

на ралли стали задавать такие, что об опережениях

не может быть и речи,— куда уж там, не до жиру,

быть бы живу! А здесь, на марафоне, это правило

сохраняется—очевидно, в составе участников есть

немало любителей острых ощущений и дирекция

соревнований рассчитывает как-то умерить их


======================== 230 ========================

пыл.

Остальные же нововведения не представляются.

серьезными. На буксире, например, мы проходить

дистанцию не собираемся — привычки такой нет, а что

касается усложнения штурманской работы (здесь

на каждый участок будут задаваться нормативы опе-

ративно—в одном месте 30 километров в час, затем

120, затем 87 и т. д.), то это нас ни в коей мере не

страшит. Наоборот, у меня создается впечатление,

что эти штурманские сложности как раз кое-кого из

«звезд» отпугнули от «Тура Европы», я что-то не

вижу здесь Засаду, Аалтонена и других, славящихся

своими «гоночными» взглядами на ралли.
По-види-

мому, некоторым «классический» характер предсто-

ящего марафона оказался не по вкусу.

Впрочем, состав участников остался достаточно

сильным и представительным — старт примут луч-

шие раллисты Норвегии, Чехословакии, Югославии,

Голландии, Франции, Финляндии, Италии, Швеции,

Дании, Австрии, Швейцарии, Ирана и конечно же

ФРГ. Особенно опасны немецкие спортсмены, среди

которых прошлогодние победители «Тура Европы»

Курт Вальднер и Ганс Фогт на «опеле», знаменитый

Аксель Фалькенберг на БМВ. В общем, соперники

вполне достойные, а уж об автомобилях и говорить

нечего; опять здесь сегодня утром — это было во дво-

ре замка Оденвальд, где машины проходили техни-

ческий осмотр — я упивался картиной, представшей

перед глазами: итальянские «аутобьянки», «альфа-

ромео» и «лянчиа», французские «ситроены» и «сим-

ки», голландские «дафы», чехословацкие «шкоды»,

югославские «заставы», шведские «волво» и «саабы»,

немецкие «порше», «ауди-НСУ» и «даймлеры», наши

«Москвичи» и «Жигули» так и ласкали взгляд, бли-

стая на солнце своими техническими и косметически-

ми совершенствами.


======================== 231 ========================




======================== 232 ========================

Но я еще не сказал ничего о самом марафоне,

о трассе его, протяженности и масштабе.

«Тур Европы»—соревнование далеко не новое и

даже, можно сказать, традиционное; в этом году оно

проводится в пятнадцатый раз. Но если раньше оно

носило локальный характер, то ныне—очевидно, под

влиянием успехов двух марафонов—Лондон—Сид-

ней и Лондон—Мехико—устроители решили при-

дать ему масштаб крупного трансъевропейского ма-

рафона. Весьма способствует этому, конечно, вклю-

чение в трассу дорог, проходящих по территории

СССР и других социалистических стран, что не толь-

ко увеличило протяженность дистанции, но и сооб-

щило всему соревнованию подлинно международ-

ный, континентальный размах. Судя по всему, нам

при этом предстоит еще и промчаться за две недели

через все времена года—золотую осень, воцарив-

шуюся здесь, в ФРГ, лютую зиму на севере Сканди-

навии (как нам сообщили сегодня, там уже выпал

снег, обледенели дороги), «вечную» весну на юге

Болгарии, жаркое сухое лето, задержавшееся в

Турции и Греции, и... снова осень и зиму в горах

Югославии, где уже неделю бушует снежная пурга.

Но главное, конечно, в этом марафоне — не обыч-

ные дорожные трудности и капризы природы, а мно-

жество городов и населенных пунктов, которые пред-

стоит проезжать. Шумные улицы больших городов,

лабиринты незнакомых улочек и переулков для рал-

листа порой страшней самой извилистой и выбитой

горной дороги. Во-первых, всегда возникают чисто

психологические комплексы—«форсирование» горо-

да с его сутолокой, поминутно останавливающими

движение светофорами и сложностью ориентировки

требует большого нервного напряжения, мгновенной

перестройки после стремительной гонки на дорогах.

Во-вторых, очень правильно сказал вчера наш коман-

дор Александр Васильевич Ипатенко:

— Учтите, ребята, мы поедем по странам, где хо-

рошо знают, что такое автомобиль и автомобильный


======================== 233 ========================

спорт. Это вам не глухие уголки вроде Итупаранги.

Здесь мы будем все время на глазах у миллионов

знатоков, на виду у всей Европы...

Да, прав Ипатенко. Хотя просторы трассы огром-

ны, гонка будет чем-то напоминать трековую—пе-

ред колоссальной трибуной чуть не в полконтинента,

густо заполненной миллионами понимающих зрите-

лей и болельщиков. А ведь гонщики знают, что это

не одно и то же — мчаться по пустынной трассе

ралли или по просматриваемому всеми пятачку ип-

подрома. Я, например, в душе совсем не «артист»—

тушуюсь всегда, если приходится на собрании высту-

пить или еще как-нибудь оказаться в центре внима-

ния,—но и то испытываю какой-то внутренний

подъем, «чувство рампы», когда стартую на ип-

подроме или на многолюдной «фигурке». Понят-

ное дело—люди на тебя смотрят... А тут—вся Ев-

ропа...

Ох, ох, ох, как все это будет?.. Скорей бы уж

старт!.. Для первой машины он назначен на 17.01 по

местному времени. Стартовые номера наших «Моск-

вичей»—с 50 по 54-й, значит, в запасе еще, по край-

ней мере, полчаса. Правда, «Лады» (как здесь назы-

ваются «Жигули»), идущие во втором классе, стар-

туют раньше (их номера—с 23 по 25), но не станешь

же попусту околачиваться на старте... Впрочем, стоп!

Почему же «попусту»?.. Ведь это будет вроде бы

исторический момент—«Жигули» (ВАЗ-2101) впер-

вые стартуют в международном соревновании!.. Нет,

нет, надо будет обязательно присутствовать. На сча-

стье ребятам. Чтобы было им кого к черту послать,

когда «ни пуха ни пера» скажешь...

Команда же «Москвичей»—в обычном своем бое-

вом составе. Юрий Лесовский, Эммануил Лифшиц,

Владимир Бубнов, Вадим Ржечицкий... Знакомые все

лица!.. Молодое пополнение—Анатолий Печенкин—

робеет немного среди нас, именитых... А на двух

ижевских «Москвичах»—Леонтий Потапчик, Гуннар

Хольм, Эдвард Сингуринди и Лев Морозов. В общем,


======================== 234 ========================

если меня спросить, все основания у нас есть к то-

му, чтобы выиграть главный трофей—Золотой

кубок.

Правда, меня что-то никто не спрашивает. А вот

главный распорядитель соревнований господин Иоа-

хим Тич, которого все время осаждают корреспонден-

ты, сделал для прессы следующее заявление: «Еще

не было случая за все 15 лет проведения «Тура Ев-

ропы», чтобы его выигрывали дебютанты, то есть

команды и отдельные гонщики, участвующие в нем

первый раз. Это слишком сложное и трудное сорев-

нование, чтобы можно было в нем сразу претендо-

вать на успех; надо сначала понабраться опыта».

Пожелав нашей команде успеха, Тич высказал далее

предположение, что в первую десятку призеров вой-

дет, возможно, и какой-нибудь советский экипаж,

причем, по его, Тича, мнению, это было бы значи-

тельным успехом, поскольку — он повторил это —

«не было еще случая за 15 лет, чтобы дебютанты» и

так далее, смотри выше. Пресса расценила его слова

как вынужденный «заочный комплимент» советской

команде, поскольку-де она «уже столь сенсационно

проявила себя в двух предыдущих марафонах, что

Господин главный распорядитель не мог этого не

учесть в своем прогнозе». Короче говоря, дебютан-

там рекомендовано не слишком обольщать себя ро-

зовыми надеждами.

Ну а у нас есть, конечно, свое мнение на этот счет.

Во всяком случае, командором нашим — а он слова

на ветер не любит бросать — задача сформулирована

достаточно четко: выиграть Золотой кубок. Для этого

им разработана определенная стратегия, которая,

может быть, кому-нибудь из нас и не придется

по вкусу, но придерживаться ее надо будет обяза-

тельно. И мне почему-то верится, что все будет в по-

рядке.

Другое дело—с экипажами на «Ладах». Им пре-

доставлено больше свободы (хотя это тоже входит в

общую стратегическую задачу). Возможно, что Гир-


======================== 235 ========================

даускас и Карамышев попортят кое-кому нервы в

личном зачете. Впрочем, Серебряный кубок, за ко-

торый будут бороться экипажи на «Ладах» в команд-

ном зачете, отнюдь не второй приз, как это можно

было бы предполагать. Оба кубка — первые и основ-

ные призы. Только Золотой кубок вручается за по-

беду команд в составе не менее пяти автомобилей

(зачет по четырем лучшим), а Серебряный кубок—

за победу команд в составе не менее трех автомоби-

лей. Так что при желании можно будет привезти в

Москву оба кубка.

Но это уже я, по-видимому, хватил... На бумаге

какие только победы не одержишь! Фантазии да и

только...


Запись

тридцать

восьмая

^ ЛИДЕРЫ ПОНЕВОЛЕ

Буден (Швеция). 11 октября

1971 года.


Пройдя первые три тысячи километров (а точнее,

2934), остановились здесь, чтобы передохнуть. При-

чем, хотя марафон только начался, нужда в этом

отдыхе весьма настоятельная. Вспоминаю, что на

ралли Лондон—Мехико я лично в конце первого

этапа — на финише его в Софии — еще не был устав-

шим. А здесь пришлось попотеть...

На первые 400 километров от Эрбаха до Ганновера

средняя скорость для машин всех классов была за-

дана одинаковой: чуть больше восьмидесяти кило-

метров в час. И вообще этот участок мало кому

внушал опасения. Но незадолго до старта было объяв-

лено, что основная дорога по пути на Ганновер «не

рекомендуется»—там произошла крупная (как было

сообщено—«групповая») авария, образовалась проб-

ка, и участникам марафона предлагается ехать в

объезд, причем срок прибытия остается без изме-


======================== 236 ========================

нений. Фактически это означало, что средняя ско-

рость увеличивается до 105 километров в час.

Хорошенькое начало!.. Соответственно были из-

менены и заданные ранее сроки прибытия в Траве-

мюнде и до границы ФРГ с Данией. В Травемюнде

надлежало быть на 35 минут раньше времени, ука-

занного в бортовом журнале, у границы—на 49 ми-

нут. Правда, было также сообщено, что на всем уча-

стке до границы не будет действовать «летучий» кон-

троль.

Ничего особенного, конечно, в этих изменениях

не было, но... нервозность какую-то они внесли уже

с первых километров пути. Не так-то уж приятно

начинать гонку «втемную», по не разведанной зара-

нее трассе, да еще на скорости 140—150 километров

в час, к чему обязывала заданная средняя ско-

рость— 105. К тому же вскоре пошел дождь, который

в районе Киля превратился в сплошной ливень — да-

же удивительно, что в Центральной Европе могут

быть такие субтропические эффекты. Лило, как в

Батуми...

По этим причинам нам не удалось ничего разгля-

деть в Травемюнде—курортном городке, куда через

две недели мы снова должны прибыть, поскольку

именно здесь состоится 4эиниш марафона. Кое-кто

позволил себе сострить: запоминайте, мол, как это

выглядит, а то вдруг и не попадем сюда больше.

На что Ипатенко сухо заметил, что для пессимистов

он номеров в травемюндском отеле «Мэресблик» бро-

нировать не будет. Ради экономии. Невеселые разго-

ворчики тут же прекратились—все бодро выразили

уверенность, что номера обязательно понадобятся.

В Травемюнде пункт контроля времени был рас-

положен у казино (снова повод для шуточек), а сле-

дующий контроль времени осуществлялся уже в дру-

гой стране—метрах в двухстах после пересечения

германо-датской границы. Отсюда, еще через 245 ки-

лометров, раллисты, прибыв на контрольный пункт

в Рандерсе, попали на... банкет. Участник марафона


======================== 237 ========================

Роберт Неллеман, живущий здесь, «дал завтрак для

всех соучастников по пробегу», как было сказано в

официальном приглашении. Для удобства пункт кон-

троля времени был расположен рядом с его домом на

центральной улице города.

Ну а с «бала» мы вскоре, вопреки Грибоедову,

попали на... корабль. Да, да, пройдя еще 192 кило-

метра по Дании до порта Хиртсхальс, мы погрузи-

лись на ожидавший там нас паром «Кристиан IV»,

который и доставил всех благополучно в Кристи-

анзанд, довольно крупный морской порт Норвегии.

Собственно, с этого-то момента и началось все

всерьез, потому что пройденные до того 1200 кило-

метров по «мокрой суше», как сказал какой-то шут-

ник (да еще 800 километров морем), представились

нам попросту легкими по сравнению с ожидавшей

нас в Норвегии и Швеции сушей обледенелой.

Немецко-датские дожди превратились в скандинав-

скую снежную пургу — за несколько часов здесь вы-

пало осадков больше, чем за весь октябрь прошлого

года, слой снега на дорогах достигал 50 сантиметров

и больше. А под ним, как водится, опасная корка

льда.


======================== 238 ========================




Тут и определилось лидирующее положение на-

шей команды. Нет, не по очкам — их еще вообще

почти ни у кого не было,— а по фактическому место-

расположению на трассе. Кромешная тьма и пурга,

мешавшие ориентироваться на незнакомой местно-

сти, внесли сильное смятение в ряды участников.

И они предпочли... довольно странную для меж-

дународного соревнования иждивенческую практику.

Еду я 50 километров, 100 километров, 200—смот-

рю, никто меня не обгоняет. Ну, свои, это ясно поче-

му—так и договорились не «заводить» друг друга.

А что же конкуренты — куда подевались?


======================== 239 ========================

Я даже испугался на минуту: уж не заблудился

ли?.. Какое там, если бы так случилось, то потащил

бы за собой в сторону целый хвост, машин эдак в

двадцать, по крайней мере.

Оказывается, многие участники быстро сообра-

зили, что советские гонщики достаточно сильны в

штурманской работе и не имеют такого обыкнове-

ния—сбиваться с верной дороги. Вот они и пристраи-

вались в хвост какой-нибудь нашей машине, ста-

раясь только не отставать, а уж об обгоне и не по-

мышляя. Постепенно на трассе выстроились две

длинные колонны: одна—во главе с «Ладами», а

другая, наиболее многочисленная, — во главе с «Мо-

сквичами».

Уже в Будене Александр Карамышев, шедший на

«Ладе» номер 23, следующим образом комментировал

небывалую «игру в поддавки», развернувшуюся на.

норвежских (787 километров), а затем и шведских

дорогах:

— Понимаешь, там на старте они думали, что мы

просто как дебютанты приехали, так, знаешь, чтобы

«составить компанию». А пригляделись—и поняли

что к чему.

В общем, сюда в Буден мы приехали лидерами.

За норвежско-шведской границей погода и дорога еще

более ухудшились—островки гололеда сменялись

снежными наносами, дюнами, сугробами, за кото-

рыми вновь открывались грозные блестки ледяных

участков. Это еще более укрепило наше лидирующее

положение. А к заботам лидеров добавились еще и

кой-какие дополнительные функции — вытаскивать

уважаемых соперников из кювета, оказывать самую

разнообразную помощь.

Наш «дебютант среди дебютантов» (или еще «де-

бютант в квадрате», как его называют) Толя Печен-

кин рассказывал сегодня за ужином:

— Я уже притерпелся, что эта «лянчиа» за мной

тянется, привычно поглядываю на нее в зеркало зад-

него вида, и вдруг ахнул: она в пляс пустилась,


======================== 240 ========================

затанцевала по льду всеми колесами и... в кювет.

Пришлось остановиться...

Слушал я его и вдруг явственно вспомнил свой

все тот же (казалось бы, не столь уж содержатель-

ный, а сколько раз возвращаюсь к нему!) разговор в

новогоднюю ночь с таксистом, а также последовав-

шие за этим размышления о езде на автомобилях зи-

мой. Многим нашим сегодняшним соперникам весьма

уместно было бы задать вопрос: «Сколько зим за ру-

лем?»—и поговорить, кстати, о профессионализме за

рулем. Ведь хороший гонщик должен чувствовать

себя на любой дороге уверенно.

Впрочем, Альвио Сокколь и Курт Валенвайн с

упомянутой «лянчии» (стартовый номер 48) отдела-

лись пока что легким испугом и 60 штрафными очка-

ми... за прибытие в Буден на буксире. Они завтра,

по-видимому, возьмут старт вместе со всеми как ни

в чем не бывало...

Буден—самая северная точка марафона. Отсюда

мы проедем совсем немного (160 километров) на во-

сток, до границы Финляндии, а там уже круто на

юг, в сторону Оулу. Приятно думать, что через ка-

кую-нибудь неделю мы снова вернемся в знойное

лето, дойдя до «южного полюса» марафона—Стам-

була в Турции. А там еще Тессалоники в Греции,

Скопле в Югославии — теплые города.

Но пока что—зима. Холодновато в октябре в

шведском городе Будене, на самой «верхушке» Бот-

нического залива.


Запись

тридцать

девятая

^ МОСКВА, РОДНАЯ

Москва. 14 октября 1971 года.


Нет, это, что ни говорите, лучший марафон среди

всех мне известных! Всем марафонам марафон. Не


======================== 241 ========================

по сложности трассы, конечно, не по протяженности

ее, а просто потому, что лежит на ней такой насе-

ленный пункт Москва. Было ли такое в других ма-

рафонах, чтобы, пройдя треть дистанции, оказаться

дома, поужинать в кругу семьи, поспать в своей кро-

вати, а уж затем снова продолжать путь?.. Нет, по-

истине, «Тур Европы» мне очень по вкусу.

Тем более, что и в спортивном отношении наши

дела складываются прекрасно. В Москву мы при-

были уже действительно лидерами—не просто во

главе колонны, а лидируя в борьбе за победу в со-

ревновании за Золотой и Серебряный кубки Европы.

Обе наши команды — 8 экипажей в составе 16 чело-

век — получили в общей сложности 8 штрафных оч-

ков («По пол-очка на брата»,— сказал Витя Щаве-

лев, встречавший нас у гостиницы «Украина»), в то

время как у некоторых экипажей есть по сотне и

больше, а четыре машины сошли с дистанции.

Надо сказать, что успех автомобилей ВАЗ-2101

(«Лада», или «Жигули», как ни называй) поразил

всех, даже нас самих. То, что проверенный и зака-

ленный в боях «Москвич-412» не ударил лицом в

грязь, никого уже не удивляет, конечно. А вот пер-

венцу завода в Тольятти и года еще нет, можно было

бы ожидать «детских болезней». Но новорожден-

ный оказался крепышом, с прекрасными легкими и

кровообращением. Боевое крещение все три ВАЗ-2101

проходят успешно. Они быстроходны, динамичны,

устойчивы даже на заснеженных трассах. Я смотрю,

как бы они наших «Москвичей» не начали поджи-

мать впоследствии...

Очень приятно было, когда проезжали Ленинград.

Организаторы соревнований планировали провести

участников марафона через город кратчайшим пу-

тем, фактически в объезд центра. Но ленинградский

автоклуб предложил господину Тичу свой маршрут:

через Невский, Дворцовую площадь, улицы, веду-

щие к историческим памятникам. Раллисты были

очень довольны. А ленинградцы, чувствуя свою от-


======================== 242 ========================

ветственность за ход ралли, установили множество

указателей, облегчавших участникам марафона ори-

ентирование в городе и выезд на Московское шоссе.

Тысячи людей высыпали на улицы, и конечно же

среди встречавшей нас публики были чуть ли не в

полном сборе местные спортсмены, в том числе зна-

менитые некогда ленинградские гонщики, чемпионы

СССР — Валерий Шахвердов, Михаил Ковалев, тре-

неры Лазарь Сандлер и Юрий Подвальный, мотоцик-

листка Галя Иванова, кинорежиссер Игорь Маслен-

ников... Увидев в толпе В, Г. Шахвердова (с ним

связана очень интересная страница в истории совет-

ского гоночного спорта,— когда-нибудь расскажу), я

выскочил на минуту из машины, обнял его и пом-

чался дальше...

До чего же приятно проезжать на ралли по род-

ным местам! Шоссе Ленинград — Москва в дистан-

цию всесоюзных ралли обычно не включается, как

чересчур легкое. (Однажды, правда, включалось — в

трассу международного ралли «Русская зима»; я

участвовал.) Но на этот раз его сухой ровный ас-

фальт, после скандинавского гололеда, показался

прямо-таки раем земным не только нам, охвачен-

ным естественным патриотическим чувством, но и

всем участникам «Тура Европы». Все наперебой хва-

лили качество дорожного покрытия, обустройство

дороги, удобство подъездов к автозаправочным стан-

циям. А главное, все повеселели... Как птицы, почув-

ствовавшие приближение теплых мест, летели ма-

шины «Тура Европы» все быстрее на юг, вытянув-

шись цепочкой за вожаком—«Москвичом»... Быст-

рее северных ветров и туч, надвигавшихся следом,

поэтому приехали в хорошую погоду.

Москва нас встретила еще «активнее», чем Ле-

нинград. Уже по выезде из тоннеля в районе станции

метро «Сокол» я с удивлением увидел, что по обе

стороны улицы шпалерами стоят люди. Они махали

нам руками, приветствовали, что-то кричали. А близ

гостиницы «Украина», где был расположен пункт


======================== 243 ========================

контроля времени, мы увидели с высоты Калинин-

ского моста просто море людей. (Впрочем, уже и на

мосту было немало встречавших.) К пункту КВ

ехали в сплошном коридоре сияющих, освещенных

прожектором лиц, среди которых было немало зна-

комых—дело было вечером и многие заводчане не

поленились приехать сюда, чтобы нас обнять, по-

жать руки, порасспросить... Возле останавливающих-

ся неподалеку от КВ, в ожидании срока отметки

«Москвичей» и «Жигулей» то и дело вспыхивали

маленькие митинги—это обступившие машину

болельщики «пытали» вопросами забывших об уста-

лости участников марафона. Слепил всех огромный

прожектор, установленный у КВ на набережной и

освещавший машинам путь в закрытый парк.

А сегодня с утра я, конечно, был на заводе. Что

тут делается!.. Ведь уже в начале ноября, по приня-

тому социалистическому обязательству, должен быть

пущен новый большой конвейер. Начались пуско-

наладочные работы в главном корпусе. Он полно-

стью построен, на полтора года раньше срока. В те

дни, когда мы будем финишировать в Травемюнде,

будет дан, может быть, первый старт (наладочный,

конечно) 5 тысячам его новых машин и механиз-

мов, придут в движение конвейеры нового производ-

ства.

Нет, нет, надо скорей кончать этот марафон, фи-

нишировать с честью и возвращаться в цех!.. В такие

дни надо быть здесь, нигде больше. Марафонов и го-

нок еще будет много, а пуск конвейера — по сути

дела, рождение большого конвейера, моего нового

дома родного — бывает один раз в жизни.


======================== 244 ========================

^ Запись

сороковая

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

ПОСЛОВИЦЫ

Будапешт. 17 октября 1971 года.


Уф!.. Даже садясь за дневник, хочется перевести ды-

хание. Это был труднейший для нас этап. И самое

обидное, что только для нас. Другие участники не ис-

пытали особых трудностей. Просто быстро ехали и

отмечались на КВ — участки-то легкие. Может быть,

даже самые легкие из всей трассы марафона.

Вот такой парадокс. Или уж, во всяком случае,

опровержение известной пословицы, что «дома и сте-

ны помогают».

Дело было так. Вечером 14 октября Автоэкспорт

давал для участников марафона ужин в банкетном

зале ресторана «Украина». Мы все тоже присутство-

вали. Но, поскольку это было в Москве, не стали

очень засиживаться, а предпочли пораньше уйти до-

мой. Мы вышли из зала вместе с Александром Ва-

сильевичем Ипатенко, пожелали друг другу спокой-

ной ночи и разъехались по домам. Ипатенко еще при

мне всех предупредил — не позже чем за три часа

до назначенных нам стартов явиться в закрытый

парк и заняться машинами, то есть раненько поут-

ру. Все подтвердили, что порядок знают.

Это было часов в десять вечера. А в одиннадцать

часов вечера главный распорядитель господин И. Тич

объявил об... изменении сроков и порядка старта. Ос-

нования для этого были. Во-первых, по режиму ра-

боты таможенников в Бресте, мы должны были пере-

сечь советско-польскую границу не позже определен-

ного времени. Во-вторых, сильно испортилась пого-

да на трассе — в Москве уже с вечера пошел мокрый

снег, температура упала ниже нуля... Поэтому Тич

решил ускорить отъезд из Москвы и назначил вместо

индивидуальных стартов (через 1 или 2 минуты, как

это положено на ралли) групповые—сразу по


======================== 245 ========================

пять — семь машин.

Все участники, жившие в гостинице «Украина»,

своевременно узнали об этом. А мы-то, разошедшие-

ся по домам, понятия не имели!.. Когда утречком вы-

вели машины из закрытого парка—никакого ре-

монта им не требовалось,—я возьми да предложи

сдуру ребятам: давайте, мол, махнем на часок к

заводу. Там сейчас такие дела!

Второй раз предлагать не пришлось, и мы все по-

ехали на завод—пять «Москвичей». Пообщались

там с кем хотелось, поговорили, показали ленин-

градцу Сингуринди и таллинцу Хольму новый глав-

ный корпус. И тут вдруг телефонный звонок, заста-

вивший нас мчаться обратно по улицам Москвы к го-

стинице «Украина», где мы не обнаружили уже ни

одной раллистской машины, а судьи на пункте КВ

сворачивали свои ведомости, собираясь его закрыть.

Остались только... толпы людей, жестикулирующих,

кричащих, волнующихся из-за нашего приключения.

В последние секунды мы успели отметиться на КВ.

Чтобы наверстать упущенное, надо было теперь

гнать во весь опор. Выручить могли только родные

наши «Москвичи»: сумеют ли выдержать темп — со

скоростью 150—160 километров в час идти в течение

нескольких часов непрерывной гонки до километро-

вого столба с отметкой 600?.. Ведь огромное длитель-

ное напряжение для двигателей, трансмиссии, колес

и подвески (не говоря уже о нас самих,—не из желе-

за сделанных) по воздействию на детали гораздо

существеннее и опаснее, чем кратковременные на-

грузки. Как говорится, на порядок выше.

Да, это была гонка!.. Одно дело мчаться с такой

скоростью по треку или по шоссейному кольцу, на

котором в подобных случаях закрывают движение.

А другое—по магистрали с интенсивным дневным

движением транспорта, нескончаемыми колоннами

грузовиков, встречными потоками, под сыплющим с

неба мокрым снегом, с которым еле справляются

стеклоочистители и который леденит не только до-


======================== 246 ========================

рожное полотно, но и... кровь водителя. Вот когда

еще раз вспомнились разговорчики о том, что в Евро-

пе, мол, скоростные трассы, а в Эфиопии и в Южной

Америке мы, русские, только потому и выигрывали,

что привыкли-де к бездорожью и... так далее. Что ж,

на этот раз и доброжелатели и недоброжелатели мо-

гли убедиться, по крайней мере, в двух обстоятель-

ствах: во-первых, дорога Москва—Минск для всех

была одинакова (и достаточно скоростная! — все шли

на полном газу), а во-вторых, мы прошли дистанцию

в 723 километра со скоростью, которая и не снилась

другим участникам марафона.

На шестисотом километре и в Минске мы были

вовремя, «тик в тик», как это называется на языке

раллистов. Наверстали полностью упущенное на

старте время и обошлись без штрафных очков. Но...

такие нервно-психологические нагрузки, говоря уже

тренерским языком Романа Александровича, по-ви-

димому, не проходят даром. Во всяком случае, они

вскоре не преминули сказаться, когда, переехав у

Бреста на территорию Польши, мы направились тем-

ной, ненастной ночью в сторону Варшавы.

Шли мы по верной дороге, с нормальной уже ско-

ростью, в полном порядке, плотной группой в пять

машин, как и планировали. Одно только было нелад-

но—ненаблюдательными оказались. Никто не заме-

тил «летучий» пункт контроля времени на участке.

Никто из десяти человек!

Был ли он чересчур плохо освещен?.. Был ли он

там вообще? Рассуждать сейчас по этому вопросу не

этично. Тем более, что все другие экипажи, в том

числе экипажи трех наших «Жигулей-Лад», полу-

чили на этом «летучем» пункте отметку. Не полу-

чили только мы — пять экипажей. Не заметили его

десять пар глаз. Да к тому же еще раллистских. При-

выкших вроде бы замечать все. И не допускавших до

сих пор столь странных недосмотров.

Ну что ж поделаешь... Отнесем это за счет своего

зрения, как мудро посоветовал Александр Василье-


======================== 247 ========================

вич Ипатенко. (А ему-то ведь особенно обидно. Он

командор, «играющий тренер»—все шишки за нашу

оплошность посыплются на него. Хотя зрение у него

такое же, как у всех,— ни одной лишней диоптрии за

ответственность не прибавлено.) В другой раз бу-

дем более наблюдательными. А вернее, более зря-

чими.

В остальном же про этот этап даже не хочется

больше писать. Скажу только, что зима снова при-

хватила участников марафона (да еще как!) в Поль-

ских Татрах. Эта частично знакомая нам по «Рейду

Польскому» трасса «порадовала» всех снежными за-

носами, причем такими, что кое-кто с нежностью

стал вспоминать недавние зимние удовольствия в

Скандинавии—там хоть было сравнительно ровно,

без подъемов и головокружительного дорожного сер-

пантина.

Да, «варшавская история» будет нам стоить до-

рого — за отсутствие отметки «летучего» КВ экипаж

каждого из пяти «Москвичей» получил по 30 очков.

Это сразу отбрасывает нашу команду далеко назад.

Лишает, конечно, и приятной позиции лидера.

Но еще не лишает шансов...

  1   2   3




Похожие:

Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconНеобычный марафон
Несколько лет мечтала съездить на горный марафон “Конжак”. И вот наконец я направляюсь в город Краснотурьинск в составе нашей нижегородской...
Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconНью-Йоркский марафон Действующие лица
Театро Пикколо" и живет в Риме. За двадцать лет театральной деятельности он написал 18 пьес, роман и множество рассказов. "Марафон...
Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconМарафон” 119 Запись двадцатая ярмарка четырехколесных
Итак, все позади, а вернее-все впереди. Завтра бу- дет дан старт, и мне, конечно, следовало бы спать: ведь скоро уже каждый час отдыха...
Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconПроводит в текущем году клбматч первое заочное соревнование между клб на дистанциях 20 км, полумарафон и марафон. Участвовать могут как клубы России, так и клубы других стран
Сайт ПроБег проводит в текущем году клбматч – первое заочное соревнование между клб на дистанциях 20 км, полумарафон и марафон. Участвовать...
Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconФестиваль «Звездочки 2010»
Здесь присутствуют ребята, которые в течение года приняли участие в различных конкурсах, таких как «Интеллектуальный марафон»
Запись тридцать седьмая марафон как марафон icon10-й Оренбургский марафон 15 октября 2005 года г. Оренбург «Зауральная роща»
Оренбургский марафон 15 октября 2005 года г. Оренбург «Зауральная роща» Дистанция 42 км 195м. Мужчины
Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconНовости начальной школы Марафон Знаний в третьей четверти ученики начальной школы участвовали в городской олимпиаде «Марафон Знаний»
Знаний» и завоевали призовые места. Это ученица 2 «б» Фадеева Софья 2 место, Маргарян Наре 3 «Б» 1 место, Иванов Данил 4 «А» -2 место....
Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconПерый международный ледовый марафон

Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconСаратовский марафон, 4 ноября 2005 г

Запись тридцать седьмая марафон как марафон iconФизический марафон по теме: "Законы Ньютона"

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов