На пьедестале в столице эфиопии icon

На пьедестале в столице эфиопии



НазваниеНа пьедестале в столице эфиопии
Дата конвертации19.09.2012
Размер123.26 Kb.
ТипДокументы

Запись

девятая

НА ПЬЕДЕСТАЛЕ

В СТОЛИЦЕ ЭФИОПИИ


Аддис-Абеба. В новогоднюю

ночь 1968 года.


Я только что вернулся в гостиницу с шумного, ожив-

ленного даже ночью центрального проспекта—

ходили смотреть на необычное зрелище. Думаете, на

какое-нибудь экзотическое?.. Нет, вовсе нет—просто

на две стандартные «Волги» и «Москвича», достаточ-

но хорошо нам знакомые.

А необычность зрелища состояла в том, что маши-

ны эти вознесены на помост в центре городской пло-

щади и вокруг них постоянно собираются толпы лю-

бопытных. Машины эти, повторяю, стандартные и

ничем не отличаются от сотен тысяч других, шныря-

ющих по улицам Москвы и других городов. Но в Ад-

дис-Абебе для них устроена специальная демонстра-

ционная площадка в самом центре города и они вы-

ставлены для всеобщего обозрения. Почему?

Появлению такой необычной автомобильной вы-

ставки предшествовало событие, в котором мне до-

велось участвовать. Называлось оно «IV Эфиопское

горное ралли» и собрало около 70 представителей из

разных стран, в том числе пять экипажей из СССР.

Среди наших спортсменов особенно хочется отметить

ветерана Александра Васильевича Ипатенко, участие

которого в соревнованиях оказалось несколько не-

ожиданным. Александр Ипатенко, бывший чемпион

СССР по шоссейно-кольцевой гонке и по кроссу, за

последние годы в соревнованиях не участвовал: на-

чальник Центрального автомотоклуба СССР, он очень

много занят организационной и административной

работой. Мы привыкли видеть его обычно как руко-

водителя нашей сборной при выездах за границу, как

опытного наставника и прекрасного товарища. Его

слово для каждого гонщика—закон. И не потому,


======================== 68 =========================

что он начальник, а потому, что сам — чистый гонщик.

Да еще—как показало ралли в Эфиопии—какой!

Безусловно, лучший из нас!

Собственно, Александр Васильевич и в этом ралли

участвовать не собирался. Он, так сказать, вынуж-

денно сел за руль, когда выяснилось, что я остался

без партнера, которого задержали по производствен-

ной необходимости еще на неделю в цехе с тем рас-

четом что он поспеет сюда к самому началу соревно-

ваний Но, увы, так, видимо, и не отпустили. Тогда-то

я и оказался «на одном уровне» (то есть на одном пе-

реднем сиденье машины) с Александром Ипатенко.

Но сначала несколько слов об условиях этого рал-

ли.
Они были в высшей степени необычными. Доста-

точно сказать, что абсолютно все стартовавшие тут

европейские машины специально оборудованы, при-

способлены и переделаны для этого ралли, славяще-

гося своей неимоверно трудной трассой.

Сначала когда мы это увидели, первым побужде-

нием было пойти в главную судейскую коллегию и

заявить протест. Еще бы! Ведь суть всякого ралли

в том и состоит, что оно проводится на серийных ма-

шинах которые должны показать себя в «предель-

ных» то есть крайне трудных условиях. Конечно,

некоторые изменения, продиктованные скоростным

характером соревнований, вносить разрешается. Но

надо же и меру знать! А тут будто на Луну собра-

лись а не на гонки по грешной земле. Чего только в

машинах ни переделали, не говоря уже о косметиче-

ских изменениях в их внешнем виде.

Но мы, посоветовавшись, решили шум по этому

поводу не поднимать. В конце концов, все эти ухищ-

рения были нам даже в какой-то мере на пользу: мы

получали своего рода моральную фору. В неравен-

стве которое невольно образовалось помимо офици-

альной классификации машин, наши позиции были

предельно ясны и, так сказать, выше каких-либо су-

дейских подозрений. А вот во французских, немецких

и итальянских машинах технической комиссии при-


======================== 69 =========================

шлось немало покопаться, прежде чем разрешить

нашим соперникам старт...

Впрочем, вскоре нам стала понятна причина их

страхов. Достаточно было для этого лишь поподроб-

ней ознакомиться с программой соревнований.

Я уже говорил, что современное ралли включает

в себя самые разнообразные элементы автомобиль-

ного спорта. Объясняется это просто: в соревнованиях

средней трудности всегда может оказаться, что ос-

новную дорожную дистанцию пройдут «на нулях»

несколько спортсменов.

Но вот в программу «Эфиопского ралли» не пона-

добилось включать подобные дополнительные эле-

менты. Сами дорожные условия здесь, конфигурация

трассы и задаваемый режим таковы, что о прохож-

дении дистанции «на нулях» вообще не может быть

и речи. Достаточно сказать, что на соревнованиях

прошлого года дистанцию сумели закончить спорт-

смены только в двух классах автомобилей, а боль-

шинство остались за бортом—ни один из участни-

ков, выступавших в трех других классах автомоби-

лей, не дошел до финиша. Победители же прошлогод-

них соревнований (В. Хойлер и К. Зедерберг на

автомобиле «рено») набрали 433 штрафных очка—

результат, который в условиях обычного европей-

ского ралли характерен для аутсайдеров и равноси-

лен тому, скажем, как занять двадцатое, а то и три-

дцатое место.

Все это и заставило наших соперников искать

спасения в срочном совершенствовании своего «по-

движного состава». Надо сказать, что в глубине души

я их даже понимал и оправдывал. Действительно,

европейские стандартные автомобили при всех своих

прочих достоинствах, выглядели довольно хлипкими

на фоне сурового эфиопского ландшафта. Но тем бо-

лее захотелось показать, что есть в этом мире стан-

дартные, самые обычные машины, которым и афри-

канские трудности по плечу. Не надо их переделы-

вать, достаточно лишь умело эксплуатировать,


======================== 70 =========================

Для нас, таким образом, соревнования в Эфиопии

приобрели неожиданно еще и «коммерческий», вер-

нее «автоэкспортный» оттенок. Уж очень заманчивой

была перспектива проехаться по самой трудной и

сложной в мире трассе на обычном советском авто-

мобиле.

А то, что трасса «Эфиопского ралли» действитель-

но такова, мы убедились на первых же тренировках.

Судите сами: из 3 тысяч километров заданной дис-

танции лишь около 300 (10 процентов!) имеют асфаль-

товое покрытие, 30 процентов составляют грейдерные

дороги, а все остальное—фактически бездорожье.





Пройти дистанцию надлежало за 56 часов. И это—

на высоте от двух до трех тысяч метров над уровнем

моря, по лесу и саванне, почти сплошь покрываю-


======================== 71 =========================

щим Абиссинское плоскогорье!

Чтобы пояснить, что подразумевается под поня-

тием «бездорожье» в Эфиопии, могу сказать, что чаще

всего оно самым полным и исчерпывающим образом

отвечает буквальному смыслу этого слова. Лишь

иногда—узкая колея, наезженная прошедшими по

саванне машинами, а нередко и... просто след одной

из них. Но в некоторых отношениях такое бездоро-

жье даже предпочтительнее эфиопских дорог, поверх-

ность которых столь обильно усыпана камнями, что

днища и бензобаки всех автомобилей, участвовавших

в ралли, пришлось предварительно снабдить мощ-

ными стальными поддонами. (После соревнований

эта бронь была прямо-таки исполосована «каменной

плетью»!)

Еще более впечатляет страшная пыль на доро-

гах—впереди идущая машина находится уже где-

нибудь километров за пятнадцать перед тобой, а под-

нятое ею непроницаемое облако все еще висит в воз-

духе; движение сквозь такую пылевую завесу

чревато всякими неприятностями — можно врезаться

в столб, в дикого кабана, а то и в пантеру (как это,

в частности, случилось со мной).

К тому же наши надежды хорошенько потрени-

роваться на эфиопских трассах были развеяны ка-

призами погоды. «Сухой период» на Абиссинском

плато уже много лет не был столь дождливым, как

в этом декабре. Впервые за последние 20 лет здесь

прошли такие проливные дожди, сносившие мосты,

размывшие дороги и причинившие большой ущерб

сельскому хозяйству, что казалось, ни о каких сорев-

нованиях или тренировках вообще не может быть

речи. Но прошло несколько дней—и те самые доро-

ги, которые лишь накануне выглядели как самые на-

стоящие венецианские каналы, эфиопское солнце

быстро превратило вновь в сухие «пылевые ванны».

Характерная деталь: все стартовавшие автомо-

били имели крупные опознавательные номера не

только, как обычно, на дверцах, но и на крышах для


======================== 72 =========================

того, чтобы их легче было обнаружить с вертолетов,

если кто-нибудь из участников заблудится в саванне.

А в условиях эфиопского ралли такое совсем не ред-

кость. Два сбившихся с трассы экипажа, например,

были найдены вертолетами лишь через сутки после

того, как мы финишировали.

Как и всегда в ралли, борьба за первенство была

очень напряженной. Меня, например, все время пре-

следовал по пятам Луиджи Колонго на «мерседесе»,

и приходилось быть очень внимательным, чтобы не

допустить ошибок. Но и при всем азарте спортивной

борьбы нельзя было не заметить своеобразной экзо-

тики этих соревнований. Основную массу «пешехо-

дов» здесь составляет разное зверье. Стада обезьян,

совершающих набеги на кукурузные поля, при виде

машины разбегаются во все стороны; тревожно

мечутся на дороге мартышки с кукурузными почат-

ками в лапах. И хоть они явные воришки, наносящие

большой ущерб сельскому хозяйству страны, оби-

жать их не хочется. Так же, впрочем, как и доверчи-

вых зайцев, которых в Эфиопии огромное множество.

Встречаются на дорогах и более степенные «пеше-

ходы». Едешь очень быстро и вдруг видишь, как по

дороге невозмутимо шествует павианиха, несущая на

спине своего младенца. Что ни говори, а ведь—кор-

мящая мать. Приходится притормаживать и осто-

рожно объезжать.

Что касается сбитой пантеры, то она сама броси-

лась под колеса нашей машины. Это было в районе

озера Аваза, на живописной, проложенной сквозь ба-

нановые заросли, прямой, как стрела, грунтовой до-

роге. Мы, советские спортсмены, далеки от всяческих

суеверий и, когда даже такая большая «черная

кошка» перебегает слева направо дорогу, не стре-

мимся ей помешать. Но этой, по-видимому, чем-то не

понравился наш стартовый номер (34)—она остер-

венело атаковала передний щиток, сорвав даже бол-

ты его крепления к бамперу.

Впрочем, моему напарнику А. В. Ипатенко, как


======================== 73 =========================

бывшему танкисту, не впервые доводится встречать-

ся с «пантерами». У тех к тому же в груди билось

моторное сердце, изготовлявшееся фирмой «Мерсе-

дес». И когда Александр Васильевич с усмешкой на-

помнил об этом, неприязненное чувство шевельну-

лось у меня по отношению к нашему преследователю

на «мерседесе». «Уж не его ли это козни?»—греш-

ным делом подумал я и только уж потом, рассмеяв-

шись, мысленно .извинился перед ним за такое заоч-

ное нарушение спортивной этики.

Но с самой пантерой было отнюдь не до смеха.

Хотя она никакого отношения к «фердинандам» и

«пантерам» времен Великой Отечественной войны не

имела, повадки были похожими, а реваншистские

устремления очевидными: отброшенная при первой

попытке атаковать, она вновь оказалась перед нами

на дороге. И я убрал ногу с тормозов «тридцатьчет-

верки», шедшей со скоростью 120 километров в час...

Однако шутки в сторону, поскольку ралли было

действительно труднейшим, тем более, что мы сами

усложнили поставленную перед собой задачу. Напри-

мер, у «Москвича» был оставлен его нормальный кли-

ренс , в то время как на всех без исключения маши-

---------------------------------------------------------------

Клиренс — просвет между низшей точкой машины и

полотном дороги. (Ред.)

---------------------------------------------------------------


======================== 74 =========================




нах того же класса он был увеличен до 30 сантимет-

ров. Одним словом, перед нами стояла не только

чисто спортивная, но и важная техническая задача.

С удовлетворением хочется отметить, что и ту и

другую мы решили с честью. Наш лучший экипаж в

составе Сергея Тенишева и Валентина Кислых был

первым на финише, выиграв первенство в своем клас-

се машин, и занял второе место в общем зачете рал-

ли. В то же время мы убедительно продемонстрирова-

ли высокую техническую надежность и проходимость

всех преодолевших трудную дистанцию советских

автомобилей.

Старт «Эфиопского ралли», как я уже говорил,

собрал участников на самых разнообразных автомо-

билях из многих стран. Но на финише, скажем пря-

мо, картина была отнюдь не столь пестрой. Лишь


======================== 75 =========================

французским «рено» удалось так же, как и «Волгам»,

закончить дистанцию в полном комплекте. Из пяти

«фольксвагенов» до финиша добрался только один;

неудача постигла также и команду, выступавшую на

японских автомобилях «тойота»; не сумел финиши-

ровать даже прославленный «мерседес», столь долго

портивший мне нервы на дистанции...

Вот почему три советских автомобиля подняты

сегодня на специальную площадку, сооруженную в

центре Аддис-Абебы. Результаты ралли оказались

столь сенсационными, что пришлось демонстриро-

вать здесь наши машины, дабы удовлетворить вне-

запно вспыхнувший к ним всеобщий интерес. Они

стоят на своем постаменте как наглядное и неопро-

вержимое свидетельство того, что и по Эфиопии мож-

но ездить на стандартных автомобилях, если они доб-

ротны и надежны.


======================== 76 =========================




Похожие:

На пьедестале в столице эфиопии iconСредняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии первые русские путешественники в эфиопии мезенцев Андрей, 4 класс по следам экспедиций а. К. Булатовича по неизведанным землям эфиопии вступление
Европой и дальним Востоком. С обострением русско-японских отношений значимость этого пути все больше усиливалась. Соответственно...
На пьедестале в столице эфиопии iconКультура Эфиопии Проект на английском языке ученика 9 класса средней школы при Посольстве России в Эфиопии Черноносова Александра. Содержание

На пьедестале в столице эфиопии iconТема работы: «Первые русские путешественники в Эфиопии»
Автор: Мезенцев Андрей, 4 класс, средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии
На пьедестале в столице эфиопии iconАвторы: Панова Ксения 4 класс, Шишова Анастасия – 5 класс, Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии. Тема работы: Комикс «Барби и Синди в Эфиопии» Руководители
Авторы: Панова Ксения 4 класс, Шишова Анастасия – 5 класс, Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии
На пьедестале в столице эфиопии iconАвтор проекта – ученица 2 класса средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии Гульнара Гильмиярова
Руководитель – учитель изо средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии Е. А. Сащенко
На пьедестале в столице эфиопии iconИ собака в столице лает центральнее

На пьедестале в столице эфиопии iconНочь в столице, мне не спится, я хочу опять забыться, Раствориться в памяти своей

На пьедестале в столице эфиопии iconТема работы
Автор: Истомина Мария Александровна, ученица 11 класса сош при Посольстве РФ в Эфиопии
На пьедестале в столице эфиопии iconТема работы
Автор: Алексеева Дарья, 9 класс, средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии
На пьедестале в столице эфиопии iconТема работы
Автор: Сащенко Владислава, 1 класс, средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов