В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер icon

В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер



НазваниеВ языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер
Дата конвертации13.09.2012
Размер79.1 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка для начальной школы:


В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека - его душа и характер.


Эпиграф урока:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса»

И.С. Тургенев.


Цель урока:

создание условий для формирования мотивации в отношении русского языка как национальной ценности.

создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре речи.

создание условий для развития навыков коммуникативной культуры.


Учитель поздравляет детей с началом учебного года.

Урок начинается со стихотворения.


В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!


Этот нож не без причины.
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.


Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке.
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.



Вопросы к классу:

– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

Как вы думаете, на каком языке учились наши предки?

А разговаривали между собой на каком языке?

Было время в истории нашей страны (начало девятнадцатого века), когда говорить по-русски для знатных людей было невежеством, но зато они прекрасно говорили на французском языке.


Как вы думаете, что такое родной язык?

С чего начинается для человека изучение родного языка?

Вспомните: « Жили – были Дед да Баба, и была у них курочка Ряба».


Конечно, мир ребенка начинается со слушания русских сказок.

Сказки сопровождали человека на протяжении всей жизни. Он слушал их, учился у них, создавал их в своем воображении, рассказывал их и переживал вместе с героями сказок. Русский религиозный философ И. Ильин считал, что народные сказки являются неким отстоем национального духовного опыта. Все плохое и грязное отстоялось, отсеялось за многие и многие века. Осталась чистая, незамутненная вода народного опыта, чистая младенческая душа народа, чистое его сердце.



И мы наш первый урок в этом учебном году посвятим сказке.

Вы, наверное, знаете, что этот год по указу президента РФ В. В. Путина объявлен Годом русского языка. Наш первый урок- это урок русского языка.

За тысячелетнюю историю нашей страны именно русский язык стал основой, на которой возникли дружба и добрососедские отношения между народами, ее населяющими. Давайте посмотрим на тему нашего урока. В конце, попробуем дать ответ на вопрос:

« Что мы можем сделать для того, чтобы сберечь наш русский язык».


Наша игра сегодня называется « Тридевятое царство».

(Игра по русским народным сказкам).

Авторский коллектив: Куц Татьяна Леонидовна

Деянова Мария Владимировна

Куц Дарья Юрьевна.


Участники игры делятся на 2-4 команды.

Задание первое. Распределение команд. Состав команды определяется по жребию

( вытаскивается жетон с названием сказки).

Сказка первая « Царевна лягушка».

Сказка вторая « Колобок».

Сказка третья «Василиса премудрая».

Сказка четвертая «Заяц и лиса».

Все участники рассаживаются за столы. Могут быть и зрители. Назначается сказочное жюри. Тексты сказок желательно иметь на столе.

Названия команд записываются на доске, там же выставляются оценки.

Игра заключается в том, что участники игры выполняют ряд заданий.

Главное, что оценивается во время выполнения заданий - это грамотность и правильность речи.

Критерии обсуждаются с детьми.

  1. Речь должна быть грамотной.

  2. Речь должна быть связной.

  3. Речь должна быть культурной.


Команды по очереди называют одну из пословиц, которые красиво оформлены на отдельных плакатах, вывешены на доску. Каждая пословица иносказательно выражает направленность задания. Выбирает задания одна команда, а выполняют его все. Затем задание выбирает другая команда и т. д.

^ Задания скрыты за пословицами:


Тех же щей, да пожиже влей.

На бедного Макара все шишки валятся.

Лесом шел, а дров не видел.

Всем миром.

Возьми то, не знаю что.

Каков корень, таков и отростень.

Содержание заданий.

«Всем миром»

1. На листе ватмана нарисовать тридесятое царство. Затем команды должны представить волшебное царство, которое нарисовали «всем миром». (Предупредить: если рисуют не все участники, снижается оценка. Время выполнения – до пяти минут).

Затем (в течение приблизительно двух минут) нужно «защитить» «свой проект» тридесятого царства. Остальные команды по очереди критикуют рисунок, задавая опросы по сути, а не по точности и художественности изображения.

Вопросы задаются по известной форме: «Правильно ли мы вас поняли, что тридесятое царство – это…» и далее вопрос. Участники дают ответ без подготовки, сочиняя на ходу.

Оценивается:

- само царство (должна быть граница и недоступность);

- умение защищаться;

- умение задавать вопросы.

2.Можно дать другое задание. Нарисовать древо по типу лубочной картинки.

(Древо Ума, древо «Полезные советы» и т. д.)

«Всем миром». (Второе задание).

Всем миром соорудить за 2-3 минуты солдатский вещмешок - «сидор». Участники получают наволочки, веревки и любой груз (желуди, камни, картошку, пуговицы и т. д. по 5-6 штук).

Правильность выполнения: в два угла наволочки кладут по желудю, для того, чтобы веревка не соскользнула с угла, на который набрасываются петли от концов веревки. Разрез наволочки собирают в складку, в середине веревки делают третью петлю и набрасывают сверху. Получается рюкзак. (Можно делать из полиэтиленового мешка, когда идешь в поход – это выход, если нет рюкзака). Вы можете придумать и другие задания.

Содержание заданий

«Тех же щей, да пожиже влей» и «Возьми то, не знаю что» похожи.

Но в первой угадывается предмет, а во второй - сказочный персонаж.

«Возьми то, не знаю что».

Вносится корзина (коробка), накрытая платком. В ней лежат «волшебные предметы», которые помогают героям в сказках. Каждая команда должна отгадать предмет, задуманный ведущим. Участники задают 10-12 вопросов о предмете по типу:

  • Оно деревянное?

  • Оно съедобное?

  • Оно круглое?

  • Им режут?

То есть о свойствах предмета, о форме, цвете, назначении и т. д. И получают ответ: «Да, оно…» или «Нет, оно…». Затем все совещаются и через одну минуту дают ответ. Если команда затрудняется, ее предмет могут назвать другие участники, которые получат баллы победителя за вопрос. Так все команды по очереди угадывают свой предмет.

Волшебные предметы: куколка, нож, платочек, клубочек, блюдце, яблоко, живая вода (для взрослых), кошелек-самотрёс (для взрослых), веретено, иголка и т. д.

«Тех же щей, да пожиже влей».

Угадывается персонаж сказки. Задаются вопросы о его внешнем облике, характере, качествах:

  • Он добрый?

  • Это мужчина?

  • Он помогает? И т. д.

Герои: Иваны (царевич, крестьянский сын, Быкович и т. д.), Василиса, Елена Прекрасная, девочка-семилетка, мальчик-с-пальчик, бабушка-задворенка, змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Ягая баба, Лутоня, кот Баюн и т. д.

«На бедного Макара все шишки валятся».

Это конкурс капитанов. « На бедного Макара все шишки валятся»

Капитану нужно нарисовать на листе избушку – землянку, где жила старуха, ледяную, лубяную или на курьих ножках (по жребию). Команда «валит шишки» на своего капитана, задавая вопросы по сути, а не по художественным достоинствам, по той же известной форме:

«Правильно ли мы вас поняли, что избушка – это…»

Оценивается глубина вопросов, быстрота ответов.

,Можно дать другое задание: пантомимой рассказать сказку (по жребию). Команда должна отгадать, какую сказку показывает капитан. Сказки могут быть любые, в зависимости от возраста участников.

«Лесом шел, а дров не видел».

Пока капитаны готовятся, команды выполняют другое задание: ответить на ряд вопросов.

Отвечают по очереди или по праву первой поднятой руки.

Вопросы:

  • Почему в сказках Ивану-дураку везло?

(Дурак не потому, что глуп, а потому, что делает все не так, как другие. У него чистое сердце, он прост, добр, уважителен, не корыстен, решителен, не ищет богатства и т. д.)

  • Почему и какую работу за Василису выполняет куколка?

(Куколка делает такую работу, которую не под силу выполнить человеку. А Василисе приходится целый день готовить обед, ведь Яга ест за десятерых).

  • Кого боялся русский солдат?

(Он не боялся ни врага, ни нечисти, ни смерти).

  • Как избавиться от горя?

(Закопать в яму, запечатать в сосуд, пустить по воде и т. д.).

  • Каким изображается в сказках тот свет и как герои туда попадают?

Можно задать другие вопросы.

«Каков корень, таков и отростень».

Последнее задание выполняют все участники.

Инсценируется сказка, название которой положено при формировании команды. Изменять и улучшать сказку нельзя, нужно брать народный вариант. Нацелить : если тебе не хватило роли, изображай дерево, цветок, пенек и т. д. Главное, чтобы было всем миром. Время подготовки – около пяти минут.

Баллы подсчитываются. Обсуждается, как соблюдались правила. связанные с употреблением речи.

Не надо забывать, что по русскому обычаю игра ведется не ради призов, а ради удовольствия, не за страх, а за совесть, бескорыстно. Проигравших нет.

Есть прекрасное путешествие в сказку, которая есть ложь, но в ней намек, добру молодцу урок.

^ Щука да елец, тут и сказке конец!

Завершение урока.

Возвращаемся к вопросу: «Что мы можем сделать для того, чтобы сберечь наш русский язык».

  1. Читать книги. ^ Что дают человеку книги?


Развитие речи. Умный родитель ребенку читает ребенку книжки. Если он не забывает делать это каждый день, то к 5 годам словарный запас ребенка составляет 2000 слов, к 7 годам- 3000 слов, а к окончанию школы- 7000 слов.

Сначала книги читают родители, потом интерес к чтению появляется у детей.

Книги учат человека жить. Можно учиться на своих ошибках. А можно на чужих. В своей жизни человек сталкивается с проблемами, с которыми человечество сталкивается много раз.

Тот, кто читал в книгах о той или иной проблеме, столкнувшись с ней, будет иметь несколько вариантов выбора поведения.


Чтение дает свободу выбора чувств. У человека появляется любимый литературный герой, которому он хочет подражать. Герои книг переживают различные чувства, и читатели переживают их вместе с ними. Он учится ощущать и проявлять разные чувства.

Через чтение человек может понять других людей.

Поэтому книги давно были у людей источником знаний.

Книга всегда была собеседником и другом. Лишив себя чтения, человек лишил себя связи с прошлым, сделал себя беднее и глупее.

Поэтому, книги надо беречь.

«Чтение — это окошко, через которое люди видят и познают мир и самих себя». В . Л.Сухомлинский

  1. Не засорять русский язык иностранными словами.

  2. Не употреблять «некрасивых» слов.

  3. Изучать русский язык и стремиться говорить грамотно.











Похожие:

В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconЦентр "синтез" Лекция Учение о Душе. План
Душа это среднее звено, соединяющее планы Духа и планы Фор­мы. Дух не может непосредственно воздействовать на материю, Он создает...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconХитрый кашевар
«Наш народ добр и трудолюбив, и его сказки несут в себе этот характер. Это сказки народа трудового, а не властвующего»
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconВеликие математики исаак ньютон
Не были они ни простонародьем, ни аристократами, ни селянами, ни жителями городскими. И все же, как камешек к камешку, как их усадебный...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconДжон Мейнард Кейнс (1883 1946)
Отношение к нему подчас приобретало едва ли не религиозный характер: в некоторых работах (которые можно найти в Internet) его называют...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconАнглийский лингвокультурный концепт «семья» испособы отражения его коннотативного содержания в языке (на материале семантического поля «Родственные отношения») 10. 02. 04 германские языки
Английский лингвокультурный концепт «семья» и способы отражения его коннотативного содержания в языке
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconХ. Ортега-и-Гассет
В истории подобный кризис разражался не однажды. Его характер и последствия известны. Известно и его название. Он именуется восстанием...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconAll we are is dust in the wind
Я и сама знаю, что можно. Ну что вы пристали ко мне! Почему у меня лицо такое? Да как сказать болит Нет, не зуб. Душа. Нет, вы, конечно...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconУ каждого свой характер
Это и есть характер. Становление характера начинается с самого рождения и главная роль в этом процессе принадлежит родителям. Будущий...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconДокументы
1. /Кукрыниксы/1999 - Кукрыниксы/01 - Лунный свет.txt
2. /Кукрыниксы/1999...

В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер iconО чем говорят ваши инициалы ?
Существует немало теорий о влиянии имени человека на его характер. Некоторые специалисты утверждают, что о каждом из нас можно немало...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов