Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" icon

Урок для средней школы "Обсудим словари или "



НазваниеУрок для средней школы "Обсудим словари или "
Дата конвертации13.09.2012
Размер207.52 Kb.
ТипУрок

УРОК для средней школы


"ОбСУДим словари или
"ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ"

Л.И.НОВИКОВА,
г.Брянск

– Когда я употребляю какое-то слово, – сказал Шалтай-Болтай довольно презрительным тоном, – оно означает то, что я хочу, чтобы оно обозначало, – не больше и не меньше.
– Вопрос в том, – сказала Алиса, – можно ли вообще заставить слово означать так много разных вещей.
– Вопрос в том, – сказал Шалтай-Болтай, – кто у нас тут хозяин, – вот и все.
Алиса была слишком озадачена, чтобы что-то ответить...

Л.Кэрролл

Вопрос о любимом слове ставит учащихся в тупик так же, как озадачил Алису своими заявлениями Шалтай-Болтай. А если спросить, есть ли у школьников любимый словарь? Любят ли они читать словари? У некоторых из опрошенных нами детей этот вопрос вызвал недоумение, кому-то показался неудачной шуткой.
А ведь воспитание потребности читать словарь, хотя бы воспитание навыков пользоваться им, – это очень важно и серьезно!
Осталось много свидетельств того, что известные люди словари читали запоем, предпочитая этот вид чтения всем другим. Французский писатель А.Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Он писал: «Подумайте, что слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества». Поэтесса Вера Инбер в книге «Почти три года» высказала убеждение, что словарь Даля надо читать ежедневно; ей принадлежит такая запись:

«Вчера полдня упивалась словарем Даля. Читала букву Ш».
Н.В. Гоголь в письме к С.Т. Аксакову отмечал, что русский язык – «громада» и для того, чтобы «погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его», рекомендовал: «Прочтите внимательно... академический словарь». С.Я. Маршак оставил поэтическое свидетельство необходимости словаря, стихотворение это вам, конечно, известно.
Л.А. Введенская и Н.П. Колесников в книге «От серьезной науки до словесных шуток» пишут: «Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов... Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления».
Все эти мысли бесспорны. Но как обратить к чтению словарей современных детей, которые классическую литературу читают в сокращенном варианте, а в сочинениях, поступая в педагогический университет, иные из них пишут: «Я окончила 10-й класс в 1996 году, а с томиком Пушкина познакомилась только в этом. И в этом томике прочитала: “Белеет парус одинокий...”». Другие в сочинении на тему о книге, способной решить судьбу человека, называют телефонный справочник. Третьи утверждают: «“Как ныне сбирается вещий Олег...” Всякий человек скажет тебе, что это строки из “Слова о полку Игореве...”».
Комментарии, как говорится, излишни.
Однако мы полагаем, что выход все же есть. Во-первых, необходимо на уроке читать словари, пользоваться ими при каждом удобном случае и показывать ребятам необходимость такого рода книг. Во-вторых, проводить уроки, посвященные словарям. Пусть они не предусмотрены программой, опытный учитель всегда найдет возможность выкроить для этой работы время.
Мы проводили уроки, посвященные В.И. Далю и его словарю, уроки-знакомства «Давайте познакомимся, я – Толковый словарь!», составляли словари «бестолковые» и «Словарь современной Эллочки-людоедки». Эти уроки всегда вызывали большой интерес у ребят.
Вашему вниманию мы предлагаем урок довольно редкой формы – урок-суд, посвященный словарям. В построении этого урока использованы наиболее яркие атрибуты судебного заседания, но не следует искать абсолютное сходство предлагаемого урока с обычной судебной процедурой.

Цели урока: познакомить учащихся с основными словарями, их спецификой, способами построения словарных статей; развивать умение работать со словарями, ориентироваться в словарной статье, развивать речь учащихся, умение построить связное, логичное и аргументированное высказывание на заданную тему; способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

Подготовительный этап:

1. Выбрать основных исполнителей ролей (это могут быть учащиеся того же класса, можно воспользоваться помощью старшеклассников):

ведущий – Русский язык;
прокурор;
судьи – 3 человека;
словари: Толковый, Синонимов, Антонимов, Иностранных слов, Фразеологизмов;
адвокаты;
присяжные заседатели (все остальные учащиеся).

2. Разбить класс на микрогруппы. Каждая микрогруппа работает с одним типом словаря и в ходе этой работы:

изучает словарь;
готовит справку для ознакомления со словарем заседателей (в ходе суда);
продумывает выступление ученика, который будет играть роль словаря;
подготавливает аргументы в защиту своего словаря.

3. Познакомить с необходимой юридической терминологией (возможно изготовление специального стенда с этой целью).

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте! Разрешите представиться. Я великий и могучий Русский язык. Сегодня я приглашаю вас на необычное судебное заседание. Дело в том, что Толковый словарь очень обижен на лингвистические словари, которые, как ему кажется, выполняют его, Толкового словаря, работу. Он предъявил им обвинение в плагиате и ненужности их деятельности.
Прошу отнестись к рассматриваемому делу очень серьезно и помочь в разрешении возникшей проблемы, приняв активное участие в проведении следственных экспериментов.
Просьба соблюдать тишину во время заседания суда.
Встать, суд идет!

2. Организация судебного процесса.

Судья: Господа! В суд поступил иск от уважаемого нами Толкового словаря, который предъявил обвинение другим словарям в бесполезности их работы. Слово предоставляется истцу.

Русский язык (зачитывает):

Выписка из личного дела (по словарю С.И. Ожегова).
Словарь Толковый – тип словаря, в котором объясняется значение слова.
История появления. Род толковых словарей – один из древнейших среди словарных семей, потому что необходимость в толковании слов появилась у людей очень давно. Первый большой толковый словарь русского языка появился в конце

XVIII века и включал более сорока трех тысяч слов
(43 257 слов). В XIX и XX веках появилось большое количество словарей. Самый значительный из них – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, который включает более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи. Издавались и другие ценные толковые словари, например, под редакцией Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой и другие.
Год рождения. 1949 г. Выдержал с тех пор несколько изданий, пополняясь каждый раз все новыми словами.
Способ подачи материала. Значение слова в словаре раскрывается с помощью краткого определения. Если значений несколько, то они даются под порядковыми номерами. Обязательно приводятся примеры употребления слова в каждом значении.
Особые приметы. Слово имеет пометы, характеризующие его с точки зрения употребления (книжн. – книжное, высок. – высокое, офиц. – официальное, прост. – просторечное и т.д.). Указываются особенности его произношения и ударения. Даются его основные грамматические показатели.
Количество слов. В 9-м издании около 57 000 слов.

Образец словарной статьи:

Обвинение, -я, ср. 1. Признание виновным в чем-нибудь, приписывание кому-нибудь какой-нибудь вины. Судить по обвинению в краже. Предъявить обвинение кому-нибудь. Возбудить обвинение против кого-нибудь. 2. Обвинительный приговор (устар.). Вынести обвинение. 3. ед. Обвиняющая сторона в судебном процессе. Свидетели обвинения.

Выступление Толкового словаря:

Уважаемые судьи! Уважаемые присяжные заседатели и все присутствующие на заседании!
Я словарь, с помощью которого объясняется лексическое значение слова, то есть то, что слово обозначает.

Вот смотрите:
Иск – заявление в суд о разрешении какого-нибудь гражданского спора.
Справедливость – справедливое, беспристрастное отношение к кому-нибудь.
Решение – 1. Обдуманный вывод, признание необходимости каких-либо действий. 2. Постановление. 3. Заключение, вывод из чего-нибудь. 4. Ответ к задаче, искомое выражение.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия.
Знания – совокупность сведений, познаний в какой-то области.
Трудолюбие – любовь к труду.
Но в последнее время я стал замечать, что появилось множество каких-то мелких словарей, которые на все лады перепевают мои словарные статьи. Всю работу я в состоянии выполнить самостоятельно. Я считаю, что никакие словари, кроме толковых, не нужны, и требую запретить все другие, в том числе лингвистические, словари!
Итак, я предъявляю иск всем другим словарям, надеюсь на справедливое решение, а такие мои качества, как ответственность за порученное дело, знания, которыми я владею, и трудолюбие, присущее всему моему роду, не подлежат сомнению.

Судья: Слово предоставляется словарю Синонимов.

Русский язык (зачитывает):

Выписка из личного дела (по словарю З.А. Александровой)
Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.
История появления. Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XVIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых являлись Н.Абрамов,
В.Д. Павлов-Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева, З.А. Александрова.
Год рождения. 1975 г.
Возраст. Относительно молод.
Способ подачи материала. Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений.
Особые приметы. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли.
Количество слов. Около 9000 синонимических рядов.

Образец словарной статьи:

Мир I 1. См. вселенная 2. См. земля 3. См. сфера
Мир II 1. Мирный договор; Замирение (уст. прост.) 2. См. согласие
3. См. спокойствие

Выступление ответчика – словаря Синонимов:

Возмущение, гнев, негодование не знают предела, границ, черты, рубежа. Предъявлять обвинение, ставить в вину, виноватить, обвинять нас в ненужности – несправедливо, незаслуженно, напрасно. Мы помогаем, содействуем, способствуем, приходим на выручку, когда надо выбрать, найти, отыскать наиболее нужное, верное, подходящее слово для точного, правильного выражения мысли, думы, идеи.
Мы надеемся, рассчитываем, делаем ставку, что суд, ареопаг, синедрион оценит, отдаст должное, признает достоинства нашей работы, труда.
Наша задача, цель, назначение – не объяснять, разъяснять, растолковывать смысл, значение слова, как это делает, совершает словарь Толковый, а привести перечень, список, реестр, опись синонимов.

Проведение следственного эксперимента.

Задание 1. Прочитать текст, выбрать из ряда синонимов слово, вставить его, обосновать свой выбор.
... старые зайцы, ... молодые зайцы, ... тучные зайчихи (приплелись, сбежались, собрались). Все слушают, как хвастается заяц.
– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
– И волка не боюсь, и медведя, и лисицы – никого не боюсь.
... молодые зайцы, ... старые зайчихи, ... старые зайцы (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).
Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях. Какой словарь вам в этом поможет?
По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.
Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях.
Нападающие игроки нападают (играют) решительно.
В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.
Это выдающийся (незаурядный) человек, у него выдающаяся (редкая) память и выдающиеся способности.
Задание 3. Дана стилистическая шкала, разделенная на три регистра: высокий, нейтральный и низкий. Распределите данные слова по этим регистрам. Какой словарь вы выберете в помощники?

почивать, спать, дрыхнуть;
есть, вкушать, жрать;
лик, морда, лицо;
конь, кляча, скакун;
вояка, боец, воин;
одеяние, одежда, одежка;
скорбеть, тужить, горевать;
скончаться, умереть, загнуться.

Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.

Судья: Слово предоставляется словарю Антонимов.

Русский язык (зачитывает):

Выписка из личного дела (по словарю М.Р. Львова)
Словари антонимов – сравнительно новый тип словарей, в которых представлены противоположные по значению слова.
Год рождения. 1978 г.
Возраст. Относительно молод.
История рода. Первыми словарями, дававшими известное представление об антонимах, были так называемые тематические словари, в которых слова располагались по понятийным сферам и темам. В них, как правило, давались параллельно синонимы и антонимы.
Семейная хроника. В 70-х годах XX века вышел словарь Л.А. Введенской и Н.П. Колесникова; после этого появились словари справочного, учебного типов. Итогом многолетней работы стал «Словарь антонимов русского языка», составленный М.Р. Львовым.
Количество слов. В этом словаре около 2000 пар антонимов – слов с противоположным значением.
Способ подачи материала. В подаче антонимов выделяется «центр» – основные противопоставления общеупотребительных слов и «периферия» – противопоставления, ограниченные в употреблении, менее частотные по воспроизводимости в речи.
Особые приметы. Много иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы.

Образец словарной статьи:

81. Война – мир
Находиться в состоянии войны – жить в мире. Еще теплы стволы орудий / И кровь не всю впитал песок, / Но мир настал. / Вздохните, люди, / Переступив войны порог...

300. Мир – ссора
Худой мир лучше доброй ссоры. У людей хоть и бедность, да мир...
Мирить – ссорить (см.)
Мириться – ссориться (см.)

Выступление ответчика – словаря Антонимов:

Мы, словари, всегда были друзьями, зачем же нам становиться врагами, делать из белого черное, из добра – зло? В мире все имеет свою оборотную сторону: есть праздники и есть будни, гиганты и карлики, герои и трусы, глупцы и умники, зной и холод, красота и безобразие.
Словари антонимов с помощью слов несут знания о противоречиях в мире, и невежество – запрещать такие словари. Мы думаем, что решим эту проблему не индивидуально, а коллективно. Прогресс – жить в мире, отсталость – враждовать. Мы хотим быть учтивыми, а не грубыми, приносить пользу, а не вред, трудиться, а не бездельничать, расцветать, а не угасать.
Мы умеем много, а не мало, нас надо не запрещать, а разрешать. Повод для суда не серьезный, а смехотворный. Поистине «от великого до смешного один шаг». Мы надеемся, что не потерпим поражения, что одержим победу.

Проведение следственного эксперимента.

Задание 1. Вставьте в предложенный текст необходимые слова.

Живут в нашем доме два одноклассника – Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя – разговорчивый, веселый, а Коля – ... и нередко ... . Петя берется за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, – ... , ... .
Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
– Как тепло сегодня! – сказал Петя.
– Нет, – возразил Коля, – сегодня вовсе не тепло, а ... .
Помолчали. Потом Петя снова заговорил:
– Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.
– А мне кажется, – засомневался Коля, – что завтра погода будет ... ./
Приятели опять помолчали. Потом Петя предложил:
– Пойдем к ребятам на спортивную площадку: сегодня там интересная игра.
– Нет, – отказался Коля, – не пойду: эта игра, конечно, вовсе не интересная, а ... .
Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу:
– Подкрепись, может, тогда и играть захочешь, – улыбнулся он. – Яблоко спелое, сладкое.
Коля надкусил яблоко и улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!

Задание 2. Отгадайте слово по его антонимам:

пассивный, инертный, бездеятельный – ... (активный);
неряшливый, нечистоплотный – ... (аккуратный);
проводы, расставание – ... (встреча);
ясно, понятно, нетрудно – ... (сложно).

Задание 3. Подберите подходящие по смыслу антонимы:

мягкий голос – ... (резкий);
мягкое наказание – ... (суровое);
мягкий карандаш – ... (твердый);
мягкие волосы – ... (жесткие);
мягкая булка – ... (черствая);
свежий хлеб – ... (черствый);
свежая рубашка – ... (грязная);
свежая газета – ... (вчерашняя);
свежее утро – ... (теплое);
свежее мясо – ... (протухшее);
свежее молоко – ... (прокисшее);
свежая краска – ... (засохшая);
свежая новость – ... (старая).

Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.

Судья: Слово предоставляется Фразеологическому словарю.

Русский язык (зачитывает):

Выписка из личного дела (по словарю В.П. Жукова)
Фразеологический словарь – тип словаря, в котором собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы.
История рода. Раньше фразеологизмы включались в толковые словари, а также описывались в сборниках крылатых слов, образных слов и выражений, афоризмов. Собственно фразеологический словарь впервые появился в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова.
Год рождения. 1980 г.
Возраст. Молод.
Способ построения статьи. Словарная статья включает в себя заголовок, грамматические и стилистические пометы, иллюстративный материал, справочную часть.
Особые приметы. Приводятся фразеологизмы, наиболее часто используемые в устной речи и художественной, а также научно-популярной литературе.

Образец словарной статьи:

Яблоко раздора между кем, между чем (мн. ч. не употр.). Книжн. Причина ссоры. Имущество это состояло... из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший яблоком раздора между матерью и сыном. (Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы).
Из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».

Выступление ответчика – Фразеологического словаря:

Уважаемые судьи! Я на все руки мастер, баклуши бить не люблю, а тружусь от зари до зари не покладая рук бок о бок с другими словарями.
Битый час мы обсуждаем, нужны словари или нет, вместо того чтобы взять быка за рога и разбить доводы истца в пух и прах. Легко наводить тень на плетень и бросать камешки в чужой огород, труднее работать засучив рукава. Прошу уважаемый суд не откладывать дело в долгий ящик, не класть его под сукно, а самому убедиться, что мы не лыком шиты и за словом в карман не полезем.
Наши слова многогранны, нельзя их укладывать в прокрустово ложе одного лишь значения, которое дается в толковом словаре. Мы пройдем огонь, воду и медные трубы, пуд соли вместе съедим, но расхлебаем кашу, которую заварил словарь Толковый, разрубим гордиев узел!

Проведение следственного эксперимента.

Задание 1. Найти в речи Фразеологического словаря устойчивые выражения, объяснить их значение. Сделать вывод, каким словарем удобно пользоваться, чтобы выполнить задание.

Задание 2. Даны английские фразеологизмы и их дословный перевод. Необходимо дать эквиваленты этим выражениям в русском языке.

To be under someone’s thumb (быть у кого-либо под большим пальцем) – прижать кого-либо к ногтю, быть у кого-либо под каблуком.
To be busy as a bee (быть занятым как пчела) – вертеться как белка в колесе.
To spin something out of thin air (прясть что-либо из чистого воздуха) – высосать из пальца.
To stroke someone the wrong way (гладить кого-либо в обратном направлении) – гладить против шерсти.
Daft as a brush (глуп как щетка) – глуп как пробка.
To retire into one’s shell (уйти в свою раковину) – замкнуться в себе.
To knock someone into a cocked hat (загнать кого-либо в треугольную шляпу) – загнать в тупик.
Someone vanished into thin air (исчез в прозрачном воздухе) – как сквозь стену прошел, как в воду канул, как сквозь землю провалился.
When pigs fly (когда полетят свиньи) – после дождичка в четверг.
As plain as the nose on your face (ясно как нос на твоем лице) – ясно как день.

Задание 3. Замени фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно?

Рука об руку – ... (дружно);
рукой подать – ... (близко);
на руках носить – ... (баловать);
быть под рукой – ... (близко);
держать в ежовых рукавицах – ... (не давать воли);
золотые руки – ... (говорится об очень искусном, умелом, способном в своем деле человеке);
ухватиться обеими руками – ... (согласиться с предложением с удовольствием, радостью);
подвернуться под руку – ... (случайно оказаться поблизости);
быть правой рукой – ... (быть нужным кому-то);
дать руку на отсечение – ... (полностью ручаться за кого-то);
дать по рукам кому-то – ... (самым решительным образом пресечь какие-то действия);
ударить по рукам – ... (заключить деловое соглашение, сделку, договор);
прибрать к рукам – ... (завладеть чем-то).

Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.

Судья: Слово предоставляется Словарю иностранных слов.

Русский язык (зачитывает):

Выписка из личного дела
Словарь иностранных слов – лингвистический толковый словарь, в котором объясняются значения иноязычных слов и терминов, усвоенных русским языком.
История рода. Первые толкования иноязычных слов встречаются в самых ранних словарных трудах, например, объяснение многих древнееврейских, греческих слов давалось в словарике, приложенном к Кормчей книге еще в 1282 году. Собственно словари иностранных слов появились в России к началу XVIII в. Сначала они были рукописными, а затем печатными.
Год рождения. В 1996 г. было 7-е, переработанное издание.
Возраст. При относительной молодости достаточно зрел, поскольку переживает седьмую по счету молодость.
Способ построения статьи. Дается заглавное слово, указывается его происхождение (этимология), далее толкуется значение слова.
Особые приметы. Служит справочным пособием для широких масс читателей. В конце словаря даются иностранные слова и выражения, встречающиеся в литературе в латинском написании.

Образец словарной статьи:

ВЕРДИКТ [англ. verdict от лат. vere dictum, букв. верно сказанное] – решение присяжных заседателей в судебном процессе о виновности или невиновности подсудимого.

Выступление ответчика – Словаря иностранных слов:

Леди и джентльмены!
Вот уж действительно: «Si vis pacem, para bellum [си вис пацем, пара бэллум] – если хочешь мира, готовься к войне.
Этот курьез (нелепый случай) нуждается в комментариях (объяснениях). Не думаю, что здесь замешана коррупция (подкуп). Кризис (переломный момент) объясняется конкуренцией (соперничеством). Уважаемый Толковый словарь возомнил себя корифеем (выдающимся деятелем) словарного дела и решил всех остальных скомпрометировать (опорочить).
Мы требуем моральной компенсации (возмещения) за причиненный ущерб и корректировки (исправления) действий нашего коллеги (товарища по работе). Dum spiro, spero (дум спиро, спэро] – пока живу, надеюсь, что справедливость восторжествует.
Dura lex, sed lex [дура лэкс, сэд лэкс] – закон суров, но это закон.

Проведение следственного эксперимента.

Задание 1. «Переведите» выделенные в предложениях слова. Какой словарь вы выберете в помощники?

Терапевт прописал пациенту инъекции. – ... (Врач прописал больному уколы.)
Шофер выявил дефекты в моторе. – ... (Водитель выявил неисправности в двигателе.)
Адвокат привел убедительные аргументы. – ... (Защитник привел убедительные доказательства.)
Спортсмены гордятся своим голкипером. – ... (Игроки гордятся своим вратарем.)

Задание 2. Переведите данные научные термины, воспользовавшись выписанными из словаря значениями международных словообразовательных элементов: фил (любящий), а, ан (без), авто (сам), библио (книга), био (жизнь), графо (пишу), фон (звук), тека (ящик), мобил (подвижной), логос (слово, мысль, понятие), моно (один, единый), том (часть), архео (древний). Монархия, библиотека, библиофил, автомобиль, филолог, биология, биография, автобиография, монография, автограф, фонограф, анатомия, атом, фонотека, археология, анархия. Каким словарем вы воспользуетесь?

Задание 3. Напишите как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни, проверьте их значение в словаре: гидро, дром, зоо, мело, термо, эрго, лабор, мемор, прим, хрон, дикт. Какой словарь вы выберете себе в помощники?

Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.

Прокурор: Уважаемые Судьи! Уважаемые Словари! Мы хотели бы услышать, что скажут господа присяжные заседатели!
Вас познакомили в ходе сегодняшнего заседания с позициями, которые занимают истец и ответчики. Вы услышали аргументы защитников уважаемых словарей. Все принимали самое активное участие в проведении следственных экспериментов. Какова ваша точка зрения на конфликт между словарями?

Присяжные заседатели (высказывают свои мнения).

Прокурор (посовещавшись с судьями) объявляет решение: Именем его величества Русского языка считаем конфликт исчерпанным.
Толковому словарю необходимо смириться с наличием в государстве других словарей, каждый из которых выполняет нужную и важную работу. Мы не ставим под сомнение заслуги Толкового словаря, но и труд словарей Синонимов, Антонимов, Фразеологизмов, Иностранных слов заслуживает уважения и почитания. Мы надеемся, что все присутствующие на заседании еще не однажды обратятся к помощи этих словарей и воспользуются их богатейшим материалом.
Мы благодарим словари за то, что они предоставили нам свои словарные статьи, на основании которых мы выносим решение: обвинение Толкового словаря, предъявленное другим лингвистическим словарям, считать необоснованным. Иск отклонить. Самое справедливое решение будет заключаться в том, чтобы сохранить мир, а не разжигать войну. Ссоры нам не нужны. Надеемся, что яблоко раздора сдано в архив и повода для спора не существует. Наш вердикт: словари не виновны! Да здравствуют дружба и согласие, понимание и поддержка!
Да будет так!

Исчерпаны ли виды работы со словарями после проведения одного урока? Конечно, нет. Это только начало пути в мир словарей, в океан слов, собранных в них.

* * *

Есть в русском языке удивительный корень -фил-, пришедший из греческого, что означает «любящий, люблю». С его помощью образуется много слов:

филантропия (люблю + человек) – благотворительность, помощь нуждающимся;
филармония (люблю + гармония) – концертная организация, пропагандирующая высокохудожественные музыкальные произведения;
филателия (люблю + освобождение от оплаты) – коллекционирование и изучение почтовых марок;
философия (люблю + мудрость) – наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления...

Есть еще одно, очень близкое и дорогое нам слово – филология – дословно: любовь к слову. Хотелось бы пожелать всем учителям: постарайтесь, воспитывая будущих математиков, физиков, юристов, рабочих, учителей, врачей, растить их настоящими филологами в самом прямом смысле этого слова, потому что весь мир начинается с любви к слову: В начале было Слово...

Понятие о графике

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, то есть письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и др.

На следующем этапе развития письма – в идеографии – рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак – иероглиф. При таком письме начертания передают не слова, а значения слов (сравнить дорожные знаки как идеограммы: крест – «перекресток», восклицательный знак – «осторожно!», зигзаг – «поворот» и т.д.).

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь расчленяется на звуки, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков – букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями – буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо – звуковое. Однако в нем есть элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, пиктографические знаки (+, - , Х, D и т.д.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы межу словами, кавычки, вопросительный знак и др. Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения слов.

Особенности русской графики

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему:

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буква «эс» может обозначать такие звуки:

[с] – суда, сад

[с’] – сюда, сядь

[з] – сдача, сбор

[з’] – косьба

[ш] – сшить

[ж] – сжать

Значение буквы С в каждом из шести случаев различно: в словах суда, сюда, буква С не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажений слова. В этом случае буква С употреблена в своем основном значении. В остальных случаях буква С выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, сравнить:

сдать – здать, косьба – козьба, сшить – шшить, сжать – жжать.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква О употребляется в главном значении, а в слове дома – во второстепенном значении.

2)второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а)буквы, лишенные звукового значения. Это буквы Ъ и Ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.

б)буквы, обозначающие два звука. Это буквы Е [j], Ё[jо], Ю [jу], Я [jа].

в)буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

3)Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение:

А, О, У, Э, Ы; Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Й.

Так, например, буквы Ч, Ц относятся к числу однозначных, так как буква Ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч], а буква Ц – твердый звук [Ц].

Ко вторым, то есть двузначным буквам относятся:

А)все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

Б)буквы, обозначающие гласные звуки: Е, Ё, Ю, Я.

Например, буква Б может обозначать как твердый, так и мягкий звук - [б] и [б']:

был – бил,

буква Я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого согласного, в других – сочетание [jа], например:

вяз – объять, дядя – яма.

Буква И может обозначать звуки [и], [ы]:

чисто – жир, вид – цинк.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики – именно со слоговым принципом ее. Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог.

Такой слог, то есть сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных.

В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, то есть служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков. Отсутствие отдельных букв компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы А, О, У, Э, Ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы Е, Ё, Ю, Я, И – на мягкость, сравнить:

рад – ряд, мол – мёл, тук – тюк, сэр – сер, был – бил.

Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук.

Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается особой буквой Ь:

банька, верьте, моль, ударь и др.

слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой Й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным, сравнить:

пой – пойте, лей – лейте, весной, слепой и др.

Во всех других положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обознается одной буквой, а именно:

Я - [jа], Ё - [jо], Е - [jэ], Ю - [jу].

Такое значение букв (Е, Ё, Ю, Я) имеет место:

1)в начале слова: яма, ёж, юг, ель;

2)после гласных: моя, моё, мою, поеду;

3)после разделительных знаков Ъ и Ь: объявить – обезьяна, объём – собьём, съезду – устье, предъюбилейный – вьюга.

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, экономия места путем устранения написаний с йотом).

Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа – обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются вопреки слоговому принципу, буквами И, Е, Ё, изредка Ю, Я, сравнить:

ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и др.

После всегда мягких [ч], [ш'] вопреки слоговому принципу, пишутся буквы А, О, У, сравнить:

чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и др.

эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [ш'] – твердых разновидностей.

Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа:

1)написания иноязычных (чаще французских) слов с ЬО вместо Ё, сравнить: бульон – бельём;

2)написания сложносокращенных слов с ЬО, ЬА, ЬУ, ЙУ, сравнить: сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток;

3)написание в начале иноязычных слов ЙО вместо Ё, сравнить: ёж, ёрш – йод, Йоркшир, Нью-Йорк.




Похожие:

Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconУрок гражданственности. Разработка для 5 класса. Устный журнал. Тема: «Быть гражданином». Автор разработки: Иванова Л. С. Урок гражданственности
Прозвучал первый звонок и для вас открылись двери родной школы, но открылись не совсем обычно, потому что сегодня вы впервые переступили...
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconВикторина по произведениям А. С пушкина для начальной и средней школы. До 24. 10
Игровая программа «Библиотека – восьмое чудо света» для начальной и средней школы
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" icon4 урок Классные часы 1 11 классы
Общее собрание и встреча с администрацией и учителями средней и старшей школы для родителей 4 классов
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" icon3. Ознакомление с учебным планом по курсу "Психология" для средней школы
Основной целью данной преддипломной практики является преподавание курса "Психология" ученикам старших классов средней школы
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconКнига для учителя к учебнику по немецкому языку для 7 класса средней школы. М.: Просвещение, 2007. 79с
Например, туристу необходимо найти музей, гостиницу или магазин. На данном уроке использованы все четыре вида речевой деятельности:...
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconУтверждаю Директор школы. Положение об экспертной комиссии Маловской средней общеобразовательной школы
Экспертная комиссия создаётся приказом директора школы, для проведения экспертизы аттестационного материала и определения учебных...
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconПоложение о Совете школы I. Общие положения
Министерства образования Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 69), с п 4 Устава муниципального...
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconАттестатов основной и средней школы и приложений к ним, свидетельств
Программа для автоматизации печати аттестатов основной и средней школы и приложений к ним, свидетельств об окончании коррекционного...
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения -средней общеобразовательной школы села Озёрки для начального общего образования на 2011-2015 уч. Г
Муниципального общеобразовательного учреждения -средней общеобразовательной школы
Урок для средней школы \"Обсудим словари или \" iconУрок для средней школы Жизнь слова
Этот год по указу президента РФ в. В. Путина объявлен Годом русского языка. За тысячелетнюю историю нашей страны именно русский язык...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов