Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр icon

Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр



НазваниеМетодические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр
Дата конвертации17.09.2012
Размер322.47 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации для студентов.

Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной - на каждый семестр:

8 семестр:

Л.р. 1. Современная дифференциация стран мира.

Л.р. 2. Демографический анализ регионов мира.

9 семестр:

Л.р. 3. Мировой ресурсный потенциал

Л.р. 4. Черная и цветная металлургия мира

Л.р. 5. Машиностроение мира

Л.р. 6. Химическая промышленность мира.

Л.р. 7. Агропромышленный комплекс мира

Л.р. 8. Транспортная система мира

10 семестр:

Л.р. 9. Экономико-географический обзор стран Европы.

Л.р. 10. Экономико-географический обзор стран Азии.

Л.р. 11. Экономико-географический обзор стран Америки.

Л.р. 12. Экономико-географический обзор стран Африки, Австралии и Океании.

Особенности выполнения лабораторных работ.

Все задания выполняются в тетради с помощью авторучки, карандашей и др. канц. принадлежностей.

Использование (в том числе приклеивание в тетрадь) напечатанных на компьютере текстов, таблиц и карт из атласов не разрешается.

После выставления оценки (зачет, экзамен) лабораторные работы остаются у студента и могут быть использованы в преподавательской деятельности.

^ Форматирование текста лабораторных работ в 2-колонки и мелким шрифтом (+ множество сокращений) определяется необходимостью размножать эти листы для всех студентов.


Лабораторная работа 1.Современная дифференциация стран мира.

№ 1. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Зад. 1. Отметить на контурной карте границы регионов:

ЕВРОПА Северная, Центральная, Южная, Восточная.

АЗИЯ Ближний Восток, Южная, Восточная, Центральная, Юго-восточная, Юго-Западная, Средняя Азия

АМЕРИКА Северная, Латинская, Карибский бассейн, Центральная.

АФРИКА Северная, Западная, Восточная, Центральная, Южная.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ. Меланезия, Микронезия, Полинезия

^ Зад. 2. В виде таблицы (страна, территория)составить список 10 крупнейших по размерам территории стран.

Зад. 3. Охарактеризуйте влияние соседского положения на экономическое развитие государства. Приведите примеры влияние ЭГП на формирование экономики государства.

Зад. 4. Выпишите страны мира имеющие внутриконтинентальное географическое положение.

№ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.

Зад. 5.
В виде таблицы (территория, регион, юрисдикция) составить список из не менее 10 владений (несуверенных территорий) и их юридическую принадлежность. (в т.ч. Гибралтар (Вб.), Аомынь, (Прт.) Полинезия (Фр.)).

Зад. 6. Обозначьте на контурной карте мира страны мира с монархической формой управлениям теократические, конституционные, абсолютные).

Зад. 7. Обозначьте на контурной карте страны мира с федеративным государственным устройством.

Зад. 8. Приведите примеры парламентских и президентских республик. Выявите основные отличия между президентскими и парламентскими республиками. тыс.

№ 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН МИРА.

Зад. 9. Выпишите определения терминов валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП).

Зад. 10. В виде таблицы (> 20 тыс.$, > 15 тыс.$, >10 тыс. $, >5тыс.$, >1тыс.$, <1тыс.$, < 0,5 тыс.$) приведите примеры группы стран с различными показателями ВВП на душу населения.

Зад. 11. Выберете три страны с разным типом экономического общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное), имеющие различную структуру ВВП и различную структуру занятости населения. Например: Камбоджа, Китай, США. Оформите структуру в виде диаграмм.

Зад. 12. В виде таблицы (страна, ВВП/год в $, ВВП/год на душу насел. в $,) составить список крупнейших по масштабам экономики стран c величиной ВВП/год более 500 млрд. долларов. Например (1996 г.) США 6785, КНР 3336, Япония 2652 … Бразилия 936 и др.)


Лабораторная работа 2.

^ Демографический анализ регионов мира.


Зад. 1. Динамика численности населения мира по регионам. Постройте кривую численности населения мира. Проанализируйте изменение динамики численности населения. Постройте графики численности населения мира по регионам и произведите сравнительный анализ изменения численности населения за последние 100 лет. Дайте оценку прогнозу изменения прироста населения в регионах на ближайшие годы.

^ Время период Ч-сть в млн. человек

7000 лет до н.э. Неолит 10

2000- // " //- Античная эпоха 50

0 Новая эра 230

1000 Начало новой эры 305

1500 Средневековье 440

1800 Начало нов. Времени 952

1900 Новое время 1656

1950 Новейшее время 2527

1998 Конец 20 века 6000

Ближайшее будущее (прогноз)


Зад. 2. Покажите в виде таблицы изменение доли численности населения отдельных регионов в общей численности населения Земли.( в %) по В.П. Максаковскому. Демографические характеристики регионов (Россия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания) целесообразно показать в виде диаграмм. Проведите сравнительный анализ сравнительных диаграмм.

1900 1950 1980 1990 2000

РФ (СССР), 7,8 7,1 6.0 5,4 4,7

Зар. Европа 17,8 15,5 11,0 9,4 8,3

Зар. Азия 57,4 55,0 58,1 58,7 59,2

Афр. 7,8 8,7 10,8 12,2 14,0

С. Америка 4,9 6,6 5,6 5,3 4,7

Лат. Америка 3,9 6,6 8,0 8,5 8,6

Авс-л и Ок. 0,4 0,5 0,5 0,49 0,5

Зад. 3. Постройте половозрастные пирамиды для З-х групп стран мира из различных экономических групп, (по одной-две стране). Дать сравнительную оценку половозрастных пирамид по различным группам стран. Обосновать различия половозрастных пирамид.

Зад. 4. Выпишите определения терминов: естественный прирост населения; рождаемость; смертность; тип воспроизводства населения (расширенное, простое, ссуженное). Покажите в виде таблицы группы стран с очень высоким (> 30 ‰) , высоким(> 20 ‰) , средним(> 10 ‰) , низким(> 2 ‰) и очень низким(< 2 ‰) приростом населения. Дать обоснование полученным результатам о различиях в естественном приросте населения. Сформулировать сущность теории демографического перехода.

Зад. 5. Выпишите страны (используя справочные материалы) с численностью населения более 100 млн. чел. Выпишите страны мира с численностью населения менее 100 тыс. чел.

Зад. 6. Произведите выборку используя, вспомогательные справочные материалы о странах с самой большой (> 70 лет) и самой низкой продолжительностью жизни населения.

Зад. 7. Выпишите народы мира насчитывающие более 25 млн. жителей.

Зад. 8. Приведите примеры регионов мира с преобладанием мужского, женского населения мира и регионы с равными долями полов.

Зад. 9. Определите среднюю плотность населения Земли, Европы, Северной Америки Латинской Америки, Африки, Австралии, Азии. Определите факторы оказывающие влияние на размещение населения Земли.

Зад. 10. Проанализируйте формы расселения по регионам мира, используя различные демографические справочники. Составьте круговые диаграммы городского и сельского населения по регионам мира.

Лабораторная работы 3. Мировой ресурсный потенциал

^ МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Зад. 1. Дать оценку ресурсообеспеченности по наиболее важным группам полезных ископаемых (П.И.)

Виды

полезных

ископаемых

Обеспеченность,


Общегеологические

запасы,

(лет)


Разведанные

запасы

Уголь

Нефть

Природный газ

Железные руды

> 3000

130

 200

400

240

50

65

150

Зад. 2. Примеры стран бедных ресурсами, но достигшими высокого уровня экономического и социального развития. На базе каких ресурсов строится экономка этих стран?

Зад. 3. Нанесите на к/к и выполните в виде таблицы крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Топливные ресурсы (уголь, нефть, природный газ, урановые руды) Металлические руды (черные и тугоплавкие, цветные и легкие, благородные) Нерудные п. и. (фосфориты, калийные соли, графит, алмазы, сера)

Группа ресурсов

Регион (страна)

Назв. месторождения










^ АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Зад. 4. Постройте столбчатую диаграмму структуры земельного фонда мира.

Земли

Площадь млн га

% к миру










Зад. 5. Нанесите на к/к столбчатые диаграммы распределения мирового земельного фонда по крупным регионам

Регион

Общая земельная площадь (млн км2)

На душу населения










ВОДНЫЕ, ЛЕСНЫЕ, РЕКРЕАЦИОННЫЕ и РЕСУРСЫ М/ ОКЕАНА

Зад. 6. Охарактеризуйте степень обеспеченности мира пресной водой.

Зад. 7. Составьте картограмму (на к/к) обеспеченность регионов мира лесными ресурсами. Рассчитайте обеспеченность на 1 чел/га.

Зад. 8. Отметьте на к/к регионы благоприятные для развития туризма. Какие критерии лежат в основе выделения рекреационных районов.

Зад. 9. Перечислите группы ресурсов извлекаемых из мирового океана. Отметьте на к/к районы морского рыболовства и места добычи п.и. на морском шельфе.


Лабораторная работы 4. ^ Черная и цветная металлургия мира

Зад. 1. Использую учебники по эконом. географии основам промышленного пр-ва дайте определение понятию - металлургия. Какие исходные, сопутствующие компоненты необходимы для организации металлургического пр-ва. Какие технологические процессы задействованы при выплавке металла

Зад. 2. В виде блок-схемы представить технологическую цепочку металлургии полного цикла и передельной металлургии.

^ ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Зад. 3. Какие п.и. пригодны для металлургического пр-ва, перечислите исходное сырье для черной металлургии. Каково содержание Fe в железной руде. Сколько руды требуется для пр-ва 1 тонны чугуна и, стали.

Зад. 4. Продолжите таблицу

Железные руды.

Легирующие металлы

Вспомогательные компоненты металлургии

Магнетит

Гематит ….

Никель

Хром …

Природный газ

Кокс…

Зад. 5. На к/к нанесите крупнейшие районы и бассейны залегания железной руды. (Название, запасы, % Fe в руде) Назовите главных экспортеров и импортеров железной руды. Какая часть общей добычи направляется на экспорт.

Басс. Хамерсли (Австралия) (11,7 млрд т. 62 %)

Р-н "Железорудный треугольник"(Бразилия) (6,0 млрд т. 62 %)

Р-н Каражас (Бразилия) (5,0 млрд т. 67 %)

Месаби-Рейндж (США) (5,0 млрд т. 37-61 %)

Басc. Кэрол-Лейк (Канада) (2,7 млрд т. 38 %)

Р-н Сингхбум (Индия) (2,0 млрд т. 60 %)

Басс. Симен (ЮАР) (1,3 млрд т. 64 %)

Басс. Лотарингский (Франция) (2,1 млрд т. 32 %)

Р-н Истеон Днидейль (Австралия) (1,4 млрд т. 57 %)

Р-н Кноунавааое (Швеция) (1,8 млрд т. 49 %)

Р-н Урукум (Бразилия) (4,0 млрд т. 56 %)

Зад. 6. В виде таблицы представьте первую десятку стран мира по выплавке чугуна и стали.

место

Страна

Чугун

(млн. тонн)

Сталь

(млн. тонн)

Экспорт

млрд. $

Импорт

млрд. $

Зад. 7. Выявите и перечислите главные металлургические районы мира (не менее 10): 1. Чикагский р-н (США) 2. Верхне-Силезский р-н (Польша) 3. Токийский (Япония)….

Зад. 8. Какую конечную продукцию производят предприятия черной металлургии. Каково ее основное предназначение. Почему выплавка чугуна и стали в мире сокращается.

^ ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Зад. 9. Дайте классификацию руд цветных металлов. Каково содержание полезного компонента в руде. Какие технологические стадии включает в себя производство цветных металлов. Какова специфика размещения металлургических предприятий цветной металлургии. Изобразите схематически технологическою цепочку производства цветных металлов. Какие отрасли промышленности особенно нуждаются в цветных металлах. Зад. 10. На к/к обозначьте крупнейшие, мировые месторождения: бокситов, меди, олова, свинца, полиметаллических руд, золота, серебра, платины, редкоземельных металлов.

Зад. 11. Какие страны мира ориентируются на собственную сырьевую базу, какие на привозное сырье

Продолжите таблицу (по 10 стран).

Ориентированы в основном на собственную сырьевую базу

Ориентированы в основном или полностью на привозное сырье




Россия…

Япония…

Зад. 12. Определите первую десятку стран мира по производству: алюминия, меди, олова, золота.

Зад. 13. Какое металлургическое пр-во называется передельным. Какая сырьевая передельной металлургии. Назовите крупнейшие центры передельной металлургии.


Лабораторная работа 5. Машиностроение мира .

Зад. 1. К какой отраслевой группе относится отрасль машиностроения. Почему машиностроение является базовой отраслью для ряда других отраслей хозяйства? Какова. доля машиностроительного комплекса отраслей в развитых и развивающихся странах мира.

Зад. 2. Используя учебник "Основы промышленного производства" и "География мирового хозяйства" дифференцируйте отрасли машиностроения в зависимости от:

а Ресурсной потребности производства

б. Трудоемкости производства

в. Наукоемкости производства

Зад. 3. Какие отрасли включает в себя группа общего машиностроения. Продолжите таблицу.

Название группы

Примеры отраслей

Примеры производств

Тяжелое машиностроение



Станкостроение

….

Станкостроительный завод

….

^ Зад. 4. Дайте характеристику отраслям электроники и электротехники. Какова география этих отраслей.

Зад. 5. На к/к нанесите крупнейшие машиностроительные центры мира

Проведите группировку и классификацию стран и регионов по уровню развития машиностроения.

Таблица. Центры мирового машиностроения (не менее 5 в каждой позиции)

Название отрасли

Страна

Машиностроительный центр

Общее машиностроение

Станкостроение







Электротехника







Транспортное машиностроение

Судостроение







Автомобилестроение







Авиастроение







Зад. 6. Опишите современные тенденции развития отраслей машиностроения. Как изменилась отраслевая и территориальная структура отрасли за последние десятилетие века. Каковы главные сдвиги в географии отрасли.

Зад. 7. Охарактеризуйте первую десятку стран - главных производителей "машиностроительной продукции. Каковы факторы развития отрасли в разных группах стран

Зад. 8. Опишите функции и задачи "Научных парков".

Лабораторная работа 6. Химическая промышленность мира.

Зад. 1. К какой отраслевой группе относится отрасль химической промышленности. Почему химическая промышленность является базовой отраслью для ряда других отраслей хозяйства?

Зад. 2. Какие отрасли включает в себя химическая промышленность

Зад. 3. Дайте характеристику отраслям нефтепереработки и нефтехимии. Какие технологические процессы Какова география этих отраслей.

Зад. 4. На к/к нанесите крупнейшие центра химической промышленности мира

Зад. 5. Проведите группировку и классификацию стран и регионов по уровню развития химических производств.

Таблица. Центры размещения химической промышленности мира(не менее 5 в каждой позиции)

Название отрасли

Страна

Центр

Основная химия

Пр-во кислот (серная, азотная, соляная)







Пр-во щелочей







Калийные удобрения







Фосфорные удобрения







Азотные удобрения







Отрасли нефтехимии и нефтепереработки

Пр-во пластмасс







Пр-во каучука







Пр-во хим. волокон







Зад. 6. Опишите современные тенденции развития отраслей химической промышленности. Как изменилась отраслевая и территориальная структура отрасли за последние десятилетие века. Каковы главные сдвиги в географии отрасли. Охарактеризуйте три модели размещения предприятий отрасли.

Зад. 7. Охарактеризуйте первую десятку стран - главных производителей машиностроительной продукции. Каковы факторы развития отрасли в разных группах стран

Зад. 8. Охарактеризуйте биотехнологическую промышленность

Лабораторная работа 7. Агропромышленный комплекс мира

Зад. 1. Почему АПК относят к межотраслевым комплексам (см. схему)

Заготовка и хранение

Пищевая пром-сть

Легкая пром-сть

Транспорт и торговля

С/х машиностроение

Химическая пром-сть

Подготовка кадров

Научные разработки

Земледелие

Животноводство


Зад. 2 Какие сельскохозяйственные предприятия и предприятия, обеспечивающие работу, транспортировку, хранение и переработку продукции, входят в состав АПК

Зад. 3 Какие природные факторы определяют отраслевой состав сельского хоз-ва. Приведите примеры в виде таблицы по основным группам: ЖИВОТНОВОДСТВО (Крупный рогатый скот: молочное, мясное, мясомолочное, молочно-мясное животноводство; свиньи, овцы, козы, лошади, домашняя птица) ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (Зерновые культуры - Обычные хлеба: пшеница, рожь, ячмень, овес. Просовидные хлеба: рис, кукуруза (маис), просо, сорго Технические культуры - Сахараносы: сах. свекла, тростник, Масличные подсолнечник, рапс, маслины (оливы), арахис, масличная пальма, кокосовая пальма, Тонизирующие культуры - чай, кофе, какао Цитрусовые культуры, Картофель, овощные культуры Волокнистые культуры - хлопчатник, лен, джут и др.

Животноводство

Факторы

Земледелие

Факторы

Крупный рогатый

скот:

Молочное…




Зерновые культуры

Обычные хлеба:

Пшеница…




Зад. 4 Дайте определение понятий экстенсивное и интенсивное ведение сельского хозяйства. Какие процессы интенсификации вам известны. Пользуясь данными о типологии мирового сельского хозяйства определите тип сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах мира.

А. Развитое товарное сельское хозяйство

1. Пастбищное животноводство (ранчо).

2. Пастбищное животноводство.

3. Экстенсивное земледелие парового и залежного типа.

4. Экстенсивное земледелие парового и залежного типа с пастбищным животноводство-ч.

5. Интенсивное земледелие с плодосменными севооборотами: а) неорошаемое. б) орошаемое.

6. Садоводство

7. Огородничество.

7. Интенсивное животноводство на полевом кормодобывании.

8. Потребительское традиционное сельское хозяйство:

9. Собирательство, охота, рыболовство, незначительное земледелие.

10. Кочевое и полукочевое скотоводство.

11. Пастбищное животноводство.

12. Мотыжное земледелие: а) подсечное залежное ; б) неорошаемое;

в) орошаемое.

13. Плужное земледелие : а* неорошаемое (со слаборазвитым или развитым продуктивным животноводством),

6) орошаемое.

Зад. 5 Рассмотрите карту (в учебнике В. П. Максаковского «Географическая картина мира» стр. 209) «Главные сельскохозяйственные районы мира)» заполните таблицу.

Регионы

Вторая культура

Первая культура

Основные страны производители первой по значению культуры

С. Америка

С. Америка

Европа

Африка

ЮЗ Азия

Ю. Азия

ЮВ Азия

В. Азия

Австралия

Океания

Россия

кукуруза

пшеница

ячмень

сорго

ячмень

пшеница

кукуруза

рис

ячмень

сах. трост.

ячмень







Зад. 6 Охарактеризуйте преобразования сельского хозяйства некоторых развивающихся стран («Зеленые революции») какое значение они имели. Назовите страны которые провели или проводят в настоящее время реформирование с/хозяйства.

^ Зад. 7 Перечислите главнейшие технические культуры мира. (культуры - страна производители)

Зад. 8 Охарактеризуйте отрасли животноводства. Каковы отличительные признаки животноводческих отраслей развитого и развивающегося мира.

Зад. 9 На к/к нанесите:

а) Главные пояса выращивания зерновых культур

б) Главные районы выращивания тонизирующих культур.

в) Пояса овощных культур и корнеплодов

г) Ареалы масличных культур

д) Сварного тростника и сахарной свеклы

е) Молочного и мясного животноводства.

ж) мирового рыболовства.

Лабораторная работа 8. ^ Транспортная система мира

Зад. 1. Используя статистические материалы, определите протяженность транспортной сети мира по видам транспорта.

Вид транспорта

Протяженность в тыс км.







Зад. 2. Определите долю грузооборота и пассажирооборота по каждому виду транспорта в структуре транспортных перевозок мира

Вид транспорта

Доля в грузообороте

Доля в пассажирообороте










Зад. 3. Дайте оценку густоты транспортной сети в развитых и развивающихся странах мира. Выпишите страны, не имеющие на своей территории железных дорог.

Зад. 4. Выпишите первую десятку стран мира по тоннажу морского флота. Какие основные направления мирового линейного судоходства. Перечислите крупнейшие мировые порты.

Зад. 5. На к/к показать по видам транспорта основные направление грузопотоков, главные транспортные узлы.

Лабораторная работа №9

^ Экономико-географический обзор стран Европы.

Задание 1. На контурную карту Европейского региона нанесите субрегиональное деление Европы. Цветовой гаммой выделите границы субрегионов: Южной, Центральной, Северной и Восточной Европы. Сделайте вывод: в чем по Вашему мнению заключается проблема регионального деления Европы?

Задание 2. Используя справочную литературу заполните таблицу со столбцами : государство— столица— площадь — население — гос. строй — ВВП на душу нас. — принадлежность к экономической группе

● Охарактеризуйте политическую карту европейского региона. Выпишите государства, имеющие федеративное устройство, монархическую форму управления, не имеющие определенного территориального статуса.

● Назовите страны, имеющие смешанную форму государственного устройства (например, монархическую и республиканскую)

● Сгруппируйте страны Европы по площади занимаемой территории: А- до 50 тыс. км2; Б- от 50 тыс. км2 до 100 тыс. км2; В- от 100 тыс. км2 до 500 тыс. км2 ; Г- свыше 1 млн. км2 .

● Сгруппируйте страны Европы по численности населения: А. до 10 млн. чел.; Б- от 10 млн. до 3О млн. чел.; В- от 3О млн. до 50 млн. чел.; Г- свыше 50 млн. человек

● Дифференцируйте страны Европы по уровню урбанизации: А. до 50 % ........ ..... Б. Свыше 50 %.......-.

● Охарактеризуйте социально-экономическую дифференциацию стран Европы. Какие экономические группы стран можно выделить в европейском регионе.

Задание 3. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Европейском регионе.

● Определите средние демографические показатели для стран Европы: А. рождаемость (в промилле), Б. смертность, В. тип воспроизводства населения, Г. среднюю продолжительность жизни, Д. уровень урбанизации европейского региона в целом и субрегионов Европы, Е. главные направления миграционных потоков.

● Какая демографическая и миграционная политика проводится странами Европы для регулировании численности населения.

● Перечислите основные религии Европейского региона.

Задание 4. Выпишите основные языковые семьи и группы, а также крупнейшие народы Европы.

Задание 5. Найдите на карте города миллионеры Европы и впишите их в соответствующие столбцы таблицы. А. Расположенные на морских побережьях - Копенгаген и др.; Б. В устьях (эстуариях) рек - Глазго и др.; В. Вдали от морей на судоходных реках и каналах - Манчестер и др.; Г. Вдали от морей - Бирмингем и др.

Задание 6. Приведите примеры государств с однонациональным, многонациональным составом населения, стран с преобладанием одной нации, но при наличии достаточно крупных иноэтнических групп и двунациональных государств.

Задание 7. Дайте оценку природно-ресурсного потенциала европейского региона, основных групп минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности.

● Какие закономерности в размещении полезных ископаемых можно проследить в европейском регионе.

● Назовите районы нового ресурсного освоения.

● Какие ресурсы страны Европы экспортируют, импортируют - назовите страны экспортирующие минеральные ресурсы, обозначьте основные маршруты импорта полезных ископаемых.

Задание 8. Напротив каждой ресурсной группы отметьте размеры запасов и названия государств на чьей территории находится данный ресурс: 1. Нефть и природный газ; 2. Каменный уголь; 3. Бурый уголь; 4. Железная руда; 5. Руды цветных металлов; 6. Горно-химическое сырье.

Примечание: +++ очень большие запасы. ++ значительные. + незначительные, отсутствие запасов.

Задание 9. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых Европы. Какие основные способы добычи и транспортировки минерального сырья применяются странами Европы для удовлетворения ресурсных потребностей.

Задание 10. Пользуясь экономической картой атласа, определите главные отрасли хозяйства Европы. Выделите главнейшие Центры: 1. Машиностроения... 2. Химической... 3. Топливно-энергетического комплекса... 4. Легкой и пищевой промышленности...

● Назовите города - крупнейшие промышленные центры Европы. Приведите примеры ориентации центров промышленности на собственное и импортируемое минеральное сырье.

● Дайте определение портово-промышленным комплексам.

● На контурной карте Европы обозначьте крупнейшие промышленные центры с указанием специализации.

Задание 11. На контурной карте отметьте границы «Центральной оси развития», высокоразвитых, старо-промышленных, отсталых аграрных районов, районов нового освоения Европы.

Задание 12. В чем, по Вашему мнению, заключается различие между «среднеевропейским» и «южно-европейским» типами сельского хозяйства. С помощью агроклиматической карты определите: в каких поясах находятся страны Центральной, Южной, Северной и Восточной Европы. Какие показатели суммы температур и влажности им соответствуют.

Задание 13. Дайте оценку развития транспортной сети стран (протяженность, густота, конфигурация) Европы. Какие виды транспорта в структуре перевозок являются главенствующими. Назовите крупнейшие меридиональные и широтные полосы транспортных магистралей.

Задание 14. Дайте оценку рекреационным возможностям европейского региона. Назовите основные центры рекреации и туризма в Европе. Перечислите некоторые культурно-исторические достопримечательности стран Европы имеющие всемирную известность.

Лабораторная работа №10

^ Экономико-географический обзор стран Азии.

Задание 1. На к/к Мира нанесите субрегиональное деление Азии: Цветовой гаммой выделите границы субрегионов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Задание 2. Выделите историко-географические регионы: Ближний Восток, Средний Восток, Среднюю Азию, Центральную Азию, Ближний Восток и Исламский мир (включая страны Северной Африки) Сделайте вывод: в чем, по Вашему мнению, заключается проблема регионального деления Азии?

Задание 3. Используя справочную литературу заполните таблицу со столбцами : государство— столица— площадь — население — гос. строй — ВВП на душу нас. — принадлежность к экономической группе

● Охарактеризуйте политическую карту Азии. Выпишите государства имеющие федеративное устройство, монархическую форму управления, теократические монархии, не имеющие определенного территориального статуса.

● Назовите страны, имеющие смешанную форму государственного устройства (например, монархическую и республиканскую)

● Сгруппируйте страны Азии по площади занимаемой территории: А- до 50 тыс. км2; Б- от 50 тыс. км2 до 100 тыс. км2; В- от 100 тыс. км2 до 500 тыс. км2 ; Г- свыше 1 млн. км2

● Сгруппируйте страны Азии по численности населения: А- до 10 млн. чел.; Б- от 10 млн. до 3О млн. чел.; В- от 3О млн. до 50 млн. чел.; Г- свыше 50 млн. человек

● Дифференцируйте страны Азии по уровню урбанизации: А. до 50 %............. Б. Свыше 50 %.......-.

● Охарактеризуйте социально-экономическую дифференциацию стран Азии. Какие экономические группы стран можно выделить в азиатском регионе.

Задание 4. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Азиатском регионе.

● Определите средние и предельные демографические показатели для стран ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии: А. рождаемость (в промилле), Б. смертность, В. тип воспроизводства населения, Г. среднюю продолжительность жизни, Д. уровень урбанизации Азиатского региона в целом и субрегионов Азии, Е. главные направления миграционных потоков.

● Какая демографическая и миграционная политика проводится в ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии для регулировании численности населения.

● Перечислите основные религии Азиатского региона .

● Выпишите основные языковые семьи и группы, а также крупнейшие (20)народы Азии.

Задание 5. Историко-географические этапы политического и социально-экономического развития Азии:

● Древнейшие цивилизации Азии

● Период колониального и зависимого развития стран, их место в МГРТ;

● развитие после второй мировой войны; образование социалистических государств; другие модели развития.

Задание 6. Приведите примеры государств с однонациональным, многонациональным составом населения, стран с преобладанием одной нации, но при наличии достаточно крупных иноэтнических групп и двунациональных государств; коротко охарактеризуйте современные межэтнические конфликты в ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии,

Задание 7. Дайте оценку природно-ресурсного потенциала Азиатского региона, основных групп минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности.

● Какие закономерности в размещении полезных ископаемых можно проследить в Азиатском регионе.

● Назовите районы нового ресурсного освоения.

● Какие ресурсы страны ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии экспортируют, импортируют - назовите страны экспортирующие минеральные ресурсы, обозначьте основные маршруты импорта полезных ископаемых.

Задание 8. Напротив каждой ресурсной группы отметьте размеры запасов и названия государств на чьей территории находится данный ресурс: 1. Нефть и природный газ; 2. Каменный и бурый уголь; 3. Железная руда; 4. Руды цветных металлов; 5. Горно-химическое сырье.

Примечание: +++ очень большие запасы. ++ значительные. + незначительные, отсутствие запасов.

Задание 9. Нанесите на к/к месторождения полезных ископаемых ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии. Какие основные способы а) добычи и б) транспортировки минерального сырья применяются странами Азии для удовлетворения ресурсных потребностей.

Задание 10. Пользуясь экономической картой атласа определите главные отрасли хозяйства ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии. Выделите главнейшие Центры: 1. Машиностроения; 2. Химической; 3. Топливно-энергетического комплекса; 4. Легкой и пищевой пром-сти.

● Назовите города - крупнейшие промышленные центры ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии. Приведите примеры ориентации центров промышленности на собственное и импортируемое минеральное сырье.

● Укажите на к/к крупнейшие портово-промышленные комплексы Азиатско-Тихоокеанского региона.

● На к/к Азии обозначьте самые известные свободные экономические зоны (СЭЗ) с указанием специализации.

Задание 11. На к/к отметьте границы аграрных районов ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии. Укажите основные отрасли специализации сельского хозяйства в этих районах.

Задание 12. В чем по Вашему мнению заключается различие между основными типами сельского хозяйства . С помощью агроклиматической карты определите в каких поясах находятся страны ЮЗ, Ю, ЮВА. и Вост. Азии. Какие показатели суммы температур и влажности им соответствуют.

Задание 13. Дайте оценку развития транспортной сети стран (протяженность, густота, конфигурация) Азии. Какие виды транспорта в структуре перевозок являются главенствующими. Назовите крупнейшие меридиональные и широтные полосы транспортных магистралей.

Задание 14. Дайте оценку рекреационным возможностям Азиатского региона. Назовите основные центры рекреации и туризма в Азии. Перечислите некоторые культурно-исторические достопримечательности стран Азии имеющие всемирную известность.

^ Лабораторная работа №11

Экономико-географический обзор стран Америки.

Задание 1. На к/к Мира нанесите субрегиональное деление Америки: Цветовой гаммой выделите границы субрегионов: Северной Америки (США и Канада), Вест-Индии, Центральной Америки и Южной Америки, Латинской Америки, Андские страны, страны входящие в экономические союзы Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ).

Задание 2.

● Выделите историко-географические регионы США. Выделите Солнечный и Снежный пояса в США. Выделите районы сельскохозяйственной специализации (пояса) и экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад (Северный центр), Юг и Запад в США с указанием значками полезных ископаемых. Выделите мегалополисы США.

● Выделите франко и англоязычные провинции Канады. Выделите экономические районы Канады: Южные районы, Степной, 3 части Канадского Севера с указанием значками полезных ископаемых.

● Выделите главные экономические районы (Максаковский, часть II, рис 166) Латинской Америки: промышленные - Большой Мехико, Большой Сан-Паулу, Большой Буэнос-Айрес и др., с указанием специализации (горнорудные, нефтегазодобывающие и т.п.), и сельскохозяйственные (сахарный тростник, кофе, зерно и др.).

Сделайте вывод: в чем, по Вашему мнению, заключаются особенности регионального деления Северной Америки?

Задание 3. Используя справочную литературу заполните таблицу со столбцами : государство— столица— площадь — население — гос. строй — ВВП на душу нас. — принадлежность к экономической группе

● Охарактеризуйте политическую карту Америки. Выпишите государства имеющие федеративное устройство, спорные территории и владения.

● Сгруппируйте страны Америки по численности населения: А - до 10 млн. чел.; Б- от 10 млн. до 3О млн. чел.; В- от 3О млн. до 50 млн. чел.; Г- свыше 50 млн. человек

Задание 4. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Северной и Латинской Америке регионе.

● Определите средние и предельные демографические показатели А. рождаемость (в промилле), Б. смертность, В. тип воспроизводства населения, Г. среднюю продолжительность жизни, Д. уровень урбанизации в Северной и Латинской Америки, Е. главные направления (внутренних и внешних ) миграционных потоков.

● Основные религиозные конфессии в Америке .

Задание 5. Выпишите основные языковые семьи и группы, а также крупнейшие народы Америки. Приведите примеры государств с однонациональным, многонациональным составом населения, стран с преобладанием одной нации, но при наличии достаточно крупных иноэтнических групп и двунациональных государств; коротко охарактеризуйте современные межэтнические конфликты

Задание 6. Коротко охарактеризуйте историко-географические этапы политического и социально-экономического развития Сев. Америки:

● Первые европейские колонии в Америке; специализация севера и юга, ввоз негров-рабов;

● Войны 1776-1783; 1861-1865;

● Расширение территории, "золотая лихорадка";

● развитие с конца XIX в.; кризис 30-х годов, развитие после 2 мировой войны.

● Внутренняя и внешняя политика США в 90-е г. XX в., начала XXI в.

Задание 7. Дайте оценку природно-ресурсного потенциала Америки в целом, основных групп минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности.

● Какие закономерности в размещении полезных ископаемых можно проследить в Северной и Латинской Америке.

● Назовите районы нового ресурсного освоения.

Какие ресурсы страны Северной и Латинской Америки экспортируют, импортируют - назовите страны экспортирующие минеральные ресурсы, обозначьте основные маршруты экспорта и импорта пол. ископаемых.

Задание 8. Напротив каждой ресурсной группы отметьте размеры запасов и названия гос-в на чьей территории находится данный ресурс: 1. Нефть и природный газ; 2. Каменный и бурый уголь; 3. Железная руда; 4. Руды цветных металлов; 5. Горно-химическое сырье.

Примечание: +++ очень большие запасы. ++ значительные. + незначительные, отсутствие запасов.

Задание 9. Нанесите на к/к месторождения полезных ископаемых Северной и Латинской Америки. Какие основные способы а) добычи и б) транспортировки минерального сырья применяются странами Америки для удовлетворения ресурсных потребностей.

Задание 10. Пользуясь экономической картой атласа определите главные отрасли хозяйства в каждой из стран Северной и Латинской Америки. Выделите главнейшие Центры: 1. Машиностроения; 2. Химической; 3. Топливно-энергетического комплекса; 4. Легкой и пищевой промышленности

● Приведите примеры ориентации центров промышленности на собственное и импортируемое минеральное сырье.

● Укажите на к/к крупнейшие портово-промышленные комплексы на Атлантическом и Тихоокеанском побережье.

● На к/к Северной и Латинской Америки обозначьте самые известные свободные экономические зоны (СЭЗ) с указанием специализации.

Задание 11. Дайте оценку развития транспортной сети стран (протяженность, густота, конфигурация) Северной и Латинской Америки. Какие виды транспорта в структуре перевозок являются главенствующими. Назовите крупнейшие меридиональные и широтные полосы транспортных магистралей.

^ Лабораторная работа №12

Экономико-географический обзор стран Африки, Австралии и Океании.

Задание 1. На к/к мира цветовой гаммой выделите границы субрегионы Африки (сев., зап., центр, вост., южн., «пояс голода» )Австралии и Океании (Меланезия, Микронезия и Полинезия).

Задание 2.

● Выделите по странам-метрополиям колониальные владения Африки (до 1939 г.). Австралии и Океании (на конец 20 в.).

● Выделите главные экономические районы Африки. Сделайте вывод: в чем, по Вашему мнению, заключаются особенности регионального деления Африки? Дайте характеристику территориальной структуры хозяйства колониального типа.

Задание 3. Используя справочную литературу заполните таблицу со столбцами : государство— столица— площадь — население — гос. строй — ВВП на душу нас. — принадлежность к экономической группе стран Африки, Австралии и Океании

● Охарактеризуйте политическую карту Африки (в т.ч. причины и особенности границ), Австралии и Океании. Выпишите государства имеющие федеративное устройство, спорные территории и владения, «горячие точки» .

● Сгруппируйте страны Африки по численности населения: А - до 1 млн. чел.; Б- до 5 млн. до 1О млн. чел.; до 2О млн. чел.; В - до 3О млн. Г- свыше 30 млн. человек .

Задание 4. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Африке, Австралии и Океании. Определите средние и предельные демографические показатели А. рождаемость (в промилле), Б. смертность, В. тип воспроизводства населения, Г. среднюю продолжительность жизни, Д. уровень урбанизации в Африке ( пор суб. Регионам) и Австралии, Е. главные направления (внутренних и внешних ) миграционных потоков.

Задание 5. Выпишите основные языковые семьи и группы, а также крупнейшие народы Африки. Приведите примеры государств с однонациональным, многонациональным составом населения, стран с преобладанием одной нации.

Задание 6. Дайте оценку природно-ресурсного потенциала Африки, основных групп минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности.

● Какие закономерности в размещении полезных ископаемых можно проследить в Африке.

● Какие ресурсы и страны Африки экспортируют минеральные ресурсы, обозначьте основные маршруты экспорта пол. ископаемых.

● Нанесите на к/к месторождения полезных ископаемых Африки Австралии и Нов. Зеландии. (нефти, пр. газа, км. угля, Fe , Al, Cu, Au, Ag, Pt, Mn, U, P, и др.

● Нанесите на к/к места производства продукции растениеводства и животноводства Африки Австралии и Нов. Зеландии, выделите экспортные культуры и отрасли животноводства.

Задание 7. Пользуясь экономической картой атласа, определите главные отрасли хозяйства ЮАР, Нигерии, стран Северной Африки, Австралии и Нов. Зеландии.

Литература

Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. М., 2000.

Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Просвещение, 1990. Раздел: «Экономико-географическое положение».

Географический атлас.

Гладкий Ю.Н. , Лавров С.Б. . Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл. М., 1991, 2000, 2003.

Дронов В.П. , Ром В.Я. , Максаковский В.П. . Экономическая и социальная география. Справочные материалы. М., 1994.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира.

Максаковский. В.П. Географическая картина мира (в 3-х томах, 1998), ( в 2-х томах, 2003).

Народонаселение. Энциклопедический словарь. 1994.

Родионова И.А Пособие по географии для поступающих в вузы. Страны мира. ЭГХ. М., 1997г.

Страны мира. Справочник. - М., 1996-2004.

Холина. В.Н. География человеческой деятельности. М. 1995, 2001

Холина. В.Н. Бунакова Т.М. География. Пособие для поступающих в вузы М. 1995, 2004.

Экономическая и социальная география зарубежного мира. / Под ред. В.В. Вольского. М., 1998, 2002.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. / Под ред. С.Б. Лаврова. М., 2002.






Похожие:

Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconЭкзаменационные билеты по курсу «Экономическая и социальная география мира» 10 кл. Билет Политическая карта мира. Современная дифференциация стран
Историко-географические этапы взаимодействия природы и общества. Понятие «природопользование»
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconМетодические указания к лабораторным работам для студентов всех специальностей и всех форм обучения
Студенты разных специальностей выполняют различные лабораторные работы, включенные в настоящее издание
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу
Методические указания для самостоятельной работы по курсу «Бухгалтерский финансовый учет» тема «Учет операций по налогообложению...
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconПеречень лабораторных работ для средней школы
За лабораторные работы оценки выставляются в обязательном порядке, за лабораторные опыты оценки выставляются по усмотрению учителя....
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconПеречень лабораторных работ для старшей школы
За лабораторные работы оценки выставляются в обязательном порядке, за лабораторные опыты оценки выставляются по усмотрению учителя....
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по криминологии
«Юриспруденция» предусмотрено написание студентами одной контрольной работы по криминологии. Контрольная работа является частью самостоятельной...
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconМетодические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска
Детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Выделены те группы детей, которые...
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconПрограмм а мониторинга учащихся “группы риска”
Учащиеся “группы риска” – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других...
Методические рекомендации для студентов. Экономическая и социальная география зарубежных стран изучается 3 семестра (8,9, 10), поэтому лабораторные работы можно разделить на три группы, по одной на каждый семестр iconДокументы
1. /Межд_Право/01/ВЭД_билеты/1-10.DOC
2. /Межд_Право/01/ВЭД_билеты/10-20.DOC
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов