Забытый приоритет воспитания icon

Забытый приоритет воспитания



НазваниеЗабытый приоритет воспитания
Дата конвертации06.10.2012
Размер86.46 Kb.
ТипДокументы

ЗАБЫТЫЙ ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАНИЯ

Миндель А.Я.- к.п.н., доцент

зав.лабораторией НИИРПО

Зачем мы приходим в школу, колледж? Конечно, за новыми знаниями, за общением, что иногда для ученика еще более важно. Кто-то из классиков педагогики отметил, что родители думают, что дети идут в школу за знаниями, а дети считают, что приходят в школу за общением. При этом ни те, ни другие совершенно не отмечают воспитательную роль образовательного учреждения. Да и как оценить эту роль и сам результат воспитательной работы? Оценку за воспитанность не ставят, на второй год за невоспитанность не оставляют! Однако, именно воспитательная функция образовательного учреждения, по моему мнению, должна быть приоритетной. «Нолик» воспитания, скромно вставая за «единицей» обучения, превращает ее в «десятку» образовательного процесса. Обучение рождает грамотного специалиста, воспитание делает специалиста полезным для общества человеком.

В последние годы образовательные учреждения самоустранились от решения воспитательных задач. Учитель превратился в лектора-преподавателя, который «начитывает» учебный материал, принимает зачеты и быстро убегает из школы или колледжа, опасаясь встреч вне урока с обучающимися, которых он успел научить, но забыл воспитать. Вторая половина дня, которая раньше считалась временем организованной внеучебной воспитательной работы, теперь может быть занята по новой терминологии и по существу только дополнительным образованием (признаемся не очень востребованным теми, кто в этом больше всего нуждается). В семье тоже не успевают сказать ребенку о том, как надо себя вести с окружающими – устают родители после работы, а кто-то и не знает, что сказать. Телевизор – учит и воспитывает одновременно, только абсолютно не тому и не так, однако эти, в большинстве своем, вредные для юного человека знания, воспринимаются детьми с интересом и усваиваются прочно. Поэтому мы трудно находим общий язык со своими детьми, отходим в сторону в общественных местах, сторонясь сквернословия и агрессивности чужих детей, и с ностальгией вспоминаем то недавнее время, когда учитель был авторитетом, приличное поведение детей нормой, труд – доблестью.

Что же мешает педагогу быть воспитателем в наше время в отдельно взятом столичном городе, превратившимся на наших глазах в мегаполис с разноязычным населением?

Начнем со школы. В городе их примерно полторы тысячи. Как современная школа воспринимается большинством москвичей? Большие светлые здания, огороженные высокими заборами, с охраной, бесплатным питанием для детей из малообеспеченных семей, компьютерами, тренажерами, курящими за углом учащимися, дорогими зарубежными экскурсиями, выпускными вечерами с культурной программой выпускников Кэмбриджа, дорогими подарками учителям, выпускниками, ориентированными на получение высшего образования за родительский счет, отсеянными неуспевающими недоучками. Это, к сожалению, сегодняшняя оценка. Наши дети проводят в школе 11 лет.
За эти годы они могли бы получить полезные знания по основным учебным дисциплинам, начальные трудовые навыки, сформировать правильное отношение к окружающей природе, обществу, государству, сложить собственные представления о будущей профессии, своем месте в жизни, обрести надежных друзей-сверстников, научиться проявлять уважение к педагогам, родителям, людям труда, проявлять толерантность, выражать преклонение перед подвигом героев, определить собственное мировоззрение на основе приобретенных знаний и традиционных добродетелей. Но для этого с ними должен быть Педагог, обладающий знаниями своего предмета, достойными личностными качествами, имеющий право и возможность занимать детей во внеурочное время полезной содержательной деятельностью, приобщая их к здоровому образу жизни, творчеству, культуре. И такие педагоги, конечно, есть. В городе имеют место примеры классического педагогического мастерства и умелого руководства образовательным учреждением, и такой опыт мог бы транслироваться по всей большой России. Более того, среди выпускников городских школ есть и умные, и воспитанные, и трудолюбивые дети, мотивированные на общественно-полезную деятельность, но их гораздо меньше, чем могло бы быть при активном воспитательном влиянии образовательного учреждения. Ограниченность такого влияния связана, с одной стороны, с обособленностью образовательных учреждений от учреждений других ведомств, занимающихся творческой, культурно-просветительской, спортивной, досугово-воспитательной и иной позитивной деятельностью с обучающимися. С другой стороны, заорганизованностью, политизацией и формализмом общественных форм инициативной деятельности, в основе которой лежит привлечение к участию в различных мероприятиях-помпах, посвященных датам или событиям, с обязательной отчетностью по массовости, возрастам, социальному составу и пр. С третьей стороны, большими организационными трудностями, связанными с проведением воспитательных мероприятий, например, туристской прогулки или однодневного похода. Учителю надо собрать такое количество разрешительных документов, а личная ответственность так высока, что это стало просто не возможным действием при высочайшей воспитательной ценности подобных мероприятий. К счастью, уважаемые читатели, я могу вам назвать конкретных людей, которые вопреки всем, имеющим место проблемам, достойно работают. Елена Юрьевна Поживилова, педагог московской школы № 820 Северного округа города, мать троих детей, ежегодно организует путешествия и экскурсии для своих воспитанников, не забывая при этом учебную работу. Недавно, в канун годовщины Битвы за Москву мы с классом Елены Юрьевны выехали на место подвига летчика Ивана Круглова, защищавшего небо над Москвой и погибшего в неравном воздушном бою в августе 1941 года. Так вот ее ребята не просто навели порядок на лесной могиле героя, а провели большую исследовательскую работу и выяснили многие неизвестные подробности. Можете быть уверены – в душах и сознании этих московских школьников полный порядок. И таких примеров в городе достаточно. Хотите узнать подробнее – поинтересуйтесь на Московской городской станции юных туристов у ее директора Людмилы Петровны Слесаревой или руководителя Центра поисковой работы Светланы Афанасьевны Корниловой.

Посмотрим на наши колледжи. В городе их примерно 100, принимая во внимание недавнюю реорганизацию учреждений начального и среднего профессионального образования, а также отдельные сохранившиеся техникумы. Они очень разные. Одни - сродни ВУЗу, другие – ремесленному училищу. Одни - имеют современное производственное оборудование и ресурсные центры, учебные производства, осуществляющие хозрасчетную деятельность и зарабатывающие дополнительные средства, другие – пользуются на занятиях ноутбуками учащихся, так как в учебных кабинетах нет компьютеров. Одни твердо и надежно трудоустраивают своих выпускников, другие – не могут выполнить план набора на первый курс. При этом основной контингент колледжей составляет очень не простые в педагогическом смысле обучающиеся. Надо отдать должное персоналу колледжей. Они умеют работать и выполняют свою работу очень добросовестно. Зайдите в Строительный колледж № 26 (директор Юрий Петрович Кокорев) – очень трудный контингент обучающихся, много социальных сирот, детей с нарушением интеллектуального развития. И при этом – чистота и порядок в учебном корпусе, постоянный плановый набор первокурсников. И еще одна очень важная составляющая – в районе квартиры всех ветеранов Великой Отечественной войны отремонтированы руками этих самых трудных подростков. Разве это не достойный воспитательный результат?!

Приглашаю Вас, уважаемый читатель, в другой Строительный колледж № 46 к директору Владимиру Александровичу Лебедеву. Много лет обучающиеся колледжа из числа молодых людей со сложной судьбой, объединенны в поисковый отряд «Сыны России» (руководитель Валерий Михайлович Ликунов ). Молодые люди занимаются поиском и захоронением останков погибших в период Великой Отечественной войны советских воинов. Посмотрите на лица и в глаза этих ребят! Наверняка они не будут участниками пьяных драк и сомнительных сборищ молодежи, потому, что заняты достойным делом!

А в другом корпусе этого же колледжа заместитель директора Валентина Васильевна Лунцова организовала обучение трех групп подростков, прекративших обучение в общеобразовательных школах по социальным причинам (малая обеспеченность семьи, неполная семья, отсутствие родительского надзора и др.). Посмотрите на них, вы никогда не поверите, что с этими детьми могли быть проблемы обучения. Никаких прогулов занятий, активность на уроках, интерес к предмету. Что обеспечило такой воспитательный результат – педагогическое мастерство, профессиональная добросовестность, личная ответственность?

Примеры успешной воспитательной работы в колледжах не единичны, но они не систематизированы и незаслуженно отодвинуты на задний план образовательной деятельности. Почему-то считается, что молодежь, обучающаяся в колледжах, во-первых, переросла и не воспринимает воспитательное влияние, во-вторых, очень занята во внеучебное время различными видами трудовой деятельности, в-третьих, сама воспитательная работа не очень обязательна для колледжа. Однако такой подход не правомерен, потому, что практическое общение с обучающимися колледжей в рамках выездных мероприятий убеждает в том, что они восприимчивы к воспитательному влиянию. В чем выражается, как правило, плохое воспитание в восприятии обычного человека - в проявлении грубости, немотивированной агрессивности, нежелании соблюдать установленные или общепринятые нормы поведения? Казалось бы, в условиях неформального общения в полевых лагерях эти проявления должны быть гипертрофированы и подкрепляться демонстрацией таких вредных, но популярных в молодежной среде привычек, как сквернословие, курение, интерес к употреблению спиртных напитков, вольности в отношениях между юношами и девушками. Это действительно так, если исключить воспитательное влияние, позитивные традиции мероприятия, личную заинтересованность молодых людей быть в команде и добровольность участия. Практический опыт организации молодежных мероприятий при соблюдении вышеизложенных принципов убеждает нас в том, что воспитательное влияние необходимо и позитивно, а его отсутствие только усугубляет негативные тенденции жизнепроявления молодежи.

Особая тема воспитательной работы – это толерантность и общение сверстников в инклюзивных коллективах. Сейчас очень много говорят об инклюзивном образовании, не подозревая о том, сколько сложностей ожидает его организаторов, включая как особые образовательные технологии и методики, так и неготовность лиц с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников с нормальным психофизическим развитием к адекватному взаимовосприятию. Тем значительнее наработанный в колледжах опыт и его общепризнанные лидеры. Первый среди них Николай Дорофеевич Раздобаров, директор Технологического колледжа № 21, где наряду с неслышащими и слабослышащими учащимися и детьми-сиротами обучаются дети со сложными дефектами развития, которые доселе вообще считались необучаемыми. Сергей Павлович Мадилов, директор Политехнического колледжа № 39, единственного в городе, создавшего и инициативно обеспечивающего работу специального отделения - Центра для обучения неслышащих и слабослышащих учащихся, решающего проблему стопроцентного трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Ольга Александровна Колесова, директор Политехнического колледжа № 47 им. В.Г.Федорова, в котором успешно обучают выпускников школ КРО с интеллектуальными нарушениями и создают широко востребованный специальный дидактический материал. Кроме того учащиеся колледжа стажируются в Англии.

Воспитательная составляющая является очень важным элементом инклюзивного образования. Само инклюзивное образование это сложный процесс, требующий от его организаторов знаний предмета обучения, опыта дефектолога, подготовки психолога. Кроме того, нужны особые технологии, обеспечивающие формирование самого коллектива обучающихся с разным психофизическим развитием и хорошо, если будет использован наработанный опыт и методики деятельности инклюзивных коллективов, сложившийся в процессе организации выездных оздоровительно-туристских, культурно-массовых, творческих внеучебных мероприятий. Таким опытом обладают и отдельные образовательные и муниципальные учреждения, и общественные детско-юношеские и молодежные организации, успешная деятельность которых позиционируется на столичных каналах «Доверие. Столица», ВКТ и в других средствах массовой информации.

Полагаю, что мы дожили до того времени, когда надо интегрировать общие усилия различных ведомств, в сфере интересов которых находятся дети, подростки, учащаяся молодежь, включая и тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Вероятно, пора серьезно рассмотреть предложения, инициированные и нашим Научно-исследовательским институтом развития профессионального образования и общественными организациями города. На наш взгляд своевременна организация инновационных социально-педагогических учреждений инклюзивного образования – учебно-воспитательных комплексов, интегрирующих возможности образовательных, социальных, медицинских, досугово-воспитательных учреждений в рамках единой программы деятельности. Мы нашли оптимальное решение проблемы создания в каждом московском дворе досугово-воспитательного клуба. Мы знаем, как обеспечить профессиональную подготовку и деятельность бизнес-инкубатора в шаговой доступности от молодых людей с инвалидностью. Все эти проекты являются составляющими общей инновационной комплексной образовательной технологии с приоритетом воспитательного влияния. Надеемся, что наша научно-исследовательская работа, подкрепленная и апробированная в процессе реализации инициативных социально-значимых проектов будет востребована городом или предложена другим регионам России.

Очень уж хочется жить в окружении воспитанных молодых людей, любящих свое Отечество, способных к труду и заботе о старшем поколении!



Похожие:

Забытый приоритет воспитания icon«Забытый воитель» автор: Зарница Крылышко! Что ты стоишь как «забытый воитель»
Крылышко! Что ты стоишь как «забытый воитель»! Помоги, не видишь, я уже половину мха выронила! – заворчала пёстрая ученица, толкая...
Забытый приоритет воспитания icon2. Деструктивность семейного воспитания разногласия членов семьи по вопросам воспитания

Забытый приоритет воспитания iconНравственное воспитание школьников (методические рекомендации)
Шемшурина А. И. д п н., профессор, зав лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания
Забытый приоритет воспитания iconВопрос 26 Основные концепции воспитания в современной педагогике России
Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на
Забытый приоритет воспитания iconДокументы
1. /Забытый август.doc
Забытый приоритет воспитания iconПриказ №12 "О подготовке празднования 65-летия Победы" в целях патриотического воспитания, формирования активной жизненной позиции, воспитания гордости за свое Отечество
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по вр архипову И. А
Забытый приоритет воспитания icon«Рационализм как гносеологическая категория. Декарт»
Произошла промышленная революция. Сложились новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве. Установился...
Забытый приоритет воспитания iconЛорд Дансени Забытый цилиндр
Сначала он всеми средствами выражает отчаяние, затем новая мысль завладевает им. Входит Рабочий
Забытый приоритет воспитания iconПриоритет логических операций
Согласно определению, таблица истинности логической формулы выражает соответствие между всевозможными наборами значений переменных...
Забытый приоритет воспитания iconПриоритет логических операций
Согласно определению, таблица истинности логической формулы выражает соответствие между всевозможными наборами значений переменных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов