Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка icon

Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка



НазваниеМетодические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка
Дата конвертации06.10.2012
Размер296.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лаборатория профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья


«УТВЕРЖДАЮ»

И.О.директора НИИ РПО д.п.н.,

профессор

______________С.И.Вершинин

«___»__________2009 года


ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И

СОПРОВОЖДЕНИЯ КАРЬЕРЫ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

(Методические рекомендации)


(РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В РАМКАХ ПЛАНА НИИРПО)


Исполнитель: Миндель А.Я.


Заместитель директора

Савина М.С. __________________


Сдано в общий отдел

«___»_________2009г. ___________________(_______________)


Москва 2009

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов


Пояснительная записка


Работа представляет собой сборник авторских материалов, раскрывающих задачи и принципы деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов (далее в тексте «Центра») как инновационного комплексного объекта, обеспечивающего практическое решение проблем социализации инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных личностных возможностей, интересов, профессиональной направленности, территориальной близости к месту проживания.

Наряду с рекомендациями (советами) и предложением методики решения конкретных задач (в тексте выделены курсивом), в работе приведены образцы отдельных документов (положений, договоров), которые могут быть использованы как основа для разработки адресных документов.

Экспериментальная модель Центра реализуется в 2009-2011 годах в районе Вешняки Восточного округа города Москвы как инновационный совместный проект НИИ развития профессионального образования, Региональной детско-юношеской общественной организацией «Образование. Спорт. Реабилитация.» при поддержке муниципалитета и управы района, содействии префектуры ВАО, участии Комитета общественных связей и Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.


^ Актуальность проблемы


2009 год – «Год равных возможностей» привлек общественное внимание к проблемам жизнеобеспечения инвалидов.
С октября 2008 года многочисленные форумы, круглые столы, конференции ставили обсуждение проблем инвалидов во главу угла, однако формат такого рода мероприятий изначально не предусматривает механизма конкретного решения традиционных и вновь выявленных проблем. На большинстве из них присутствуют должностные лица высокого ранга, депутаты, руководители различных структур

Для организаций инвалидов, большинство из которых являются общественными структурами, не следует исходить из двух крайних оценок результативности подобных мероприятий:

  1. ^ Априори считать пустой тратой времени и отказываться от участия;

  2. Возлагать большие надежды на то, что решение насущных проблем состоится немедленно прямо в зале заседания.

Посещать такие мероприятия целесообразно даже с целью расширения круга общения с единомышленниками и коллегами, получения полезной информации (из опыта других или о перспективных тематических «круглых столах», открытых городских мероприятиях, конкурсах).

Кроме того, присутствие на мероприятиях чиновников разного ранга и уровня предоставляет участникам возможность прямых переговоров или публичного заявления о конкретных проблемах. Это ни в коей мере не значит, что эти проблемы будут разрешены, но возможность заявления о них игнорировать не стоит. Участие в мероприятиях (совещаниях, «круглых столах», семинарах, конференциях, форумах) для общественных организаций представляют особый интерес –они не только повышают свой рейтинг, но получают полезную для практической деятельности информацию (статистическую, методическую, экономическую и др.). Кроме того, полезными могут оказаться и раздаточный материал и тематика обсуждаемых вопросов.


Анализируя проблемы инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья их можно разделить на две группы: объективные и субъективные.

1. Объективные:

- отсутствие общественной культуры адекватного восприятия инвалидов;

- не подготовленность городской инфраструктуры для обеспечения безбарьерного доступа инвалидов в места общественного присутствия, учебной и производственной деятельности;

- низкая конкурентоспособность: в абсолютном большинстве случаев человек с ограниченными возможностями здоровья и, особенно, инвалид - как профессионал уступает человеку с нормальным психофизическим развитием;

-ограниченность выбора профессий, соответствующих амбициям молодых людей и не вступающих в противоречие с конкретными нозологиями психофизического развития;

- сокращение объема механического труда, где требуется участие работников с невысокой квалификацией и доступного для освоения лицами с ограниченными психофизическими возможностями;

- изменение в обществе отношения к труду, его социальной значимости на фоне минимизации гражданских обязательств.

2. Субъективные:

- заниженная личностная самооценка инвалидов и неготовность к вступлению в новые общественные отношения по завершению общего образования;

- отсутствие индивидуального коммуникативного опыта вне стен интернатных учреждений или за рамками семейного общения;

- доминирование иждивенческих настроений над активным жизнепроявлением, потребительское отношение к окружающим, воспитанное в предшествующий период жизни, низкая мотивация трудовой деятельности при возможности жить на пособия;

- индивидуальные нарушения психофизического развития, существенно ограничивающие и в нормативном и в объективном порядке возможности социально-трудовой реализации.

Для разрешения проблем объективного характера требуются усилия со стороны общества и реальные действия. Субъективные проблемы являются второочередными по отношению к объективным и реальные условия для их разрешения возникают только в процессе или после разрешения объективных проблем при обязательном условии: должна быть проявлена личная заинтересованность каждого отдельного инвалида. Для того, чтобы этот процесс стимулировать, необходима разработка механизма, который обеспечивает:

- выявление молодых инвалидов, мотивированных к получению профессионального образования и трудовой реализации;

- профессиональную диагностику, построение индивидуальной образовательной траектории;

- помощь в трудоустройстве и сопровождение карьеры в течение первого года работы.

Функционирование такого механизма может обеспечить Центр, инновационная модель которого и предлагается в данном материале. Начнем с определения целей и задач его деятельности.


^ Цели и задачи

Цель:

- Создание реальных условий для полноценного жизнепроявления инвалидов и их творческой, профессиональной, общественной реализации;


Задачи:

- Выявление молодых инвалидов, мотивированных к активному жизнепроявлению, в первую очередь из числа проживающих в районе расположения Центра;

- Организация профессиональной диагностики средствами тестирования, собеседований, профессиональной ориентации, профессиональных проб и разработка индивидуальной траектории профессиональной подготовки и трудовой реализации;

- Осуществление связи с колледжами и службами профессиональной подготовки работодателей и предпринимательских структур;

- Анализ информации центров занятости, потребностей отдельных работодателей и проектирование данной информации на потребности конкретных инвалидов, обратившихся в Центр;

- Обеспечение индивидуальной профессиональной подготовки непосредственно в Центре или средствами дистанционного, в том числе надомного обучения по отдельным специальностям и профессиям (в соответствии с конкретными условиями Центра);

- Популяризация успешного опыта профессиональной подготовки, трудовой реализации и успешности отдельных инвалидов.


Каковы проблемы инвалида детства или любого другого человека, психофизические возможности которого ограничены? Часто родители таких детей остаются один на один с проблемами медицинского наблюдения и реабилитационной помощи, воспитания в дошкольном учреждении, обучения в школе. Это не значит, что нет учреждений, в задачи которых входит решение именно таких вопросов, однако воспользоваться их услугами не так просто:

-во-первых, их недостаточно и зачастую требуются или предварительная запись с долгой очередью или высокая цена услуг даже в государственных учреждениях делает их ограниченно доступными;

-во-вторых, во многих случаях качество услуг оставляет желать лучшего (профессиональное выгорание, равнодушный подход к чужим проблемам, желание получать гонорар как можно дольше и растягивание лечения на годы и пр.);

И такие проблемы с возрастом не уменьшаются. Дошкольный период можно пересидеть дома, родители жертвуют своей профессиональной карьерой и принимают на себя функции и врача, и психолога, и педагога. Общее образование можно получить в интернате или школе надомного обучения. А вот с получением профессии труднее, да и последующее трудоустройство под большим вопросом.

Для оказания помощи семьям детей-инвалидов и нужны альтернативные организации, понимая под альтернативой не противодействие существующей государственной или коммерческой системе, а предложение других форм, другого пути решения проблем.

Именно эту задачу и может решить Центр, как структура, обладающая степенями свободы общественной организации, опирающейся на потенциал государственных учреждений и привлекающий добровольных помощников.


^ Статус Центра – как объекта социального партнерства


Наиболее целесообразным Центр представляется в виде учреждения смежного подчинения или своеобразного соединения в одном объекте: муниципального учреждения, общественной организации и образовательной структуры.

Статус такой структуры в настоящее время юридически не определен, однако именно такая модель способна обеспечить комплексное решение целевых проблем, и является наименее затратной. Поэтому в рамках предлагаемого проекта деятельность Центра будет обеспечена на основе трех(четырех)стороннего договора о сотрудничестве (научное учреждение или колледж, общественная организация, орган муниципального самоуправления) с фиксированными обязательствами долевого участия сторон.


1. Муниципальное учреждение:

- выделяет на условиях социального заказа в безвозмездное пользование для деятельности Центра специальное помещение, обеспечивающего беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, или оказывает содействие в размещении Центра на площади действующего социально-педагогического или культурно-просветительского объекта;

- оказывает содействие в выявлении молодых инвалидов, в первую очередь из числа проживающих в районе, и обеспечивает информационную и возможно материально-техническую поддержку деятельности Центра;


2. Образовательное или научное учреждение:

- обеспечивает Центр специалистами-консультантами, орг.техникой и другим специальным оборудованием, программным продуктом;

- осуществляет связь с учреждениями профессионального образования;

- обеспечивает решение вопросов профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки, профессиональных проб, прохождения практики или стажировки на учебном производстве, в ресурсном центре с функциями бизнес-инкубатора.


3. Общественная организация:

- обеспечивает привлечение волонтеров для работы с инвалидами, нуждающимися в особой заботе и сопровождении;

- осуществляет связь с общественными организациями инвалидов и службами занятости;

- занимается привлечением целевых средств и спонсорской помощи.


^ Решение организационных вопросов сотрудничества невозможно, если для них не подготовлена база. В нашем конкретном случае в предшествующий десятилетний период:

- организована на территории района Вешняки деятельность Региональной детско-юношеской общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация.», получившей признание в районе, округе и городе, как деятельная структура, обеспечивающая на безвозмездной основе досугово-воспитательную профессионально-ориентированную работу с учащимися, включая детей и подростков, юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья;

-Управа и муниципалитет района Вешняки выделили для деятельности организации помещение на первом этаже жилого дома, площадью 230 кв.м, которое используется с 1999 года для практической работы с учащимися по авторским программам, получающим ежегодно на конкурсной основе гранты Правительства города Москвы;

- Префектура ВАО города Москвы обеспечила за счет целевых средств оборудование отдельного входа с пандусом и переоборудование части помещений для беспрепятственного доступа инвалидов ( в настоящее время работы продолжаются);

-НИИ развития профессионального образования осуществляет научную разработку технологий профессиональной диагностики, профессиональной ориентации и сопровождения карьеры инвалидов, которая будет реализована во вновь создаваемом Центре при научном сопровождении института;

- Колледжи города Москвы имеют практический опыт профессионального обучения инвалидов и заинтересованность в расширении круга обучающихся;

-Торгово-промышленная палата готова оказать содействие в предпринимательской подготовке инвалидов с сохранным интеллектом;

- Комитет общественных связей и Департамент семейной и молодежной политики города Москвы готовы продолжать сотрудничество;

-Сформирована группа молодых инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с которыми уже начата работа по программам Центра.

Перечисление вышеприведенных оснований может рассматриваться как набор необходимых условий для организации деятельности подобных центров на других площадках. Особо обращаем внимание на то, что инициаторам деятельности, кем бы они ни были (инвалидами, родителями детей-инвалидов, представителями государственных или общественных организаций) не надо решать вопросы организации Цента путем предъявления требований. Следует:

- во-первых, заслужить признание своей деятельности;

- во-вторых, привлечь партнеров и союзников путем доброжелательных, но убедительных (аргументированных) переговоров;

- в-третьих, иметь реальный материально-технический, кадровый, программно-методический ресурс.

Содержание деятельности Центра


Центр осуществляет свою деятельность на постоянной основе как общественно-государственное учреждение – общественная инициатива и социальная значимость его организации реализуется в форме плановой деятельности ежедневно функционирующего учреждения.

Центр обеспечивает условия:

- проведения компьютерной диагностики, собеседований и консультаций психологов (как очных, так и средствами дистанционного контакта) и содействия в выборе профессии и места обучения;

- демонстрации учебного оборудования для освоения предлагаемых профессий или переадресации для первого ознакомления в колледжи или Информационно-аналитический центр Департамента образования города Москвы;

- неформального общения инвалидов в инклюзивных коллективах и организации совместного досуга, в том числе на выездных мероприятиях;

- контакта с колледжами, службами занятости, структурами подготовки кадров работодателей;

- сопровождения процесса обучения, прохождения практики, содействия в трудоустройстве и сопровождении карьеры в первый год самостоятельной трудовой деятельности;

- непосредственного профессионального обучения (профессиональной подготовки) по отдельным профессиям и специальностям (вынесенные в помещения Центра учебные лаборатории колледжей).


Первым шагом работы в пост-организационный период является выявление инвалидов, мотивированных к получению профессионального образования и проживающих в непосредственной близости или в районе расположения Центра. Помощь и содействие могут оказать специалисты управы, отвечающие за работу с инвалидами и имеющие прямой контакт с районными или окружными структурами социальной защиты населения. Получить информацию непосредственно в органах социальной защиты нельзя, по совершенно объективным причинам такие сведения носят закрытый характер. В последние годы значительно расширены услуги, оказываемее инвалидам ЦСО (центрами социального обслуживания населения), и качество таких услуг значительно возросло. Очень рекомендуем сотрудничество с такими службами.

^ Мы нашли инвалидов в возрасте от 16 до 25 лет, у нас есть списки, адреса, телефоны.

Второй шаг – первое знакомство и собеседование, которое лучше осуществлять при участии посредника – человека контактирующего с семьей инвалида (далее в тексте мы вместо термина «инвалид», рассматривая его как потенциального участника процесса профессионального обучения в Центре, будем использовать термин – «стажер»). Такими посредниками могут быть и социальные работники и представители образовательных структур, где ранее обучался наш потенциальный стажер, и работники управ и муниципалитетов, и медицинские работники. Работа на первый взгляд простая, однако, определяющая или развитие перспективы дальнейшего сотрудничества или ее отсутствие. Такие собеседования желательно проводить психологу, который не только объяснит целесообразность для инвалида предлагаемого контакта, но и сформирует представление о личности, возможностях профессиональной реализации, интересах собеседника, необходимых особых условиях дальнейшего общения и взаимодействия.

Третий шаг – приглашение в Центр или посещение на дому и формирование организационно-педагогических условий дальнейшего взаимодействия. Следует развивать и поддерживать стремление к расширению границ общения, к контакту со сверстниками, пусть даже без определенной задачи освоить какую-либо профессию. Поэтому встречи в Центре должны иметь характер клубного общения, т.е. бесед на свободные темы за чаем или просмотром видеосюжетов, обмена информацией, рассуждений, планированием совместных экскурсий или следующих встреч.

Четвертый шаг – проведение профессиональной диагностики, тестирования с целью выявления индивидуального профессионального интереса и конкретных личностных возможностей в освоении профессии и будущей трудовой реализации. Продолжением деятельности является профессиональное просвещение и ориентация, задача которых расширить представления о будущей профессии и трудовой деятельности. Здесь уместно и ознакомление с тренажерами и симуляторами, и экскурсии на производство или в учреждение, и видеоматериал. Особое место должны занимать беседы о социальной значимости труда каждого отдельного члена общества, возможностях полноценной самореализации в процессе трудовой деятельности.

^ Пятый шаг – организация непосредственного обучения профессии, которое в зависимости от конкретных возможностей стажера и характера нозологий может иметь формы:

1. Обучение в колледже:

- в инклюзивной или интегрированной группе;

- дистанционное или надомное обучение;

- курсовое обучение по специальным программам;

- проведение части занятий с выездом преподавателей на площадки, имеющие условия для беспрепятственного доступа стажеров, имеющих серьезные проблемы в передвижении.

2. Обучение непосредственно на производстве.

^ 3.Обучение в Центрах предпринимательской подготовки Торгово-промышленной палаты или других бизнес-структур.

Шестой шаг – создание благоприятной среды для обучения и развития коммуникативного опыта через организацию за рамками образовательного процесса культурно-оздоровительных, экскурсионно-туристских, творческих и иных мероприятий, предусматривающих неформальное взаимозаинтересованное общение стажеров со сверстниками в инклюзивных коллективах. Это могут быть клубные встречи, посвященные датам или интересным собеседникам, посещение театров и выставок, проведение творческих конкурсов и концертов, организация выездов на природу на условиях самообеспечения быта, проведение туристких лагерей и путешествий.

Седьмой шаг – содействие в обеспечении трудоустройства во взаимодействии со службами занятости, работодателями, через организацию собственных рабочих мест. Центр может создать, как самостоятельный хозяйствующий субъект бюро (биржу, агентство) обеспечивающее поиск заказов для работы и предложении ее своим бывшим стажерам и другим лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также лицам, осуществляющим уход за ними. Особо важным обстоятельством является обеспечение возможностей частичной занятости ( сокращенного рабочего дня, неполной рабочей недели, вахтовой работы).

Восьмой шаг – сопровождение карьеры стажеров-выпускников, заключается в сохранении контакта с трудоустроенными выпускниками, получение текущей информации о трудовой деятельности бывших стажеров, содействии в урегулировании возникающих сложностей, оказании практической помощи в выполнении тем или иным стажером обязательного объема работы. Такие вопросы может решать и специальное агентство, о котором говорилось выше. Одним из направлений его деятельности может быть организация бригадного подряда на выполнение определенного объема работы исполнителем (или исполнителями) стажерами. В случае, если кто-либо не справляется с работой, агентство направляет дублера и тем самым обеспечивает качественное и своевременное выполнение работы. Одним из направлений этого объема деятельности является информационная и юридическая поддержка стажеров-выпускников.

На продвижение по пути в восемь шагов может потребоваться несколько лет, однако результаты по отдельным направлениями деятельности Центра могут быть получены в течение нескольких месяцев его деятельности.


^ Материально-техническая база


Центр для своей работы использует помещение, предоставленной на безвозмездных условиях одной из сторон, обеспечивающих его деятельность, далее в тексте «Партнеров» (научное или образовательное учреждение, в том числе колледж, общественная или муниципальная организация).

Привлеченные специалисты для работы в Центре определяются Партнерами и осуществляют работу в рамках своих прямых обязанностей по месту основной работы (или за счет расширения функционала с отдельной оплатой труда) в счет табельного рабочего времени с выездом на площадку Центра.

Для работы в Центре могут привлекаться и волонтеры, как из числа студентов для оказания помощи стажерам в передвижении и освоении учебного материала, так и из числа родителей и педагогов.

Учебное оборудование, инвентарь, транспорт предоставляется партнерами на безвозмездных условиях.

Таким образом, деятельность Центр организуется на безвозмездной основе и не предполагает оплаты со стороны обучающихся.

Однако, специально созданные хозяйствующие субъекты (бюро, агентства, мастерские, студии и др.) могут оказывать услуги третьим лицам на возмездных началах, обеспечивая зарплату персоналу и материально-техническое оснащение Центра.

Реально ли это на практике? Конкретный вариант может представлять собой модель, предусмотренную для трансляции на другие площадки, как в форме создания подобного Центра, так и на условиях взаимодействия и сотрудничества с уже созданным экспериментальным вариантом. Подробнее модели взаимодействия рассмотрим ниже, а сейчас о создаваемом экспериментальном варианте и конкретных партнерах.

1.Государственное учреждение Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО) Департамента образования города Москвы (директор - доктор педагогических наук, профессор Вершинин Сергей Иванович). Учреждение обладает квалифицированными кадрами научных работников, которые уже давно заняты разработкой проблем профессиональной ориентации, сопровождения карьеры, профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Региональная детско-юношеская общественная организация (РОДЮО) «Образование. Спорт. Реабилитация.» функционирует непосредственно в районе Вешняки с 1993 года, специализируется на организации досугово-воспитательной деятельности с детьми, подростками и молодежью, в первую очередь из семей социальными проблемами, включая детей-инвалидов и других с ограниченными возможностями здоровья.(руководитель Миндель Александр Яковлевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья НИИРПО). Организация имеет признание в городе, и более десяти раз являлась победителем конкурсов социально-значимых проектов.

3. Муниципалитет района Вешняки (руководитель , имеющая большой опыт педагогической работы и личный интерес к участию в инновационной социально-значимой деятельности в районе). Муниципалитет, так же как и управа района оказывает систематическую поддержку деятельности РОДЮО «Образование. Спорт. Реабилитация.».

^ Кроме указанных Партнеров, к их числу могут быть отнесены перечисленные ниже, с которыми сложились устойчивые деловые взаимоотношения:

- ГОУ Школа-интернат №10 (Вешняки ВАО города Москвы) для глухих и позднооглохших детей «Интеграция.», директор Васильева Татьяна Ивановна;

- ГОУ Школа-интернат № 31(Вешняки) для детей с последствиями ДЦП, директор Бегун Виталий Викторович;

-ГОУ Средняя общеобразовательная школа здоровья №404 (Вешняки), директор Тишковец Лидия Петровна;

- ГОУ Школа- интернат № 52 (САО города Москвы) для детей с нарушениями слуха и речи, директор Шакирова Людмила Семеновна;

-ГУДО Центр «Жемчужина» (ЮВАО города Москвы), директор Самсонова Ирина Владимировна;

-ГОУ Колледж автоматизации и радиомеханики №27 (ЮВАО города Москвы), директор Татару Николой Дионисьевич;

ГОУ Технологический колледж №21(ВАО города Москвы), директор Раздобаров Николай Дорофеевич;

^ ГОУ Политехнический колледж №47 (СЗАО города Москвы), директор Колосова Ольга Александровна;

ГОУ Строительный колледж №46 (СЗАО города Москвы), директор Лебедев Владимир Александрович;

^ ГОУ Колледж малого бизнеса № 48 (СЗАО города Москвы), директор Радов Виктор Петрович;

ГОУ Политехнический колледж № 39 (ЮАО города Москвы), директор Мадилов Сергей Павлович;

^ ГОУ Колледж по подготовке социальных работников №16(СВАО города Москвы, директор Пугаева Юлия Васильевна;

ГОУ Технологический колледж № 14 (СВАО города Москвы), директор Мироненко Юрий Дмитриевич;

^ ГОУ Московская городская станция юных туристов (ЗАО города Москвы), директор Слесарева Людмила Петровна;

ГУДО Дворец творчества на Аминьевком (ЗАО года Москвы), директор Хорошилова Татьяна Викторовна;

^ Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, руководитель Гусева Людмила Ивановна;

Комитет общественных связей города Москвы, руководитель Чистяков Александр Васильевич;

^ Центр «Социальное партнерство», руководитель Леонова Ирина Григорьевна.

Центр занятости «Перспектива», руководитель Денис Роза

Такой широкий диапазон взаимодействия позволяет выстроить траекторию преемственности и сотрудничества, которая обеспечит ожидаемый результат, а именно: выявление детей с ограниченными возможностями здоровья в период обучения в школах-интернатах, их включение в профессионально направленную внеучебную досугово-воспитательную деятельность в инклюзивных коллективах совместно с учащимися массовых школ и колледжей, далее содействие в выборе профессии и колледжа для ее получения, и завершающий этап- трудоустройство и сопровождение карьеры.

Наш вариант (модель) уже реализуется. В процессе экспериментальной работы Центра будут выявлены конкретные условия его деятельности, определены проблемные зоны, проанализированы результаты и городу будет предложена действующая легко транслируемая модель.

Особо отмечаем, что не обязательно такую модель начинать реализовывать на новой площадке, например, в другом районе города, начиная с нулевого варианта. Часть партнеров, в частности НИИРПО, РОДЮО «Образование. Спорт, Реабилитация.», колледжи могут сохранить свое партнерство и на других площадках, тем самым оптимизировав процесс трансляции и сократив сроки создания нового Центра.


Приложение 1.


^ Справочная статистическая информация

(данные 2008 года)



Общее количество колледжей обучающих инвалидов:




ЦАО

14

САО

12

СВАО

6

ВАО

11

ЮВАО

7

ЮАО

7

ЮЗАО

5

ЗАО

7

СЗАО

5

ЗелАО

2

Итого:

75











Общее количество инвалидов, обучающихся в колледжах Москвы по округам:


ЦАО

191

САО

140

СВАО

128

ВАО

657

ЮВАО

273

ЮАО

102

ЮЗАО

263

ЗАО

31

СЗАО

42

ЗелАО

23

Итого:

1850








Общая численность обучающихся инвалидов по видам заболеваний:





I вид

219

II вид

192

III вид

10

IV вид

47

V вид

12

VI вид

148

VII вид

66

VIII вид

790

ОЗ

366








Приложение 2


Проект Положения о Центре профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов





«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Совета РОДЮО

«Образование. Спорт. Реабилитация.»

__________________А.Я.Миндель

«____»____________2009 года.


«СОГЛАСОВАНО»

Директор НИИ развития профессионального образования

________________С.И.Вершинин

«___»___________2009 года.

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель муниципалитета

района Вешняки ВАО города Москвы

________________В.А.Рахимжанова

«___»___________2009 года.



ПОЛОЖЕНИЕ

о Центре профессиональной диагностики и

сопровождении карьеры молодых инвалидов


г.Москва

2009 год

^ Общие положения


Центр профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов (далее в тексте «Центр») является совместным учреждением, имеющим общественно-государственный статус.

Статуса юридического лица Центр не имеет, используя иммунитет учредителей.

Учредителями Центра являются:

- Региональная детско-юношеская общественная организация (РОДЮО) «Образование. Спорт. Реабилитация.»;

- ГУ Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО);

- Муниципалитет района Вешняки ВАО города Москвы.

Состав и количество партнеров не ограничивается.

Взаимоотношения между учредителями, Центром и партнерами регламентируются соответствующими договорами о взаимодействии и сотрудничестве.

Положение вступает в силу со дня его подписания учредителями.

Место расположения Центра: 111402 Москва, ул.Вешняковская, д.14, корп.2, 1-ый подъезд, 1-ый этаж, помещение 2.


^ Цели и задачи Центра


- Создание реальных условий для полноценного жизнепроявления инвалидов и их творческой, профессиональной, общественной реализации;

- Выявление молодых инвалидов, мотивированных к активному жизнепроявлению, в первую очередь из числа проживающих в районе расположения Центра;

- Организация профессиональной диагностики средствами тестирования, собеседований, профессиональной ориентации, профессиональных проб и разработка индивидуальной траектории профессиональной подготовки и трудовой реализации;

- Осуществление связи с колледжами и службами профессиональной подготовки работодателей и предпринимательских структур;

- Анализ информации центров занятости, потребностей отдельных работодателей и проектирование данной информации на потребности конкретных инвалидов, обратившихся в Центр;

- Обеспечение индивидуальной профессиональной подготовки непосредственно в Центре или средствами дистанционного, в том числе надомного обучения, по отдельным специальностям и профессиям (в соответствии с конкретными условиями Центра);

- Популяризация успешного опыта профессиональной подготовки, трудовой реализации и успешности отдельных инвалидов.


^ Контингент (целевая группа)


Центр ориентирован на оказание содействия в профессиональной ориентации, получении профессионального образования (подготовки) и последующем трудоустройстве следующих групп населения, в первую очередь проживающих на территории района Вешняки:

- учащиеся массовых общеобразовательных школ, в первую очередь из семей с социальными проблемами (малообеспеченных, многодетных, неполных);

- воспитанники специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- инвалиды и другие лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 25 лет, мотивированные к получению профессии и трудовой реализации.


^ Содержание деятельности Центра


Центр осуществляет свою деятельность на постоянной основе как общественно-государственное учреждение – общественная инициатива и социальная значимость его организации реализуется в форме плановой деятельности ежедневно функционирующего учреждения.

Центр обеспечивает условия:

- проведения компьютерной диагностики, собеседований и консультаций психологов (как очных, так и средствами дистанционного контакта) и содействия в выборе профессии и места обучения;

- демонстрации учебного оборудования для освоения предлагаемых профессий или переадресации для первого ознакомления в колледжи или Информационно-аналитический центр Департамента образования города Москвы;

- неформального общения инвалидов в инклюзивных коллективах и организации совместного досуга, в том числе на выездных мероприятиях;

- контакта с колледжами, службами занятости, структурами подготовки кадров работодателей;

- сопровождения процесса обучения, прохождения практики, содействия в трудоустройстве и сопровождении карьеры в первый год самостоятельной трудовой деятельности;

- непосредственного профессионального обучения (профессиональной подготовки) по отдельным профессиям и специальностям (вынесенные в помещения Центра учебные лаборатории колледжей).


^ Материально-техническая база


Центр для своей работы использует помещение, предоставленной на безвозмездных условиях одной из сторон, обеспечивающих его деятельность, далее в тексте «Партнеров» (научное или образовательное учреждение, в том числе колледж, общественная или муниципальная организация).

Привлеченные специалисты для работы в Центре определяются Партнерами и осуществляют работу в рамках своих прямых обязанностей по месту основной работы (или за счет расширения функционала с отдельной оплатой труда) в счет табельного рабочего времени с выездом на площадку Центра.

Для работы в Центре могут привлекаться и волонтеры, как из числа студентов для оказания помощи стажерам в передвижении и освоении учебного материала, так и из числа родителей и педагогов.

Учебное оборудование, инвентарь, транспорт предоставляется партнерами на безвозмездных условиях.

Таким образом, деятельность Центр организуется на безвозмездной основе и не предполагает оплаты со стороны обучающихся.

Однако, специально созданные хозяйствующие субъекты (бюро, агентства, мастерские, студии и др.) могут оказывать услуги третьим лицам на возмездных началах, обеспечивая зарплату персоналу и материально-техническое оснащение Центра.


^ Предпринимательская деятельность Центра


Центр не является юридическим лицом, поэтому для организации деятельности, предусматривающей движение финансовых средств и получение прибыли, он использует по согласованию, оформленному в письменном виде, юридический потенциал Учредителей, в том числе: банковские реквизиты, юридический статус, лицензионные права, материально-техническую базу.

Извлекаемая прибыль и иные привлеченные средства (целевые, другие средства, находящиеся в хозрасчетном обороте) используются для укрепления материально-технической базы Центра и его Учредителей и расходуются на выплату заработной платы исполнителям работ, приобретение инвентаря и оборудования, социальные программы, направленные, в том числе на удовлетворение личных потребностей и индивидуальных интересов физических лиц - участников деятельности Центра.

Для осуществления по программам Центра предпринимательской или иной деятельности на хозрасчетных условиях Учредители могут создавать самостоятельные хозяйствующие субъекты или организовывать ее в рамках основной деятельности своих учреждений и организаций.


^ Реорганизация или прекращение деятельности Центра


Реорганизация Центра, связанная с изменением его статуса или профиля деятельности, может быть произведена по инициативе участников деятельности Центра, но при обязательном условии согласования с Учредителями.

Прекращение деятельности Центра осуществляется только по решению Учредителей. В случае разногласий между Учредителями по вопросам реорганизации или прекращения деятельности Центра приоритет имеет РОДЮО «Образование. Спорт. Реабилитация».


Приложение 3

^

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР


о сотрудничестве и взаимодействии по реализации совместных образовательно-воспитательных программ


г.Москва «___»______ 200__ г.


____________________________________________________________, именуемая далее « Центр», в лице руководителя, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ГОУ ____________________ Департамента образования города Москвы, именуемый далее «Колледж», с другой стороны, в лице директора ______________________,действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:


  1. Предмет договора


1.1.Консолидация усилий, поиск новых ресурсов, оптимизация трудовых и экономических затрат направленных на качественное обеспечение совместных социально-значимых образовательно-воспитательных программ профессиональной ориентации, пред.профессиональной подготовки, содержательного досуга и приобщения к здоровому образу жизни учащихся в учебное и внеурочное время, а также содействия в получении профессионального образования и сопровождения трудовой карьеры, в первую очередь лиц с ограниченными возможностями здоровья.


  1. Условия договора и обязательства сторон




    1. Стороны:

  • проявляют заинтересованность в повышении уровня педагогической работы, организации полноценного содержательного досуга подростков, юношей и девушек, приобщении их к здоровому образу жизни, организации профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки и профессиональных проб, включая детей-сирот и учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • создают условия для успешной реализации программы совместных мероприятий (учебных, оздоровительных, спортивных, краеведческих, экскурсий, прогулок игр на местности, выездных лагерей и познавательных путешествий, работы кружков и секций);

  • проводят мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья учащихся, интеграцию будущих выпускников учреждений общего образования, в том числе специальных школ-интернатов в студенческую среду Колледжа.

2.2. Колледж:

  • в рамках работы Городской экспериментальной площадки разрабатывает и внедряет в практику современные технологии профессиональной ориентации учащихся, направленные на формирование интереса учащихся к овладению профессиями и специальностями, в первую очередь сферы услуг, малого бизнеса, предпринимательства, туризма, государственной службы, муниципального управления;

  • организует открытые культурно-оздоровительные, экскурсионно-туристские и спортивно-массовые мероприятия с приглашением к активному участию учащихся и педагогов школы. и школ-интернатов

2.3 Центр:

- разрабатывает инновационные проекты и программы и обеспечивает условия их внедрения и апробации совместно с колледжами и другими партнерами;

- обеспечивает привлечение целевых средств через участие в конкурсах социально-значимых программ и проектов, в том числе, конкурсах научно-исследовательских работ;

- обеспечивает привлечение учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также инвалидов, получающих надомное образование к участию в совместных программах в учебное и внеурочное время, как на своей базе, так на базе Колледжа и выездных.

- привлекает специалистов для организации занятий с учащимися по совместным программам обеспечивает условия и контингент учащихся для проф.ориентационных и иных учебных занятий, проводимых специалистами Колледжа.

2.4.Стороны не несут ответственности по обязательствам партнера перед третьими юридическими и физическими лицами.


  1. Срок действия договора




    1. Настоящий Договор вступает в силу со дня подписания и действует до «___» ___________ 200_ года.

3.2. По завершении срока действия Договора, он может быть пролонгирован по взаимному согласованию сторон.


  1. Адреса сторон:


«Центр» :


«Колледж

Подписи сторон:




Похожие:

Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период
Надеева Е. П. Тезисы аналитического отчета: методические рекомендации / Е. П. Надеева – Екатеринбург: ирро, 2006. – 9с
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по обучению детей- инвалидов, в том числе обучающихся на дому декабрь-май
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей- инвалидов, в том числе обучающихся на дому
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагогического работника
Учитель заполняет таблицу, в которой должно быть представлено не более 5 технологий /методик
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconМетодические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ
В сборнике представлены методические рекомендации по проведению психологической подготовки к егэ, материалы диагностики изучения...
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconДокументы
1. /Нормативная база федеральный уровень/Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г изменения...
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconТематическое планирование уроков риторики в 4-м классе (из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа) Пояснительная записка
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Детская риторика» 4 класс, Ладыженская Т. А., 2008 г., а также...
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconДокументы
1. /Методические рекомендации по аттестации лиц, претендующих на должность заместителя руководителя...
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconПостановление Iv съезда всероссийского общества инвалидов «О задачах Всероссийского общества инвалидов в 2007 2011 годах»
Всероссийского общества инвалидов Г. В. Букина, проанализировав информацию о деятельности Организации в период 2002 2006 гг. (изложенную...
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Школа 2100»
«Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса, автора Т. А. Ладыженской, 2006 -2008г издания, а также дополнительных пособий:...
Методические рекомендации по организации деятельности Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов Пояснительная записка iconВозможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов (Ж. «Психология в вузе». 2007. № С. 5-18.)
Ия в сферу образования выпускников психологических, психолого-педагогических и т п факультетов для работы в сфере психологической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов