Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального icon

Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального



НазваниеД. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального
Дата конвертации06.10.2012
Размер188.51 Kb.
ТипДокументы



Учреждение Российской академии образования

«Институт содержания и методов обучения»


Д. В. Смирнов



Становление системы
дополнительного профессионального
туристско краеведческого
образования педагогов



Москва – Киров

2011

УДК 378-057.175

ББК 74.582.2

С50

Печатается
по решению Ученого совета Учреждения Российской академии образования


«Институт содержания и методов обучения»


Рецензенты:

Н. Г. Рак, профессор кафедры управления факультета инноватики и управления ГОУ ВПО Московской области «Королевский институт управления, экономики и социологии», доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан;

^ С. В. Сальцева, зав. кафедрой социальной педагогики и социологии ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования;

^ Ю. С. Константинов, заместитель директора по научной работе ГОУ «Московская городская станция юных туристов департамента образования г. Москвы», доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный путешественник России


Смирнов, Д. В.

С50 Становление системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагогов / Д. В. Смирнов; Учреждение РАО «Ин т содерж. и методов обучения», Ин т развития образования Кировской области. – М.; Киров, 2011. – 160 с.


ISBN 978 5 93825 00018 7


В монографии представлены материалы, отражающие результаты исследования особенностей становления и развития в России системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования, педагогов которые позволяют проследить последовательные негативные и позитивные изменения, обусловленные политическими и социальными переменами, происходящими в различные этапы развития общества.

Показано, что в современном информационном обществе XXI века необходима обновленная модель дополнительного профессионального образования педагогов, в которой приоритетным становится личностно ориентированная направленность «обучения на протяжении всей жизни», организация образовательного процесса в образовательных кластерах – се­ти учреждений науки, образования и производства.
Кроме того, выявлено, что благоприят­ные условия перехода от массово реп­ро­дук­тив­ных к индивидуально творческим технологи­ям в освоении содержания дополните­льного профессионального туристско крае­вед­чес­ко­го образования педагогами возможно создать на основе проектирования персонифицирован­ных образовательных маршрутов.

Материалы монографии призваны содействовать повышению методологической компетентности и технологической культуры в первую очередь педагогов – руководителей объединений дополнительного образования детей, педагогов новаторов, педагогов исследователей, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, преподавателей учреждений ВПО и ДПО, научных работников.

УДК 378-057.175

ББК 74.582.2


ISBN 978 5 93825 00018 7

© Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2011

© Д. В. Смирнов, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5



ВВЕДЕНИЕ


Совершенствование дополнительного туристско краеве­д­чес­ко­го профессионального образования педагога как социально педа­го­гическая, социокультурная и образовательная проблема требует специального рассмотрения в историческом контексте становления и развития отечественной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров в целом.

Вместе с тем специфика туристско краеведческого профессионального образования также нуждается в специальном обосновании, важном как для исследователей теории вопроса, так и для педагогов практиков.

С этой точки зрения исследование обращено к особенностям становления данного феномена, охарактеризованного на разных этапах и периодах исторического развития общества и отечественного образования.

Развитие туристско экскурсионного самодеятельного общественного движения зародилось в конце XIX века. В ХХ веке в нашей стране сформировалась государственная сеть учреждений внешкольной работы туристско краеведческого профиля. Ее развитие убедительно доказало педагогическую целесообразность использования туризма и краеведения как эффективного средства познания окружающего мира и самого себя при любых политических и социально экономических системах. Феномен туризма в современном информационном мире выступает не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления населения, но и ресурсом непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения не только системе дополнительного образования детей, но и в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

В отечественной системе высшего профессионального образования сегодня не осуществляется подготовка педагогических кадров с высшим педагогическим образованием по специальности «Педагог дополнительного образования», отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В то же время квалификационные требования, предъявляемые Минобрнауки России к профессиональным качествам данной категории педагогов и их профессиональной компетентности, с 1992 года постоянно повышаются. Это связано, в первую очередь, с тем, что от них зависит не только успешность дополнительного туристско кра­е­вед­ческого образования детей, но и формируемая гражданская позиция, социализация подрастающего поколения, а также безопасность организации образовательного процесса формами и средствами активного туризма и краеведения в походах, экспедициях и экскурсиях. Это требует от современной российской педагогической науки концептуального осмысления накопленных теоретико ме­то­дологических знаний по вопросам совершенствования системы дополнительного профессионального туристско кра­евед­чес­ко­го образования педагога, позволяющей достичь ожидаемых результатов в педагогической практике, приведение их в соответс­т­вие с новыми социально культурными реалиями и социальным зака­зом, обеспечивающим непрерывное профессиональное саморазви­тие педагога средствами и формами туризма и краеведения в орга­низации дополнительного образования детей.

Сегодня система дополнительного профессионального турис­тско краеведческого образования педагогов представлена мно­гоуровневой вертикально горизонтальной структурой, где вер­тикаль является основой непрерывности, дополнительности, приращения и надстраивания уровней квалификации от профильного (судьи туристских соревнований, младшие инструктора туризма, туристы проводники, юные экскурсоводы и др.) до последипломного (кандидат, доктор наук), мотивацией к образованию, совершенствованию, развитию и освоению дополнительных образовательных программ профессионального становления в профильных социально педагогических и/или туристских классах, объединениях дополнительного образования детей туристско кра­е­вед­ческого профиля, учреждениях среднего и высшего профессионального образования (СПО, ВПО), учреждениях ДПО работников образования и учреждениях дополнительного образования детей, а го­ризонталь обеспечивает полисферность и дополнительность расширением объема базовых профессиональных знаний (психолого пе­дагогических, туристско спортивных, туристско бытовых, исследовательских, краеведческих и др.), формируемых умений и навыков в направлениях организации дополнительного образования детей, приобретаемого опыта и компетентности педагогов в содержании, формах, видах и средствах туризма, краеведения и оздоровления подрастающего поколения.

Теоретики и практики образования (В. И. Андреев, А. Г. Ас­мо­лов, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. А. Ка­­раковский, О. В. Купцов, B. C. Леднев, Б. Т. Лихачев, Н. А. Мо­­розова, А. В. Мудрик, A. M. Новиков, П. И. Пидкасистый, М. В. Ры­жаков, В. А. Сла­стенин, Т. И. Шамова, G. Kneller, V. C. Morris, Y. Pai, К. Howey, N. D. Rust, D. N. Wilson, D. Phillips и др.) считают, что система формального (институционального) образования не позволяет в достаточной степени обеспечить обучение, развитие и воспитание человека творческого, умеющего компетентно решать сложные личностные, общественные и производственные задачи; способного к социализации, самовоспитанию, самосовершенствованию, нахождению своего образовательного маршрута развития. Для достижения названных целей в дополнительном профессиональном туристско крае­вед­чес­ком образовании педагогов необходим поиск новых форм организа­ции систем межотраслевого (полисферного) взаимодействия, интеграции форм институционального и неформального (внутрифирменного) образования, использование потенциала средств, многообразия педагогических аспектов туризма и краеведения.

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования – руководителя детско юношеского объединения дополнительного туристско краеведческого объединения как интегративное качество личности проявляется в готовности обучаться всю жизнь, профессиональном самоопределении, способности к применению теоретических знаний в практической деятельности; имеет нравственную и коммуникативно творческую направленность; соответствует требованиям специальности, стандартам квалификации, исполняемой служебной деятельности и может быть сформирована только в процессе профессиональной деятельности (Н. Ф. Ви­ноградова, Г. В. Мухаметзянова, Т. С. Назарова, М. В. Ры­­жаков и др.). Из этого следует, что основными характерис­ти­ками профессиональной компетентности педагога, формируемы­ми в системе дополнительного профессионального туристско крае­вед­ческого образования педагогов через опыт деятельности, являются креативность как способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач средствами туризма, краеведения, экологии; когнитивность как профессиональная мобильность, умение адаптироваться в меняющихся жизненных и производственных ситуациях, культура системного мышления; ком­муникативность как устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии; готовность к работе в профессиональной и социальной среде.

Необходимость активизации поиска новых видов педагогических практик, достижение качественных изменений в системе дополнительного профессионального образования педагогов осознается в российском обществе. Параметры этих качественных изменений определены Президентом России в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»1. Это принципиальное обновление квалификационных характеристик педагогов, центральное место в которых должны занять профессиональные компетентности; обновление программ повышения квалификации, которые гибко изменяются в зависимости от интересов педагогов и образовательных потребностей детей; предоставление педагогам возможности выбирать и программы, и образовательные учреждения для повышения своей квалификации; обеспечение доступа педагогов к ознакомлению с инновационным опытом коллег других регионов страны. Поставленные задачи актуализируют научный поиск в решении проблем дополнительного профессионального образования педагогов, который предполагает и специальное рассмотрение в историческом социально педагогическом контексте становления и развития отечественной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров в целом.

^ Цели исследования: выявление и теоретическое обоснование со­циально педагогических предпосылок становления и развития системы дополнительного профессионального туристско крае­вед­чес­кого образования педагогов в России.

^ Объект исследования: процесс подготовки, повышения профессиональной квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального туристско краеведческого образования.

^ Предмет исследования: становление и развитие системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагогов в России.

Гипотеза исследования интегрирует совокупность выдвинутых предположений о том, что эффективность развития системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагогов в современной России будет обеспечиваться, если:

  • обоснованы социально педагогические предпосылки ее становления и развития в ретроспективе развития системы российского образования;

  • сущность и специфика системы базируется на предыдущем опыте и отражается в направлениях профессионального совершенствования, развития и самореализации педагогов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть социально педагогические предпосылки становления и развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов – руководителей туристс­ко кра­е­ведческих объединений детей.

  2. Выявить особенности становления и развития системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагога в современной России.

  3. Охарактеризовать сущность и специфику дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагога.

Наиболее значимыми моментами исследования работы являются: а) проведенный нами теоретический анализ предпосылок зарождения и развития форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов в Российской империи (с древних времен до 80 х годов XIX века), в дореволюционный период (с 80 х годов XIX века до октября 1917 года), в Советской России (с октября 1917 года до 1932 года); б) особенности повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов для детско юношеского туризма в условиях государственно об­щес­твенной системы (1932–1991 годы); в) становление системы дополнительного туристско краеведческого профессионального об­разования педагогов в конце XX и начале XXI веков.

В исследовании мы рассматриваем «Систему дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагогов» как многоуровневую, с вертикально горизонтальной структурой уровней профессионального становления, включающей в себя цель (профессиональное становление педагога) и задачи (образование, воспитание, развитие и оздоровление педагога); содержание программ ДПО совершенствования педагогической и турис­тско спортивной квалификации в соответствии с направлением объединений дополнительного образования детей туристско крае­вед­ческой направленности, сеть учреждений и организаций образовательного кластера. Кластерообразующим учреждением обеспечивается межведомственное (полисферное) взаимодействие и социальное партнерство образовательных, научных и туристских учреждений, музеев, спортивных комплексов и туристско эк­с­кур­си­онных баз, методических объединений и общественных организаций педагогов, интеграция форм институционального и внутрифирменного ДПО; средств и методов непрерывного развития и самообразования педагога на персонифицированном образовательном маршруте.

«Образовательный кластер дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагога» нами рассматривается как единая система, формируемая кластерообразу­ю­щим учреждением сеть научных, образовательных, культурных, физ­культурно спортивных и других организаций, реализующая принципы полисферности, непрерывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности в целях оптимизации многоступенчатого непрерывного процесса профессионального становления педагога, диверсификации и реструктуризации специфического профессионального туристско краеведческого содержания вариативных программ ДПО и инновационного поиска форм его реализации. Взаимодействие на межотраслевой (полисферной) основе сети учреждений и организаций обеспечивает формирование социокультурной среды образовательного кластера, активизирует социальное партнерство в образовательной деятельности, интеграции ресурсов (финансовых, кадровых, научных, материально тех­ни­ческих, информационно образовательных и др.) институционального и внутрифирменного ДПО в реализации цели и задач профессионального становления педагогов, адаптации и социализации, формировании здорового образа жизни, повышении уровня квалификации (педагогической и туристской), практического опыта и компетентности в организации дополнительного образования детей туристско краеведческой направленности.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлены социально педагогические предпосылки станов­ления и развития системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования педагогов: многообразие эффективных форм и видов туристско краеведческой деятельности, обеспечивающих реализацию образовательной, воспитательной, развивающей и оздоровительной функций; комплексное воздействие средств туризма и краеведения на личность, мотивирующее самообразование, самовоспитание, физическое и духовно нрав­­ственное развитие через организацию познавательной и исследовательской деятельности; возможность приобретения навыков межличностной коммуникации и активного взаимодействия в со­циокультурной среде туристского походного коллектива; широкие возможности туризма для социального и профессионального самоопределения личности; потребность в формировании социокультурной среды для профессионального становления педагогов – руководителей объединений дополнительного образования детей туристско краеведческой направленности; необходимость удовлетворения социального заказа (государства, общества и пот­реб­нос­ти педагогов) в программах ДПО, комплексно решающих задачи совершенствования профессиональной компетентности педагогов – руководителей детско юношеских туристско краеведческих объ­единений; отсутствие ФГОС ВПО по специальности «Педагог дополнительного образования».

  2. Осуществлено комплексное социально педагогическое исследование системы дополнительного профессионального туристско крае­ведческого образования педагогов, в результате которого выявлена совокупность социальных и профессионально значимых знаний, умений, навыков и компетенций, на формирование которых должно быть направлено содержание институционального и внутрифирменного образования педагогов – руководителей объединений дополнительного туристско краеведческого образования детей.

  3. Установлено, что содержание и формы институционального и внутрифирменного ДПО педагогов существенно зависят от направленности детско юношеских объединений. Содержание программ дополнительного туристско краеведческого образова­ния детей (специальных дисциплин, практик профессионального со­вершенствования), формы и методы их реализации в инвариантной части должны быть ориентированными на дополнение базового профессионального образования новым содержанием (пси­холого педагогическим, нормативно правовым, методическим, на­учно исследовательским, обеспечение безопасности туристских мероприятий, педагогика дополнительного образования детей, педагогическое творчество, здоровый образ жизни, формирование компетентности); в вариативной части – отражающим специфику туризма и краеведения по направлениям (спортивный, экспедиционный, оздоровительный, познавательный, школа безопасности и др.), видам (пеший, водный, лыжный, горный, спелео, вело и др.) и формам (походы, слеты, конференции, экскурсии, соревнования, игры, прогулки и др.), учитывающим потребности воспитанников дет­ско юношеских объединений в ведущих видах деятельности (сю­жетно ролевой игре, учебно познавательной, общественно полез­ной, профессионально учебной).

  4. Конкретизирована сущность понятий «Профессионализм педагога – руководителя объединения дополнительного образования детей туристско краеведческой направленности» – поли­фу­нкциональная характеристика личностно профессиональных качеств, компетентного владения содержанием и средствами решения задач обучения, воспитания, развития и оздоровления подрастающего поколения средствами туризма и краеведения при обеспечении безопасной жизнедеятельности, в том числе в автономных условиях туристских походов, путешествий, экспедиций и экскурсий и «Персонифицированный образовательный маршрут педагога» – авторская программа реализации непрерывного профессионального развития, структурированная на основе самоопределения в фиксированную матрицу видов и форм самообразовательной деятельности, содержания вариативных программ развития и совершенствования квалификации, уровня компетентности в направлениях педагогической, туристской и краеведческой деятельности на определенном вертикально горизонтальном уровне профессиона­ль­ного становления.

  5. Обоснована целостность дополнительного профессиона­ль­но­го туристско краеведческого образования педагогов как многосто­роннего непрерывного процесса, объединяющего относительно са­мостоятельные, но взаимосвязанные направления их квалификационного совершенствования: специального; психолого педа­го­ги­чес­­кого, учебно методического, социокультурного, оздоровите­ль­­но рекреационного и организационно технологического.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:

на международных научных и научно практических конфе­ренциях: «Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии» (Екатеринбург, 2002); «Профессиональное туристское образование в целях мира и развития народов» (Ереван, Армения, 2002); «Международный молодежный социальный форум: формирование здорового образа жизни молодежи – забота общества» (Москва, 2003); «Международный форум: Молодежь. Спорт. Туризм» (Москва, 2004); «Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе» (Белгород, 2007); «Проблемы развития спортивно оздо­ро­ви­те­ль­но­го туризма и краеведения в учебных заведениях» (Переяславль Хме­льницкий, Украина, 2008; 2009; 2011); «Формирование лич­ности педагога профессионала в условиях многоуровневого обра­зования» (Рязань, 2009); «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (г. Шуя Ивановской обл.2011); «Ценностные приоритеты образования: вызовы XXI века» (Луганск, Украина, 2011) и др.;

на всероссийских научно практических конференциях: «Краеведение и туризм в ХХI веке» (Пушкино, 2002 и 2004); «Проблемы развития туристско краеведческой деятельности» (Москва, 2005); «Туризм и образование» (Ханты Мансийск, 2008; 2011); «Физическая культура, туризм, спорт» (Сургут, 2009); «Образование и учитель ХХI века: проблемы, перспективы развития» (Оренбург, 2010); «Развитие социальной педагогики в России и подготовка кадров» (Москва, 2010); «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, 2010); «Социокультурная среда как средство формирования и развития личности» (Рязань, 2011); «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни» (Москва, 2011) и др.;

на интернет ресурсах: «Лаборатория дополнительного образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» (http://www.labdopobr.ru) «Педагоги дополнительного образования детей» (http://it n.ru); «Научная онлайн библиотека ПОРТАЛИУС (http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/ rus_readme.php); «Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU» (http://elibrary.ru);

на курсах, семинарах и интернет педсоветах в России (Белгород, Брянск, Владикавказ, Калуга, Киров, Магнитогорск, Москва, Нальчик, Оренбург, Пермь, Пятигорск, Ростов на Дону, Рязань, Смоленск, Старый Оскол, Сургут, Уфа, Щебекино, Ханты Мансийск) и на Украине (Луганск и Переяславль Хмельницкий);

на заседаниях научно методического совета по проблемам неформального образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» (2002–2011); Ученого совета НОУ ВПО «Институт технологии туризма» г. Пушкино Московской области (2003–2010); Ученого совета РОО «Академия детс­ко юно­шес­кого туризма и краеведения» (1998–2011); научно ме­то­ди­чес­ко­го совета ГОУ Московской области «Центр развития детей и юношества» (2007–2011).

Исследование выполнено в рамках направлений фундаментальных исследований Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения», проект 5.2 «Психодиагностика образовательных систем. Взаимодействие и преемственность формального, неформального и внеформального образования» (2008–2012), номер государственной регистрации 01200956541.

Монография содержит ценный для адресата (аспирантов, преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений, учреждений послевузовского образования, ученых, интересу­ю­щихся вопросами туристско краеведческого образования) теоретический и практический материал.

Предоставлен обширный перечень современной литерату­ры по проблеме дополнительного туристско краеведческого про­фес­сионального образования педагога.

Автор выражает признательность канд. пед. наук С. А. Горбатенко, д-ру пед. наук, профессору В. А. Горскому, чл. кор. РАО, д ру пед. наук, профессору Н. Ф. Виноградовой, канд. пед. наук, доценту И. А. Дрогову, д-ру пед. наук, профессору А. Я. Журкиной, чл. кор. РАО, д-ру пед. наук, профессору Т. С. Назаровой, канд. пед. наук, доценту Г. А. Русских, канд. пед. наук, доценту И. И. Хо­лодцовой и д-ру пед. наук, профессору А. А. Червовой, чья помощь, ценные советы и рекомендации использованы при подготовке материалов к публикации, а заинтересованное участие отразилось на качестве монографии.

Автор также заранее будет благодарен читателям, которые направят свои отзывы и пожелания по адресу: 119905, Москва, ул. Макаренко 5/16, стр. 1. ИСМО РАО, офис 209в, лаборатория дополнительного образования, или на Сайт www.labdopobr.ru ; E mail – labdopobr@mail.ru

В монографии представлены материалы, отражающие результаты исследования особенностей становления и развития в России системы дополнительного профессионального туристско краеведческого образования, педагогов которые позволяют проследить последовательные негативные и позитивные изменения, обусловленные политическими и социальными переменами, происходящими в различные этапы развития общества.

Показано, что в современном информационном обществе XXI века необходима обновленная модель дополнительного профессионального образования педагогов, в которой приоритетным становится личностно ориентированная направленность «обучения на протяжении всей жизни», организация образовательного процесса в образовательных кластерах – се­ти учреждений науки, образования и производства. Кроме того, выявлено, что благоприят­ные условия перехода от массово реп­ро­дук­тив­ных к индивидуально творческим технологи­ям в освоении содержания дополните­льного профессионального туристско крае­вед­чес­ко­го образования педагогами возможно создать на основе проектирования персонифицирован­ных образовательных маршрутов.

Материалы монографии призваны содействовать повышению методологической компетентности и технологической культуры в первую очередь педагогов – руководителей объединений дополнительного образования детей, педагогов новаторов, педагогов исследователей, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, преподавателей учреждений ВПО и ДПО, научных работников.



1 Национальная образовательная инициатива. «Наша новая школа» утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр 271



Похожие:

Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconКраснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconНаучно-практическая педагогическая конференция
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconПолезные сайты для егэ
Ккидппо (Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования)
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconВикторина по истории «Своя игра» Смирнов М. П
Оформление стенда в фойе «Юбилейные даты 2012года» (отв. Смирнов М. П., Сергеева Н. В.)
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconПриказ №60/3 Об организации системы муниципального мониторинга реализации основных направлений модернизации образования
В соответствии с письмом №8772/031 от 16. 08. 2010г. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О внедрении...
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconРуководителям муниципальных органов управления образованием
Ректору Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Е. А. Семенко
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconИ. П. Тикунова, ученый секретарь Архангельской областной научной
Библиотека как центр дополнительного профессионального образования: итоги и перспективы
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconДля содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию
Ректору Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Е. А. Семенко
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconРуководителю моуо
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования проводит в г. Краснодаре внеплановые...
Д. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального iconРоссия, 191015, Санкт-Петербург, Таврическая ул., дом 17, тел/факс (812) 635 8959
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов