Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований icon

Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований



НазваниеТеория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований
страница1/10
Дата конвертации12.10.2012
Размер1.53 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК


ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ


И.Л. ГАЛИНСКАЯ


НАСЛЕДИЕ МИХАИЛА БУЛГАКОВА
В СОВРЕМЕННЫХ ТОЛКОВАНИЯХ


Сборник научных трудов


МОСКВА

2003

Серия:


Теория и история культуры”


Центр гуманитарных научно-информационных исследований


Отдел культурологии


Ответственный редактор – д.ф.н., профессор Л.В.Скворцов

Ответственный за выпуск – Т.А.Фетисова


^ Галинская И.Л.

Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях: Сб.науч.тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Отв. ред. Скворцов Л.В. – М, 2003. – ... с. – (Теория и история культуры)


Сборник содержит статьи и обзоры И.Л. Галинской, в которых рассматриваются насущные проблемы современного изучения творческого наследия М.А. Булгакова.

The issue contains some articles and summaries by I.L. Galinskaya. They consider actual problems of modern studies of M.A. Bulgakov’s creative endeavour.


© ИНИОН РАН, 2003

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

^ НЕРАЗРЕШИМЫЙ СПОР В БУЛГАКОВЕДЕНИИ 9

ЕРШАЛАИМ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ В РОМАНЕ МИХАИЛА БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” 18

ОБРАЗ СРЕДЫ В ПРОЗЕ МИХАИЛА БУЛГАКОВА 41

^ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЧЕРНОВЫХ ВАРИАНТОВ «ДРЕВНИХ» ГЛАВ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ». 46

МИХАИЛ БУЛГАКОВ И ЕГО ВРЕМЯ ГЛАЗАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 64

«ДРЕВНИЕ» ГЛАВЫ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ВОСПРИЯТИИ БУЛГАКОВЕДОВ 83

^ ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, ПОЭТИКА, ФИЛОСОФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А.БУЛГАКОВА 101

РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА М.А.БУЛГАКОВА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КРИТИКЕ 135

МИХАИЛ БУЛГАКОВ И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ 161


Александру Пиперскому

ВВЕДЕНИЕ



Сочинять Михаил Булгаков стал в юном возрасте. Это были, по собственному его свидетельству, "обличительные фельетоны" на манер сказок Салтыкова-Щедрина, из-за чего их автору приходилось порой "ссориться с окружающими и выслушивать горькие укоризны".
Одна из тогдашних знакомых семьи Булгаковых вспоминала, что, будучи еще совсем маленьким, Михаил поражал всех своей начитанностью и знанием музыки. Сама обстановка в семье, члены которой были историками, филологами, музыкантами, врачами, благоприятствовала становлению широких культурных и литературных интересов Булгакова – гимназиста и студента.

В материалах биографии писателя находим подробные характеристики многих его киевских гимназических и университетских наставников. Это и преподаватель древних языков П.Н.Бодянский, и преподаватели русского языка и словесности Н.А.Петров, М.И.Тростянский, Ю.А.Яворский, и учитель латинского языка А.О.Поспишиль, и преподаватель географии Н.Т.Челкунов. В старших классах гимназии курс философской пропедевтики ( т.е. предварительные понятия о науке) читал профессор Г.И.Челпанов. Среди знаменитых медиков, профессоров медицинского отделения Киевского университета св. Владимира, оказавших влияние на студента Михаила Булгакова, есть много имен, память о которых живет в Киеве и сегодня. Блюстителем церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии, где преподавал отец будущего писателя Афанасий Иванович Булгаков, был крестный Михаила – Николай Иванович Петров, автор трудов по истории украинской литературы ХVIII - XIX веков. Профессор Н.И.Петров также преподавал в Духовной академии, он читал теорию словесности, историю русской и иностранных литератур, и отец М.А.Булгакова был в числе его любимых учеников.

Список учителей и наставников молодого Булгакова можно было бы в какой-то мере дополнить еще одним именем, поскольку дальние истоки некоторых ассоциаций и аллюзий романа "Мастер и Маргарита" берут свое начало, на наш взгляд, в том влиянии, которое оказывали на гуманитарные интересы киевской студенческой и гимназической молодежи пользовавшиеся у нее немалой популярностью лекции и семинарские занятия по западноевропейской литературе приват-доцента Киевского университета св. Владимира графа Фердинанда Георгиевича де ла Барта (1870 – 1916).

Впервые об этих лекциях и семинарах мы услышали в конце 40-х годов ХХ века (и вне связи с юношескими культурными интересами М.А.Булгакова, произведения которого начали печататься в СССР только в 60-ые годы) от нашего профессора И.В.Шаровольского, преподававшего в то время в Киевском университете на филологическом факультете введение в германскую филологию и готский язык. И.В.Шаровольский, уже очень старый в ту пору человек, руководил занятиями студентов у себя на дому и здесь, оставляя своих учеников иногда для чаепития, рассказывал в числе прочего о глубоких знаниях и незаурядном лекторском и переводческом таланте Ф.Г. де ла Барта, с которым они вместе в 900-е годы были в Киевском университете св. Владимира молодыми приват-доцентами историко-филологического факультета.

Ф.Г. де ла Барт, известный уже своим переводом "Песни о Роланде" (1897), удостоенным академической Пушкинской премии (и не утерявшим художественной ценности и поныне), жил и работал в Киеве с 1903 по 1909 г. Он преподавал в Киевском университете св. Владимира провансальский язык. В этот период в Киеве был выпущен целый ряд книг и брошюр Ф.Г. де ла Барта по истории всеобщей литературы и искусства: "Французский классицизм в литературе и искусстве"(1903), "Импрессионизм, символизм и декадентство"(1903), "Беседы по истории всеобщей литературы и искусства: Средние века и Возрождение"(1903), "Шатобриан и поэтика мировой скорби"(1905), "Литература и действительность в пору Великой французской революции"(1906), "Разыскания в области романтической поэтики и стиля"(1908). У юных киевских интеллектуалов, в круг которых входил и Михаил Булгаков, пользовались большим успехом лекции и семинарские занятия де ла Барта, где подробно комментировались средневековые провансальские литературные памятники, в том числе становившаяся в ту пору во Франции все более знаменитой эпическая поэма XIII века "Песня об альбигойском крестовом походе". Упоминаем об этом только потому, что в свое время в работе "Загадки известных книг"(М., 1986) нам удалось показать, какую роль сыграли в романе "Мастер и Маргарита" те импульсы приобщения к богатейшей провансальской средневековой литературе, которые будущий писатель первоначально ощутил, как нам представляется, в свои гимназические и студенческие годы благодаря культурно-педагогической и литературно-просветительской деятельности в Киеве Фердинанда Георгиевича де ла Барта.

Довольно большая и, по свидетельству родных Булгакова, хорошо подобранная московская библиотека писателя была после его смерти, как пишет М.О.Чудакова, почти "полностью распродана и частично раздарена". Из обширного собрания сегодня известны лишь немногим более восьмидесяти изданий. Лидия Яновская в комментариях к дневнику Елены Булгаковой уточняет: "Небольшая часть, по-видимому, была расхищена после смерти писателя; значительная часть распродана Еленой Сергеевной в очень тяжелые для нее 40-е и 50-е гг. (сделанная ею опись проданной библиотеки не найдена); часть утрачена после смерти Елены Сергеевны". Но если бы даже имелся перечень томов исчезнувшей библиотеки, то и он вряд ли бы помог обрисовать круг чтения Булгакова сколько-нибудь полно. особенно книжные интересы писателя в 1928–1939 гг., когда, создавая в числе других произведений роман "Мастер и Маргарита", он трудился нередко в государственных библиотеках, и прежде всего в Ленинской (ныне Российская Государственная Библиотека).

Сразу же оговоримся. Под словами "книжные интересы писателя" мы в данном случае подразумеваем в первую очередь не литературно-художественные аспекты чтения Булгакова ( т.е. его включенность в отечественную и мировую литературную традицию), а контекст религиозный, философский и исторический. В этом плане М.О.Чудакова в 1976 г. показала, что Булгаков основательно проштудировал книгу М.А.Орлова "История сношений человека с дьяволом", выписки из которой он использовал при создании "демонологических" глав своего последнего романа, и что некоторые другие аксессуары из той же демонологической сферы "Мастера и Маргариты" были почерпнуты им из статей энциклопедии Брокгауза–Ефрона о демонологии, демономании, дьяволе, колдовстве и шабаше ведьм.

В 1977 г. этот список был дополнен английской исследовательницей Лесли Милн, установившей, что из статьи в Брокгаузе о чародействе писателем было взято имя служительницы Воланда – Геллы.

В 1981 г. Л.Л.Фиалкова показала, что Булгаков использовал в тексте романа опубликованную в 1923 г. в "Красной ниве" рецензию поэта Сергея Городецкого на пьесу С.М.Чевкина "Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины". Городецкий пьесу раскритиковал, а Булгаков положил текст рецензии в основу разбора Берлиозом поэмы Ивана Бездомного.

В 1986 г. автору этих строк удалось показать в работе "Загадки известных книг", что одним из прототипов образа Мастера был украинский философ XVIII в. Григорий Саввич Сковорода, а эстетическая программа романа "Мастер и Маргарита" была почерпнута писателем из предисловия Владимира Сергеевича Соловьева к повести-сказке Э.Т.А.Гофмана "Золотой горшок".

Что касается книжных источников, философских начал и концептуально-исторической подосновы так называемых "древних" глав романа, то таковые и поныне находятся в стадии выявления.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Похожие:

Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconТеория и история культуры”
Владимир Набоков: современные прочтения: Сб науч тр. / Ран. Инион. Центр гуманит науч информ исслед. Отд культурологии; Отв ред....
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconИнформационная культура личности или информационная грамотность: российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского
Российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского института информационных...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconГотовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н.
Реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconКрымский центр гуманитарных исследований кримський центр гуманітарних досліджень crimean research centre for humanities
Кцгд, Таврійський національний університет ім. В. І. Вернадського, просп. Вернадського, 4, Сімферополь, Крим, Україна, 95007. Електрона...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconА. Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconУважаемые коллеги! Сектор истории культуры Российского Зарубежья Российского института культурологии проводит заочный международный научный коллоквиум «Перспективы изучения истории культуры Российского Зарубежья»
Целью коллоквиума является поиск и определение актуальных задач современного гуманитарного и социального знания, анализ и разработка...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconЭкранная культура как новая мифология (на примере кино) 24. 00. 01 теория и история культуры (культурология)
Защита состоится 2008 г в часов на заседании диссертационного совета д 210. 010. 04 при Московском государ­ст­вен­ном университете...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconТ. Г. Кругова, В. П. Фофанов «созвездие знаний» как феномен культуры: к разработке методологии гуманитарных исследовании
Принципиальным шагом на этом пути может стать интерпретация социокультурного подхода как одного из ключевых звеньев иерархически...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconКому подчиняется министерство культуры?*
Ответить на этот вопрос не так-то просто. История эта началась почти десять лет тому назад. В ней участвовали Правительство Российской...
Теория и история культуры” Центр гуманитарных научно-информационных исследований iconПоложени е
Научно-практическая конференция направлена на раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой и научно-исследовательской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов