Статья из журнала \"Мир фантастики\" icon

Статья из журнала "Мир фантастики"



НазваниеСтатья из журнала "Мир фантастики"
страница1/10
Дата конвертации13.09.2012
Размер1.23 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



УКРОТИТЕЛИ СУМРАКА

( статья из журнала "Мир фантастики" )


Вы никогда не задумывались о том, что ваши добропорядочные соседи по лестничной клетке могут оказаться самыми настоящими вампирами? О том, что стены самой обычной коммуналки сплошь заросли синим мхом, а после короткой беседы с рыночной торговкой над головой расцветает маленький черный смерч? О том, что случайно встреченный в метро молодой человек — на самом деле светлый маг, а в банальном поезде “Ташкент—Москва” специально обученный курьер везет волшебный артефакт невиданной силы? Все это можно увидеть собственными глазами, достаточно поднять с мостовой собственную тень и войти в сумрак.

Чтобы попасть в мир “Дозоров”, не надо забираться в звездолет на мю--мега-ионной тяге, изобретать машину времени или открывать межпространственный портал. Фантастика происходит здесь и сейчас, достаточно руку протянуть. Красная площадь и Останкинская телебашня, старый Арбат и новостроенный элитный жилой комплекс, песни “Арии” и “Воскресения”, советское прошлое и неопределенное настоящее — все это нам близко и знакомо. Читателю не придется вникать в политические перипетии между Ликарией и Великой Северо-западной Империей, разбираться, чем кобольды отличаются от гномов, и запоминать названия Приморских баронств — но от этого “Дозоры” не становятся менее интересными, скорее даже наоборот. Ведь прозаическая реальность под пером Лукьяненко рассматривается под новым и необычным углом — с точки зрения существования в нашем мире развитой и тщательно скрытой от глаз непосвященных магии. Летний ураган в Москве оказывается следствием сильного волшебного ритуала, задержка пуска комического корабля — вторжения на Байконур вампира, а строительство социализма — крупным проектом Светлых. Что уж говорить о “простых” житейских отношениях, о любви и ненависти, пропущенных через призму магии и ответственности за все человечество.

Да, именно ответственности за все человечество — не более и не менее. Ибо Иные, хотя и любят повторять, что людьми не являются, и всячески подчеркивать эту свою отстраненность от остального человечества, на деле существовать без людей попросту не могут. И дело не только в том, что Иные рождаются в обычных человеческих семьях, а в семьях Иных часто рождаются самые обычные люди. Дело в том, что все магические силы Иных — от обычных людей, а в одиночку даже самый могущественный Иной безпомощен, как ребенок.

Объяснить, что такое сумрак — ключевое, пожалуй, понятие для мира “Дозоров”, — сложно, гораздо легче его описать. Сумрак — нечто вроде параллельного мира, в некотором роде эмоциональной составляющей физической реальности, или же то, что нынче модно называть астральным (или же эфирным) планом. Войти в него могут только Иные — уже описанным способом, подняв свою тень и шагнув в нее. Звуки приглушаются, цвета блекнут, а глазам вошедшего открываются не виданные ранее картины.
Всякий человек — равно как и Иной — оказывается окруженным разноцветной аурой, по которой можно судить о его настроении, характере, сущности. Иные, помимо этого, предстают в своем сумеречном облике: оборотни становятся похожими на зверей; темные маги приобретают черты бесов, а светлые, судя по всему, ангелов (хотя нигде в книгах этого прямо не говорится). Любое, даже мимоходом высказанное проклятье отражается в сумраке черной воронкой над головой проклятого, и, как правило, ничего хорошего от этой воронки ожидать нельзя. Исчезают все возможные языковые барьеры, а за строчками газетных статей проявляются истинные мысли писавшего их журналиста (попробуйте, например, посмотреть через сумрак на эту страницу — узнаете много нового и интересного).

В сумраке происходит большинство столкновений между магами. По целому ряду причин. Прежде всего, считается, что сумрак, являясь эмоциональной проекцией “реального” мира, дает Иным магические силы. С магической точки зрения можно назвать сумрак своеобразным “теплообменником” — здесь накапливается эмоциональная энергия всего мыслящего на земле, которой потом могут воспользоваться маги. Впрочем, в сумраке магов подстерегает самое страшное, что может с ними случиться, — развоплощение. Маг, вошедший в сумрак и растративший там все свои силы, теряет власть над ним и становится его жертвой. Сумрак полностью высасывает жизнь неосторожного, и от того остается только призрачная оболочка, время от времени появляющаяся перед более удачливыми Иными. В сумраке можно практически безнаказанно заниматься чем угодно предосудительным — от курения в метро до разворачивания оперативного штаба в простой советской квартире (причем хозяева будут мирно спать за стенкой, и не подозревая о происходящем). Наконец, время в сумраке течет медленнее, чем в “реальном мире”, что способствует быстроте движений и нечеловечески чувствительной реакции.

Помимо Иных и их призраков, в сумраке можно встретить некоторых животных (например, котов и кошек, традиционно “ведьмовских” зверей) и растение-паразит, характерное только для сумрака — так называемых синий мох. Синий мох покрывает стены зданий (обычно лестничных клеток, лифтовых шахт, торговых ларьков и т. п.) и питается эмоциями. В принципе, никакого вреда от него нет, но маги предпочитают выжигать синий мох, если у них есть такая возможность. Другие животные, например, собаки, могут чувствовать сумрак и его обитателей, в частности, вампиров и оборотней.

Сумрак многослоен, причем если первый его слой доступен всем без исключения Иным, то второй и последующие — наиболее сильным и опытным из них. Схема погружения на следующий слой остается той же: найти, теперь уже в сумраке, собственную тень, поднять и шагнуть в нее. Вот только с каждым слоем процедура эта становится все более сложной. Кроме того, если первый слой сумрака в основном похож на отражаемый им мир, то более глубокие уровни все разительнее отличаются от него. Например, уже на втором слою сумрака почти нет высоких зданий, и войдя на него, находясь, например, на тридцатом этаже, Иной начнет медленно, но верно падать вниз.

Время от времени среди людей рождаются личности с некоторыми, возможно, генетическими отклонениями, позволяющими им входить в сумрак. Таких существ и называют Иными — подчеркивая их отличие от остального человечества. Природа их особенностей точно не определена, что, впрочем, не мешает этими особенностями пользоваться направо и налево. Первые контакты Иных с сумраком относятся к первобытным временам — именно так появились первые шаманы и ведьмы. Понятное дело, что тогда волшебство было во многом интуитивно и экспериментально. Постепенно, с развитием знаний Иных о сумраке, появилась практика инициации — уже состоявшиеся волшебники разыскивали потенциальных Иных, готовили их к первому вступлению в сумрак и обучали магическому искусству. Так обстоит дело и в наше время.

Внутри Иных существует четкая иерархия, место в которой каждого зависит от его могущества и опыта. Существует семь уровней магов, самым сильным из которых является первый, а также понятие “Волшебник вне категорий”. К последним относятся Высшие маги и Великие волшебники (которых во всей истории человечества были считанные единицы). Приблизительно определить уровень мага можно уже по тому, как его называют. Низшие ступени зовутся обычными “человеческими” именами и фамилиями, магов первого уровня обычно называют просто по именам, а большинство волшебников вне категорий, особенно самые древние из них, носят псевдонимы.

Мир Иных строго разделен на белое и черное, Свет и Тьму. Основное отличие — в отношении к простым людям. Вот как объясняет его главный герой “Дозоров” Антон Городецкий: “Если ты выбираешь Свет — ты не будешь применять свои способности для личной выгоды. Если ты выбрал Тьму — это станет для тебя нормальным. Но даже черный маг способен исцелять больных и находить пропавших без вести. А белый маг может отказывать людям в помощи”. Если копать глубже, становится понятно, что разница между Светом и Тьмой в трактовке Лукьяненко исчезающе мала. Куда заметнее разница между людьми и Иными. И, вместе с тем, всякий Иной четко знает, Темный он или Светлый. Эту печать накладывает на него знакомство с сумраком. Именно от эмоционального состояния Иного в момент его первого входа в сумрак зависит, на какую сторону он встанет. И какой стороне он будет служить всю свою долгую жизнь.

Борьба Темных и Светлых за человечество идет с переменным успехом тысячелетия. В какой-то момент (точной даты не указывается, но, очевидно, около полутысячи лет тому назад) Иные осознали, что средства в их противостоянии явно не соответствуют цели, и решили принять цивилизованные правила. Они пошли на безпрецедентный шаг — между Светом и Тьмой был заключен Договор.

С Великого Договора, в сущности, и берет свое начало описанный в романах мир “Дозоров”. В Дозоры — Ночной и Дневной — идет элита Иных, около половины практикующих магов, волшебниц, ведьм, колдунов, вампиров и оборотней. Дозоры же, являясь крупнейшими организациями Иных, занимаются главными магическими проектами, договариваются о решении возникающих проблем, определяют политику Иных по отношению к людям. Над Дозорами стоит Инквизиция, не относящаяся ни к Темной, ни к Светлой стороне.

Любой более-менее крупный населенный пункт, где есть хотя бы десяток Иных, может похвастаться собственными Дозорами. Дозоры есть и в провинциальном американском городке, и в многомиллионных японских мегаполисах. Поскольку действие книг Лукьяненко разворачивается в России, основное внимание в них уделено московским Дозорам — крупнейшим и сильнейшим в нашей стране и далеко не последним на мировой арене.

Активный состав и оперативный резерв Ночного Дозора Москвы составляет пара сотен Иных. В большинстве своем это светлые маги и волшебницы самого разного уровня и профиля, хотя реальную силу Дозора составляет несколько десятков чародеев трех высших уровней. В отдельную группу следует выделить так называемых боевых магов-перевертышей, являющихся светлым аналогом оборотней (хотя оборотнями их лучше не называть). В Дозоре выделяются оперативный и аналитический отделы, а финансовым обеспечением занимается ряд совершенно легальных фирм. При Дозоре существуют образовательные курсы, на которых обучают новоинициированных Иных. Штаб-квартира Ночного Дозора, замаскированная под обычный офис, расположена в четырехэтажном здании, весь персонал которого — до охранников и сантехников — набирается из числа Иных.

Во главе Ночного Дозора стоит Гесер (также известный как Борис Иванович), один из самых могущественных светлых волшебников в мире. Родился в Тибете около тысячи лет назад, приблизительно в XV веке перебрался в Европу, принимал участие в заключении Великого Договора, в начале XX века работал Дозорным в Средней Азии, после чего пересел в кресло начальника московского Дозора. Гесеру принадлежит не последняя (а иногда и ключевая) роль в крупнейших социальных экспериментах светлых магов, к числу которых относится и построение социализма в одной отдельно святой стране. Личным хобби Бориса Ивановича является коллекционирование узкоспециализированных сообществ вроде экстремальных парашютистов, байкеров или жертв насильственного заражения холерой — в каждом из них он видит маленькую модель своего подопечного Дозора.

Светлые даже разработали специальное заклинание — реморализацию — позволяющее им сделать наиболее верный выбор. Если же Светлый совершает поступки, которые сам считает противоречащими этому принципу, он самостоятельно развоплощается. Впрочем, и здесь есть свое “но” — каждый сам определяет ту грань, за которой цель перестает оправдывать средства.

Дневной Дозор до определенной степени является отражением Дозора Ночного — вот только труба повыше и дым погуще. Это и понятно: Темные не чувствуют себя связанными какими бы то ни было моральными ограничениями, и вполне могут в промышленных масштабах превращать свинец в золото, уголь — в алмазы, а резаную бумагу — в президентов. Начать с расположения — резиденция Дневного Дозора находится на Тверской, в двух шагах от Кремля. Она встроена в семиэтажный жилой дом и занимает три дополнительных этажа, которые видны исключительно в сумраке. Несмотря на повышенный эмоциональный фон от жильцов, такое устройство дает одно неоспоримое преимущество: в случае нападения Светлых на штаб-квартиру они будут вынуждены сдерживать себя, дабы не подвергнуть опасности жизни обычных людей. Руководит Дневным Дозором Завулон, темный маг, сравниться с которым по мощи из московских, да и российских Иных может только Гесер.

Дневной Дозор представляет собой довольно разношерстую и довольно разобщенную организацию, во многом сдерживаемую личным авторитетом Завулона. Удары в спину, предательства и принесение собственных коллег в жертву личным планам — обычная практика для Темных. Помимо “просто” магов, в Дневном Дозоре служат ведьмы, вампиры и оборотни. Ведьма — не просто темный аналог светлой волшебницы; разница между ними скорее не в стороне, а в подходе к магии. Если волшебницы предпочитают оперировать чистой энергией, то чародейства ведьмы во многом завязаны на амулеты и артефакты. К вампирам (кроме, разумеется, Высших вампиров) и оборотням в Дневном Дозоре относятся, как к пушечному мясу, и редко считают их за полноценных Иных.

Говоря о Темных, необходимо упомянуть и такое явление, как зеркало. Зеркало — довольно редкое явление, порождение сумрака, цель которого — восстановить пошатнувшееся равновесие между Светом и Тьмой. Строго говоря, зеркало может прийти как на ту, так и на другую сторону, но в большинстве задокументированных случаев оно появлялось в стане Темных — очевидно, как реакция на амбициозные социальные эксперименты Ночных Дозоров. Зеркалом, как правило, становится сторонний слабый Иной или человек. Его цель обычно — уничтожить или истощить чрезмерно сильного мага или волшебницу. Зеркало постепенно совершенствуется, накапливает силу, с каждой атакой на него становясь только могущественнее, а исполнив свою миссию, развоплощается.

Инквизиция, иногда образно называемая Сумеречным Дозором, вовсе не является некоей третьей силой в мире Дозоров. Это относительно скромная (по численности, но никак не по авторитету) организация, стоящая над Дозорами и следящая за соблюдением Великого Договора. Серые плащи Инквизиции надевают как Светлые, так и Темные — те из них, кто в полной мере ощущает катастрофические последствия нарушения Договора. Как признался Антону Городецкому один из Инквизиторов: “Вас держит всего лишь страх. За себя или за людей — не важно. А нас держит ужас. И потому мы соблюдаем Договор”.


( Петр Тюленев )


^ ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ДОЗОР


Данный текст одобрен к прочтению как способствующий делу Света.

"Ночной Дозор"


Данный текст полностью безразличен делу Тьмы.

"Дневной Дозор"


Ветер поднялся к вечеру. Продувал холодные переулки, стынущие стены домов, дрожащие под холодом окна. Ветер не хотел, чтобы Антон подымался.

В комнате было пустынно, стояла пустая бутыль, отражался тусклый свет в лунном стакане. Освещала луна и полог стеганого одеяла, в которое был завернут Дозорный.

Антон поднялся по непонятному толчку, посмотрел на шкаф с горой граненого, тускло-мерцающего стекла, выглядевший довольно эпически.

"В каждой игре есть правила, значит, правила должны быть и в мире, - подумал Антон, - значит, нам нужно попытаться найти их, а если уж нашли, то держаться.. Как жаль, что Костя.."

Антон с тоской уставился в окно. И оторопел - на карнизе балкона свисал как летучая мышь его старый знакомый - Костя из Дневного Дозора. Он не торопился, ждал, когда Антон оценит всю внезапность и чудесность его появления. Затем незапертое окно приоткрылось - как в романе "Мастер и Маргарита", где ведьма Гелла напугала таким образом Римского. - и Костя плавно вошел в комнату.

- Ну как настроение? Праздничное? - спросил он, кивая на затрапезный стол.

- Вполне, учитывая твое появление, - улыбнулся Антон и заметил, как Костя осклаблился в ответ, - нужно сказать, не ожидал тебя увидеть.. Ты так резво оказался на орбите, и поэтому наш Дозор уже давно не принимал тебя в расчет. Так как тебе удалось выбраться оттуда?

- Про орбиту это я здорово придумал, не правда ли? - с ожиданием похвалы сказал Костя, - только не учел, что земля в последнее время стала несколько более плоской. Вот и свалился я с верхотуры.

Костя подошел к занавеске, жадно отдернул ее, впился глазами в нескончаемый, казавшийся вечным, поток огней на улицах города. Низко в небе висела пустая луна.

- А как же с кислородом дело выгорело? - спросил Антон.

- Глупый Дозорный. Смешон твой вопрос. Известное заблуждение, что кислород дает жизнь всему вокруг, - является сказкой для детей и легковерных граждан. Я уже давно не пользуюсь кислородом, как и большинством других элементов из этой разноцветной таблицы, придуманной в свое время Менделеевым. Впрочем, не слишком ли я замысловато излагаю свои мысли, Светлый?

- Ничуть. Если бы ты ознакомился с сюжетом той книги, что называется "Последний Дозор", твои слова не показались бы тебе изысканной речью.

- "Последний Дозор" называется? - переспросил Костя, - не читал. Я же на орбите был. А там библиотек нет, да и прочей мушиной канцелярии тоже. Прекрасно, вот только не хватает озона.

Друзья немного помолчали. Антон прошелся по комнате, включил телеприемник, - он знал, что в отдельные минуты послеорбитальной эйфории Костя не прочь посмотреть на передачи российского телевидения - которые Темный воспринимал всецело и полностью как юмористические. Впрочем, это не касалось выпусков новостей, содержание которых юный вампир принимал, образно выражаясь, близко к сердцу.

На экране прошло несколько сюжетов, касающихся глав государств, затем появились шахтеры, и вслед за ними - энергетики. Вдруг Антон привстал и потянулся к пульту - на экране вот уж совершенно неожиданно появилось здание штаба Ночного Дозора. Вокруг здания уже собралось несколько любознательных граждан.

- .. неизвестными экстремистами, предположительно выходцами с юга, захвачено здание ЗАО "Горсвет", - сообщила симпатичная ведущая программы новостей, - их требования сейчас выясняются. Несомненно только то, что они выдвинули такое как освобождение своих бывших подельников. До сих пор неизвестно, принадлежат ли они к той или другой террористической организации.

- Вечер перестает быть томным, - сказал Костя, - теперь ждем в гости Гесера.

- Как заявили экстремисты, они будут удерживать сотрудников "Горсвета" до тех пор, пока их требования не будут полностью удовлетворены, - добавила дикторша.

В этот момент раздался стук в дверь и на пороге появился Гесер.

- Добрый вечер, мой дорогой Антон, - произнес он и, заметив вампира, добавил, - Если он действительно добрый. в чем я лично очень сомневаюсь.

- А что это уважаемый Гесер появился через дверь? - сиронизировал Костя, - мог бы провесить портал. по своему обыкновению, как это принято у нас в Дозорах, по-че.. извините, чуть было не сказал - по-человечески.

- Твоя глубокая ирония сейчас неуместна, - произнес Гесер, - и даже с учетом того. что ты спустился с орбиты. Тебе прекрасно известно, что никаких порталов мы давно не используем. Попробуй быть более серьезным, Костя. Как нам всем известно, захвачен штаб Ночного Дозора, захвачен стихийными Темными. неподконтрольными ни Завулону, ни вам, Костя, тем более.

- Хотелось бы осведомится, догадывается ли Гесер о причине столь явного всплеска в поведении Темных? - спросил Костя.

- Более чем. Я не буду томить вас прозаическими отступлениями, вернее всего дело здесь - в так называемом "Предпоследнем Дозоре".

- И что мы должны знать об этом деле? - с интересом спросил Костя.

- Не мне это решать.

Гесер почесал в затылке, устало вздохнул и присел в уютное кресло напротив Антона.

- Вы знаете, что в последнее время в защите Дозора образовались бреши. Почему? Потому что после того, что написал о нас Городецкий в своих сагах, после двух фильмов и одной песни группы "Ума Турман" самое логичное, что мы могли были бы сделать - расформировать наши Дозоры, заблокировать вход в сумрак - хотя это само по себе проблематично - и читать впредь только русскую классику.

- Как русскую классику? - воскликнул Костя, - это значит, нам, простым Темным. не позволено будет воплощать свои самые странные фантазии? не позволено будет гулять, где привыкли, распивать горячительные напитки и распевать песни в полутьме? Кто же будет воплощать в жизнь самые смелые фантазии братьев Вайнеров и братьев Самойловых? Что нам останется - "Барышня-крестьянка"?

- Вы зря недооцениваете барышню-крестьянку, - сказал Гесер, - она - потенциальная Иная пятого-шестого уровня. Но мы отвлеклись. Замысел "Предпоследнего Дозора" родился в стенах уважаемой Инквизиции. Суть его в том. что в результате действий этого Дозора все Иные с течением времени будут превращены в людей. Естественно, Инквизиция предусмотрела то, что не всем придется по душе подобная перспектива. Иные - как Светлые, так и Темные, - могут протествовать и отказываться.

- Извините, Гесер, я не понимаю, зачем всех Иных подвергать этой унизительной процедуре превращения в людей?

- Это уже решено на самом высоком уровне Инквизиции. В лингвистике это называется - стремление к унификации. Людей больше, значит, все Иные должны стать людьми.

- А что будет с теми, кто не захочет подчиниться решению инквизиторов? - спросил Костя.

- Ну.. как раз для этого и создан Предпоследний Дозор.

- Не переживай, Костя, - сказал Антон, - стать человеком - не так страшно.

- Человеческие переживания, мысли, чувства, - боюсь, выдержу ли я их поток, - опасливо произнес Костя, - да и другие Иные - мои друзья - могут потеряться на этом пути между Сциллой и Харибдой. Вас, Пресветлый Гесер. я понимаю, пожили шестьсот годков, пора на пенсию. Захотелось на седьмой сотне пожить по-человечески в буквальном смысле слова?

- Значит, не будем больше морочить людей? - спросил появившийся на пороге Завулон.

- Да, получается, что весь мир устал от наших действий, Завулонушко, - ласково сказал Гесер.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconЕ. А., 2010 об одной гипотезе космологии
«Космология и внегалактическая астрофизика» опубликована статья [1] известных ученых, перевод abstract’a которой приведен ниже. Статья...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconВ. Зайцев нужно ли проверять эйнштейна? (статья из журнала "Техника-молодёжи", 1963, №5, с. 6)
«Второй постулат Эйнштейна неверен», – заявляет американский физик У. Кантор в сентябрьском номере «Журнала американского оптического...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconРадарные наблюдения венеры подтвердили классическое (галилеево) правило сложения скоростей
Статья из журнала Известия вузов "Геодезия и аэрофотосъёмка", N6, 2001, c. 85-108
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconСтатья из журнала "Physical Review Letters", Том 39, №17, 24 октября 1977, с. 1051
Факультет Физики и Центр Космических исследований, Штат Массачусетс, Массачусетский Технологический Институт, Кембридж, Массачусетс...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconУрок I рабочая тетрадь по географии
Какой из «миров» Земли «Мир камня», «Мир воды», «Мир воздуха», «Мир жизни» появился раньше?
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconЭкзогенные психические расстройства
...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconМюзиклы Владислава Успенского «Музыка Петербурга» летний номер 2001 года Фотинья Мергель статья о человеке, как и статья
...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconСтатья для журнала «Компоненты и технологии». Опубликована в №2 за 2006 год
В настоящее время они выпускаются тремя фирмами: nve, Avago Technologies и Analog Devices. В статье, предназначенной для разработчиков...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconШвеции судебное решение от 18 декабря 1984 г. (статья 50)
Заявители считали, что нарушено их право на защиту собственности (статья 1 Протокола №1 к Конвенции), право на справедливое судебное...
Статья из журнала \"Мир фантастики\" iconПостоянна ли скорость света? (статья из журнала "Техника-Молодёжи" №4, 2001 г.)
Земли относительно гипотетического "мирового эфира" – среды, способной служить "абсолютной" системой отсчёта. Но если такой среды...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов