Диссертации icon

Диссертации



НазваниеДиссертации
Цупикова, Елена Владимировна
Дата конвертации19.09.2012
Размер252.01 Kb.
ТипДокументы


Методика преподавания лексикологии (системных отношений) в курсе современного русского литературного языка на филологических факультетах педагогических университетов ( фрагмент )


Год:

2002

Автор:

Цупикова, Елена Владимировна


Тема диссертации:

Методика преподавания лексикологии (системных отношений) в курсе современного русского литературного языка на филологических факультетах педагогических университетов

Ученая степень:

кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Москва

Код специальности ВАК:

13.00.02

Специальность:

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Количество страниц:

246

Оглавление:

^ ГЛАВА 1. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУТСА ЛЕКСИКОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТОВ

1.1. Лингвистическое обоснование построения курса лексикологии русского языка

1.2. Дидактическое обоснование построения и преподавания к\рса русской лексикологии

1.3. Психологическое обоснование преподавания курса русской лексикологии. 91-110. ВЫВОДЫ

^ ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВ.АНИЯ КУРСА ЛЕКСИКОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫК.А

2.1. Анализ существующих лингводидактических систем построения лекционного курса лексикологии

2.2. Анализ вузовских и школьных сборников упражнений по курсу-лексикологии

2.3. Лингводидактические основы построения лекционного к\рса русской лексикологии (системные отношения в лексике)

2.4. Лингводидактические основы построения систелп,! практических заданий по к>'рсу лексикологии

2.5. Экспериментальное обучение русской лексикологии (системные отношения в лексике). 203-221. ВЫВОДЫ

Введение:


Научно-исследовательские установки диссертации Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: с одной стороны, социальным значением темы для современного состояния общества, а с другой, - уровнем исследования данной темы. С точки зрения социального заказа современное обучение должно дать прочные знания о языке и добиться свободного владения им. Социальное значение темы проявляется в усилении коммуникативных потребностей в обществе. Современный вузовский курс лексикологии должен иметь познавательно-практическую направленность, то есть дать знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и сформировать различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета).



Вьщеляются три основных познавательных цели изучения русского языка, и, в частности, раздела лексикологии: формирование у студентов лингвистического мировоззрения; вооружение студентов знаниями о языке и речи; эстетическое воспитание средствами русского языка как учебной дисциплины.


Главной целью обучения, воспитания и развития выдвигается формирование личности человека как активного и интеллектуально развитого члена общества, физически и духовно состоятельной индивидуальности, способной к самостоятельной реализации в обществе. Основной характеристикой личности выступает ее речевое поведение, а основным умением - умение общаться; это умение складывается в результате развития общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и определяет приоритетное положение дисциплин гуманитарного цикла в образовательном процессе. Богатство, разнообразие, доказательность речи - это показатели таких же свойств мышления, обобщенное умение построения речевых высказываний и текстов. Это обобщенное умение у будущих филологов формируется в первую очередь при изучении курса лексикологии.


Уровень исследования темы недостаточен: курс лексикологии, как он представлен в учебниках и учебных пособиях, незавершен (не все системные отношения описаны или введены в практику преподавания). Усиление же коммуникативных потребностей диктует необходимость введения в курс лексикологии таких лексических явлений и категорий, как денотат, предикат,^ гипонимия^ гетеронимия, внешняя метонимия, предикация, ЛСГ, конверсия.


Объект исследования - материальные объекты и явления которые могут быть восприняты органами чувств, измерены и описаны соответствующим образом.


В методике таким объектом является, с одной стороны сам учебный процесс обучения русскому языку студентов филологических факультетов на том отрезке обучения, который связан с освоением лексики русского языка, а с другой, словарный состав русского языка.


Предмет исследования - это система понятий, образ>тощих теоретические модели исследования: лингвистические модели (группы лексики, разделенные по каким-либо категориям), лингводидактические модели; построения заданий и методические модели органидацин и проведения учебного процесса. На основе лингвистического анализа лексической системы языка строится лннгводидактическая система учебных заданий и осуществляется разработка когнитивно-коммуникативного метода обучения русскому языку студентов, а также разработка методической системы обучения русской лексикологии и ее экспериментальная проверка.


Методологическую основу исследования составляют теория отражения, теория интериоризации, теория развивающего обучения, теория знаковых систем.


Методы исследования - комплексный метод, определяющей взаимосвязи лингвистических, дидактических и психологических факторов обучения, системный метод, определяющий соотношение компонентов и функций объекта изучения.


Системный и комплексный подходы требуют выделения стержневого, организующего начала, формирующего единую систему знаний на базе разностороннего обоснования предмета методического исследования. Конечной целью методики обучения языку является освоение коммуникативной деятельности, поэтому лингвистические факторы являются организующими. Лингвистические данные нуждаются в дидактической обработке. Основные приемы исследования наблюдение, анализ, синтез, моделирование, эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента; сопоставление и классификация лингвистического материала; индукция и дедукция, обобщение. « Цель исследования - построение методической концепции преподавания курса лексикологии студентам филологических факультетов университетов, которая обладала бы свойствами оптимальности, надежности и эффективности. Такая система предполагает возможность получения большего удельного веса знаний по сравнению с традиционной системой подачи материала. Задачи исследования: 1)Изучение системных отношений в лексике в связи с ее функциями репрезентировать в лингвистических средствах процесс преобразования внутренней речи во внешнюю; 2)Построение системы заданий, учитывающей формирование лингвистической, языковой и речевой компетенций студентов; 3)Построение методических моделей подготовки, организации и проведения учебного процесса, учитывающих взаимосвязь обучающих и обучаемых, средств обучения, его содержания, форм организации учебного процесса и используемых приемов.


Гипотеза исследования: соотнесение лексических категорий с денотативнопредикативной структурой текста, а также построение курса лексикологии с опорой на теорию уровней и теорию внешней и внутренней речи, предполагающими рассмотрение лексики как совокупности фигур, обладающих значением (в системе языка) и смыслом (в тексте), а лексических категорий - как внешних и внутренних денотативных и предикативных, обеспечивает более полное освоение лексических отношений, включающих в себя не только синонимию, антонимию, но и гипонимию, гетеронимию, внешнюю метонимию, конверсию и ЛСГ, является необходимым условием для полноценного и эффективного формирования у студентов лингвистической, языковой, речевой и методической компетенций.


Этапы исследования: 1) посещение занятий с целью ознакомления с существующей системой преподавания лексикологии; 2) освоение лингвистической, дидактической, психологической, методической литературы по теме исследования; 3) анализ учебной литературы и программ по курсу лексикологии; 4) изучение системных отношений в лексике русского языка; 5) построение модели, определяющей последовательность изложения материала; 6) построение модели (планирование) в стратегии и тактики изложения диссертационного исследования; 7) составление лекционного курса, системы заданий и планов проведения занятий; 8) проведение эксперимента и статистическая обработка его результатов; 9) написание глав диссертации; 10) написание статей и выступления с докладами на конференциях; 11) обсуждение диссертации.


Теоретическая и практическая значимость исследования.


К значимости исследования относятся концепции и теоретические положения, используемые в работе. Ими являются: теории семантических полей, теория интериоризации, теория внутренней и внешней речи, теория текста, опирающаяся на теорию внутренней и внешней речи; теория формирования внутреннего плана действий; дидактическая теория взаимосвязи словесных, наглядных и практических средств обучения, которая обеспечила потребность двоякой подачи информации в учебном процессе (Л.В. Занков); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); теория взаимосвязи предметных и дидактических задач, выделение которых позволило объединить отдельные задания в комплексы заданий, обеспечивающих формирование интегральных умений (В.М. Бельдиян); теория обобщения в обучении, обусловившая необходимость вьщеления инвариантных явлений и структур в процессе формирования знаний (В.В. Давыдов). Теоретическая значимость исследования состоит также в истолковании явлений лексики с точки зрения значения и смысла, в разделении лексики на денотативную и предикативную, в установлении взаимосвязи лексикологии и семасиологии, в рассмотрении референции и номинации как двух процедур изучения лексики языка в рамках одной науки.


Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов 1) в научных исследованиях по лексикологии, теории текстов и методике изучения лексики русского языка; 2) при подготовке лекционных и практических занятий по курсу лексикологии; 3) при написании учебников и учебных пособий по курсу лексикологии; 4) в практике преподавания русского языка в высших, средних специальных и средних учебных заведений.


Научная новизна исследования определяется 1) соотнесением понятий лексикологии с понятиями теории внешней и внутренней речи; 2) выделением и описанием внешней метонимии как основы для построения речевых ситуаций и высказываний; 3) разграничением и противопоставлением денотативной и предикативной лексики; 4) введением в описание системных отношений лексики категорий гипонимии, гетеронимии, внешней метонимии и предикации лексической; 5) рассмотрением синтагматических распределений категорий в лексикосемантическнх группах в качестве сильных и слабых позиций для установления типов полисемии; 6) лингводидактическим построением системы заданий по курсу лексикологии и использованием опорных схем в процессе овладения учебной информацией и переработки ее в знания; 7) использованием заданий для целенаправленного формирования уровней умственных способностей.


Положения, выносимые на защиту.


1. Положения, характеризующие содержание лекционного курса (теоретического материала): 1.1. Построение курса лексикологии на коммуникативной основе предполагает взаимосвязь ее понятий с понятиями теории текста, которые, в свою очередь, должны опираться на концепцию внутренней и внешней речи, предполагающую разграничение значения и смысла.


1.2. Систему построения категорий лексикологии определяет соотнесение их с денотативно-предикативной структурой текста. С этим связано разделение лексики на денотативную и предикативную, разделение характеристик лексики на внешние и внутренние.


1.3. Оптимальному построению структуры лексики способствует освоение таких категорий, как гипонимия и гетеронимия. Построение речевых ситуаций (высказываний) в первую очередь обеспечивается изучением внешней метонимии.


1.4. Денотативные компоненты лексики в тексте выступают в качестве его постоянных элементов. Предикативные компоненты лексики в тексте являются переменными (зависимыми) элементами; они обеспечивают развертывание смысла текста. К предикативным категориям лексики относятся антонимия и синонимия.


Конверсия лексическая с точки зрения значений выступает в качестве разновидности антонимии, а с точки зрения смысловой является разновидностью синонимии.


1.5. Внутреннюю структуру лексических отношений образует полисемия, которая также подразделяется на денотативную и предикативную. К денотативной относятся метонимия и синекдоха^ к предикативной - метафора и функциональный перенос.


Основным механизмом образования (порождения) полисемии выступает предикация как взаимосвязь денотативной и предикативной лексики. Эта взаимосвязь осуществляется в рамках основных лексико-семантических групп (человек и части его тела; животные и части их тел; растения и их части; природные объекты; предметы, сделанные человеком; отвлеченные названия), которые служат лексическими СИЛЬНЫМИ и слабыми позициями для разграничения прямых и переносных значений.


2. Положения, характеризующие содержание системы заданий: 2.]. Эффективность освоения лексики обеспечивается тремя типами заданий на формирование лингвистической, языковой, речевой и методической компетенций.


Осуществление вышеназванных положений призвано обеспечить коммуникативный эффект в процессе освоения курса лексикологии студентами филологических факультетов университетов.


Апробация материалов и результатов исследования осуществлялось в выступлениях на заседаниях кафедры истории русского языка и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета (2000-2002 гг.) и при обсуждении докладов на научных конференциях «Русская филология: язык - литература - культура», «Актуальные проблемы лингвистики» (2002 г., г. Тюмень) и «Славянские чтения» (2002 Г-, г. Омск), на международной научной конференции в Кокшетау (2002г-).


Достоверность исследования обеспечивается использованием наиболее значимых достижений отечественной и мировой научной мысли (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, ЯЛ. Пономарев, ВВ. Давыдов, АН. Леонтьев, ВВ. Виноградов, Л.А. Новиков, А.А. Реформатский, Д.Н. Шмелев, Л.В. Занков, СИ. Архангельский, СИ. Лысеккова, В.Ф. Шаталов, Ю.К. Бабанский; В. Порциг, И. Трир, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Миллер), логикой изложения, основанной на системном и комплексном методах, результатами научного эксперимента и личным участием автора в проведении экспериментальной работы (Омский ГПУ, Тарский филиал Омского ГПУ, Московский институт иностранных языков - Омский филиал, педагогическое училище К»! г. Омска, Омский Государственный университет, лицей №66 г. Омска). В эксперименте принимали участие 270 студентов.


Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и семи приложений.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы языкознания ГДР: Язьпс - идеология - общество. Сб. ст. /Сост. Г. Фойдель. -М.: «Прогресс», 1979. -309с.

2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М. «Наука»4 974.-367с.

3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. /Оценка. Событие. Факт/ - М. «Наука»Л988.-338с.

4. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: «Высшая школа», 1974. - 384с.

5. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебное методическое пособие. - М.: «Высшая школа», 1980. -868с.

6. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. - М.: «Учпедгиз», 1957.-295с.

7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: «Советская энциклопедия», 1 %6. - 608с.

8. Бабанский Ю.К., Пташник М.Н. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). - Киев; «Рад. школа»,!982. — 198с.

9. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д РЯ. Теория. 5-9 классы. - М.: «Дрофа»,2000. - 331с.

10. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике Языка. - Воронеж; Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. - 104с.

11. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. -М.: «Изд. иностр. лит.», 1955. -416с.

12. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М.; «Просвещение»,!969. - 111с.

13. Бельдиян В.М, Проблема уровней языка в лингвистике и лингводидактике // III научные чтения, посвященные памяти академиков И.А. Батманова, К.К. Юдахина,Б.М. Юнусалиева. -Ош, 1985. - С . 92-93.

14. Бельдиян В.М. Дидактические (проблемные) и предметные задачи в обучении русскому языку // Вопросы изучения и преподавания психологии. - М.,1972. - 61-75.

15. Бельдиян В.М. Обучение фонетике студентов национальных групп // Автореф. дисс. докт. - М., 1989. - 45с.

16. Бельдиян В.М. Текст как лингвистическая реальность // Теория текста: внутренняя и внешняя структуры. - Ташкент: Изд-во ТГПИ, 1993. - 9-33.

17. Бельдиян В.М. Использование текстов для развитР1я внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку. - Омск: Изд-во ОмГПУ,1996. - 32с.

18. Бельдиян В.М. Проблемы референции и основные понятия лексической полисемии //Семантика языковой системы и текста. - Омск: Изд-во ОмГПУ,1997. -С. 3-27.

19. Бельдиян В.М. Значение фразеологизма и фразеологическое значение слова // Виноградовские чтения. Материалы межвузовской конференции. - Тобольск: Изд-во ТГПУ,2001.-С. 60-63.

20. Бенвенист Э. Общая лингвистика/ под ред. Степанова Ю.С. - М.: «Прогресс»^! 974. - 447с.

21. Бережан СТ. Семантически тождественные слова в языке и смысловое отождествление слов в речи //Исследования по семантике. - Уфа: Башк. гос. ун-т, 1976.-С. 3-11.

22. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: «Просвещение»,!979. - 416с.

23. Блумфилд Л. Язык. -М. : «Прогресс», 1968. -607с.

24. Богушевич Д.Г. Единица, функция,уровень. -Минск: «Вышейш. шк.»,1985. - 116с.

25. Бодуэн де Куртене И.Э. Язык и языки.// Избранные труды по общему языкознанию, т,2. - М.: «Изд-во Акад. Наук СССР»,1963. - 391с.

26. Большой энциклопедический словарь «Языкознание»// Под редакцией Ярцевой В.Н. - М.: «Большая Российская Энциклопедия»,! 998. - 685с.

27. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. - Л.; «Наука»,! 978. - 175с,

28. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: «Космополис», 1994, - 272с.

29. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. - М.: «Наука», 1986.- 127с.

30. Брудный А.А. Другому как понять тебя? -М.: «Знание», 1990. -63с.

31. Будагов Р.А. Человек и его язык. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 262с.

32. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // РЯШ,1996№1.-С. 3-8.

33. Валгина Н.С, Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич ВВ. Современный русский язык. - М.: «Высшая школа»,1971. - 397с.

34. Васильев Л.М. Системные отношения в лексике и методы их изучения. - Уфа: Башк, ун-т, 1977. - 143с.

35. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. - М.: «Высш. шк.»,1981. - 184с,

36. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. - М.: «Высш. шк.»Д990.-175с.

37. Васильев А. Синтез смысла при создании и понимании текста. - Киев: «Наук, думка», 1988. - 237с.

38. Васильева Н. В., Виноградов В. А., Шахнарович A.M. Краткий словарь лингвистических терминов. -М. : «Русский язык»,1995. - 176с.

39. Введенская Л.А., Дыбина ТВ., Щеболева И.И. Современный русский литературный язык. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та,1968. - 240с.

40. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи (новые темы в программах для школы и вуза). - Ростов — на —Дону: «Феникс»,1997. -478с.

41. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М.: «Русские словари», 1997. - 411с.

42. Вежбицкая А. Словарный состав как ключ к этносоциологии и психологии: модели «дружбы» в различных культурах // Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: «Русские словари», 1999.

43. Вероятностное прогнозирование в речи. / Под ред. Фрумкиной P.M. - М.: «Наука»,1971.-199с.

44. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. - М.: «Политиздат», 1968. - 263с.

45. Ветров А.А. Методологические проблемы современной лингвистики. - М.: «Высш. шк.»,1973. - 96с.

46. Виноградов В.В, Основные типы ЛЗ слова,//РЯШ,1953. №5. - 6с,

47. Виноградов В.В. Избранные труды.//Исследования по русской грамматике. - М. «Наука», 1972. -559с.

48. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний (На материале русского языка) // Избр. труды. Исследования по русской грамматике. - М.: «Наука», 1975. -С. 231-253.

49. Виноградов В.В. О формах слова.//Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М . «Наука»,1975. -С.33-50.

50. Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его словообразовательной роли в истории языка. О некоторых вопросах русской исторической лексикологии.//Избранные труды: Лексикология и лексикография. - М.: «Наука»,! 977. -С.47-68,69-94.

51. Волков А.Г. Язык как система знаков. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1966. - 87с.

52. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: «Наука»,1985. - 228с.

53. Вопросы грамматического строя и словарного состава языка. Выпуск 18. Ч.1. - Л.: Изд-во Ленингр. Гос. ун-та,1952. - 363с.

54. Вопросы грамматики и семантики русского языка. Сб. трудов. - М.: Ун-т дружбы народов, 1977. - 159с.

55. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений, т. 2. - М. «Педагогика»,! 982. - 504с.

56. Гаврилов ВВ. Обучение фразеологии на уроках русского языка в 6 классе средней школы на основе освоения фразеологически связанных (символических) значений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.-М., 2002.-254с.

57. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. -М. : «Высшая школа»,!974. - 175с.

58. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 329с.

59. Голубева Н.П., Громова Н.М., Тарасюк О.Н., Успенский М.Б. Современный русский язык. Сборник упражнений. -М.: «Просвещение», 1975. -317с.

60. Гузеев В.В. От методик к образовательным технологиям. // Народное образование,!988 №7. - 84-91.

61. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М.; «Прогресс», 1984. - 397с.

62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М. «Педагогика», 1986. - 239с.

63. Давьщов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: «ИНТОР»,1996.

64. Давьщов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: «Педагогическое общество России», 2000. - 480с.

65. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 518с.

66. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-8 классах. -М.: «Просвещение», 1965. - 327с.

67. Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: «Прогресс», 1989. - 312с.

68. Демиденко Л. П., Козырев Т. Г., Хмелевская Е. С, Козырев И. Современный русский язык. Лексикология. Издание 2-е. - Минск: «Вышейшая школа»,1990.-195с.

69. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 225с.

70. Денисова М.А. Русское слово и русский мир. // РЯШ,1997 №2. - 87-93.

71. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Ч.1. - М.: «Просвещение», «Владос»,1995. - 207с.

72. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семантики. - М.: «Прогресс»,!973. - 286с.

73. Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. - М.: «Наука», 1969. - 331с.

74. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 1.-м.: «Прогресс»,!960. - 264 - 389.

75. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов. // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи. - М.: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР,1956. - 251с.

76. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: «Наука»,!982. - 159с.

77. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М.: «Лабиринт»,1998. - 366с.

78. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: «Учпедгиз»J 960. - 311с.

79. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: «Высшая школа»,1996. - 418с.

80. Звегинцев В. А. Проблема знаковости языка. Материалы к курсам языкознания. -М.: Изд-во Моск. ун-та,1956. - 34с.

81. Звегинцев В.А. Семасиология. -М.: «Изд-во Моск. ун-та»,1957. - 322с.

82. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М.: «Просвещение»,!968. - 336с.

83. Звегинцев В.А. Смысл и значение // Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики, - М.,1973. - 92-98.

84. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. -М.: Из-во Моск. ун-та,1973. -248с.

85. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М.: «Изд-во Моск. ун-та»,1976. - 307с.

86. Земский A.M. , Крючков Е., Светлаев MB. Русский язык. 4.1. - М.; «Просвещение»,! 980. - 303с.

87. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос»,1999. - 383с.

88. Значение и смысл слова / Под ред. Розенталя Д.Э. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 195с.

89. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. - Кишинев; «Штиинца», 1982. - 160с.

90. Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М.: «Наука»,1985. - 239с.

91. Калинин А.В. Лексика русского языка. Издание 2. - М.: Изд-во Моск. унта,! 971.-23 Ic.

92. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: «Наука», 1976. - 355с.

93. Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. - М.; Изд-во иностр. лит.,1959. - 382с.

94. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. -М.: «Высшая школа»,1995. - 382с.

95. Кацнельсон Д, О понятии «уровня» в современном языкознании. // Тезисы докладов на дискуссии о проблеме системности в языке. - М.,1962. - 5.

96. Кацнельсон Д. Содержание слова, значение и обозначение. - М.: «Наука»,1965.-110с.

97. Кацнельсон Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.; «Наука»Д972. - 216с.

98. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. -Л. : Изд-во ЛГУЛ978. -116с.

99. Клаус Г. Кибернетика и философия. - М.: Изд-во иностр. лит.,1963. - 531с.

100. Клаус Г. Сила слова. - М,: «Прогресс», 1967. - 215с.

101. Климов Г.А, Фонема и морфема. М.: «Наутса», 1967. - 128с.

102. Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла. // Вопросы психологии. 1971, №4.

103. Ковалев В.П. Современный русский литературный язык. - М.: «Просвещение», 1969. - 287с.

104. Кодухов В.И. Общее языкознание. -М.: «Высшая школа», 1974. - 303с.

105. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. - М.: «Высш. шк.»,1965. - 240с.

106. Колшанский Г.В. Семантика слова в логическом аспекте. // Язык и мышление.-М.: «Наука»,1%7.-С. 187-208.

107. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. - М.: «Наука»,1980. - 149с.

108. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: «Наука»,1984. - 175с.

109. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1969. - 192с.

110. Комлев Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты. - М.: Изд-во МГУ,1992. - 214с.

111. Кондратов A.M. Звуки и знаки. - М.: «Знание», 1978. - 207с.

112. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. - Воронеж; «Изд-во Воронеж, ун-та», 1978. - 143с.

113. Косериу Э. Лексические солидарности. // Вопросы учебной лексикографии. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1969. - С . 93-104.

114. Кремянский В. И. Критерии структурных уровней биосистем. // Проблемы методологии системного исследования. - М.: «Мысль»,1970. - 227-228.

115. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. - М.: «Наука»,! 981. - 200с.

116. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. - М: «Наука».,1986.-156с.

117. Кубрякова Е.С, Шахнарович A.M., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. - М.,1991.

118. Кузнецов П.С. Об основных положениях фонологии // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. - М.: «Наука», 1970. - 470-480.

119. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. - 59с.

120. Кузнецова Э.В. Лексикология РЯ. - М.: «Высш. шк.»,1989. - 215с.

121. Курилович Е. Заметки о значении слова. // Очерки по лингвистике. М.,1962. -С.237-250.

122. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие язьиса. - М.: Изд-во АНСССР,1963.-139с.

123. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. - М.: «Наука»,1969.-307с.

124. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.: «Просвещение»,1969. -234с.

125. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения. // Принципы и методы семантических исследований- -М. : «Наука», 1976. - С . 46-73.

126. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. // Синтаксис текста. - М.: «Наука»,!979. - 18-36.

127. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: «Смысл»,1997. -287с.

128. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: «Мысль», 1965. - 572с.

129. Леонтьев А.Н. Ст. Мышление // Философская энциклопедия, т.З. - М.; «Советская энциклопедия», 1964. - 514-519.

130. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: «Политиздат»,! 977. -304с.

131. Лесгафт П.Ф., Иванова М.П. Психология нравственного и физического воспитания. -Воронеж: Ин-тпрактич. психологии, 1998. -411с.

132. Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. - М.: «Наука»Д976. - 381с.

133. Лосева Л.М. Как строится текст. - М.: «Просвещение»,! 980. - 96с.

134. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во Моск. унта,! 975.-253с.

135. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУД979. - 319с.

136. Лысенкова СП. Жизнь моя - школа, или Право на творчество. - М.: «Новая школа», 1995.-240с.

137. Львов М.Р. Словарьч;правочник по методике русского языка. - М.: «Просвещение», 1988. - 239с.

138. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: «ACADEMIA», 2000. - 247с.

139. Мартынов В.В. Универсальный семантический код. - Минск: «Наука и техника»Д977. - 191с.

140. Маслов Ю.С. Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка. // Вопросы языкознания,! 968 №4. - 67-79.

141. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М.,1986.

142. Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. - М.: «Сов. радио», 1978.-368с.

143. Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл - текст». Семантика, синтаксис. - М.: «Наука», 1974. - 314с144. Мельчук И.А. К принципам описания означаемых (о лингвистической семантике). // Принципы и методы семантических исследований. - М.; «Наука»,1976.-С. 201-217.

145. Методика преподавания русского языка как иностранного. / Авт. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. при уч. М.Н. Вятютнева, Э.Ю. Сосенко, ЕМ. Степановой. - М.: «Русский язык», 1990. - 268с.

146. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два.// Инженерная психология.—М.: "Прогресс", 1964.-С. 192-225.

147. Мулуд Н. Анализ и смысл. - М.»Прогресс»,1979. - 347с.

148. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та,1991.-171с.

149. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5кл. - М.: «Дрофа»,2000. - 173с.

150. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. - М.: «Наука», 1983. - 215с.

151. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 290с.

152. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: «Высш. шк.»,1982. - 272с.

153. Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. - Минск: «Вышейш. шк.»,.987. - 220с.

154. Оганесян С. Культура речевого общения. //РЯШД998 №5. - 84-89.

155. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. - Л.: Изд-во ЛГУЛ992.-159С.

156. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению.-М.,. 988.

157. Павловские среды. -М.,1949.

158. Палевская М.Ф. Проблема синонимического ряда, его границ и возможности выделения доминанты //Лексическая синонимия. - М.: «Наука», 1967. - с. 94 -104.

159. Панов Б.Т. Формирование стилистических навыков учащихся в процессе интонационно-смыслового анализа речи. // РЯШ,1965 №1. - 36-41.

160. Панов М.В. О слове как единице языка // Введение в языкознание: Хрестоматия. - Минск,1984. - 132-143.

161. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания. - М.: «Наука»,1977. - 287с.

162. Пахнова Т.М. Работа с текстом в старших классах. // РЯШ,1998 №5. - 27- 32.

163. Пешковский A.M. Избранные труды. - М.: «Учпедгиз», 1959. - 74-100.

164. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. // Вопросы психологии, 1965 №6.

165. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. - М.: «Просвещение», 1969. - 659с.

166. Плотников Б.А. и др. Дихотоническая лексикология. - Минск: «Университетское», 1989. - 131с.

167. Подготовка и оформление курсовых, реферативных и диссертационных работ. //Составитель Кузнецов И. Н. - Минск: «Харвест»,1999. - 175с.

168. Покровский ММ. Избранные работы по языкознанию. -М. : Изд. Акад. Наук СССР,1959.-382с.

169. Покровский М.М. Избранные труды по языкознанию. - М.: Изд. Акад. наук СССР, 1959.-382с.

170. Пономарев Я. А. Знания, мышление, умственное развитие. - М.: «Просвещение», 1967. -264с.

171. Пономарев Я.А. Психология творения. - М.: «Московский психолого- социальный институт», 1999. - 480с.

172. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М., 1988.

173. Потебня А.А. Мысль и язык. -М.: «Лабиринт»,!999. - 269с.

174. Практические занятия по современному русскому языку. / Сост. О.П. Ермакова. -М.: «Просвещение», 1985. -240с.

175. Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи. - М.: Изд. Акад. Наук РСФСР, 1956. - 251с.

176. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. -М.: «Владос»,2000.

177. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М. Современный русский язык. - М.: «Высшая школа»,1991. - 559с.

178. Русский ассоциативный словарь. Кн. 5. Прямой словарь: от стимула к реакции. - М.: Б.и., 1998. - 203с.

179. Русский ассоциативный словарь. Кн. 6. Обратный словарь: от реакции к стимулу, - М.: Б.И., 1998. - 323с.

180. Русский язык: 5кл./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. - М.: «Просвещение», 1994. - 319с.

181. Русский язык: 5кл./И.С. Ильинская, М.В. Панов, СМ. Кузьмина, Н.Е. Ильина и др. - М,: «Коммерческий вестник», 1995. - 400с,

182. Русский язык: 5кл./ под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: «Просвещение», 1995. - 352с.

183. Сборник упражнений по современному русскому языку./ Под ред. Г. Ильенко. - М.: «Просвещение», 1986. - 223с.

184. Сборник упражнений по современному русскому языку. Лексика. Фонетика. Морфология. / Аникина А.Б., Бессарабова Н.Д., Кайдалова А.И. и др. - М.: «Высшая школа», 1983. -207с.

185. Секей Л. Знание и мышление // Психология мышления Сб. ст. - М.: «Прогресс», 1965. - С . 343-364.

186. Семантика. Функционирование. Текст. Сб. ст. - Киров: Изд-во Вят. гос. пед. ун-та, 1995.-139с.

187. Семантическя структура слова / Под ред. Леонтьева А.А. - М.: «Наука»,1971. -216с.

188. Серебреников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. - М.: «Наука», 1988. -244с.

189. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: «Педагогика», 1980. -96с.

190. Скаткин М.Н. методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). - М.: «Педагогика», 1986. - 151с.

191. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М.: «Прогресс»,!976. - 350с.

192. Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. - Свердловск: СГПИ, 1991.-130с.

193. Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление. // Как подготовить интересный урок иностранного языка. - М.: Изд.-во ВПШ и АОН,1963. - С . 185-199.

194. Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема «тождества» слова); К вопросу о слове (проблема отдельности слова). // История советского языкознания: Хрестоматия. -М.: «Высшая школа»,1981. - 202-215.

195. Современный русский литературный язык. // Под редакщ4ей Леканта П.А. - М.: «Высшая школа»,1988. -416с.

196. Современный русский язык. // Под редакщ1ей Белошапковой В.А. - М,: «Высшая школа»Л989. - 799с.

197. Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология. // Под редакцией Новикова Л.А. - М.: «Лань»,1999. - 168-246.

198. Современный русский язык; Сборник упражнений. / М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. -М.: «Просвещение», 1982. -255с.

199. Современный русский язык. Сборник упражнений. / Под ред. Белошапковой В. А. - М.; «Высшая школа», 1990. - 320 с,

200. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М.: «Просвеш,ение»,1968. - 248.

201. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. - М.: «Наука»,! 971.-292с.

202. Солнцев В.М. О понятии уровня языковой системы. // Вопросы языкознания,! 972 №3. - 3-19.

203. Солнцев В.М. К вопросу о семантике, или языковом значении. // Проблемы семантики. -М.: «Наука»,!974.

204. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: «Прогресс», 1977. - 695с.

205. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999.-426с.

206. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та,! 985. - 170с.

207. Степанова М.Д. Методы синхронного анализа лексики. - М.: «Высш. шк.», 1968.-200с.

208. Сусов И.П. Язык и дискурс. Когнитивные и коммуникативные аспекты. - Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1997. - 84с.

209. Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. Предпосылки решения проблемы речевого мышления. // Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М.: «Наука»,1985.-С.12-31.

210. Текучев А.В. Методическая подготовка учителя русского языка в связи с переходом школы на новое содержание обучения // РЯШ, 73 №1 - с. 88-89.

211. Телия В.Н. Русская фразеология; семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.; Школа «Языки русской культуры», 1996. -288с.

212. Тондл Л. Проблемы семантики. - М.: «Педагогика», 1975. - 484с.

213. Тростенцова Л.А. Воспитание у школьников сознательного отношения к изучаемым теоретическим сведениям. // РЯШ,1976 №3. - 17-21.

214. Устинов А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в 5 кл.//РЯШ,1998№5.-С. 15-21.

215. Уфимцева А.А. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка. // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. - М.: Изд-во АН СССР,1961. - 30-51.

216. Фаворин В.К. Синонимы в русском языке. - Свердловск: «Свердл. кн. изд.»,1953.-71с.

217. Формирование интереса к учению у школьников. // Под редакцией Марковой А. К. -М.: «Педагогика»,! 986. - 191с.

218. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М.: «Просвещение», 1995. - 304с.

219. Шанский Н.М., Иванов ВВ. Современный русский язык. 4.1. - М. «Просвещение»,! 987. - 191с.

220. Шанский Н.М. Некоторые вопросы лингвистической подготовки учителя- словесника на современном этапе // РЖЦ, 73 №1. - с.86-88.

221. Шаповаленко Г.С. Пути совершенствования методов общеобразовательной, политехнической и трудовой подготовки учащихся. // Начальная школа,1959. - №10. - С . 3-12.

222. Шаталов В.Ф. Куда исчезли тройки. - М.: «Педагогика», 1979. - 134с.

223. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. - М.: «Педагогика», 1980.-94с.

224. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: «Педагогика», 1989. - 336с.

225. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. - Минск: «Университетское», 1990. - 223с.

226. Шаталов В.Ф. Психологические контакты. - М.: «Б.и.», 1992. 74с.

227. Шаталов В.Ф., Шейман В.М. Опорные сигналы по ф;п1:кс длл 6 iciaccci. Киев: «Радяньска школа», 1978.- 150с.

228. Шафиков Г. Семантические универсалии в лексике. Уфа: Изд-во Башкир, гос. пед. ун-та, 1996. - 196с.

229. Шведова Н.Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное on;icai::-:c СЛОГ), // ?Я: Текст как целое и компоненты текста, - М.; «Паука»,!982. - 142 154.

230. Шведова Н. Ю. Ст. Грамматика //Языкознание. Энциклопедический словарь / Под редакцией Ярцевой В. Н. - М.: «Большая Российская Энциклопедия»,! 998. -С. 113-114.

231. Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопросы языкознания, 1999, №1. - с. 14-15.

232. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или Книга для тех кто хочет думать своей головой. Кн.1. Мышление и проблемы. Психология творчества. -Белгород: Крестьянское дело, 1995. - 208с.

233. Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение русской души. // РЯШ,1996 №4. - 83-90.

234. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. - М.: «Просвещение», 1964. - 244с.

235. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. — М.: «Наука»,1973.-280с.

236. Шмелев Д.Н. Современньгй русский язык. Лексика. - М.: «Просвещение»,! 977. - 335с.

237. Ш,едровицкий Г.П. Смысл и значение. // Проблемы семантики. - М.: «Наука»,1974.-С. 90-101.

238. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: «Школа культурной политики»,! 995. - 800.

239. Ш,ерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: «Наука»,!974. - 428с.

240. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. -М.: «Наука»,1974. -255с.

241. Эльконин ДБ. Введение в психологию развития. (В традиции культурно- исторической теории Л.С. Выготского). -М.; «Тривола», 1994. - 167с.

242. Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. - М.: Междунар. Пед. акад., 1995.-224с.

243. Эльконин ДБ. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: Интор,1998.-112с.

244. Языковые единицы в речевой коммуникации; Межвуз. сб./ ЛГУ; под ред. Эйхбаума Г.Н., Михайлова В.А. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 155с.




Похожие:

Диссертации iconОформление диссертации § Требования к печатанию рукописи
Печатание текста диссертации производится в соответствии с требованиями Положения
Диссертации iconДиссертация выполнена по специальности 10. 02. 04 германские языки. Диссертация и информационная карта диссертации (2 экз.) отправлены во внтицентр, первый экземпляр диссертации,
Диссертация выполнена по специальности 10. 02. 04 – германские языки. Диссертация и информационная карта диссертации (2 экз.) отправлены...
Диссертации iconПлан подготовки документации по защите кандидатской диссертации предварительный этап
Предварительное рассмотрение подготовленной соискателем и оформленной по установленным требованиям диссертации происходит на той...
Диссертации iconДокументы
1. /Бакалдина/автореферат/автореферат..doc
2. /Бакалдина/текст...

Диссертации icon5013 Информационная карта диссертации

Диссертации iconМиропорядок как понятие философии глобализации Проект диссертации

Диссертации iconДиссертации
«Политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы)» по присуждению учёной степени кандидата...
Диссертации iconА. О. Материалы к диссертационному доклад
Недосекина Алексея Олеговича по теме диссертации «Методологические основы моделирования финансовой деятельности с использованием...
Диссертации iconСписок зарубежных научных журналов и изданий, в которых могут быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук

Диссертации iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии Москва 2007
Работа выполнена в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, на кафедре гуманитарных наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов