Голосование. Выборы. Референдум icon

Голосование. Выборы. Референдум



НазваниеГолосование. Выборы. Референдум
Дата конвертации14.09.2012
Размер162.69 Kb.
ТипДокументы
1. /Учебное занятие Цемина И.Е..docГолосование. Выборы. Референдум

Голосование. Выборы. Референдум.

Разработка учебного занятия


Цемина Ирина Егоровна,

учитель истории и обществознания МБОУ «Лозовская оош»


Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города, села. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы. Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов. Современные школьники испытывают серьезные затруднения по вопросам избирательного права. Уроки обществознания в 9 классе способствуют расширению правовых знаний. Особый интерес вызывают вопросы избирательного права. Актуально формирование знаний по избирательным процедурам, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, защитить свои избирательные права – все это необходимо будущим участникам демократических выборов, которые должны знать не только “Как голосовать”, но и “За кого голосовать”. Как правило, такие уроки нетрадиционны по форме проведения: деловая игра, урок-конференция, урок-лекция, проектирование, дискуссия. Различными могут быть и формы контроля: тестирование, моделирование, экспресс – опрос, а также традиционные формы контроля. В сельской малокомплектной школе на уроке очень сложно провести деловую игру. Предлагаю разработку уроков по теме: «Голосование. Выборы. Референдум», на которую отводится два часа в курсе обществознания 9 класса.


Тема: Голосование, выборы, референдум.

Цель:

  • Создать условия для усвоения учащимися основных форм участия граждан в политической жизни;

  • Способствовать формированию элементарных умений грамотного поведения в политической сфере общества;

  • Содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Оборудование:

  • учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9 класс» М. «Русское слово» 2008 г.;

  • презентация по теме урока;

  • папка с дидактическими материалами к урокам.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма проведения: Традиционный с элементами ИКТ.


Ход урока

  1. Организация класса.

Время летит быстро, иногда слишком быстро. Кажется, совсем недавно мама читала тебе на ночь добрые сказки, а вот новости тебя совсем не интересовали. Проходит время, и ты начинаешь с интересом следить за выпусками новостей и хорошо ориентироваться в политических процессах, происходящих в России. Ты начинаешь понимать, что нельзя оставаться равнодушным к этому, что можно предложить свой сценарий развития страны и знаешь, как можно решить какую-то конкретную проблему общества.


2. Сообщение темы урока.

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. (Приложение 1. Слайд №1).

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.


3. Изучение нового материала.

Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны?

Ответы учащихся:

1. Граждане могут участвовать в собраниях, митингах.

2. Агитация за ту или иную политическую партию.

3. Обращение в парламент, местные законодательные органы с предложениями, проектами.

4. Участие в выборах.

5. Организация и участие в политических и общественных движениях.

6. Работа в качестве партийного деятеля.

7. Членство в политическом клубе или организации.

8. Денежные пожертвования в пользу партии. (Приложение 1. Слайд№2)

Тема сегодняшнего урока «Голосование, выборы, референдум» весьма актуальна. Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов, отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов. В РФ как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы.

Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и не граждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ). Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы? (Приложение 1. Слайд№3)

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что означает избирать и быть избранным?

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через 3 года. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы. (Приложение 1. Слайды №4-5)

Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

  • Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  • Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вопросы к документу:

    1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?

    2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?

Существуют избирательные цензы: (Приложение 1. Слайды №6-7)

  1. возрастной;

  2. имущественный;

  3. половой;

  4. социальный;

  5. религиозный;

  6. расовый;

  7. ценз оседлости;

  8. образовательный

Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти называется активным избирательным правом. (Приложение 1. Слайд №8)


Право гражданина быть избранным в представительные органы государства есть пассивное избирательное право. (Приложение 1. Слайд №9)


Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Сейчас перед вами выступит ученик, ознакомившийся с законом заранее, а вы должны будете по его сообщению составить таблицу.

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

 

 

 

Проверка таблицы после окончания сообщений. Она должна выглядеть примерно так:

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 60 дней до голосования.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 20 дней до голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

 

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Голосование

Территориальная избирательная комиссия

8.00 – 20.00

  • Какие из этих этапов являются предварительными?

  • Сколько времени проходит от объявления до самих выборов?

  • За какое время до выборов прекращается агитация?

  • Какие санкции последуют за нарушение?

  • Должны ли соблюдаться этические нормы во время проведения агитации?

  • Откуда мы узнаём о кандидатах?

  • Кто финансирует избирательную кампанию кандидата?

Процедура голосования имеет свои элементы: (Приложение 1. Слайд №10)

  • Регистрация в списке избирателей по месту жительства;

  • Тайное голосования в специальной кабине;

  • Использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;

  • Присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;

  • Подсчёт бюллетеней специально созданной комиссией;

  • Официальное опубликование результатов голосования.

Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. (Приложение 1. Слайд №11)

Кандидат должен: (Приложение 1. Слайд №12)

  • Обнародовать свою политическую программу;

  • Собрать нужное количество подписей своих избирателей(10000 или 1000000, зафиксировано в законе), выдвигающих его на выборы;

  • Заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам;

  • Указать свои доходы, какой собственностью владеет.

Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего голосования. (Приложение 1. Слайд№13)


4. Закрепление изученного.

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. то есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”.(Приложение 1. Слайд№14)

Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.

  1. Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?

  2. Каковы принципы избирательного права в РФ?

  3. Почему нужно участвовать в выборах?




    1. Итог урока.

Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий “выборы”, “избиратель”.

Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк.

(Приложение 1. Слайд№15)

В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.

  1. Выборы.

  2. Демократические, свободные.

  3. Определяют, обязывают, направляют.

  4. Выборы – право человека.

  5. Демократия.

 

  1. Избиратель.

  2. Грамотный, ответственный.

  3. Голосует, агитирует, выдвигает.

  4. Он определяет будущее страны.

  5. Народовластие.

Выступления учащихся. (Приложение 1. Слайды №16-17)

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к тестированию по изученной теме. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Я – будущий избиратель». (Приложение 1.Слайд №18).


  1. Рефлексия.

Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство ни что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно побольше узнать о том, о чём взрослые могут говорить часами – о политике?

Ты уже не просто ребенок. Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Ты сам отвечаешь за все!

Вопросы

Разместить жетоны

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе

 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы

 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране

 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал на уроке

 

Я знаю, что такое выборы

 

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона.


Второй урок данной темы можно провести в форме тестирования.

Вариант теста:

1.Человек, участвующий в выборах, называется:

а) избиратель; б) кандидат; в) депутат; г) демократ. (а,б,в)

2.С какого возраста гражданин РФ становится избирателем:

а) с 20 лет; б) с 25 лет; в) с 16 лет; г) с 18 лет. (г)

3.Новгородское вече – это:

а) полная демократия; б) прямая демократия;

в) представительная демократия; г) местная демократия. (б)

4.Избирательный ценз – это:

а) правило; б) ограничение; в) постановление; г) право. (б)

5.Право быть избранным – это:

а)Пассивное избирательное право; б) активное избирательное право. (а)

6.Какие категории граждан лишены права избирать в РФ:

а) недееспособные и находящиеся в местах лишения свободы;

б) женщины и военнослужащие;

в) пенсионеры недееспособные; г) студенты и малообеспеченные. (а)

7. Какой возрастной ценз действует в РФ при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания:

в) 18 лет; б) 20 лет; в) 21 год; г) 25 лет. (в)

8. Какие органы власти избираются в РФ:

в) местные органы власти, Государственная Дума, Правительство;

б) министерства, Президент; Государственная Дума;

в) местные органы власти, правительство, Президент;

г) Президент страны, Государственная Дума, местные органы власти. (г)

9. Какие избирательные цензы действуют в РФ при выборах Президента:

а) возрастной, религиозный; б) ценз оседлости, возрастной;

в) расовый, возрастной; г) возрастной, половой. (б)

10.Указать верные принципы избирательного права в РФ:

а) всеобщее, многоступенчатое, равное; б) добровольное, всеобщее, равное;

в) равное, добровольное, непрямое; г) прямое, принудительное, всеобщее.(б)

11.В древних Афинах Собрание составляли:

а) старейшины; б) все взрослые граждане Афин; в) самые знаменитые воины. (б)

12.Прямая демократия – это:

а) осуществление принятых коллективных решений на следующий же день;

б) принятие важнейших политических и иных решений всеми гражданами на общем митинге;

в) соединение законодательной и исполнительной власти. (б)

13.О каком признаке демократических выборов идёт речь в следующем тексте: «Все политические силы, все кандидаты на выборные должности имеют равное право вести предвыборную агитацию…»?

а) методичность; б) конкурентность; в) элитарность. (б)

14.По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право?

а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год. (б)

15. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:

а) 18 лет; б) 21 года; в) 30 лет. (б)

16. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 25 лет; б) 30 лет; в) 35 лет. (в)

17. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства:

а) непосредственно; б) через своих представителей; в) обоими путями. (в)

18. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а) референдум; б) свободные выборы; в) и то и другое. (в)

19. Каких представителей власти мы выбираем?

а) Генерального прокурора РФ; б) депутатов Государственной Думы; в) Президента РФ; г) членов Конституционного суда; д) министров; е) президентов республик в составе РФ; ж) депутатов законодательных органов власти субъектов федерации; з) начальников отделений милиции; и) членов органов местного самоуправления. (б,в,е,ж,и)

20.Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть гражданином, не менее:

а) 5 лет; б) 8 лет; в) 10 лет. (в)

21. Почему в зале для голосования предусмотрены две двери: вход и выход?

а) для проветривания помещения; б) для того, чтобы при входе и выходе в одну и ту же дверь не было возможных влияний одних избирателей на других; в) в целях противопожарной безопасности. (б)

22. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объединений и блоков, от средств массовой информации, международных организаций и т.д.?

а) чтобы создать видимость заполнения избирательных участков; б) чтобы помогать членам избирательной комиссии выдавать избирателям бюллетени для голосования; в) чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах. (в)

23. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а) 25% от списочного состава избирателей; б) 33% от списочного состава избирателей; в) 50% от списочного состава избирателей. (а)

24.Сколько голосов должен набрать кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы победить на выборах?

а) 25% от общего количества проголосовавших; б) 50% от общего количества проголосовавших; в) простое большинство. (в)

25.Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а) 25% от списочного состава; б) 50% от списочного состава; в) 75% от списочного состава. (б)

26. Сколько голосов должен набрать кандидат на должность Президента РФ, чтобы победить на выборах?

а) 30% от явившихся на голосование; б) 50% от явившихся на голосование; в) 75% от явившихся на голосование. (б)

27.Гражданин участвует в политике, когда:

а) высказывает своё мнение на референдуме; б) получает высшее образование; в) платит государственные налоги; г) читает газеты. (а)

28.Всенародные выборы в РФ определяют состав:

а) правительства; б) депутатов законодательных органов; в) менеджеров предприятий; г) представителей страны в международных организациях. (б)

29.На референдум в РФ выносится (-ятся):

а) Конституция; б) все законы; в) кандидатуры высших должностных лиц; г) государственный бюджет. (а)

30. Референдум является элементом:

а) представительной демократии; б) ограниченной демократии; в) декоративной демократии; г) прямой демократии. (г)

31. На всенародных выборах в РФ избирается глава:

а) Правительства; б) государства; в) Верховного суда; г) парламента. (б)


После тестирования можно послушать сочинения учащихся по теме: «Я – будущий избиратель».


В заключении второго урока дать учащимся анкету.


АНКЕТА

1.Может ли, по вашему мнению, участие в выборах способствовать решению проблем молодёжи?

а) да; б) Скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

2.Нужны ли в современной России выборы?

а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

3.Намерены ли вы участвовать в будущих выборах?

а) да; б) нет; в) пока не решил.

4.Вы намерены участвовать в выборах, потому что…:

а) этого требует закон; б) это мой гражданский долг; в) хочу таким образом участвовать в решении общественных проблем; г) по привычке; д) так поступает большинство людей в моём окружении; е) потому что заставят; ж) затрудняюсь ответить.

5.Если вы не будете участвовать в выборах, то почему?

а) не верю в честные выборы; б) устал от выборов, надоело; в) не поддерживаю саму идею выборов; г) моё участие в них ни чего не решит; д) без каких-либо причин; е) не бывает достойных кандидатов; ж) не нравятся методы, которые используются в избирательной борьбе; з) затрудняюсь ответить.

6.Хотели ли вы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии?

а) да; б) скорее да, чем нет; в) Скорее нет, чем да; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

7.Хотели бы Вы принять участие на будущих выборах в качестве наблюдателя?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.


Используемая литература:

  1. Избирательный кодекс Белгородской области.

  2. Конституция Российской Федерации, глава II.

  3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

  4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  6. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.

  7. Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.

  8. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

  9. Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль. М., Интеллект-Центр, 2005 г.










Похожие:

Голосование. Выборы. Референдум iconКонституция 1936 г
Новая избирательная система: всеобщие, равные, прямые выборы через тайное голосование
Голосование. Выборы. Референдум iconКонституция 1936 г
Новая избирательная система: всеобщие, равные, прямые выборы через тайное голосование
Голосование. Выборы. Референдум iconРюмина Анастасия Владимировна, бухгалтер школы. Просвирнина Надежда Константиновна, уборщик служебных помещений. Предложено провести голосование открытым голосованием за каждую кандидатуру отдельно решение
Выборы членов Управляющего Совета моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Горнозаводска от сотрудников школы
Голосование. Выборы. Референдум iconТайна 14 марта
Особенно поразил меня необыкновенный ажиотаж среди населения, необычайная активность избирателей в эти выборы. Даже святейший Патриарх...
Голосование. Выборы. Референдум iconС. В. Куркужин от 28. 04. 08 г. "Выборы членов Управляющего Совета" Протокол
Протокол №1 общешкольной родительской конференции моу сош №1 с. В. Куркужин от 28. 04. 08 г. "Выборы членов Управляющего Совета"
Голосование. Выборы. Референдум iconДокументы
1. /голосование ст 6.doc
Голосование. Выборы. Референдум icon14 октября 2011 года в мбоу сош №9 прошли выборы в орган ученического самоуправления «Совет лидеров»
Мбоу сош №9 прошли выборы в орган ученического самоуправления «Совет лидеров» поздравляем!
Голосование. Выборы. Референдум icon06. 12. 2010 г. Голове Седовского поселкового совета Безусенко В. И
«О всеукраинском и местном референдумах» инициативная группа местного референдума создается на собрании жителей при участии не менее...
Голосование. Выборы. Референдум iconПротокол №1 заседания Управляющего совета моу сош№1 От 22 мая 2008 года Присутствовало: 8 человек Бауков О. И, Щербакова И. В. Нагубникова Н. В
Данный протокол. Голосование отрытое
Голосование. Выборы. Референдум icon19 сентября 2008 года состоялись выборы президента

Голосование. Выборы. Референдум icon«Школьная планета мид» Голосование Средняя школа при Посольстве Российской Федерации в Республике Сербии
Голиванова Ангелина, Гречухина Мария, Сергеева Виктория, Истомина Анастасия, Ивашевич Серафим
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы