Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? icon

Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами?



НазваниеСазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами?
страница1/4
Дата конвертации29.08.2012
Размер0.67 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4

Руководство к сетевому коллективному действию




Сазанов В.М.


Как построить
«Прогрессивную Партию»
сетевыми средствами?




Москва \ Лаборатория СВМ


- 2012 -


ОГЛАВЛЕНИЕ

Как построить
«Прогрессивную Партию»
сетевыми средствами? 1


Введение 3

Глава 1. Модернизация общества \ Социальные сети 4

Законы – Принципы – Концепции 4

Общественная модернизация и сетевые возможности 5

Возможности социосетевых технологий в политическом реформировании 7

Новые качества сети - «интеллект» и «пассионарность» 9

Поле смыслов, терминов и понятий 11

^ Глава 2. Реформирование общества средствами социальных сетей \ Модели – Понятия - Концепции 13

Социосетевые возможности структурного изменения общества 14

Модель «Солнечного виртуального общества» 14

«Русская идея» и ее метафорическая схема 15

Концепция «Мыслящего Интернета» 17

Механизмы и способы группообразования 17

Какие гражданские качества может принести
развитие социального Интернета? 17

^ Глава 3. Полезные модели и представления 19

Модель группообразования Трофимовой 19

Глава 4. Идеальная модель «Прогрессивной партии» 21

История – Обзор – Модели 21

Типовые функции политических партий и их реализация в сети 21

Образы-модели общества - платоновский корабль, небоскреб и концентрические круги 22

Властная иерархическая и двухконтурная гуманистическая модели 22

Система ценностей солнечного гуманистического общества 24

Идеологическая платформа и «русская идея» 26

Пути и подходы к виртуальному обществу 28

Достижимость, механизмы и варианты 28

Школа Разработчика и Интеллектуальный центр 28

Образовательная сетевая технология 31

Организационные аспекты 32

Промежуточные политические выводы. «Что поменять в Консерватории»? 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Можно ли изменить мир социосетевыми средствами? 35

Литература 38

Презентация Старая \ Движение и Сеть Пассионариев 39

Презентация \ Прогрессивная партия 43
^

Введение


Пишется


Глава 1.
Модернизация общества \ Социальные сети




Законы – Принципы – Концепции


(Сетевые принципы и законы содействия модернизации)


Сеть – это элементы (участники, агенты) и связи между ними.

Если рассмативать только топологическую мощность (связность) сети – то мощность группообразущей полносвязной (каждый с каждым) сети пропорциональна 2 в степени числа участников, что значительно превосходит возможности транслирующей и коммуникационной сети.


Если принимать во внимание качество связи между участниками социальной сети – то можно говорить о нескольких свойствах или особенностях.
^

Роевая система


Осознанные сетевые коллективные действия – интеллект роя, или роевая система с и ее свойства:

  • отсутствие централизованного управления;

  • самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;

  • паутинная нелинейная обусловленность их воздействия друг на друга.



^

Кооперация




Консолидация




Концепции




Стратегии и Алгоритмы поведения




Общественная модернизация и сетевые возможности


Понятие модернизация, следуя [Филатова, стр.63 ] как правило используется в двух смыслах: во первых, оно означает процесс превращения традиционного общества в общество индустриальное, или современное, во-вторых, оно указывает на стремление слаборазвитых стран догнать наиболее развитые.

Процесс модернизации подразумевает изменения в социальной, экономической, политической и культурной сфере, среди которых следует отметить формирование национальной культуры и ее виртуальной части – сетевой национальной культуры, включающей идеологический, расовый и языковый плюрализм.

Сужение в классе всех социальных сетей до подкласса социально-ориентированных подразумевает участие в модернизации и реформировании общества..

Среди теорий модернизации и постмодернизации, можно упомянуть теорию двух сдвигов, разработанную в трудах Инглхарта. Интуитивно теория понятна: она основывается на различии трёх поколений людей, выросших в традиционном, переходящем к индустриализации и индустриальном обществах. Те, кто вырос там, где проблематично получение основных благ (таких, как пища, жильё, безопасность), становятся людьми с ценностями выживания. При этом если они живут в условиях индустриализации, развитие которой обещает им наличие этих благ, они становятся людьми с секулярно-рациональными ценностями, то есть высоко ценят авторитет, рациональность, порядок, безопасность. В отличие от поколения своих родителей, выросших в традиционном обществе, где получение блага связывалось с сохранением существующего и со сверхъестественными силами, эти люди демонстрируют сдвиг к секулярным и рациональным ценностям. Это Инглхарт назвал модернизационным (первым) сдвигом. Поколение детей таких людей, выросшее в условиях, в которых наличие еды, жилья и других основных благ казалось само собой разумеющимся, становится людьми с несколько более широким горизонтом, чем забота о выживании, порядке и уважении авторитетов, среди них приобретают популярность идеи толерантности, гражданского участия, защиты природы и самопознания. Такие ценности Инглхарт называет ценностями самовыражения, а их отличие от секулярно-рациональных ценностей предыду­щего поколения — постмодернизационным сдвигом. Последний закономерным образом приводит к появлению или повышению качества демократии в стране. Именно так, с большим количеством под­робностей и исключений (страны — экспортеры нефти, коммунистические страны и др.) и выглядели основные выводы Инглхарта в 1997 г. в его самой известной книге (Modernization and Postmodernization» («Модернизация и постмодернизация») [Inglehart 1997].

Для лучшего понимания Инглхарт и Вельцель иллюстрируют свои идеи с помощью следующей схемы, показывающей, как, по мнению авторов книги, выглядит логика человеческого развития [с. 200]:

Экономические изменения (жизненная защищённость) —> Культурные изменения (ценности самовыражения) —> Политические изменения (демократические институты).

Увеличение индивидуальных возможностей, которое появляется в культурной сфере должно отразиться в мобилизационной мотивации людей, ведущей к более честолюбивым массовым устремлениям.
^

Существенные переменные процессов модернизации


На основе набора исследовательской программы WVS -

Благосостояние – ВВП на душу населения в долларах США по рыночному валютному курсу

Образование: годы обучения – количество лет, которые человек в возрасте не менее 25 лет потратил на стационарное образование (Human Development Report – HDR)

Образование: вовлеченность – количество студентов на 100 000 жителей (UNESCO Statistic Yaerbooc)

Индекс человеческого развития – объединяет среднюю продолжительность жизни, ВВП на душу населения и долю грамотного населения.

Распределение экономических ресурсов – объединяет субиндексы, включая индекс физических ресурсов, отражающий долю семейных хозяйств в аграрном секторе и деконцентрацию несельскохозяйственных ресурсов, индекс когнитивных ресурсов, измеряемый как число студентов на 100 000 населения, а также доля грамотного населения и индекс профессиональной диверсификации, получаемы из соотношения городского населения и доли несельскохозяйственных работников.

Мир-системная позиция – зарегистрированный экспорт в долларах США на душу населения.

В соц-экономической сфере:

- ВВП на душу,

- индекс распределения ресурсов Ванханена,

В культурной и социальной сфере:

- уровень образования,

- уровень институционального доверия,

- удовлетворенность жизнью и личное счастье.

В полит сфере:

  • политическое доверие



В плоскости развития личностной автономии либеральные устремления дают импульс притязаниям, а демократия открывает возможности, связанные с либеральными правами.

Ресурсы полагают предел притязаниям, которые могут быть успешно реализованы.

Для человека нерационально стремится к целям, которые явно находятся вене сферы достижимости.

Многочисленные исследования в существенно разнящихся странах обнаруживают, что люди с относительно ограниченными экономическими и когнитивным возможностями придают меньшее значение политическом участию. Люди не очень склонны стремиться к недостижимому.

И наоборот, более амбициозные притязания, например связанные с постматериалистическими ценностями, чаще всего проявляют люди с более широкими экономическими и когнитивными возможностями.


При очень большом числе участников сети и ее сверхорганизованности, как потенциальную цивилизационную возможность социального интернета можно предположить возрастание интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых качеств «большой» общественной системы за счет ее эмерджентных свойств.

Интересная социальная возможность класса социально-ориентированных проектов – это формирование групп единомышленников и более сложных социальных агрегатов, изменение действующих социальных институтов.

Сложные социально-технические объекты имеет смысл рассматривать по принципу «разделяй и властвуй» или с различных точек зрения.

Первая возможная позиция рассмотрения социальных сетей – топологическая, которая позволяет судить о ценности или мощности проекта. Ценность группообразующей социальной сети можно понимать комбинаторно, как возможность объединения «многие со многими», что примерно пропорционально 2 в степени N, где N - число участников. В классической трансляционной сети «один ко многим» (собрания, радио и ТВ, проповедь) мощность пропорциональна числу точек (участников). В схеме электронной почты (транзакционной), с двусторонним общением «один к одному» - квадрату числа участников.

Вторая особенность социально-ориентированных сетевых объединений – возможность появления синергетических эффектов, называемых еще эмерджентными (от emergence – возникновение). В частности – «роевых эффектов», исследованных Уиллером [Рейнгольд] в колонии муравьев или пчел, и которым отмечены следующие признаки «интеллекта роя»:

  • отсутствие централизованного управления;

  • самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;

  • паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.

Третья особенность – групповая динамика в поведении сети, которая рассматривалась в работах И.Н. Трофимовой. Объясняет в частности, структурные свойства сети и формирование кластеров различного размера, ее поведение во времени.


^

Возможности социосетевых технологий в политическом реформировании


It"s imposible \ Личность не позволяет.
(Скорее – от противного…)


Возможности, предоставляемые современными социальными Интернет-технологиями, глобально, могут быть направлены на решение цивилизационных проблем, поиск модели общественного обустройства и путей реализации сетевыми методами.

Действуя локально, на уровне гипотезы, предлагается модель гуманистического общества и на основе когнитивно-лингвистического подхода формулируется вариант «русской национальной идеи». Для реализации которой описывается проект гипотетической Прогрессивной Партии.

Задача данной статьи – рассмотреть методы и средства создания новых общественных, социальных и политических структур, отражающих сложившуюся реальность в реформировании общества.
^

Исходные подходы, посылки и ограничения


Коллизии последнего времени убедили всех участников общественно-политического процесса в необходимости реформирования существующей системы, поиска стратегии, приемлемых моделей и решений.

Отношения и доминирование принципов в отношении личности и государства и их иерархию можно представить в виде перевернутой и прямой пирамиды.




Государство





Личность




Государство

Солнечное
виртуальное общество


Гражданское общество и
Публичная сфера


Русская идея

Р^ ОССИЯ – НАРОД – ВЛАСТЬ
– ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ –ПРОГРЕСС - ЗАПАД


Формальные
политические институты


ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ

Административно-командный и либеральный подход

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД

Рис. 1. Гуманистический тренд и иерархия смыслов

Понятие «гражданское общество» трактуется социологической наукой как посредник между личностью и государством, выполняющий функции «сцепления» социума, соединения частного и государственного интересов, сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и регламентации со стороны государственной власти.

Признаками гражданского общества считают наличие в обществе свободных владельцев средств производства, развитую демократию, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, правовую защищённость граждан, определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; самоуправление и конкуренцию образующих его структур и различных групп людей, свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм, сильную социальная политика государства, многоукладную экономику, большой удельный вес в обществе среднего класса.


Ключевым для определения гражданского общества является наличие публичной или общественной сферы, которое принадлежит к категориям римского происхождения [Черных].

В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь - bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах (lexis), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis.

Понятие «публичной сферы» - public sphere – было введено вновь в научный оборот Юргеном  Хабермасом полвека назад, в 1962 году для обозначения "грамотного буржуазного общества", способного действовать в качестве критического противовеса государству. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы.

Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.


К публичной сфере в современной трактовке можно отнести социальный интернет (Web 2.0), ориентированный на непроизводственные или горизонтальные связи, отдых и времяпрепровождение, к которому относят сетевые дневники (блоги), социальные сети, Новые качества сети - «интеллект» и «пассионарность»
^

Новые качества сети - «интеллект» и «пассионарность»


Рассуждая о новом классе социальных сетей, необходимо обозначить новое качество – новый критерий ценности, отличный от числа участников, посещаемости и дохода. Качественно такой критерий для социально-ориентированной сети – это ее совокупный человеческий капитал.

Впервые термин «социальный капитал» появился у Лид Джадсон Ханифан, в дискуссии по сельским школам в 1916 году, который он использовал для описания «тех значимых обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан пришел к выводу о необходимости воспитания доброй воли, братства, симпатии друг к другу и умения налаживать социальные отношения среди людей, которые «образуют социальную единицу».

Другой социолог – Фукуяма [Шадрин] определял социальный капитал как «подтвержденные социальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или большим количеством индивидуумов». Также Фукуяма утверждал, что данное понятие – необходимое условие современной экономики и условие стабильности либеральной демократии, а его построение является задачей для «второго поколения» экономических реформ.

Однако, несмотря на некоторые попытки, социальный капитал достаточно тяжело измерить и предложить арифметический критерий в цифрах и рублях.

Скорее можно назвать некоторые желаемые свойства новой социальной сети, а именно: интеллект и пассионарность.

Интеллект [лат. – intellectus, гр. – noo] – ум, рассудок, разум; мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности; совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни; понятие, объединяющее в себе память и мышление, способ приобретения знаний, умственную активность и деятельность. [Еремин].

Рассуждая об интеллекте социальной сети, вспомним цитату из статьи Тьюринга.

I propose to consider the question, “Can machines think?” This should begin with definitions of the meaning of the terms “machine” and “think.” The definitions might be framed so as to reflect so far as possible the normal use of the words, but this attitude is dangerous, If the meaning of the words “machine” and “think” are to be found by examining how they are commonly used it is difficult to escape the conclusion that the meaning and the answer to the question, “Can machines think?” is to be sought in a statistical survey such as a Gallup poll. But this is absurd. Instead of attempting such a definition I shall replace the question by another, which is closely related to it and is expressed in relatively unambiguous words.

Понятие пассионарности изначально по Льву Николаевичу Гумилеву – «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью формировать «пассионарное поле» [Гумилев].

Пассионарии могут изменить окружение и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, способности вобрать некоторое количество излишней «энергии» - физической, психической, …»

Личности с повышенной пассионарностью преследуют некую, обычно нерациональную цель, исходят в своей деятельности не из персональной выгоды, а из более высокой цели (осознанной или неосознанной). Психотип с повышенной к дееспособностью, сочетается в обществе с гармоничным типом и субпассионарием [Турчин].

N

Количество «Гармоничный тип»
членов

общества

Пассионарии

Суб
пассионарии




А – биологическая активность

Рис. 3. Распределение членов общества

Согласно «пассионарной теории этногенеза», [Панарин И.], именно динамика относительной численности пассионариев является ключом к пониманию подъемов и упадков этносов и, собственно говоря, ключом к пониманию мировой истории. Тип общества стал объясняться не его институтами или экономикой, а тем, какого рода люди доминируют в нем. [Фрумкин].
^

Поле смыслов, терминов и понятий


Уточняйте термины – и избавите мир от неразберихи
<Автора не помню>

Поле необходимых понятий и терминов: группа интересов, партия, идеология, русская идея, власть, народ, интеллигенция, Запад, модерн (рациональность или прогресс).

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих отношения граждан с государством. См. [Соловьев].

Группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Партия – организованная упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти.

Рассуждая о новом классе социальных сетей, необходимо обозначить новое качество – новый критерий ценности, отличный от числа участников, посещаемости и дохода. Качественно такой критерий для социально-ориентированной сети – это ее совокупный человеческий капитал.

Впервые термин «социальный капитал» появился у Лид Джадсон Ханифан, в дискуссии по сельским школам в 1916 году, который он использовал для описания «тех значимых обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан пришел к выводу о необходимости воспитания доброй воли, братства, симпатии друг к другу и умения налаживать социальные отношения среди людей, которые «образуют социальную единицу».

Другой социолог – Фукуяма [Шадрин] определял социальный капитал как «подтвержденные социальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или большим количеством индивидуумов». Также Фукуяма утверждал, что данное понятие – необходимое условие современной экономики и условие стабильности либеральной демократии, а его построение является задачей для «второго поколения» экономических реформ.

Однако, несмотря на некоторые попытки, социальный капитал достаточно тяжело измерить и предложить арифметический критерий в цифрах и рублях.

Скорее можно назвать некоторые желаемые свойства новой социальной сети, а именно: интеллект и пассионарность.

Интеллект [лат. – intellectus, гр. – noo] – ум, рассудок, разум; мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности; совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни; понятие, объединяющее в себе память и мышление, способ приобретения знаний, умственную активность и деятельность. [Еремин].

Рассуждая об интеллекте социальной сети, вспомним цитату из статьи Тьюринга.

I propose to consider the question, “Can machines think?” This should begin with definitions of the meaning of the terms “machine” and “think.” The definitions might be framed so as to reflect so far as possible the normal use of the words, but this attitude is dangerous, If the meaning of the words “machine” and “think” are to be found by examining how they are commonly used it is difficult to escape the conclusion that the meaning and the answer to the question, “Can machines think?” is to be sought in a statistical survey such as a Gallup poll. But this is absurd. Instead of attempting such a definition I shall replace the question by another, which is closely related to it and is expressed in relatively unambiguous words.

Понятие пассионарности, изначально по Льву Николаевичу Гумилеву – «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью формировать «пассионарное поле» [Гумилев].

Пассионарии могут изменить окружение и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, способности вобрать некоторое количество излишней «энергии» - физической, психической, …»


^

Глава 2. Реформирование общества средствами социальных сетей \ Модели – Понятия - Концепции




Классификация сетей и новые возможности


На настоящий момент возможно говорить о 3 группах социальных сетей – это массовые коммерческие, профессиональные и социально-ориентированные, которые представляются перспективными для дальнейшего исследования и разработки.

Примеры таких сетей – это социальная сеть Jolitics.com, которую в Англии, запустил Michael Birch основатель сети Bebo. Данная сеть ориентированна на содействие деятельности парламента. Заработали ряд проектов общественной направленности и в нашей стране, объединяющих людей по национальному признаку, например, «Все русские» - http://vserusskie.ru или, «Мусульмане» - http://ahlu.ru.

?

^ НОВАЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ





Новый
социальный
Интернет

Свойства

Пассионарность

Интеллектуальность

«Солнечное
виртуальное общество»

Движение Пассионариев

Виртуальное вече













2010




Web 2.0

Социальные сети

Блоги
Новостные ресурсы

Социально-ориентированные

Профессиональные

Массовые

2002







Социальный
Интернет










1970

Интернет

Web 1.0

Сайты, электронная почта, поисковые системы

1982

Персональный ПК







1948

Компьютер






















Военные приложения

Бизнес-
ориентация

Бизнес и
социальная среда

ИТ-Коммерция

ОБЩЕСТВО

Рис.2. Этапы развития компьютерных и социальных технологий




Основная цель для коммерческого проекта – это извлечение прибыли.
^

Социосетевые возможности структурного изменения общества




Модель «Солнечного виртуального общества»


Модель «Cолнечного виртуального общества» впервые обозначена в [Сазанов-2011].

^

Традиционные, параллельные и идеальные утопические общества




«Русская идея» и ее метафорическая схема


В работе [Казанцев] предложена логико-лингвистическая модель «русской национальной идеи» на основе набора из 6 элементов РОССИЯ, НАРОД, ВЛАСТЬ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, МОДЕРН (РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ПРОГРЕСС).

Три элемента представленной схемы могут быть описаны в виде классического семиотического треугольника: пассивное, означаемое (Россия, народ) – активное означающее (модерн, рациональность Запад) и «посредник» - знак (интеллигенция и власть, последняя частично находится на полюсе означаемого в силу того, что русскую идею производит не она, а конкурирующая с ней интеллигенция.

Табл.1. Трактовки «русской идеи» в логике метафор:
^ РОССИЯ – НАРОД – ВЛАСТЬ – ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - МОДЕРН – ЗАПАД.

Радикальное
западничество

Радикальный антизападнический
дискурс о России

Радикально
Антироссийский вариант

Россия представляет собою специфическую часть Запада (Европы), несколько отставшую (досоветский период и заблудившуюся (большевизм) в своем развитии. Вестернизация России, включая внешнеполитическую ориентировку на Запад, органически связана с ее модернизацией.



Россия представляет собою особую культуру-цивилизацию (православную по О.Шпенглеру, славянскую по Н.Я.Данилевскому, евразийскую по П.Н.Савицкому), не имеющую ничего общего с Западом.

Логика развития и модернизации особая, не имеющая ничего общего с западноевропейской. Вестернизация России ведет к разрушению этой логики.

Российская ВЛАСТЬ всегда оставалась интуитивно антизападнической. Создавая по внешней форме западные социальные, политические и экономические институты, оставалась им чуждым. Демиургическая роль власти в России, ее неограниченность, недифференцируемость, ориентация на харизматического лидера, преобладание личных связей не имеют ничего общего с Западом.

Русская интеллигенция возникла в результате заимствований у Запада. В этом ее родовое проклятие. Однако она постепенно «переваривала» это западное влияние.

Русская интеллигенция является самосознанием народа, она единственная способна понять сущность России, помочь народу и власти опереться на собственные силы, понять свою логику развития. В этом ее миссия, которая реализуется различными идеологами самобытного характера России.

Россия представляет из себя отсталые «задворки» западного мира. Так получилось в силу ее периферийного положения, суровой природы и постоянного смешения населявшего ее европейсского (индоарийского) по культуре и племенному происхождению народа в азиатским тюркским и финно-угорскми населением Евразии.





^

Новые качества сети - «интеллект» и «пассионарность»


Рассуждая о новом классе социальных сетей, необходимо обозначить новое качество – новый критерий ценности, отличный от числа участников, посещаемости и дохода. Качественно такой критерий для социально-ориентированной сети – это ее совокупный человеческий капитал.

Впервые термин «социальный капитал» появился у Лид Джадсон Ханифан, в дискуссии по сельским школам в 1916 году, который он использовал для описания «тех значимых обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан пришел к выводу о необходимости воспитания доброй воли, братства, симпатии друг к другу и умения налаживать социальные отношения среди людей, которые «образуют социальную единицу».

Другой социолог – Фукуяма [Шадрин] определял социальный капитал как «подтвержденные социальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или большим количеством индивидуумов». Также Фукуяма утверждал, что данное понятие – необходимое условие современной экономики и условие стабильности либеральной демократии, а его построение является задачей для «второго поколения» экономических реформ.

Однако, несмотря на некоторые попытки, социальный капитал достаточно тяжело измерить и предложить арифметический критерий в цифрах и рублях.

Скорее можно назвать некоторые желаемые свойства новой социальной сети, а именно: интеллект и пассионарность.

Интеллект [лат. – intellectus, гр. – noo] – ум, рассудок, разум; мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности; совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни; понятие, объединяющее в себе память и мышление, способ приобретения знаний, умственную активность и деятельность. [Еремин].

Рассуждая об интеллекте социальной сети, вспомним цитату из статьи Тьюринга.

I propose to consider the question, “Can machines think?” This should begin with definitions of the meaning of the terms “machine” and “think.” The definitions might be framed so as to reflect so far as possible the normal use of the words, but this attitude is dangerous, If the meaning of the words “machine” and “think” are to be found by examining how they are commonly used it is difficult to escape the conclusion that the meaning and the answer to the question, “Can machines think?” is to be sought in a statistical survey such as a Gallup poll. But this is absurd. Instead of attempting such a definition I shall replace the question by another, which is closely related to it and is expressed in relatively unambiguous words.

Понятие пассионарности изначально по Льву Николаевичу Гумилеву – «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью формировать «пассионарное поле» [Гумилев].

Пассионарии могут изменить окружение и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, способности вобрать некоторое количество излишней «энергии» - физической, психической, …»

Личности с повышенной пассионарностью преследуют некую, обычно нерациональную цель, исходят в своей деятельности не из персональной выгоды, а из более высокой цели (осознанной или неосознанной). Психотип с повышенной к дееспособностью, сочетается в обществе с гармоничным типом и субпассионарием [Турчин].

N

Количество «Гармоничный тип»
членов

общества

Пассионарии

Суб
пассионарии




А – биологическая активность

Рис. 3. Распределение членов общества

Согласно «пассионарной теории этногенеза», [Панарин И.], именно динамика относительной численности пассионариев является ключом к пониманию подъемов и упадков этносов и, собственно говоря, ключом к пониманию мировой истории. Тип общества стал объясняться не его институтами или экономикой, а тем, какого рода люди доминируют в нем. [Фрумкин].

^

Концепция «Мыслящего Интернета»


Концептуально, одна из спорных, нерешенных проблем развития инфокоммуникаций состоит в поиске ответа на модификацию вопроса начала эры компьютеров:

Может ли Машина мыслить?

То есть: «Может ли Интернет стать не развлекающимся, а – мыслящим?» \ Thinking Net

^

Механизмы и способы группообразования


Конечно, разные сети устроены по разному и имеют разные цели, мотивации, ориентацию, функционал.

Для рассматриваемой глобальной цели, нужны социально-ориентированные виртуальные сети с функциями и механизмами группообразования.

Наиболее близкую, с обозначенных точек зрения, организацию и функционал имела социальная сеть МойКруг до ее продажи компании Yandex, переориентации на подбор персонала и закрытия дискуссионной части.

Однако, за неимением гербовой…

^

Какие гражданские качества может принести
развитие социального Интернета?


Спорно и тезистно:

  • Обретение пассионарности, нарастание человеческого капитала и коллективной солидарности;

  • Появление и становление новых элементов гражданского общества;

  • таких как волонтерское движение, экологические движения, диалог поколений, самообразование и общественная научная и исследовательская деятельность (виртуальные стратегические клубы);





^

Концепция виртуальной солидарности


Коллективная солидарность – одно из ключевых понятий социально-ориентированных сетевых проектов. Наравне с общественным благом, социальным капиталом, публичной сферой, консолидацией, асабией и пассионарностью.

Концепция коллективной солидарности может стать ключевой и основополагающей в новой политической ситуации и текущей фазе построения гражданского общества.

Данную концепцию как стройную логическую систему имеет смысл простроить в целях создания новой политической системы с привлечением социально-сетевых средств.

Логически и последовательно, концепция включает 5 этапов.

  1. Формирования социальных групп внутри социальных сетей.

  2. Консолидация социальной группы и нарастание способности к коллективным действиям.

  3. Выработка внутри группы общего мнения, локального согласия, норм и метанорм, и, возможно, элементов новой прогрессивной идеологии.

  4. Увеличение численного состава группы механизмами Ленты и Сообществ сети.

  5. Пропаганда и расширение влияния согласно марковской модели.


Описанию процесса формирования социальных групп посвящено ряд социологических теорий, среди которых следует назвать теорию группового отбора, теорию механической и органической солидарности Дюркгейма, этногенетическую теорию Гумилева, концепцию Ибн Халдуна.

Механизмами, которые способствуют образованию социальной группы является сочетание кооперации и соперничества, действующие однако на общем поле-пастбище.
Эффективный алгоритм поведения, как оказалось по результатам программных экспериментов Аксельрода – это «зуб за зуб», суть которого – сотрудничать при первой встрече и затем поступать так, как поступил партнер.

Среди моделей группообразования следует упомянуть исследования Трофимовой И.Н.

^

Глава 3. Полезные модели и представления




Модель группообразования Трофимовой


В модели Трофимовой ставился вопрос о влиянии на поведение в группе таких формальных признаков среды, как величина популяции, возможность установления контактов (социабельность) и степень разнообразия элементов популяции. Время жизни популяции было дискретным, т. е. Пошаговым: от 2000 шагов для малых популяций и 5-10 тысяч шагов для больших. На каждом шагу клетка предпринимала попытку оптимизировать структуру cвоиx связей – найти кого-нибудь более совместимого и расторгнуть связь с менее совместимым. При этом разнообразие клеток задавалось вектором в пространстве абстрактных характеристик с помощью модели взаимодействующих спинов (подробнее см. работы Трофимовой).

Было исследовано более 300 различных случаев – с разной величиной популяций (от 20 до 2000) и социабельностью, т. е. Возможностью установления контактов (от 5 до 400 для больших популяций).

Помимо других интересных эффектов цитируемое исследование показало наличие как минимум одного фазового перехода – то есть качественного перехода от одного состояния к другому.

Рис. хх показывает примеры распределения размера кластеров до (а), во время (б) и после (в) перехода к качественно разному поведению: в первом случае мы имеем много малых группок и небольшое число больших кластеров – что, собственно, наблюдается в поведении слабоинтергированных систем – объединение популяции по одному-двум признакам, тогда как по всем другим признакам каждый делает что хочет и как хочет.

Для малых популяций аффилиация растет более или менее монотонно как функция от социабельности. Для больших популяций переход к другому поведению происходит более внезапно: например, для популяции в 300 элементов при изменении социабельности вплоть до 40 контактов аффилиация держится около 0,01, однако при числе контактов 41 размер кластеров делает скачок до 82 процентов от всей популяции.

Таким образом можно предсказать, какое число контактов необходимо для того, чтобы любое данное множество клеток, элементов или людей пришло в упорядоченное состояние и стало системой.

Обратим внимание на параметры модельного примера. А именно – на размер популяции в 200 участников и социабельность (возможность поддержания контактов), которая меняется в рассматриваемом примере от слабой – порядка 15, через среднюю – около 40 и сильную – около 90. И лишь при существенной социабельности (коммуникабельности) – происходит формирование группы.







Puc. хх. Распределение кластеров. По оси у отложено число кластеров, нормализованное по моде.

После перехода, однако «разброд» в популяции резко сокращается и она превращается в интегрированную систему где, по мере увеличения возможности поддержания контактов растет запрет на малые группы – все элементы контролируются малым числом больших кластеров.

^

Глава 4. Идеальная модель «Прогрессивной партии»




История – Обзор – Модели




Цели и миссия. Поиск цивилизационных решений…


Оценка текущего и сценарии




^

Типовые функции политических партий и их реализация в сети


На основе А.И Соловьев. Политология. М.Аспект-Пресс , 2006.

Партия как звено вертикальной связи населения и государства выполняет две группы функций, захватывающих практически все фазы политического процесса. К Внутренним функциям партии относятся формирование партийного бюджета, выборы руководства , поддержание отношений партийной бюрократии и рядовых членов. И др.

Внешние, наиболее важные функции партии прежде всего выражают ее нацеленность на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения.

Иначе говоря, если группы интересов, как правило, пытаются решать те или иные проблемы в рамках сложившегося жежима правления, то партии, выдвигая собственную программу решения внутри-и внешнеполитических вопросов, тем самым заявляют претензии и на изменение высшей политической власти (как в центре, так и на местах). Такой характер политических требований чаще всего сопровождается мирным перераспределением власти между различными общественными силами. В этом смысле партии выступают таким механизмом агрегирования групповых интересов граждан, который дает возможность избегать общественных потрясений при изменении базиса политических сил.


Ограничения и область применимости.


Структура.


^

Образы-модели общества - платоновский корабль, небоскреб и концентрические круги


Одно из наглядных представлений общества – это платоновский «корабль» с кормчим. Отсюда, скажем, современная российская «лодка», страшащаяся качки.

Общество также изображают через строительные, градостроительные и архитектурные метафоры. У Хабермаса есть две достаточно традиционные картинки «общества в целом». [Крапечкин].





























^ Гражданское общество

Публичная сфера

Формальные
политические
институты




Корабль Платона
с кормчим

Небоскреб

Концентрические
круги Хабермаса

Рис. ХХ. Модели-образы общества

С одной стороны, это «вертикальная» конструкция, общество как большой и сложный дом, управляемый «сверху-вниз» и требующий систем коммуникации. Коммуникация носит не столько информационный, сколько функциональный характер: важно, к примеру, чтобы верхние этажи не остались без воды, а на нижние не сваливали мусор. При этом фундамент управляется с «верхних этажей».

Другая картинка – горизонтальных концентрических кругов: здесь на периферии находится «гражданское общество», посередине – публичная сфера, а в центре – формальные политические институты. Круги должны обязательно концентрироваться: политика представляется сжатым публичным дискурсом, который, в свою очередь, подключен к неформальным бытовым разговорам, стихийным агрегациям интересов и т.д. Концентрация, однако, – не физический или силовой процесс, а, в норме, дискурсивный, поскольку она обеспечивается «фильтрацией», то есть таким конструированием публичного мнения, обеспечивать равный доступ заинтересованных дискуссантов и руководствоваться предпосылкой рационального исхода любого публичного обсуждения. Иными словами, центр кругов должен быть наиболее рациональным и наиболее очищенным.
^

Властная иерархическая и двухконтурная гуманистическая модели


Развивая данные подходы с кибернетических позиций, возможно представить 2 модели общества – иерархическую и двухконтурную гомеостатическую.




ОБЩЕСТВО







Духовная
сфера







ГОСУДАРСТВО

Правительство




ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО










Церковь







Образо-вание и
наука




Производство и
Бизнес




СМИ







Светская
сфера






















Иерархическая
модель

Двухконтурная гомеостатическая



Рис. ХХ. Иерархическая и гомеостатическая модели общественного обустройства

Иерархическая и гомеостатическая модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.

Иерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».

Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.

Данная модель также может оказаться полезной при поиске и формировании системы ценностей русской цивилизации, понимаемой по [Хантингтон \ Столкновение цивилизаций].
^

От властного императива Канта к гармоничному Сетянину


В философском ключе социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – перехода от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели, представленной далее.

В социопсихологическом аспекте – «сетянин» в рамках социально-ориентированного проекта ощущает себя субъектом, «не стриженым лохом», на котором делают деньги. Ощущается сопричастность к решению сетевых и общественных проблем, которые ставятся и решаются при помощи Сообщества по мере сил и возможностей. Обретение «места под солнцем» и нужного этажа в сетевой иерархии – аналог социального лифта – почти полностью зависит от активности «пассажира».
^

Идеология и ценности гуманистического общества


Согласно социологическим представления,

Система ценностей солнечного гуманистического общества


Два подхода в формировании системы ценностей – эмоциональный и рациональный.

^

«Мешочек ценностей» Ерофеева




Неизменные ценности и социокибернетические категории


С академических позиций, систему ценностей, следуя [Кульпин] разделяют на неизменные, относящиеся к «коллективному бессознательному» и изменяющиеся, сдвиги в сознании, которые могут меняться по городам и весям.

Таблица ХХ. Ценности – Сущности - Универсалии




^ Традиционные общества

«Солнечное виртуальное общество»




Запад

Китай

Япония

Неизменные Сущности

Изменяемые категории

Ценность объект

ЛИЧНОСТЬ

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ

  • ЗНАНИЕ

  • РАЗВИТИЕ

  • СОТРУДНИЧЕСТВО

  • Добродетель

  • Природное равенство людей

  • публичная сфера и социальный капитал

  • когнитивный капитал и интеллекту-альность

  • пассионарность.

Ценности 2-го уровня

СВОБОДА
РАВЕНСТВО
БРАТСТВО

МИР
ПОРЯДОК
ТРАДИЦИИ

ЗНАНИЕ
ПОРЯДОК
МИР

Ценности 3-го уровня

ТРУД
ЭКВИВАЛЕНТ
СОБСТВЕННОСТЬ

ИЕРАРХИЯ
РИТУАЛ
ПРОШЛОЕ

^ СЛУЖЕНИЕ
ЗАКОН, ПРАВО

ТРАДИЦИИ

Вектор

РАЗВИТИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ


При рассуждениях важны такие понятия и категории как :

- электронная демократия,

  • виртуальное народное вече,

  • группообразование,

  • консолидация.


^

Потенционалисткий подход Марты Нуссбаум


Достойный политический порядок должен обеспечить всем гражданам, по крайней мере, пороговый уровень десяти основополагающих возможностей:

1. Жизнь. Возможность прожить человеческую жизни до старости, не умереть раньше срока или до того как жизнь станет настолько несносной, что потеряет ценность.

2. Физическое здоровье. Иметь возможность наслаждаться хорошим здоровьем, в том числе здоровьем репродуктивным, нормально питаться и иметь пристойное жилье.

^ 3. Телесная неприкосновенность. Иметь возможность свободно перемещаться с места на место; не опасаться насилия, в том числе сексуального насилия, насилия в семье; иметь возможности сексуального удовлетворения и выбора в репродуктивных вопросах.

^ 4. Чувства, воображение и мысли. Иметь возможность использовать органы чувств, воображать, мыслить и рассуждать; при чем делать это так, как подобает «полноценному человеку», обладающему адекватным образованием, в том числе – навыками грамотности и базовыми знаниями математики и естественных наук. Иметь возможность пользоваться воображением и мышлением в процессе переживания событий и произведений искусства – религиозных, литературных, музыкальных и прочих. Иметь возможность пользоваться собственным разумом – под защитой гарантий свободы совести и мысли – в политических, художественных и религиозных практиках. Иметь возможность испытывать наслаждение и избегать не необходимой боли.

5. Эмоции. Иметь возможность испытывать привязанность к вещам и людям; любить тех, кто любит и заботится о нас; огорчаться их отсутствием; в целом, иметь возможность любить, печалиться, испытывать страсти, благодарность и оправданный гнев. Человек должен иметь право на эмоциональное развитие, не омраченное страхом и тревогой. (Гарантировать эту возможность, значит гарантировать наличие всех формы людских объединений, которые можно считать необходимыми для их развития).

^ 6. Практический разум. Иметь возможность формировать представление о благе посредством критического осмысления и планирования своей жизни. (Для этого необходимы гарантии свободы совести и соблюдения религиозных обрядов.)

7. Членство. (А) Иметь возможность жить с другими людьми и ради их блага, признавать других и заботиться о них, вступать в разнообразные формы социального взаимодействия с ними; быть способным входить в чужое положение. (Для этого необходимо оберегать институты, обеспечивающие и питающие подобные формы принадлежности, необходимо гарантировать свободу собраний и политических выступлений.) (B) Иметь социальные основания самоуважения и не унижения; иметь возможность быть существом, требующим от других уважения собственного достоинства и равного обращения. Для этого требуются гарантий отсутствия дискриминации по половому признаку, сексуальной ориентации, а также этнической, кастовой, религиозной или национальной принадлежности.

^ 8. Другие виды живых существ. Иметь возможность заботиться о животных и взаимодействовать с ними, а также с растениями и другими частями природного мира.

9. Игра. Иметь возможность смеяться, играть, наслаждаться отдыхом и развлечениями.

^ 10. Контролировать свою среду обитания. (А) В политическом плане. Иметь возможность действенного участия в принятии политических решений, от которых зависит жизнь человека; обладать правом участия в политической жизни, иметь гарантии свободы слова и собраний. (B) В материальном плане. Иметь возможность владеть собственностью (как движимой, так и недвижимой), а также обладать правами на собственность наравне с другими; обладать равным со всеми правом на труд; быть свободным от угрозы несанкционированного обыска и изъятия имущества. На рабочем месте обладать возможностью трудиться как человек, использовать свой практический разум и вступать в осмысленные отношения взаимного признания с другими рабочими.
^

Идеологическая платформа и «русская идея»


В политологической литературе говорят о 3-х идеологических схемах: либеральной, коммунистической и националистической.
  1   2   3   4




Похожие:

Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconКак построить «Прогрессивную Партию» в виртуальной среде? Руководство к сетевому коллективному действию
Вместо введения. Какие новые гражданские и человеческие качества может принести развитие социального Интернета? 4
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconПриносим свои искренние извинения
К сожалению, построить графики не представляется возможным, так как это выходит за рамки возможностей word. Но их построение элементарно....
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconКак построить новый дом?

Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconДокументы
1. /МРБ 0175. Вайнштейн С.С. Как построить выпрямитель.djvu
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconДокументы
1. /МРБ 0473. Коробейников П.В. Как построить телевизор.djvu
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconДокументы
1. /МРБ 0013. Тарасов Ф.И. Как построить выпрямитель.djvu
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconДокументы
1. /МРБ 0239. Ризкин Е.А. Как построить колхозную радиостудию.djvu
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconДокументы
...
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconДокументы
1. /Об утверждении инструкции О порядке обеспечения населения протезно-орто едическими изделиями...
Сазанов В. М. Как построить «Прогрессивную Партию» сетевыми средствами? iconПролетарии всех стран, соединяйтесь!
Для того, чтобы пролетариат в решающий момент оказался достаточно сильным и мог победить, необходимо…, чтобы он образовал особую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов