Десятый шаг icon

Десятый шаг



НазваниеДесятый шаг
Дата конвертации10.09.2012
Размер113.47 Kb.
ТипДокументы
1. /ДЕСЯТЫЙ ШАГ.docДесятый шаг

ДЕСЯТЫЙ ШАГ


Цена свободы, как часто говорят, постоянная бдительность. Как выздоравливающий алкоголик, я связываю это старое высказывание c Деся­тым шагом программы Анонимных Алкоголиков: «Продолжали критически наблюдать за своим поведением и, когда мы ошибались, то своевременно признавали это».

Длительная свобода от алкоголя приносит нам счастье, которое мы хотели получать и получаем от трезвой жизни, но оно, имеет свою цену. Эта цена - постоянная бдительность при инвентаризации.

Большинство людей признают, что 10 шаг - это хороший руководя­щий принцип Для другого человека. Мы часто хотим, чтобы другие призна­вали свои ошибки быстрее, чем они это делают. И бывает трудно принять то, что необходимо проводить инвентаризацию даже тогда, когда у нас все в порядке. В трезвости у выздоравливающих алкголиков может проявиться такое пагубное убеждение просто потому, что они уже не сталкиваются с полицией, и минули времена безденежья. И тогда возникает воп­рос: «Почему я продолжаю делать инвентаризацию теперь, когда я снова стал человеком, и веду себя почти так же, как неалкоголики, которые привыкли критиковать меня?»


Это хорошо, что автор «Двенадцати Шагов» был биржевой маклер и получал уроки в мире бизнеса. «Предприятие, где не проводится регуляр­ная инвентаризация, разоряется» - писал Билл Вилсон. Ведение коммерческих проверок - это процесс поиска фактов, их восприятие и оценка. Одна из целей инвентаризации - выявить испорченные или не пользующиеся спро­сом товары, чтобы быстро и без сожаления избавиться от них. Если пред­приниматель хочет успешно вести дело, он не должен заблуждаться об ис­тинной ценности вещей.

Я кое-что об этом знаю. Во время Великой Депрессии мой отец про­водил распродажу имущества обанкротившихся лавочников, и видел, что некоторые их товары были произведены ещё во время I-ой Мировой войны. Мне особенно запомнились сотни пар женских ботинок, застегивающихся на пуговицы, которым было по меньшей мере 20 лет.

Владелец магазина все никак не мог признать, что имел в своем ассортименте товар, не стоящий ничего. Эта нерешительность разрушила его биз­нес. С другой стороны, я был поражен воспоминаниями знаменитого дельца, который сделал миллион на товарном рынке. Он сказал, что он преуспел отчасти и благодаря его готовности признать свою ошибку, когда он делал неудачную покупку. И он продавал этот товар до того, как цена упадет еще ниже, уменьшая таким образом свои убытки.

Эти уроки в значительной степени касаются жизни выздоравливающих алкоголиков. В деле построения трезвой жизни мы не можем держаться за бесполезные и вредные взгляды и поступки.
Если мы совершаем ошибки или нам кажется, что мы сошли с правильного пути в какой-то области нашей жизни, то, чем быстрее мы признаем это, тем больше шансов у нас будет не допустить ущерба для нас самих, т.е. уменьшить ту боль и страдания, причиной которых мы сами может быть и были. Мы делаем это работая над 10 шагом.

Десятый шаг - это ежедневное обращение к 4 шагу Программы сквозь призму Девятого шага. Эти шаги по инвентаризации и возмещению убытков являются «генеральной уборкой и ремонтом дома», которые предлага­ются для выздоровления алкоголика. Описывая этот процесс «Чистки дома» наш друг Билл В. говорил, что это нужно продолжать в течении всей жизни.

«Продолжайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты, как себялюбие, нечестность, злоба и страх, - писал он - «Если они появятся, надо просить Бога избавить нас от них. Надо немедленно обсудить их с кем-нибудь и попытаться избавиться от этих качеств без промедления.»


Три субстанции для наблюдения и анализа


В А.А. мы много слышали о себялюбии, нечестности, злобе и страхе. Я обнаруживал их появление в разных областях моей жизни. Три субстанции, в которых требуется постоянное, пристальное внимание, это:

  • мысли и побуждения

  • слова

  • действия

Все они могут доставить мне неприят­ности. Я научился, в первую очередь, обращать внимание на мои мысли и побуждения, потому что большинство ошибок начинаются там. «Человек оп­ределяется его мыслями» - писал Джеймс Аллен, - «и его характер определяется полной суммой его мыслей».

Я не могу спорить с этим, так как слишком много членов А.А. предупреждали, что необходимо выявлять наше «гнилое мышление». Если я наблюдаю за тем, как я думаю, и что я чувствую, то слова и действия, как правило, бывают правильные. Но что за работа поддерживать мышление в нужном, правильном русле! Снова и снова моя ежедневная инвентаризация обнажала плохие побуждения, которые предшествовали действиям, и, которые на первый взгляд казались хорошими. Однажды, например, я был в замешательстве обна­ружив, что люди, с которыми я обычно общался на встречах А.А., были привлекательные женщины, преуспевающие бизнесмены и профессионалы или люди, чьё происхождение и чья персона интересовали меня. На са­мом деле я столкнулся с тем, что это удовлетворяло мою потребность в поддержании чувства собственного достоинства и мне льстило, что я несу идеи А.А. таким людям.

В другой раз я встретил нуждающегося человека на стоянке авто­машин нашей компании и отвез его туда, где он смог бы получить ме­дицинскую помощь. Но во время выполнения этого, казалось, доброде­тельного поступка я самодовольно говорил себе, что никто другой из этих отзывчивых людей не побеспокоился помочь ему. Т.е. я играл роль доброго Самаритянина, чтобы почувствовать превосходство над другими, теми, кого я иногда боялся и страшился.

Ежедневная инвентаризация высвечивает также мусор прошлого или, что я называю «старое ауканье». Иногда я обнаруживаю, что я все еще пытаюсь доказать свою правоту людям, которые относятся ко мне неодобрительно. Раньше и сейчас незначительный инцидент вызывал значительные страдания, и я осознал, что это отголоски прошлых крушений надежд и унижений, or которых я не освободился. Через несколько лет после обретения трезвости я поехал с визитом в семью, которая помнила меня как безнадежного пьяницу. Я упаковал с собой два костюма кото­рые мне были в общем-то не нужны в эту поездку, только для того, чтобы доказать им, что я больше не забулдыга!

Другая проблема, которую показала ежеденевная инвентаризация, это тенденция к «праведному гневу». Я мог выйти из себя и тут же возложить вину за это на другого человека. Как я понимал, у меня было право гневаться, потому что поведение другого человека было очень плохое. И все же что-то должно быть не так с этим гневом потому, что он остав­лял чувство депрессии и вины. Разобраться мне с этим помогло то, что, однажды, на собрании А.А. спикер сказал: «Мы позволяем другим людям влиять на наше настроение, если мы позволяем им разозлить нас». Это помогло мне еще больше, когда я понял, что мой гнев совсем не обяза­тельно должен быть связан с тем, что люди говорят и делают. Это в действительности вырастает из моих собственных страхов, тревоги и чувства отсутствия безопасности.

Значительно более удобно иметь дело с мыслями и чувствами до того, как они будут выражены. Бывали случаи и даже не так давно, когда мой гнев выходил из-под контроля и заставлял меня говорить и делать то, о чем я сожалел почти сразу же. Есть только один способ удерживаться от таких срывов - это сразу же признать то, что ты был не прав и, если это необходимо, тут же как-то компенсировать свою неправоту. Иногда для этого требовалось принести свои извинения лю­дям, которые мне были неприятны. Но это не должно меня заботить, хотя мне и приходилось подавлять свое самолюбие, чтобы извиниться. Люди, которые попадают в такие ситуации, должны помнить, что главная цель выздоравливающего алкоголика - это оставаться трезвым и самоусовершенетвоваться в программе. Если возмещение ущерба должно быть сде­лано для укрепления трезвости и характера, то лучше всего оставить гордость в сторону и сделать то, что ты считаешь правильным и необхо­димым.

Три способа избежать инвентаризацию


Гордость может играть и другие злые шутки в процессе инвентаризации. Один из способов избежать инвентаризацию - это скрывать или маскировать свои ошибки. Это может делаться при помощи:

  • послужного списка

  • глобального признания

  • частичного признания

Каждый из них приносит вред по-своему.

Послужной список представляет особую опасность из-за того зна­чения, которое придают «квалификации» алкоголика и его опыту в этой области. Мы не хотим не доверять значению личного опыта алкоголика или исключать его важность. Эти свидетельства убеждают новичков, что мы такие же как они и можем понимать их проблемы. То, что один алко­голик говорит с другим, несет в себе большой заряд. Однако, главный недостаток послужного списка тот, что это все в прошлом. Красноречивый оратор может заразить аудиторию А.А. захватывающими рассказами об ужа­сах такого прошлого. Если история достаточно интересна, то ни оратор, ни слушатели не интересуются, как же дела обстоят сейчас. А дело мо­жет быть в том, что отказ продолжать инвентаризацию вызывает неопреде­ленность и приводит к беспорядку в настоящем. Можно сказать, что бо­лее важно фокусироваться на незначительных сегодняшних проблемах, чем на больших недостатках прошлого, даже если текущие проблемы менее ин­тересны.

Вторая маскировка при инвентаризации - это глобальное признание. При этом человек делает полное признание своих ошибок. Часто можно слышать фразу: «Когда я пришел в А.А., я был банкротом во всех отношениях. Я был вошью во всех областях моей жизни. Все было плохо.

На первый взгляд это высказывание показывает большую честность и смелость. Иногда это так. Но это также может быть способом избежать тяжелых вопросов о своей жизни и поведении. Это может быть способом утаивания моментов, которые беспокоят и пугают. Глобальное признание может быть препятствием к исследованию и бесстрашной моральной инвентаризации на начальной стадии А.А., и это может затруднить проведение инвентаризации в дальнейшем. Это не процесс обнаружения и осознания фактов.

Другое препятствие при инвентаризации – частичное признание, которое можно еще назвать «инвентаризация с самооправданием». Я довольно хорошо использовал этот вид маскировки. Это происходило путем признания моих собственных ошибок и недостатков и затем переключения на ошибки и вину других людей. Не особо затрудняясь я мог начать с признания своей вины, а затем большую ее часть возлагал на другого человека. Я часто использовал частичное признание, когда я извинялся за свою ругань перед одним из своих детей. «Извини, я накричал на тебя,» - я говорил, - «Но мне надоело то, что ты все время разбрасываешь свои вещи!» Или еще, я работал в оффисе, где мы бесконечно и ядовито сплетничали о начальнике. Иногда я признавал, что сплетня была не правильна, а затем тут же добавлял, что начальник заслужил это или, что он сам виноват в этом.

Могут быть и другие способы маскировать наши ошибки. Но все, что нам нужно знать это то, что человеческая гордость и страх всегда стараются удержать нас от болезненного решения задач, имеющих дело с нашими собственными просчетами. Неправильное мышление, как и алкоголь, коварно, сбивает с толку, и оно достаточно сильно.

КОГДА МЫ НЕ ПРАВЫ?


Одно из наиболее последних моих открытий было то, что дурные поступки не обязательно должны быть такими дьявольскими деяниями, как воровство или ложь. Как выздоравливающий алкоголик я могу быть не прав хотя бы тем, как я реагирую на людей и ситуации. Если кто-то меня обидел, например, я могу быть не прав, становясь по этой причине негодующим или желающим отомстить. «Есть одна аксиома из области духовного мира, если мы чем-нибудь расстроены, то, независимо от причины, вызвавшей такое состояние, это обнажает какой-то дефект нашей души», - говорится в публикациях А.А. «Если кто-либо обидел нас и нам больно, то это тоже указывает на дефект».

Это положение трудно принять, но это неплохая информация для алкоголика. Были случаи, когда мы обижались на себя за нашу собствен­ную жадность или легкомыслие. Но были и другие случаи, когда мы были жертвами необъяснимого вероломства или жестокости. И в этом мы были не одиноки. Во всем мире люди тяготятся несправедливостями и неправильным положением вещей, которые, они не хотят принимать. Мы ал­коголики не можем позволить себе такое мышление даже, когда мы явля­емся невинной жертвой.

То, что мы должны избегать любой ценой, это оправдания своей зло­бы и обиды. Чтобы избавиться от злобы и обиды, мы не говорим себе, что другие люди всегда поступают правильно или что ничего плохого не про­изошло. Мы только не допускаем, чтобы был нанесен больший вред себе и другим из-за того, что мы вышли из себя и разгневались. Чем быст­рее я смогу освободиться от моей злобы и гнева по поводу обиды или оскорбления, тем быстрее я восстановлю свое здравомыслие и само­контроль. Это справедливо и в тех случаях, когда я оскорблен и стараюсь искать юридический совет или другие законные способы воз­мещения ущерба. В любом случае я должен избавиться от злобы, оби­ды или от любого желания отомстить или взять реванш.

Я также понял, что личная инвентаризация помогает управлять собой при неожиданно возникающем несогласии с другими людьми или непониманием их. Было время, когда я взрывался, если автомеханик не так отремонтировал мою машину, когда я писал злые политические письма, и когда я распекал официанта, если еда была холодная. Я долж­но быть думал, что я был борец за справедливость, но я понял, что это мое поведение было незрелое и неэффективное. Это показало мне мое нежелание верить другим людям, боязнь, что они получат от меня какую-то выгоду в то время, как они были запуганы и страдали от надменного обращения. Я не мог больше так поступать.

НУЖДА В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ


Так как у меня были большие трудности со всем этим, и я получил значительное облегчение, когда я, наконец, принял это - я считаю Пятый шаг одним из наиболее полезных инструментов в программе А.А. Неотъемлемая часть этого Шага - это обсуждение своих недостатков с другим человеком. Такая же практика подразумевается и в 10 Шаге и было время, когда мы все нуждались в другом человеке, чтобы произвести хорошую инвентаризацию. Если что-нибудь выводило меня из себя, мне нужно было найти другого человека, чтобы выговориться ему. И всегда после этого у меня изменялось мое отношение к этой проблеме. Также бывали случаи, когда проблема могла быть обсуждена на собрание А.А., хотя часто получаешь большее удовлетворение, занимая собой время у одного человека.

ВЫГОДЫ


Хорошо проверенный 10-ый Шаг приносит неплохие дивиденты. Наи­более важный результат этого Шага это то, что он укрепляет и охраняет нашу трезвость. Он также приносит награды и в других областях нашей жизни:

  • Взаимоотношения с людьми. Когда я пил, было много людей, с которыми я я прерывал отношения в следствии того, что мы разошлись во мнениях. Иногда я уже забывал причину возникшей напряженности, да это уже было и неважно, меня больше занимало то, как мне выразить свою неприязнь, чем попытаться наладить взаимоотношения. Однако, сейчас в моей жизни просто нет таких ненормальных взаимоотношений. Практика ежедневной инвентаризации и признания своих ошибок обычно помогает устранению непонимания на начальной стадии.

  • Свобода от страха «быть разгаданным». Я убеждался, что отказ взглянуть в лицо своим недостаткам и отказ признать их, произрастает из чувства своей неполноценности и неадекватности. У меня была уверенность, что если люди будут знать меня таким, каким я действительно являюсь, я буду чувствовать себя беззащитным и опозоренным. И, соответственно, у меня была уверенность, что, если я буду казаться безупречным, то я действительно буду являться таковым. Все это было заблуж­дением, и для меня стало ясно, что я смогу уважать себя только тогда, когда я буду знать, кто я есть на самом деле. Это было огромное облегчение: отдаться в объятья честности А.А. и понять, что мне больше ни к чему скрываться от самого себя. Не претендуя больше на то, что бы быть не тем, кем я являюсь на самом деле, я избавился от страха быть «засвеченным» или «разгаданным».

  • Свобода от чувства вины. Еще одна цена, которую я платил за нежелание признать свои недостатки, было чувство вины. Я продол­жал отрицать чувство вины и выискивал аргументы, чтобы доказать, что я был прав. Это не помогало, так как чувство вины всегда возв­ращалось.

  • Способность помогать другим. Один из неожиданных плюсов от признания своих недостатков это способность помогать другим сделать то же самое. Это нечто парадоксальное: то, что я признаю мои собственные недостатки и перестаю обвинять других, дает мне возможность действительно понимать проблемы других и то, что этот человек может сделать для их решения. Вероятно, это нетрудно объяснить. Людям свойственно сопротивляться восприятию самодовольных проповедей и при этом возникает желание преуменьшить или не заметить свои недостатки, когда на них указывают другие. Но, если человек честен перед самим собой, мы чувствуем это и чувствуем, что к такому человеку можно обратиться за помощью в решении наших проблем.

ОТКЛАДЫВАНИЕ НА ПОТОМ МОЖЕТ ДОРОГО СТОИТЬ

Последнее соображение по поводу Десятого Шага - это необходи­мость уделять особое внимание слову «немедленно». Чем скорее я признаю свои ошибки, тем меньше вреда это принесет мне и другим. Мне все еще не нравится признавать, что я неправ даже в чем-то незначительном. Например, если я не знал, куда мне дальше ехать по шос­се, я не сверялся с картой дорог и не останавливался, чтобы уточ­нить направление. Из-за этого я иногда проезжал несколько лишних миль и притом по отвратительным дорогам. Эта черта характера достав­ляет мне неприятности и в других делах.

Откладывание признания своих ошибок означает, что я подспудно сопротивляюсь Десятому Шагу, надеясь, что ошибка исправится сама со­бой без каких-либо затруднений или неприятностей для меня.

Но откладывание, как правило, означает, что ситуация только усложнится.

И мы можем обречь себя на эмоциональную боль, если откладываем признание своей неправоты. И как бы мы хорошо не работали над программой, никто из нас не избежал этого в той или иной мере. Постоянная бдительность в производстве инвентаризации по Десятому Шагу - это цена свободы.

То, что ты приобретаешь от трезвости и самосовершенствования, стоит этой цели.



Похожие:

Десятый шаг iconГлюкоза Швайне
Стоп машин, спокойно я приехала, без руля и в голове с помехами. Я иду домой. Шаг, шаг, шаг, опять попала в тёмное, третий раз обманута...
Десятый шаг iconПервый шаг
Рене Домаль. «Первый Шаг». На 2-х Страницах. Библиотека Сайта Арама Энфи: aramenfi nm ru
Десятый шаг iconДесятый класс

Десятый шаг iconСоциально-значимый проект «шаг навстречу» положение
О проведении районного социально-значимого проекта по толерантности «шаг навстречу»
Десятый шаг iconСоциально-значимый проект «шаг навстречу» положение
О проведении районного социально-значимого проекта по толерантности «шаг навстречу»
Десятый шаг iconНа вторых ролях
Шаг… Последний шаг в её жизни… Да, это было всё… Краткий миг свободного падения… За такое время не может пронестись вся жизнь… в...
Десятый шаг iconПоложение о школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»
Настоящее Положение о проведении школьной научно-практической конференции учащихся «Шаг в науку» моу сош №43 ст. Холмской Абинского...
Десятый шаг iconСветлана Россинская Михаил Булгаков и Елена Шиловская: Шаг в вечность (начало)
Михаил Булгаков и Елена Шиловская: Шаг в вечность, так будет называться литературный вечер календарь, который состоится 10 мая 2011...
Десятый шаг iconПоложение о приёме учащихся в десятый класс
«О гражданстве Российской федерации» от 31 мая 2002 года №62-ф3, «О беженцах» от 7 ноября 2000 года №185-ф3, «О вынужденных переселенцах»...
Десятый шаг iconШаг за шагом

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов