Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом icon

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом



НазваниеДата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом
Дата конвертации07.09.2012
Размер34.36 Kb.
ТипДокументы

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежаших аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их роднило — национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось.


Еще в феврале-марте из провинций начали поступать сведения об арестах и убийствах армянских лидеров, но именно с константинопольских арестов началось полномасштабное уничтожение армянской элиты по всей стране. Так, по сообщениям американцев, в апреле–мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване; в Харпуте первыми (в июне–июле того же года) под удар геноцидальной машины попали представители армянской интеллигенции. Целью акции было обезглавить армянство, лишить народ даже малейшего шанса самоорганизоваться перед лицом опасности полного истребления. Схема была проста, но эффективна: первыми ликвидировались представители элиты, после этого начиналось уничтожение остальных.


В Константинополе аресты старались проводить без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок “буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов”. К другим приходили ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города. Многие люди, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными поданными Османской империи, даже представить не могли, что их ожидает в самом ближайшем будущем. Были случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, недоумевая, что вдруг понадобилось от них властям.


Арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди, например, сам являлся членом партии младотурок. Он неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег. Среди арестованных находился также профессор Тиран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету “Сабах”. Будучи доставленным в лагерь для интернированных, Келеджян узнал в начальнике лагеря одного из своих бывших учеников. Тот тайно предупредил профессора, что получен приказ за подписью Талаата об уничтожении заключенных, и посоветовал ему выбираться из лагеря любой ценой. Позднее, так и не сумевшего ничего предпринять для своего спасения Келеджяна, убили по дороге в Сивас, куда он был отправлен якобы для того, чтобы предстать перед военным трибуналом.
Из 291 узников лагеря выжили лишь сорок человек.


В числе этих сорока был и великий армянский композитор и музыковед Комитас. По слухам, после ареста ему разрешили вернуться в Константинополь благодаря личному вмешательству принца Меджида, чьей жене он в свое время преподавал музыку. Однако потрясения, пережитые им во время ссылки не прошли даром: неуверенность в завтрашнем дне, атмосфера постоянного страха, наполнявшая в те дни город, невольное чувство вины за оставшихся в лагере на верную погибель друзей, одиночество — все это в скором времени вызвало у Комитаса помутнение рассудка. Он умер в 1935 году в Париже, проведя последние девятнадцать лет своей жизни в психиатрических клиниках.


Всего в течение нескольких недель в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Жертвами младотурецкого террора стали писатели Даниэл Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекурян, Левон Шант и десятки других.


Чуть позднее были арестованы и уничтожены депутаты от партии Дашнакцутюн в османском парламенте: Вардгес, Хажак, писатель и публицист Григор Зограб... Армяне, положившие столько жизней на алтарь освобождения Турции от султанского деспотизма, теперь бесжалостно истреблялись вчерашними соратниками по революционной борьбе.


В пламени геноцида погибли тысячи священослужителей: от простых священников до архиепископов. «… епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха. Трапезундский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом Карина, убит в пути; … архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток … » — сообщает 28 декабря 1915 г. патриарх западных армян архиепископ Завен главе епархии в Америке архимандриту Вегуни.


Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной–летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей разрушительности. Именно поэтому, рассеянные сегодня по всему миру армяне отмечают 24-е апреля, как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.




Похожие:

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconТайна “атолла”, часть I
Этой даты нет в календаре, и тем не менее занимает она совершенно особое место в новейшей российской истории. Ровно 10 лет назад,...
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconГи де Мопассан
Ги де Мопассан (1850 -1893) занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского...
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconУважения к историческому прошлому своего народа, формирование
«Героические страницы истории» является создание условий для формирования у подростков устойчивого интереса к истории России, изучение...
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconДиректормоу «с о ш с. Прималкинског о»
Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь...
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconИбн Сина Абу Али Хусейн
Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени....
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconУрок литературы 8 класс
Особое место занимает в сатире, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки, делая их в то же время смешными
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconПроблемы методологии истории
Ериодизации истории советского общества, критерии исторического прогресса, ряда узловых теоретических проблем истории России 1917—1920...
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconОчерк истории советского радиолюбительства 60 лет народной радиолабораторииотсчет истории организованного радиолюбительского движения в нашей стране начинается с 1924 года

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconОчерк истории советского радиолюбительства 60 лет народной радиолабораторииотсчет истории организованного радиолюбительского движения в нашей стране начинается с 1924 года

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом iconКопченко Светлана Валерьевна г. Абинск пояснительная записка
Кубани помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, развить духовные потребности, повысить интерес к истории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов