Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста icon

Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста



НазваниеДипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
страница1/17
Дата конвертации11.09.2012
Размер2.48 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1. /ДОКЛАД.doc
2. /Диплом Экология.doc
Доклад проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле,
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста



Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Педагогический Университет




Факультет педагогики и психологии детства


Кафедра ПУРД


Дипломная работа


Роль игры в формировании

экологических представлений у детей

старшего дошкольного возраста







Выполнила: студентка 5 курса,

54 группы ФППД

ФИО


Руководитель: ст. преподаватель

Дураченко О.А.




Новосибирск 2002 г.


Содержание: стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7

1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 8

1.2 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте 14

Выводы к главе 1 28

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 29

2.1  Цели и задачи экологического образования 29

2.2 Методические принципы и методы формирования экологического сознания 35

2.3 Особенности восприятия окружающего мира и отношение к природе в дошкольном возрасте. 43

2.4 Роль игры в процессе формирования экологических представлений в дошкольном возрасте 49

Выводы к главе 2 59

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 61

3.1 Организация и проведение диагностического исследования 61

3.2 Содержание формирующего эксперимента 78

3.
3 Сравнительно-диагностическое исследование и анализ проведенной работы 90

Выводы к главе 3 104

Заключение 105

Литература 107

Приложение 1 110

Приложение 2 117

Приложение 3 121

Приложение 4 123

ВВЕДЕНИЕ


Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д. Ушинский, В.Г. Огородников, В.А. Сухомлинский и др.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Культивирование нового сознания по отношению к природе - процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченного сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательные учреждения призваны, уже сегодня, проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического воспитания и образования населения. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в человеческом обществе. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой, люди воспитывались в духе конфронтации с природными условиями, которые нередко выставлялись, именно, как препятствие на пути к достижению практических целей: благосостояния, изобилия и т.д. Теперь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем образования и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен начинаться с детства и охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.

Кроме того, экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и будут им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы дипломной работы: "Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста".

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность игровых методов в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) уточнить понятия «экологическое сознание» и «экологическое образование», раскрыть их характеристики;

2) определить экологический потенциал учебных игр;

3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, формы и методы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Объект исследования - формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста во время игры.

Предмет исследования - роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет осуществляться более успешно, и именно игра охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу личности, обеспечивая тем самым не только усвоение знаний, но и выработку бережного отношения к природе.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




Похожие:

Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconОбразовательная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Данная программа может быть использована в дошкольном учреждении как парциальная программа.
Кроме этого, в программе классифицированы характеристики информационных, деятельностно -коммуникативных, ценностно-ориентированных...
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста icon"Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок" Досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей Жюри
Жюри: педагог-психолог, сотрудник гибдд, пожарный инспектор, заведующая детским садом, старший воспитатель
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconМуниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю»
Решение ее должно начинаться с раннего детства. Подготовительный курс способствует развитию детей старшего дошкольного возраста,...
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconПротокол №1 родительского собрания 11 класса от 10 сентября 2010г. Тема: Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций
Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных...
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconКонкурс для игры. «Крестики» первыми выполняют задания этого конкурса
Интеллектуальная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста (1 класс) «Крестики – нолики»
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconПубличный доклад Муниципального казенного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Учамская начальная школа – детский сад» Эвенкийского муниципального района Красноярского края
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Учамская начальная школа – детский сад» Эвенкийского муниципального района Красноярского...
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconПриказ № Об утверждении Положения о порядке, условиях и размерах стимулирующих надбавок и доплат работникам моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста Юктинская начальная школа-детский сад
Моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста Юктинская начальная школа-детский сад
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconРегламентирующими правоотношения в сфере организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования
«Детского сада №5» и направлено на обеспечение социальной защиты и поддержки детей дошкольного возраста, а также на реализацию права...
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconСеминар учителей начальных классов и воспитателей доу по теме «Педагогические условия обеспечения качества образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Доу по теме «Педагогические условия обеспечения качества образования детей дошкольного и младшего школьного возраста». Не смотря...
Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

Дипломная работа Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста iconОзнакомление с родным городом детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов