Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы icon

Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы



НазваниеСтудентки 209 группы Ремизовой Елизаветы
страница1/5
Дата конвертации14.09.2012
Размер467.09 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы.

  1. Культурология. ХХ век. Шпенглер О. Человек и техника. (С.1 – 11)

  2. Самосознание европейской культуры ХХ века. Хейзинга Й. Homo Ludens. (С.12 – 18)

  3. Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. (С. 19 – 29)



ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР: Ч Е Л О В Е К И Т Е Х Н И К А


ТЕХНИКА КАК ТАКТИКА ЖИЗНИ


1. Проблема техники в ее отношении к культуре и истории. В XVIII в. технику считали чем-то не заслуживающем внимания. А в человеке видели лишь "добродетельную овечку", впоследствии испорченную культурой. Только со времен Наполеона (с XIX в.), когда колоссально разрослась машинная техника, со всей серьезностью был поставлен вопрос, что такое техника? Шпенглер считает, что все ответы на него можно свести к двум:

А) "Идеалисты и идеологи" относили технические предметы и экономические вопросы вообще за пределы культуры как нечто низменное. Скупые попытки были у Гете в "Фаусте" проникнуть в эту сферу действительности, но уже с Вильгельма фон Гумбольдта началось "филологическое рассмотрение истории", для которого уровень исторического развития эпохи измерялся количеством написанных картин и книг. Государство было помехой для такой, истинной культуры, война считалась варварством, а хозяйство - "прозаическим и тупым". В пример приводятся "Размышления о мировой истории" Якоба Буркхардта. Идеалистам "недоставало чувства реальности".

В) Материалисты, в основном английского происхождения, сделали своим идеалом исключительно полезное. "К культуре принадлежало, культурой было полезное для "человечества". Полезным же было то, что служило "счастью большинства", счастье же заключалось в бездельи. Это основание, считает Шпенглер, учений Бентама, Милля и Спенсера.

"На место подлинных религий прошлых времен пришла плоская мечтательная болтовня о "достижениях человечества, под которыми, в конечном счете, подразумевается прогресс трудосберегающей и развлекающей техники. О душе не могло быть и речи".

Материализм всех цивилизаций отличает полное отсутствие воображения, поэтому им рисовалась одна картина будущего: вечное блаженство на земле как конечная цель и как постоянное состояние. Хотя это противоречит самому понятию прогресса, ведь оно исключает "состояние". В качестве примеров приводятся "Старая и новая вера" Штрауса, "Взгляд на 2000 год" Беллами, "Женщина и социализм" Бебеля. Материалисты отличались, по словам Шпенглера, "поразительной нехваткой глубины".

"Даже сегодня, когда мы переживаем заключительную фазу этого тривиального оптимизма, подобные нелепицы вызывают в душе ужасающую скуку – taedium vitae (отвращение от жизни) времен Римской империи – при одном лишь чтении этих идиллий. Хотя бы частичная их реализация привела бы к массовым убийствам и самоубийствам".

Обе эти точки зрения устарели. В XX в.
вещи и события уже не подгоняются под желания или надежды индивида (массы), и это не выдается за некую рационалистическую тенденцию. Люди научились тому, что история не считается с человеческими ожиданиями.

"На место: "Так должно быть" или "Так должно было бы быть" приходит ^ Так есть и так будет".


2. Цель техники не в создании машин и инструментов – из этого нужно исходить, чтобы понять суть техники.

Техника принадлежит древнейшим временам – она не историческая особенность.

"Значение техники установимо только исходя из души".

Ее всеобщность проявляется в том, что она выходит за пределы человека, к жизни всех животных. В отличие от растений, животные свободно перемещаются в пространстве, относительно независимы от остальной природы, поэтому они вынуждены противопоставлять себя ей, чтобы наделять свой вид смыслом и превосходством.

"Техника есть тактика всей жизни в целом". Это внутренняя форма способа борьбы, который равнозначен самой жизни. В истории жизни животного решающую роль играет тактика жизни, исходя из которой решается, претерпевать ли историю других или быть для других историей.

"Технику нельзя понимать инструментально". Человек создает не инструменты-вещи ("оружие"), а способы обращения с ними ("борьба"), речь идет о целенаправленной деятельности.

"Любая машина служит лишь одному методу и возникла его замыслу" (средства передвижения – мысль о езде). Техника, экономика, война, политика – "стороны одной деятельной, борющейся, одушевленной жизни". Первобытное оружие, хитрость сменяются конструированием машин, с помощью которых ведется нынешняя война против природы.

Это называется прогрессом. История виделась как прямая дорога, по которой бодро марширует "человечество" (т.е. белые образованные обитатели больших городов".

Но куда марширует? О целее всерьез не задумывались, а ведь цель является концом. Люди ничего не начинают, не подумав о длительности и о завершении.

"Развитию принадлежит его завершение – всякое развитие имеет начало, всякое завершение является концом".

Причину прогрессистского оптимизма Шпенглер видит в том, что люди слишком трусливы, чтобы выносить факт бренности всего живущего. Но преходящесть –это форма всего действительного. Жизнь индивида столь же преходяща, как жизнь народов и культур. "Перед нашими глазами повсюду лежат руины бывших творений умерших культур".

Люди XX в. способны видеть, что "путь ведет вниз" – этот дар проницательного познания пробуждается на мгновенье лишь на вершине высоких культур, при их переходе в цивилизацию.

"Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии" – человеку не дано выбирать, нет "человека в себе", но только человек своего времени, места, расы. Он себя утверждает или покоряется в борьбе с данным миром. Это борьба и есть жизнь, борьба в смысле Ницше, как воля к власти, борьба без пощады.


^ ТРАВОЯДНЫЕ И ХИЩНИКИ

3. Человек является хищником. Это понимание человека нужно принять всерьез. Об этом всегда знали тонкие мыслители, такие как Монтень и Ницше, не признавали же этого только философы-идеалитсы и "прочие богословы"; они лишены мужества, чтобы признать, что "идеалы – это трусость".

Единственно правильная философская позиция современной эпохи, согласно Шпенглеру, - это скепсис. Именно поэтому он выступает против воззрений, берущих свое начало в естествознании XIX в.:

А) Анатомическое рассмотрение и упорядочивание животного царства целиком подчинено материалистической точке зрения (Линей – Дарвин): картина тела предстает перед человеческим взглядом лишь для того, чтобы его разложили на части и после усиленных экспериментов получили "систему покоящихся оптических единиц".

В) Физиогномика родов души животных – в таком случае появляется иерархия жизней, а не тел. Это не систематический порядок родов жизней, данный неученому сопереживанию.


Растение лишь в ограниченном смысле является живым существом – "нечто живет в нем или вокруг него". Оно дышит, питается, размножается, но по сути лишь сцена для этих процессов. Оно ничего не ищет и не движется.

Над этим типом жизни возвышается свободно движущаяся жизнь животных. Она делится на две ступени:

^ А) Травоядные - животные, чья жизнь нацелена на мир растений как свое пропитание – растения не убегают и не могут обороняться.

В) Хищники - животные, жизнь которых поддерживается убийством других животных. Добыча подвижна и может сражаться.

"Хищники – это высшая форма свободно движущейся жизни". Высокий ранг типу человека придает то, что он является хищником: свобода от других и для себя самого, ответственность перед самим собою, одиночество, предельная нужда в самоутверждении.

Тактика движений:

Травоядные прячутся, удирают, быстрота бегства, уловки, увертки.

Хищники проявляются в прямолинейности атаки

Травоядные тупы. Умными в человеческом смысле, активно умными, являются только хищники.

Органы чувств:

Высшие травоядные, помимо слуха, направляются чутьем (чувство защиты).

Высшие хищники правят посредством глаза (он задает цель), тем самым возникает перспективное видение мира. У травоядных (копытные) глаза расставлены – это дает неперспективное восприятие. Уже в это заключается идея господства.

"Мир есть добыча, - в конечном счете, из этого факта вырастает человеческая культура".

Факт прирожденного господства простирается и в душевную организацию животных: "чем более одиноко существо, чем решительнее оно строит себе мир - против всего мира вокруг, - тем сильнее отчеканена его душа". Травоядные замещают силу одинокой души стадом. Хищник на своей территории не терпит никого себе равного – "в этом корень королевского понятия собственности". Это не право на простое обладание, но на самовластное хозяйствование и распоряжение.

Такова этика хищников и травоядных. Это тактика всей жизни. Это просто факт: можно уничтожить жизнь, но породы ее не изменить.

4. Тактика жизни человека относит его к хитрым и жестоким, отважным и великолепным хищникам. Однако техника не старше человека. Имеется гигантское различие между человеком и всеми другими животными. Техника всех животных является техникой вида: и тактика жизни, и организация тела являются выражением одной органической действительности. "Телесная форма есть форма деятельного тела". Видовая техника неизменна, и это обозначается словом "инстинкт". Она также безлична: уход за выводком, к примеру, представляет собой лишь темное, не ведающее влечение у многих типов животных, которое принадлежит роду, а не единичному существу.

"Человеку не свершить ничего, что не было бы достижимым для жизни в целом". Но это не имеет ничего общего с человеческой техникой.

Только человеческая техника независима от жизни человеческого вида. Это уникально для всей истории жизни – "индивид выходит за пределы принуждения вида". Таким образом, человек стал творцом своей тактики жизни. "Внутреннюю форму творческой жизни мы называем культурой: говорим об обладании культурой, творении культуры, страдании от культуры. Творения человека суть проявления такого существования в личностной форме".


^ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: РУКА И ОРУДИЕ

5. Благодаря чему человек стал человеком? Благодаря появлению руки, "несравненного оружия в мире передвигающейся жизни". Она различает вещь в пространстве, формирует осанку и движение тела в целом. Рука, прямохождение, посадка головы и т.д., возникли вместе и неожиданно. "Мировая история идет от катастрофы к катастрофе, независимо от того, можем ли мы это понять или обосновать". Более того, рука и орудие тоже возникли одновременно: невозможно, чтобы рука хотя бы краткое время была деятельной без орудия. Логически отделимы друг от друга технический метод: изготовление оружия и его применение. Только человек избирает себе оружие и изготавливает его согласно своим собственным соображениям. В этом его превосходство и свобода выбора.

К "мысли глаза" добавляется "мысль руки". Из первого вырабатывается теоретическое, созерцающее мышление, из второго – практическое, деятельное мышление, хитрость, "рассудительность".глаз ищет причины и следствия, рука работает по принципам средства и цели. Цель является фактом, связь причины и следствия – истиной. Отсюда возникают два способа мышления: у людей истины (священники, ученые, философы) и людей факта (политики, военачальники, купцы).

"Вместе с рукой, оружием и личностным мышлением человек сделался творцом". Человек расширяет свои владения с помощью ищущей мысли и дела, и это оправдывает то, что собственную историю он называет "мировой историей".

"Деятельность мыслящей руки мы называем деянием". В зажжении огня особенно заметно это различие: причины и следствия появления огня видят многие животные, но только человек измыслил цель и средство вызывания огня (деяние Прометея).

6. Под сильнейшим впечатлением свободного, сознательного, индивидуального деяния происходит формирование человеческой души. Она находится в непримиримом противостоянии со всем миром, от которого ее отделило творчество. Это душа мятежника.

Самый ранний человек подобен хищной птице: несколько "семей" сбиваются в стаю, но связи между ними очень слабы. Душа этого одиночки воинственна и недоверчива, она ревниво оберегает собственную власть и добычу.

"Всякий "настоящий мужчина" даже на стадиях поздней культуры иной раз ощущал спящий в нем жар этой первоначальной души".

Эта душа идет по пути отчуждения от всей природы. И именно здесь начинается искусство как противоположность природы. Искусственно, противоестественно любое человеческое действие (зажигание огня и свершение высших культур, которые обозначаются как собственно принадлежащие к "искусствам"). У природы отняли привилегии творчества. Однако трагедия человека заключается в том, что природа сильнее: она охватывает все, в том числе человека, свое творение.

"Все великие культуры являются поэтому столь же великими поражениями". "Борьба против природы безнадежна и все же она будет вестись до конца".

^ ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: РЕЧЬ И ПРЕДПРИЯТИЕ

7. Наступило время второй "эпохальной трансформа­ции", когда вновь про­изошла "подлинная мутация". При этом трансформировались не инструменты, а человек. Традиционное деление на древ­ний и новый каменные века, палеолит и неолит, Шпенглер считает устаревшими и не отражающими сути вещей.

"Только по душе можно проследить историю человека".

Эту "мутацию" философ датирует V тыс. до н.э. С этого момента наблюдается такой "душевный переворот", как планомерная деятельность многих. Однако это предполагает в качестве неотъемлемо­го средства слово, язык.

"Речь" - это метод, имеющий сво­ей целью сообщение — деятельность, которая осуществляет­ся совместно многими людьми. «Язык» лишь абстрактная, внутренняя — грамматическая — форма речи, включающая и форму слова. "Текучая" речь по своему содержанию есть нечто совершенно новое. Вопрос о ее происхождении вызывает споры. Романтики, выво­дившие язык из «первоначальной поэзии человечества», искали первоисток сло­весной речи в самой речевой деятельности. Ра­ционалисты считают, что предложение выража­ет суждение или мысль, но их взгляд на про­исхождение языка монологичен. Однако проблему философ видит в том, что вопрос поставлен неправильно. Звучать он должен не так: "Когда воз­никает речь посредством слов?", но так: "Когда он возника­ет?" Речь не монологична, но диалогична. Проглядывается цель речи: не понимание размышлений, а многосторон­нее согласие посредством вопросов и ответов. Ее пер­воначальные формы – это не суждение или высказывание, а при­каз, выражение послушания, утверждение, вопрос, подтверж­дение, отрицание. Эти предложения всегда обращены к другому и проговаривалось только самое необходимое. Теоретическое размыш­ление не играло почти никакой роли в происхождении речи. "Всякая речь по своей природе практична, она происходит из "мышления руки".


8. Осуществляемое многими деяние - это предпри­ятие. Речь и предприятие предпола­гают друг друга подобно тому, как рука и орудие. Речь означает мысленное об­щение с другими, это духовное действие посредством чувственных средств. С V тыс. до н.э. эпохальным становится нечто новое: мышление, дух, "через язык освобождается от привязанности к действующей руке, противопоставляет себя душе и жизни как особая сила". Возникает чисто духовное размышление, "расчет". Человек-хищник во имя все большей власти жертвует частью своей собственной жизни. Внутренне человек сохраняет независимость. Привык­нув к совместной деятельности многих и к ее успехам, человек "все глубже погружается в роковые сети". Предприимчивое мыш­ление все сильнее вторгается в его жизнь. "Человек сделался рабом своей мысли".

Точно так же, как возникновение руки имеет своим след­ствием логическое разделение двух методов: создания и приме­нения оружия, так и из направляемого языком пред­приятия следует разделение деятельностей мысли и руки. Во вся­ком предприятии различаются замысел и осуществление. При этом есть работа вождя и проводимая работа. Так что в век руководимой речью организации имеются не только два рода техники, но и два рода людей, которые различаются по способностям к тому или другому ( техника вождя и техника исполнителя). Эту форму отменить можно только с самой жизнью. Хотя эта форма искусственна, это, по мнению философа, и есть "культура".


Правление, принятие решений, руководство, приказание — это искусство, трудная техника, которая, как и всякая другая, предполагает врожденную одаренность. Предприятие есть работа, которая только и делает возможной работу руками. Творческая деятельность также имеет своим необходимым следствием нетворческую деятель­ность исполнителей (гений представ­ляет собой "священную искру индивидуальной жизни", талант - дар решения наличных частных задач, который можно в значительной мере развить; для своего применения талант нуждается в гении, а не наоборот).

Имеется естественное различие рангов между людьми — рожденных для господства и для услужения. В здоровые времена и у здоровых наро­дов это непроизвольно признается как факт, но сейчас это отрицается и поэтому нуждается в доказательстве.


9. Руководимое речью предприятие теперь связано с насиль­ственным ограничением свободы "хищ­ника". Вожди и ведомые делаются членами большого единства - организации (это бытийная форма любого предприятия). Существование перестает быть органическим и становится организованным (стая - народ, сословие и государство).

Война происходит от борьбы между одинокими хищниками. На место уничтожения побежденных приходит закон. "Человеческое право всегда есть право сильнейшего, коему должен следовать слабейший". Такое право между племенами как нечто длительное понимается как «мир». Подобный мир имеется и внутри каждого племени: "государство есть внутренний порядок народа для достижения внешних цепей". Как возможность государство является действительной историей народа". Но история есть история войн. "Политика есть лишь преходящий эрзац войны с помощью оружия духа". Характер свободного хищника передается организованному народу — зверю с одной душой и многими руками.

Вместе с организацией предприятий разделяются также поли­тическая и хозяйственная стороны жизни — по направлениям к власти или к добыче. Подразделение по родам деятельности имеется не только внутри народов (воины и ремесленники, предводители и крестьяне), но также организация целых племен для выполнения единственной хозяйственной задачи. Уже тогда существовали народы-завоеватели, не имеющие хозяйственной работы. Чем ожесточеннее борьба за власть и добычу, тем теснее и суровее узы права и насилия для каждого.

В древних племенах индивидуальная жизнь значит очень мало или вовсе ничего. Главное — сохранить ров­но столько, чтобы они могли представлять душу целого.

"Культура, включающая в себя искусственные, личностные, самодельные формы жизни, развилась в клетку с тесной решеткой для этой неукротимой души. Хищник, делаю­щий другие существа домашними животными, чтобы эксплуа­тировать их в своих целях, поймал в загон и самого себя. Вели­ким символом этого служит человеческий дом".

Любого рода граница, в том числе и духовная — смертельный враг воли к власти.

Человеческая техника не сберегает труд: каждое изобретение содержит в себе возможность и необходимость новых изобретений. Изобретатель не может предсказать, каким будет практическое воздействие его деяния. Чем плодотвор­нее работа вождя, тем больше требуется ведомых им рук: таково начало рабства. Растет число не «голов», но рук: стая хищников располагает растущим ста­дом всех прочих. Но это господство далеко от древней свободы. Избранные люди стремятся к внутренней свободе. Здесь начинается индивидуализм, противостоящий психологии «массы». "В этом заключается последнее восстание души хищника про­тив темницы культуры".

Ненависть, "подлинное расовое чувство хищника", предпола­гает, что врага почитают. Нижестоящих презирают. "Есть смысл почитать или презирать положение дел, изменить его невозможно. Судьба человека уже в пути, и она должна свершиться".
  1   2   3   4   5




Похожие:

Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconЗачётная работа студентки 35 группы
В обучении математике младших школьников преобладают такие задачи, которые называют
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconСтудентки 207 группы Рыбаковой Дарьи
В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста // Пространство и время в живой и неживой природе
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconСправка о работе с учащимися «группы риска» социального педагога моу – сош №4 к категории детей «группы риска»
К категории детей «группы риска», требующей особого внимания и постоянного контроля в нашей школе относят 3 группы учащихся
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconПлан работы отряда «Волонтёр» (для детей группы соп)
Открытие лагеря, оформление аудитории, разделение на группы, оформление газеты своей группы, самопрезентация, самопредставление,...
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconПрограмм а мониторинга учащихся “группы риска”
Учащиеся “группы риска” – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других...
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconДокументы
1. /Характеристика на работу студентки в ГПД юмор.doc
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconДифференцированное обучение
При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены,...
Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconФизкультурные группы и группы здоровья в начальных классах на учебный год

Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconГруппы число день недели время группы ав-32з

Студентки 209 группы Ремизовой Елизаветы iconУрок русского языка в 6 классе
Класс разделен на группы по 6 – 8 человек (группы – экипажи автобусов, участвующих в экскурсии)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов