Н. Фурсова. Группа 207 icon

Н. Фурсова. Группа 207



НазваниеН. Фурсова. Группа 207
Дата конвертации13.09.2012
Размер69.74 Kb.
ТипСтатья

Н. Фурсова. Группа 207



М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка (статья Е.А. Богатыревой)

Начиная свою статью, Богатырева характеризует творчество Бахтина в целом. Как она пишет, статус Бахтина в нашей гуманитарной науке необычен, он слывет загадочным автором. Одни считают его учение уникальным, «космическим» явлением, другие – утопией, которая не тянет на статус философской теории. Бахтин пограничен: с одной стороны он продолжатель классической традиции, а с другой, он уже представитель новой, постклассической философии 20 века. Бахтина невозможно ограничить рамками какого-либо направления: в его творчестве пересеклись многие проблемы философии 20 века. Его творчество включает в себя множество актуальных по сей день идей и проектов в области семиотики, литературоведения, эстетики, философии и психологии. Но несмотря на такую разноплановость творчества, можно легко выделить тему, скрепляющую его отдельные этапы, фрагменты. Это тема бытия человека в мире культуры. Богатырева пишет, что в своей статье она попытается раскрыть одну из проблем бахтинского творчества – «проблему, связанную с пафосом его философии языка».

Антропологическая проблематика в творчестве Бахтина неразрывно связана с онтологической. ^ Центральное понятие ранней бахтинской философии – «событие бытия». Это понятие обозначает и срез определенной эпохи, историко-культурной ситуации, и индивидуальное бытие, жизнь как деятельность, цепь поступков. Каждое индивидуальное действие должно быть пропущено через нравственное сознание человека. Создание художественного произведения – это поступок в высшем его проявлении. Но поступком является также любое самое незначительное человеческое проявление, мысль, слово. Только так мир культуры и мир жизни не будут противостоять друг другу.

Бахтин строит своего рода этическую онтологию. Исходная посылка бахтинской теории – тезис об уникальности каждого человека. Проблема долга заключается в том, что каждый человек должен осуществить свое предназначение, «признать» свою единственность и претворить ее в жизнь ответственным поступком. Этическая онтология Бахтина как бы противопоставила себя идеологии маленького человека. Человек не должен плыть по течению, не должен дать бытию увлечь себя, не должен раствориться в нем. Бахтин утверждает необходимость индивидуальной активности, авторского слова как вмешательства в бытие.

Большое значение на творчество Бахтина оказали произведения А.П. Чехова. Ни в одном произведении Бахтина нет упоминания о Чехове, но все искания философа во многом спровоцированы стремлением ответить на «чеховские вопросы», вступить в разговор о роли и назначении интеллигенции.
Бахтин обращается к каждому индивиду, он видит в каждом не маленького человека, но личность, способную оценивать свои действия в контексте большого времени культуры.

Бахтинскую концепцию языка можно охарактеризовать как попытку выразить проблемы индивидуального бытия в терминах философии языка и перенести вопрос о взаимодействии человека и культуры в новую – семиотическую – плоскость. В ранних произведениях Бахтина проблема была в том, что человеку не хватает индивидуальной ответственной активности. В более зрелых произведениях Бахтин фиксирует ситуацию, в которой индивидуальному началу может вообще не остаться места, потому что культура – это сила, способная подавить индивидуальное начало.

В своих достаточно известных трудах («Проблемы творчества Достоевского», «Слово о романе», «Формы времени и хронотопа в романе», «Эстетика словесного творчества» и др.) Бахтин исследует роман как жанр, имеющий принципиальное значение для современной культуры. Но эти труды включают в себя и экзистенциальную проблематику. Проблемы автора и героя, возможности осуществления и сосуществования их голосов отсылают нас к проблеме человека вообще, к возможности его самореализации и осуществления своей свободы. Роман для Бахтина – это модель современной культуры, т.к. он роман показывает весь расклад социальных сил, охватывает многообразие различных точек зрения, мнений и мировоззрений.

Вслед за Гумбольдтом Бахтин утверждает, что язык – это миропонимание, специфичный для данной культуры способ словесного оформления, осмысления мира. «Социальный кругозор» – это определенная культурная установка, та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и культурной ситуацией. «Слово» (или «голос», «высказывание») – целостная позиция, индивидуальный взгляд на мир, правда, в рамках определенного языка и социального кругозора.

С самого рождения человек оказывается в пространстве «сплошь оговоренных» предметов, мире, названном чужими словами, доставшимися в наследство от предыдущих поколений. В таком пространстве происходит становление, индивидуального сознания. Как в ситуации организованного разноречия, предопределенности любого слова тем или иным социальным кругозором может возникнуть свое слово? Как совместить с этим миром индивидуальную свободу? Изображенная ситуация, на первый взгляд, не оставляет места для личности, грозит превратить всех в безликое man (Хайдеггер). Поэтому сверхзадачей и пафосом бахтинской философии языка становится стремление преодолеть деиндивидуализацию и спасти человека от растворения. Ответственным поступком в оговоренном чужими словами мире становится свое слово.

Почему Бахтин абсолютизирует речевую деятельность? Во-первых, его практическая философия обращена в первую очередь к интеллигенции, с которой всегда связывалась словесная деятельность. Во-вторых, прообраз героя бахтинской философии – автор-художник, писатель. В-третьих, Бахтин предвосхищает культуру конца 20 века, то пространство взаимопересечения множества языков, в которое погружено сознание каждого человека.

Технологию обретения собственного слова Бахтин описывает очень подробно. Самореализацией должен стать процесс «идеологического становления», приобщения к культуре, освоение заданных культурой матриц. Приобщиться к культуре, по Бахтину, – вступить в диалог социальных языков, которые предопределили внутреннюю жизнь сознания. Вступить в диалог – значит, сказать свое слово и тем самым вступить в отношение ко всему, что уже было сказано, стать причастным этому оговоренному чужими словами миру. В ранних произведениях Бахтин утверждает, что свое слово оказывается признанным чужим. Свое слово может существовать только на границе с чужими словами. Свое слово возникает в результате признания, оно обеспечивается личностным акцентом, участием, которое делает поступок ответственным.

Но не оборачивается ли в таком случае свое слово подписью под чужим? Сам термин «признание» вызывает неоднозначные толкования. Кажется, что, выступая против безучастности и конформизма, Бахтин приходит к оправданию (если не к обоснованию) последнего. Ситуация организованного разноречия оказывается замкнутым кругом, за пределы которого невозможно вырваться. А идея признания только утверждает установленное положение вещей, ведь признание означает добровольную сдачу позиций. Что остается в такой ситуации художнику? Попыткой отыскать выход (пусть и теоретический) из данной ситуации становится обращение к проблемам непонимания и смеха.

Но есть и другое толкование признания. Признать – это значит осознать, сделать нечто осознанным то, что позднее уйдет в бессознательное: культурные языковые матрицы, тяготеющие над индивидуальным сознанием общие места. С этой точки зрения, ответственность – это состояние напряженной осознанности, она предполагает осознание бессознательного, удержание его в сознании. Ответственность состоит в переводе бессознательного в осознанное, в осознании чужого слова во мне как чужого. Надо не принимать на веру все, что предлагают языки культуры, а попытаться сделать свой осознанный выбор. Ориентируясь в мире чужих слов, конкретное языковое сознание оказывается перед необходимостью выбора своего языка. Здесь есть отголоски кьеркегоровской философии: человек лишь тогда становится человеком, когда он совершает выбор, перестает плыть по течению, но если человек упустит момент для него, за него выберет сама жизнь, а он потеряет самого себя, свое «я». Бахтин ставит человека перед выбором между бессознательным и осознанным. Человек либо уходит от ответственности, от своей индивидуальности, либо признает свое «я».

Но осознание – это еще не все. Это только сам факт выбора, за которым последует самореализация, включающая в себя 2 этапа. Проблема обретения своего слова зависти не только от доброй воли индивида. Первый шаг самореализации – преодоление авторитарного слова, освобождение от его влияния. «Авторитарное слово требует от нас признания и усвоения, оно навязывается нам независимо от его внутренней убедительности для нас», – пишет Бахтин в «Слове о романе». Смеховое остраннение, дистанцирующее непонимание – способы преодоления. Второй этап – преодоление и внутренне убедительного слова, которое все же остается чужим, хоть и признанным. Каждое слово наделено своей интенцией, оно несет отпечаток личностного начала. Этот отпечаток отражается в интонации. Бахтин акцентирует внимание на использовании языка. «Кто говорит и при каких обстоятельствах говорит – вот что определяет действительный смысл слова», – пишет он. Интенция, по Бахтину, определяет грань между своим и чужим словом. Она становится символом признания как то волевое усилие, в котором находит свое отражение присущее сознанию человека индивидуальное начало. Интенция становится гарантией неслучайности слова. В столкновении двух или нескольких интенций рождается их равнодействующая – индивидуальный смысл. Интенция – явление чисто техническое, но Бахтин требует осознать его, причем это осознание он относит к сфере долга: осознание это должно стать ответственным поступком.

В работе «проблемы творчества Достоевского» мы читаем: «Далеко не при всякой социальной ситуации последняя смысловая инстанция творящего может непосредственно выразить себя в прямом, непреломленном, безусловном авторском слове…». Но может ли вообще существовать прямое слово? Оно возможно только в случае отказа от своего собственного, т.е. от своей интенции, позиции, а значит, и от своего единственного места в бытии. Примером этого может быть прямая патетика (патетическая ложь), слово, не наделенное авторской интенцией, не пропущенное через нравственное сознание автора. Произведение, в котором есть такая патетика – случайность.

Бахтин писал: «За то, что пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не оставалось бездейственным в ней». Он всю жизнь боролся с грозившим поглотить его бытием, не позволял себе плыть по течению в любой, даже самой беспросветной и безнадежной ситуации. Выключенный из научной жизни своего времени, он писал «в стол», неоднократно пытался донести свое слово, вступить в диалог. Но видимо, его собственное слово было обращено не столько к его современности, сколько к будущему. Бахтин получил признание, стал популярен и востребован только к концу 20 века.







Похожие:

Н. Фурсова. Группа 207 iconФурсова Наталья. 207 группа
«Время и бытие» – это доклад Хайдеггера, прочитанный 31 января 1962 года в возглавляемой Е. Финком школе Studium Jenerale в университете...
Н. Фурсова. Группа 207 iconФурсова Наталья, 207 гр. Александр Львович Доброхотов
Каким же образом смысл философского употребления слова "бытие" разъясняется историей философии и что в истории философии разъясняется...
Н. Фурсова. Группа 207 iconРабота по философии Проскуриной Анастасии (207 группа)
Но нарицательное "абдерит" простак, простофиля, глупец стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил...
Н. Фурсова. Группа 207 iconРасписание работы «школы будущего первоклассника» занятия с 30 до 10. 00 Группа «Цветочек» занятия с 00 до 10. 25 Группа «Солнышко» > Группа «Облачко»

Н. Фурсова. Группа 207 iconДокументы
1. /1988 - Группа крови/Бошентумай.txt
2. /1988...

Н. Фурсова. Группа 207 iconПрограмма вокального кружка «Непоседы» моу сош №3 Автор программы: руководитель кружка Вдовина Екатерина Юрьевна Пояснительная записка
В вокальном кружке «Непоседы» занимаются дети: 8-12 лет-младшая группа; 12-16 лет старшая группа и группа одаренных детей (солистов)....
Н. Фурсова. Группа 207 iconСтаршая группа младшая группа

Н. Фурсова. Группа 207 iconСмирнова Марина, 214 группа
В большинстве работ интеллектуалы предстают как класс или группа, исследуется история и развитие этого класса. Начиная с "Республики"...
Н. Фурсова. Группа 207 iconОтъ возникновенiя до захвата власти 1883—1903—1917
Группа Освобожденiя Труда”. — Благоевская группа. — Марксистскiе кружки самообразованiя. — Кружковщина. — Агитацiя. — Ростъ организацiй....
Н. Фурсова. Группа 207 icon6 группа Поздравляем Мальцева Николая у него день рождения звоним в Казань д т.(843)2621033,р т 5720048,м т. 9050261375 6 группа
Спасибо Сергей за то что ты затеял, а на критиков на букву м не обращай внимания, Сами они,как правило, ничего не могут, Всех каистов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов