Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» icon

Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография»



НазваниеТимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография»
Дата конвертации13.09.2012
Размер67.9 Kb.
ТипБиография




Тимошенко Евг., 214 гр. д/о

  1. Р.Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография», М, 1981

Книга Коллингвуда – очерк философии истории (об этом пишет в предисловии сам автор). Она посвящена рассмотрению различных концепций истории, тому, как историю понимали в разные времена в различных обществах. Рассматривает автор и сам термин – «философия истории».

Даже в этом вопросе философы и историки разных течений общественной мысли расходятся. К примеру, для позитивистов XIX века философия истории означала открытие общих законов, управляющих ходом событий, о которых обязана рассказать история. А другие историки и философы вкладывали в этот термин иные значения. И этот пример расхождения – только один из многих.

Коллингвуд предлагает принять за аксиому хотя бы то, что история изучает действия людей, совершённые в прошлом. Таким образом, можно дать и следующее определение истории: история – это интерпретация фактических данных.

Рассмотрение различных исторических концепций автор начинает, как и положено, с Древней Греции – колыбели исторической науки. Коллингвуд отмечает, что история греков Немифологична. Это, пожалуй, главная её черта, которая характеризует позитивные стороны исторической концепции того времени.

Итак, греки сделали многое для выделения истории в отдельную дисциплину. Коллингвуд пишет, что, собственно, история как наука была открыта греками.

Самый известный древнегреческий историк – несомненно, Геродот. Цель его трудов совпадала с целью любых исторических трудов того времени. Эта цель заключается в том, чтобы деяния современников летописца не были забыты потомством.

Кроме того, в Древней Греции господствовала точка зрения, согласно которой ход истории можно изменить. То есть ничто происшедшее не является неизбежным.

Затем автор переходит к концепции истории в ^ Древнем Риме. К примеру, главная задача римского историка Ливия – собрать предания ранней римской истории и сплавить их в единый связный рассказ, то есть, собственно, в римскую историю.

Ливий был философствующим историком. Отсюда следует простой вывод: цель его труда моралистична. Ливий прекрасно осознаёт место своего народа в мире. Более того, все мировые события как будто были направлены на созидание нового римского государства. То есть, по мнению Ливия, история гуманистична.

Во главу угла Ливий ставил описание нравов и быта своей эпохи. В этом он сближается с древнегреческим историком. Но со стороны римлянина это уже осознанный акт. Ливий считал, что дело историка не льстить читателю, а живописать дела и нравы людей.

Главный недостаток греко-римской историографии, считает Коллингвуд, - субстанциальность.
И поясняет: субстанциальная метафизика предполагает теорию познания, в соответствии с которой познаваемым является лишь неизменное. То есть греки и римляне изучали только события прошлого, не пытаясь дать толкование настоящему и не выводя настоящего из прошлого.

Христианство оказало влияние на концепцию истории в понимании европейских народов. Оно привнесло новые черты и отбросило два ведущих принципа греко-римской историографии, к которым автор «Идеи истории» относит:

  • оптимистическое представление о человеческой истории и

  • идею субстанциальной метафизики

Ко второй идее даётся пояснение. Это метафизика, гласящая о вечных сущностях, лежащих в основе процесса исторического изменения.

Но вернёмся к христианству. Одним из наиболее важных и весомых элементов сферы морального опыта, поучившим своё выражение в христианстве, было чувство слепоты человеческих деяний. Согласно христианской доктрине, то, что человек вынужден действовать вслепую, не зная будущих результатов своих действий, - неизбежно.

Это направление философской мысли получило своё окончательное оформление в средневековой философии. В ней отразились два аспекта. С одной стороны, средневековая философия представляет собой продолжение эллинистической и римской традиции историографии. Это прежде всего проявляется в том, что средневековый историк всё ещё черпает фактический материал из преданий. Также важно отметить, что абсолютно так же, как это происходило в Древнем Риме и Греции, историк Средневековья по-прежнему не располагает эффективным оружием критической оценки этих преданий.

С другой же стороны, в христианской философии есть аспекты, не роднящие, а разводящие эту философию с римско-греческой исторической концепцией. Ведь, с другой стороны, средневековый историк под воздействием христианства пишет необыкновенно вдохновлённо и образно. Он обнаруживает замечательные стилистические достоинства, силу воображения.

Также одна из важных догм христианской философии Средневековья: история предстаёт здесь исключительно как воля Бога. Таким образом, история предопределяет самоё себя, и её закономерное течение не зависит от стремления человека управлять ею.

Вместе с Ренессансом происходит возврат к гуманистическому взгляду на историю. Он основывается на гуманизме античности (опыте римских и греческих историков). Историческая мысль эпохи Возрождения снова, как в былые времена, ставит человека, а не волю божью в центр рисуемой ей картины.

^ Юм со своими историческими работами и его несколько более старший современник Вольтер возглавили новую школу исторической мысли.

В частности, Вольтер прямо заявлял, что события до конца XV века не представляют для него интерес. Он объяснял это тем, что прошлое до данного рубежа недоступно для основательного исторического познания.

Юм и Вольтер начинали интересоваться историей только с того момента, когда она начинала становиться историей современного духа, родственного их собственному, - историей научного духа.

Следующий философ со своим оригинальным видением философии истории, которому уделяет внимание Колллингвуд, - Гердер. Для Гердера человеческая жизнь тесно связана с окружающим её миром природы. Гредер расматривает человека как природное существо. Согласно этой концепции Гердер разделил всех представителей человечества на различные расы. Каждая из них тесно связана с географической средой, формирующей её изначальные физические и психические особенности.

Кант выступил с собственной концепцией историзма. Этот философ с полной готовностью принимает взгляд на историю, согласно которому зрелище истории человеческих деяний – это, в основном, зрелище худших людских пороков, таких как человеческое безумие, тщеславие, корысть.

Другими словами, Кант усвоил пессимистический взгляд на историю. По его мнению, всякий, кто обратится к этой науке за примерами мудрости и добродетели, будет разочарован.

Эта точка зрения совпадает с точкой зрения вольтеровского Кандида. Воззрения этого литературного героя направлены против веры Лейбница, что всё делается к лучшему в этом лучшем из миров. Таким образом, эта точка зрения полемична, но именно её Кант выбирает в качестве основы для своих исторических воззрений.

Итак, силой, являющейся главной пружиной истории, не может быть человеческий разум, утверждает Кант. Ею должно быть нечто противоположное разуму. Если точнее – то это страсти, интеллектуальное невежество и моральная низость.

Прогресс человечества, с точки зрения XIX века, означал всё большее его обогащение и всё более и более приятное времяпрепровождение. В привилегированных классах общества (и наиболее образованных) утвердилась философия гедонизма.

Результатом всех этих раздумий был новый дух отрешённости, с которым историки стали подходить к изучению прошлого.

В это время появляется выдающаяся и переломная работа Тойнби «Исследование по истории». Она представляет собой новое выражение и даже манифест исторического позитивизма.

Рассматривая эволюцию общественной жизни, Тойнби приходит к выводу и отталкивается далее от идеи, что каждое общество совершенно независимо.

Основной принцип Тойнби гласит следующее: если цивилизация изменяется, то она перестаёт быть самой собой и возникает новая цивилизация на её месте. Таким образом, Тойнби отрицал преемственность традиций общежития в каком-либо человеческом обществе на одном и том же месте исторического обитания.

Эту точку зрения Коллингвуд находит очень спорной и даже критикует со своих позиций. Он приводит много противоречий в доктрине Тойнби. Тем не менее, автор «Идеи истории» признаёт последовательность философа в ряде вопросов. Кроме того, Коллингвуд признаёт историческое значение труда Тойнби, в котором тот выразил свои взгляды.

Действительно, эти взгляды стали очень популярны у современников Тойнби. Избранные места из этой книги Коллингвуд находит разумно обоснованными и весомыми научными открытиями.

Ещё один философ, уделявший внимание концепции истории, - Шпенглер. Согласно его взглядам, история – последовательность замкнутых, индивидуальных формаций, которые он называет культурами. Каждой культуре присущ особенный характер, каждая из них существует для того, чтобы выразить этот характер во всех сторонах своей жизни и развития.

В итоге автор «Идеи и истории» делает несколько очень важных выводов. Они проистекают из анализа всего прошлого исторического процесса и философской мысли, отражённых в трудах ряда философов, начиная от античности и до наших дней.

Итак, вот эти выводы:

  • исторический процесс – процесс, в котором человек создаёт сам для себя тот или иной тип человеческой природы, воспроизводя в собственной мысли прошлое, чьим наследником он является

  • история напоминает науку, так как в каждой из наук знание носит выводной характер, достигается путём логического умозаключения

  • существенными сторонами исторической науки является память и авторитет. Таким образом, история представляет собой веру в истинность чьих-то воспоминаний

  • предмет истории – опыт

  • свобода в истории заключается в том, что цепи принуждения накладываются на деятельность человеческого разума не кем-то посторонним, а им самим.




Похожие:

Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconДокументы
1. /Идея истории. Автобиография - Р. Коллингвуд.pdf
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconТимошенко Евг., 214 гр д/о
Авторы книги «Теория и история» В. Ж. Келле и М. Я. Ковальзон в своих воззрениях на философскую концепцию истории стоят на позициях...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconТимошенко Евг., 214 гр д/о Кантор К. М. «Два проекта всемирной истории», Журнал «Вопросы философии», М, 1980, №2
Кантор К. М. «Два проекта всемирной истории», Журнал «Вопросы философии», М, 1980, №2
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистики Идея истории студентка 214 группы дневного отделения Минкина И. С. Проверил: Радул Д. Н. Москва, 2004 Конспект
Конспект статьи Рачкова «Конец истории» как социософская проблема». Из №2 от 1993 года журнала «Вестник Мгу. Сер. Философия»
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconР. Дж. Коллингвуд
Третье значение данного термина можно найти у некоторых позитивистов девятнадцатого века: для них философия истории означала открытие...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconЧерный квадрат Малевича — голый король искусства
Черный квадрат Казимира Малевича — голая идея без искусства-мастерства или идея без формы, точнее, форма (черный квадрат на белом...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconЧернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм
Применительно к социальной сфере идея прогресса предполагает постепенное совершенствование форм человеческого существования с последующим...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconПроблемы методологии истории
Ериодизации истории советского общества, критерии исторического прогресса, ряда узловых теоретических проблем истории России 1917—1920...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconК истории Зимней Математической Школы (УрГУ, Мат-Мех) Саша Ливчак
Идея зимней школы зародилась в недрах кружка по аксиоматической теории множеств, который вел Юрий Шлемович (далее Основатель). Он...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография» iconИсторическая тема в творчестве А. С. Пушкина
Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея, закономерности событий истории,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов