Тимошенко Евг., 214 гр д/о icon

Тимошенко Евг., 214 гр д/о



НазваниеТимошенко Евг., 214 гр д/о
В.Ж. Келле
Дата конвертации13.09.2012
Размер60.05 Kb.
ТипДокументы




Тимошенко Евг., 214 гр. д/о


  1. В.Ж.Келле, М.Я. Ковальзон «Теория и история», М, 1989

Авторы книги «Теория и история» В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзон в своих воззрениях на философскую концепцию истории стоят на позициях материалистического историзма. Это течение общественной мысли выделяет в историческом становлении человечества следующие общественно-экономические формации:

    • первобытнообщинную

    • рабовладельческую

    • феодальную

    • капиталистическую, и, наконец,

    • коммунистическую.

Нет ничего удивительного в том, что последняя формация кажется авторам книги наиболее перспективной. Он считают, что все предыдущие виды общественного устройства и уклада жизни, во многом антагонистичные друг другу (как, например, феодальная и капиталистическая), были всего лишь ступенями на пути к идеальной – коммунистической формации. Согласно авторам книги, коммунистическая формация сумела обеспечить обществу и народам самое справедливое социальное устройство. Справедливости ради надо отметить, что коммунистическая формация имеет несколько фаз. Первой фазой является социализм, который и воплотили, в частности, в России после Великой Октябрьской революции. Однако подлинный коммунизм, по мнению авторов, - в будущем.

Вместе с тем, пишут далее историки, приведённая схема формаций не охватывает все возможные способы и пути развития общества во всех уголках земного шара от первобытной эры до наших дней. Эта схема формаций не включает азиатского способа производства.

Историки так и не пришли к единому мнению – выделять этот способ как особый путь исторического развития или нет. Казалось бы, господствующий в науке европоцентристский подход к мировой истории опровергает взгляд на народы Азии, Африки и Латинской Америки как на нечто уникальное. Однако тут не всё так просто.

Итак, чем же отличается азиатский подход от привычной нам схемы развития общества (см. формации выше)? Европейские общества в той или иной форме прошли все ступени развития – от первобытного общества до капитализма и социализма. Но в Азии мы наблюдаем совершенно другую картину.

Итак, азиатский способ производства характеризуется тем, что азиатские общества «проскочили» несколько формаций, перейдя от рабовладельческого уклада сразу к смешанной форме феодально-капиталистических отношений с назревающими компонентами социализма и пережитками первобытнообщинной системы. Таким образом, существуют три точки зрения по проблеме азиатского способа производства.

Одни учёные считают, что азиатский способ производства – это особая универсальная стадия в развитии человеческого общества, переживающего переход от доклассового общества к классовому. То есть сторонники этого определения выделяют азиатский способ производства в отдельную формацию или подформацию.


Другой точки зрения придерживаются учёные, которые считают, что азиатский способ производства – это всего лишь своеобразное смешение рабовладельческого и феодального укладов хозяйства.

Наконец, третьи учёные и вовсе отказывают азиатскому способу развития общества в самобытности. Они называют путь, пройденный этими странами, разновидностью феодализма.

Разберёмся в аргументах между сторонниками и противниками этих определений.

Итак, сторонники азиатского способа производства полагали, что в развитии ряда древневосточных обществ существовали принципиальные особенности, которые отличают становление и развитие там классового общества от аналогичного процесса в Европе в период рабства и феодализма, и что сущность эволюции этих обществ и их современное состояние нельзя понять, абстрагируясь от этой специфики. То есть процессы, происходившие в странах Азии параллельно со становлением европейских сообществ, не укладываются в рамки схемы обычных формаций, свойственных европейским государствам.

Противники выделения азиатского способа производства в особую отдельную подформацию аргументируют своё мнение следующими доводами и фактами. Они не отрицают наличие в становлении азиатских стран специфических особенностей, которые идут вразрез с закономерностями общественных процессов во всём мире. Однако эти особенности учёные считают недостаточно существенными для выделения древневосточных обществ в особую формацию. Кроме того, они не ставят в один ряд страны Азии, Африки и Южной Америки, полагая, что при всём сходстве исторические предпосылки для развития и перехода от одного общественного уклада к другому в этих странах всё же различаются.

Два слова о понятии общественно-экономическая формация. Общественно-экономические формации складываются как единство производительных сил, производственных отношений и надстройки на определённой ступени исторического развития.

Говоря о формациях, авторы Келле и Ковальзон отталкиваются от базовых установок материалистического историзма. Так вот, согласно ему, общественно-экономическая формация представляет, с одной стороны, развёрнутый во времени процесс восхождения от одной ступени общественного развития к другой (к примеру, от феодального строя к капиталистическому), и шире – от первобытнообщинного строя через антагонистические формации к коммунизму и, с другой – совокупность развёрнутых во времени и пространстве процессов развития отдельных стран, народов, государств, региональных объединений.

Таким образом, согласно «Теории и истории», общества имеют траекторию своего развития – от низших форм устройства, основанных на эксплуатации труда, к высшим, основанным на справедливости и равенстве возможностей. По мысли авторов, в коммунистическом обществе сводится на нет дискриминация трудящихся по тому или иному признаку.

Поэтому логичным представляется точка зрения последователей материалистического историзма, согласно которой активной силой общества и его производительной силой выступает труд, взятый в единстве с его средствами. Причём это труд анонимный, когда не имеет значения личность работника, но становится важным его социальное положение, то, что он является представителем господствующего класса – пролетариата.

В трудах Маркса и Энгельса красной нитью проходит мысль о том, что конечной детерминантой социального развития является характер и уровень развития средств труда, и прежде всего орудий труда. Таким образом, во главу угла ставится социальный фактор, который подчиняет себе все прочие.

В доклассовой первобытнообщинной формации человечество вырвалось из животного состояния и, опираясь на искусственные средства труда, стало на собственные ноги – гласит доктрина Маркса и Энгельса.

В процессе развития классово-антагонистических формаций средства труда приобрели такой характер и достигли такого уровня, которые создают предпосылки для подчинения производства мощи объединившихся индивидов, ликвидации неправомерности развития отдельных народов и достижения подлинной свободы.

Таким образом, делают вывод из этой мысли авторы, коммунистическая формация решает грандиозную задачу овладения человеком своими собственными отношениями и на этой основе утверждения гармонических отношений общества и природы в интересах всестороннего развития личности.

Логика всемирной истории реализуется не как результат развёртывания внутренних потенций одного общества, а лишь как результат взаимодействия нескольких обществ, причём стоящих, как правило, на разных ступенях мирового развития. Одно общество может влиять на другое, вызывая в последнем позитивные перемены. Обычно развитые страны диктуют логику развития странам отстающим, а те, в свою очередь, вынуждены принять «правила игры».

Вместе с тем развитие общества есть одновременно процесс становления и развития человеческой личности. Ибо социально-экономический прогресс влечёт за собой неизбежное возрастание веса научной мысли. Меняются и морально-нравственные приоритеты, повышается самосознание человека. Таким образом мы и приходим к многовариантности современного общества.

Наконец, перейдём к последнему пункту – формирующим человеческую личность факторам, связанным с историческим движением. Эти самые факторы можно рассмотреть на трёх уровнях:

    • общем (то есть данное общество в целом, социальный строй, историческая эпоха)

    • особенном (национальная, классовая и профессиональная особенности среды) и

    • единичном (это такие ячейки общества, как семья и трудовой коллектив, а также другие малые группы)

Наконец, никакое развитие общества невозможно без революционных преобразований. Многие реформы требовали именно такого – революционного – пути проведения их в жизнь.

Нам известно, что в истории человечества имели место три революционных переворота в производительных силах общества:

    • неолитическая революция (принесла возникновение земледелия)

    • промышленная революция (это переход от ремесленных орудий труда к машине, то есть, другими словами, это рождение и внедрение промышленности)

    • научно-техническая революция (происходит сейчас и означает автоматизацию производства)




Похожие:

Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconТимошенко Евг., 214 гр д/о Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории: автобиография»
Книга Коллингвуда – очерк философии истории (об этом пишет в предисловии сам автор). Она посвящена рассмотрению различных концепций...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconТимошенко Евг., 214 гр д/о Кантор К. М. «Два проекта всемирной истории», Журнал «Вопросы философии», М, 1980, №2
Кантор К. М. «Два проекта всемирной истории», Журнал «Вопросы философии», М, 1980, №2
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconДокументы
1. /Тимошенко А.Т. Теплозащита и теплоустойчивость легких ограждающих конструкций жилых зданий...
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconГруппа 301 (2009/2010 учебный год) Среда 13. 50-16. 40 аудитория 214

Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconДокументы
1. /214 Мехеди.doc
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconДокументы
1. /214.txt
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconДокументы
1. /Телта-214.djvu
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconПсковская область
Маршрут микроавтобуса Остров, Центр (почта) Псков, ж/д вокзал: (921) 214-50-07 (справки, заказ мест)
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconОриген. О началах. Самара, 1993. С. 161-81
Толкование о душе.//Хосроев А. Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991. С. 205-214
Тимошенко Евг., 214 гр д/о iconМаршал советского союза дважды Герой Советского Союза Ранние годы
Украины), в семье украинского крестьянина Константина Гавриловича Тимошенко (ум. 1925). Окончил сельскую школу. В 1915 призван в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов