Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» icon

Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция»



НазваниеКонспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция»
страница1/3
Дата конвертации13.09.2012
Размер356.96 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3

Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и

революция»

К западным стереотипам относится распространенный тезис о рабской

психологии, будто бы распространенной в России. Этим клише пользуются

уже давно, в разработке этой теории участвовало много представителей

разных школ (Маркс и Энгельс, Кюстин, Токвиль). Но они не учитывали

революционную интеллигенцию, вряд ли какая-то другая общественная

группа в новой истории была так склонна к бунту. Причем она не влияло

на государственный аппарат власти, но при этом именно ее действия в

конечном итоге способствовали краху монархии.


Интеллигенция своего рода была духовным орденом. Принадлежащие к

другой духовной формации, чем декабристы, которые не избегали

контактов с государством и даже пытались воспользоваться

государственными механизмами, например армией, для осуществления своей

программы. Интеллигенция отрицала государство как таковое, среди нее

редко оказывались слуги государства. Это, прежде всего, связано с

политической обстановкой, которая сложилась в то время, страной правил

деспотичный Николай I, все государственные учреждения подлежали

мелочной буржуазной регламентации. Те, кто хотел избежать этой опеки,

ушел во внутреннюю эмиграцию. Перемены произошли вместе с появлением

третьего отделения, возглавляемого графом Бенкендорфом. Хотя

репрессивные меры не применялись к интеллигенции, т.к. это была

духовная организация.

Интеллигенция – свидетельство «неофициальной» русской общественности.


После поражения революции 1848 года в Западной Европе происходил

процесс внутренней интеграции. Консерваторы поняли, что общественное

мнение важный аспект политики, жизни, борьба против духа времени –

бесперспективна. В Западной Европе появилась националистическая

идеология, она отвлекла население от внутренних конфликтов. Особенно

она была популярна среди мелкобуржуазных масс, которые предпочитали

относить себя к избранной нации, чем к ущемленному классу.

Россию не затронули эти события, потому что не было разочарования в

революционных идеях. Наоборот когда во всей Европе было разочарование

в революционных идеях, Россия только эти идеи осознала.

Парадокс в том, что радикализация интеллигенции совпала с правлением

Александра, который вошел в историю как «Царь освободитель», именно он

начал революцию сверху.

Именно в это время среди интеллигенции происходит раскол на отцов и

детей. И если позиция отцов была вызвана реакцией на жесткую, даже

жестокую политику Николая I, и они приветствовали реформы Александра

II.
Голоса детей портили атмосферу национального примирения.

Историки пытаются это объяснить тем, что отцы в большинстве своем

происходили из помещичьих семей, а отказ от норм приличий, огрубление

языка связано с тем, что стали рекрутироваться люди из низших слоев.

Происходит крушение романтизма, ему на смену приходит «реализм» вера в

науку, общеевропейский феномен, а в Российской империи это привело не

к признанию действительности, а наоборот ей была объявлена война.

Многие требования старой интеллигенции были удовлетворены, но для

детей это не имело большого значения.

«Самодержавие идеальный инструмент прогресса и модернизации» (Николай

Милютин) . Дворянство вполне устраивало самодержавие, как впрочем и

крестьян, которые никогда не протестовали, именно в этой покорности

следует видеть причины краха монархии в России.

В николаевские времена существовали кружки, тайные общества, но не

было открытой трибуны, с которой можно было выразить свое мнение.

Такая трибуна появилась во времена Александра II. Но чем тогда можно

объяснить такую жесткую позицию детей и возникновение нигилизма?

Нигилизм 60-х гг. – это запоздалая реакция на засилие крепостнического

режима, которая проявилась уже после падения этого режима.

Мышление интеллигентов все равно не могло освободиться от

религиозной окраски, хотя и выступала против религии. Это, прежде

всего, проявлялась в слепой, даже фанатичной вере в революционные

идеалы. Интеллигенция лишь на поверхности была общественно

политическим движением, куда важнее политических притязаний, было

стремление стать альтернативой, заменить христианство.

Задача детей – полный разрыв с традициями, разрушение всех святынь.

Единственное, что уцелело – это русский простой народ, его продолжали

восхвалять. А все что недоступно пониманию народа, например философия,

считалось делом бесполезным и глубоко безнравственным.

70-е гг. характеризуются появлением народников, но это движение не

принесло желаемого успеха, это еще раз показало какая пропасть лежит

между простым народом и интеллигенцией, вслед за этим было принято

решение перейти к более активным мерам, в частности к революционному

террору, чтобы даже такими радикальными мерами разбудить народ.

Константин Победоносцев, юрист и государствовед , обер-прокурор

Синода, сказал: «Русский народ сохранил верность царю, эта верность

самая надежная опора самодержавия». Он предлагал облегчить программу

образования, уделять внимание только точным наукам, другие же науки,

по его мнению, только засоряли мозги молодых людей и прививали им

вольнолюбивые идеи.

А вот граф Сергей Витте, министр финансов, председатель совета

министров говорил: «Россия страна неисчерпаемых возможностей,

нуждается в коренной модернизации, а для просвещенных подданных, важны

личные амбиции» Но у Витте не было сторонников. Парламентские дебаты

тормозили реформы.

3 главные проблемы:

Земля

Конституция

Рабочие

В 1905 г. почитание царя сменилось верой в революцию . Скептическое

отношение к вере в прогресс.

Серебряный век – взгляды людей обратились к духовным и эстетическим

проблемам, и конечно последствием этого стал уход многих из духовного

ордена. Идеология зло и добро расценивалось большинством людей как

некий род коллективного психоза. Достигнуть земного рая с помощью

кровавой революции, по мнению многих было невозможно.

Видев такой результат, монархия пошла на решительные компромиссы, была

создана Дума, и теперь можно было открыто выступать против монарха. Но

революция уже началась, и народ нельзя было остановить.

Впоследствии изменились и приоритеты, которые были у революционной

интеллигенции. Например, Ленин рассматривал партию не как семинар для

обсуждения идей, а как боевую организацию.

В 14-17 гг. большевики были пораженцами во время русско-японской

войны, в то время как другие партии выступили в защиту отечества. Но

такая позиция только усилила позиции большевиков, т.к. народ устал от

войны и считал ее бессмысленной.

Большевикам даже удалось заменить временное правительство советами

рабочих и солдатских депутатов.

Во время гражданской войны, очень многие разочаровались в большевиках,

но не в самой идеи революции, большевиков поддерживали еще и потому,

что люди помнили старый режим и ненавидели его.

Поражение других партий связано с тем, что они не поняли некоторые

особенности народа, которые сформировались за время царской власти, а

именно то, что в представление людей власть должна быть сильной,

независимой и безраздельной. Она должна принимать решения, не обращая

внимания на возражения.

Ленину же удалось соединить радикальный утопизм и исключительно

трезвое понимание механизмов насилия. Прозападный орден был чужд

народным массам, столкновение эпох. Поэтому Сталин с такой легкость

смог победить всех сторонников и саратников Ленина.

«Инакомыслие и дух бунтарства» определяющие черты ордена были

уничтожены Сталиным. Это можно считать концом революционной

интеллигенции.

Конспект книги Каримского «Социальный

биологизм»

Этологизм – наука о поведении животных, ее поборники механизмы

поведения животных автоматически переносят на людей . Успехи

этологизма породили иллюзию, что она может объяснить все стороны

человеческой жизни.

Лоренс считает, что люди поднялись над животным состоянием благодаря

стадным инстинктам. Через призму внутривидовой конкуренции он

осмысливает социальные трения и конфликты.

Отправная идея в объяснении социального поведения принцип

территориальности. Тинберген говорит, человек все еще является

носителем животной наследственности групповой территориальности,

агрессивность – реакция на нарушение территории. И нет принципиального

различия государство это или семейный участок.

Внутривидовая борьба возникает из-за вопросов о территории, брачных

партнеров, пище, защите молодняка. Борьба способствует оздоровлению

генофонда. Большинство животных решают этот вопрос без убийства.

Человек –исключение. Человеческое общество складывается в результате

действия культурных факторов, человек приспосабливается. Факторы

изменяющейся социальной среды деформирует или блокирует биологические

механизмы человека.

Природа войны. Успехи медицины породили демографический взрыв,

развитое сельское хозяйство и производство, увеличилось

благосостояние, возросла плотность населения и биологические нормы

человеческих отношений уже не в силах предотвращать конфликты.

У человека сейчас наблюдается биологические формы защиты (солдаты

предпочитают смерть бегству)Совершенствование оружие привело к тому,

что люди не видят того зла, которое причиняют людям, допустим летчик,

который сбрасывает бомбу, не видит погибающих детей.

Позыв драться врожденный у человека, поэтому вопрос об устранении

человеческой воинственности не встает. Для предотвращения крайних

проявлений агрессивную энергию необходимо направить в другую сторону

(допустим, голландцы отвоевывают сушу у моря)

Человеческая культура — это сфера модифицированных ритуа¬лов,

возникших на биологической базе и играющих в человеческом обществе ту

же роль, что и в жизни жи¬вотных: смягчение агрессивности и

установление внут¬ривидовых контактов. Различие лишь в том, что

ритуализация в обществе осуществляется через традицию, но и последняя,

по Лоренцу, есть продукт биологического процесса.

Обратимся теперь к более конкретным идеям этологизма,

представленным в творчестве Р.Ардри. Наиболее известные его

исследования имеют социологический характер. Основополагающая идея

Ардри состоит в том, что человек произошел от агрессивного и хищного

предка и это запечатлено в его биологической памяти. Она представляет

собой не ар¬хив изредка используемой информации, а активный фак¬тор

формирования человеческого поведения. По Ардри, человек —

территориальное существо. Он должен, в си¬лу естественного закона,

обладать для нормального функционирования определенным «жизненным

про¬странством». Территорию Ардри определяет как «ис¬ключительное

владение, поддерживаемое и защищаемое индивидом или группой против

вторжения представи¬телей собственного же вида». Как особи

большинства видов животных осваивают и метят определенную территорию,

так и человек про¬водит границы своих владений и возводит ограждения;

как стадные животные сообща охраняют свою коллек¬тивную территорию от

чужаков, так люди защищают свою страну от вторжений пришельцев.

Патриотизм для Ардри вытекает из территориально¬сти. Чтобы доказать

абсолютный приоритет территориальности, Ардри ссылается на огромное

количество людей, отдавших жизнь за родину, которое неизмеримо больше

числа погибших за женщину. Ардри подчеркивает, что биологи¬ческая

сила, подобная территориальной привязанности, не просто обща человеку

и скворцу, но является орга¬ническим компонентом человеческой природы

и поведе¬ния: «Я считаю такую силу частью нашей эволюцион¬ной природы,

структурой поведения». Это сугубо ин¬стинктивная сила, т. е.

потребность человека владеть индивидуальной территорией и охранять ее

всеми сила¬ми является императивом врожденным.

Таким образом, основой стабильности и благоден¬ствия людей становится

территория как таковая, а детерриторизация человека соответственно

оказывается причиной всех жизненных невзгод. Для подтверждения своей

мысли Ардри ссылается на преступность, нищету, уличные беспорядки,

свойственные большим городам Запада, где человек лишен необходимого

жизненного пространства.

Действительно, резкие социальные контрасты в го¬родах

капиталистического мира, рост в них насилия и преступности, увеличение

числа безработных и семей, находящихся ниже официальной черты

бедности, — яв¬ления общеизвестные. Не менее известно и то, что они

свойственны прежде всего тем районам, где высока кон¬центрация людей,

— городским гетто и трущобам, на¬селенным социальными низами. Однако

первичной при¬чиной указанных социальных бед является не скучен¬ность

населения; она сама обусловлена общественным неравенством, тем, что

многим попросту не по карману просторные и благоустроенные квартиры.

Социальный этологизм, продолжая биологизаторскую традицию,

представляет социальные конфликты и пре¬ступность следствием

биологической реакции организма на условия городской среды и тем самым

камуфлирует их действительную причину. Сведение социальных про¬блем

капитализма, особенно остро стоящих в крупных городах, к природному

основанию -заманчивая цель буржуазной идеологии, и Ардри со своей

идеей детерриторизации не одинок.

Одним из популярных авторов, аналогичным обра¬зом «натурализирующих»

современное буржуазное об¬щество, все его болезни и проблемы, является

англий¬ский этолог и антрополог Д. Моррис.

Моррис пишет, что жизнь человека в условиях со¬временной городской

цивилизации существенно деформирована: в отличие от животных люди

убивают ближних, жестоко конфликтуют друг с другом, едят и пьют в

масштабах, далеко превосходящих биологические нужды. Все эти аномалии

— результат того, что люди в большинстве своем лишены оптимальных

территори¬альных норм, иными словами, это естественное послед¬ствие

детерриторизации. Моррис отвергает расхожее сравнение современного

города с джунглями (так назы¬ваемые законы джунглей — это

благоприятные для жизни нормы естественной среды). Он считает, что

ус¬ловия современной жизни аналогичны ситуации зверин¬ца. Разумеется,

зверинец обеспечивает определенную безопасность, но она куплена

дорогой ценой.

Моррис практически не рассматривает экономиче¬скую анатомию

общества, видя в социальных отноше¬ниях только модификации

биологических связей или отклонения от них, и проводит линию

крайнего биоло¬гического детерминизма в объяснении исторических

яв¬лений. Человек, по его мнению, следуя требованиям своей

натуры, в условиях цивилизации (подобно зве¬рям в неволе) либо

впадает в состояние апатии, либо ищет новые формы активности.

Последние и составляют характерные черты современной культуры, которые

де¬формируют нормальную жизнедеятельность и во многом предопределяют

характер человеческих взаимоотноше¬ний и социальных процессов.

«Ненормальности» буржу¬азного общества, выражающиеся в кризисных

явлениях, которые широко охватили межличностные отношения,

нравы, культуру в целом, рассматриваются Моррисом "как

последствия пространственного ограничения среды

Обитания».

Подобно Ардри Моррис распространяет принцип

территориальности на все сферы общественной жизни и социальных

отношений. Он различает три вида чело¬веческой территориальности:

племенную, семейную и персональную. Семейная и персональная

«территория»— это прежде всего личная собственность. Что касается

племенной территориальности, то она, видимо, и долж¬на отражать

социальную природу человека. По Морри¬су, она существует в различных

видах и объясняет стремление социальных классов и групп к внутреннему

единству и изоляции. Такая «племенная автономия» существовала всегда и

составляла основу общества. Выражением этой тенденции у Ардри

являются, напри¬мер, закрытые для «посторонних» различные клубы, у

которых есть свои «правительства» — советы и правле¬ния. Только такая

дифференциация обеспечивает, со¬гласно Моррису, чувство безопасности.

Объединения людей могут быть неформальными, но они всегда под¬чиняются

неписаным законам территориальности. Не принято нарушать не только

официальные демаркаци¬онные линии, но и частные владения, территории

орга¬низаций, неформальных групп и т. д.

«Территориально-племенной» принцип Моррис ис¬пользует для объяснения

социальных отношений и кон¬фликтов. Так, отношения конкурирующих

гангстерских групп — это всего-навсего борьба за «сферы влияния»,

городские гетто — «естественная» территориальная изо¬ляция бедноты,

которой неуютно в фешенебельных квар¬талах, но которая в трущобах

чувствует себя хозяином. Даже классовые конфликты осмысливаются

Моррисом в терминах неизбежного и непреодолимого соперниче¬ства

«племен» трудящихся и предпринимателей, и не случайно переговоры их

представителей ведутся не в офисах менеджеров или в рабочих клубах, а

где-то на «ничейной земле»: «Переговоры между администрацией и

профсоюзами — это межплеменные сражения на нейтральной почве — за

столом переговоров».

Вывод Морриса довольно прост: каждый человек должен иметь жизненное

пространство и знать «свое место».

Каким образом преобразовать зверинец в прекрасный парк —

этого-то Моррис на базе своего биологистского мировосприятия сказать

не может.

Этологизм отчасти использовал и дополнил, а отчасти вытеснил

индиви¬дуалистский и антропоцентристский психологизм (преж¬де всего

фрейдистского толка) стадно-коллективистской моделью, претендующей на

объяснение широкого круга общественных явлений, в частности природы

социаль¬ных отношений. Главное достоинство человеческой аг¬рессивности

Ардри видит в том, что она противостоит «антибиологической»

демократической тенденции к ра¬венству людей. Он исходит из того, что

уникальность врожденных черт и потенции каждого индивида обес¬печивает

бесконечное многообразие человеческого ро¬да, и поэтому считает, что

конкурентная борьба, со¬перничество, общественная иерархия объективно

под¬держивают и защищают «естественную» тенденцию к неравенству.

В работе «Общественный договор», посвященной ана¬лизу оснований

общественного порядка, Ардри решил оттолкнуться от некоторых идей

Ж.-Ж. Руссо. Перед нами явная профа¬нация Руссо, за которой

просматривается претенциоз¬ное стремление дать такое объяснение

механизмов «гражданского общества» XX в., которое по значимости и

глубине было бы сопоставимо со значением есте¬ственно-правовой теории

Руссо для своего времени.

Ардри сетует на то, что современные социальные мыслители забыли Руссо,

а если изредка и вспоминают о нем, то обращаются прежде всего к его

«крайним» теориям изначальной доброты человека и определяю¬щей роли

внешней среды в формировании личности, в то время как подлинная

заслуга Руссо состоит в ут¬верждении природной уникальности человека.

Если ве¬рить Ардри, Руссо не доверял демократии, хотя и счи¬тал, что

правительство должно быть слугой управляе¬мых; он не обосновывал

всеобщее равенство, а отстаи¬вал суверенитет индивида и принцип

совершенствова¬ния человека.

Социальные этологисты любят сопоставлять общест¬венные отношения с

внутристадной субординацией жи¬вотных, особенно приматов. В известных

рамках такое сопоставление допустимо, однако этологисты при этом

полностью игнорируют качественную специфику соци¬альных механизмов,
  1   2   3




Похожие:

Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистики Идея истории студентка 214 группы дневного отделения Минкина И. С. Проверил: Радул Д. Н. Москва, 2004 Конспект
Конспект статьи Рачкова «Конец истории» как социософская проблема». Из №2 от 1993 года журнала «Вестник Мгу. Сер. Философия»
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconРеволюция сислибов versus национальная революция
...
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconДокументы
...
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconДокументы
1. /статьи/АЗИЯ - ЭТО ГДЕ.doc
2. /статьи/ВАЯТЕЛЬ.doc
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconСтатьи. "Компьютерный путь к Моцарту". Советы пожелания приветствуются
Техническая революция способствовала снижению интереса к музыкальному образованию – она же может не только возродить его, но и сделать...
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconКонституционный Суд Российской Федерации Постановление
По делу о проверке конституционности статьи 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", части первой...
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconДокументы
1. /Конспект лекций ЦОС ВМК/LSSDIG10.RTF
2. /Конспект...

Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconФ. В. И. «Об отношении реального и идеального в природе» (конспект статьи)
Это тоже известно с давних времён. Но, тем не менее, Шеллинг считает, что глубина понятия и предмета материи до сих пор привлекательна...
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» iconДокументы
1. /Мои документы/Статьи и книги/Мои статьи/Законченные статьи/Управленческий учет и функциональная...
Конспект статьи Люкса «Интеллигенция и революция» icon31 май 2009 г. (Выходит с марта 1999 г.)
Февральская революция и, наконец, Октябрьская социалистическая революция — четыре этапа революционной борьбы русских рабочих, четыре...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов