Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания icon

Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания



НазваниеСпонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания
страница1/3
Дата конвертации13.09.2012
Размер467.16 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Спонтанность сознания. В.В.Налимов.


1. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания

Истоки нашего — западного мифа, по-видимому, находится в Египте, с которым европейская культура оказалась связанной через все многообразие идейных течений Средиземноморья, особенно—через иудаизм и эллинизм. Иногда кажется, что египетский миф образует почти незримый задний план чуть ли не всех современных мифов о человеке.

Здесь мы дадим несколько пространных выдержек из предисловия Баджа к его изданию ^ Египетской книги мертвых* [Budge, 1967] характеризующих представления Египта оприроде человека:

... нет сомнения в том, что от начала до конца египтяне твердо верили в то, что кроме души были и другие элементы человека, которые воскреснут снова. Сохранение подверженного разложению тела также некоторым образом связано с жизнью в мире будущего, и его сохранение было необходимо для обеспечения вечной жизни...


Но тело не лежит в могиле бездеятельно, молитвами и церемониями в день похорон оно наделялось силой превращения в sahu – духовное тело. Здесь мы встречаем такие фразы:

«Я прорастаю, как растение», «Мое тело прорастает», «Я существую, существую, я живу, я живу, я прорастаю, я про­растаю...» Слово sahu ... «тело» обозначает тело, которое достигло знания и силы и великолепия, в результате чего оно обретает теперь длительность существования, неподверженность разложению. Тело, ставшее sahu, приобретает силу объединения с душой и общения с ней. В этом состоянии оно может подняться rift небо и существовать с богами и sahu богов и с другими праведниками. В тесной связи с телами — естественными и духовными — оказывается сердце или, скорее, часть его, которая является вместилищем жизненной силы и. источником добра и зла. И в дополнение к естественным и духовным телам человек имеет также вычлененную индивидуальность или персональность, одаренную всеми характеристическими атрибутами. Эта вычле­ненная персональность обладает абсолютной независимостью существования. Она может свободно передвигаться с места на место, отделяя себя или соединяя себя с телом по воле, а также может наслаждаться жизнью с богами на небе. Это ka — слово, которое в свое время совпадало со своим коптским _ эквивалентом k и словом , переводимым как «образ», «гений», «двойник», «иероглиф», «характер» и «ментальные атрибуты»... В этом смысле ka представляется идентичным слову sekhem — «образ» (с. Ixi — Ixii).

Той части человека, которой, вне всякого сомнения, вера приписывала наслаждение вечностью существования в состоя­нии великолепия, египтяне дали имя bа — слово, обозначающее что-то подобное понятиям «субтильное», «благородное» и которое до сих пор переводилось как «душа».
Bа не телесно, хотя оно и обитает в ka и в некотором смысле, как и сердце,— носитель жизни человека, обладает субстанцией и формой. Оно изображается ястребом с головой человека и субстан­ционально находится в чрезвычайно очищенном — эфирном состоянии.

В связи с ka и bа нужно упомянуть khaibit, или тень человека, которую египтяне считали частью человеческой структуры... Предполагалось, что тень обладает совершенно независимым состоянием и может сама отделяться от тела; она сама способна передвигаться куда захочет, и она принимает участие в погребальных процедурах в могилах, которое она посещает по желанию (c.Ixiv). Другой существенной и видимо, бессмертной частью человека, было khu - если судить по смыслу слова, то это «светящаяся» или полупрозрачная, неосязаемая оболочка, или покрытие тела, часто изображаемая в форме мумии. Из-за отсутствия подходящего слова khu часто переводится как «нечто светящееся», как «нимб», «интеллект» и тому подобное, но в некоторых случаях можно использовать и слова «духовное начало». Еще одна часть человека, которая, как предполагалось; существовала на небе, назывались египтянами sekhem .Это слово может быть переведено как «сила», «форма» и тому подобное, но трудно подобрать какое-нибудь выражение, которое бы отражало египетское представление о sekhem. Наконец, имя человека геn предполагалось существующим на небе. Таким образом, мы видим, что в целом человек состоял из материального тела, духовного тела, сердца, двойника, души, тени, невидимой эфирной оболочки или духа, формы и имени. Все эти части, тем не менее, были неразделимым образом связаны друг с другом, и хорошее состояние какого-либо одного из них имело значение и для хорошего состояния всех остальных.

В приведенных выше словах перед нами слегка раскрывается египетский миф о природе человека. Не без некото­рого удивления приходится констатировать глубину проработки проблемы в мифе. Если хотите, здесь можно говорить об одном из древнейших проявлений описательной психологии. Сложное явление своеобразно расчленено на отдельные сос­тавляющие. Классификация служит прежде всего желанию понять, как может быть бессмертным то, что непосредственно нами наблюдается как смертное. Естественно, что особое внимание в этом мифе отводится физическому телу и свя­занному с ним похоронному ритуалу. Тело не должно погибнуть, иначе разрушится вся воедино связанная система. Египетский миф о природе человека, в своей погруженности в телесность, был по существу первой хорошо разработанной материа­листической (как это ни странно) основой древнейшей религиозно-философской системы. Многогранная классифика­ция личности свидетельствует также о правомерности предположений о том, что в храмах Египта производилось тщательное экспериментальное изучение психики человека. Судя по тому, как вычленены отдельные детали психики человека, можно думать, что Египту были известны приемы гипноза, медитации и инкубационного (управляемого), сна. Трудности с переводом и разъяснением терминов свидетель­ствуют об эзотеричности египетского опыта. Ниже мы попы­таемся показать, что своеобразный материализм египетского мифа оказал решающее влияние на развитие как религиозной, так и философской европейской мысли, а эзотеризм египет­ского опыта воспроизвелся в современных исследованиях. Создается такое впечатление, что представление о человеке в Египте было разработано столь досконально, что места для незнания просто не оставалось. Незнание было пере­несено на верховное Божество, обладающее скрытой духовностью (по-видимому, в Египте, наряду с политеизмом, существовал и монотеизм — подробнее см. об этом гл. «Еги­петские идеи о Боге» в предисловии к книге [Budge, 1967]).
  1   2   3




Похожие:

Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconКоличественная классификация сознания
Вводится понятие информационного спектра сознания и предлагается классификация этого спектра. Вводится диаграмма «спектр – мощность...
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconНекоторые особенности сознания
Попробуем найти ответ на этот вопрос. Но так как оторвать эволюцию человека от эволюции других форм жизни невозможно, то при рассмотрении...
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconЦентр "синтез" Непрерывность сознания. Практика осознанных сновидений
Поэтому у нас есть уникаль­ная возможность достичь непрерывности сознания и большого ду­ховного развития в более сжатые сроки
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания icon«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии»
Но прежде чем обсуждать универсальные методы становления валеологического сознания, давайте разберемся в понятии валеологии, и ее...
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconВ. В. Эволюция сознания. Журнал Доклад
Мурашкин В. В. Эволюция сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 74. Электронный
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconАнанта-Ачарья дас
Эта книга часть цикла о первых последователях движения Сознания Кришны в бывшем Советском Союзе является откликом на желание взглянуть...
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconРасширение сознания учёного и использование идей живой этики в научных исследованиях
Способность к расширению сознания и её реализация ― это сущностное качество человека, проявляющееся в процессе развития и интеграции...
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconИсследовательская работа учащихся
Цели: Формирование экологического сознания школьников, активной гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру....
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания icon100 экзаменационных ответов. 3-е издание. Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2007 Раздел I. Формирование системы экономических знаний
Эти представления выступали в качестве элементов коллективного сознания первобытных общин, отражали практику хозяйственных процессов,...
Спонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания iconВозможности интуиции человека. Предсказания. Предисловие
Поэтому чувственная интуиция это скорее не интуиция, а просто предчувствие. А вот логическая составляющая интуиции – это будущее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов