Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов icon

Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов



НазваниеФаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов
страница1/10
Дата конвертации12.09.2012
Размер2 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Фаст Дж.

Язык тела. Как понять иностранца без слов


Пер. с англ. Ю.В. Емельянова.

Изд. Вече, Персей, АСТ.


По словам доктора Хесса, это новое открытие уже стало активно ис-

пользоваться в рекламном бизнесе на телевидении. Когда рекламный ролик

показывают экспериментальной группе зрителей, незаметно от них ведется

съемка их глаз крупным планом; затем видеозаписи подвергаются тщательно-

му анализу, чтобы обнаружить расширение зрачков: другими словами, анали-

тики стремятся заметить наличие бессознательной реакции на коммерческий

ролик.

Язык тела - это любое движение тела или его части, с помощью которого

человек передает эмоциональное послание внешнему миру. Для того, чтобы

понять этот не выраженный словами язык тела, специалисты по кинесике

часто вынуждены принимать во внимание культурные различия или другие от-

личия, вызванные окружающей средой. Средний человек, незнакомый с этими

тонкостями языка тела, часто истолковывает неверно то, что он видит.

^ КАК ПОНЯТЬ ДЕВУШЕК

Аллан, юноша из маленького городка, приехал в большой город, чтобы

навестить своего друга Теда. Однажды вечером по пути на вечеринку к Теду

Аллан увидел красивую молодую брюнетку, которая перешла улицу, а затем

пошла по улице перед ним. Аллан последовал за девушкой, очарованный ее

дразнящей походкой. Аллан не испытывал ни малейших сомнений в том, что

означали телодвижения особы, с вызывающим видом вышагивавшей перед его

носом.

Он шел за девушкой целый квартал и понял, что та заметила его пресле-

дование. Он также понял, что ее походка не изменилась. Аллан решил, что

пора знакомиться.

Когда зажегся красный свет, Аллан собрал свое мужество, подошел к де-

вушке, приятно улыбаясь, и сказал ей: "Привет!"

К его удивлению, она повернула к нему лицо, перекошенное от ярости, и

сквозь сжатые зубы выговорила: "Если ты сейчас жене оставишь меня в по-

кое, я позову полицию". Загорелся зеленый свет, и девушка быстро зашага-

ла прочь.

Аллан был потрясен, а его лицо пылало от смущения. Он поспешил к Те-

ду, у которого началась вечеринка. Когда Тед сделал коктейль, Аллан

рассказал ему о своем происшествии. Тед рассмеялся: "Да, парень, ты

ошибся номером".

"Но, черт побери, Тед, ни одна девушка у меня дома не будет так хо-

дить, если только... если только она не приглашает тебя".

"Ты попал в район с испаноговорящим населением.
Большинство здешних

девушек очень приличные, что бы ни казалось по их внешнему виду", -

объяснил Тед. Аллан не знал особенности культуры многих испано-говорящих

стран. В соответствии с ними девушки ходят по улице в сопровождении ко-

го-то и существуют строгие нормы социального поведения. Поэтому молодая

девушка может безбоязненно демонстрировать свою сексуальную привлека-

тельность, не боясь стать объектом приставаний. Поведение, которое пока-

залось Аллану откровенным приглашением к знакомству, было естественным.

В то же время для носителей испаноговорящей культуры жесткая поза при-

личной американской женщины выглядит лишенной изящества и неестествен-

ной.

Аллан остался на вечеринке и постепенно забыл о своем унижении. По

мере того как вечеринка стала близиться к концу, Тед приблизился к нему

и спросил: - Ну, никто тебе здесь не понравился? - Джэнет, - сказал Ал-

лан со вздохом. - Если бы я только мог...

- Ну и чудесно. Предложи ей остаться. Марджи тоже остается, и мы смо-

жем поужинать.

- Я не знаю. Она кажется... Я не могу даже подступиться к ней. - Ты

что, шутишь?

- Да нет. Она все время держала перед собой знак: "Руками не трогать!

- Но ты понравился Джэнет. Она мне так и сказала. - Но... - Удивлен-

ный Аллан сказал: - Почему она тогда ведет себя так... как будто она ме-

ня убьет на месте, если я только дотронусь до нее хоть пальцем?

- Джэнет всегда так себя ведет. Ты просто неправильно принял ее сиг-

налы.

- Я никогда не смогу понять этот город, - со вздохом сказал Аллан.

Как обнаружил Аллан в романоговорящих странах девушки могут переда-

вать по собственному "телеграфу" сигналы сексуального флирта, но так как

они находятся по постоянным контролем, то любой ответный ход становится

почти невозможным. В странах, где контроль не столь строг, девушка вы-

нуждена сама обеспечивать свою защиту с помощью бессловесных сигналов,

которые передают сообщение "руки прочь!". Когда положение таково, что

мужчина не может, следуя правилам культуры, подойти к незнакомой девушке

на улице, та может передвигаться свободно и раскованно. В таком городе,

как Нью-Йорк, где девушка может ожидать практически чего угодно, особен-

но на вечеринке с выпивкой, она учится постоянно излучать сигналы "руки

прочь!". Для этого она должна стоять неподвижно, двигаться невызывающе и

скромно, скрещивать руки на груди и использовать другие "оборонительные"

жесты.

Суть дела в том, что в каждой ситуации, описанной выше, существует

два важных начала в языке тела: отправление сигнала и его прием. Если бы

Аллан сумел принять сигналы правильно, учитывая особенности большого го-

рода, он мог бы избежать смущения в первом случае и неопределенности во

втором.

^ ТРОГАТЬ ИЛИ НЕ ТРОГАТЬ

Помимо того, что язык тела - это средство отправлять и получать сиг-

налы, он может, в случае если вы им владеете, помочь прорывать оборону.

Один бизнесмен, который торопился быстрее закончить выгодное дело, со-

вершил роковую ошибку из-за того, что не учел психологической разницы в

восприятии жестов.

"Эта сделка, - рассказывал он мне,- была бы выгодна и для Тома. Том

приехал В Солт Лейк Сити из городка Баунтифул, который расположен неда-

леко от столицы Юты, но в культурном плане, как будто на другом конце

планеты. Это очень маленький городок, и Том был уверен, что все жители

большого города сговорились, как бы облапошить его. Мне кажется, что в

глубине души он чувствовал, что сделка выгодна для нас обоих, но никак

не мог довериться мне. Для него я был бизнесмен, который крутился в

большом городе как сыр в масле, и ему казалось, что для меня он всего

лишь деревенщина, которую грех не надуть". Я пытался изменить его предс-

тавление о бизнесмене из большого города, старался показать, что я его

друг, но как только я взял его за плечо, это прикосновение уничтожило

сделку".

С точки зрения Тома бизнесмен из Солт ЛейкСити совершил нападение на

его линию обороны. Никакой почвы для контакта еще не было создано. Биз-

несмен пытался сказать на языке тела: "Доверяй мне. Давай дружить". Но

для Тома этот жест выглядел как агрессия. Не обратив внимание на то, что

Том продолжал оставаться в оборонительной позе, бизнесмен одним лишь

жестом угробил намечавшееся выгодное дело.

Часто самым простым и очевидным проявлением языка тела является при-

косновение рукой, оно может сказать больше, чем тысяча слов. Но такое

прикосновение возможно лишь в нужный момент и в нужном контексте. Рано

или поздно молодой человек узнает, что если он дотронется до девушки в

неподходящий момент, он может вызвать крайне негативную реакцию.

Существуют люди- "трогальщики", которые не могут не трогать других

людей, совершенно не замечая, нравится это тем, кого они трогают, или не

нравится. Они продолжают трогать и ласкать, хотя в ответ на свои прикос-

новения получают беспрерывный поток призывов на языке тела: "Оставь меня

в покое!".

^ ЖЕСТ ОДИНОЧЕСТВА

Само по себе прикосновение является мощным сигналом. Прикосновение к

неодушевленному предмету может служить громким и срочным сигналом - при-

зывом к пониманию. Возьмите, например, тетю Грейс. Старушка превратилась

в объект семейной дискуссии. Некоторые члены семьи решили, что ей будет

лучше жить в хорошо зарекомендовавшем себя доме для престарелых, распо-

ложенном неподалеку, где она не только будет обеспечена постоянным ухо-

дом за ней, но и найдет общество сверстников.

Другие члены семьи полагали, что такое решение будет равносильно то-

му, чтобы "избавиться" от тети Грейс. У нее был приличный доход и хоро-

шая квартира. Почему бы ей не остаться там, где она живет, наслаждаясь

своей свободой и независимостью?

Тетя Грейс не принимала никакого участия в этой дискуссии. Она сидела

среди членов семьи, то трогая свое ожерелье и кивая в знак одобрения

слов каждого выступающего, то берясь за пресс-папье и поглаживая его, то

двигая рукой по бархату дивана, то дотрагиваясь до деревянной резьбы.

"Меня устроит любое семейное решение, - сказала она тихо. - Я не хочу

никому создавать проблемы".

Семья не могла прийти к какому-либо решению, и. дискуссия продолжа-

лась, а тетя Грейс продолжала ласкать предметы, находившиеся около нее.

Наконец, члены семейного совета разгадали смысл молчаливых сигналов

тети Грейс. Странно, что никто из них не сумел сделать это раньше. Тетя

Грейс была "трогальщицей" с рождения. Она дотрагивалась до всего, до че-

го могла дотронуться и гладила все окружающие предметы без исключения.

Вся семья знала об этом, но лишь сейчас они все поняли, что означают

ласки, расточавшиеся тетей Грейс на окружавшие ее предметы. На языке

жестов она говорила: "Я одинока. Я изголодалась по общению. Помогите

мне!".

Было решено, что тетя Грейс будет жить с племянницей и племянником.

Вопреки первоначальным сомнениям части семьи ее отношения с молодыми

сложились прекрасно, и тетя была окружена их заботой и вниманием.

Как и тетя Грейс, мы разными способами посылаем миру сигналы, которые

гласят: "Помогите мне, я одинок. Возьмите меня, я свободна и доступна.

Оставьте меня в покое, у меня - подавленное настроение". При этом мы

лишь в редких случаях направляем эти сигналы сознательно. Мы выражаем

наше состояние на бессловесном языке. Мы поднимаем бровь в знак недове-

рия высказанному суждению. Мы прижимаем нос пальцами, выражая наше сом-

нение. Мы складываем руки на груди, стремясь изолировать или защитить

себя. Мы пожимаем плечами, показывая наше безразличие, подмигиваем, де-

монстрируя нашу близость с другим человеком, щелкаем пальцами, чтобы об-

ратить внимание на наше нетерпение, хлопаем себя по лбу, подчеркивая на-

шу забывчивость. Число жестов огромно. Одни из них совершаются умышлен-

но, другие - почти умышленно, а третьи - почти бессознательно. К послед-

ним относятся, например, прижимание носа пальцами в знак сомнения или

складывание рук на груди в знак самозащиты.

Изучение языка тела -это исследование всех телодвижений от вполне

продуманных до почти бессознательных, от тех, что характерны для опреде-

ленных этнических и социальных культур, до тех, с помощью которых прео-

долеваются все культурные барьеры.

^ ГЛАВА 2 О ЖИВОТНЫХ И ТЕРРИТОРИИ

СИМВОЛИЧЕСКАЯ БИТВА

Лишь сейчас начинают разгадывать связь между способами общения живот-

ных и способами общения людей. Понимание людьми бессловесного языка в

значительной степени объясняется наблюдениями за животными. Птицы подают

друг другу сигналы песней. Одно поколение за другим распевает одни и те

же песни, те же простые или сложные мелодии, используя тот же набор нот.

В течение многих лет ученые считали, что птичье пение -это лишь нас-

ледственное приобретение, подобно языку - морских свинок, танцам ос и

пчел, "разговорам" лягушек. .;

Однако сейчас возникают сомнения в том, что это действительно так.

Эксперименты показали, что птичьим песням обучаются. Ученые вырастили

некоторых птиц вдали от своих сородичей, и эти птенцы не могли воспроиз-

вести типичные песни их видов. Но ученые, вырастившие таких птиц, смогли

обучить их отрывкам из популярных мелодий вместо песни, свойственной

данному виду птиц. Оказалось, что эти птицы никогда не смогут вступить в

брак, потому что пение птиц является частью процесса ухаживания.

Другим видом поведения животных, который долгое время считался инс-

тинктивным, является символические бои собак. Когда два пса встречаются,

они могут прореагировать друг на друга по-разному, но наиболее обычным

способом является имитация боя не на жизнь, а на смерть с рычанием и

укусами. Неопытный наблюдатель может быть напуган их поведением и даже,

попытаться разнять очевидно обозленных животных. Опытный же знаток собак

просто будет наблюдать за этим боем, прекрасно понимая, что в значи-

тельной степени он носит ритуальный, символический характер.

Нельзя сказать, что бой не является реальным. Он вполне реален. Двое

животных оспаривают первенство друг над другом. Один из них выиграет,

если он более агрессивный, сильный и решительный. Бой завершается, когда

оба пса понимают, что один из них стал победителем, хотя никто даже не

поцарапал друг Друга. Потом происходит удивительная вещь. Побежденный

пес ложится, перевертывается и поворачивается так, что его горло остает-

ся открытым для победителя.

На эту демонстрацию капитуляции победитель реагирует так: встает над

поверженным, обнажая клыки и рыча некоторое время. Потом оба начинают

прыгать, и бой позабыт.

Так разыгрывается бессловесный поединок. Побежденный заявляет: "Я

признаю. Ты - сильнее, и я открываю для твоего укуса мое беззащитное

горло".

Победитель говорит: "Действительно, я оказался сильнее, и я порычу,

чтобы показать мою силу, но теперь давай встанем и побегаем".

Интересно заметить, что среди высших животных почти нет таких видов,

представители которых убивали бы друг друга по каким-либо причинам, хотя

они могут драться между собой по самым различным поводам. Среди ко-

суль-самцов такие стычки могут дойти до стадии настоящего боя, но, к

удивлению, животные атакуют не друг друга, а ближайшие деревья.

Некоторые птицы, покричав друг на друга и сильно похлопав крыльями во

время прелюдии к бою, завершают на этом свой спор и начинают строить

гнезда. АНТИЛОПЫ могут скрестить рога друг с другом в сражении за пер-

венство, но бой, хотя он может носить и яростный характер, как правило,

ведет не к убийству, а лишь к ритуальному поражению. Животные обучились

искусству разрешать свои конфликты в символических действиях, макси-

мально используя язык тела.

Остается неясным, наследуются ли правила этих символических боев, так

же как наследуются инстинкты, или же они заучиваются заново каждым поко-

лением животных.

Я уже упоминал, что некоторые песни птиц заучиваются ими, а другие

являются инстинктивными. Коноплянки обучаются своим песням, а овсянки

унаследуют свою способность петь вне зависимости оттого, вступают они в

контакт с другими овсянками во время своего развития или нет. Мы должны

проявлять осторожность при изучении поведения животных и избегать слиш-

ком далеко идущих обобщений. То, .что справедливо .для одних животных,

не обязательно является верным для других. Многие ученые считают, что

навыки символических боев передаются у животных по наследству, однако

один специалист по собакам уверял меня, что этому поведению собаки обу-

чаются.

"Посмотрите, как ведет себя собака-мать, когда ее щенки дерутся. Если

один их них побеждает и хочет довести свою победу до того, чтобы пора-

нить другого, мать немедленно вмешивается: отдергивает победителя и учит

его уважать поражение своего брата. Нет, я уверен, что собаки обучаются

ритуальным боям".

С другой стороны, существуют такие собаки, как ездовые лайки эскимо-

сов Гренландии, которые с трудом осваивают символическое поведение. Гол-

ландский натуралист Нико Тинберген отмечал, что у каждой упряжки этих

собак есть своя территория. Молодые щенки постоянно нарушают границы

этих территорий, и за это их наказывают старые самцы, которые определяют

эти рубежи. Однако щенки упорно не желают признавать эти границы. Так

происходит до тех пор, пока они не достигнут половой зрелости. Лишь пос-

ле первого полового контакта они неожиданно начинают распознавать точные

границы для собак из своей упряжки. Означает ли это, что процесс обуче-

ния в конечном счете достигает успеха? Или же инстинктивный процесс раз-

вивается лишь по мере сексуального развития?

^ ПЕРЕДАЕТСЯ ЛИ НАШ ЯЗЫК ПО НАСЛЕДСТВУ?

Передача по наследству инстинкта не является простым делом. Столь же

сложным является и процесс обучения. Очень трудно указать что из комму-

никационных связей передается по наследству, а что осваивается путем

обучения. Даже у людей не все поведенческие навыки передаются обучением.

Рассмотрим этот вопрос на примере бессловесного общения. Существуют

ли общие, жесты для людей всех культур мира? Имеются ли способы, с по-

мощью которых человек сможет передать информацию любым людям вне зависи-

мости от их расы, вероисповедания и культуры?

Другими словами, всегда ли улыбка означает веселье, а нахмуренный лоб

признак недовольства? Всегда ли покачивание головы из стороны в сторону

равносильно знаку "нет"? Означает ли кивание головой сверху вниз, что мы

хотим сказать "да"? Являются ли эти телодвижения общими для всех людей в

мире, а если это так, то передается ли способность к этим движениям по

наследству?

Если бы мы с рождения получили в наше распоряжение полный набор жес-

тов и иных телодвижений, которые можно было бы использовать в качестве

сигналов, то тогда наша система бессловесного общения напоминала бы язык

морских свинок или пчел, которые с помощью определенных движений могут

привести все население улья к источнику меда.

Передаются ли нам по наследству формы общения с другими людьми?

Дарвин считал, что выражения лица, которые служат для передачи раз-

личных эмоций, едины для всех человеческих существ вне зависимости от

культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции чело-

веческого рода. Однако уже в начале 50-х гг. два исследователя Брюнер и

Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней рабо-

ты, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выраже-

ния эмоций не существует.

И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из Нейропси-

хиатрического института Лэнгли Портера в штате Калифорния) и Соренсон

(из Национального института неврологических заболеваний и слепоты) обна-

ружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.

Они провели свои исследования в Новой Гвинее, на Борнео, в Соединен-

ных Штатах, Бразилии и Японии, среди представителей культур сильно отли-

чающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к выводу:

"Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были запе-

чатлены различные эмоциональные выражения, вызвал среди представителей

всех исследуемых культур одинаковые оценки".

По мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, ис-

ходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного по-

ведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким

образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает удовлет-

ворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее - в

зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.

Помимо этих способов для выражения эмоций исследователи перечислили

"обусловленные культурой поведенческие правила, которые усваиваются в

начале жизни".

"Эти правила, - писали они, - предписывают как выражать то или иное

эмоциональное состояние в различных ситуациях в обществе; они зависят от

социальной роли человека и его демографических характеристик; они отли-

чаются друг от друга в зависимости от типа культуры".

В ходе проведения своего исследования его организаторы старались

свести к минимуму посторонние влияния. В настоящее время это нелегко

сделать из-за повсеместного распространения телевидения, кино и печатных

материалов. Однако исследователи старались проводить работу в изолиро-

ванных регионах и там, где преобладает неграмотное население. Кажется,

эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода получать

и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рожде-

ны с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть,

страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции благодаря нашей

мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.

Разумеется, это непротиворечивому, что мы должны также научиться мно-

гим жестам, которые означают одно в одном обществе и нечто иное - в дру-

гом обществе. В западном мире мы привыкли покачивать головой из стороны

в сторону для того, чтобы сказать "нет" и кивать головой сверху вниз,

чтобы сказать "да", но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет про-

тивоположным. Движение головой сверху вниз будет означать отрицательный

ответ, а покачивание головой из стороны в сторону - положительный.

Мы можем понять, что наш бессловесный язык является результатом от-

части инстинктов, отчасти обучения, отчасти подражания. Позже мы расс-

мотрим в какой степени имитация является важным элементом в системе сло-

весного и бессловесного общения.

^ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ"

Одно из ощущений, которое обретает человек генетически, является так

называемое "чувство пространства". В свой интереснейшей книге "Террито-

риальный императив" Роберт Ардри проследил развитие ощущения "своей тер-

ритории" от животных до человека. В этой книге он рассказывает, как осу-

ществляется разметка "своей" территории животными, птицами, рыбами и на-

секомыми. Для некоторых видов границы территории являются временными и

меняются с каждым временем года. У других видов животных эти границы яв-

ляются постоянными. Ардри утверждает в своей книге, что "ощущение терри-

тории человека является генетическим и от него невозможно избавится".

Проведя широкие исследования над животными, он описал генетические

программы поведения В животном мире, подчеркнув связь между половым

воспроизводством и ощущением территории. Ключем к генетическому коду, по

мнению Ардри, является ощущение территории. Именно "территориальный им-

ператив" заставляет животных и людей захватывать, удерживать и защищать

определенную территорию.

Возможно, что в каждом человеке существует стремление обладать и за-

щищать территорию и, вполне возможно, что это стремление является при-

рожденным. Однако мы не всегда можем переносить животные инстинкты на

человека, а человеческими поступками объяснять животные инстинкты.

"Территориальный императив" существует у всех животных и у некоторых

людей. У людей он может быть усилен одной культурной традицией и ослаб-

лен другой. Но нет сомнения, что некоторая потребность в территории су-

ществует практически у всех людей. Необходимо лишь узнать насколько эта

потребность является настоятельной.

Одним из самых страшных драматических произведений последних лет яв-

ляется пьеса "Дом", написанная Миган Терри. В ней изображен мир будуще-

го, в котором демографический взрыв уничтожил все представления о личной

территории. Все люди живут в сотах гигантского улья, в который преврати-

лась наша планета. Целые семьи живут в одной и той же комнате всю жизнь,

никогда не покидая ее. В этой, фантастической истории личная территория

перестала существовать. Возможно, именно поэтому пьеса производит столь

сильное впечатление. Кажется, что развитие наших современных городов

приведет к ликвидации личной территории. Целые семьи заполняют комнаты,

которые громоздятся одна над другой до головокружительных высот. Мы едем

в лифтах, тесно прижавшись друг к другу, нами заполняют вагоны метро

так, что мы не можем пошевелить ни рукой, ни ногой. Нам предстоит еще

понять, что происходит с человеком, когда он лишен своих территориальных

прав.

Мы знаем, что у человека есть чувство территории, потребность иметь

оболочку территории вокруг себя. Эта оболочка может быть различной: от

узкой раковины городской квартиры до более крупного пространства, вклю-

чающего двор и дом человека, который живет в пригородном районе, и до

широких просторов, которыми наслаждается сельский житель.

^ СКОЛЬКО ПРОСТРАНСТВА НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ"

Мы не знаем сколько пространства нужно отдельному человеку, но для

нашего исследования бессловесного языка важно установить, что происходит

с отдельным человеком, когда невидимая оболочка его пространства или

территории находится под угрозой или подвергается нападению.

Не так давно я обедал с одним психиатром. Мы сидели в приятном ресто-

ране за стильным маленьким столиком. В ходе нашей беседы он взял пачку

сигарет, закурил одну и положил пачку перед моей тарелкой. Он продолжал

разговаривать, а я его слушал, но меня что-то беспокоило, и по мере раз-

говора я все больше ощущал внутреннюю тревогу. Мой знакомый между тем

стал передвигать посуду по столу, приближая эти предметы все ближе и

ближе к моему краю. Потом он наклонился через стол ко мне, продолжая из-

лагать свою точку зрения. Однако я не очень внимательно слушал его аргу-

менты, потому что испытывал все большее беспокойство.

Наконец, он сжалился надо мною и сказал: "Я просто преподал тебе эле-

ментарный урок бессловесного языка". Удивленный, я спросил его: -- Каким

образом?

- Я агрессивно угрожал тебе и бросил вызов. Я поставил тебя в такое

положение, чтобы ты был вынужден защищаться, и это стало беспокоить те-

бя. Все еще не понимая в чем дело я спросил его:

-- Но как? Что ты делал?

-- Для начала я стал передвигать сигареты, -

объяснил он. - По бессловесному соглашению мы разделили с тобой стол

на две части: половина - тебе, половина - мне.

- Я не знал о таком соглашении. - Конечно, не знал. Однако все при-

держиваются такого правила. Мы разделили эту территорию на две части в

уме. Обычно мы делим стол путем такого цивилизованного, но невыраженного

словами соглашения. Но я нарочно подвинул свою пачку сигарет в твою зо-

ну. Хотя ты не осознал, что я сделал, ты почувствовал угрозу с моей сто-

роны, ощутил беспокойство. Когда же я продолжил агрессию, стал передви-

гать тарелки и столовые приборы на твою территорию, ты стал все больше и

больше беспокоиться, хотя не понимал причины этого.

Так я первый раз познакомился с тем, что каждый из нас владеет своей

территориальной зоной. Мы переносим эти зоны с собой и по-разному реаги-

руем на их нарушения. Впоследствии я сам попытался вторгаться в чужие

зоны, когда мой собеседник не подозревал, что я делаю.

Однажды я ужинал в итальянском ресторане вместе со своей супругой и

другой парой. Ради эксперимента я передвинул бутылку с вином в "зону"

моего друга. Затем, продолжая разговаривать, я сдвинул салфетку и стакан

с вином на "территорию" своего собеседника. Он стал ерзать в кресле,

отодвинулся от стола, а затем совершенно неожиданно взял буылку с вином

и вернул ее на прежнее место.

Таким образом, он перешел к обороне, а затем к контрнаступлению. Из

этих домашних опытов можно сделать следующие выводы. Вне зависимости от

того насколько органиченным является окружающее нас пространство, у каж-

дого из нас имеется зона или территория - та область, которую мы будем

стараться сохранить от внешнего вторжения. Каким образом мы будем защи-

щать эту область, как мы реагируем на внешние посягательства на нее,

можно наглядно увидеть, рассчитать и во многих случаях использовать в

конструктивных целях. Все эти реальности составляют основу для бессло-

весного общения. Охрана личных зон является одним из главных принципов

бессловесного общения.

Способы охраны границ наших личных зон и признание нерушимости чужих

границ определяют характер наших взаимоотношений с другими людьми.

^ ГЛАВА 3 КАК МЫ ОБРАЩАЕМСЯ С ПРОСТРАНСТВОМ

ПРОСТРАНСТВО, КОТОРОЕ ТЫ НАЗЫВАЕШЬ СВОИМ

Среди квакеров известна история про члена городской общины "Общества

друзей" *, который зашел в Дом

* "Общество друзей-" - официальное название религиозной организации

квакеров. Они проводят свои собрания, которые начинаются с продолжи-

тельного молчания, без соблюдения религиозной литургии и без священников

в Домах Собраний. (Прим. персе.) 2 Язык тела

Собраний в небольшом поселке. Здание было явно заброшенным, но оно

привлекло его внимание с точки зрения архитектуры, и городской квакер

решил посетить воскресное собрание, хотя его предупредили, что на собра-

ния приходят не более пары местных жителей* . Когда он вошел в помеще-

ние, он обнаружил что зал Собрания пуст. Сквозь старинные окна

светй^^лице, озаряя пустые ряды. -

Приезжий опустился на скамью и сидел там, ощущая вокруг себя лишь

умиротворяющую тишину. Неожиданно он услыхал возле себя кашель. Взгля-

нув, он увидел бородатого квакера, который стоял возле его скамьи. Он

был одет в старомодную одежду и, казалось, что сошел со страниц учебника

истории.

Приезжий улыбнулся в знак приветствия, но квакер нахмурился, снова

кашлянул и сказал: "Извини меня, если я тебя обижу, но ты сидишь на моем

месте".

Настойчивость старого человека, желавшего сесть на свое место в со-

вершенно пустом зале, забавна, но она весьма правдоподобна. Обычно, если

вы регулярно ходите в церковь в течение долгого периода времени, вы вы-

деляете себе "собственное" место.

В нашем доме у отца было свое кресло, oотя, мы терпели, когда в него

садился гость, нам было это нелегко выдержать. У матери была своя кухня,

и ей совсем не нравилось, когда во время своих визитов к нам ее мать

завладевала "ее" кухней.

У людей есть свои любимые места в поездах" любимые скамейки в парках,

кресла на конференциях и так далее.

Возможно, в этом проявляется потребность в территории, желание наз-

вать место своим собственными Может быть, эта потребность является при-

рожденной и всеобщей, хотя она претерпела многообразные изменения под

воздействием развития Общества и культуры. Рабочий кабинет может подхо-

дить для служащего, а может и оказаться слишком мал, в зависимости от

того, как расставлены там стол и кресло. Если, человек может откинуться

в кресле так, что Он не дотронется до стены или шкафа, то очевидно, что

размеры кабинета достаточны для него. Но если в большом кабинете стол

поставлен таким образом, что служащий упирается в стену, когда откидыва-

ется назад, то ему кажется эта комната слишком тесной.

^ НАУКА, НАЗЫВАЕМАЯ ПРОКСЕМИКОЙ

Доктора Эдуарда Т. Холла, профессора антропологии Северо-западного

университета, давно интересовал вопрос о том, как человек реагирует на

пространство, окружающее его, и каким образом использование им окружаю-

щего пространства является способом передачи информации другим людям.

Изучая личное пространство человека, доктор Холл создал термин "проксе-

мика" для описания своей теории и своих наблюдений относительно террито-

риальных зон итого, как мы их используем.

Доктор Холл считает, что использование человеком пространства имеет

решающее значение для человеческих взаимоотношений, и прежде всего для

выяснения степени близости между людьми. Профессор пришел к выводу, что

у каждого человека есть свои территориальные потребности. Доктор Холл

распределил эти потребности и выделил четыре ярко выраженные зоны, внут-

ри которых действует человек. Он назвал их зонами:

1) интимной близости;

2) личной близости;

3) социального контакта;

4) общественной дистанции.

Как можно догадаться, расстояние между людьми от одной зоны к другой

возрастает по мере того, как степень близости между ними уменьшается.

Расстояния в зоне интимной близости могут варьироваться от максимума

сближения в 15 сантиметров до минимума в 45 сантиметров. Максимальная

степень сближения предполагает любовные отношения, тесную дружбу, привя-

занность детей к своим родителям или друг к другу.

Когда вы находитесь на максимально близкой интимном расстоянии к сво-

ему партнеру, он невольно захватывает все ваше внимание. По этой причине

такой контакт между двумя мужчинами может создавать ощущение неловкости

и неудобства. Находиться на расстоянии интимной близости между мужчиной

и женщиной - вполне естественно. Когда же мужчина и женщина, которые не

находятся друг с другом в интимных отношениях, оказываются друг с другом

на расстоянии "интимной близости" такая дистанция между ними вызывает у

них смущение. По правилам нашей культуры интимное расстояние между двумя

женщинами в обществе вполне допустимо. В арабском же мире такое расстоя-

ние допустимо и между двумя мужчинами. В арабских, а также других стра-

нах Средиземноморья мужчины часто ходят по улице" взявшись за руки, что

кажется совершенно недопустимым для двух взрослых мужчин в США.

Если в условиях современного американского города люди оказываются

случайно приближенными друг к другу на интимное расстояние, они автома-

тически стараются соблюдать определенные правила поведения. Так, напри-

мер, когда они оказываются в переполненном батоне метро или кабине лиф-

та, они стараются стоять неподвижно и не дотрагиваться до соседей" Если

они случайно прикасаются к стоящим рядом людям, они напрягают мускулы в

зоне прикосновений. Этим самым они как бы говорят: "Я прошу вашего про-

щения за вторжение в ваше пространство, но обстоятельства заставили меня

так поступить. Разумеется, я уважаю вашу личную территорию и совсем не

хочу навязать вам интимную дистанцию".

Если же они расслабятся в таком положении и позволят своим телам соп-

рикасаться, то они допустят очевидную ошибку в социальном поведении.

Я часто наблюдал, как женщины в переполненном вагоне метро рычали на

посторонних мужчин: "Не смейте делать это!", просто потому что те не-

вольно расслаблялись, прикасаясь к их телам. Рычание становится еще рез-

че, если мужчина расслабляется, коснув


Кроме того, находясь в переполненном вагоне или кабине лифта, мы не

должны глазеть. Существует неписаный закон, гласящий, что можно некото-

рое время смотреть на другого человека, но затем следует отвести свой

взгляд в сторону. Мужчина, который забывает об этом правиле, рискует по-

лучить неприятное Замечание.

Однажды в одном учреждении я ехал в лифте со своим знакомым. На че-

тырнадцатом этаже в кабину вошла красивая девушка, и мой приятель стал

рассеянно смотреть на нее. Девушка краснела и краснела, а когда лифт ос-

тановился на первом этаже, она воскликнула: "Ты что, девушек не видел,

старый пошляк!" Мой друг, которому еще не исполнилось и сорока, повер-

нутся ко мне с удивлением и спросил меня: "А что собственно Я сделал? ".

На самом деле он нарушил одно из основных правил бессловесной связи:

"Если ты незнаком с человеком, постарайся побыстрее отвести от него свой

взгляд"

Следующей зоной, описанной Холлом, является зона личной близости.

Здесь также можно выделить два предела - максимальный и минимальный.

Максимальный предел личной близости составляет примерно от 50 до 80 сан-

тиметров. На этом расстоянии вы можете взять за руку своего партнера.

По оценке Холла, жена может находиться на таком расстоянии от своего

мужа. Однако, если Другая женщина приближается к нему на такое расстоя-

ние, ЭТО может означать, что у нее есть определенные замыслы в отношении

него. В то же время такое расстояние обычно принято соблюдать на приемах

во время бесед с коктейлем в руках.

Крайний предел зоны личной близости, по определению Холла, составляет

от 80 до 130 сантиметров. На этом расстоянии все труднее дотрагиваться

до вашего партнера, и все же вы находитесь достаточно близко, чтобы вес-

ти дискуссии по личным вопросам. Примерно на таком расстоянии друг от

друга останавливаются знакомые люди на улице, чтобы немного поболтать.

Во время вечеринки гости часто, начиная беседу с такого расстояния, пос-

тепенно сближаются и достигают максимума сближения, указанного выше.

С помощью соблюдения этого расстояния можно передать много сигналов:

от "я немного сторонюсь вас" до "я выделил вас среди прочих гостей, и вы

мне намного ближе, чем остальные".

^ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСТАНЦИЯ

Расстояния в социальном контакте могут быть ближними и дальними.

Ближний социальный контакт составляет от 130 сантиметров до 2 метров. С

такого расстояния мы ведем деловые беседы. На этом расстоянии мы прини-

маем клиента, прибывшего в наш офис, нового сотрудника фирмы или разго-

вариваем с нашим начальником. Мы соблюдаем примерно такую дистанцию во

время случайных сборищ людей. В то же время такое расстояние может ис-

пользоваться для воздействия на собеседников. Начальник использует это

расстояние для того, чтобы оказывать психологическое воздействие на под-

чиненного: на такой дистанции начальник, стоящий над сидящей секретар-

шей, кажется выше ростом, массивнее, и он господствует над значительной

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconДокументы
1. /Пиз Язык взаимоотношений 100 стр.doc
2. /Психология...

Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconДокументы
1. /psiholog/Все о гипнозе.txt
2. /psiholog/Гипноз....

Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconЧто значит гав (газета "Комсомольская правда", 2005 год)
Собаки очень компанейские животные, они всячески стараются наладить контакт с хозяином. Поэтому их можно понять и без переводчика,...
Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconДокументы
...
Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconДокументы
1. /иванов-крамской - песня без слов ля минор/notomania_ru-Песня_без_слов_(1_вариант)_.pdf
Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconНет, печальней в мире, слов, чем первая любовь, Её нельзя понять, и трудно удержать

Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconОсновные слова и фразы hola
Если по московской привычке вместо "пойо" сказать "пойа", это будет уже не цыпленок, а грубое название характерной для мужского пола...
Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconКак помочь ребенку сдать егэ? Рекомендации для родителей
Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов
Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов iconПравила шрифтового оформления: Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек); Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества,...
Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов icon‘Слово’ и ‘язык’ в языках Нусантары*
Психологическая фундаментальность понятия ‘язык’, скорее, обусловлена постоянным противопоставлением разной речи своей и чужой, “высокой”...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов