Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы icon

Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы



НазваниеВопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы
Дата конвертации03.10.2012
Размер107.96 Kb.
ТипДокументы

Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы


1.Сбор информации и подготовка материалов.

  • обеспечить фактологическую точность материала;

  • придумать заголовок, подзаголовок, рубрику и первый абзац к своему материалу (leed);

  • в отдельных случаях позаботиться об иллюстрациях (имеют­ся в виду редкие архивные или личные фотографии героев, кото­рые невозможно снять или найти в архиве редакции);

- после распечатки материала внимательно прочитать рукопись от начала до конца, ис­правляя замеченные ошибки; в случае большого количества оши­бок - внести необходимую правку и перепечатать рукопись еще раз (это особенно важно, если текст материала набирал наборщик, а не сам корреспондент);

  • заполнить "паспорт" материала ("паспортом" называется спе­циальный бланк, прикрепляемый к первой странице рукописи и со­держащий информацию о материале - его заголовок, объем, имя ав­тора, - а также подписи ответственных лиц редакции);

- если материал был подготовлен внештатным сотрудником, а журналист выступал в качестве редактора, он должен связаться с автором публикации, уточнить у него все детали и предложить под­писать рукопись. Подпись автора на рукописи снимает с журналиста юридическую (но не служебную!) ответственность за возможные ошибки.

Вычитанная рукопись с заполненным "паспортом" ложится на стол заведующего отделом, который должен прочитать ее и завизи­ровать. В случае необходимости заведующий может подвергнуть ма­териал дополнительному редактированию, поручить корреспонден­ту уточнить некоторые детали, переработать отдельные места руко­писи и т.п.

После этого рукопись поступает в секретариат, где происходит ее окончательное превращение сначала в оригинал, а затем - в га­зетную публикацию.

В секретариате материалы распределяются по полосам, затем каждый из них вновь прочитывается заместителем ответственного секретаря, отвечающим за выпуск данной полосы или номера.

Редактирование авторской рукописи в секретариате осуществ­ляется скорее с техническими целями, нежели содержательными. Собрав у себя на столе материалы, предназначенные для публика­ции на полосе, заместитель ответственного секретаря начинает компоновать их в единое целое. При этом учитывается множество фак­торов: значимость тематики, убедительность фактуры, содержание заголовков и т.п.

Объем материала должен соответствовать его значимости. Одно из правил газетного дизайна гласит: в пределах полосы в заголовках над материалами одно и то же слово нельзя использовать дважды.

В секретариате рукопись превращается в оригинал.
Это особый вид газетной документации, который применительно к журналист­скому материалу обозначает отредактированную, вычитанную, тех­нически обработанную рукопись, утвержденную всеми ответствен­ными лицами редакции.

Понятие "оригинал" значительно шире понятия "рукопись". Оригиналами в редакции называют также оригиналы иллюстраций, заверенные соответствующим образом и принятые к публикации. В отличие от рукописи оригинал является документом, обладаю­щим определенной юридической силой.

Процесс превращения рукописи в оригинал начинается уже на стадии ее утверждения заведующим отделом. В секретариате рукопись подвергается дальнейшей обработке: на полях указы­вают название и кегль шрифта, которым необходимо набрать текст, формат набора, в тексте отмечаются участки, которые не­обходимо выделить, и т.п. (то есть выполняют так называемую техническую разметку оригинала). После этого рукопись заве­ряется заместителем ответственного секретаря и становится в полном смысле слова оригиналом.

Существует несколько видов оригиналов: рукописные, печатные и др.

Особый вид оригиналов - оригинал-макет.

Оригинал-макетом называют оригинал, каждая страница кото­рого по всем своим элементам совпадает со страницей будущего про­изведения печати.

Сегодня понятие оригинал-макета используется достаточно ши­роко. Переход на компьютерные набор и верстку привел к тому, что значительная часть работ по допечатной подготовке изданий теперь выполняется силами редакции, а не типографии. Собственно, ре­дакционная часть подготовки номера заканчивается выпуском ори­гинал-макетов полос. Они подписываются редактором газеты и, в большинстве случаев, служат основой для изготовления офсетных печатных форм.

2. Макетирование

Макет - это "чертеж газеты", наглядное изображение газетных полос, расположенных на них материалов и заголовков. Расчет ма­кета - работа чрезвычайно трудоемкая. Ответственный секретарь или его заместитель должны точно рассчитать, сколько места займет тот или иной материал, и затем разместить его с учетом значимости информации, основных законов и принципов газетного дизайна. Вид макета, объем газетных полос определяются прежде всего размерами бумажного листа,, на котором печатает­ся то или иное издание.

Большинство российских газет использует европейскую систему форматов бумаги. За единицу измерения в этой системе принят так называемый печатный лист. Его размеры - 840x1189 мм - определены не случайно, а с учетом следующих условий:

  • площадь печатного листа должна быть равна одному квадрат­ному метру;

  • отношение ширины к высоте должно быть таким, чтобы при складывании листа пополам и переходе в следующий формат это от­ношение оставалось неизменным. Такому условию удовлетворяет лист бумаги, у которого стороны относятся друг к другу, как 1:1,41.

Это и есть так называемый нулевой формат, или формат А0. Лист бумаги с соответствующими размерами слишком огромен, чтобы его можно было использовать в газетной практике, поэтому в данном формате газеты не выпускаются. По этой же причине не применя­ется и формат А1 (594x840 мм, или половина формата А0).

Самый крупный формат, который используют газеты - А2 (420x594 мм, в четверть печатного листа). На этом формате печата­ется большинство центральных газет ("Известия", "Коммерсантъ", "Общая газета"), а также некоторые областные, окружные и город­ские издания ("Санкт-Петербургские ведомости", "Вести" и др.).

Следующий формат - A3 (297x420 мм) - является самым рас­пространенным газетным форматом как в России, так и в европей­ских странах. В России этот формат используют все районные газеты, многие городские и окружные, а также значительная часть от­раслевых и малотиражных изданий.

Наконец, еще один формат, который используют отечественные периодические издания - А4 (210x297 мм). В данном формате вы­ходит большая часть малотиражных газет, издаваемых различны­ми предприятиями, организациями и учреждениями. По мере раз­вития и завоевания новой аудитории многие из названных газет стремятся перейти на формат A3.

В зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных ко­лонок.

Практически все газеты формата А2 (за редким исключением) применяют сегодня восьмиколонную верстку. По общему мнению, деление полосы на восемь колонок является наиболее удобным и для оформителей газеты, и для читателей.

Среди газет формата A3 подобного единства, к сожалению, нет. Около тридцати лет назад большинство "районок" применяло пятиколонную верстку, чуть позже - шестиколонную. Однако, в по­следнее время, в связи с укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5-10 пунктов), многие газеты вновь вернулись к "классическому пятиколоннику", а некоторые стали верстать свои полосы на четыре и даже на три колонки.

В соответствии с условиями, которые приняты в том или ином издании (формат листа и число колонок), составляется макетный бланк, на котором и осуществляется расчет макета.

Начало использования макетов в редакционной практике отно­сится к 20-30-м годам нашего столетия. В разное время в газетах применялись два вида макетов - расклсйные и графические.

Расклейные макеты выполнялись на бланке, по своим размерам точно соответствовавшем формату газетной полосы. В типографии делали оттиски материалов, после чего ответственный секретарь вы­резал их ножницами и наклеивал в той части полосы, где должен был находиться тот или иной материал. Таким образом, постепен­но выклеивался макет, который позволял получить наглядное представление, как будет выглядеть полоса при печати.

Графические макеты выполняются на специальном бланке, расчерченном по вертикали и горизонтали так, чтобы количество ко­лонок и число строк в колонке строго соответствовали формату газетного листа. На этом бланке при помощи специальных услов­ных обозначений ответственный секретарь или его заместитель чертят схему расположения материалов на полосе.

Однако, несмотря на очевидные преимущества и удобство ма­кетирования, в последнее время в редакциях к макетам стали отно­ситься несколько пренебрежительно. Оформители все чаще задают резонный вопрос: зачем чертить макеты на бумаге, когда можно сра­зу сверстать газету на компьютере?

  1. Верстка

Составив план-макет, на полосе верстают материалы. =>типы верстки.­ Верстка – это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал.

В крупных изданиях, выходящих ежедневно на формате А2, функции участников выпуска газеты строго разграничены. Верст­кой газеты занимаются профессиональные верстальщики. Ответ­ственный секретарь и его заместители решают в этом случае не столько технические, сколько творческие задачи - они компону­ют полосы, оценивают их содержание, дизайн и т.д. Свои указа­ния они выполняют в виде макетов, которые затем передают вер­стальщикам.


4. Корректура

Оригиналы материалов и макеты полос сдаются в типографию (либо в компьютерный центр), где производятся набор текстов и верстка, готовые полосы выводятся на печать и наступает один из самых ответственных этапов выпуска газеты — корректура.

Корректура - это процесс выявления и исправления ошибок в тексте, и недостатков изготовления печатной формы, подготовлен­ной для размножения типографским или любым другим способом.

Существуют два вида корректуры - типографская и редакци­онная.

Типографская корректура проводится в типографии. Это в боль­шей мере техническая, чем содержательная, корректура. Задача ти­пографского корректора - обеспечить точное выполнение редакци­онного заказа с точки зрения качества полиграфического исполне­ния. Типографский корректор редко вникает в содержание текстов. В основном типографский корректор следит за правильностью расположения страниц, их нумерацией, версткой иллюстраций? соблюдением других основных параметров оформления печатного издания; особое внимание уделяется вопро­сам цветокоррекции, если редакция предоставила цветопробы сво­их материалов.

^ Редакционная (или издательская) корректура проводится редак­ционным корректором, работающим в постоянном контакте с авто­рами публикаций. Большую часть своего време­ни редакционный корректор тратит на вычитку и исправление ма­териалов; в случае возникновения неясности он обращается к авто­ру или к сотрудникам секретариата и просит их внести необходи­мую правку. При этом корректор обязан следить и за соблюдением основных параметров оформления печатного издания.

При проведении корректуры корректор использует целый ряд профессиональных методов и средств, которые позволяют ему выявить даже незначительную ошибку или неточность.

^ Способы чтения текста. Это: чтение-сличение, чтение-сверка и сквозное смысловое чтение.

Получив на руки оттиск полосы или гранку материала корректор первым делом обязан сличить содержание текста с оригиналом: часто ошибки в материале возникают из-за невнимательности на­борщика или из-за неразборчивости авторской рукописи. При этом применяется один из двух методов: чтение в одиночку или чтение в подчитку (один читает вслух, другой - сверяет).

Как правило, чтение-сличение проводится с установкой на поиск орфографических и пунктуационных ошибок. При такой установке содержание текста ускользает от внимания корректора. Поэтому чтение-сличение всегда дополняется сквозным смысловым чтением, которое чаще всего проводится на этапе второй корректуры.

Чтение-сверка, назван так потому, что в этом случае корректор уже не читает весь текст с на­чала до конца. Чтение-сверка проводится на завершающем этапе корректуры. Получив на руки свежий оттиск полосы с внесенными исправлениями; корректор просматривает лишь те участки текста, где были обнаружены ошибки, проверяя правильность внесенных исправлений. После чего полоса направляется на подпись редакто­ру газеты.

На этапе второй корректоры или, реже, вовремя сверки для подписания в печать применяется и такой метод корректуры, как вер­тикальный просмотр.


Установленный порядок проведения корректуры включает несколько этапов:

  1. вычитка оригиналов;

  2. первая корректура;

  3. вторая корректура;

  4. сверка для подписания в печать.

Вычитка оригиналов проводится перед их сдачей в набор. Кор­ректор просматривает оригинал глазами наборщика, расшифро­вывая все неясности, сокращения, следя за соблюдением техничес­ких правил оформления оригинала. Набор материала производит­ся в отсутствие автора, поэтому корректор должен быть готовым ответить на любой вопрос, возникающий у наборщика в процессе работы.

С появлением компьютеров этот этап корректуры утратил свое значение и сегодня проводится довольно редко.

^ Первая корректура.

Существуют некоторые отличия в порядке проведения первой корректуры в газетах разного типа. В крупных газетах, выходящих на формате А2, на первую корректуру чаще всего подаются оттиски материалов или отдельных частей полосы - это так называемая "кор­ректура в гранках". В небольших газетах, использующих формат A3, к первой корректуре верстальщики успевают сверстать готовые полосы, поэтому в таких газетах первая корректура - это уже "корректура в сверстанных полосах".

Если корректор держит в руках оттиск готовой полосы, то первое, что он обязан сделать, - проверить соответствие основных параметров оформления макету.

Во время первой корректуры выявляется большая часть оши­бок, имеющихся в тексте. Именно на этом этапе проводится чтение-сличение текста с оригиналом с использованием метода чтение вподчитку. Выявляются орфографические, пунктуационные, буквенные ошибки, а также нарушения технических параметров набора - не­правильные гарнитура и кегль шрифта, формат колонок, неверные абзацные отступы и т.п.

В процессе работы над текущим номером редакции часто при­ходится менять содержание и оформление материалов. Это неиз­бежный процесс и относится к нему надо с пониманием. Один ма­териал на полосе заменяется другим, более актуальным, придумы­ваются новые заголовки и рубрики, иногда даже осуществляется пе­реверстка полос, если редакция получила материал, требующий не­медленной публикации в ближайшем номере. Подобные исправле­ния называются

^ Вторая корректура.

После завершения первой корректуры оттиски возвращаются в типографию (либо работникам компьютерного участка), где в полосы вносится необходимая правка. Затем они вновь выводятся на печать и пересылаются корректору для проведения второй кор­ректуры.

Корректор в обязательном порядке вновь читает текст от начала до конца, стремясь обнаружить и исправить те ошибки, которые в первый раз остались незамеченными. При этом оригина­лы материалов находятся у него под рукой и, в случае необходимо­сти, корректор проводит повторное сличение текста с оригиналом.

На этапе второй корректуры проверяются даты, выходные дан­ные номера, правильность постановки иллюстраций и подписей к ним, выполняется сверка "исправлений в отступление от оригина­ла" и т.п.

Именно на этом этапе проводится Сквозное смысловое чтение текстов, а также их вертикальный просмотр.

После завершения второй корректуры оттиски полос вновь возвращаются на правку; после правки делается третий оттиск.

В большинстве случаев третью корректуру в редакциях не проводят. Однако, если исправлений было много, в особенности, если полосы подвергались полной или частичной переверстке, корректор, несмотря ни на что, читает полосы в третий и даже четвертый раз.

Если же подобных исправлений не было, после второй коррек­туры выполняется только сверка для подписания в печать. Коррек­тор сверяет свежий оттиск с предыдущим, контролирует соответст­вие внесенной правки своим пометкам, еще раз просматривает заголовки материалов, выходные данные и, если не обнаруживает ни­каких ошибок, передает оттиск редактору на подпись.

Через некоторое время на оттиске полосы появляется фраза "В печать", подпись редактора и время подписания. На этом редак­ционная часть работы по выпуску текущего номера газеты завершается.



Похожие:

Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconПисьменный экзамен по курсу «международные валютно-финансовые операции»
Валютный рынок: основные этапы становления, основные участники, мотивы совершения операций. Теоретические концепции микроструктуры...
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconОрдена дружбы народов российскийй университет дружбы народов
Сущность фармакологии как науки. Основные разделы современной фармакологии. Источники получения лекарственных средств и основные...
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы icon1 номер первый, он же юбилейный, почти юмористического печатного издания
Данный выпуск журнала «Jesus Christ Superstar» посвящен юбилею любимого спектакля, в любимом театре им. Моссовета!
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconДокументы
1. /fisika2011/Вопр к лаб. К-2-9-10.doc
2. /fisika2011/Вопр...

Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconИздания. Основные элементы термины и определения Издание неофициальное Москва
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconЭкономический потенциал городского поселения
Существенную территорию использует сельскохозяйственное предприятие (валовое производство составляет 33088 ц/га), крестьянские хозяйства...
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconИнформация общества. Основные этапы развития вычислительной техники
Создание, редактирование, сохранение и распечатка текста в среде текстового редактора
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы icon«Основные этапы развития растительного мира» I. Обобщение. Беседа
Дарвинизм – теория эволюции (наследственность, изменчивость, выживают наиболее приспособленные организмы)
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconТемы курсовых работ по курсу «Международные валютно-финансовые операции»
Мировой финансовый рынок в исторической ретроспективе: основные этапы становления
Вопр. 34 Производство и выпуск издания. Основные этапы iconНеделя Темы лекционных занятий
Тема Основные этапы прикладного исследования. Теоретическая основа исследования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов