Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми icon

Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми



НазваниеВопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми
Дата конвертации03.10.2012
Размер101.22 Kb.
ТипДокументы

Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм СМИ



В политической истории Франции плюралистические тенденции развивались от идей Монтескье, Руссо, Токвиля к современным формам плюрализма. Во Франции основой государства был и остается плюрализм, то есть многопартийная система, разделение властей, светско - правовые ценности, свобода слова. Плюрализм и этатизм во Франции – политическое страхование гражданина.

СМИ служат катализатором воплощения на практике плюрализма как непременного атри­бута демократии, важнейшего условия открытости, функцио­нирования и развития. Плюрализм должен гарантировать, с од­ной стороны, право принятия решения большинством, с дру­гой — право меньшинства высказывать и защищать свою позицию. Именно он обеспечивает свободное выражение, за­щиту и пропаганду любого мнения (кроме пропаганды расо­вой, национальной, социальной и религиозной вражды, нена­висти, войны и насилия). Поэтому можно считать справедли­вым утверждение, что демократия и свобода печати родились одновременно. Не бывает демократии без свободной инфор­мации, а независимых средств массовой информации — без демократии.
^

Массмедиа: государство и плюрализм


Философия плюрализма — это философия свободы, реализо­ванная в общепризнанных народом границах (конституция, си­стема законодательных актов). Французская Конституция 1958 г. рассматривает свободу как норму, относящуюся к прессе и ко всем другим формам распространения идей.

В своей книге «Социология политики» Морис Дюверже, из­вестный французский политолог, справедливо утверждал, что в тоталитарном государстве средства массовой информации од­носторонне монополизированы государством и служат сред­ством пропаганды. И только при демократическом режиме они, наоборот, не являются монополией государства и представляют плюрализм режима наряду с плюрализмом политических партий, которые без плюрализма средств информации остаются иллю­зорными и формальными.

Принятый 12 сентября 1984 г. закон, относящийся ко всей пе­риодической печати (с поправками в ст. 11 согласно закону от 26 ноября 1986 г.), преследовал, главным образом, две цели: во-первых, обеспечение гласности и, во-вторых, ограничение кон­центрации прессы с целью осуществления плюрализма. После принятия закона была создана специальная комиссия по гласно­сти и плюрализму, призванная следить за выполнением этих тре­бований.

Во Франции официальный статус профессионального журна­листа определяется прежде всего законом от 29 марта 1935 г.
и новым Кодексом законов о труде, который дает следующее оп­ределение этого понятия: профессиональным журналистом яв­ляется тот, чьим основным оплачиваемым занятием является ра­бота в одном или нескольких периодических изданиях, в том числе ежедневных, или в одном или нескольких агентствах пе­чати и для которого эта работа является основным источником доходов.

Статус профессионального журналиста подтверждается его жур­налистским удостоверением. Удостоверение выдается особой Паритетной комиссией .

Согласно закону от 29 июля 1881 г. (ст. 1 и 5) во Фран­ции не существует каких-либо ограничений для создания лю­бого периодического издания. Для этого в прокуратуру по ме­сту юридического адреса подается заявление, где указываются: а) официальное название издания и его периодичность; б) фа­милия и адрес директора публикации; в) адрес типографии, ко­торая будет печатать издание.

Не существует никакой регламентации относительно форм собственности на периодические издания.

Французская пресса после 90-х годов XX в. испытывает большие трудности. Это связано с массовым падением до­ходов от рекламы (которые сегодня все еще составляет до 40% от общей суммы доходов изданий). В последние годы увеличи­лись случаи объединения, слияния, покупки периодических из­даний промышленными и финансовыми группами (в том числе иностранными: например, немецкий концерн Graner und Jahr, за­полнив нишу природоведческих и научно-популярных изданий, наступает на святая святых французского рынка — женские ил­люстрированные журналы. Журнал «Prima» имеет оглушитель­ный успех: его тираж — более 1 млн. экземпляров. Успешно действует журнал «Femme actuelle» и т. д.).

В настоящее время продолжается паде­ние численности читателей нацио­нальных ежедневных изданий. Лишь 7,5% французов регулярно читают этот тип прессы. Из 11 ежед­невных парижских (общенациональных) газет 4 находятся в до­вольно трудном положении («Liberation», «L'Humaiiite», «France-Soir», «La Tribune des fosses»). Пока успех сопутствует лишь группе Amorie, владеющей тремя газетами. В схожей ситуации находятся еженедельные парижские издания. Только «Le Nouvel Observateur» успешно держится на рынке, чего нельзя сказать о «L'Express», «Le Point» и особенно о «L'Evenement du jeudi».

Тем не менее ежедневными и еженедельными изданиями как незаменимыми источниками информации продолжают пользо­ваться в высших эшелонах власти. Для них периодическая пе­чать — это голос нации, одобряющий, критикующий, предосте­регающий. Как бы то ни было, ежедневная национальная пресса служит неким гарантом свободы гражданского общества.

Франция славится значительным числом «абсентеистов» — лиц, уклоняющихся от всенародных выборов, граждан, ставящих себя вне политики. В то же время высокая продажная цена на номер ежедневной газеты позволяет ей выжить в сложных экономических условиях, а Па­рижу — сохранить относительное многообразие газетных заголовков, этот элементарный признак плюрализма.

Наряду с общенациональными ежед­невными изданиями существует ежед­невная региональная пресса (PQR). Ее издания можно купить в каждом киоске региона распростране­ния. Предназначены они в основном для локального читателя — потребителя локальной информации (разные факты, государ­ственные дела, реклама, спортивные события, погода в регионе проживания читателя).

Оригинальность локальной (региональной) ежедневной прес­сы, которую во Франции еще называют «провинциальной», зак­лючается и в оперативности публикуемой ею местной информа­ции. Часто названия газет данного типа определяются их амбициями: «Le Provencal» («Провансалец»), «Ouest-France» («Западная Франция»), «L'Est Republicain» («Республиканский Восток») и т. д. Более 80 провинциальных изданий, выходящих каждый день за пределами Парижа, издаются во Франции об­щим тиражом более 7 млн. экземпляров.

Содержание ежедневных региональных изданий постранично делится на главную (национальную) информацию и местную. Вся информация подразделяется на службы и рубрики. Для сбора государственной или международной информации некоторые ре­гиональные газеты имеют редакцию или корреспондента в Пари­же.

По количеству иллюстрированных журналов Франция занимает одно из лидирующих мест в Европе.

Наиболее продаваемые журналы — это «Тё1ё-7 jours», «Femme actuelle», «Tele-Stop». Среди ежемесячных журналов наиболее интересен «Geo» (5,5 млн. читателей одного номера), потом «Prima», «Modes et travaux».


^ РАДИО И ТВ

Закон от 29 июля 1982 г. ликвидировал во Франции государственную монополию в области радиовещания и теле­видения. Принцип свободы использования средств массовой информации провозгласил и закон от 30 сентября 1986 г. При-меру Франции вскоре последовали и другие страны представи­тельной демократии континентальной Европы. Однако, руковод­ствуясь принципом сочетаемости частной и государственной (об­щественной) форм собственности на аудиовизуальные средства массовой информации, государство сохранило за собой владе­ние несколькими телеканалами и национальным радиовещанием. Поскольку государство является субъектом международного пра­ва в области электросвязи (именно оно несет ответственность за использование отведенных стране частот электромагнитных волн), то во Франции, как и повсюду в мире, оно сохраняет за собой функции контроля и регулирования электронных теклекоммуникаций. Эти функции возложены на Высший совет аудиови­зуальных средств информации.

Согласно французскому закону о свободе коммуникации, в Высший совет входят 9 человек сроком на 6 лет. Трое из них назначаются президентом республики, трое Национальным со­бранием и трое — Сенатом; председатель назначается президен­том страны. Такая практика назначения членов Высшего совета аналогична формированию состава Конституционного совета Франции (КСФ). Правда, состав КСФ обновляется каждые три года на одну треть, за искючением бывших президентов респуб­лики, входящих в него пожизненно. Высший совет имеет право:

  1. назначать президентов государственных телерадиоканалов;

  2. предоставлять концессии (от лат. concessio — разрешение), т.е.лицензии, на вещание частным лицам и компаниям по их заявлению;

  3. давать разрешение на эксплуатацию и осуществлять конт­роль за соблюдением технических правил всеми радио- и теле­предприятиями независимо от собственника;

  4. распределять частоты вещания радио- и телеканалам;

  5. определять стратегию в области кабельных сетей и средств связи;

  6. следить за соблюдением принципов плюрализма и равногораспределения эфирного времени между политическими актора­ми, особенно во время избирательных кампаний;

  7. контролировать исполнение частными теле- и радиокомпа­ниями взятых на себя обязательств, особенно тематики и форма­та вещания.

Прямой государственный (правительственный) контроль рас­пространяется:

1. на АО «Французское телерадиовещание» («TDF»). В его обязанности входит, с одной стороны, трансляция программ на Францию и другие страны, с другой — стандартизация оборудо­вания для радио и телевидения;

  1. на пять национальных компаний по производству радио- и телепередач. Это «Radio France» — создание, размещение и трансляция радиопрограмм; «Antenne-2» — производство и трансляция телепрограмм для Франции; «FR-3» — создание, раз­мещение, трансляция общенациональных и региональных теле­ программ на территории страны; «RFO» — производство теле- и радиопрограмм для потребителей за границей; «RFI» — произ­водство радиопрограмм для радиослушателей за границей.

Финансо­вая радиовещательная компания (SOFIRAD), 99,9% акций кото­рой принадлежат государству, представляет интересы государства в предприятиях, которые обеспечивают вещание иностранных ра­дио- и телепередач на Францию (радио «Monte-Carlo», «Sud-Radio», «PTZ», «Europe-1»). На эти организации также распрост­раняется правительственный контроль.

При таком положении, когда сильна административная струк­тура, с точки зрения некоторых политиков, происходит «пере­распределение роли государственной власти, которая не пытает­ся подменить собой частную инициативу, должна наблюдать и регулировать сферы, относящиеся к данному вопросу, создавать благоприятные условия для их развития, вмешиваться в случае необходимости как гарант общих интересов (образование, уни­версальный доступ) или интересов национальных».


Сектор национального радиовещания, как и телевидения, во Франции до 1981 г. на­ходился под полным контролем государства. Но существование периферийных франкоязычных радиостанций в сопредельных го­сударствах и вблизи французской территории более или менее удовлетворяло потребность французских граждан в формально не контролируемых государством новостях. Либерализация французских аудиовизуальных СМИ началась именно с радиове­щания.

Сегодня в стране работает более 1300 радиостанций.

^ Универсальные (общего профиля) радиостанции («RTL», «Europe-1», «France-Inter», «RMC») во Франции именуют «ра­дио сопровождения». Слушатели любят их за их передачи, за их ведущих и за новости, которые они слушают до работы, с 6 до 9 часов, и после рабочего дня, с 16 до 19.30.

На музыкальных радиостанциях («NRF», «Fun-Radio», «Skyrocs», «RFM», «Europe-2») в 1980-х годах музыка звуча­ла гораздо больше времени, чем голоса ведущих. Но с течени­ем времени некоторые из этих радиостанций стали уделять все больше времени разговорным передачам и общению ведущих со слушателями (в особенности между 6 и 9 утра и вечером). Новости появляются здесь очень редко и представляются ин­формационными агентствами (AFP). Некоторые из таких радио­станций сориентированы на молодежь и имеют тематический характер.

Музыкальные радиостанции по большей части функциониру­ют в виде сети. Они имеют передатчики в главнейших француз­ских городах. Некоторые допускают локальные включения в оп­ределенные часы. Чаще это местная реклама, реже местные новости.

Именно музыкальные радиостанции стали пионерами в диф­ференциации аудитории. Возможность FM-диапазона позволила тематическому радио определить свою аудиторию в зависимости от музыкальных предпочтений.

^ Тематические радиостанции имеют узкую специализацию. «France-Info» работает круглосуточно и передает новости каж­дые полчаса. Источником информации по большей части служит AFP. Аудитория «France-Info» со дня появления радиостанции увеличивается.

^ Региональные радиостанции («Frequence Nord», «Sud-Radio») вещают на определенный регион. Редакции включают в себя до 20 журналистов и располагают корреспондентами в ос­новных городах зоны вещания. Новости передаются в манере, схожей с универсальными радиостанциями, но с уклоном в сто­рону локальных событий или влияний государственных событий на регион.

^ Частные локальные радиостанции вещают на город или даже на квартал. Зачастую они имеют общественную форму, ра­ботают в основном с добровольцами, практически не использу­ют профессиональных журналистов. Чаще всего используют принцип интерактивного вещания при помощи телефонных звон­ков. Имеют очень ограниченный круг слушателей.

^ Государственные локальные радиостанции уделяют много времени новостям. Разветвленной сетью локальных радиостан­ций обладает «Radio France». Эти радиостанции располагают 8-10 журналистами. Имеют различную аудиторию в зависимо­сти от региона: пользуются популярностью в малонаселенных рай­онах, но практически не имеют аудитории в больших городах.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Французский телевизионный ландшафт вступил в процесс диверсификации толь­ко в 80-х годах XX в. По сути, этот процесс начался в 1984 г. с появлением телеканала «Canal+» (основной акционер — группа Havas), частично общедоступного, частично — кодированного плат­ного, первого в Европе. До этого года французы могли смотреть лишь три национальных канала государственного телевидения. Настоящая дифференциация телеканалов и аудитории началась во второй половине 1980-х годов. Это было связано с продажей в частные руки первого телеканала «TF-1», а позднее — с появ­лением спутникового телевидения. Оно представлено каналом «TV-5». Часть программ на французском языке передается че­рез европейский спутник ECS, часть — через собственно фран­цузский спутник Telecom-1. Он предназначен в основном для обеспечения телефонной связи, хотя и транслирует на Францию и за границу передачи радио и телевидения. Кроме этого дей­ствуют спутники прямого телевещания (TDF-1 и TDF-2), обес­печивающие непосредственный прием через индивидуальные па­раболические антенны. Кстати, сегодня французские телезрители располагают 215 телеканалами, но при этом лишь 17% граждан имеют подписку на кабельные и спутниковые каналы.

Национальные телеканалы. На поле государственной и меж­дународной информации сталкиваются два «тяжеловеса»—частный канал «TF-1» и общественный «France-2». Их редакции включают в себя значительное число журналистов, имеют корреспондентов в крупнейших французских городах и мировых столицах. Рассчитанный на регионы канал «France-З» выпускает ин­формационный блок, предназначенный для руководящего со­става (22.30), дает короткую сводку новостей и развернутую экономическую информацию.

«Arte» и «М-6» имеют редакции, включающие в себя по 30 журналистов. Если «Arte» дает информацию через европейскую призму, в особенности франко-немецкую, то «М-6» сосредото­чивается на событиях и передрягах местного масштаба.




Похожие:

Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconПрезумпция невиновности и журналистика
Сми, ограничен. В него не может попасть, например, право задержанного на помощь адвоката или право свободно выбирать место жительства....
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconВопр. Авторское право в журналистике
Закон «о сми» является центральным звеном сложной системы правового регулирования в области сми. Его содержание конкретизируется...
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconКритика сми как форма медиапросвещения населения
Баканов Р. П. Критика сми как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика...
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconОбщественный контроль или митинг протеста? Телевизионная критика как одна из форм гражданского участия в деятельности сми
Баканов Р. П. Общественный контроль или митинг протеста? Телевизионная критика как форма гражданского участия в деятельности сми...
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconО проекте центрально-Черноземного Центра Защиты прав сми
Развитие сми региона путем правового образования журналистов и повышения качества управления редакциями сми
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconДокументы
1. /fisika2011/Вопр к лаб. К-2-9-10.doc
2. /fisika2011/Вопр...

Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconПримерная тематика курсовых работ (по финансам)
Государственный финансовый контроль: организация и пути повышения действенности
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми icon1. Журналистика Германии: регионализм сми, его социально-исторические предпосылки и современное состояние
Соответственно нет единства в журналистике. Цензура церковная и светская. 1660- в Лейпциге 1-я ежедневная газета, развивается и журнальная...
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconФранции судебное решение от 25 февраля 1993 г
Г-н Функе, гражданин Германии, работал торговым представителем и проживал во Франции
Вопр. 36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм сми iconМетафорическое моделирование миграции (по материалам российских печатных сми и данным ассоциативного эксперимента) 10. 02. 01 русский язык
Работа выполнена в гоу впо «Уральский государственный педагогический университет»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов