Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование icon

Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование



НазваниеДиденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование
Дата конвертации10.09.2012
Размер242.65 Kb.
ТипИсследование
1. /Социология/ДЕТСКИЙ, ПОДРОСТКОВЫЙ И ВЗРОСЛЫЙ НОВЫЙ ГОД.doc
2. /Социология/Паспорт работы по социологии.doc
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование
Мид РФ «Школьная планета мид» Паспорт работы, направляемой на конкурс «Школьная планета мид»




Социологический проект

для конкурса проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ при загранучреждениях МИД РФ «Школьная планета МИД»


«ДЕТСКИЙ, ПОДРОСТКОВЫЙ И ВЗРОСЛЫЙ НОВЫЙ ГОД»


Средняя общеобразовательная школа

при Посольстве Российской Федерации в Королевстве Бельгия


г. Брюссель, 2009 г.


Авторы проекта:

  • Ученики 9 класса — Каланда Ольга, Пасечник Владислав, Рузиев Алишер, Фролова Анна.

  • Ученица 11 класса — Оспанова Гульдана

  • Руководитель проекта: учитель истории и обществознания Щербакова Ирина Вячеславовна

Научный консультант проекта: кандидат педагогических наук, заместитель директора школы по учебной работе Диденко Татьяна Ивановна

Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников.


Аннотация


Наше исследование посвящено изучению ценностных установок и ритуального поведения во время празднования Нового года у детей младшего школьно возраста, подростков и взрослых. Оно знакомит с теми факторами популярности этого древнего праздника в нашем посольстве, которые обычно скрыты за новогодней суетой.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.............................................................................................................................................3

Концепция исследования..................................................................................................................3

Цели и задачи исследования.............................................................................................................4

Результаты исследования..................................................................................................................5

Выводы................................................................................................................................................9

Заключение......................................................................
.................................................................10

Приложение 1...................................................................................................................................11

Приложение 2...................................................................................................................................12

Приложение 3...................................................................................................................................13


Детский, подростковый и взрослый Новый год


Введение


Новый год, древний и распространенный праздник, только на первый взгляд кажется простым и понятным. Этот праздник встречается практически у всех народов. Празднование Нового года связано с архаическими обрядами перехода аграрного общества от одного хозяйственного цикла к другому.

С давних пор люди используют значимые праздники, в частности Новый год, для передачи социального опыта от поколения к поколению и внутри них. Как правило, с помощью праздника передается определенная часть социального опыта, а именно:

а) представления о более сильной, чем человек, сущности, от которой в большей или меньшей мере зависит его существование («власть», «бог», «общество», «закон», «народная воля», «социальное устройство», «удача», «стихия» и т.д.);

б) представления о способах взаимодействия с этой сущностью (подчинение, сотрудничество, поддержка, противодействие, выкуп), выраженных в праздничных ритуалах.

Новый год считается семейным праздником. В это время ярко проявляются те ценности и нормы поведения, с помощью которых поддерживается семейная солидарность. Передавая своим членам наиболее важные ценности и практики, семья, как и более широкие социальные сети, например, локальные сообщества (трудовые коллективы, диаспоры) участвует в формировании социального порядка. Модель отношений в семье ее члены во многих случаях проецируют на свое социальное поведение.

Нам представляется, что Новый год как пример праздника, богатого на ценностно - значимые взаимодействия (ценностно-рациональные действия по М. Веберу), можно использовать как подходящий период для выявления особенностей социальных связей между поколениями и внутри них.

Концепция исследования


Рассмотрим основные ритуальные действия, которые положено совершать во время празднования Нового года и подготовки к нему. Они имеют обменный характер:

  1. Религиозное/идеологическое действие показывает взаимодействие с «высшей силой» через институциональные символы: молитва, церковная служба, новогодние песни, открытка Деду Морозу, изготовление символа своими руками (украшение елки) или ритуальные манипуляции с ним (хоровод вокруг елки, зажигание свечей). Выполнение ритуальных действий, как правило, подразумевает ожидание или надежду на покровительство, помощь со стороны «высшей силы» или ее представителей.

  2. Покупка/продажа/коммерческое производство праздничных услуг и символов, подарков. Эта также видоизмененная функция принесения жертвы, подчеркивающая коммерциализацию отношений с «высшей силой». Деньги выступают как посредник между человеком и «высшей силой». Кроме того, в современном обществе массовое производство праздничных символов — довольно прибыльный бизнес.

  3. Коммуникативное действие характеризуют бытовые формы праздника: трапеза, письмо другу, физический контакт (прикосновение, обнимание, целование, рукопожатие), визуальный контакт. Внешне оно отличается от религиозного тем, что может происходить как во время, так и вне праздника. Праздничный символ, если и используется, то в качестве антуража или повода для коммуникации. Главная функция коммуникативного действия — поддержание связей в определенном кругу людей.

  4. Дарение/получение подарка - синкретическое действие, которое включает в себя религиозный (идеологический) и коммуникативный смысл, иногда и расчет (в зависимости от стоимости подарка). Это видоизмененная функция принесения жертвы, подчеркивающая отношения социальной ответственности, зависимости или равноправия – статусные отношения. Обмен подарками предполагает наличие моральных обязательств у участников взаимодействия.


Материальный обмен и межличностная коммуникация носят универсальный характер, т.е. могут проявляться в любом празднике и вне праздника. Моральные обязательства по отношению к «высшей силе» (или ее представителям и посредникам) и общение с ее символами – специфические институциональные признаки праздника.

Таким образом, различные типы ритуальных действий формируют три типа ценностных установок, касающихся взаимодействия с «высшей силой»: морально-идеологический, коммуникативный, материальный.

Распределение ролей в ритуальном взаимодействии значительно связано с традиционными нормами поведения, усвоенными участниками праздника. Традиционные нормы являются частными проявлениями нормы взаимности и нормы социальной ответственности.

Норма взаимности - ожидание того, что люди скорее всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог, ожидание взаимных позитивных действий (поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой). Исследования показали, что данная норма проявляется во взаимодействии равных по социальному статусу индивидов.

В случаях оказания помощи людям, находящимся реально или в восприятии другого в зависимом положении от помогающего (например, инвалиды, бедные, пожилые, дети и др.), действует норма социальной ответственности, т.е. оказание помощи тем, кто в ответ не способен дать столько же, сколько получает. Реальное или приписанное зависимое/доминирующее положение влечет за собой, как правило, признание статусного неравенства.

Таким образом, некоторые участники праздника частично принимают на себя функции «высшей силы» и становятся исполнителями ритуала (дарят подарки, переодеваются Дедом Морозом), тем самым показывая себя более влиятельным субъектом и в социальном отношении.

Соответственно, некоторая часть празднующих пассивно участвует в ритуале, демонстрируя социально зависимое положение от первой группы.

Взаимодействие в третьей группе основано на схожих ролевых функциях и, следовательно, на проявлении одинаковой социальной значимости.


Цели и задачи исследования

Основная цель исследования — определить наиболее распространенные и востребованные модели передачи опыта на примере праздничного взаимодействия.


Прикладная цель:

  1. раскрыть на практике значение некоторых базовых понятий из курса «Обществоведение»: взаимодействие, социальная норма, социализация, социальная роль, статус, ценностная установка;

  2. познакомиться с технологией проведения социологического исследования.


Предмет исследования: новогодние ритуальные действия в разных возрастных группах.


Эмпирический объект исследования: представители трех поколений: дети, молодежь, люди среднего возраста.


Задачи исследования

  1. Описать ценностные установки представителей разных поколений (взрослые, молодежь, дети).

  2. Охарактеризовать ритуальное поведение представителей разных поколений.

  3. Определить взаимосвязи ценностных установок и ритуального поведения.


Эмпирическая база исследования: данные опроса учеников школы, их родителей, учителей, соседей.


Метод исследования: анкетирование.


Результаты исследования


С 15 по 19 декабря 2008 года был проведен опрос учеников и учителей школы при Посольстве России в Бельгии, их родителей и некоторых соседей. Опрошены 50 учеников с 6 до 11 лет, которые составили группу младших школьников; 56 учеников в возрасте от 12 до 17 (группа подростков); 34 взрослых (25-50 лет). Всего опрошено 140 человек.

Анкеты для каждой группы разработаны с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего школьного возраста и взрослых (см. Приложение 1, 2, 3).

Ценностные установки. Первый вопрос анкеты был связан с исследованием установок опрошенных по поводу взаимодействия с «высшей силой» - в нашем случае базовыми нормами современного общества. Это такие нормы жизни общества, как взаимное уважение, самовыражение, семейное единство, дружба, помощь ближнему. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что при помощи анкетирования, возможно исследование лишь поведенческого аспекта этих установок, а не их смысл для человека или группы людей. С нашей точки зрения, исследуемое поведение представляет собой те ритуальные действия, которые совершает человек, готовясь отмечать Новый год.

Самые распространенные предновогодние действия мы разделили на три группы по числу выделенных ранее типов ценностных установок:

1. Действия, в основе которых лежит морально-идеологическая установка: наряжать елку, писать письмо Деду Морозу, делать подарки своими руками, украшать квартиру, готовить карнавальный костюм.

2. Действия, в основе которых лежит коммуникативная установка: готовить угощение, приглашать гостей, учить стихи, песни, участвовать в новогоднем спектакле, смотреть новогоднее представление, заниматься организацией праздника на работе.

3. Действия, в основе которых лежит преимущественно материальная установка: покупать подарки друзьям, родственникам, себе.

Рассмотрим распределение ответов на вопрос «Как ты готовишься к Новому году?» по трем возрастным группам. При ответе на этот вопрос можно было выбрать любое количество ответов.


Таблица 1


Распределение ответов на вопрос «Как ты готовишься к Новому году?» (% к общему количеству ответов)



Морально-идеологическая установка

Возрастные группы

младшие дети

подростки

взрослые

1. наряжает елку

92

73

85

2. пишет письмо Деду Морозу

76

9

-*

3. делает подарки своими руками

58

34

9

4. украшает квартиру

76

66

82

5. готовит карнавальный костюм

46

7

21

* «-» - вариант ответа отсутствовал в анкете для этой группы


По данным таблицы 1, наиболее популярный предновогодний ритуал в каждой возрастной группе — это украшение елки (от 73% среди подростков до 92% среди младших школьников) и квартиры (от 66% среди подростков до 82% среди взрослых). Стремление создать праздничное настроение свидетельствует об устойчивости морально-идеологической установки при подготовке к празднику.

Большинство опрошенных младших школьников (76%) пишет письмо Деду Морозу. По отношению к детям Дед Мороз выполняет важную функцию. Он — тот, перед кем ребенок должен показать себя с лучшей стороны. Как и что именно нужно сделать для того, чтобы порадовать Деда Мороза, и что ребенок получит взамен - учат взрослые. Можно даже сказать, что Дед Мороз участвует в социализации в период раннего детства.

По мере взросления образ Деда Мороза приобретает другое качество. Нам представляется, что дело здесь не только в том, что люди, расставаясь с детством, перестают верить в Деда Мороза как в реального персонажа. Он продолжает существовать в виде ряженого-взрослого. Значит, и взрослым он нужен, по крайней мере как один из символов праздника и инструмент социализации по отношению к детям.

Теперь обратимся к поведенческим проявлениям коммуникативной установки в таблице 2.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как ты готовишься к Новому году?» (% к общему количеству ответов)



Коммуникативная установка

Возрастные группы

младшие дети

подростки

взрослые

1. помогает готовить (готовит) угощение

78

51

74

2. приглашает гостей

62

32

65

3. учит стихи, песни

60

11

-

4. участвует в новогоднем спектакле

58

46

-

5. идет смотреть новогоднее представление

64

23

62

6. занимается организацией праздника на работе

-

-

53



Как видно из представленных данных, в целом наиболее распространенные предновогодние действия, ориентированные на коммуникацию, - это приготовление или помощь в приготовлении угощения (от 51% среди подростков до 78% среди младших детей) и приглашение гостей (от 32% среди подростков до 65% среди взрослых). Приготовление пищи и новогоднего угощения в частности — это обязанность взрослых. Им же принадлежит и инициатива приглашать гостей. Поскольку взрослые больше влияют на маленьких детей, чем на подростков, то у младших школьников мы наблюдаем схожие со взрослыми распределения ответов по поводу помощи по дому. Подростки же предпочитают сами идти в гости, так как в компании сверстников им интереснее, чем дома со своей семьей, где у них часто возникают разногласия с родителями.

Значительное количество опрошенных участвует в школьном новогоднем спектакле (58% младших школьников и 46% подростков). Это показывает уровень интереса к спектаклю и готовности мобилизовать свои силы и способности для участия в постановке. Большая часть опрошенных детей (64%) и взрослых (62%) смотрят новогоднее представление, т.к. для них это важное и интересное событие. Относительно небольшое количество зрителей-подростков мы объясняем тем, что некоторые из них сами являются актерами, а другая часть просто не связывает свой досуг со школьной самодеятельностью.

Теперь проанализируем действия, в основе которых лежит преимущественно материальная (коммерческая) установка. Соответствующие данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Как ты готовишься к Новому году?» (% к общему количеству ответов)


Материальная установка

Возрастные группы

младшие дети

подростки

взрослые

1. выбирает себе подарок в магазине

36

41

-

2. покупает подарки друзьям или родственникам

-

45

91


Для взрослых покупка подарков не уступает по значимости украшению елки: 91% взрослых покупают подарки друзьям или родственникам. Подарки — непременный атрибут праздника. А поскольку у взрослых довольно большой круг знакомых, то своими руками их делать неэффективно и проще купить. Среди подростков 45% «по-взрослому» покупают подарки друзьям и родственникам.

Соотношение младших школьников и подростков, выбирающих себе подарок в магазине, принципиально не отличается друг от друга (соответственно 36% и 41%).


Ритуальное поведение. В таблице 4 представлены варианты основных ритуальных действий и распределение ответов по возрастным группам.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Что ты обычно делаешь на Новый год?» (% к общему количеству ответов)


Новогодние действия

Возрастные группы

младшие дети

подростки

взрослые

1. дарит подарки детям

-

-

94

2. дарит подарки родственникам

61

82

82

3. дарит подарки знакомым

72

50

71

4. получает подарки от детей

-

-

62

5. получает подарки родственников

87

88

74

6. получает подарки знакомых

59

59

62

7. принимает гостей детей

-

-

24

8. принимает гостей родственников

61

66

62

9. принимает гостей знакомых

65

50

50

10. идет в гости к детям

-

-

9

11. идет в гости к родственникам

59

45

56

12. идет в гости к знакомым

46

55

50

13. самодеятельность с детьми

-

-

21

14. самодеятельность с родственниками

35

30

15

15. самодеятельность со знакомыми

57

30

41


Обмен подарками — это самые распространенные новогодние действия. Взрослые, как и предполагалось, больше ответственны в отношениях с детьми, уделяют им больше внимания. Среди опрошенных взрослых 94% дарит подарки детям (подразумеваются дети любого возраста), а получает подарки от них — 62%. Для сравнения можно привести данные о соотношении дарящих и получающих подарки взрослых. Дарит подарки родственникам и знакомым соответственно 82% и 71% опрошенных взрослых, а получает подарки от родственников 74% и от знакомых 62% взрослых. Для нашей выборки эти данные различаются несущественно. Такие отношения между взрослыми основаны на норме взаимности.

На втором месте по значимости — прием гостей или визит к родственникам или знакомым. Данные о приеме и посещении гостей связаны с данными таблицы 5 о той группе, в которой наши опрошенные, как правило, встречают Новый год.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «С кем ты обычно празднуешь Новый год?» (% к общему количеству ответов).


С кем празднует

Возрастные группы

младшие дети

подростки

взрослые

1. в узком семейном кругу

98

82

82

2. с другими родственниками (детям не задавался)

-

-

27

3. со знакомыми

28

53

55

4. другое




4





Как следует из таблицы 5, большинство опрошенных (82-98%) отмечают Новый год в узком семейном кругу. При этом около половины всех опрошенных успевает сходить в гости к родственникам и/или знакомым (см. таблицу 4). Однако распределение ответов на этот вопрос у младших школьников говорит о том, что знакомых у них пока меньше, чем у подростков и у взрослых. Они более зависимы от взрослых и остаются с ними. Многим детям интересно проводить время со взрослыми, для них важно мнение старших, они поощряют детское творчество и самодеятельность.

Подростки же предпочитают компанию сверстников, так как с ними веселее. И, что немаловажно, в гостях меньше хлопот, связанных с приготовлением угощения, последующей уборкой. При анализе установок мы видели, что хозяйственные заботы отягощают примерно половину опрошенных молодых людей (см. таблицу 2).

Довольно традиционный способ встречи Нового года — это просмотр телепрограмм и участие в праздничном застолье, что особенно характерно для взрослых (по 87%). Для большинства младших школьников (73%) и подростков (69%) важно дождаться наступление Нового года и совершить что-нибудь выдающееся, например, отправиться на ночную прогулку или запускать фейерверки. Соответствующие данные представлены в таблице 6.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Что ты еще делаешь на Новый год?» (% к общему количеству ответов)

Новогодние действия

Возрастные группы

младшие дети

подростки

взрослые

1. смотрит ТВ

64

64

87

2. не спит пока не наступит полночь

73

69

-

3. участвует в застолье (для взрослых)

-

-

87

4. другое*

27

31

22

* Вариант ответа «другое» в основном включал в себя путешествия, фейерверки, новогодние поздравления, прогулки.


Выводы


1. Наиболее популярный предновогодний ритуал в каждой возрастной группе — это украшение елки и квартиры и приготовление угощения, а также покупка подарков взрослыми. В основе этих ритуальных действий лежат идеологические, коммуникативные, материальные установки, которые часто совмещаются в конкретном действии.

2. Самые распространенные новогодние действия в различных возрастных группах — это обмен подарками и прием гостей. При этом в группе детей акцентирована пассивная позиция, а также самовыражение и взаимодействие с родственниками. Для группы подростков характерны активная позиция по отношению к родственникам и желание проводить досуг со сверстниками. Взрослые активно участвуют в обмене подарками с детьми, родственниками и знакомыми.

3. При анализе трех типов установок в некоторых случаях соотношение ответов младших школьников и взрослых близко друг к другу по значениям, а у подростков занижено (наряжать елку, украшать квартиру, готовить угощение, приглашать гостей, смотреть новогоднее представление). Эти действия мы относим к морально-идеологической или коммуникативной установке. Таким образом, установки на ритуальное поведение у детей и взрослых схожи, за исключением материальной, что можно объяснить экономической несамостоятельностью детей. В целом моральные нормы и правила поведения передаются вполне успешно от группы взрослых к группе детей, поскольку дети 7-10 лет более зависимы от взрослых, чем подростки.

Ритуальные действия, наиболее характерные для подростков и взрослых одновременно — это украшение елки и дарение. Старшие школьники интенсивно участвуют в обмене подарками с родственниками (чаще с родителями) и существенно меньше со сверстниками. По остальным ритуальным действиям подростки занимают или промежуточную позицию между детьми и взрослыми, или большей частью игнорируют их, за исключением материального обмена. Мы объясняем это, с одной стороны, привязанностью или зависимостью от семьи, с другой - стремлением найти свое собственное место в обществе, которое часто сопровождается отказом от уже сложившихся отношений в своей семье. Материальный обмен преобладает в таких сложных случаях, благодаря своей многозначности.


Заключение


В предпринятом исследовании мы пытались взглянуть на Новый год как на социальное явление. Мы показали, что этот праздник играет как свою особенную роль для детей, для подростков и для взрослых, так и общую для всех — объединяет разные поколения. Его изучение помогает нам лучше понять себя и принципы отношений друг с другом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШК. ВОЗРАСТА



ЗДРАВСТВУЙ!


НАША ШКОЛА УЧАСТВУЕТ В КОНКУРСЕ. НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ. ОБВЕДИ КРУЖКОМ НОМЕР ОТВЕТА ИЛИ НАПИШИ СВОЙ ОТВЕТ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ТАКАЯ СТРОЧКА _____________________.

ОТМЕЧАЙ ИЛИ ПИШИ ТО, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ.


ВОПРОС 1. СКОРО ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД. КАК ТЫ ГОТОВИШЬСЯ К НЕМУ?

  1. НАРЯЖАЕШЬ ЕЛКУ

  2. ПИШЕШЬ ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ

  3. ВЫБИРАЕШЬ СЕБЕ ПОДАРОК В МАГАЗИНЕ ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ

  4. ДЕЛАЕШЬ ПОДАРКИ СВОИМИ РУКАМИ

  5. ПОМОГАЕШЬ ГОТОВИТЬ УГОЩЕНИЕ

  6. ПРИГЛАШАЕШЬ ГОСТЕЙ

  7. УКРАШАЕШЬ КВАРТИРУ

  8. УЧИШЬ НОВОГОДНИЕ СТИХИ ИЛИ ПЕСНИ

  9. ГОТОВИШЬ СЕБЕ КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

  10. ИДЕШЬ СМОТРЕТЬ НОВОГОДНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  11. УЧАСТВУЕШЬ В ШКОЛЬНОМ НОВОГОДНЕМ СПЕКТАКЛЕ

  12. ЕСЛИ ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ, НАПИШИ ________________________________


ВОПРОС 2. ЧТО ТЫ ОБЫЧНО ДЕЛАЕШЬ НА НОВЫЙ ГОД? ОТМЕТЬ В КЛЕТОЧКАХ ОТВЕТЫ С БУКВАМИ «а» И (ИЛИ) «б»:

ДАРИШЬ ПОДАРКИ

1а ВЗРОСЛЫМ

1б ДРУЗЬЯМ

ПОЛУЧАЕШЬ ПОДАРКИ

2а ОТ ВЗРОСЛЫХ

2б ОТ ДРУЗЕЙ

ПРИНИМАЕШЬ ГОСТЕЙ

3а ВЗРОСЛЫХ

3б ДРУЗЕЙ

ИДЁШЬ В ГОСТИ

4а К ВЗРОСЛЫМ

4б К ДРУЗЬЯМ

РАССКАЗЫВАЕШЬ СТИХИ ИЛИ ПОЁШЬ ПЕСНИ

5а В КОМПАНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ

5б В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ


ВОПРОС 3. ЧТО ТЫ ЕЩЕ ДЕЛАЕШЬ НА НОВЫЙ ГОД?

  1. СМОТРИШЬ НОВОГОДНИЕ СКАЗКИ, СЛУШАЕШЬ ПЕСНИ

  2. НЕ СПИШЬ, ПОКА НЕ НАСТУПИТ ПОЛНОЧЬ

  3. ЕСЛИ ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ, НАПИШИ ________________________________


ВОПРОС 4. С КЕМ ТЫ ОБЫЧНО ПРАЗДНУЕШЬ НОВЫЙ ГОД?

  1. С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ РОДСТВЕННИКАМИ (БАБУШКОЙ, ДЕДУШКОЙ, ТЁТЕЙ)

  2. С ДРУЗЬЯМИ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКАМИ

  3. ЕСЛИ С КЕМ-ТО ДРУГИМ, НАПИШИ _______________________________________


ВОПРОС 5. СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ, НАПИШИ _______


ВОПРОС 6. ТЫ МАЛЬЧИК ИЛИ ДЕВОЧКА? 1. МАЛЬЧИК 2. ДЕВОЧКА


СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ



ЗДРАВСТВУЙ!


НАША ШКОЛА УЧАСТВУЕТ В КОНКУРСЕ. НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ. ОБВЕДИ КРУЖКОМ НОМЕР ОТВЕТА ИЛИ НАПИШИ СВОЙ ОТВЕТ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ТАКАЯ СТРОЧКА _____________________. ОТМЕЧАЙ ИЛИ ПИШИ ТО, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ.


ВОПРОС 1. СКОРО ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД. КАК ТЫ ГОТОВИШЬСЯ К НЕМУ?

  1. НАРЯЖАЕШЬ ЕЛКУ

  2. ПИШЕШЬ ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ

  3. ВЫБИРАЕШЬ СЕБЕ ПОДАРОК В МАГАЗИНЕ

  4. ДЕЛАЕШЬ ПОДАРКИ СВОИМИ РУКАМИ

  5. ПОМОГАЕШЬ ГОТОВИТЬ УГОЩЕНИЕ

  6. ПРИГЛАШАЕШЬ ГОСТЕЙ

  7. УКРАШАЕШЬ КВАРТИРУ

  8. УЧИШЬ НОВОГОДНИЕ СТИХИ ИЛИ ПЕСНИ

  9. ГОТОВИШЬ СЕБЕ КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

  10. УЧАСТВУЕШЬ В ШКОЛЬНОМ НОВОГОДНЕМ СПЕКТАКЛЕ

  11. ИДЁШЬ СМОТРЕТЬ НОВОГОДНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  12. ПОКУПАЕШЬ ПОДАРКИ ДРУЗЬЯМ ИЛИ РОДСТВЕННИКАМ

  13. ЕСЛИ ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ, НАПИШИ ________________________________


ВОПРОС 2. ЧТО ТЫ ОБЫЧНО ДЕЛАЕШЬ НА НОВЫЙ ГОД? ОТМЕТЬ В КЛЕТОЧКАХ ТАБЛИЦЫ НОМЕРА ОТВЕТОВ С БУКВАМИ «а» И (ИЛИ) «б»:

ДАРИШЬ ПОДАРКИ

1а РОДСТВЕННИКАМ

1б ДРУЗЬЯМ

ПОЛУЧАЕШЬ ПОДАРКИ

2а ОТ РОДСТВЕННИКОВ

2б ОТ ДРУЗЕЙ

ПРИНИМАЕШЬ ГОСТЕЙ

3а РОДСТВЕННИКОВ

3б ДРУЗЕЙ

ИДЁШЬ В ГОСТИ

4а К РОДСТВЕННИКАМ

4б К ДРУЗЬЯМ

РАССКАЗЫВАЕШЬ СТИХИ ИЛИ ПОЁШЬ ПЕСНИ

5а В КОМПАНИИ РОДСТВЕННИКОВ

5б В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ


ВОПРОС 3. ЧТО ТЫ ЕЩЕ ДЕЛАЕШЬ НА НОВЫЙ ГОД?



  1. СМОТРИШЬ НОВОГОДНИЕ ФИЛЬМЫ ИЛИ ТЕЛЕПРОГРАММЫ

  2. НЕ СПИШЬ, ПОКА НЕ НАСТУПИТ ПОЛНОЧЬ

  3. ЕСЛИ ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ, НАПИШИ ________________________________


ВОПРОС 4. С КЕМ ТЫ ОБЫЧНО ПРАЗДНУЕШЬ НОВЫЙ ГОД?

  1. С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ РОДСТВЕННИКАМИ (БАБУШКОЙ, ДЕДУШКОЙ, ТЁТЕЙ..)

  2. С ДРУЗЬЯМИ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКАМИ

  3. ЕСЛИ С КЕМ-ТО ДРУГИМ, НАПИШИ _______________________________________


ВОПРОС 5. СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ, НАПИШИ _______


ВОПРОС 6. ТВОЙ ПОЛ? 1. МУЖСКОЙ 2. ЖЕНСКИЙ


СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ



ЗДРАВСТВУЙТЕ!


Наша школа участвует в конкурсе на лучший творческий проект. Мы проводим исследование о празднике Новый год. Пожалуйста, ответьте на вопросы, это не займет много времени.


1. СКОРО ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД. КАК ВЫ ГОТОВИТЕСЬ К НЕМУ?

  1. наряжаете елку

  2. покупаете подарки детям, родственникам, друзьям

  3. делаете подарки своими руками

  4. готовите угощение

  5. приглашаете гостей

  6. украшаете квартиру

  7. готовите карнавальный костюм

  8. занимаетесь организацией праздника на работе

  9. смотрите новогоднее театральное представление

  10. другое __________________________________________________________________


2. ЧТО ВЫ ОБЫЧНО ДЕЛАЕТЕ НА НОВЫЙ ГОД? ОТМЕТЬТЕ В КЛЕТОЧКАХ ТАБЛИЦЫ НОМЕРА ОТВЕТОВ С БУКВАМИ «а» И (ИЛИ) «б»:

Дарите подарки

1а детям

1б родственникам (взрослым)

1в знакомым (друзьям, коллегам)

Получаете подарки

2а от детей

2б от родственников

2в от знакомых

Принимаете гостей

3а детей

3б родственников

3в знакомых

Идете в гости

4а к детям

4б к родственникам

4в к знакомым

Участвуете в творческой самодеятельности

5а в компании детей

5б в компании родственников

5в в компании знакомых


3. А ЧТО ВЫ ЕЩЕ ДЕЛАЕТЕ НА НОВЫЙ ГОД?

  1. смотрите новогодние телепрограммы

  2. участвуете в праздничном застолье

  3. другое ____________________________________________________________________


4. С КЕМ ВЫ ОБЫЧНО ПРАЗДНУЕТЕ НОВЫЙ ГОД?

  1. в узком семейном кругу (родители, дети)

  2. с другими родственниками

  3. со знакомыми (друзьями, коллегами)

  4. другое ____________________________________________________________________


5. ВАШ ВОЗРАСТ _______


6. ВАШ ПОЛ? 1. МУЖСКОЙ 2. ЖЕНСКИЙ


СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!




Похожие:

Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconАвтор проекта – ученица 2 класса средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии Гульнара Гильмиярова
Руководитель – учитель изо средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии Е. А. Сащенко
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconХарактеристика представление учителя математики Сухачевой Елены Владимировны
Череповецкий государственный педагогический институт им. Луначарского, имеет квалификацию учителя физики и математики в средней школе....
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconТема проекта: «Мораль сей басни такова…». (Сборник авторских басен учащихся 5-6 классов)
Г/игизиабихер Эдуард, ученик 6 класса, Захаров Евгений, ученик 6 класса, Мадиев Ибрагим, ученик 5 класса, Минакова Татьяна, ученица...
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование icon5 октября 2010 года в моу сош №5 учащиеся поздравили своих учителей с Днём учителя! В этот день прошёл день самоуправления. Директором школы была назначена ученица 11 класса Орехова Амалия.
Орехова Амалия. Ученики старших классов выступили в роли преподавателей. А учителя вспомнили, что значит быть учеником. Надеемся,...
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconМагия семян (Дизайнерский проект) Эпиграф проекта
Автор – учащаяся 9 класса средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии Попова Екатерина
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconПанова Наталья Вячеславовна учитель физики и математики. Аннотация Цель проекта: рассмотреть функционирование человеческого организма с физической точки зрения, проследить, какие физические явления и закон
Авторы: Александров Алексей 7 класс, Фролов Александр 11 класс, Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconВ энгельсском районе продолжается весенний месячник по благоустройству и санитарной очистке территорий населенных пунктов
В энгельсе 21 апреля 2012 года прошёл общегородской весенний субботник, в котором приняли участие ученики, учителя и родители нашей...
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconВ энгельсском районе продолжается весенний месячник по благоустройству и санитарной очистке территорий населенных пунктов
В энгельсе 21 апреля 2012 года прошёл общегородской весенний субботник, в котором приняли участие ученики, учителя и родители нашей...
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconБыстрова Татьяна Ивановна мбоу сош №5
Уважаемые родители! Я начну с изречения прописных истин, но это необходимо сделать, чтобы вы почувствовали важность той проблемы,...
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconБыстрова Татьяна Ивановна
«Учитель года Абинского района 2006». Быстрова Татьяна Ивановна работает в моу сош №5 в течение 8 лет. Педагогический стаж 23 года....
Диденко Татьяна Ивановна Другие участники проекта: ученики и учителя школы при Посольстве РФ в Бельгии, родители и соседи учеников. Аннотация Наше исследование iconАннотация Автор работы
«Занимательные встречи с будущими первоклассниками» это разработки увлекательных, познавательных развивающих встреч учителя и его...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов