«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» icon

«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс»



Название«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс»
Дата конвертации10.09.2012
Размер136.32 Kb.
ТипРеферат
1. /Экология/Паспорт работы по экологии.doc
2. /Экология/Территория Посольства РФ в Бельгии.doc
Мид РФ «Школьная планета мид» Паспорт работы, направляемой на конкурс «Школьная планета мид»
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс»





Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Королевстве Бельгия


Конкурс проектных и исследовательских работ

учащихся общеобразовательных школ

при загранучреждениях МИД РФ

«Школьная планета МИД»


«Территория Посольства РФ в Бельгии - уникальный экологический комплекс»


Выполнили ученики:

Ахмедова Дария, Горбатюк Дарья

9 класс

Жилко Никита, Анищенко Никита

7 класс


Педагог ­­­- руководитель:

Ахмедова Галина Львовна


Консультант:

Устенко Александр Александрович


Брюссель 2009 г.

Содержание

  1. Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------2

  2. Видовое разнообразие -----------------------------------------------------------------------3


  3. Естественность экосистемы----------------------------------------------------------- 5

  4. Возраст экосистемы -------------------------------------------------8

  5. Устойчивость экосистемы -----------------------------------------10

  6. Антропогенное воздействие

на экосистему -------------------------------------------------------------12

7. Список источников -----------------------------------------------------------------------------13


Территория Посольства РФ в Бельгии - уникальный экологический комплекс.


Территория, на которой расположено посольство, занимает 5 га. Более 2/3 этой территории покрыто растительностью, т.е. представляет собой различные экосистемы. В этой работе мы использовали понятие "экосистема", введённое английским ботаником А.Тенсли: "Экосистемой называют любую совокупность организмов и неограниченных компонентов, в которых осуществляется круговорот веществ". Понятие "экосистема" охватывает сообщество любого ранга. Например, к экосистемам относятся лес, луг, пень с населяющими его организмами, пруд.
Это может быть система любого размера - от капли прудовой воды до биосферы в целом. Поэтому мы использовали понятие "экосистема" а не "биогеоценоз", которое чаще применяется по отношению к отдельным, довольно крупным территориям с характерным типом растительности.

Итак, мы рассматривали совокупность всех экосистем на изучаемой территории. Анализ показал, что этот комплекс состоит из 3-х основных типов экосистем - лес, луг, пруд. Т.к. на территории комплекса проживает большое количество людей, располагаются административные и жилые здания, запарковано большое количество машин, что не могло сказаться на состоянии экосистем, мы поставили перед собой следующие задачи исследования:


1. Изучить видовое разнообразие экосистем.

2. Определить насколько состояние экосистем приближено к естественному.

3. Определить примерный возраст растительного сообщества.

4. Определить являются ли экосистемы устойчивыми.

5. Антропогенное воздействие на экосистему.


Видовое разнообразие.


Довольно большие участки территории занимают многолетние деревья как лиственные, так и хвойные. Доступ людей на эти участки ограничен, поэтому сохранены различные ярусы и есть основания рассматривать эту экосистему как лес.

На территории леса были выявлены следующие виды растений:

  1. Деревья: липа, платан, береза, вяз, дуб, бук, каштан, груша, ольха, ель, сосна, туя, клен, ива, осина, грецкий орех, магнолия, тис, лавровишня, лиственница.

  2. Кустарники: форзиция, рододендрон даурский, жасмин, шиповник, бересклет, магония пестролистная, можжевельник, сирень, гортензия, барбарис.

  3. Травы: вероника дубравная, герань лесная, гравилат городской, звездчатка жестколистая, зеленчук желтый, живучка ползучая, ландыш майский, лютик едкий, майник двулистный, манжетка обыкновенная, недотрога обыкновенная, незабудка болотная, фиалка удивительная, сныть обыкновенная, чина лесная, чистотел большой, яснотка белая, мать-и-мачеха, будра плющевидная, герань лесная, плющ.

  4. Мхи и папоротники: сфагнум, кукушкин лен, щитовник мужской, орляк обыкновенный.

  5. Грибы и лишайники: пельтигера, графис, кладония, пармелия, фисция.



В этой экосистеме обитает большое количество животных.

  1. Птицы: дятел, сова, зяблик, ворона, поползень, трясогузка, скворец, галка, сойка, сорока, крапивник, зарянка, синица, пеночка, горлица.

  2. Млекопитающие: лисы, белки, мыши, кроты.

  3. Насекомые: жуки бабочки, кузнечики, мухи, стрекозы, муравьи, пчёлы, осы, шмели, комары, тля.

  4. Земноводные: лягушки, жабы.

  5. Пресмыкающиеся: ящерицы.

  6. Моллюски: садовая улитка, слизень.


Естественность экосистемы.


Такое видовое разнообразие свидетельствует о том, что экосистема приближена к естественной. Каждая экосистема включает в себя три главных биологических компонента.

Первый, важнейший биологический компонент - производители или продуценты. Это автотрофные организмы, в основном растения, способные создавать органические вещества из неорганических. Эта группа в нашем сообществе представлена довольно большим и разнообразным перечнем растений.

Вторую группу составляют потребители или консументы. Это все гетеротрофные организмы, потребляющие готовые органические вещества (растительноядные животные, хищники, паразиты). Эта группа в нашей системе представлена не так широко, однако в ней есть и растительноядные (птицы, улитки, грызуны, белки, насекомые) и хищники (лисы, птицы, лягушки, ящерицы) и паразиты, которые обязательно присутствуют на организмах вышеперечисленных животных. Например на одной птице могут паразитировать десятки разнообразных организмов: грибы, амёбы, круглые черви, ленточные черви, пиявки, клопы, блохи, клещи, мухи-кровососки и др.

Третью группу организмов составляют разрушители или редуценты. Это организмы, живущие за счет разложения мёртвых органических веществ, превращая их в неорганические соединения. О наличии этой группы в нашем сообществе свидетельствует лесная подстилка, в которой обнаруживаются перегнивающие листья, фрагменты гниющих веток, останки разлагающихся трупов животных. Представители этой группы - бактерии, грибы, простейшие.

Наличие всех трёх групп организмов в экосистеме даёт возможность проследить пищевые связи и составит цепи питания.

Примеры пищевых связей в экологическом сообществе "Лес":

  1. растение ------ насекомое ----- птица

  2. растение ----- мышь ----- сова

  3. растение ----- слизень ----- жаба ----- сова

По пищевым цепям происходит передача веществ и энергии в экосистеме от звена к звену. Каждое звено в цепи питания называют трофическим уровнем.


  1. Трофический уровень - продуценты

  2. Трофический уровень - консументы 1-го порядка (растительноядные животные)

  3. Трофический уровень - консументы 2-го порядка (плотоядные животные)

  4. Трофический уровень - консументы 3-го порядка (плотоядные, поедающие других плотоядных)


Редуценты могут получать энергию с нескольких трофических уровней, так же как и всеядные. Поэтому их невозможно отнести к одному уровню.

Разнообразные вещества и энергия перемещаются от одного трофического уровня к другим по цепям питания по мере поедания одних организмов другими, претерпевая многочисленные превращения. На конечном этапе редуценты полностью разрушают органические вещества, превращая их в минеральные. Подробные последовательные превращения веществ в экосистемах называют круговоротом. При этом вещества используются в круговороте многократно, а энергия - только один раз.

Растения усваивают только 1% световой энергии Солнца. Эта энергия, переходя от одного трофического уровня к другому, затрачивается на поддержание процессов жизнедеятельности клетки или рассеивается в виде тепла. И только 10% этой энергии переходит на следующий уровень. Этот факт объясняет небольшую длину пищевых цепей, которые обычно состоят из 4-5 звеньев. (Раймонд Линдеман - американский эколог 1915-1942). По современным подсчетам 30% энергии переходит с уровня на уровень, а количество звеньев в пищевой цепи - 2-3 на земле, 4-6 в океане.(Энциклопедия для детей. «Аванта». Биология т.2) Постоянные потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому влияют и на суммарную продукцию (прирост биомассы за единицу времени) всех организмов одного уровня. Каждый последующий уровень всегда имеет значительно меньшую биомассу, чем предыдущий (правило пирамиды).

В нашем сообществе "Лес" тоже прослеживается эта закономерность, т.е. биомасса растений намного превышает биомассу животных, а их масса, в свою очередь, гораздо больше биомассы редуцентов.

Важнейший признак экосистемы - степень замкнутости оборота веществ.

Отступлением от естественного состояния данной экосистемы является искусственное удаление органического вещества с территории растительного сообщества. Т.к. каждый год производится удаление опавших листьев, сломанных веток и поваленных ветром деревьев, происходит убыль органического вещества из экосистемы. Со временем это может привести к истощению почвы. Следовательно, наша экосистема нуждается искусственной подпитке в виде органических или минеральных удобрений.

При изучении литературы на эту тему мы выяснили, что эта проблема актуальна для многих лесов и парков Европы. По мнению специалистов, устранение усохших деревьев из старых лесов приводит к существенному сокращению числа насекомых, грибов, лишайников. Дятлы, летучие мыши, белки, живущие в старых деревьях, так же теряют свои привычные места обитания.

В Западной Европе доля старых деревьев - 5%. В первозданных лесах - 25%.

Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) считают что леса, в которых имеется много старых деревьев, сухостоя оказываются более здоровыми и устойчивыми к болезням, вредителям и изменению климата, чем молодые одновозрастные и однородные насаждения.

WWF призвал правительства европейских стран содействовать сохранению биоразнообразия путём сохранения мёртвых деревьев (20-30 куб.м. на 1 га к 2030 г)

(elvisti.com/node/47200)

Возраст экосистемы.


Другой задачей нашего исследования было определение примерного возраста экосистемы "Лес". Мы решили взять за основу возраст самых старых деревьев в сообществе. Известно, что возраст дерева можно определить по годичным кольцам. Но для этого дерево надо спилить или с помощью специальных буров вырезать сегмент из ствола. Эти методики не были приемлемы для нас, т.к. мы не могли наносить вред живым деревьям. Поэтому мы использовали не точный, но безвредный метод. На территории сообщества есть несколько пней, оставшихся после гибели деревьев после урагана. Обломки деревьев были аккуратно спилены, поэтому на пнях легко различить годовые кольца. Мы сделали несколько замеров на разных пнях, имея ввиду, что ширина колец зависит от многих причин (порода дерева, возраст, условия произрастания, благоприятные и неблагоприятные годы). По результатам этих замеров и просчётов мы определили приблизительную толщину одногодового кольца. Она составила 0,67 см. Используя эту величину, мы рассчитали приблизительный возраст деревьев, имеющих самые толстые стволы.



Пни с годовыми кольцами.


дерева

Радиус, см.

Возраст, лет

дерева

Радиус, см.

Возраст, лет

1

236

352

7

93

139

2

208

310

8

91

136

3

191

285

9

62

93

4

115

172

10

60

90

5

113

169

11

57

85

6

98

146

12

55

82


Получается, что самые старые деревья были уже достаточно большими, чтобы в их тени прятались от солнца войска Наполеона, разбившие свой лагерь в этих местах в 1915 г. перед решающей битвой при Ватерлоо. Место битвы располагается от нашего сообщества в нескольких километрах.


Бук (возраст 350 лет).
Изучая литературу о самых старых деревьях в Европе, мы наткнулись на интересное сообщение. В Швеции исследовали ели, возраст которых составлял предположительно 600 лет. Возраст определялся не только по годовым кольцам, но и с помощью радиоуглеродного анализа. Оказалось, что ствол дерева действительно существует около 600 лет, а вот корни имеют возраст более 9000 лет (!). Т.е. корни этой сосны поменяли за 9000 лет несколько стволов, которые росли, старели и гибли, а новые молодые отростки, идущие от корней, давали начало новым стволам. Генетически - это одно и то же дерево. Такой же эффект описан и в Беловежской пуще, где липы имеют стволы возрастом примерно 300 лет, а корни примерно 2000.

Еще один интересный факт относительно возраста деревьев. Дело в том, что дерево может образовывать более одного кольца в год (!).

Предполагается, что все деревья имеют возраст не более 4000 лет, т.к примерно 5000 лет назад предположительно был всемирный потоп.

(www.baobaby.ru)


Устойчивость экосистемы.


Экосистемы обладают устойчивостью, то есть способностью к длительному существованию. Однако устойчивость любой экосистемы относительна, в ней полостью происходят изменения. Эти изменения подразделяют на две основные группы: циклические (суточные, сезонные, многолетние) и поступательные. Поступательные изменения приводят к смене одного сообщества другим. Причины этих изменений могут быть как естественными, так и антропогенными.

Закономерный процесс изменения сообществ в результате взаимодействия организмов между собой и с окружающей их абиотической средой называют сукцессией. В ходе сукцессии малоустойчивые экосистемы сменяются более устойчивыми. Конечный этап сукцессии - формирование устойчивого равновесия экосистемы, которое называют климаксом. В ходе сукцессии в экосистеме увеличивается число видов, образуются разветвленные цепи питания, формируется ярусность и мозаичность, снижаются темпы роста биомассы. В климаксовом сообществе почти весь годовой прирост растительности расходуется в целях питания, поэтому чистая продукция экосистемы приближается к нулю.


Антропогенное воздействие на экосистему.


Применяя всё вышеизложенное к нашему сообществу "Лес", мы пришли к выводу, что его можно отнести к климаксовым. Вмешательство человека в климаксовое сообщество, где вся энергия используется наиболее полно, вызывает нарушения равновесия в нём. Однако такое тесное соседство с людьми, проживающими и работающими на территории посольства, не может не иметь последствий. Поэтому, для сохранения равновесия используются следующие меры:

1. Регулярная посадка новых деревьев.

2. Внесение плодородного грунта и удобрений.

3. Восстановление травянного слоя (посев травянистых культур или укладка уже готового травяного покрытия).

Эти меры несколько меняют облик первоначального сообщества. Кроме того, некоторые растения, обнаруженные нами на территории, были посажены с декоративными целями, а иногда история их появления совсем особенная. Например, небольшая группа елей возрастом примерно 15-16 лет появилась на территории после новогодних праздников. Накануне праздника, сотрудники посольства централизованно заказали ели в кадках с землёй для своих семей. Когда праздник кончился, было решено все эти ели высадить на территории. Так и появился этот мини-ельник.

Другой пример - дерево грецкого ореха примерно 25-30 лет, растущее недалеко от детской площадки. Мы предполагаем, что оно появилось здесь благодаря тому, что кто-то ел в этом месте орехи или кормил белок.

Магнолия и рододендрон - явно результат желания украсить территорию яркими цветами.

Есть в нашем сообществе интересная груша (возраст примерно 25-30 лет). Одна половина веток этого дерева цветёт Розовыми цветами, а другая - белыми. Видимо кто-то делал прививку на этом дереве, объединив два сорта в один.

Но, несмотря на то, что на территории посольства кипит бурная жизнь, постоянно ведутся строительные или ремонтные работы, старая часть экосистемы тщательно охраняется. Каждое старое дерево состоит на учете и за его судьбой внимательно следят как сотрудники посольства, так и местные власти.

На территории экологического комплекса есть еще и пруд. Но мы решили сделать его объектом для наших дальнейших исследований, и поэтому в этой работе о нём не говориться.




Подводя итог нашим исследованиям можно сделать следующие выводы:

Изучаемое нами экологическое сообщество приближено к естественному, представлено достаточно широкими спектрами видов, находится в состоянии равновесия. Антропогенное воздействие не является губительным для экосистемы и строго контролируется. Возраст экосистемы приблизительно 300-400 лет. И мы предполагаем, что она может просуществовать еще как минимум столько же лет без существенных изменений.


Список использованной литературы:


1) Т.В. Иванова, Г.С. Калинов, А.Н. Мягкова - Биология. Учебник для 10 класса. М.:Просвещение 2000

2) Энциклопедия для детей. Биология. Том II. М.:Аванта 2000

3) Р.Д. Аллен. Наука о жизни. Пособие для учителя. М.:Мир 1981

4) www.ecosystema.ru

5) cito-web.yspu.yar.ru

6) elvisti.com/node/47200

7) www.baobaby.ru

8) Н.С. Лазарева, О.В. Васюкова, А.С. Боголюбов. Определитель деревьев весенне-летний период.

9) humangarden.ru





Похожие:

«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Приложение №2 Паспорт работы, направляемой на конкурс «Школьная планета мид»
Научный руководитель (если имеется, указать фамилию, имя, отчество, должность, звание)
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Приложение №2 Паспорт работы, направляемой на конкурс «Школьная планета мид»
Научный руководитель (если имеется, указать фамилию, имя, отчество, должность, звание)
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconОтчет о проведении конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Школьная планета мид»
В 2010-2011 учебном году была продолжена работа по организации и проведению конкурса проектных и исследовательских работ учащихся...
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconОтчет о проведении конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Школьная планета мид»
В 2011-2012 учебном году была продолжена деятельность по организации и проведению конкурса проектных и исследовательских работ учащихся...
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Приложение №3 Бюллетень для голосования заграншколы

«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Бюллетень голосования заграншколы Средняя общеобразовательная школа при Посольстве РФ в Тунисе

«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Конкурс организуется под патронажем Отдела заграншкол Департамента кадров мид РФ
...
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Приложение №3 Бюллетень для голосования заграншколы
Богданова Ангелина, Маслин Денис, Надольский Николай, ПапсуеваТатьяна, Гюрсой Дениз, Болюкбаш Данил, Камбур Мария, Нургазиева Чолпон...
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconМид РФ «Школьная планета мид» Приложение №3 Бюллетень для голосования заграншколы Средняя школа при Посольстве РФ в Великобритании
Установление отношений между Россией и Китаем в XVII-XVIII вв или о пересечении непересекающихся временных прямых
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconКонкурс проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ при загранучреждениях мид РФ «Школьная планета мид»
Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Австрии
«Школьная планета мид» «Территория Посольства РФ в Бельгии уникальный экологический комплекс» iconДокументы
1. /2008-Школьная планета МИД-ПАСПОРТ-2.doc
2. /2009-ПЛАНЕТА...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов