Исполнители: Зуева Е. С icon

Исполнители: Зуева Е. С



НазваниеИсполнители: Зуева Е. С
страница1/11
Дата конвертации16.09.2012
Размер1.18 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


КАФЕДРА

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»


Дистанционное обучение

Исполнители:

Зуева Е. С.

Куприянова А. А.

Силаев С. В.

Чарышкин П.

Группа ИП-1-97

г. Москва
2002


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие дистанционного образования. Его перспективы. 4

2. Компьютерные телекоммуникации - перспективная технологическая основа дистанционного образования. 10

3. Модели обучения в дистанционном образовании. 13

4. Методические и технологические аспекты разработки дистанционных учебных курсов. 17

5. Электронный учебник как средство дистанционного обучения. 23

6. Классификация систем дистанционного обучения 28

7. Классификация средств дистанционного обучения в виде дерева 29

8. Классификация СДО по различным основаниям: 30

9. Терминология в области дистанционного обучения 31

10. Термины и определения 32

11. Дистанционное обучение в России. 34

12. Дистанционное обучение за рубежом 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

ЛИТЕРАТУРА 57



ВВЕДЕНИЕ


В последние 3-4 года в кругах деятелей российского образования вызывает повышен­ный интерес часто упоминаемое и широко обсуждаемое понятие дистанционного (или дис­тантного) образования. С 1994 года в России проводятся конференции международного ран­га, посвященные проблемам развития системы дистанционного образования в России, в Мо­скве и в различных регионах конституциируются центры дистантного образования. Успешно развивается ряд пилотных проектов, относимых к дистанционному образованию, в частно­сти, связанных с получением высшего образования российскими студентами в зарубежных университетах без длительных выездов за границу.

Интерес к дистанционному образованию подогревается сообщениями о динамичном росте системы дистанционного образования за рубежом. Само понятие дистанционного (или дистантного) образования заимствовано из английского языка и практики образования Вели­кобритании, Канады и особенно США, где не только понятие Distance Education, но и аббре­виатура DE, происходящая от этих слов, стали устойчивыми и не требуют расшифровки. В зарубежной практике понятие дистанционного образования охватывает самые различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый пространственно разделены, находятся в разных местах (классах, школах, районах, городах и даже странах).
При этом становится необходимыми некая среда или средства, с помощью которых происхо­дит общение преподавателя и обучаемого, Такими средствами могут явиться:


  • печатные и письменные материалы, пересылаемые по обычной почте или факсу;

  • телефонная сеть;

  • аудио- и видеозаписи, учебное радио и телевидение (а также кино);

  • интерактивные программированные обучающие средства, компьютерные обучающие программы;

  • локальные и глобальные компьютерные сети.

Естественно, что технологические особенности той или иной среды общения накла­дывают определенный отпечаток на само общение между педагогом и обучаемым, на страте­гию и тактику обучения, методику обучения. Именно это влияние на методики обучения конкретным дисциплинам является темой большого количества зарубежных литературных источников и публикаций в периодических изданиях.

Интерес, который вызвали возможности дистанционного образования в России, весь­ма парадоксален. Дело в том, что сама форма обучения, когда учащиеся и преподаватели не общаются между собой непосредственно в течение всего учебного курса, хорошо известна в России. Это существующее во многих вузах заочное обучение. Эволюция этой формы обу­чения в последнее десятилетие привела к следующим его основным особенностям:

  • общение между преподавателями и студентами в промежутках между сессиями, «днями заочника», кон­сультациями и собеседованиями с использованием печатных и письменных материалов сведено к миниму­му;

  • качество и эффективность заочного обучения в современном его виде вызывает серьезные нарекания.
^

1. Понятие дистанционного образования. Его перспективы.


Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.

Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, по­средством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимо­действие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами че­рез почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изоли­рованными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лица­ми, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на рас­стоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.

Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

  1. существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;

  2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

  3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

  4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

  5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Это определение охватывает ряд форм обучения - от основанных на печатных мате­риалах, когда общение осуществляется по почте и телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на телевизионных экранах.

В основном в дистанционном образовании существует два подхода в обеспечении поддержки обучения - расширение и трансформация. Эти подходы могут быть описаны сле­дующим образом.

Модель расширения имеет место тогда, когда преподаватель ведет урок, технологиче­ски мало отличающийся от традиционного, расширяя его до других пространственных и временных рамок. Деятельность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда позволяет имитировать ситуацию обучения в условиях класса, а также компенсировать утра­ченные каналы общения и получения учебной информации. Данная модель обучения пред­полагает преобразование лекции и последующего обсуждения в классе в индивидуальные обучающие материалы.

Модель трансформации характеризует такие формы организации дистанционного обучения, которые не имитируют традиционное обучение, а представляют собой нечто но­вое, специфически связанное с используемыми технологиями связи преподавателей и уча­щихся.

Программы дистанционного обучения не обязательно являются примерами точного соответствия той или иной модели, однако знание различий между моделями важно для по­нимания проблем психологического и педагогического порядка, с которыми столкнулось дистанционное образование. Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистан­ционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику но­вые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:

  • виртуальный класс (группа);

  • поддержка обучения (поддержка учащихся);

  • учебные телекоммуникационные проекты;

  • обратная связь;

  • диалоговая технология;

  • компьютерная связь;

  • телеконференция;

  • координатор, модератор, фасилитатор телекоммуникационного проекта (телеконференции)

Под виртуальным классом (группой) в зарубежной практике дистанционного образо­вания понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям. Виртуальный класс - понятие, свойственное трансформационной модели дистанционного обучения, так как можно предположить, что общение между учащимися с помощью компьютерной сети весь­ма существенно отличается от обычного. В условиях российского образования имеется опыт, на основе которого правильнее говорить о квазивиртуальных классах, когда учащиеся, не имеющие компьютеров дома, в совместной групповой деятельности используют компьюте­ры своей школы для общения с аналогичными группами из других школ (других городов).

Под поддержкой обучения (или поддержкой обучаемого) в дистанционном образова­нии понимают любые материалы, информацию, поступающую от преподавателя к ученику, находящемуся в другой географической точке. Процесс обучения мыслится как некоторая продолженная деятельность, в которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму), связанных с тем, что учебно-методические материалы перестали по­ступать от преподавателя к обучаемому.

Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформа­ционной модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) дея­тельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности (например, цель учебного проекта эколо­гической направленности - выявить источники загрязнения окружающей среды в некотором районе). Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разде­ления труда и ролей, а также активную социальную направленность. Важными отличитель­ными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:

  • его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);

  • использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информа­цией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;

  • необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта.

Обратная связь в дистанционном обучении - обобщение соответствующего киберне­тического понятия - означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов и несу­щая реакцию педагога на успехи учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодоб­рение).

Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвы­чайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учеб­ной деятельности. В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосред­ственной реакции на ответ ученика в классе. При дистанционном образовании многие невер­бальные каналы общения педагога и ученика оказываются перекрытыми, поэтому обратная связь оказывается важнейшим опознанным и планируемым элементом педагогической тех­нологии.

Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностнго взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение.

Телеконференция - способ обмена текстовыми сообщениями с некоторыми сообщест­вами заинтересованных в этом людей.

Компьютерная связь - совокупность способов использования компьютеров и теле­коммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи. Компьютерная связь включает в себя:

  • электронную почту, которая позволяет направлять сообщения в почтовые ящики пользователей сети;

  • телеконференции, которые позволяют направлять сообщения всем участникам одновременно;

  • доступ к удаленным информационным источникам, например библиотечным ресурсам, базам данных, сер­верам.

Дистанционное образования (ДО) за рубежом, в частности, в США, ныне входит в но­вую, очень важную фазу своего развития. После сравнительно долгого периода относитель­ной стабильности в смысле неизменности основных технологий и методов обучения, и не­давнего периода кардинальных изменений вследствие появления новых разнообразных сред (видео, компьютерных телекоммуникаций ) ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие:

  • одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;

  • изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;

  • изменения отношений между учебными заведениями;

  • возникновение устойчивых традиций.

В 80-х годах технологии ДО, использовавшиеся для создания учебных материалов, их доставки и взаимодействия между преподавателями и учащимися, были малочисленны и примитивны. В основном это были печатные материалы, видео- и, изредка, прямые телеви­зионные трансляции. Для доставки использовались обычная почта, кабельное и обществен­ное телевидение. Взаимодействие осуществлялось за счет письменных сочинений, прямых консультаций по телефону и иногда с помощью аудиозаписей.

Десять лет спустя техносфера неузнаваемо преобразилась. Видеомагнитофоны име­ются в 80% домов и ныне повседневно используются в ДО, а спутниковые антенны теперь начинают служить не столько развлечению, сколько образованию.

Самое главным является то, что в сферу ДО вошли живые, интерактивные среды, та­кие как микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудио-конференции и т.д. Все эти среды привнесли коренное отличие в отношения учащегося и учебного заведения. Печатные материалы, трансляции и даже видеокассеты имели дело с учащимся-одиночкой, новые же интерактивные среды используются преимущественно как расширители учебных аудиторий.

Сейчас можно предсказать появление новых технологий в сфере ДО. Почти все они -цифровые. Они включают в себя программы гипермедиа, что позволяет обучаемому самому контролировать порядок освоения информационного массива, а также базы данных, доступ­ные через Internet и другие сети, и даже интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, база­ми данных и другим программным обеспечением прямо из дома или с места работы.

Дистанционное обучение стало как никогда многосредовым. Неизбежно подключение все большего количества сред переноса учебной информации в качестве неотъемлемых спо­собов преподавания курсов, как в рамках определенного курса, так и при межпредметных связях. Это, очевидно, скажется на принципах разработки курсов и планировании учебных программ в ДО, что выходит за традиционные рамки «проблемы доставки».

Многосредовость ДО сказывается и на том, как учебные заведения управляют своими ресурсами. Раньше учебные заведения ориентировались на техническую сторону обучения, например, вели курсы, основанные на использовании печатных материалов и телевизионных программ. Сейчас такой подход становится неоправданным. ДО сейчас ориентируется на гибкое удовлетворение потребностей учащихся в учебных курсах. Берет верх смесь техноло­гий.

С другой стороны, взрыв технологических новаций изменяет понимание природы ДО. Ныне ДО включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные подходы, как самообучение и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории.

Теперь ДО определяется не столько его носителями и средствами доставки, сколько природой взаимодействия партнеров по обучению.

С усложнением и расширением технологий ДО растет и круг организаций и структур, так или иначе вовлекаемых в этот процесс. Технология становится частью инфраструктуры учебного заведения: отныне с равным вниманием должны рассматриваться проекты, касаю­щиеся не только исследований и/или администрирования, но и преподавания как такового. Следовательно, возникает более широкое сообщество субъектов, заинтересованных в капи­таловложениях в образовательные технологии.

В то же время технологическая инфраструктура дистанционного образования расте­кается за пределы учебных заведений, разрабатывающих дистанционные методики обуче­ния. Вузовские технологии должны быть совместимы со средней школой и техникумами, со­ответствовать государственным и региональным образовательным стандартами. Соответст­венно ДО становится предметом законодательства по мере роста межрегиональных теле­коммуникаций. Вопросами ДО начинают занимаются законодатели и соответствующие аккредитованные органы.

Прошедшее десятилетие ясно демонстрирует, как изменения в технологии влияют на отношения между учебными заведениями и обучаемыми. Ранее ДО имело дело с учащимися-одиночками. Традиция заочного обучения состояла в том, что любой учащийся представлял собой «класс одного учащегося». Ученик взаимодействовал лишь с преподавателем, но не с другими учащимися. Этой модели свыше ста лет, и именно она была взята за основу для те­левизионного образования в 80-х годах. Телевизионные трансляции, как и заочное письмен­ное обучение, были рассчитаны на одного учащегося, находящегося у себя дома. Такой под­ход весьма индивидуален в том смысле, что учащийся сам выбирает время, место и темп обучения. Но он не слишком ориентирован на индивидуальность учащегося, если учесть, что отбор материалов, дополнительная поддержка и порядок изучения дисциплин целиком зави­сят только от учебного заведения.

Начиная с середины 80-х быстро растут разнообразные интерактивные телекоммуни­кационные среды - спутниковые, микроволновые, сжатое видео, аудиоконференции и т.д. Все это сделало групповое обучение центром внимания в ДО.

Новые среды позволяют расширить традиционную аудиторию до так называемой «виртуальной». В результате контроль за временем, местом и темпом обучения возвращается к учебному заведению, но учащиеся получают возможность общаться друг с другом.

В настоящее время появляется новый тип учебной группы - «сообщество учащихся» -благодаря асинхронности таких телекоммуникационных сред как компьютерные конферен­ции, электронная почта и голосовая почта.

Поскольку эти среды не предполагают одновременного вопроса и ответа, учащиеся могут снова сами выбирать время, место и темп, сохраняя возможность общения с другими учащимися, которые в это время работают с другой частью учебного курса или даже прохо­дят совсем другие курсы в рамках программы. Цели общения в «сообществе учащихся» не столь дидактичны, сколь контекстуальны, подразумевая принципиально новый уровень об­щения помимо предусмотренного учебной программы.

Можно ожидать появление нового типа отношений в конце этого или начале следую­щего десятилетия. По мере того, как учащиеся получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью компьютерных сетей, появляется новый тип учащегося - великолепно оснащенного для учебы, а лучше сказать, целого «сооб­щества молодых ученых». Учащиеся сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность свобод­но общаться со сверстниками и преподавателями.

В конце 70-х учебные заведения действовали в сфере ДО самостоятельно. Они разра­батывали свои курсы, покупали готовые у других учебных заведений и обычно предлагали их в одной, хорошо разработанной области. Те немногие межвузовские связи, что были, ог­раничивались подходом в складчину при закупке курсов и их «доставке» обучаемым.

В 80-х годах эта тенденция заметно усилилась в связи с появлением спутникового ТВ, только теперь речь зашла и о совместной разработке курсов. Предтечей межвузовских кон­сорциумов был Среднеамериканский Университет. Более удачными моделями оказались Международный Университетский Консорциум и не дававшая аттестатов Национальная Университетская Сеть Телеконференций. Сейчас подобные образования прочно заняли свою нишу в сфере высшего ДО, но в свое время они казались значительным шагом вперед.

90-е годы принесли свои нововведения в отношениях между учебными заведениями. Наиболее значимая из них - сетевой открытый университет. Предшествовал ему Националь­ный технологический университет, который выдавал дипломы благодаря совместной работе многих крупных ВУЗов. Совсем свежий пример - это консорциум степени национальных университетов, который объединяет девять солидных ВУЗов, предлагающие национальную степень бакалавра в менеджменте. Этот консорциум был создан как результат деятельности университета Развития Разума, который и ныне продвигает создание других, более специа­лизированных консорциумов в библиотечном деле и в области разработок систем препода­вания с целью присуждения национальных степеней по этим специальностям.

Более того, впервые в истории американского образования наблюдается появление новых национальных университетов дистанционного образования, а также новых специаль­ностей и ученых степеней, получаемых с помощью дистанционного обучения. Среди приме­ров можно назвать степень магистра делового административного государственного универ­ситета штата Колорадо, степень по информатике государственного университета Чикаго, степень по библиотечному делу Аризонского государственного университета, магистра управления образованием университета Джорджа Вашингтона, магистра акустики Пенсиль­ванского государственного университета и, наконец, степень бакалавра по ядерной физике университета Мэрилэнда.

Дистанционное обучение - сравнительно новый термин в американском высшем обра­зовании. Хотя заочное обучение насчитывает уже свыше ста лет истории, ДО как термин в обиходе не более десяти лет. Некоторые считают, что ДО - это не особый подход к обуче­нию, а, скорее, отражение глубинных течений и изменений образовательной парадигмы. В этом смысле ДО как термин служит лишь ярлыком этих изменений. Уже через несколько лет этот ярлык канет в небытие, поскольку механизм новых отношений и новых технологий уже запущен, и они вскоре неминуемо сольются с основным потоком процесса развития образо­вания.

В настоящее время ДО и высшее образование находится в процессе адаптации к про­исходящим в обществе изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды так же, как когда-то упор на учебную аудиторию и кампус привели к понятию учебного времени. Назревает переосмысление роли образования, теперь менее за­висимого от географического положения и более - от интересов профессиональных сооб­ществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки моло­дых кадров и переподготовки старых. Эта же тенденция выразится в ближайшем будущем в массовой переработке учебных программ. Новые технологии ДО прекрасно подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образо­вание третьего поколения наделит учащихся возможностью быть автономными познающими субъектами, значительно изменит привычные отношения учитель-ученик. Более того, новые технологии, среды и методы позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию решений, действиям в неопределенных проблемных ситуациях, развитие системы ценностей, меж­культурное взаимодействие и общение. Все это может стать реальностью с внедрением ме­тодов ДО.

Можно указать несколько возможных стратегий развития ДО.

  1. Учебным заведениям следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.

  2. Учебным заведениям надо продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере раз­вития ДО от односредового к многосредовому.

  3. Учебным заведениям необходимо определиться с целями и перспективами ДО, оп­ределить учебные, технические и административные цели ДО и ответить на вопросы:




  • какие учебные программы выиграют от внедрения ДО?

  • насколько глубоко следует внедрять ДО?

4. Учебным заведениям следует разработать модель своего взаимодействия. Она должны отражать потенциальные отношения со средней школой, техникумами, с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.

ДО вышло из прошлого десятилетия как серьезный претендент на изменение всего высшего образования. Глубина этого изменения определяется тенденциями в использовании технологий, в пересмотре отношений между учебными заведениями, между учебными заве­дениями и учениками, в появлении новых видов деятельности внутри учебными заведения­ми. Нынешняя обстановка предлагает учебным заведениям небывалую возможность для соз­дания такой образовательной среды, где технологии будут прежде всего сориентированы на потребности учащихся.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Похожие:

Исполнители: Зуева Е. С iconУтвержден
Ответственные исполнители – начальники управлений Министерства образования Московской области
Исполнители: Зуева Е. С iconПрограмма: творческая поддержка
Все исполнители – профессионалы, Лауреаты престижных международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Исполнители: Зуева Е. С iconПоздравляем Катю с её первой серьёзной победой!
Зуева Катя, ученица 6 «Б» класса моу гимназии №88, заняла 1 место в номинации «Рисуем космос» (руководитель Евтушенко Н. А.). Она...
Исполнители: Зуева Е. С iconВопросы. Вопрос №1. Алгоритм. Исполнители алгоритмов
Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем называется
Исполнители: Зуева Е. С iconПроверочная работа по теме «Алгоритмы и исполнители»
Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется…
Исполнители: Зуева Е. С icon«Ябеды» Л. Измайлов, В. Чудодеев
Музыкальный спектакль, опера. Весь вокал записан плюсовкой. Но исполнители так увлечёно играют, что не сразу и поймёшь это
Исполнители: Зуева Е. С iconШестое санкт-петербургское собрание вертепных театров
Рождественский вертеп (зап дер. Мшага) исполнители Фольклорный театр «Кудесы» руководитель М. Бурьяк (г. Великий Новгород)
Исполнители: Зуева Е. С iconЗуева Любовь Петровна Липидный спектр сыворотки крови и полиморфизм генов-кандидатов дислипидемии в пожилом и старческом возрасте
Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации” и Учреждении...
Исполнители: Зуева Е. С iconКарине ходикян то, чего нет
На сцене Ворота черные и мрачные, неизменно закрытые. Они то приближаются, то отдаляются, иногда еле видны, но на протяжении всей...
Исполнители: Зуева Е. С iconСистема технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации организация и порядок проведения работ
Исполнители ю. А. Орлов (руководитель темы), В. А. Макаров (ответственный исполнитель)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов