Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу icon

Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу



НазваниеОливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу
Дата конвертации13.09.2012
Размер27.22 Kb.
ТипДокументы


Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу

Бестелесная Кристи

- Совершенно исключительный случай, - сказал он [врач-фзиотерапевт] наконец. - Никогда не сталкивался ни с чем подобным ни на практике, ни в литературе. Вы правы, у нее пропала вся проприоцепция, от макушки до пяток. Она вообще перестала получать сигналы от мышц, суставов и сухожилий. Слегка нарушена и остальная периферия - затронуты тонкое осязание, ощущение температуры и боли и, в незначительной степени, моторные волокна. Но основной ущерб - в области сигналов о положении и движении.

[…]

И все же через некоторое время жизнь стала брать свое, и Кристина понемногу задвигалась. Сначала она ничего не могла делать без помощи зрения, и стоило ей закрыть глаза, как она бессильно валилась на пол. Ей приходилось постоянно контролировать себя визуально, а это требовало непрерывных, тщательных, почти болезненных усилий. Такой сознательный контроль поначалу делал ее движения неуклюжими и неестественными, однако вскоре, к нашей несказанной радости и изумлению, у нее постепенно стал вырабатываться необходимый автоматизм. Изо дня в день движения ее становились все точнее, все гармоничнее и свободнее - оставаясь при этом в полной зависимости от зрения.

С каждой неделей утраченная обратная связь суставно-мышечного чувства заменялась бессознательным контролем, основанным на зрении, визуальном автоматизме и все более беглых и органичных рефлексах. Одновременно происходили и более фундаментальные изменения. Внутренний зрительный образ тела у человека достаточно слаб (полностью отсутствуя у слепых) и в нормальных условиях подчинен кинестетической модели тела. Кристина утратила эту модель, и зрению пришлось взять на себя ведущие функции. Ее визуальный образ тела стал быстро развиваться. То же самое, вероятно, произошло и с вестибулярным 'образом', причем интенсивность изменений превосходила наши самые смелые ожидания.

Помимо развития вестибулярной обратной связи, очевидным было усиленное использование слуха - акустической авторегулировки. В обычных условиях слуховой контроль вторичен и в речевом процессе почти не участвует. Наша речь остается в норме, даже если мы временно глохнем от тяжелой простуды, а некоторые глухие от рождения люди прекрасно говорят. Объясняется это тем, что модуляция речи обычно осуществляется на основании притока проприоцептивных нервных сигналов от голосового аппарата. Кристина не получала этой информации и в результате утратила нормальный тонус и артикуляцию речи. Теперь, чтобы поменять высоту или тембр голоса, ей приходилось пользоваться слухом.

В дополнение к этим стандартным формам обратной связи, у нее стали развиваться новые виды 'автопилотажа', связанные с предвосхищением и упреждением. Намеренные и искусственные вначале, они в конце концов привились и стали в значительной мере бессознательными и автоматическими.
К примеру, в первый месяц после кризиса Кристина была похожа на тряпичную куклу и не могла даже удержаться на стуле. Однако три месяца спустя меня поразило, как она прекрасно сидит. Она сидела даже как-то преувеличенно красиво - скульптурно, с прямой, как у балерины, спиной. Вскоре я понял, что это была тщательно выработанная поза, нечто вроде актерской манеры держаться, - таким образом Кристина компенсировала отсутствие естественной осанки. Природа изменила ей, вынудив прибегнуть к искусственному приему, но прием этот был позаимствован у природы же и скоро стал 'второй натурой'.

То же произошло и с голосом - его пришлось ставить заново. В самом начале Кристина почти полностью онемела, а теперь речь ее звучала искусственно, словно она со сцены обращалась к невидимой публике. Кристина говорила театральным, тщательно поставленным голосом, но не из-за напыщенности или склонности к игре, а просто потому, что у нее полностью отсутствовала естественная артикуляция.

Сходным образом обстояли дела и с лицом. Несмотря на разнообразие и глубину эмоциональной жизни Кристины, без суставно-мышечного контроля лицевых мускулов мимика ее оставалась безжизненной и плоской, и, пытаясь с этим справиться, она сознательно преувеличивала выражения лица, подобно тому как афатики прибегают к нажиму и утрируют интонации.

http://lib.ru/PSIHO/SAKS/chelowek.txt#12





Похожие:

Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconВ 1998 году Фестиваль принял статус Республиканского
Костомукша – молодой, красивый город, который находится в северо-западной части Республики Карелия и расположен в 35-и километрах...
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу icon«человек XXI века» (Концепция развития школы №415)
Человек XXI века – это человек, который с детских лет не просто воспринимает стандарты человеческого поведения, но и активно, сознательно...
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу icon«спасибо»
«Спаси Бог» того человека, который намеренно или из вежливости сделал тебя чуточку счастливее. И сегодня я хочу сказать спасибо тому...
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconЯсная поляна
И потому может случиться, что человек, который видит смутно и у которого окошечко неясно, может перейти сам по своей воле к окошечку...
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconКнига Есфири книга есфири
Во второй год царствования Ассуира великого в один из дней месяца Адара Нисана, который есть Дистрос, Ксантикос3, сон видел Мардохей...
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconДокументы
1. /Оливер И. Сети и удаленный доступ. Протоколы, проблемы, решения. 2002.pdf
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconКак жену найти

Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconЛюблю свою жену… (песня)

Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу icon«Елена» (Россия, 2011) Режиссер Андрей Звягинцев Премия «Особый взгляд Каннского кинофестиваля приз жюри» 2011 года
Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь....
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу iconЖизнь-игра, я собираюсь выиграть by Прелесть Пролог
Крутой склон Оливер Хилл зарос изумрудной травой и так и притягивал к себе. Пабло снова присвистнул
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов