Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» icon

Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge»



НазваниеСтатья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge»
Дата конвертации06.09.2012
Размер72.75 Kb.
ТипСтатья

СТАТЬЯ О ЗАТОЧКЕ СТАМЕСОК (Good Woodworking стр.28-30 «HONING AN EDGE»)


Финальная стадия заточки режущего инструмента – получение и сохранение идеального угла заточки.

David Savage демонстрирует лучшие способы заточки, проверенные и испытанные в профессиональных мастерских.




В прошлом месяце я рассказывал о заточке режущего угла стамески и последующем хонинговании до зеркальной поверхности. Финальная стадия – хонингование – обычно выполняется на одном или нескольких хонинговальных или заточных камнях.

Ради чего эта суета? Почему так необходимо иметь острое лезвие? Прежде всего, ради управления инструментом. Если ваше стамеска затуплена, то вам приходится прилагать столь значительные усилия, что ухудшается или теряется управление. Если же лезвие острое, то для продвижения стамески в древесине и получения точного реза усилий требуется значительно меньше. Со снижением затрачиваемых усилий облегчается управление инструментом и, как следствие, работа выполняется более аккуратно.

Мой бывший ученик, Martin Dransfield, на вопрос, как он получает такие точно подогнанные соединения, ответил: «Это довольно просто, главное - резать по разметке». Вроде бы, действительно просто, но для достижения этого требуется хорошее контролирование инструмента, а для этого он должен быть острым.

Тогда что же значит «острый»? Как достичь необходимой остроты режущей кромки и когда считать инструмент затупленным? Рассмотрим остроту как дверь в мир, где ручной инструмент становится средством достижения желаемого в точности, а не приблизительно.


^ Значение углов

Итак, у вас есть стамеска с зеркальной поверхностью режущей кромки, заточенной под углом 25º. Как я объяснял в прошлом месяце, это компромисс между углом 20º для деликатной подрезки вручную, и углом 30º для инструмента, предназначенного для долбления с помощью киянки. В последнем случае режущая кромка получается прочнее и служит дольше, но неохотно врезается в древесину и теряется контроль над инструментом.

Режущие кромки большинства ручных инструментов затачиваются под углом 25º, но доводятся (хонингуются) под углом от 25º до 30º - это увеличение угла позволяет доводить (хонинговать) только передний край режущей кромки. Основной угол заточки 25º получается при обработке на грубом шлифовальном камне, а «доводочный» угол – с помощью тонкого хонинговального камня.

В нашей мастерской мы используем японские водные камни (japanese waterstones), которые появились в Великобритании примерно 25 лет назад.
Хотя с тех пор было предложено много новых разработок, большинство профессионалов, которых я знаю, все еще используют японские водные камни в качестве принципиального средства для хонингования или заточки режущих кромок, так как затачивают они быстро, недороги и не слишком сложны в обслуживании.

В большинстве случаев заточка выполняется с помощью двух заточных камней – относительно грубого (зернистость 1200) и полировального (зернистость 6000). Впоследствии вам может потребоваться третий или четвертый камень, но для начала достаточно всего два камня. У меня имеется золотой камень зернистостью 8000, который я использую для придания особого блеска моим стамескам, но, честно говоря, не могу утверждать, что от этого кромки становятся острее. Это уже роскошь, но камень зернистостью 6000 – это необходимость. Без него вы не достигнете того качества лезвия, о котором я собираюсь рассказать.

Камень зернистостью 1200 не самый грубый водный камень, который вы можете купить, но этого достаточно, чтобы довольно быстро убрать заусенцы с кромки, что является первым шагом в заточке вашей стамески.


^ Применение водного камня

Перед началом работы с камнем зернистостью 1200 замочите его в воде на несколько часов. Если камень не использовался значительное время, проверьте его поверхность на плоскостность. Для устранения изъянов положите кусочек водостойкой шлифовальной бумаги с зерном 600 на плоскую поверхность стекла и притрите камень, добавляя небольшое количество воды с целью усиления эффекта очистки. Водостойкая шлифовальная бумага – превосходный абразивный материал с зернами оксида алюминия (корунд) и водостойкой подложкой, позволяющей применять воду для очистки абразива от отходов шлифовки камня.

Промойте бумагу и камень и установите его на столе, вес которого имеет большое значение. Мы используем пару старых кухонных гарнитуров, но во многих случаях высота этой рабочей поверхности не идеальна. Об этом поговорим далее.


^ Приближение к профи

Теперь мы подошли к тому, как получить этот доводочный угол на режущей кромке, и здесь существует два подхода – один для любителей, а второй для профи.

Любитель не ограничен временем, его беспокоит лишь неудачный результат заточки. Профессионал, с другой стороны, должен иметь хороший результат и при том быстро. Разница во времени. Опытный любитель должен иметь такой же хороший результат, что и профессионал, но совершенно неважно, уйдет у него на это неделя или год. Профессионал должен разбиться в лепешку, но сделать это быстрее, чем кто бы то ни был, иначе он теряет деньги и принижает свое мастерство, так как его работа внушает людям, что его действия совершенны и корректны.

Таким образом, существует четкое деление. Любитель может свободно использовать шлифовальный зажим-оправку для получения совершенной и математически точной фаски режущей кромки. Профи же не имеет возможности тратить время впустую. Я использовал хонинговальный зажим, когда я начал заниматься деревообработкой более 25 лет назад, но забросил это в первый же день моей работы в профессиональной мастерской. Достаточно было только взглянуть мельком на главного мастера, чтобы понять, что есть лучший способ, и я стыдливо убрал свою оправку в карман фартука.

Заточные оправки хороши, и я не критикую любителей, которые ими пользуются. Вы имеете преимущество во времени, которым, к сожалению, я, как профессионал, не располагаю. Для достижения такого же результата мне нужно пользоваться другими способами. И об этом я хочу рассказать.

Вам может показаться, что зажим-оправка подходит вам, и я не стану спорить, но в моем случае заточка должна осуществляться быстро, эффективно и с наименьшими трудозатратами. Допустим, я подрезаю и продолжаю работать над поверхностью детали, я сконцентрирован в течение 10-15 минут. Перемещаюсь к заточному столу. Вжик-вжик, вжик-вжик. Смена камня. Вжик-вжик, вжик-вжик. Дело сделано.

За то время, пока вы читали эти строки, я затачиваю свою стамеску. Я не должен шарить вокруг и, найдя оправку, тратить время на то, чтобы вставить в нее стамеску, затянуть с помощью отвертки винты и оценить проекцию угла фаски лезвия – я просто перемещаюсь, прикладываю инструмент к камню, притираю лезвие и возвращаюсь.


^ Техника хонингования

Притираю лезвие. Что это значит? По существу, я использую свое тело в качестве направляющего приспособления.

Возможно, в лучшем мире наш хонинговальный стол был бы немного ниже, чем высота обычной кухонной рабочей поверхности (36 дюймов). Главное, удерживая стамеску в руке, установить ее на дальний край камня и прижать к нему плоскостью фаски. Далее обеими руками обхватите стамеску, и твердо прижмите ее к камню, держа при этом локти выпрямленными. Возможно, вам нужно будет расставить ноги шире, одну впереди другой, в зависимости от высоты стола (верстака).

Потяните стамеску назад вдоль камня. При этом отклонитесь назад к задней ноге и выпрямите переднюю ногу. Задняя кромка (пятка) фаски стамески немного приподнимется над поверхностью камня, в то время как передняя (режущая) кромка останется на нем.

Когда вы потянете стамеску на себя, вы увидите темную грязную линию или полосу, остающуюся на камне. Это сталь, сошлифованная с кромки лезвия. Если стамеска прилипает или цепляется, возможно, вы пытаетесь неправильно обработать фаску на поверхности. Осмотрите пятно на камне. Равна ли ширина полосы ширине стамески или лишь половине ее ширины? Если только половине, немного перераспределите давление так, чтобы больше усилий прилагалось на сторону, которая не хонинговалась. Верните стамеску на удаленный край камня и повторите операцию, пока на камне не будет появляться чистое серое пятно (полоса) шириной, равной ширине стамески.

Если вы зафиксируете положение рук, то угол, который примет стамеска, когда вы переместите ее от ближнего края камня к дальнему, будет в точности таким же, что и при первом проходе. И, когда вы снова потянете стамеску на себя, она точно так же приподнимется над камнем. Так будет до тех пор, пока вы вдруг не подрастете дюймов на 6 или не наденете обувь с каблуками!

Очень осторожно и, не изменяя прижима, используйте свой указательный палец, чтобы «прочувствовать» лезвие стамески. Проведите пальцем вдоль задней кромки, противоположной режущей. Чувствуете небольшой заусенец вдоль кромки лезвия? Хорошо. Теперь можно отложить в сторону камень с зерном 1200.

Возьмем камень 6000 и повторим процесс, чтобы сошлифовать заусенец. Протяните стамеску на себя два или три раза, следя за тем, чтобы грязная полоса на камне была во всю ширину стамески. Это знак того, что полирование проходит правильно.

Аккуратно положите стамеску плоской стороной на камень под углом 45º к его краю, и осторожно проведите ею на себя вдоль камня. Таким образом, мы шлифуем обратную сторону стамески, чтобы полностью снять заусенец. Не нужно отгибать, отламывать или сбивать этот заусенец – его надо сошлифовать. Если у вас получился достаточно большой заусенец, то вы без труда его увидите. Маленький же заусенец может выглядеть как мелкие крупинки пыли на самой кромке лезвия.

На данном этапе вам потребуется яркий источник света, будет полезным и увеличительное стекло. Продолжайте хонингование сначала на одной стороне, потом на другой, переворачивая стамеску через каждые два-три прохода. Лучший источник света – солнечный луч, но сгодится и направленная лампа. Если в луче света вы видите на кромке лезвия пыль или мелкие крупинки, то либо стамеска еще не заточена должным образом, либо на лезвии есть заусенец.

Тщательно заточенное лезвие не должно иметь никаких отблесков на своей кромке. Это абсолют, жесткий критерий, но он достигаем и в реальности ежедневно достигается в профессиональных мастерских.


^ Возвращение к заточке?

Сумели заточить лезвие таким образом – можно похвалить самого себя!

Но, прежде чем окончательно обрадоваться, давайте определим, когда необходимо вернуться к заточке?

Теперь у вас есть острое лезвие, что-то, что поистине выполняет какую-либо работу. Вы хотите сохранить его острым и не позволить затупиться. Возвращайтесь к хонингованию снова и снова в течение дня. Даже если у вас целый набор стамесок, которые нужно точить, используя данную технику, заточка – это работы всего лишь нескольких минут, а не получаса!

Не откладывайте заточку инструмента в долгий ящик. Да, быть может, методика немного сложная, но, выучив однажды, ее легко применять на практике.


^ ПОДПИСИ К РИСУНКАМ




СТР 29: Заточной стол Дэвида готов к использованию – никакого хай-тэка, просто пара заточных камней, которые регулярно выправляются по плоскости с помощью водостойкой шлифовальной бумаги на куске плоского стекла.

НИЖЕ: С практикой вы научитесь получать нужный угол

Равномерное темное пятно указывает на то, что вы равномерно снимаете металл.



СТР 30: Удаление заусенца, появившегося при хонинговании кромки лезвия с помощью протяжки стамески обратной стороной по поверхности мелкозернистого камня.





Похожие:

Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» icon2 «а», 2 «г» классы
Математика. Уч стр. 104 №14,стр. 105 №17,18,стр. 106 №21,22стр. 108 №37 стр. 109 №40,43. стр. 112 №53. стр. 14 №2
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconН. Г. Кембровская исследования м. А. Ельяшевича по истории физики (фрагмент из книги:. стр. 41-59) Настоящая статья
Академик М. А. Ельяшевич: Воспоминания учеников и современников, избранные статьи (К 100-летию со дня рождения). – Минск: Голиафы,...
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconДомашнее задание
...
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» icon6а предмет
Англ стр. 78 упр. Д, стр. 79 №1-2, стр. 82 № ав, стр. 84 читать, стр. 85 №1, 2, 4
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconПравила выучить, тетрадь с печатной основой: стр. 36-45. Чтение : стр. 73-74 вопрос Окруж мир : стр. 46-58 пересказывать, отвечать на вопросы, тетрадь стр. 19-21
Лит чт уч. Стр. 23-34, хрест. Стр. 117-121 – все произведения А. А. Блока и К. Д. Бальмонт чит выразительно, ответить на вопросы...
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconOverview стр. 1 стр. 2 стр. 3 Лист1 Sheet 1: стр. 1

Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» icon4 «А», 4«В» классы Математика: стр. 59 №24-28, стр. 59 №1-4 Русский : рабочая тетрадь стр. 43-46 №14, учебник стр. 103-104,№69-71 Чтение: В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке»
Хорошо знать название падежей., научиться определять падежи существительных в тексте Д. з.: упр.№69, 70 (дидактический материал),...
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconМатематика стр. 69 №8,9,10,11 (повторение) Русский язык стр. 84 упр. 1 правило стр. 84 85

Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconУрок по природоведению Стр. 4 Стр. 3 Ура! У нас каникулы! Стр. 4 Школьные персонажи
Этот урок даже на перемене!!! Всем понравилось работать на smart доске!
Статья о заточке стамесок good Woodworking стр. 28-30 «honing an edge» iconМюзиклы Владислава Успенского «Музыка Петербурга» летний номер 2001 года Фотинья Мергель статья о человеке, как и статья
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов