Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения icon

Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях" Глава I. Общие положения



НазваниеКомментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях" Глава I. Общие положения
страница1/6
Дата конвертации07.09.2012
Размер2.9 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6

Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"


Глава I. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


1. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

2. Комментируемая статья определяет предмет регулирования Федерального закона - это общественные отношения, возникающие в связи:

- с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и

- особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

3. Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Тоже самое право граждан закреплено и в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях": граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.


Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии


1. В соответствии с комментируемой статьей право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии состоит из нескольких альтернативных прав, а именно из:

- права создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями,

- права вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии,

- права участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами,

- права беспрепятственно выходить из политических партий.

2. Право создавать на добровольной основе политические партии является принципом деятельности политической партии - деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии должны создавать своим членам равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

3.
Право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии принадлежит исключительного гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

4. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

5. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. Они имеют право:

- избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений,

- получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов,

- обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.


Статья 3. Понятие политической партии и ее структура


1. В комментируемой статье дается понятие политической партии, ее регионального отделения, излагаются требования, необходимые для осуществления деятельности политической партии, а также определяются цели и задачи политической партии.

2. Политическая партия - это общественное объединение.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Политическая партия как один из видов общественного объединения должна обладать признаками:

- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,

- оно создано по инициативе граждан,

- граждане объединяются на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

3. От других видов общественных объединений политическую партию отличают цели ее создания:

- участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли,

- участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, - представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления

4. Для осуществления деятельности политической партией необходимо, чтобы она отвечала требованиям о численности ее членов и о численности региональных отделений.

5. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" абзац второй, согласно которому политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

6. Согласно комментируемой статье численность членов политической партии должна быть не менее пятидесяти тысяч членов политической партии. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. При применении этого требования нужно учитывать также, что гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

7. Политические партии, зарегистрированные в соответствии с данным Федеральным законом на день вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 168-ФЗ, вносящего изменения в комментируемый закон, до 1 января 2006 года должны привести свою численность в соответствие с требованиями абзаца третьего пункта 2 статьи 3 в редакции Федерального закона от 20.12.2004 N 168-ФЗ, т.е. численность должна быть не менее пятидесяти тысяч членов политической партии. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии.

Политическая партия, не отвечающая требованиям о численности, обязана до 1 января 2007 года преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться. В случае невыполнения указанных требований политические партии подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Еще одно требование - руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

9. Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Интересным представляется следующее положение комментируемой статьи: в субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Согласно ст. 65 Конституции Российской Федерации автономный округ является самостоятельным субъектом Российской Федерации.

10. Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- в ранее действующей редакции (до внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ) еще одна цель заключалась в выдвижении кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе, в действующей редакции политические партии могут выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборах:

- Президента Российской Федерации,

- депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

- в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

- выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований,

- а также участвовать в указанных выборах и в работе избранных органов.


Статья 4. Законодательство Российской Федерации о политических партиях


1. Деятельность политических партий основана, в первую очередь, на Конституции Российской Федерации, согласно которой:

- каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30);

- в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (пп. 3, 4, 5 ст. 13).

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Среди международных актах следует отметить:

- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), согласно которому каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.): каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (ст. 11).

- Руководящие принципы запрета и роспуска политических партий (приняты Венецианской комиссией на ее 41-й пленарной сессии в Венеции 10-11 декабря 1999 года), в соответствии с которой государства должны признавать право каждого лица на свободу объединения в политические партии. Это право включает свободу иметь политические мнения и получать и распространять информацию без препятствий со стороны государственной власти и независимо от границ. Требование регистрации политических партий само по себе не рассматривается как нарушение этого права.

Любые ограничения вышеупомянутых основополагающих прав человека, осуществляемых через деятельность политических партий, должны соответствовать положениям Европейской конвенции о правах человека и других международных договоров как при нормальных, так и при публичных чрезвычайных обстоятельствах.

Запрет или насильственный роспуск политических партий может быть оправдан только в том случае, если эти партии проповедуют насилие или свержение демократического конституционного строя, тем самым подрывая права и свободы, гарантируемые Конституцией. Тот факт, что партия выступает за изменение конституции мирным путем, сам по себе не может быть основанием для ее запрета или роспуска.

Политическая партия как целое не может нести ответственность за индивидуальное поведение своих членов, которое не санкционировано партией в рамках ее политической (публичной) и партийной деятельности.

К запрету или роспуску политических партий, как к особенно далеко идущей мере, следует прибегать с максимальной сдержанностью. Прежде чем обратиться к компетентному судебному органу с предложением запретить или распустить партию, правительства или другие государственные органы должны, принимая во внимание ситуацию в своей стране, оценить, действительно ли эта партия представляет угрозу свободному и демократическому политическому строю и правам отдельных лиц или для предотвращения такой угрозы можно ограничиться менее радикальными мерами.

Правовые меры, направленные на запрет или предписанный законом насильственный роспуск политических партий, должны быть результатом судебного решения о неконституционности этих партий, носить чрезвычайный характер и соответствовать принципу пропорциональности. Любая такая мера должна основываться на достаточных доказательствах того, что сама партия, а не только ее отдельные члены преследуют политические цели, используя или готовясь использовать неконституционные средства.

Решение о запрете или роспуске политической партии должно приниматься конституционным судом или другим компетентным судебным органом в ходе процедуры, предоставляющей все гарантии должного процесса, открытости и справедливого судебного разбирательства.

2. Деятельность политических партий согласно комментируемой статье основывается на федеральных конституционных законах, а именно на:

- Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении": на основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, приостанавливается деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации.

- Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". В соответствии с ним в случае введения чрезвычайного положения на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения приостанавливается деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

- Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации": уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

- Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации": судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

3. Федеральные законы Российской Федерации также регулируют деятельность политической партии:

- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ: Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

- Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

- Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации": член Общественной палаты приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур, а также использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

- Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях": Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации": мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне": деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности": в органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

- Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации": прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

- Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции": в милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.

В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.

Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается:

- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", согласно которому Политические партии участвуют в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвигают кандидатов, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О политических партиях".

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвигать кандидатов, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Политическая партия, выдвинувшая кандидата, представляет представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о своем наименовании.

Наименованием политической партии является наименование, указанное в ее уставе.

Политическая партия согласует с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации свое краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, используемое в избирательных документах.

Изменение наименования политической партии после представления сведений о ней в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не допускается.

Политическая партия, выдвинувшая кандидата, назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах Президента Российской Федерации.

Уполномоченные представители политической партии назначаются решением съезда политической партии либо решением органа, уполномоченного на то съездом политической партии.

Список назначенных уполномоченных представителей политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке уполномоченных представителей политической партии указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя политической партии. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого их перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.

Уполномоченные представители политической партии подлежат регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Уполномоченные представители политической партии не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает в момент утраты статуса кандидатом, выдвинутым данной политической партией, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Политическая партия по решению уполномоченного на то органа соответствующей политической партии вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя политической партии, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

- Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который вступит в силу 7 декабря 2006 года: политические партии участвуют в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе выдвигают федеральные списки кандидатов, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О политических партиях".

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе выдвигать федеральные списки кандидатов, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляет указанный список и извлечения из уставов перечисленных в нем политических партий с описанием их эмблем по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о своем наименовании.

Наименованием политической партии является наименование, указанное в ее уставе.

Политическая партия одновременно с представлением федерального списка кандидатов для заверения вправе представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации свою эмблему, описание которой содержится в ее уставе.

Политическая партия согласует с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование и эмблему, используемые в избирательных документах.

Изменение наименования и эмблемы политической партии после их представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не допускается.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, имеет право назначить не более 500 представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе представителей по финансовым вопросам.

Политическая партия по предложению своего регионального отделения назначает уполномоченных представителей по финансовым вопросам, наделенных полномочиями по распоряжению средствами избирательного фонда данного регионального отделения и иными связанными с этим полномочиями.

Политическая партия по решению ее уполномоченного на то органа вправе в любое время прекратить полномочия назначенного ею уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. Копия решения о прекращении полномочий уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам направляется также в филиал Сберегательного банка Российской Федерации, в котором политическая партия, соответствующее региональное отделение политической партии открыла (открыло) специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда.

Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам истекает через 90 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием назначившей их политической партии, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.

Уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, имеет право получить в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.

- иные Федеральные законы Российской Федерации.


Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии


1. Комментируемая статья устанавливает, что политическая партия может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации независимо от места нахождения ее региональных отделений.

2. Пределы территории определяет Государственная граница Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.93 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации и федеральными законами:

а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

3. К территории Российской Федерации относится:

1) сухопутное пространство;

2) территориальное море, под которым согласно Федеральному закону РФ N 155-ФЗ от 31.07.1998 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

1) линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

2) прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

3) прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

4) прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

5) система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

3) Внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

К ним относятся воды:

- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

4) Прилежащая зона Российской Федерации - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

5) Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

6) Исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

7) Недра, которые являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения

8) Воздушное пространство Российской Федерации, под которым понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

9) Гражданские суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации.

10) Военные корабли или военные воздушные судна Российской Федерации независимо от места их нахождения.

11) дипломатические представительства - здания и земля, на которой они находятся являются собственностью Российской Федерации, но обладают иммунитетом, т.е. помещения представительства неприкосновенны.


Статья 6. Наименование политической партии


1. Комментируемая статья устанавливает требования в отношении наименования политической партии. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и авторских прав.

2. Ни в полном ни в сокращенном наименовании партии не допускается использование наименований:

- иных существующих в Российской Федерации политических партий;

- других общероссийских общественных объединений;

- политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с созданием или деятельностью политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;

- наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- имени и (или) фамилии гражданина.

3. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии имеют тоже название, что и политическая партия, но с указанием своей территориальной принадлежности.

4. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания. Порядок использования слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слова и словосочетаний установлен Постановлением ВС РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-I "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур", согласно которому наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации.

Исходя из содержания этого постановления для использования в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания политической партии не требуется согласия Правительства Российской Федерации.

5. Комментируемая статья устанавливает запрет на использование названия политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства. Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" нарушение законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Общественные объединения, созданные в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, не могут использовать в своем наименовании слово "партия", т.к. они не являются общественными объединениями, которые созданы в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, т.е. политическими партиями.


Статья 7. Символика политической партии


1. Комментируемая статья устанавливает требования, предъявляемые к символике политической партии - эмблеме и иным символам. Точное описание символики должно содержаться в уставе политической партии. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы:

- эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений;

- эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

2. Символика политической партии не должна совпадать:

1) с государственной символикой Российской Федерации, к которой относиться:

2) государственной символикой субъектов Российской Федерации,

3) символикой муниципальных образований,

4) с государственной символикой иностранных государств (герб, гимн, флаг и иные символы иностранного государства).

3. К государственной символике относится:

- Герб Российской Федерации - согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона;

- Флаг Российской Федерации - в соответствие с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

- Гимн Российской Федерации - согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Он представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

- при вступлении в должность Президента Российской Федерации - после принесения им присяги;

- при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;

- при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;

- во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом;

- во время проведения воинских ритуалов - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться:

- при открытии памятников и памятных знаков;

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

- во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:

- ежедневно - перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 часов и в 24 часа по местному времени;

- в новогоднюю ночь - после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени.

4. К символике субъектов Российской Федерации относится: герб, флаг субъекта Российской Федерации. Например, Закон Саратовской области от 6 сентября 1996 г. "О гербе и флаге Саратовской области" устанавливает, что официальными символами Саратовской области являются герб и флаг Саратовской области.

Герб Саратовской области представляет собой лазоревый (синий, голубой) щит с тремя серебряными стерлядями, сходящимися в вилообразный крест, увенчанный золотой земельной короной, подбитой лазурью (с пятью видимыми острыми зубцами, из которых три - на передней стороне обруча, два - на задней стороне).

Флаг Саратовской области представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: нижней - красного цвета и верхней - белого цвета - в соотношении ширины полос 1:2, с двухсторонним изображением в центре белой полосы герба Саратовской области в окружении золотого декоративного венка из дубовых, лавровых ветвей и колосьев, соединенных золотой лентой

Закон Астраханской области от 19 декабря 2001 г. N 62/2001-ОЗ "О флаге и гербе Астраханской области" регламентирует: символами Астраханской области, государственности и власти являются флаг и герб Астраханской области.

Флаг Астраханской области представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, посредине флага расположена золотая корона, состоящая из обруча с тремя видимыми листовидными зубцами и золотой митры, скрепленной пятью видимыми дугами, украшенными жемчугом и с зеленой подкладкой. Митра увенчана золотым шариком с крестом. Под короной серебряный с золотой рукоятью восточный меч острием вправо.

Герб Астраханской области представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В голубом поле щита - золотая корона, состоящая из обруча с тремя видимыми листовидными зубцами и золотой митры, скрепленной пятью видимыми дугами, украшенными жемчугом и с зеленой подкладкой. Митра увенчана золотым шариком с крестом. Под короной серебряный с золотой рукоятью восточный меч острием вправо. Щит увенчан царским венцом - Астраханской шапкой.

5. К символике муниципальных образований относится, например, согласно Закону г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве" герб и флаг муниципального образования. Иные символы муниципального образования (эмблема, гимн и другие) могут быть предусмотрены уставом муниципального образования. Официальные символы муниципального образования призваны самоидентифицировать муниципальное образование среди муниципальных образований в городе Москве и Российской Федерации.

6. На символику политической партии распространяются требования законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав, т.к. эмблема и иные символы относятся к объектам авторских прав. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" в ст. 6 определяет, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах.

7. Комментируемая статья содержит запрет на использование символики, оскорбляющей расовые, национальные или религиозные чувства и символики оскорбляющей или порочащей:

- Государственный флаг Российской Федерации,

- Государственный герб Российской Федерации,

- Государственный гимн Российской Федерации,

- флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств,

- религиозные символы.


Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий


1. Данная статья устанавливает основные принципы деятельности политических партий. Эти принципы, в первую очередь, основаны на Конституции Российской Федерации.

2. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Эти принципы закреплены в ст. 30 Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

3. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных комментируемым законом.

К таким ограничениям относятся:

- запрет на создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;

- запрещение создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

- создание структурных подразделений политических партий допускается только по территориальному признаку;

- запрет на создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

- недопущение деятельности политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

- недопущение вмешательства политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;

- запрет на создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;

- возможность приостановления деятельности политической партии в связи с введением на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.

4. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливает: перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

5. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. Все сведения, начиная от сведений о намерениях создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов, которые подаются организационным комитетом, подлежат общероссийских периодических печатных изданиях. Также сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.

6. Принцип создания политическими партиями равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления для мужчин и женщин, граждан Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, следует из положений ст. 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающих, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.


Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий


1. Комментируемая статья определяет ограничения на создание и деятельность политических партий. Установленные ограничения, в первую очередь, основаны на Конституции Российской Федерации, ч. 5 ст. 13 которой регламентирует, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, Кроме того, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской федерации закрепляет, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Статья 26 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и т.д.

2. Часть 1 данной статьи устанавливает запрет на создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;

3. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае осуществления общественным объединением либо его региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы.

4. Комментируемый статья не запрещает включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости. Эти действия не относятся к разжиганию социальной розни.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина" признан не противоречащим Конституции РФ пункт 3 статьи 9 настоящего Федерального закона в части, не допускающей создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Согласно указанному Постановлению поводом к рассмотрению дела явились запрос Коптевского районного суда города Москвы, жалобы общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях".

3. Комментируемая статья регламентирует запрет на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Кроме того, политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. Если общественное объединение создается по признакам профессиональной принадлежности, то оно является профессиональным союзом и его деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Если же общественное объединение создается по религиозному признаку, то оно относится к религиозным организациям, их деятельность основана на Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Он предусматривает, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

6. Закон дает понятие создания политической партии по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности - указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

7. Запрещается создание структурных подразделений политических партий:

- в органах государственной власти

- в органах местного самоуправления,

- в Вооруженных Силах Российской Федерации,

- в правоохранительных и иных государственных органах,

- в государственных и негосударственных организациях.

Помимо комментируемого закона такие запреты содержатся в следующих Федеральных законах:

- в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне": деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

- в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности": в органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

- в Федеральном законе РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации": создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

- в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции": в милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций.

- в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур и т.д.

8. Кроме создания структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях, запрещается также и деятельность политических партий и их структурных подразделений в этих органах и организациях. Кроме того, политическим партиям запрещается вмешиваться в учебный процесс образовательных учреждений. Эти запреты не распространяются на деятельность политической партии в законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. При этом закон не указывает на характер такого рода деятельности.

9. Необходимо отметить, что п. 5 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ, которым были внесены изменения в указанный пункт, изменив словосочетание "представительных органов местного самоуправления" на словосочетание "представительных органов муниципальных образований".

10. Не допускается в целях предотвращения угрозы национальной безопасности создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений.

11. Пункт 7 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении, если на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится чрезвычайного или военного положения, которыми могут вводиться ограничения на деятельность в том числе и политических партий. Эти ограничения вытекают из положений Конституции Российской Федерации: ст. 55 п. 3 которой предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 Конституции Российской Федерации закрепляет, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

12. Порядок введения чрезвычайного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К мерам и временным ограничениям, применяемым в условиях чрезвычайного положения относится в том числе и приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

13. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении".

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, возможно приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации.


Статья 10. Государство и политические партии


1. Комментируемая статья определяет, каким образом государство и политические партии взаимодействуют друг с другом - органы государственной власти и их должностные лица не могут вмешиваться в деятельность политических партий, но и политические партии, в свою очередь, не могут вмешиваться в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Запрет на вмешательство в деятельность друг друга основан на положениях ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации, где установлено, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется, а также на положениях ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Соблюдая правило о невмешательстве в деятельность государственных органов и их должностных лиц со стороны политических партий и в деятельность политических партий со стороны государственных органов и их должностных лиц, комментируемый закон устанавливает, что вопросы, которые затрагивают интересы политических партий, должны решаться органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

2. Комментируемая статья устанавливает запрет на использование преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии:

- лицам, замещающим государственные или муниципальные должности;

- лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Понятие муниципальной службы дано в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" - муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Муниципальная служба в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

3. Недопущение использования преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии лицами, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе закрепляется помимо комментируемого закона также:

- в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

- в ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации": муниципальный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

4. Решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей могут быть связаны только:

- депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

- депутаты иных законодательных (представительных) органов государственной власти,

- депутаты представительных органов муниципальных образований.

Иные лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

5. В комментируемой статье устанавливается право Президента Российской Федерации приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий или остаться членом партии, к которой он принадлежал до вступления в должность Президента.


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconКомментарий к Федеральному закону "О политических партиях"
Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции рф, каждый имеет право на объединение. Это право закреплено в Федеральном законе n 82-фз "Об общественных...
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconКомментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз
Комментария к Федеральному закону "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Имеет опыт экспертной, адвокатской, законотворческой...
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconДокументы
1. /Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ 'О политических партиях' (....doc
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconЕ. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности». М., 2002/ Статья
Россинская Е. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности». – М., 2002
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconПринят Государственной Думой 21 июня 2001 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года См комментарий к настоящему Федеральному закон
В российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством...
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconДокументы
1. /КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2004 Г_ N 1.rtf
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconДокументы
1. /КОММЕНТАРИЙ к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ь 122-ФЗ ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА.doc
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconПринят Государственной Думой 22 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года Часть первая. Общие положения Раздел I. Основные положения Глава Уголовно-процессуальное закон
Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции...
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconПринята Государственной Думой 16 июля 1998 года Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года Раздел I. Общие положения Глава закон
Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз \"О политических партиях\" Глава I. Общие положения iconПринят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года Раздел I. Общие положения Глава Задачи и принципы закон
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов