«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon

«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»



Название«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Дата конвертации12.09.2012
Размер355 Kb.
ТипПримерная программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»


«Согласовано»

Методист МОУ ДПОС «УМЦ»

_____________/___________/

ФИО

____________2011г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 18 »

_____________/______________/

ФИО

«__»____________2011г.


«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 18»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2011г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бочаровой Любови Евгеньевны

Ф.И.О., категория


по ГЕОГРАФИИ, 8 класс

Предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2011 г.


Г. Энгельс


2011 год

Пояснительная записка


Программы:

  • Примерная программа основного общего образования по

географии «География Земли» (7-8 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. – М.: Дрофа, 2008.

  • Дронов В.П., Бринова И.И. География России. 8-9

классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.


Количество часов:

всего – 34 ч., в неделю – 1 ч., практических работ - 11.


Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учётом

принятой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и

социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


^ Учебно – тематический план




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведе-ния

ВВЕДЕНИЕ (1 час).

1.

Что изучает география России.

1

Вводный




Стр. 3-4,

Работа с художественной литературой

1 - 3 сентября


Часть I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 часов).

Тема 1. Географическое положение России (4 часа).

2.

Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения.

1

Урок изучения нового материала




§ 1, вопросы

05 – 10 сентября

3.


Особенности географического положения России.


1

Урок изучения нового материала

Практическая работа №1. Характеристика особенностей географического

положения России. Сравнение географического

положения России с другими странами.

§ 2, работа с контурной картой и атласом


05 – 10 сентября

4.

Экономико- и транспортно-

Географическое положение России. Соседи России.

1

Урок изучения нового материала




§ 3, работа в контурной карте

12 – 17 сентябрь

5.

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

1

Урок обобщающего повторения




§ 4, схема

12 – 17 сентябрь

Тема 2. Границы и административно-территориальное положение России

(8 часов).

6.

Государственная территория России.

1

Урок изучения нового материала




§ 5, конспект-схема

19 - 24 сентября

7.

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 6, вопросы

19 - 24 сентября

8.

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 7, схема

26 сентября – 1 октября

9.

Сухопутные и морские границы России.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 8, вопросы

26 сентября – 1 октября

10.

Россия на карте часовых поясов.

1

Практикум

Практическая работа №2.

Определение поясного времени для разных пунктов России.


§ 9, задача

3 – 8

октября

11.

Этапы и методы географического изучения территории.

1

Урок - путешествие




§ 10, таблица

3 – 8

октября

12.

Особенности административно- территориального устройства России.

1

Урок изучения нового материала




§ 11, схема

10 – 15

октября

13.

Обобщение по разделу «Россия на карте мира».

1

Урок изучения нового материала




§ 1 – 11, вопросы

10 – 15

октября

Часть II. ПРИРОДА РОССИИ(35 часов).

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов).

14.

Геологическая история и геологическое строение территории России.

1

Урок изучения нового материала




§ 12, вопросы

17-22

октября

15.

Рельеф России.

1

Практикум

Практическая работа №3.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


§ 13, работа в контурной карте

17-22

октября

16.

Как и почему изменяется рельеф России.

1

Урок - исследование




§ 14, вопросы

24-29

октября

17.

Стихийные природные явления в литосфере.

1

Урок изучения нового материала




§ 15, сообщение

24-29

октября

18.

Человек и литосфера.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 16, вопросы

10 – 12 ноября

19.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 16, таблица

10 – 12 ноября

20.

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

1

Урок обобщающего повторения




§ 12 – 16, вопросы

14-19 ноября


Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов).

21.

Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала




§ 17, стихотворение

14-19 ноября


22.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

1

Урок - исследование




§ 18, таблица

21-26 ноября


23.

Сезонность климата.

1

Урок актуализации знаний и умений

Практическая работа №4.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.


§ 19, вопросы

21-26 ноября


24.

Типы климата.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 20, таблица

28 ноября -03 декабря

25.

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

1

Урок - исследование

Практическая работа №5.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

§ 21, вопросы

28 ноября -03 декабря

26.

Климат и человек.

1

Практикум

Практическая работа №6.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.



§ 22, вопросы

05 – 10

декабря

27.

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы».

1

Урок обобщающего повторения




§ 17 – 22, вопросы

05 – 10

декабря

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

28.

Разнообразие внутренних вод России.

1

Урок изучения нового материала




§ 23, работа в контурной карте

12 – 17 декабря

29.

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Урок актуализации знаний и умений





§ 24, работа в контурной карте

12 – 17 декабря

30.

Водные ресурсы и человек.

1

Урок актуализации знаний и умений





§ 25, вопросы

19 – 24

декабря

31.

Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона.

1

Практикум

Практическая работа №7.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.


§ 25, сообщение

19 – 24

декабря

32.

Контрольный срез знаний за 1 полугодие

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 1 – 25, вопросы

26 – 30

декабря

Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа).

33.

Образование почв и их разнообразие.

1

Урок изучения нового материала




§ 26, вопросы

26 – 30

декабря

34.

Закономерности распространения почв.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 27, таблица

11 – 14

января

35.

Почвенные ресурсы России.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 28, схема

16 – 21

января

36.

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы».

1

Урок обобщения знаний и умений




§ 26 – 28, вопросы

16 – 21

января

Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа).

37.

Растительный и животный мир России.

1

Урок изучения нового материала




§ 29, сообщение

23- 28 января

38.

Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 30, вопросы

23- 28 января

39.

Итоговый урок.

1

Урок обобщающего повторения




§ 29 – 30, вопросы

30 января – 04

февраля

Тема 8. Природное районирование (9 часов).

40.

Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПТК.

1

Урок изучения нового материала




§ 31, конспект

30 января – 04

февраля

41.

Природно-хозяйственные зоны России.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 32, работа в контурной карте

06-11 февраля


42.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

1

Урок - путешествие




§ 33, таблица

06-11 февраля


43.

Леса.

1

Урок - путешествие




§ 34, таблица

13 – 18

февраля

44.

Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни.

1

Урок - путешествие




§ 35, таблица

13 – 18

февраля

45.

Высотная поясность.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 36, схема

20 – 25

февраля

46.

Особо охраняемые природные территории.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 37, сообщение

20 – 25

февраля

47.

Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон.

1

Практикум

Практическая работа №8.

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

§ 37, задание

27 февраля-03 марта

48.

Обобщение по теме «Природное районирование».

1

Урок обобщающего повторения




§ 31 – 37, вопросы

27 февраля-03 марта

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов).

49.

Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса.

1

Урок изучения нового материала




§ 38, диаграмма

05-10 марта

50.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 39, половозрастная пирамида

05-10 марта

51.

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 40, таблица

12 – 17

марта

52.

Городское и сельское население.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 41, вопросы

12 – 17

марта

53.

Размещение населения России.

1

Практикум

Практическая работа №9.

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

§ 42, таблица

19 – 24

марта

54.

Миграция населения в России.

1

Семинар




§ 43, схема

19 – 24

марта

55.

Люди и труд.

1

Урок – исследование

Практическая работа №10.

Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

§ 44, вопросы

02 – 07

апреля

56.

Обобщение по теме «Население»

1

Урок обобщающего повторения




§ 40 – 44, вопросы

02 – 07

апреля

Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 часов).

57.

Что такое хозяйство страны?

1

Урок изучения нового материала




§ 45, схема

09 - 14

апреля

58.

Как география изучает хозяйство.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 46, вопросы

09 - 14

апреля

Тема 9. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

(10 часов).

59.

Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей.

1

Урок изучения нового материала




§ 47, рисунок

16 – 21

апреля

60.

Природно-ресурсный потенциал России.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 48, вопросы

16 – 21

апреля

61.

Сельское хозяйство.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 49, вопросы

23 – 28

апреля

62.

Земледелие.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 50, таблица

23 – 28

апреля

63.

Животноводство.

1

Практикум

Практическая работа №11.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

§ 51, таблица

30 апреля – 05 мая


64.

Лесное хозяйство. Охота.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 52, вопросы

07 – 12 мая


65.

Рыбное хозяйство.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 53, вопросы

14 – 19 мая

66.

Географический фактор в развитии общества.

1

Урок - исследование




§ 54, вопросы

14 – 19 мая

67 – 68.

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу.

1

Уроки обобщающего повторения




§ 55, вопросы

20 – 25 мая




^ Содержание тем учебного курса


ВВЕДЕНИЕ (1 час).

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления о географической информации.


Часть I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 часов).

Тема 1. Географическое положение России (4 часа).

Виды географического положения России: физи­ко-географическое, математико-географическое, эко­номико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического поло­жения. Сравнение географического положения Рос­сии и других государств.


Тема 2. Границы и административно-территориальное положение России (8 часов).

Территория и акватория. Экономически активная территория. Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России. Недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса.

История освоения и изучения территории России. Административно-территориальное и политико-административное деление.


Часть II. ПРИРОДА РОССИИ(35 часов).

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов).

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых Саратовской области.


Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов).

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата, чем она обусловлена.

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.


Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.


Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа).

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв.

Почвенные ресурсы, меры по сохранению плодородия почв.


Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа).

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.


Тема 8. Природное районирование (9 часов).

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязи и взаимообусловленность её компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.

Природные зоны Саратовской области.


Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов).

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие её факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность, как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Городское и сельское население, роль крупнейших городов.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, поражающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменении структуры занятости населения. Проблемы безработицы.


Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 часов).

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.


Тема 9. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов).

Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК.

Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики.

Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озёрного рыбоводства.

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.


^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортабельных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  2. решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы


УМК:

1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.

2. Атлас. География России. 8 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

3. Баринова И.И., Дронов В.П. Природа, население, хозяйство. Рабочая тетрадь по географии. – М.: Экзамен, 2010.

4. Баринова И.И., Суслов В.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. – М.: 2010.

5. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии: 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.


Дополнительная литература:

1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2010.

2. Маерова Н.Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

3. Сиротин В.П. Тесты для итогового контроля. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

4. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус.

5. Интернет - ресурсы.


Приложение


Практические работы


  1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

  9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

  10. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

  11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.



Номенклатура


Пограничные с Россией государства:

Норвегия

Польша

Казахстан

Финляндия

Белоруссия

Монголия

Эстония

Украина

Китай

Литва

Грузия

КНДР

Латвия

Азербайджан





Моря, омывающие Россию:

Балтийское

Баренцево

Белое

Карское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

Берингово

Охотское

Японское

Чёрное

азовское



Острова:

Земля Франца-Иосифа

Врангеля

Северная Земля

Новосибирские

Новая Земля

Колгуев

Курильские

Сахалин






Полуострова:

Кольский

Канин Нос

Ямал

Гыданский

Таймыр

Чукотский

Камчатка








Горы:

Кавказ

Урал

Алтай

Западный Саян

Восточный Саян

Бырранга

Верхоянский хребет

хребет Черского

хребет Джугджур

Сихотэ-Алинь

Становой хребет

Хибины

Срединный хребет

Становое нагорье

Алданское нагорье

Патомское нагорье

Чукотское нагорье

Яблоновый хребет

Витимское плоскогорье

Северные Увалы

Тиманский кряж


Равнины, плоскогорье:

Русская (Восточно - Европейская) равнина

Западно - Сибирская равнина

Прикаспийская низменность

Ишимская равнина

Барабинская низменность

Среднесибирское плоскогорье

Северо – Сибирская низменность

Колымская низменность


Возвышенности:

Среднерусская

Приволжская

Валдайская

Смоленско-Московская








Бассейны полезных ископаемых:

Нефтегазоносных:

Западная Сибирь:







Уренгой

Медвежье

Сургут

Нижневартовск

Тюмень




Урал:







Ишимбай

Уфа




Поволжье







Каменноугольных:

Печорский

Кузнецкий

Канско-Ачинский

Ленский

Тунгусский




Рудных:

КМА (Курская магнитная аномалия)

Урал:







Магнитная

Благодать

Высокая

Медногорск

Карабаш

Сибай

Алтай

Норильск

Дальний Восток

Фосфатных:

Кольский полуостров








Реки:

Волга

Северная Двина

Обь

Енисей

Лена

Амур

Колыма

Индигирка

Яна

Вилюй

Витим

Иртыш

Печора

Дон





Озёра:

Байкал

Онежское

Ладожское

Каспийское (море)

Селигер

Ханка


Крупные природные регионы:

Русская (Восточно – Европейская) равнина

Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток







Похожие:

«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«ГеографияРоссии» (7-9 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«География Земли» (6-7 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«География Земли» (6-7 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Изучение этого курса будет полезно...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Изучение этого курса будет полезно...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» iconСогласовано: Согласовано: Утверждено: Начальник тоу роспотребнадзора Методист му мпц моу заведующая мбдоу петровского района д/с №12 «Рябинка» Карелина С.
Сетка организованной образовательной деятельности в мбдоу детском саду №12 «Рябинка»
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«утверждаю» Методист Маслова Т. В. Директор моу дпос «умц»
Цель: «Совершенствование современного учителя истории, обществознания в рамках реализации национальной образовательной инициативы...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Содействие обучающимся в познании своих личностных особенностей, способностей, возможностей через проведение диагностических методик,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов