«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon

«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»



Название«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Дата конвертации12.09.2012
Размер299.23 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»


«Согласовано»

Методист МОУ ДПОС «УМЦ»

_____________/___________/

ФИО

____________2011г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 18 »

_____________/______________/

ФИО

«__»____________2011г.


«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 18»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2011г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бочаровой Любови Евгеньевны

Ф.И.О., категория


по ЭКОНОМИКЕ, 10 класс

Предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2011 г.


Г. Энгельс


2011 год

Пояснительная записка


Программа «Экономика» предназначена для организации и проведения занятий по экономики в 10 классе средней школы. Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Изучение этого курса будет полезно для всех школьников, а не только для желающих углубленно заниматься экономикой и получать дальнейшее образование в этой области.

«Экономика» представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам.

Для того чтобы сделать уроки экономики живыми и интересными, при разработке учебно-тематического плана было предусмотрено большое количество практических в занятий, в ходе которых используются активные формы обучения, деловые игры и практикумы.


Педагогические функции и цели образования в области экономических знаний в средней общеобразовательной школе состоят в формировании у учащихся комплексного представления о:

- основных закономерностях, ограничениях и условиях экономической жизни потребителя, производителя и общества в целом;

- закономерностях функционирования отраслевых рынков, доходах владельцев факторов производства и их распределении, возможностях, преимуществах и слабых сторонах функционирования рыночных механизмов;

- роли государства в экономической жизни общества, возможностях государственного вмешательства в экономику;

- содержании фискальной и монетарной политики;

- основных макроэкономических проблемах и их особенностях в России на современном этапе;

- способах решения основных экономических вопросов в рамках экономических систем различных типов;

- основных принципах международных отношений.

Таким образом, обьектом изучения в средней общеобразовательной школе является экономическое поведение потребителей, производителей, фирм, государства, а также закономерностей функционирования мировой экономики в целом.

^ В сочетании с другими предметами гуманитарного и естественно-научного цикла изучение экономики должно дать учащимся возможность:

- понять суть экономических процессов, мотивы поведения экономических субьектов;

- выявить связь экономических и политических событий, экономические основания принятия политических решений на разных уровнях власти;

- выработать обоснованный подход к выбору соотношения между эффективностью и справедливостью;

- ориентироваться в текущих экономических событиях.

^ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ:

Основные цели:

* Воспитание культуры экономического мышления, выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

* Выработка умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам.

* Обретение опыта в анализе экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни общества.

* Обретение навыков принятия самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя и владельца производственных ресурсов (работника и предпринимателя).

* Развитие способностей к деятельности в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к саморазвитию и самообразованию.

* Воспитание ответственных граждан своей страны.

Дополнительные цели:

* Ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическими дисциплинами.

* Развитие предпринимательской инициативы молодежи.

* Профессиональная ориентация в сфере экономики.

* Сближение экономического образования в России и зарубежных странах.

Базовым учебным пособием для изучения курса «Экономика» является одноимённый учебник В.С. Автономова.

Количество часов:

всего – 34 ч., в неделю – 1 ч.


^ Учебно – тематическое планирование




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

1. Основы экономической жизни общества (7 часов).

1.

Урок 1. Экономическая наука. Экономические блага.

1

Урок изучения нового материала




Глава 1

стр. 5-7

05 – 10 сентября


2.

Урок 2.

Ограниченность ресурсов и выбор.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 1

стр. 7

12 – 17 сентябрь


3.

Урок 3.

Производство.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 1

стр. 8-9

19 - 24 сентября


4.

Урок 4.

Производительность труда.

1

Урок - практикум





Глава 1

стр.10

26 сентября – 1 октября


5.

Урок 5.

Разделение труда и специализация.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 1

стр. 11-13

3 – 8

октября

6.

Урок 6.

Экономическая система и её функции.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 2

стр. 14-24

10 – 15

октября

7.

Урок 7.

Контрольная работа по теме «Основы экономической жизни общества».

1

Урок обобщения знаний и умений





Глава 1-2


17-22

октября

2. Спрос и предложение (7 часов).

8.

Урок 8.

Спрос.

1

Урок изучения нового материала




Глава 3

стр. 25-33

24-29

октября

9.

Урок 9.

Предложение

1

Урок изучения нового материала




Глава 4

стр. 34-36

10 – 12 ноября


10.

Урок 10.

Функционирование рынка.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 4

стр. 36-37

14-19 ноября


11.

Урок 11.

Равновесие на рынке.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 4

стр. 37-40

21-26 ноября


12.

Урок 12.

Изменения спроса и предложения.

1

Урок - практикум





Глава 5

стр. 41-47

28 ноября -03 декабря


13.

Урок 13. Анализ рыночной ситуации.

1

Урок - практикум





Глава 5

стр. 41-43

05 – 10

декабря

14.

Урок 14.

Контрольный срез знаний за 1 полугодие

1

Урок обобщения знаний и умений





Глава 1-5


12 – 17 декабря


3. Потребители (6 часов).

15.

Урок 15.

Потребности и полезность.

1

Урок изучения нового материала




Глава 5

стр. 41 - 43

19 – 24

декабря

16.

Урок 16.

Потребительский выбор.

1

Урок - практикум





Глава 5

стр. 43 - 47

26 – 30

декабря

17.

Урок 17.

Доходы и расходы потребителей.

1

Урок - практикум





Глава 6

стр. 48 - 52

11 – 14

января

18.

Урок 18.

Номинальные и реальные величины.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 6

стр. 53 - 54

16 – 21

Января

19.

Урок 19.

Сбережения и кредит.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 6

стр. 54 - 58

23- 28 января


20.

Урок 20.

Контрольная работа по теме «Потребители».




Урок обобщения знаний и умений




Глава 6

стр. 48 - 58

30 января – 04

февраля

4. Фирмы, рынки, конкуренция (10 часов).

21.

Урок 21.

Фирмы.

1

Урок изучения нового материала




Глава 7

стр. 59 – 62

06-11 февраля


22.

Урок 22.

Капитал и инвестиции.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 7

стр. 62 - 65

13 – 18

Февраля

23.

Урок 23.

Максимизация прибыли.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 7

стр. 65 - 68

20 – 25

февраля

24.

Урок 24.

Практическая работа «Максимизация прибыли»

1

Урок - практикум


Практическая работа «Максимизация прибыли»

Глава 7

стр. 65 - 68

27 февраля-03 марта


25.

Урок 25.

Конкуренция. Основные типы рынков.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 8

стр. 69 - 72

05-10 марта


26.

Урок 26. Монополия.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 8

стр. 72 - 78

12 – 17

марта

27.

Урок 27. Различные виды фирм.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 9

стр. 78 - 82

19 – 24

марта

28.

Урок 28.

Акционерное общество.




Урок актуализации знаний и умений




Глава 9

стр. 82 - 87

02 – 07

апреля

29.

Урок 29.

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.




Урок актуализации знаний и умений




Глава 10

стр. 88 - 96

09 - 14

апреля

30.

Урок 30.

Контрольная работа по теме: «Фирмы, рынки, конкуренция».




Урок обобщения знаний и умений





Глава 7 - 10

стр. 59 - 97

16 – 21

апреля

5. Деньги и банки (3 часа).

31.

Урок 31.

Деньги.

1

Урок изучения нового материала




Глава 11

стр. 97 - 100

23 – 28

апреля

32.

Урок 32.

Деятельность банков.

1

Урок актуализации знаний и умений




Глава 11

стр. 100 - 103

30 апреля – 12 мая


33.

Урок 33.

Практическая работа по теме: «Деньги и банки»

1

Урок - практикум


Практическая работа по теме: «Деньги и банки»

Глава 11

стр. 100 - 103

14 – 19 мая


34.

Итоговая контрольная работа.

1

Урок обобщения знаний и умений




Глава 1 - 11

стр. 5 - 103

20 – 25 мая




^ Содержание тем учебного курса


  1. Основы экономической жизни общества (7 часов).

Экономика и экономическая наука. Потребности. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость.

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи. Разделение труда. Специализация и ее преимущества.

Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить? Экономическая система. Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Обмен и рынок. Деньги.

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения по цене. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение.


2. Спрос и предложение (7 часов).

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения по цене. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение.


3. Потребители (6 часов).

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Доходы потребителей. Основные источники доходов. Реальные и номинальные доходы. Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Доходность и надежность сбережений. Потребительский кредит и его виды.


4. Фирмы, рынки, конкуренция (10 часов).

Фирма. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка.

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Барьеры входа/выхода на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки.

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Дивиденд. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация.

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.


5. Деньги и банки (3 часа).

Деньги. Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчеты. Вклад до востребования. Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов.


^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

Учащиеся должны:

1. Понимать два значения слова "экономика", знать основные задачи экономической науки.

2. Понимать существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость выбора. Понимать существо категории "альтернативная стоимость" и ее значение в принятии решений.

3. Четко определять типы экономических систем, знать критерии их различения.

4. Уметь обьяснить существо и формы обмена.

5. Понимать существо закона спроса и закона предложения, факторы, формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и рыночноe равновесиe.

6. Знать показатели эластичности, их смысл и значение для экономического анализа.

7. Понимать содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

8. Понимать значение маржинальных (предельных) величин, существо маржинального (предельного) анализа.

9. Уметь обьяснить существо закона уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности.

10. Уметь анализировать затраты фирмы, знать и понимать условие максимизации прибыли. Понимать суть эффекта отдачи от масштаба производства.

11. Знать, что такое "рынок труда". Уметь обьяснять механизмы формирования заработной платы и причины ее дифференциации. Знать, как используется минимальная заработная плата в России. Знать, что такое профсоюзы. Уметь анализировать влияние профсоюзов на формирование равновесия на рынке труда.

12. Понимать основные цели государственного вмешательства в экономику.

13. Знать существо национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятие добавленной стоимости, промежуточной продукции, дефлятор ВВП. Представлять основные методы расчета ВВП. Различать номинальный и реальный ВВП.

14. Иметь представление об основных принципах классического, кейнсианского и монетаристского анализа макроэкономического равновесия.

15. Знать основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня цен.

16. Понимать существо и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства.

17. Представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли, международной финансовой системы, проблемы экономического развития.

18. Уметь описать важнейшие особенности экономического развития России. Понимать источники инфляции в переходный период, цели и последствия либерализации цен, создания рынков факторов производства, разгосударствления собственности, важность сокращения бюджетного дефицита, финансовой стабилизации и подавления инфляции.

19. Понимать существо конкурентного выбора эффективность/равенство и основные проблемы функционирования и развития социальной сферы в России.

20. Представлять существо антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции.

21. Различать и уметь сравнивать основные организационно-правовые формы предприятий.

22. Представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета.

23. Представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний, финансовых и налоговых институтов.

24. Понимать принципы работы фирмы.

25. Представлять существо менеджмента и маркетинга.


Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы


Основная литература

1. Автономов В.С. Экономика. – М: Вита-Пресс, 2010.

2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2010.

3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 2010.
^

4. Автономов В.С.Планирование к учебнику «Экономика», 10,11

Классы.


5. Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в

экономику». – М.: Вита-Пресс, 2009.

6. Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Экономика»,

10,11 классы, Автономов В.С.


Дополнительная учебная литература

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. –

М.: Дело Лтд, 2004.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с

англ. – СПб., 2006.

3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная

микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.:

Международные отношения, 2005.

4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.:

Прогресс, 2009.

5. Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2010.

Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 2009.

  1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс, 2009.

  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 2008.

  3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

  4. Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 2003.

  5. Основы предпринимательского дела: 2-е изд. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – М.: Издательство БЕК, 2002.

  6. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. – М.: Международные отношения,2004.

  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. (2-е изд.). – М.: Дело ЛТД, 2002.

  8. Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. – М.: Новости при участии изд-ва «Catallaxy», 2009.

  9. Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. Вып. 1, 2, 3. – СПб.: 2006.

  10. Сандерс Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж. Д., Хансен У.Л., Стейн Г. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2009.



Приложение


1. Основы экономической жизни общества.


1. КОНЦЕПЦИЯ: ЭКОНОМИКА.


ПОНЯТИЯ (термины):

Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Прикладные экономические дисциплины. Экономический анализ и экономическая политика. Экономические институты. Экономическая модель.


УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Читать и строить графики, таблицы, диаграммы и схемы. Разделять микро- и макроэкономические проблемы, элементы экономического анализа и экономической политики, проблемы экономической теории и прикладной экономики. Перечислять основные экономические институты и обьяснять принципы их функционирования. Приводить примеры экономических моделей.


2. КОНЦЕПЦИЯ:^ ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ВЫБОР.


ПОНЯТИЯ (термины)

Потребности и их относительная неограниченность. Ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями. Проблема выбора. Компромиссный (конкурентный) выбор. Альтернативная стоимость (альтернативные затраты).

^ Кривая производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей.

Стимулы и рациональное поведение. Выгоды и затраты. Свобода выбора.


УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Определять альтернативную стоимость в простых ситуациях. Применять альтернативную стоимость при принятии решений в условных примерах и жизненных ситуациях. Анализировать кривую производственных возможностей.


8. КОНЦЕПЦИЯ: ПРОИЗВОДСТВО.


ПОНЯТИЯ (термины)

Производство. Прибыль как основной стимул производителя в рыночной экономике. Понятие фирмы и отрасли в экономической теории. Мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.

^ Производство в краткосрочном периоде. Фиксированные (постоянные) и переменные факторы производства.

Стоимость производства (производственные затраты). Фиксированные (постоянные) и переменные затраты. Общие, средние и маржинальные (предельные) затраты. Бухгалтерские и экономические затраты. Необратимые затраты. Кривые затрат в краткосрочном периоде. Эффект масштаба (положительный, постоянный, отрицательный).

^ Выручка и доход фирмы. Валовая, средняя и маржинальная (предельная) выручка фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Условие максимизации прибыли.


УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Вычислять в простейших случаях бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Различать и вычислять фиксированные (постоянные) и переменные затраты. Применять маржинальный (предельный) анализ при определении обьема выпуска, максимизирующего прибыль.


9. КОНЦЕПЦИЯ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.


ПОНЯТИЯ (термины)

Производительность. Производительность факторов производства. Зависимость производительности от количества и качества производственных ресурсов. Закон уменьшения маржинальной (предельной) отдачи (закон убывающей маржинальной (предельной) производительности). Разделение труда. Специализация и взаимозависимость.


УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Вычислять производительность различных факторов на условных примерах. Обьяснять суть закона уменьшения маржинальной (предельной) отдачи.


3. КОНЦЕПЦИЯ:^ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА).


ПОНЯТИЯ (термины)

Производственные ресурсы (факторы производства): трудовые ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал) и предпринимательство. Доходы на факторы производства (факторные доходы, плата за пользование ресурсами): заработная плата, рента, процент и прибыль. Соотношение факторных доходов в экономике России и других стран. Количество и качество производственных ресурсов России в сравнении с другими странами.


11. КОНЦЕПЦИЯ: ^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Обьем продаж. Выручка. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Фиксированные цены. Излишек покупателя и продавца. Рыночный механизм. Регулирующая функция цен. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Взаимодействие спроса и предложения во времени.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Находить равновесные цены и равновесное количество. Анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и/или предложения. Вычислять выручку. Анализировать последствия установления фиксированной цены. Вычислять излишек покупателя и продавца. Применять на практике сведения об изменениях цен, спроса и предложения на рынках взаимосвязанных товаров и услуг. Обьяснять действие рыночного механизма на конкретных примерах.


2. Спрос и предложение.


7. КОНЦЕПЦИЯ: СПРОС.


ПОНЯТИЯ (термины)

Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары и услуги. Факторы, формирующие спрос: предпочтения потребителей, доход, ситуации на рынках взаимосвязанных товаров, ожидания покупателей. Изменение величины спроса и изменение спроса. Взаимосвязь закона убывающей маржинальной (предельной) полезности и формы кривой спроса. Изменение спроса во времени. Индивидуальный и рыночный спрос.

^ Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Определение эластичности по изменению суммарной выручки. Эластичность спроса по доходу. "Нормальные" и "низшие" товары. Перекрестная эластичность спроса по цене.


УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Различать величину спроса и спрос. Читать и строить шкалы и графики (кривые) спроса. Определять характер изменения спроса в зависимости от формирующих его факторов. Прослеживать влияние различных факторов на формирование спроса на российских рынках.

^ Определять эластичность спроса по цене на основании изменения общей выручки. Строить кривую рыночного спроса на основании данных об индивидуальном спросе. Различать, вычислять и использовать дуговую и точечную эластичность.

10. КОНЦЕПЦИЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Предложение. Величина предложения. Шкала предложения, кривая предложения. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства, стоимость производства, норма прибыли, налоги и дотации, технология, ожидания продавцов. Изменение величины предложения и изменение предложения. Взаимосвязь закона убывающей маржинальной (предельной) отдачи и формы кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. ^ Предложение в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Различать величину предложения и предложение. Читать и строить графики (кривые) предложения. Определять характер изменения предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов. Прослеживать влияние различных факторов на изменение предложения на российских рынках. Строить кривую рыночного предложения на основании данных об индивидуальном предложении.

Вычислять и использовать эластичность предложения.


18. КОНЦЕПЦИЯ:^ СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.

Основные принципы классического и кейнсианского анализа макроэкономического равновесия на товарном рынке. Мультипликатор.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Анализировать влияние изменений совокупного спроса и совокупного предложения на равновесие товарного рынка. Определять на условных примерах равновесный уровень ВНП. Вычислять мультипликатор и обьяснять его экономический смысл.


11. КОНЦЕПЦИЯ: ^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Обьем продаж. Выручка. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Фиксированные цены. Излишек покупателя и продавца. Рыночный механизм. Регулирующая функция цен. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Взаимодействие спроса и предложения во времени.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Находить равновесные цены и равновесное количество. Анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и/или предложения. Вычислять выручку. Анализировать последствия установления фиксированной цены. Вычислять излишек покупателя и продавца. Применять на практике сведения об изменениях цен, спроса и предложения на рынках взаимосвязанных товаров и услуг. Обьяснять действие рыночного механизма на конкретных примерах.


3. Потребители.


6. КОНЦЕПЦИЯ: ПОТРЕБИТЕЛЬ.


ПОНЯТИЯ (термины)

Потребление как конечная цель экономической деятельности. Потребитель. Полезность. Общая и маржинальная (предельная) полезность. Закон убывающей маржинальной (предельной) полезности. Рациональное поведение потребителя. Максимизация полезности. Закон равной маржинальной (предельной) полезности на единицу затрат.


УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Уметь вычислять и графически анализировать общую и маржинальную (предельную) полезность.


15. КОНЦЕПЦИЯ: ДОХОД.

ПОНЯТИЯ (термины)

Доход. Источники и составляющие доходов. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством; налоги и трансферты. Измерение степени неравенства доходов.

^ Механизмы социальной поддержки. Прожиточный минимум. Индекс стоимости жизни. Структура доходов населения России, развитых и развивающихся стран.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Различать источники и составляющие доходов. Обьяснять причины неравенства доходов. Анализировать кривую Лоренца и строить ее на условных примерах.

Приводить примеры социальной защиты в России и других странах.


4. КОНЦЕПЦИЯ: ОБМЕН.

ПОНЯТИЯ (термины)

Взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля, бартер. Товары и услуги. Абсолютное преимущество.^ Сравнительное преимущество.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Различать абсолютное и сравнительное преимущество. Определять сравнительное преимущество на условных примерах. Приводить примеры сравнительного преимущества. Вычислять выгоду от обмена на условных примерах.

5. КОНЦЕПЦИЯ:^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Кто получит результаты? Традиционная экономика. Рыночная экономика. Централизованная (командная) экономика. Смешанная экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства. Переходный период в России: экономические проблемы.

^ Собственность, виды собственности: частная, общественная, государственная. Роль частной собственности в формировании экономической системы. Проблемы частной собственности на землю в российской экономике.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике. Приводить примеры различных решений одних и тех же проблем в разных экономических системах.

Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА.

12. КОНЦЕПЦИЯ:^ КОНКУРЕНЦИЯ. СТРУКТУРА РЫНКА.

ПОНЯТИЯ (термины)

Конкуренция и структура рынка. Ценоустановители и ценополучатели. Рынок покупателя и рынок продавца.

^ Рынок совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции. Спрос, предложение и цена на продукцию конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Прибыль конкурентной фирмы и ее максимизация в краткосрочном периоде.

^ Монополия. Естественная монополия. Максимизация прибыли монополиста. Потери покупателя на монопольном рынке. Антимонопольное регулирование.

Монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция: дифференциация продукта, качество, гарантии, обслуживание и реклама.

Олигополия. Сговор и соперничество в олигополии. Картели.

Монопсония.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Определять тип рыночной структуры и приводить примеры различных структур из российской и зарубежной экономики. Понимать особенности ценообразования на рынках разной структуры. Определять обьем продаж и цену, максимизирующие прибыль фирмы на рынках монополии и совершенной конкуренции.

13. КОНЦЕПЦИЯ: ^ РЫНОК ТРУДА.

ПОНЯТИЯ (термины)

Спрос и предложение труда. Причины изменения спроса и предложения труда. Различия в оплате труда и их причины. Заработная плата как часть производственных затрат. Минимальная заработная плата. Дискриминация на рынке труда. Понятие "человеческого капитала".

Профсоюзы. Коллективные договоры. Монопольная власть на рынке труда. Влияние профсоюзов на рынки труда: контроль профсоюзов над предложением труда, влияние профсоюзов на заработную плату и производительность труда.

Трудовые договора и контракты. ^ Права и обязанности наемных работников и работодателей. Мотивация и стимулирование труда.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Строить графики спроса и предложения на рынке труда на условных примерах. Определять влияние изменений на рынках товаров и услуг на рынок труда. Обьяснять причины различий в оплате труда. Обьяснять влияние профсоюзов на ситуацию на рынках труда.

Перечислять права и обязанности наемных работников и работодателей.

14. КОНЦЕПЦИЯ:^ СЛУЧАИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Случаи несостоятельности рынка.

Внешние (побочные) эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Рыночный механизм и экологические проблемы. Способы нейтрализации отрицательных последствий внешних эффектов: административные и экономические.

^ Общественные товары и услуги и их свойства. Проблема "безбилетников".

Государство. Основные направления экономической деятельности государства: обеспечение общественных товаров и услуг, регулирование последствий внешних (побочных) эффектов, поддержка конкуренции.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской экономики.

Приводить примеры общественных товаров и услуг, отрицательных и положительных внешних (побочных) эффектов, а также примеры нейтрализации отрицательных последствий внешних (побочных) эффектов.

^ Часть 3. МАКРОЭКОНОМИКА.

22. КОНЦЕПЦИЯ: ДЕНЬГИ.

ПОНЯТИЯ (термины)

Деньги. Происхождение денег. Функции денег: единица счета, средство обмена, средство накопления. Виды и формы денег. Эмиссия денег. Ликвидность. Денежные агрегаты: М1, М2, М3. Уравнение обмена. Скорость обращения.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

^ Уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономической ситуации. Обьяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции.


24. КОНЦЕПЦИЯ:^ БАНКИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.

ПОНЯТИЯ (термины)

Банки и их функции. Кредитные и депозитные операции банков. Механизм получения банковской прибыли.

^ Банковская система: центральный и коммерческие банки. Функции центрального банка: цели и инструменты. Центральный банк как кредитор коммерческих банков. Система обязательных банковских резервов. Механизм увеличения банками денежной массы. Депозитный мультипликатор. Спрос и предложение денег.

Коммерческие банки. Депозитные операции коммерческих банков: срочные и бессрочные депозиты, чеки и чековые счета, депозитные сертификаты, кредитные и депозитные карточки. Процент по депозиту. Кредитные операции коммерческих банков. Банковский кредит и условия его предоставления. Процент по кредиту. Простой и сложный проценты. Банковские услуги.

Специализированные банки.

УМЕНИЯ (необходимо уметь)

Рассчитывать простой и сложный проценты. Вычислять сумму процентов по депозиту и сумму платы за кредит. Вычислять депозитный мультипликатор на условных примерах.




Похожие:

«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«ГеографияРоссии» (7-9 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«География Земли» (6-7 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«География Земли» (7-8 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«География Земли» (6-7 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Изучение этого курса будет полезно...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» iconСогласовано: Согласовано: Утверждено: Начальник тоу роспотребнадзора Методист му мпц моу заведующая мбдоу петровского района д/с №12 «Рябинка» Карелина С.
Сетка организованной образовательной деятельности в мбдоу детском саду №12 «Рябинка»
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«утверждаю» Методист Маслова Т. В. Директор моу дпос «умц»
Цель: «Совершенствование современного учителя истории, обществознания в рамках реализации национальной образовательной инициативы...
«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Содействие обучающимся в познании своих личностных особенностей, способностей, возможностей через проведение диагностических методик,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов