|
ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» г. Энгельса Саратовской области 413100, , Саратовская область, г. Энгельс, ул. Строительная 32, тел. (8453) 72-39-48, (8453) 72-35-83 _____________________________________________________________________________ Утверждаю Директор школы ______________Е.Л.Слугина Положение об информационно-библиотечном центре 1. Общие положения. 1.1. Информационно-библиотечный центр создан на базе библиотеки муниципального общеобразовательного учреждения как структурное подразделение, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование информационно-библиотечными ресурсами. 1.2. Статус «Информационно-библиотечный центр» (без прав юридического лица) присвоен библиотеке приказом директора общеобразовательного учреждения. 1.3. В своей деятельности Информационно-библиотечный центр руководствуется Указами Президента России, Законами РФ "Об образовании" и "О библиотечном деле", нормативными и регламентирующими документами Министерства образования, региональных и местных органов управления образования, Уставом общеобразовательного учреждения и данным Положением. 1.4. Положение об информационно-библиотечном центре разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законами РФ "Об образовании" и "О библиотечном деле", а также Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденном Министерством образования РФ. 1.5. Положение об информационно-библиотечном центре вступает в силу после его утверждения директором общеобразовательного учреждения. 1.6. Деятельность информационно-библиотечного центра отражена в Уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 1.7. Цели информационно-библиотечного центра общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.8. Деятельность информационно-библиотечного центра основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.9. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением об информационно-библиотечном центре общеобразовательного учреждения, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения. 1.10. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество информационно - библиотечного обслуживания. 1.11. Организация обслуживания участников общеобразовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. ^ 2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (компакт-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации. 2.4. Совершенствование предоставляемых информационно-библиотечным центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 2.5. Создание в общеобразовательном учреждении информационно-библиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами. ^ 3.1. Формирует информационные и библиотечно-библиографические ресурсы общеобразовательного учреждения как единый справочно–информационный фонд. 3.2. Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации. 3.3. Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций. 3.4. Аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших рефератов и работ обучающихся и др.). 3.5. Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 3.6. Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации. 3.7. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки, электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения. 3.8. Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.). 3.9. Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 3.10. Предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей. 3.11. Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации; содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией. 3.12. Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности. 3.13. Организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 3.14. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников. 3.15. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей. 3.16. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; 3.17. Создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам. 3.18. Организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий. 3.19. Осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления общеобразовательным процессом. 3.20. Способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 3.21. Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку. 3.22. Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей. 3.23. Консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся. ^ 4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно. 4.2. Структура информационно-библиотечного центра: абонемент, читальный зал, книгохранилище, конференц-зал. 4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе информационно-библиотечных ресурсов в соответствии с учебными и воспитательными планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.4. Спонсорская помощь, полученная информационно-библиотечным центром в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы информационно-библиотечного центра, подписку профессиональных изданий, комплектование фондов документов. 4.5. В целях обеспечения модернизации информационно-библиотечного центра в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает информационно-библиотечный центр: - гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; - современной оргтехникой и необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования информационно-библиотечного центра; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.6. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества информационно-библиотечного центра. 4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда информационно-библиотечного центра, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности информационно-библиотечного центра несет руководитель общеобразовательного учреждения. 4.8. Режим работы информационно-библиотечного центра определяется заведующим информационно-библиотечного центра в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При распределении режима работы информационно-библиотечного центра предусмотрено: - два часа рабочего времени выделять на выполнение внутри библиотечной работы; - одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится. 4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством информационно-библиотечный центр общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками города и района. ^ 5.1. Управление информационно-библиотечным центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения. 5.2. Общее руководство деятельностью информационно-библиотечного центра осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения. 5.3. Руководство информационно-библиотечным центром осуществляет заведующий информационно-библиотечного центра, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности информационно-библиотечного центра в соответствии с функциональными обязанностями, трудовым договором и Уставом общеобразовательного учреждения. 5.4. Заведующий информационно-библиотечным центром назначается руководителем общеобразовательного учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.5. Методическое сопровождение деятельности информационно-библиотечного центра обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием. 5.6. Заведующий информационно-библиотечным центром разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: - правила пользования информационно-библиотечным центром; - структуру и штатное расписание информационно-библиотечного центра, которые утверждает директор школы в пределах фонда оплаты труда, утвержденного по ГОСТ стандарту; - планово-отчетную документацию; - технологическую документацию. 5.7. Порядок комплектования штата информационно-библиотечного центра общеобразовательного учреждения разрабатывается на основе выполняемых и планируемых объемов работ с использованием Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в информационно-библиотечном центре и регламентируется его Уставом. 5.8. В целях обеспечения дифференцированной работы информационно-библиотечного центра могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист. 5.9. На работу в информационно-библиотечный центр принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.10. Работники информационно-библиотечного центра могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение информационно - библиотечной и педагогической деятельности осуществляется работником информационно-библиотечного центра только на добровольной основе. 5.11. Трудовые отношения работников информационно-библиотечного центра и общеобразовательного учреждения регламентируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Заведующий несет полную ответственность за результаты деятельности информационно-библиотечного центра в пределах своей компетенции. ^ 6.1. Работники информационно-библиотечного центра имеют право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и Положении о информационно-библиотечном центре общеобразовательного учреждения; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования информационно-библиотечного центра общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями информационно-библиотечному центру; - вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников информационно-библиотечного центра за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников информационно-библиотечного центра; - участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом этого учреждения; - иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций и союзов. 6.2. Работники информационно-библиотечного центра обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами информационно-библиотечного центра; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотечных услуг; - обеспечить научную организацию фондов и каталогов; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; - обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизации, размещение и хранение; - обеспечить режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; - отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения; - повышать квалификацию. ^ 7.1. Пользователи информационно-библиотечного центра имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых информационно-библиотечным центром услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом информационно-библиотечного центра; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; - участвовать в мероприятиях, проводимых информационно-библиотечным центром; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 7.2. Пользователи информационно-библиотечного центра обязаны: - соблюдать правила пользования информационно-библиотечного центра; - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе информационно-библиотечного центра, расположения карточек в каталогах, картотеках; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении информационно-библиотечного центра; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника информационно-библиотечного центра. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов); - возвращать документы в информационно-библиотечный центр в установленные сроки; - заменять документы информационно-библиотечного центра в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования; - полностью рассчитаться с информационно-библиотечным центром по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 7.3. Порядок пользования информационно-библиотечного центра: - запись обучающихся общеобразовательного учреждения в информационно-библиотечный центр производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту; - перерегистрация пользователей информационно-библиотечного центра производится ежегодно; - документом, подтверждающим право пользования информационно-библиотечным центром, является читательский формуляр; - читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом информационно-библиотечного центра: - пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; - максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия – на год; - научно-популярная, познавательная, художественная – 15 дней, - периодические издания, издания повышенного спроса – 3 дня; - пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: - документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; - энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. |