Цель: Обучающая цель icon

Цель: Обучающая цель



НазваниеЦель: Обучающая цель
Дата конвертации19.09.2012
Размер78.4 Kb.
ТипУрок

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №18» г.Энгельса

Саратовской области

Н.Н.Харитонова


Урок русского языка в 5 классе


Тема: «Правописание ы – и после ц»


Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложноподчиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

^ 2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: «светофоры» (красный – «неправильно», зелёный - «правильно»), сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмам, проектор.


Х о д у р о к а.


  1. Организационный момент

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.


Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

- Ушки внимательно слушают и все (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

- посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.


Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны.
Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.


- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.



  1. ^ Лингвистическая разминка

- В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук

1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль - [ц]).

- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.


- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: 1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.


- Укажите слово, соответствующее схеме:

1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.


- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое

2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н

3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать


  1. ^ Проверка домашнего задания

Проводится работа аналогичная домашней.


Работа в парах

  1. Буквы з – с на конце приставок:

Бе…болезненный бе…граничный

Бе…шумный ра…гадать

Ра…пилить бе…конечный

Ра…валиться ра…гадать

Бе…чувственный ра…носить

Ра…мотреть ра…писание

Бе…жалостный ра..жимать

Ра…спросить бе…сердечный


  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения

Полил сильный дождь и земля быстро намокла.

(^ Самопроверка по ключу, выставление оценок)



  1. Опрос работающего у доски по карточке


К а р т о ч к а

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.


Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

^ Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.



  1. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

акация улицы

цирк Синицын

цыплёнок

- Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы]).

- А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).

- Цы и ци.

- Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.

- «Правописание ы – и после ц».

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:

цы ци




1. 1.

2. 2.


- Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.


Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы.


- Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

- По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

- Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

- Значит, и цыплёнок пишется через ы.

- Почему?

- Потому что цыплёнок – курицын сын.

- Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц.

Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова


^ Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках.


- А где ещё одно слово?

- Да, где цыц?

- Сейчас будет.


^ Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.


- Ну что, цыплята, вам всё понятно?


^ Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

- Теперь составим табличку


цы ци




1. -ы 1. -и

2. -ын 2. -ция

3. 4 слова искл.


- К сожалению. Правило в стихотворениях неполное. Давайте прочтём ġ38 и дополним табличку. Дети читают.

- Что нового вы ещё узнали? (В словах на –ция всегда пишется и).


- Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.


^ БУКВЫ И - Ы ПОСЛЕ Ц


1) Слово на – ция?


да нет


и 2) В какой части слова буква?

станция


в окончании, в суффиксе в корне

ы 3) Слово-исключение?


улицы да нет

Синицын

ы и


цыган цирк

на цып очках

цыплёнок

цыц


  1. ^ Закрепление изученного

  1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.

Учитель графически обозначает орфограмму.


^ Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.


  1. Предупредительное осложненное списывание.

Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.


^ Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…


Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)


  1. Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.

(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)


  1. Точная выдержка из произведения. (Цитата)

  2. Коренной переворот в жизни общества. (Революция)

  3. Встать на кончики пальцев. (На цыпочки

  4. Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)

  5. Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)

  6. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)

  1. Словарная работа (знакомство с новым словом)

Порядок работы со словом:

  1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.

  2. Слово проговаривается 2 раза орфографически.

  3. Учитель записывает слово на доске.

  4. Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.

  5. Записывается лексическое значение слова.

  6. Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)

  7. Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)




  1. Объяснительный диктант


Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.


  1. Самостоятельная работа

Упражнение 336.


  1. Итог урока

- Что повторили сегодня?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.






Похожие:

Цель: Обучающая цель iconЯ понял жизни цель и чту Ту цель, как цель, и эта цель

Цель: Обучающая цель iconУрок №24 10 класс Тема урока: «Линейные массивы»
Цель урока: 1 обучающая: Познакомить учащихся с понятием структурированных переменных, их особенностями; ввести понятие массива
Цель: Обучающая цель iconТема: Русская (Восточно – Европейская) равнина. Цель
Цель: формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины
Цель: Обучающая цель iconПрактическая работа: «Создание анимации с помощью графического редактора» Цель
Цель: Создать графический анимированный файл, используя теорию относительности движения
Цель: Обучающая цель iconПрактическая работа: «Создание анимации с помощью графического редактора» Цель
Цель: Создать графический анимированный файл, используя теорию относительности движения
Цель: Обучающая цель iconТема урока: «Основы логики. Алгебра высказываний»
Цель урока: обучающая Познакомить учащихся с основными понятиями логики, алгебры высказываний, с основными законами логики при упрощении...
Цель: Обучающая цель iconТема урока: «Основы логики. Алгебра высказываний»
Цель урока: обучающая Познакомить учащихся с основными понятиями логики, алгебры высказываний, с основными законами логики при упрощении...
Цель: Обучающая цель iconКлассный час "Алкоголь это порождение варварства" Цель
Цель: показать истоки и причины распространенности потребления алкоголя и обсудить меры борьбы с этим явлением
Цель: Обучающая цель iconУрок по английскому языку в 11 классе по страноведческой теме «New Zealand»
Учебная цель: основная – провести практикум аудирования, чтения, письма; сопутствующая цель – повторение видовременных форм
Цель: Обучающая цель iconЗанятие «Паспорт здоровья» Цель
Цель: приобщить ребенка к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов