Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» icon

Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка»



НазваниеУрок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка»
Дата конвертации12.09.2012
Размер91.29 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка»

Тип урока – урок совершенствования полученных знаний.

Цель урока: совершенствование представлений обучающихся о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Задачи:

  • повторить основные функции языка;

  • совершенствовать речевые навыки, вырабатывать умения вычленять основную мысль текста, определять его стиль и тип, выражать свое собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, аргументировать ее с привлечением информации из текста;

  • повторить основные виды орфограмм, фонетический и морфемный разборы;

  • обогащать словарный запас, расширять кругозор.

Оборудование урока: презентация, учебники, лист самоконтроля, рабочий лист обучающегося.

План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Лексико-орфографическая разминка - 3 мин.

  3. Сообщение темы и цели урока – 1 мин.

  4. Работа по теме урока - 25 мин.:

  • Определение языка

  • Основные функции

  • Выполнение упражнения № 24

  • Выполнение упражнения № 26

  • Комплексный анализ текста

  • Самостоятельная работа

  1. Итог урока - 3 мин.

  2. Рефлексия – 4 мин..

  3. Задание на дом - 3 мин.



Ход урока

Слайд 1.

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин

-Как вы понимаете слова Карамзина? Какова основная мысль данного высказывания?

(автор восхваляет родной язык, говорит о богатстве и красоте языка)

-Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Он поможет нам выполнить и лексико-орфографическую работу, а о чем мы будем говорить на уроке, вы узнаете после того, как напишете словарь. У каждого из вас есть рабочий лист, в котором вы выполняете все задания по ходу урока.

Лексико-орфографическая работа: филология, университет, намерение, композиция, цивилизация, иллюстрация, инверсия, языкознание, значение, контекст, анафора.

Слайд 2.


- А теперь посмотрим, что получилось. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. Запишите тему.

Слайд 3.

И сегодня на уроке мы с вами вспомним основные функции языка.

- Начнем по порядку.

-Дайте определение языка.

( Различные варианты ответов детей и сообщение ученика: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе)

-Какую основную функцию выполняет язык в человеческом обществе?

( Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.)

-Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.

Сообщение ученика.

Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение.

-Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас?

-Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей. Полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

-Не станем дальше рисовать эту фантастическую картину: невозможно даже предугадать все последствия, которые ожидали бы человеческое общество, если бы вдруг исчез язык, если бы общение стало невозможным.

-Выполним упражнение № 24.

Слайд 5.

-Читаем текст. О чем говорит К.Д. Ушинский?

-На какие части делится текст? Какой прием использует автор для выражения своей мысли?

(синтаксический параллелизм)

-Как части текста соотносятся по смыслу?

-Верно, мы говорим с вами и не замечаем часто, какое богатство имеем – богатство родного слова. Слово изучаем с разных точек зрения. Какие разделы науки о языке помогают нам в этом?

-Вы назвали термины, для какого стиля характерно использование терминологии? (для научного).

-Какие особенности научного стиля еще вспомним? (^ Точность, информативность.)

-Можем ли мы сказать, что язык несет и информативную функцию?

–Верно. Язык также является средством сообщения информации, поэтому он выполняет информативную функцию.

-Конечно, это важнейшие функции языка, однако «работа» его в обществе заключается не только в том, чтобы при его помощи люди передавали друг другу различные сведения. Что еще?

Выполним упражнение № 26.

Слайд 6

-Докажите, что это текст.

К какому стилю он относится? Тип речи? Докажите.

-Какие основные функции указываются в тексте?

-При каком условии может существовать и развиваться язык?

-Почему средства связи, средства сигнализации, которыми общаются животные, не похожи на слова человеческого языка?

- Обратите внимание на последнее предложение. О какой функции здесь идет речь?

-Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества.

- Вспомните стихотворение И.А.Бунина «Слово».

Слайд 7. Ученик читает наизусть.

-Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре, этнической самобытности.

-Подчеркните в этом стихотворении ключевые слова.

-Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать... , – говорил Ф.И.Тютчев.

Слайд 8.

«По отношению каждого человека к своему языку можно соверше..о точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Исти..ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его бе..различие к языку об..ясняет(?)ся полнейшим бе..различием к прошлому и будущему своего народа». К.Г.Паустовский

-Какова основная мысль этого высказывания?

Выполнение заданий в рабочих листах.

-Объясните орфограммы, знаки препинания.

В это время 2 человека к доске: 1 – записать транскрипцию слов язык, любовь, его.

2.- морфемный разбор: ценности, объясняет, полнейшим.

3 на месте – определяет, какие виды орфограмм повторяем.

Проверка. Молодцы.

-Какое предложение здесь ключевое? Выпишите это предложение в тетрадь. Какая проблема волнует автора?

-О какой функции можно сказать, прочитав высказывание Паустовского?

-В этом тексте реализована экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.

-Что такое экспрессивность?

(Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.)

Напишите 5-10 предложений, подтверждающих главную мысль данного высказывания (мини-сочинение).

-Хорошо, молодцы. Ваши работы показывают, что и вас волнует данная проблема.

-Мы уже убедились, что в языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности?

- Экспрессивность тексту придают лексические повторы; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние говорящего.

Работа в группах. Задание: Найдите соответствия:

Художественные средства

  1. Анафора

  2. антитеза

  3. гипербола

  4. градация

  5. оксюморон

  6. парцелляция

  7. сравнение


а) Сотни, тысячи, миллионы человеческих жизней можно было бы спасти, если бы внезапное озарение этого гения было понято равнодушным временем.

б) Именно этот клочок земли он любил всей душой. Самозабвенно. До судороги.

в) Каждый хочет найти свое место в жизни, каждый стремится к счастью. Давно прошли те времена, когда человек не отделял себя от природы, давно уже почувствовал себя самым сильным и самым умным.

г) Будто добрый волшебник, он распахнул перед читателями неведомый мир красоты и гармонии. Он принес людям пылающую правду и, словно горящий факел, пронес ее через всю свою жизнь.

д) Нет людей обыкновенных, в каждом таится что-то удивительное, необычайное. Все он изведал: и горе, и радость, оглушительные поражения и триумфальные победы.

е) Но не все люди смогли нести тяжелые оковы рухнувшей на них свободы. Это был уже не человек, а живой труп, бесчувственный ко всему, что его окружает.

ж) Его величие не знало пределов: он был равен всему остальному человечеству, ему послушно прислуживала вечность, которая спешила отметить каждый шаг этого титана в книге бессмертной памяти.

-Мы не назвали еще функцию, которая нам уже знакома. Это внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей. Что это?

( Рефлексия - проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности)

-Таким образом, язык, речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии. А как же называется такая функция языка и речи?

(рефлексивная)

Подведем итог.

Слайд 9.

-Какие функции языка мы с вами определили? В чем они выражаются?

^ Функции языка и речи

Коммуникативная функция

Язык – средство связи между людьми

Информативная функция

Язык – средство сообщения информации

Культурно-историческая функция

Язык – хранитель исторической памяти народа

Этническая функция

Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

Экспрессивная функция

Язык служит для передачи чувств и эмоций

Рефлексивная функция

Речь для человека – это средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии
^

Слайд 10. Рефлексия. «Заверши тезис»


Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму …

Домашнее задание:

1. Всем: § 1.

2. 1 группа: составить цитатный план § 1;

^

2 группа: написать сочинение-эссе на тему «Умеют ли животные говорить?»;

3 группа: написать сочинение-эссе на тему «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»;

^

4 группа: подобрать пословицы со словами речь и слово.

Выставление оценок


Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева, который продолжает мысль, высказанную Карамзиным: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»


Резерв

Легенда о языке. (Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе [3].

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое

«Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов).

Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор не известен).

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!


Урок русского языка в 10 классе


Тема: «Функции языка»


Провела Коваленко Н.М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 20» г. Энгельса Саратовской области


2009 г.




Похожие:

Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconПлан-конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко М. В. Тема урока : Устаревшие слова. Цели урока
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconОткрытый урок русского языка в 5а классе моу сош №32 г. Энгельса на районном семинаре, проведённый учителем Бариновой Л. А. Тема
Открытый урок русского языка в 5а классе моу сош №32 г. Энгельса на районном семинаре, проведённый учителем Бариновой Л. А
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок английского языка во 2 классе Тема: «авс мой лучший друг»
Шуструйская Светлана Сергеевна, учитель английского языка моу «Туринская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок английского языка во 2 классе Тема: «авс мой лучший друг»
Шуструйская Светлана Сергеевна, учитель английского языка моу «Туринская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема урока : Сочетания жи и ши. Цель: формирование у учащихся первоначальных знаний в области орфографии. Задачи
Минутка чистописания в тетради «Русский язык» №2 (Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина) с. 6
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок русского языка в 7 классе (учитель Колотюк Н. Е. (10 кл.))

Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок русского языка в 4 классе Программа «Начальная школа 21 века»
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глагола»(использование икт, здоровьесберегающих, игровых технологий, технологии совершенствования...
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «дательный падеж». Цель: 1). Углубить знания детей о Д. п. (познакомить с предлогами и вопросами дательного падежа)
Оборудование: магнитофон, дидактические игры, сигнальные карточки, вопросы и предлоги Д. п
Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка» iconВторостепенные члены предложения Обстоятельство урок русского языка в 8 классе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов