«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б icon

«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б



Название«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б
Дата конвертации12.09.2012
Размер147.78 Kb.
ТипВикторина

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника.


Игровое занятие

«Через века, через года…»

3-й класс


Разработка учителя МОУ СОШ №20 г.Энгельса

Мироновой В.Б.


2011г.

Имя человека – самый сладостный

и самый важный для него звук

на любом языке.

 Дейл Карнеги


Цель

Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника путем передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; восстановления связи с родовой и семейной памятью; духовно-нравственного становления личности.

Задачи.

  1. Ознакомить учащихся с историей появления имен на земле.

  2. Показать роль и значение христианских традиций и обычаев в определении имени человека.

  3. Способствовать формированию духовно-нравственной культуры школьников, умения слушать, понимать, развивать интерес к традициям русского народа, к истории своего рода.

Подготовительная работа.

  1. Подготовить рассказы об истории имен.

  2. Подготовить викторину для учащихся по теме занятия.

  3. Провести анкетирование учащихся по теме «Имя».



Оборудование.

  1. Элементы театрализации.

  2. Тексты для чтения.

  3. Викторина для учащихся.

  4. Выставки рисунков, энциклопедий, книг, знакомящих учащихся с миром имен людей.

  5. Портреты выдающихся людей.

  6. Мяч для игры.

  7. Презентация.



Ход занятия.

Вступительная часть.

1. Спокойная музыка. Дети кладут горошину на ладони и размышляют, на что она похожа.

Что представили, что увидели? (Ответы детей)

Сравнение с землей.

- А сколько человек живет на нашей планете? (более 6 миллиардов)

Вывесить число 6 миллиардов на карту мира.

- Это - очень много. Но каждый человек – это целый мир. Каждый человек имеет свое собственное имя.

2. 1-ый чтец: Дорогие друзья!

                   Наташи и Саши,

                   Татьяны и Иваны,

                   Жени и Кристины

                   И многие другие,

                   Сегодня требуется нам

                   Исполнить оду именам.

2-ой чтец: Сегодня праздник посвящаем

                   Нашим мудрым именам.

 3-ий чтец: Согласно словарю В.И. Даля, имя – это названье, наименованье, слово, которым зовут личность. Имя выделяет конкретного человека из общей массы, отмечает его особенность, уникальность.


Ведущий:   Тема нашего занятия «Через века, через года…». Сегодня речь пойдет о разнообразии, происхождении и роли имен в нашей жизни. А эпиграфом по праву будем считать высказывание Дейла Карнеги «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».

Игра на флейте(ученица)

 ^ Основная часть.

  1. Рассказ учителя о своем имени.

Имя Тамара древнееврейского происхождения, от имени Тамар (финиковая пальма).
Имя Тамара, ранее довольно распространенное, резко утратило свою популярность, но на селе еще встречается нередко.

Тамара Грузинская, царица. Она была кроткой, трудолюбивой, религиозной. Девиз Тамары - милость и правда. В ее царствование не было смертных казней и телесных наказаний. Тамара заботилась и о духовном развитии страны. Она покровительствовала поэтам и писателям, строила много храмов и крепостей по всей Грузии. Христианство среди кавказских горцев распространились благодаря энергии и заботам Тамары. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзия.

^ Монастырь Вардзия последнее земное пристанище Царицы Тамар Багратиони Благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Память ее празднуется дважды: 1 мая - день преставления, и вторично в Неделю жен-мироносиц (переходящее празднование). Церковь причислила ее к лику святых.

^ Тамара, очень редкое имя, и я ношу его с удовольствием! В моей жизни не было такого ни разу, чтобы в школе, на работе или еще где, это имя повторялось дважды! Я очень люблю свое имя и благодарна своим родителям, что они меня так назвали.

^ 2. Работа детей в группах.

Задания.

- Значение имени для человека является очень важным. Имя – это мир человека, каждому приятно, когда его называют по имени. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережет его, старается сделать так, чтобы его имя произносилось с любовью.

Мы составили карту имен нашего класса с их значениями. А также узнали, в честь кого были даны ваши имена и сейчас вы попробуете представить нам мужские и женские имена, используя свои знания об имени.

- разделитесь на две группы – мальчики и девочки;

- подготовьте рассказы об именах;

Предполагаемая работа в группах:

Мальчики рассказывают об именах класса, анализируют 2 имени, читают стихи собственного сочинения.

Девочки рассказывают о значении имен в соответствии с временами года и поют песню про девочку Надю.

^ Информация для гостей.

Происхождение одних имен затерялось в глубине веков, других прозрачно, молодо. Заглянув в словарь, многие могут узнать кое-что новое о происхождении и значении своих имен.  (показать словари)

Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека. Разумеется, если бы это влияние было полным, бесспорным и решающим, то все Иваны и все Наташи жили бы совершенно одинаково. Но говорить о том, что имя в какой-то мере влияет на человека, на его образ жизни и характер, все-таки можно. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб. Но все-таки психологи считают, что анализируя буквы своего имени можно понять и свое назначение в жизни. Я дам вам информацию о значении букв и вы сможете проверить дома, насколько качества вашей личности соответствуют вашему имени.( раздать информацию о буквах).

^ История имени Иван.

Это имя далеко не так однозначно, как может показаться, – слишком много прошло по Руси Иванов . Имя является заимствованным из греческого языка. В нем имя имело другой облик Иоанн, означает «милость Божия». В греческий же имя попало из древнееврейского языка.

Святой Иоанн Предтеча Иван Калита


Иван Грозный

Имея одно и тоже имя характеры и судьбы этих известных людей совершенно различны.


^ 3. Анкета «Кто должен выбирать имя ребенку?»

  1. Отец, так как он глава семьи.

  2. Только мама, так как она его родила.

  3. Оба родителя должны прийти к согласию

  4. Бабушки и дедушки, так как они мудрее.

  5. Нужно собирать семейный совет с участием всех членов семьи.

Чтение, размышление и подведение итогов – «встаньте, кто считает, что…»

5.Рубрика «А знаете ли вы?» как было много веков назад.

1-ый чтец: Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребенка в секрете, чтобы силы зла не могли ему навредить. Иногда ребенку давали два имени: одно, настоящее, не знал никто, кроме родителей, а другое, ложное, было известно всем. Не зря во многих древних сказках и мифологических повествованиях герой скрывает свое имя; .кто выведает его, получает над героем полную власть. 

2-ой чтец: В дохристианские времена существовали самые разные традиции имянаречения. Дитя получало имя в честь старшего в роду, в честь деда или прадеда; иногда – в честь умершего предка. Часто высокая честь придумать младенцу имя предоставлялась только отцу, только матери или только самому старшему родственнику. 

3-ий чтец: Сейчас у нас празднуются дни рождения, а не именины. Не все родители считают нужным совершать обряд, называть ребенка в честь святого. Крестить или не крестить младенца – это личное дело каждого! Но – в шутку или всерьез—каждый волен поздравить друг друга с именинами. Заглянув в календарь, можно узнать, когда у кого праздник. Например: у Анастасии именины 4 января, у Татьяны – 25-ого, у Кристины – 19 февраля, у Евгения – 20 марта, у Веры, Надежды и Любови – 30 сентября, у Олега – 3 октября и т д.

Ведущий.

А знаете ли вы, что:

- самые распространенные имена на земле Анна и Мухаммед?

- имена Инна и Римма изначально были мужскими именами?

- мужских имен гораздо больше, чем женских?

^ 5. Как появлялись имена на Руси?

Рассказы детей об именах.

1-ый чтец: Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Например: Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему и внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Третьяк, Малюта, Меньшик).

2-ой чтец: В христианские времена имянаречение совершалось при крещении. В православных традициях имя подбиралось по святцам (Святцы – это особые книги, в которых записаны имена святых на каждый день): ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет или днем крещения. Так святой становился невидимым покровителем, защитником человека, его ангелом-хранителем. Отсюда появилось такое понятие как «духовное рождение» (в день крещения,  день именин), « телесное» же рождение – это день рождения человека.

3-ий чтец: Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль), место происхождения (Инозем, Казанец), церковное отношение (Грех, Богомол, Игумен). Многие имена стали основой фамилий: Богомол – Богомолов, Кудряш – Кудряшов, Молчан – Молчанов и др. Наши предки пользовались и иносказательными именами; были и княжеские имена (например, Ярослав, Всеволод, Владимир, Ольга и др.).

6. ^ Исторические имена.

- Сегодня мы не можем не вспомнить имена тех людей, которые оставили огромный след в истории.

Подготовленные рассказы детей о князе Владимире и княгине Ольге.

ОЛЬГА. Светлая (скандинав).

Ольга, первая русская святая, супруга князя Игоря происходила из незнатной семьи, была не славянкой, а родилась в семье варяга. Ее варяжское имя - Хельга (или Эльга), русский вариант которого – Ольга.



После смерти Игоря, она оставалась правителем Руси вплоть до своей смерти.

Ольга первой из русских правителей приняла крещение. Чтобы лучше узнать христианство, Ольга отправилась в самую христианскую страну того времени - Византию. Император Византии Константин крестил её. В крещении Ольге было дано имя Елена в честь матери Константина Великого. Многие люди, подражая княгине, приняли православие.

Святая Ольга - предвестница Православия на Руси

По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.



В сильный пожар 1609 года Ольгин крест сгорел, но спустя 14 лет псковичи возобновили его - он и сейчас находится в центре Троицкого собора и является предметом поклонения прихожан (фото справа).

Ольга умерла 11 июля 969 года в Киеве. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю. Русская Православная Церковь, причислив Ольгу к лику святых, установила эту дату Днём её памяти и Днём ангела для всех, кто в крещении наречён её именем.

икона Святых Равноапостольных князей Владимира и Ольги...

^ Владимир I Святославич -др.-рус., киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси, почитается в Православной и Католической церкви. Это имя имеет славянское происхождение, состоит из двух корней: "влад" (владеть) и "мир"- "владеющий миром".



Великая страна Русь его стараниями освещена была светом христианской веры. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси.

Великий князь Владимир избирает религию. В крещении получил христианское имя Василий.

Крещение Владимира. Крещение Руси

Известен также как ^ Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 (по новому стилю 28) июля.

С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.



Памятники Владимиру установлены в Лондоне, на Украине, в России.



Памятник Тысячелетие России, возведённый в Новгороде в 1862.

Памятник Владимиру в Лондоне. Памятник Владимиру Великому в Киеве

Президент РФ одобрил закон, учреждающий новую памятную дату – День Крещения Руси – 28 июля.

1020-летие крещения Руси


^ Имена – «памятники».

Есть люди, чьи имена стали им «памятниками» еще при жизни. С их именами мне хотелось бы познакомить вас тоже. Я прошу вас прочитать эту статью и ответить на вопрос, правда ли, что не имя красит человека, а человек имя?

(дети читают статьи о Сергее Радонежском)

- Почему имя этого человека сохранились через столько веков, и мы говорим о нем в ХХI веке?

- Можно ли считать, что этот человек своими поступками сохранил в истории свое имя?

Сергий Радонежский: как солнце отечеству воссиял

Имя великого Сергия Радонежского, известного в миру под именем Варфоломей, связано с развитием христианства и Русской Православной Церковью. Он жил в нелегкие годы, когда русские люди поднимались на жестокую борьбу с монголо-татарским игом. Сергий наставлял и благословлял князей и воинов на ратный подвиг.
Если говорить о достижениях Сергия Радонежского, то необходимо упомянуть о воздвижении Троицкого Монастыря под Москвой, основателем которого является великий русский монах. Верующим людям монастырь Сергия Радонежского известен как Троицкая Лавра, в которой выросло не одно поколение монахов, настоятелей монастырей.


«Сергию Радонежскому – благодарная Россия» – написано на памятнике преподобному в его родном Радонеже (автор – московский скульптор Вяч. Клыков).

Именно Русская церковь почитает это имя и считает Сергия подвижником русской Земли.

Преподобный Сергий Радонежский, особо почитаемый православными христианами, покровитель всех учащихся. 8-е октября – день его памяти.


Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Нижнем Новгороде



  1. ^ Игра «Назови полное имя» (по скороговоркам)

-У Сени и Сани в сенях сом с усами.(Семен, Александр)

-Дали Грише простокваши, а Глаше – каши.(Григорий, Глафира)

-Валин валенок провалился в проталинок.(Валентина)

-Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки(Тимофей, Трофим)

-Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.(Валерий, Валентина)

-Съел Слава сало, да сала было мало.(Вячеслав)

-В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.(Ефросинья)

-Ест Федька кисель с редькой.(Федор)

-Неделю Емеле прясть короб кудели, а Емелиной дочке – прясть одну ночку.(Емельян)

  1. ^ Имена современные.

Революция и научно-технический прогресс.

После окончания гражданской войны в первой половине 20 века произошли перемены - реже стали устраивать церковные свадьбы, осуществляли положенную гражданскую регистрацию новорожденных. Резкие изменения условий жизни народа после революции привели к своеобразному и необычному "взрыву" в системе личных имен. Народ стал сам имятворцем, создателем новых, ранее не существовавших в русском языке имен. В некоторых научных исследованиях можно встретить даже специальный термин, которым называют личные имена, возникшие в русском языке после революции - "красные имена". Среди них такие женские имена, как Октябрина (от названия месяца октябрь), Майя (от названия месяца Май), Красарма (сокращенное словосочетание "Красная Армия"), Донара ("дочь народа"), Нинель (слово Ленин, прочтенное справа налево), Владилена (сокращение от Владимир Ильич Ленин), Ноябрина (от названия месяца ноябрь), Люция (часть слова революция) Ренат (революция, наука, труд), Май, Труд, Радий и другие.

Научно-технический прогресс помог в возникновении таких новых имен: Электрина, Гертруда, Космодром, Гелий, Атом, Олимпиада и др.

- Инсценировка стихотворения Ю.Благого «Как назвать нам мальчика».

9 Игра в имена.

Дети бросают друг другу мяч, называют имя соседа, а он говорит, что оно значит.

^ 10. Главное имя в мире.

А сейчас я хочу, чтобы вы подумали о том, какое же самое главное имя в мире?

Мать - как имя Бога на устах всех людей.


Бог создал мать из звезд, лучей,

Из капель голубых дождей,

Из белых хлопьев облаков,

Из всех морей, озер, ручьев.

И стал ребенок Бога звать,

Смотря на собственную мать,

И глазки широко открыл –

Он мать как бога полюбил.

Давайте произнесем имена наших мам с любовью (дети называют полные имена мам)

Песня «Лада»

^ 11 Викторина «Угадай, как зовут?»

А сейчас обратимся к литературе. Угадайте имена любимых литературных героев.

Дети делятся на две группы и получают вопросы по – очереди, в заключении подводится итог и называется победитель. Ответы сопровождаются слайдами.

  1. Этот герой живет в Солнечном городе. (Незнайка)

  2. Имя этой девочки – размер ее роста. (Дюймовочка)

  3. Братья –близнецы с необычными и смешными именами. (Чук и Гек)

  4. Имя мальчика из популярной детской книги как у принца Великобритании.(Гарри Потер)

  5. Эта девочка живет в стране чудес. (Алиса)

  6. Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки?(Иванушка и Аленушка)

  7. Как звали девочку из произведения «Волшебник изумрудного города» ( Элли)

  8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

  9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

  10. Как зовут красавицу, которая в сказке носила лягушачью кожу? (Василиса)

  11. Как зовут девочку из стихотворения А.Барто, которая громко плачет? (Таня)

  12. Как зовут мальчика из произведения Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино»? (Федор)

  13. А этот герой любит жить на крыше? (Карлсон)

  14. Как зовут девочку, которую обижала злая мачеха? (Золушка)

^ Итог занятия.

- А теперь еще раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы ее сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Также трудно сохранить и свое доброе имя. Нужно жить в согласии с собой и с другими, совершать только красивые поступки.

^ Правила школы Пифагора (2500 лет назад)

(прочитать, обсудить и принять для себя голосованием)

  • делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться

  • не делай никогда того, чего не знаешь, но научись тому, что следует знать

  • не пренебрегай здоровьем своего тела

  • не закрывай глаз, когда хочется спать, не разобравши своих поступков за прошлый день

(раздать памятки с правилами )


Желаем всем мира, добра и здоровья.

Литература

Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII в. СПб., 1913.

Карташев А. В. Религиозно-социальная реформа князя Владимира.

Федотов Г. П. Канонизация Святого Владимира. Владимирский сборник. Белград, 1938.

Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997.

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.

Войтович Л. Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало XVI в.).

Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.

В. О. Ключевский. Курс русской истории

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич

http://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/

http://sfw.org.ua/index.php?newsid=1148930919

http://days.pravoslavie.ru/name/1007.htm

http://moscowlive.ru/persons_kalita.html

http://svyatoysergiy.ru/troice-sergieva-lavra/page/14/

http://www.calend.ru/person/928/

http://www.rusich1.ru/publ/123-1-0-523

http://www.ustlugasobor.ru/img/articles/18.04.jpg




Похожие:

«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconРазработка праздника «Прощай, 4 класс!» Моу сош №13 Учителя: Коробка С. А. Прядуха Л. Н. Михалевич О. Н. ст. Новоджерелиевская
Ведущий Давайте-же сегодня вспомним все вместе, какими же вы были, эти четыре наших года
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconПубличный отчёт директора моу "сош №3" г. Энгельса Коваленко Г. А. за 2 полугодие 2008-2009 учебного года
Моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Энгельса Саратовской области» открыта в 1960 году
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconУчебник по физике, 11 класс Большая Энциклопедия Школьника Хрестоматия по физике 8-11 класс
Через три года Вильгельм получил диплом, а еще через год защитил докторскую диссертацию в Цюрихском университете. В 1872 году он...
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconВнешний облик героини через лингвостилистический анализ) (внешний облик героини через лингвостилистический анализ)
В класс моу «сош №2» г. Шумерля чр «Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее;...
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б icon"через века, через года, помните!" Так назывался общешкольный конкурс чтецов 1-11-х классов, прошедший 2 марта 2011 года на базе моу «Гимназия №29», в котором приняли участие представители 31 класса
Так назывался общешкольный конкурс чтецов 1-11-х классов, прошедший 2 марта 2011 года на базе моу «Гимназия №29», в котором приняли...
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconЧерез года, через века помните! Трепещущие от лёгкого утреннего ветерка флаги, торжественная
Штаблак-1 в 1944 году. Праздник продолжался весь день и вечер. Возле культурно-досугового центра состоялся большой концерт, в котором...
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconПоложение о проведении соревнований по военно-спортивному многоборью «Покровская застава» среди обучающихся моу «сош №32», «сош №20», «сош №23», «сош №16», «Гимназия №8» г. Энгельса в рамках работы ресурсного центра моу «сош №32»
Соревнования проводятся в большом спортивном зале ресурсного центра моу «сош №32»
«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconУрок по алгебре и началам анализа в 10г классе учителя математики моу «сош №32 г. Энгельса» Логиновой Т. В. по теме : «Показательные неравенства»

«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconУрок по алгебре и началам анализа в 10г классе учителя математики моу «сош №32 г. Энгельса» Логиновой Т. В. по теме : «Показательные неравенства»

«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б iconПлан работы районного методического объединения учителей физической культуры. Руководитель рмо учитель физической культуры моу сош №4 Газарова Марина Размиковна г. Энгельс 2011-2012уч год
Тема: «Достижение нового современного качества общего и среднего образования через эффективное управление образовательным процессом,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов